Упражнения по расстановке знаков препинания. Практикум по пунктуации онлайн. Чтобы лучше запомнить


В школьном учебнике все пунктуационные правила иллюстрируются текстовыми примерами и графическими схемами предложений соответствующего типа. Умение «читать» такие схемы - необходимая предпосылка широкого использования их в обучении пунктуации. Поэтому попытаемся кратко охарактеризовать виды упражнений по пунктуации в той последовательности, которая соответствует основному дидактическому принципу от простого к сложному и, следовательно, приведенной выше типологии упражнений; покажем, как включаются в работу приемы использования графических схем при изучении, например, сложных предложений.

I. Упражнения на готовом языковом материале.

1. Составление схем данных предложений. Каждое записанное предложение сначала графически оформляется, т. е. в нем подчеркиваются главные члены, отмечаются союзы; если предложение сложное, над подлежащими каждой части ставится порядковый номер; только после этого составляется схема, на которой указываются знаки препинания.

2. Выборочное осложненное списывание. В тексте упражнения знаки препинания опущены; ученики находят в нем предложения, которые соответствуют данной схеме, и списывают только их, сразу же в процессе письма расставляя знаки препинания. Вместо 9-10 предложений ученик напишет, предположим, только 2-3, но, прежде чем списать именно эти предложения, он мысленно анализирует их, соотнося структуру каждого из них с данной схемой. Этот прием мы часто используем при выполнении домашних упражнений. Например, задание к упр. 224 может быть предложено в несколько измененном варианте: спишите предложения, соответствующие схеме

3. Выборочный диктант. Проводится так же, как и выборочное списывание, но текст упражнения дети воспринимают не зрительно, а на слух.

4. Предупредительный диктант. Схемы предложений из которых состоит текст диктанта, вычерчиваются на доске в произвольном порядке. Воспринимая предложение на слух, ученики определяют, какой схеме оно соответствует. Диктуя предложение для записи, учитель но схеме поясняет его структуру.



5. Пунктуационный разбор. Готовясь к пунктуационному разбору записанных предложений, ученики графически оформляют каждое из них, вычерчивают соответствующие схемы. Необходимые для работы схемы оформляются также и на доске (до урока учителем или в ходе занятий отвечающим учеником). Далее один ученик (с места) читает предложение, а другой показывает схему, которой оно соответствует, и кратко объясняет постановку знаков препинания. Экономнее по времени второй вариант этого же приема: схемы типов предложений, имеющихся в тексте работы, вычерчиваются на доске до урока, ученики графически оформляют предложения, «читают» первую схему и все соответствующие ей предложения, затем «читают» вторую схему и т. д.

Этот вариант мы широко используем при устной проверке домашних упражнений на расстановку знаков препинания.

II. Упражнения, связанные с изменением текстового материала.

1. Творческое списывание. Разнообразие вариантов заданий в конечном счете сводится к двум основным: 1) изменить предложение так, чтобы оно соответствовало данной схеме; 2) закончить предложение согласно схеме.

Например: 1) данное предложение Придетзима и накроет барсучью норку глубоким снежным сугробом. Схема:
,
Измененное предложение: Придетзима , глубокий снежный сугробнакроет барсучью норку. 2) данное начало предложения: Деревья роняют листья, и... Схема:
Законченное предложение: Деревьяроняют листья, и лесстановится прозрачным .

2. Творческий диктант. Проводится он так же, как творческое списывание, но тексты предложений воспринимаются детьми не зрительно, а на слух.

3. Графический диктант. Прослушав предложение, ученики вычерчивают его схему и ставят на ней соответствующие знаки препинания. Например: Травывысыпали в землю свои семена, и под ветром качаются их голые стебли .

Так как сами диктуемые предложения не записываются, графический диктант дает большую экономию учебного времени и его можно легко сочетать со многими другими видами работ.

III. Изложение с использованием графических схем. Подбирается небольшой текст, достаточно насыщенный предложениями определенных типов. Во время повторного чтения текста ученики соотносят эти предложения с данными на доске схемами, затем в соответствии с этими же схемами строят отдельные предложения в своей письменной работе (в изложении).

IV. Грамматическое конструирование - составление предложений по данным схемам и обычно на определенную тему.

Хочется подчеркнуть, что любое упражнение с использованием графических схем будет посильным для детей и принесет желаемые результаты только в том случае, если оно проводится своевременно, уместно, т. е. методически подготовлено системой предыдущих упражнений. Если же только что объяснив пунктуационное правило, мы будем требовать от учеников, например, составления предложений по данным схемам (т. е. пропустив упражнения I, II и III типов, обратимся сразу к IV типу), то, естественно, задание может оказаться и непосильным для детей, и неинтересным, и в конечном счете бесполезным.

При систематической, целенаправленной организации упражнения с использованием графических схем являются незаменимым, высокоэффективным средством формирования прочных пунктуационных навыков, потому что приучают детей к правильной последовательности действий: сначала постараться понять структуру предложения (мысленно начертить его схему), а потом писать, ставя совершенно осознанно соответствующие знаки препинания. (Каждый учитель знает: если ученик идет обратным путем, т. е. сначала пишет, а потом расставляет знаки препинания, то он никогда не избавится от обилия пунктуационных ошибок.)

Упражнения с использованием графических схем, являясь элементом программированного обучения, способствуют развитию абстрактного мышления детей, активизируют их познавательную деятельность и благодаря этому позволяют наиболее экономно и рационально расходовать учебное время на уроке.

Все перечисленные выше принципы преподавания пунктуации в школе в полном мере относятся к методам и приемам преподавания пунктуации в среднеобразовательной школе Беларуси.

