Тема: «Сокровища Земли под охраной человечества». Сокровища земли под охраной человечества Проект сокровище земли под охраной человечества


Семь чудес света

По-ра-зи-тель-ные тво-ре-ния рук че-ло-ве-ка на-зы-ва-ют «Семь чудес света». К боль-шо-му со-жа-ле-нию, мы не смо-жем их уви-деть, они были раз-ру-ше-ны че-ло-ве-ком.

Рис. 1. Ви-ся-чие сады Се-ми-ра-ми-ды (изоб-ра-же-ние вос-со-зда-но с по-мо-щью ком-пью-тер-ной гра-фи-ки ) (Ис-точ-ник)

Ви-ся-чие сады Се-ми-ра-ми-ды (рис. 1) были за-топ-ле-ны.

Рис. 2. Храм Ар-те-ми-ды Эфес-ской () (Ис-точ-ник)

Храм Ар-те-ми-ды Эфес-ской (рис. 2) два-жды раз-ру-ша-ли.

Рис. 3. Ста-туя Зевса Олим-пий-ско-го (копия ) (Ис-точ-ник)

Ста-туя Зевса Олим-пий-ско-го (рис. 3) сго-ре-ла.

Рис. 4. Мав-зо-лей в Га-ли-кар-на-се (изоб-ра-же-ние вос-со-зда-но при по-мо-щи ком-пью-тер-ной гра-фи-ки ) (Ис-точ-ник)

Мав-зо-лей в Га-ли-кар-на-се (рис. 4) разо-бра-ли в XV в. кре-сто-нос-цы для по-строй-ки кре-по-сти.

Рис. 5. Ко-лосс Ро-дос-ский (изоб-ра-же-ние вос-со-зда-но при по-мо-щи ком-пью-тер-ной гра-фи-ки ) (Ис-точ-ник)

Рис. 6. Алек-сан-дрий-ский маяк (макет) (Ис-точ-ник)

Ко-лосс Ро-дос-ский (рис. 5) и Алек-сан-дрий-ский маяк (рис. 6) рух-ну-ли при зем-ле-тря-се-ни-ях.

И толь-ко одно чудо - еги-пет-ские пи-ра-ми-ды (рис. 7) - со-хра-ни-лись до на-ше-го вре-ме-ни.

Рис. 7. Еги-пет-ские пи-ра-ми-ды (Ис-точ-ник)

Всемирное наследие

Чтобы мир не ли-шал-ся в даль-ней-шем бес-цен-ных со-кро-вищ, воз-ник-ла идея объ-явить вы-да-ю-щи-е-ся до-сто-при-ме-ча-тель-но-сти при-ро-ды и куль-ту-ры Все-мир-ным на-сле-ди-ем.

Все-мир-ное на-сле-дие вклю-ча-ет объ-ек-ты при-ро-ды, объ-еди-нен-ные на-зва-ни-ем «Все-мир-ное при-род-ное на-сле-дие», и объ-ек-ты тво-ре-ния че-ло-ве-че-ских рук, объ-еди-нен-ные на-зва-ни-ем «Все-мир-ное куль-тур-ное на-сле-дие». Эти две части нераз-рыв-ны между собой, о чем го-во-рит и эм-бле-ма Все-мир-но-го на-сле-дия (утвер-жде-на в 1978 году) (рис. 8).

Рис. 8. Эм-бле-ма Все-мир-но-го на-сле-дия (Ис-точ-ник)

Круг сим-во-ли-зи-ру-ет при-ро-ду, а квад-рат в цен-тре - тво-ре-ние че-ло-ве-че-ских рук.

В на-сто-я-щее время со-здан Спи-сок все-мир-но-го на-сле-дия (более 900 объ-ек-тов), ко-то-рый еже-год-но по-пол-ня-ет-ся.

Го-су-дар-ство, на тер-ри-то-рии ко-то-ро-го на-хо-дит-ся объ-ект Все-мир-но-го на-сле-дия, берет на себя обя-за-тель-ства по его со-хра-не-нию.

Большой каньон

В Се-вер-ной Аме-ри-ке на-хо-дит-ся Боль-шой ка-ньон (Гранд-Ка-ньон), один из глу-бо-чай-ших ка-ньо-нов в мире (рис. 9).

Водопады Игуасу

Река Ко-ло-ра-до ве-ка-ми про-би-ва-ла себе путь, об-ра-зо-вав огром-ное уще-лье, по дну ко-то-ро-го со ско-ро-стью 20 км/ч мчат-ся ее крас-но-ко-рич-не-вые воды (рис. 10-11).

В Южной Аме-ри-ке рас-по-ло-жен во-до-пад Игуа-су. Это уни-каль-ный ком-плекс из 270 от-дель-ных во-до-па-дов, ко-то-рый имеет ши-ри-ну около 2,7 км. Во-до-па-ды рас-по-ло-же-ны на про-тя-же-нии всей реки (рис. 12-14).