Эти базовые принципы преподавания пунктуации явственно наличествует в учебнике по русскому языку (учебное пособие "Русский язык" для 8 класса учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения, 2011 (авторский коллектив Л.А. Мурина, Ф.М. Литвинко, Е.Е. Долбик)) и предполагаются при выполнении многих типов упражнений по пунктуации. В этом учебнике (Русский язык: 8 кл.: к учебному пособию "Русский язык" для 8 класса учреждений общего среднего образования с белорус, и рус. яз. обучения, 2011 (авт. Л.А. Мурина, Ф.М. Литвинко, Е.Е. Долбик и др.) / И.А. Москвина. - Минск: Сэр-Вит, 2011. - 168 с.) мы особое внимание уделяем параграфу 45 (задания 302, 303, 305) и параграфам 47-48.

Итак, представим некоторую систематизацию изучаемого:

1. Пунктуационный разбор формирует умение не только находить пунктограмму, но и объяснять выбор и место знака препинания.

Порядок пунктуационного разбора:

  • · сформулировать тезис рассуждения (что требуется доказать);
  • · привести общее правило, в соответствии с которым ставится тот или иной знак препинания;
  • · применить правило к конкретному случаю написания.
  • 2. Наблюдение над синтаксическими конструкциями может проводиться с помощью выразительного чтения, а также переписывания а) неосложненного (объяснить постановку или отсутствие тире между подлежащим и сказуемым, вспомнить правило) и б) осложненного (переписать, расставляя знаки препинания).
  • 3. Обучающие диктанты (предупредительный, комментированный, объяснительный, контрольный, диктант по памяти и др.).
  • 4. Реконструирование (грамматическое видоизменение синтаксических конструкций), например: "Перепишите предложения, располагая причастные обороты после определяемого слова. Расставьте знаки препинания".
  • 5. Конструирование (составление предложений по схемам, опорным словам; по определенной теме, с учетом конкретной ситуации), например:

Составьте сложноподчиненные предложения с данными союзами, определите вид придаточных предложений. Объясните варианты постановки знаков препинания: Вследствие того (,) что; ввиду того (,) что; благодаря тому (,) что.

В зависимости от мыслительных операций и конечного результата вычленяются следующие виды пунктуационных умений:

видеть смысловые отрезки в готовых коммуникативных единицах, а также предвидеть их в создаваемых самим пишущим коммуникативных единицах;

пунктуационно правильно оформлять предложения и текст в соответствии с изученными пунктуационными правилами;

уметь обосновать место и выбор знака (знаков) препинания;

находить пунктуационные ошибки и исправлять их .

В процессе формирования у школьников пунктуационных умений на чужом материале, имеющемся в учебнике или привлекаемом учителем, применяются различные виды списывания и диктанта.

Списывание как вид пунктуационного упражнения

Неосложненное списывание состоит в переписывании дидактического материала в естественном виде, т.е. не имеющем каких-либо синтаксических или пунктуационных изменений.

Осложненное списывание - это переписывание учащимися дидактического материала, содержащего синтаксические или пунктуационные изменения.

При осложненном списывании выполняются следующие пунктуационные задания:

вставить знаки препинания, пропущенные при. (называется смысловой отрезок, например однородные члены);

вставить пропущенные знаки препинания;

переставить такой-то смысловой отрезок (например, придаточное предложение) на другое место и поставить необходимые знаки препинания;

включить в предложение такой-то смысловой отрезок (например, обращение) и поставить необходимые знаки препинания.

  • · Диктант полный
  • · Диктант выборочный
  • · Диктант творческий

Упражнения по пунктуации в связи с составлением отдельных предложений

Составление предложений учащимися играет важную роль в формировании у них пунктуационных умений. Оно обучает школьников упреждению содержания высказывания и средств его языкового выражения, предвидению возможного пунктуационного оформления.

Составление предложений из данных учителем синтаксических элементов (в качестве таких элементов могут быть отдельные предложения, словосочетания);

дополнение данной записи до предложения (эта запись может представлять собой как предложение, так и его часть);

составление предложений по схемам;

составление предложений по опорным словам (словосочетаниям);

составление предложений по данной теме;

составление предложений по ситуации, или "немой" диктант .

Упражнения по пунктуации в связи с составлением текстов

В качестве дидактического материала для этой работы используются готовые тексты, которые школьники пересказывают, и их экстралингвистические знания, на основе которых учащиеся создают свои тексты.

диктант с элементами изложения (сначала учащиеся часть текста записывают под диктовку, оставшуюся часть пишут как изложение);

свободный диктант (пересказ текста по абзацам);

диктант с продолжением;

изложение (пересказ текста, воспринятого в полном объеме; практикуется как подробный пересказ, так и сжатый) .

В процессе обоснования выбора места и самого знака препинания ход рассуждения может быть двояким: от знака (знаков) препинания к выделенному им (ими) пунктуационно-смысловому отрезку и от пунктуационно-смыслового отрезка к знаку (знакам) препинания. Упражнение, формирующее данное умение, называется пунктуационным разбором.

Пунктуационный разбор, начинающийся от знака препинания, выполняется учащимися в следующей последовательности:

называется знак препинания и определяется его функция;

указывается, двойной он или одинарный;

читается (называется) пунктуационно-смысловой отрезок, выделяемый знаком (знаками) препинания;

обозначаются графически условия выбора знака (знаков) препинания .

Упражнение 386 . Перепишите, расставив знаки препинания.

I. 1. Холмы все мельче и мельче дерева почти не видать Вот она наконец безграничная необозримая степь (Т.) 2. Расчудесное это занятие снегирей ловить (Горьк.) 3. Небольшие домишки огороды переулки кончавшиеся на береговых песках все это выступает яснее в белесой предутренней мгле (Кор.) 4. Ах собака что делает одобряли пляску зрители (Скит.) 5. Грязь была непролазная телега маленькая еле живая лошаденка ушастая как осел слабосильная (Бун.) 6. В воздухе веяла водяная свежесть которая однако мешалась со зноем высокого высокого солнца (Бун.) 7. Днепр волновался и казалось что вся туманная синева Днепра и ночи клубится и дышит холодом морской дали … (Бун.) 8. Орел наконец пошел развив скорость и догнав эскадру занял свое место в строю (Н.-Пр.) 9. Отто медленно пораженный величием окружающего леса шел за бирманцем молча посматривая по сторонам (Тихон.) 10. Тревога Боевая тревога Канун перемен подумал Бахирев Каких Что умрет с этой смертью Что будет жить вечно (Пан.) 11. Капитан-лейтенант Гусельников комиссар дивизиона сторожевых кораблей обосновался на Сенге (Год.) 12. Жених Василий Фрянсков крупный глазастый с крутыми квадратной формы скулами стоял впереди возле кабины (Фом.) 13. На площади Толстого усаженную каннами клумбу медленно огибал грузовик (Первом.) 14. Он Цагеридзе любит открытую светлую а не вынужденную откровенность (Сарт.) 15. Читал я где-то как однажды этот самый Наполеон император французский сказал От великого до смешного один шаг (Сарт.)

II. 1. И я заметив это сомнение выражением лица умолял ее сказать мне все но она сказала Нынче говорят в университете уже мало занимаются науками и подозвала свою собачку Сюзетку (Л. Т.) 2. Там проскакал сломя голову жандарм от губернатора к доктору и всякий знает что ее превосходительство изволит родить хотя по мнению разных кумушек и бабушек об этом заранее знать не следовало бы Все спрашивают что дочку или сына (Гонч.) 3. Начали и мы тропическую жизнь блаженное безделье лежанье в длинных камышовых креслах на палубе в прозрачной полной света тени (Бун.) 4. Совсем стемнело тихо зашептался с лесом дождь А когда мы выбежали на балкон дачи под парусиновый навес к чайному столу освещенному свечами в колпачках дождь уже лил как из ведра (Бун.) 5. Александр Львович прожил большую жизнь Был и придворным куртизаном чин его был обергоф-маршал и директором театров и знаменитым петербургским хлебосолом и как-то не удержался ни тут ни там не осел нигде и ехал сейчас за границу дошучивать свободное время которого кстати было много (Тын.) 6. Гриша маленький быстрый каюр в мягких унтах был молчалив Он невозмутимо сосал трубку и казалось ничего не видел ни Славки ни Колоколова ни оленей ни снующих вокруг ребятишек (Лавров) 7. Словом когда стало известно что правительством деньги на постройку моста Красноярску отпущены и что специалисты мостовики приедут а рабочих город должен выставить своих поднялось прямо невообразимое всем захотелось пойти на это строительство (Сарт.) 8. У стенок и на всем пространстве рейда теснятся суда крейсер лидеры эскадренные миноносцы сторожевые корабли быстроходные тральщики торпедные катера катера охотники основные силы флота (Год.) 9. Только к рассвету когда открылся керченский маяк и берега Крыма поросшие редкой сгоревшей травой мы вошли в зеленый и мутный пролив и шторм утих (Пауст.).

III. 1. Дело большое воевать со шведами грызя чубук проговорил Петр У собеседников насторожившиеся глаза поблескивали каминными огоньками Двенадцать тысяч саксонцев сила добрая Датский флот Гм Рыцари да паны Это еще бабушка в решете видела Шведы шведы Первое в Европе войско Трудно вам что-нибудь посоветовать (А. Н. Т.) 2. Наткнешься на сатирические и философские сочинения господина Вольтера и долго упиваешься милым й манерным слогом перевода Государи мои Эразм сочинил в шестомнадесять столетии похвалу дурачеству манерная пауза точка с запятою вы же приказываете мне превознесть пред вами разум (Бун.) 3. Когда поезд прогремев по туннелям вырвался наконец из желтых гор и как-то с размаху во всю свою даль и синеву развернулось море Леля бросилась к окну вскрикнула потом оглянулась на мать и на глазах ее Анна Петровна увидела неожиданные слезы (Пауст.) 4. Константин проснулся с чувством отлично выспавшегося и отдохнувшего человека с радостным ощущением ясного и теплого утра которое должно было быть в комнате но не размыкая глаз наслаждался и молодым здоровьем своего тела и бодрыми трелями трамвайных звонков с улицы и влажными шлепающими звуками за окнами казалось сбрасывают с крыш мокрый снег и поскрипываньем рассохшегося паркета от движений Аси по комнате и приглушенно тихим голосом радио из-за стены передавали гимнастику а когда открыл глаза то на секунду зажмурился от почти весеннего света и воздуха который имел запах земляничного мыла тончайшей пыли (Бонд.)

IV. 1. Я сказал мальчикам что заблудился и подсел к ним Они спросили меня откуда я помолчали посторонились Я прилег под обглоданный кустик и стал глядеть кругом Картина была чудесная около огней дрожало и как будто замирало упираясь в темноту круглое красноватое отражение пламя вспыхивая изредка забрасывало за черту того круга быстрые отблески тонкий язык света лизнет голые сучья лозника и разом исчезнет острые длинные тени врываясь на Мгновенье в свою очередь добегали до самых огоньков мрак боролся со светом Иногда когда пламя горело слабее и кружок света суживался из надвинувшейся тьмы внезапно выставлялась лошадиная голова гнедая с извилистой проточиной или вся белая внимательно и тупо смотрела на нас проворно жуя длинную траву и снова опускаясь тотчас скрывалась Только слышно было как она продолжала жевать и отфыркивалась Из освещенного места трудно разглядеть что делается в потемках и потому вблизи все казалось задернутым почти черной завесой но далее к небосклону длинными пятнами смутно виднелись холмы, и леса (Т.) 2. Но больше всего на веки вечные запомнил я как нежно гладили они руки твои чуть шершавые и такие теплые и прохладные как они гладили мои волосы и шею и грудь когда я в полусознании лежал на постели И когда бы я ни открыл глаза ты всегда была возле меня и ночник горел в комнате и ты глядела на меня своими запавшими очами будто из тьмы сама вся тихая и светлая будто в ризах Я целую чистые святые руки твои Ты проводила на войну сыновей если не ты так другая такая же как ты иных ты уже не дождешься вовеки а если эта чаша миновала тебя так она не миновала другую такую же как ты Но если и в дни войны у людей есть кусок хлеба и есть одежда на теле и если стоят скирды на поле и бегут по рельсам поезда и вишни цветут в саду и пламя бушует в домне и чья-то незримая сила подымает воина с земли или с постели когда он заболел или ранен все это сделали руки матери моей моей и его и его (Фад.)

Упражнение 387 . Перепишите отрывки, взятые из изданий XIX века, расставляя знаки препинания и заменяя прописные буквы строчными в соответствии с современными правилами.

1. - Как? сказал Юрий ты тот знаменитый гражданин …

И, барин! я просто гражданин нижегородский и ничем других не лучше. Разве ты не видел, как все граждане наперерыв друг перед другом отдавали свои имущества? на мне хоть это платье осталось а другой последнюю одежонку притащил на площадь: так мне ли хвалиться, боярин!

Но разве не ты первый …

Ну, да … я первый заговорил - так что же?.. великое дело!.. нельзя ж всем разом говорить; не я, так заговорил бы другой, не другой, так третий … а скажи-ка, боярин, уж не хочешь ли и ты пристать к нам? ты целовал крест королевичу Владиславу; а душа-то в тебе все-таки русская.

(Загоскин)

2. На вопрос, далеко ли деревня Заманиловка, мужики сняли шляпы, и один из них, бывший поумнее и носивший бороду клином, отвечал: «Маниловка может быть, а не Заманиловка?»

«Ну, да, Маниловка».

«Маниловка! а как проедешь еще одну версту, так вот тебе, то есть так прямо направо».

«Направо?» отозвался кучер.

«Направо» сказал мужик. «Это будет тебе дорога в Маниловку; а Заманиловки никакой нет. Она зовется так, то есть ее прозвание Маниловка, а Заманиловки тут вовсе нет. Там прямо на горе увидишь дом, каменный в два этажа, господский дом, в котором то есть, живет сам господин. Вот это тебе и есть Маниловка, а Заманиловки совсем нет никакой здесь, и не было».

Упражнение 388 . Перепишите стихотворение С. Я. Маршака, расставив знаки препинания.

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ

У последней

На последней

Собралась компания

Знаков препинания

Прибежал

Восклицательный знак

Никогда он не молчит —

Оглушительно кричит

Притащился кривоносый

Вопросительный знак

Задает он всем вопросы

Явились запятые

Девицы завитые

Живут они в диктовке

На каждой остановке

Прискакало двоеточие

Прикатило многоточие

И прочие и прочие и прочие

Заявили запятые

Мы особы занятые

Не обходится без нас

Ни диктовка ни рассказ …

Если нет над вами точки

Запятая знак пустой

Отозвалась с той же строчки

Тетя точка с запятой

Двоеточие мигая

Закричало Нет постой

Я важней чем запятая

Или точка с запятой

Потому что я в два раза

Больше точки одноглазой

В оба глаза я гляжу

За порядком я слежу

Нет сказало многоточие

Еле глазками ворочая

Если вам угодно знать

Я важней чем прочие

Там где нечего сказать

Ставят многоточие

Вопросительный знак

Удивился То есть как

Восклицательный знак

Возмутился То есть как

Так сказала точка

Точка одиночка

Мной кончается рассказ

Значит я важнее вас

Упражнение 389 . Перепишите приведенные ниже отрывки, расставляя знаки препинания, а затем сверьте написанное с оригиналом (для этого желательно взять одно из последних изданий произведений писателя). Исправьте и объясните ошибки, если они будут сделаны, и укажите допустимые правилами пунктуационные варианты.

I. Одна из главных выгод охоты любезные мои читатели состоит в том что она заставляет вас беспрестанно переезжать с места на место что для человека незанятого весьма приятно Правда иногда особенно в дождливое время не слишком весело скитаться по проселочным дорогам брать «целиком» останавливать всякого встречного мужика вопросом Эй любезный Как бы нам проехать в Мордовку а в Мордовке выпытывать у тупоумной бабы работники-то все в поле далеко ли до постоялых двориков на большой дороге и как до них добраться и проехав верст десять вместо постоялых двориков очутиться в помещичьем сильно разоренном селе Худобубнове к крайнему изумлению целого стада свиней погруженных по уши в темно-бурую грязь на самой середине улицы и нисколько не ожидавших что их обеспокоят Не весело также переправляться через животрепещущие мостики спускаться в овраги перебираться вброд через болотистые ручьи не весело ехать целые сутки по зеленоватому морю больших дорог или чего боже сохрани загрязнуть на несколько часов перед пестрым верстовым столбом с цифрами 22 на одной стороне и 23 на другой не весело по неделям питаться яйцами молоком и хваленым ржаным хлебом Но все эти неудобства и неудачи выкупаются другого рода выгодами и удовольствиями.

(И. С. Тургенев. «Лебедянь».)

II. Каштанка потянулась зевнула и сердитая угрюмая прошлась по комнате Она обнюхала углы и мебель заглянула в переднюю и не нашла ничего интересного Кроме двери которая вела в переднюю была еще одна дверь Подумав Каштанка поцарапала ее обеими лапами и вошла в следующую комнату Тут на кровати укрывшись байковым одеялом спал заказчик в котором она узнала вчерашнего незнакомца Рррр заворчала она но вспомнив про вчерашний обед завиляла хвостом и стала нюхать

Она обнюхала одежду и сапоги незнакомца и нашла что они пахнут лошадью Из спальни вела куда-то еще одна дверь тоже затворенная Каштанка поцарапала эту дверь налегла на нее грудью отворила и тотчас же почувствовала странный очень подозрительный запах Предчувствуя неприятную встречу ворча и оглядываясь Каштанка вошла в маленькую комнату с грязными обоями и в страхе попятилась назад Она увидела нечто неожиданное и страшное Пригнув к земле шею и голову растопырив крылья и шипя прямо на нее шел серый гусь Несколько в стороне от него на матрасике лежал белый кот увидев Каштанку он вскочил выгнул спину и в дугу задрал хвост взъерошил шерсть и тоже зашипел Собака испугалась не на шутку но не желая выдавать своего страха громко залаяла и бросилась к коту Кот еще сильнее выгнул спину зашипел и ударил Каштанку лапой по голове Каштанка отскочила присела на все четыре лапы и протягивая к коту морду залилась громким визгливым лаем в это время гусь подошел сзади и больно долбанул ее клювом в спину Каштанка вскочила и бросилась на гуся.

(А. П. Чехов. «Каштанка».)

III. Впереди лодки далеко на горизонте из черной воды моря поднялся огромный огненно-голубой меч поднялся рассек тьму ночи скользнул своим острием по тучам в небе и лег на грудь моря широкой голубой полосой Он лег и в полосу его сияния из мрака выплыли невидимые до той поры суда черные молчаливые обвешанные пышной ночной мглой Казалось они долго были на дне моря увлеченные туда могучей силой бури и вот теперь поднялись оттуда по велению огненного меча рожденного морем поднялись посмотреть на небо и на все что поверх воды Их такелаж обнимал собой мачты и казался цепкими водорослями поднявшимися со дна вместе с этими черными гигантами опутанными их сетью И он опять поднялся кверху из глубин моря этот страшный голубой меч поднялся сверкая снова рассек ночь и снова лег уже в другом направлении И там где он лег снова всплыли остовы судов невидимых до его появления

Лодка Челкаша остановилась и колебалась на воде как бы недоумевая Гаврила лежал на дне закрыв лицо руками а Челкаш толкал его ногой и шипел бешено но тихо

Дурак это крейсер таможенный Это фонарь электрический Вставай дубина Ведь на нас свет бросят сейчас Погубишь черт и себя и меня Ну И наконец когда один из ударов каблуком сапога сильнее других опустился на спину Гаврилы он вскочил все еще боясь открыть глаза сел на лавку и ощупью схватив весла двинул лодку.

(М. Горький. «Челкаш».)

Одним из типов упражнений, предлагаемых в учебниках к разделу «Синтаксис», являются упражнения на постановку знаков препинания . Как правило, в таких заданиях имеется уже готовый текст или набор предложений, над которым нам и предстоит работать. Для успешного выполнения таких упражнений необходимо отличное владение материалом, навыки графического «представления» предложения, собранность, внимательность и усидчивость. Также обязательные компоненты успеха при работе над предложенными заданиями – способность к самоконтролю и самопроверке. Рассмотрим на конкретном примере алгоритм постановки знаков препинания.

1. Читаем предложение:

В закатные вечера Кавказские горы дымились очень далеко на горизонте словно вырезанные из лиловой бумаги и я любил смотреть на оранжевую двуглавую вершину Эльбруса которая на синем небосводе кажется мерцала.

2. Определяем границы каждой части сложного предложения и расставляем запятые. Для этого нужно найти грамматические основы каждой части предложения и примыкающие к ним второстепенные члены.

В закатные вечера Кавказские горы дымились очень далеко на горизонте словно вырезанные из лиловой бумаги1 и я любил смотреть на оранжевую двуглавую вершину Эльбруса (2) которая на синем небосводе кажется мерцала (3).

Итак, в нашем предложении 3 части: 1 и 2 связаны сочинительным союзом и , 2 и 3 – союзным словом которая . Следовательно, между этими частями мы ставим запятые.

В закатные вечера Кавказские горы дымились очень далеко на горизонте словно вырезанные из лиловой бумаги (1), и я любил смотреть на оранжевую двуглавую вершину Эльбруса (2), которая на синем небосводе кажется мерцала (3).

3. Внимательно изучаем каждую часть предложения «в поисках» разнообразных осложнений – однородных членов, обращений, вводных слов и др. Найдя их, расставляем знаки препинания.

В закатные вечера Кавказские горы дымились очень далеко на горизонте |словно вырезанные из лиловой бумаги| (1), и я любил смотреть на оранжевую двуглавую вершину Эльбруса (2), которая на синем небосводе |кажется| мерцала (3) .

В нашем предложении есть причастный оборот. Как мы его нашли? Есть причастие (вырезанные) и зависимые от него слова. Весь этот комплекс стоит после определяемого слова горы и на расстоянии от него. Следовательно, причастный оборот выделяется запятыми. Кроме того, в предложении есть и вводное слово со значением неуверенности кажется , которое стоит в середине предложения, поэтому выделяется запятыми.

В закатные вечера Кавказские горы дымились очень далеко на горизонте, |словно вырезанные из лиловой бумаги| (1), и я любил смотреть на оранжевую двуглавую вершину Эльбруса (2), которая на синем небосводе, |кажется|, мерцала (3).

4. Выполним проверку: в позициях 1 и 2 мы ставим запятые, т.к. запятая ставится между частями сложного предложения. Кроме того, мы выделили причастный оборот и вводное слово.

5. Таким образом, наше предложение принимает вид:

В закатные вечера Кавказские горы дымились очень далеко на горизонте, словно вырезанные из лиловой бумаги, и я любил смотреть на оранжевую двуглавую вершину Эльбруса, которая на синем небосводе, кажется, мерцала.

Надеемся, что эти несложные действия помогут Вам упростить процесс расстановки знаков препинания.

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Под термином "пунктуация " понимают: 1) систему графических внеалфавитных знаков (знаков препинания), образующих вместе с графикой и орфографией основные средства письменного языка; главное назначение этой системы - членение и графическая организация письменного, в том числе печатного текста; 2) правила, кодифицирующие нормы пунктуационного оформления письменного текста, исторически сложившиеся для конкретного языка; 3)раздел языкознания, изучающий закономерности системы пунктуации и нормы употребления знаков препинания. Принципы пунктуации: 1) смысловой - роль пунктуации в понимании письменного текста; 2)грамматический - роль пунктуации в выявлении синтаксического строения письменного текста; 3)интонационный - роль пунктуации как показателя ритмики и мелодики речи; часто данный принцип расценивается как дополнительный. Наряду с указанными направлениями наметилось коммуника­ тивное понимание роли пунктуации - возможность подчеркива­ния в письменном тексте с помощью знаков препинания ком­муникативной значимости слова или группы слов. Цели обучения пунктуации (по М.Т. Баранову): 1) основная цель - достижение учащимися относительной пунктуационной грамотности; 2)познавательные цели - получение знаний по пунктуации; 3)практические цели - формирование пунктуационных умений. Познавательные иели включают : 1) раскрытие назначения пунктуации и знаков препинания; 2)знакомство с основной единицей пунктуации - пунктуационно-смысловым отрезком и типами смысловых отрезков; 3)ознакомление с функциями знаков препинания, условиями их постановки и опознавательными признаками смысловых отрезков, требующих вьщеления их знаками препинания; 4)усвоение пунктуационных правил, включенных в программу. Практические иели : 1) развить у учащихся пунктуационную зоркость; 2)научить детей расставлять знаки препинания в соответствии с изученными пунктуационными правилами; 3)развить умение обосновывать выбор знаков препинания; 4)научить находить пунктуационные ошибки и исправлять их. Пунктуационная норма - это узаконенное специальным правилом употребление или неупотребление на письме знака или знаков препинания в предложении и в тексте. Знаки препинания - особые графические средства для выделения смысловых отрезков в письменной речи.

Классификация знаков препинания обусловлена различием объектов членения (предложение - текст) и позицией употребления знаков препинания.Выбор места для знака и выбор необходимого знака определя­ются условиями действия пунктуационного правила, т. е. особенностями смыслового отрезка : 1) грамматическими (грамматические основы; синтаксические элементы, осложняющие предложение; чужая речь; пропуски связок и членов предложения); 2)семантическими - выражение различных значений смысловыми отрезками; 3)интонационными - ритмомелодическими. В предложении и тексте имеются приметы - опознавательные признаки смыслового отрезка : 1) морфологические (наличие причастий, деепричастий, междометий, союзов, отдельных частиц); 2)синтаксические (наличие нескольких грамматических основ, а также осложняющих простое предложение элементов); 3)звуковые - ритмомелодические; 4)смысловые. Пунктуационное правило - особая инструкция, содержащая пе речень условий выбора места для знака и выбора необходимого знака препинания. Виды пунктуаиионных правил : 1) позитивные - разрешающие постановку знака или знаков препинания; 2)негативные - запрещающие такую постановку.Порядок знакомства со знаками препинания и их функциями: в начальной школе - знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки), а также запятая при перечислении в сложном предложении (перед союзами "а", "но", "что", "чтобы"); в 5 классе - двоеточие после обобщающего слова, знаки препинания при обращении, при прямой речи, тире в начале реплик диалога; в 7 классе - запятые при причастном и деепричастном оборотах, знаки препинания (запятая, восклицательный знак) при междометиях; в 8 классе - знаки препинания в сложном предложении. Работа над интонацией . От уровня развития интонационной культуры зависит уровень развития связной устной и связной письменной речи учащихся. Это нельзя не учитывать при организации обучающей работы над связанной письменной речью (сочинением, изложением). Задание «Подготовьтесь к выразительному чтению» является очень важным. Выразительное чтение как искусство звучащего слова непременно требует подготовки, и анализ текста (речеведческий, языковой, стилистический, композиционно-содержательный) приводит ученика к пониманию, осмыслению авторского замысла. По тому, как ученик читает текст, мы можем судить о глубине его понимания. При подготовке к выразительному чтению идет работа над интонацией текста как целостного речевого произведения. Осмысленное чтение является результатом аналитико-синтетической работы над текстом, направленной на его понимание.

Для формирования умения пунктуационно правильно оформ лять предложения и текст в соответствии с изученными пунктуационными правилами используются следующие упражнения : 1) списывание текстов; 2)диктант; 3)упражнения по пунктуации в связи с составлением отдельных предложений; 4)упражнения по пунктуации в связи с составлением текстов. Виды списывания текстов : 1) неосложненное - без синтаксических и пунктуационных изменений; 2)осложненное - с синтаксическими и пунктуационными изменениями. Упражнения по пунктуации в связи с составлением отдельных предложений : 1) по схемам; 2)опорным словам; 3)данной теме; 4)ситуации; 5)из данных учителем систематических элементов; 6)дополнение данной записи до предложения. Упражнения по пунктуаиии в связи с составлением текстов : 1) диктант с элементами изложения; 2)свободный диктант; 3)диктант с продолжением; 4)изложение; 5)изложение с продолжением или сочинение по данному началу; 6)сочинение по картине (по личным наблюдениям, по литературным произведениям). Формированию умения обосновать место и выбор знака (знаков) препинания служит пунктуационный разбор - объяснение уже расставленных знаков препинания в специально подобранных отрезках или отдельных предложениях, сопровождаемое синтак сическим анализом Основные типы пунктуационных ошибок 1)пропуск необходимых знаков препинания; 2)постановка лишних знаков препинания (один из самых распространенных видов пунктуационных ошибок в школе); 3)ошибки, связанные с неумением учащихся выбрать нужный знак (знаки) препинания. Работа над ошибками включает: объяснение конкретной пунктуационной ошибки; закрепление (на новом дидактическом материале) соответствующего пунктуационного правила. Работе над ошибками может быть посвящен специальный урок. При проверке ученических работ знаком "V" на полях тетради учитель указывает наличие пунктуационной ошибки. Порядок пунктуационного разбора . 1. Назвать и объяснить пунктограмму в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, сочетание знаков). 2. Назвать и объяснить пунктограммы на уровне сложного предложения (знаки препинания между простыми предложениями в составе сложного). 3. Назвать и объяснить пунктограммы на уровне простого предложения. Образец: В приключениях барона Мюнхаузена участвует бегун,1 [который,2 (чтобы не бегать очень быстро),3 привязывает к ногам пудовые гири] Грамматические основы: 1. бегун участвует – грамматическая основа главного предложения 2. который (=бегун) привязывает 3. не бегать (главный член односоставного безличного предложения) Объяснение знаков препинания 1. Точка в конце предложения; в конце предложения ставится точка, так как это повествовательное, невосклицательное предложение, которое содержит законченное сообщение. 2. Знаки препинания между частями сложного предложения; это сложноподчинённое предложение с двумя придаточными: В приключениях барона Мюнхаузена участвует бегун – главное предложение Бегун какой? Который привязывает к ногам пудовые гири – первое придаточное Привязывает с какой целью? Чтобы не бегать очень быстро – второе придаточное 1 - запятая отделяет придаточное от главного;2 и 3 - запятые выделяют придаточное внутри придаточного.

14. Методика работы по развитию речи. Изучение речеведческих понятий. Работа по обогащению словарного запаса учащихся. Работа с текстом. Методика изложения. Типы изложений. Критерии оценки изложения. Методика сочинения. Виды сочинений. Сочинение по картине. Критерии оценки сочинения. Речевые ошибки и речевые недочеты в устной и письменной речи учащихся. Работа по предупреждению речевых ошибок.

Понятие развития речи включает следующее: процесс обучения детей речи; область методики преподавания литературы; одна из главных задач учебного предмета "Русский (родной) язык". Формирование и совершенствование речи учащихся достигаются путем целенаправленной работы по овладению общими для разных высказываний коммуникативными умениями. Ведущая роль в работе по развитию речи учащихся в школе принадлежит русскому (родному) языку и литературе. В методике русского языка вычленяются определенные разделы работы по развитию речи - в соответствии с основными едини­ цами языка, изучаемыми в школьном курсе: звук; части слова; слово; словоформа; словосочетание; предложение; текст. Развитию речи в школе способствует соблюдение требований единого речевого режима. Развитие речи осуществляется по следующим направлениям: 1) обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; 2)овладение нормами русского литературного языка; 3)формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Соблюдение норм литературного языка включает правильное : произношение; образование форм слова; построение словосочетаний и предложений; владение стилистическими возможностями частей речи и синтаксических конструкций, лексической синонимией и синонимией суффиксов и приставок.

Овладение нормами литературного языка - одно из направлений в развитии речи учащихся , включающее систематическую рабо­ ту по устранению из речи учащихся диалектизмов и жаргонизмов и приучение школьников к сознательному анализу своей речи и ре­ чи товарищей в соответствии с указанными нормами. Формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме - одно из основных направлений в развитии речи учащихся. Развитие связной речи предполагает . работу над содержанием, построением, языковым оформлением высказываний (при выполнении специальных упражнений, при подготовке изложений и сочинений); 2)формирование и совершенствование следующих умений: (анализировать тему; уточнять ее границы; определять основную мысль; составлять план; систематизировать материалы; правильно отбирать языковые средства); 3)совершенствование связной устной речи учащихся; 4)предупреждение и устранение различных языковых ошибок; 5)формирование навыков выразительного чтения; 6)совершенствование речевого слуха учащихся. На уроках русского языка учащиеся осваивают речеведческие знания и овладевают соответствующими умениями на основе программных требований. Общие коммуникативные (коммуникативно-речевые) умения необходимы при создании любого речевого произведения. Основные недостатки ученических высказываний: 1. устных и письменных : 1) расширение или сужение темы высказывания; "уход" от предложенной темы; перегрузка высказывания подробностями; 2)отсутствие замысла, основной мысли высказывания или неумение раскрыть ее в полной мере; 3)неумение отобрать нужный для высказывания материал и систематизировать его; 4)отсутствие связи между частями высказывания; 5)несоответствие содержания, композиционной формы и отобранных языковых средств задаче и адресату высказывания, условиям обучения; 6)неоправданное нарушение стилевого единства текста; 2. устной монологической речи : 1) прерывистость; 2)интонационная нерасчлененность речи; 3)отсутствие интонации целого текста; 4)интонационный монотон.

Работа по предупреждению речевых ошибок : - исправление речевых ошибок учителем в тетрадях учащихся;

записи и замечания учителя в тетрадях учащихся (в том числе условные знаки на полях); - классная работа над ошибками общими, типичными - на уроках, на тематических 15- 25 – минутных фрагментах уроков анализа проверенных изложений или сочинений (цель – подготовка школьников к самостоятельному обнаружению и устранению ошибок определённого типа); - индивидуальная и групповая внеурочная работа над отдельными ошибками: их обнаружение, уяснение и исправление; - Система упражнений, языкового анализа текстов на уроках чтения и русского языка, что служит общей основой для конкретной работы над ошибками, допущенными учениками данного класса; - языковые упражнения перед каждым сочинением или изложением с целью подготовки школьников к использованию лексики предстоящего текста, его фразеологии, некоторых синтаксических конструкций; - стилистические замечания, где это возможно, при изучении грамматики; - специальное обучение школьников самостоятельному редактированию (совершенствованию) собственного сочинения изложения.

Обогащение словарного запаса учащихся - одно из направлений в развитии их речи.

Задача школы - всемерное расширение, обогащение словаря учащихся.

Словарь учащихся наполняется при изучении различных школьных предметов, но особая роль в этом принадлежит рус скому языку и литературе.

По определению А.В. Текучева, под обогащением словарного за паса учащихся следует понимать не только количественное его увеличение, но и его качественные изменения , выражающиеся:

    в расширении объема понятий;

    уточнении значений слов;

    ознакомлении с новыми значениями уже известных слов.

Обогащение запаса слов на уроках русского языка обеспечива­ется систематической словарной работой :

    необходимо развивать у школьников умение видеть незнакомые слова;

    воспитывать привычку обращаться за их разъяснением к учителю, а также пользоваться различными словарями-справочниками.

Цели обогащения словарного запаса школьников:

    количественное увеличение слов - прибавление новых слов;

    качественное совершенствование имеющегося запаса слов -

    уточнение лексического значения и сферы употребления известных детям слов;

    замена нелитературных слов литературными;

Обучение умению пользоваться известными и вновь усвоенными словами.

В соответствии с указанными целями в методике обогащения словарного запаса учащихся различаются два направления :

    парадигматическое - работа над словом и его семантическими полями;

    синтагматическое - работа над контекстным употреблением слов.

    общение со сверстниками и взрослыми;

    речь учителя;

    изучение школьных предметов;

    чтение книг, газет и журналов;

    слушание радио, магнитофонных записей;

    просмотр телепередач, кинофильмов, театральных представлений;

    посещение музеев, выставок;

    работа с компьютером и др.

Работа с текстом . Наиболее результативными являются следующие формы и методы организации работы с текстом: комплексная работа с текстом; лингвостилистический анализ текста; «самодиктанты»; сочинение-рассуждение; редактирование текста; различные виды диктантов; интеллектуально-лингвистические упражнения; работа с текстами-миниатюрами; составление синквейнов, кластеров к тексту; коммуникативные и игровые ситуации.

Изложение (пересказ) - вид работы, в основе которого лежит воспроизведение содержания высказывания, создание текста на основе данного (исходного). Изложение может рассматриваться в качестве переходной фор мы связной речи от ответов на вопросы к самостоятельным вы­сказываниям, в школьных условиях принимающей форму сочинений в их различных вариантах. Изложение способствует развитию памяти, логического мыш­ления; обогащению речи словами и оборотами литературного языка. Основные виды изложений: 1) по цели (обучающие; контрольные); 2) по месту оформления работы (классные; домашние); 3) по форме словесного выражения (устные; письменные); 4) по отношению к объему исходного текста (подробные (приближенные к излагаемому тексту); сжатые (передача основных положений исходного текста); 5) по отношению к содержанию исходного текста (полные (содержание исходного текста передается полностью); выборочные (воспроизведение одной из подтем); 6) с дополнительным заданием (ответ на вопрос, высказывание своего мнения; дописать - начало, конец, ввести в текст другие элементы); 7) по восприятию исходного текста (изложение прочитанного, воспринятого зрительно текста; изложение услышанного, воспринятого на слух текста; изложение воспринятого и на слух, и зрительно текста); 7) по степени знакомства с исходным текстом (изложение незнакомого текста (впервые воспринимаемого); изложение знакомого текста (известного ранее); 8) по осложненности языковым заданием - изложение с лексическим, грамматическим, стилистическим и другими заданиями. Основные этапы работы над обучающими изложениями (5- 9 классы): 1)уточнение речевой задачи; 2)вступительное слово об авторе и произведении (при необходимости); 3)чтение текста учителем или прослушивание записи исходного текста; 4)определение темы и основной мысли текста; 5)анализ его содержания и структуры, словарная работа, анализ языковых особенностей; 6)повторное чтение или прослушивание. Критерии оценки изложения . Изложение оценивается двумя оценками: первая – за содержание работы, вторая – за грамотность.

При выставлении оценки за содержание и речевое оформление учитываются требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность). При выставлении второй оценки (грамотность) учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок.

Школьное сочинение - вид творческого задания , создание учащимися текста определенного типа, стиля, композиционной формы. Сочинения среди других видов работы по русскому языку зани мают исключительно важное место. В них с наибольшей силой и выразительностью отражается внутренний мир ученика ; по сочинениям можно проследить развитие школьника, формирование его мировоззрения, отношение к жизни. Сочинение дает возможность судить о знании учеником фактического материала, об умении пользоваться языковыми средствами при оформлении мыслей. Сочинения различаются (по ТА. Ладыженской): 1. по тематике (содержанию) 1) сочинения на темы изучаемых учебных предметов; 2)на темы из жизни (свободные); 3)на основе изучения художественных произведений или знакомства с ними - такие сочинения занимают на уроках литературы особое место, так как основываются на умении анализировать произведение, требуют начальных литературоведческих знаний и навыков; 2. по типу создаваемых текстов 1) сочинения-повествования; 2)описания; 3)рассуждения; 4)сочинение-рассказ; 5)заметка; 6)статья в газету; 7)репортаж; 8)портретный очерк и т. д.; 3. по форме и стилю речи : 1) устные; 2)письменные; 4. по источнику получения материала 1) на основе жизненного опыта; 2)прочитанного; 3)различных художественных произведений. Процесс подготовки к сочинению, как правило, рассредоточен по времени. Подготовка к очередному сочинению может состоять в работе : 1) над словарем, имеющим целью вооружить учащихся необходимой для выполнения сочинения тематически подобранной лексикой; 2)над предложением; 3)над орфографией и пунктуацией. За сочинение ставятся две отметки : 1) за содержание и речевое оформление; 2)грамотность. Содержание и речевое оформление оцениваются с точки зрения : 1) соответствия высказывания теме; 2)достоверности, точности излагаемого, его соответствия жизненной правде; 3)последовательности высказывания; 4)точности, богатства, разнообразия языковых средств; 5)стилевого единства и выразительности речи. Анализ сочинений подготавливает учащихся к необходимой переработке созданного текста, а также к работе над новым сочинением. Сочинение по картине . Сочинения по картинам весьма распространены в школьной практике. Они удобны в организационном отношении, ценны в психологическом отношении, так как явления жизни, изображённые на картине, уже осмысленны художником – человеком большого таланта. Наконец, картина – искусство, через неё школьник приобщается к вершинам культуры.Сочинения по картинам имеют свою типологию: а) описание картины; б) сюжетный рассказ по картине на основе воображения школьников; картина даёт толчок для их фантазии, даёт как бы застывший момент жизни; в) сочинение по серии из 5-6 картин, выполняющих роль картинного плана (это самый простой, доступный вид сочинения по картине); г) сочинение о художнике и об истории создания картины; анализ самой картины даётся в расширенном контексте; д) сочинение по портрету: раскрытие характера героя, изображённого на картине, и мастерства художника, сумевшего воплотить на холсте этот характер (самый трудный вариант сочинения). Урок строится по следующей схеме:1. Краткая вступительная беседа. 2. Самостоятельное рассматривание картины. 3. «Чтение» картины вместе с учителем и словарная работа. 4. Составление плана сочинения. 5. Устный рассказ по картине. 6. Сочинение.







2024 © winplast.ru.