Водопад Виктория

В Южной Аф-ри-ке рас-по-ло-жен один из самых гран-ди-оз-ных во-до-па-дов мира - во-до-пад Вик-то-рия (рис. 15-17). Его ши-ри-на - при-мер-но 1800 мет-ров, вы-со-та - 108 мет-ров. Падая с такой огром-ной вы-со-ты, капли воды раз-би-ва-ют-ся на мель-чай-шие ча-сти-цы во-дя-но-го ту-ма-на, под-ни-ма-ю-ще-го-ся более чем на 400 м и ви-ди-мо-го с рас-сто-я-ния 20 км.

Национальный парк Серенгети

В Аф-ри-ке есть уни-каль-ное место - На-ци-о-наль-ный парк Се-рен-ге-ти, в ко-то-ром со-бра-ны ис-че-за-ю-щие виды жи-вот-ных и рас-те-ний (рис. 18-20).

Рис. 18. На-ци-о-наль-ный парк Се-рен-ге-ти (Ис-точ-ник)

Рис. 19. На-ци-о-наль-ный парк Се-рен-ге-ти (Ис-точ-ник)

Рис. 20. На-ци-о-наль-ный парк Се-рен-ге-ти (Ис-точ-ник)

В гу-стых за-рос-лях ака-ций можно уви-деть сло-нов и жи-ра-фов (рис. 21, 22),

Рис. 21. На-ци-о-наль-ный парк Се-рен-ге-ти. Слоны (Ис-точ-ник)

Рис. 22. На-ци-о-наль-ный парк Се-рен-ге-ти. Жи-ра-фы (Ис-точ-ник)

в са-ванне па-сут-ся аф-ри-кан-ские буй-во-лы, га-зе-ли, ан-ти-ло-пы гну (рис. 23-25),

Рис. 23. На-ци-о-наль-ный парк Се-рен-ге-ти. Аф-ри-кан-ский буй-вол (Ис-точ-ник)

Рис. 24. На-ци-о-наль-ный парк Се-рен-ге-ти. Га-зель (Ис-точ-ник)

Рис. 25. На-ци-о-наль-ный парк Се-рен-ге-ти. Ан-ти-ло-пы гну (Ис-точ-ник)

в за-рос-лях гу-стой травы при-та-и-лись львы и ге-пар-ды (рис. 26-27),

Рис. 26. На-ци-о-наль-ный парк Се-рен-ге-ти. Лев (Ис-точ-ник)

Рис. 27. На-ци-о-наль-ный парк Се-рен-ге-ти. Ге-пард (Ис-точ-ник)

в из-ви-ли-стых реках много бе-ге-мо-тов и кро-ко-ди-лов (рис. 28-29).

Рис. 28. На-ци-о-наль-ный парк Се-рен-ге-ти. Кро-ко-ди-лы (Ис-точ-ник)

Рис. 29. На-ци-о-наль-ный парк Се-рен-ге-ти. Бе-ге-мо-ты (Ис-точ-ник)

Большой Барьерный риф

У бе-ре-гов Ав-стра-лии рас-по-ло-жен Боль-шой Ба-рьер-ный риф, ко-то-рый яв-ля-ет-ся самой боль-шой эко-си-сте-мой в мире (рис. 30-32). Он пред-став-ля-ет собой ко-ло-нию ко-рал-ло-вых по-ли-пов, из ко-то-рых за сотни лет сфор-ми-ро-ва-лись ост-ро-ва, воз-вы-ша-ю-щи-е-ся над по-верх-но-стью оке-а-на.

Рис. 30. Боль-шой Ба-рьер-ный риф (Ис-точ-ник)

Рис. 31. Боль-шой Ба-рьер-ный риф (Ис-точ-ник)

Рис. 32. Боль-шой Ба-рьер-ный риф (Ис-точ-ник)

Здесь оби-та-ет более 400 видов ко-рал-лов, 500 видов рыб, зе-ле-ные че-ре-па-хи, раз-лич-ные мол-люс-ки (ра-ко-ви-ны неко-то-рых из них могут ве-сить более 200 кг) (рис. 33-37).

Рис. 33. Боль-шой Ба-рьер-ный риф. Ко-рал-ло-вые по-ли-пы (Ис-точ-ник)

Рис. 34. Боль-шой Ба-рьер-ный риф. Ко-рал-лы, рыбы (Ис-точ-ник)

Рис. 35. Боль-шой Ба-рьер-ный риф. Ко-рал-лы, рыбы (Ис-точ-ник)

Рис. 36. Боль-шой Ба-рьер-ный риф. Зе-ле-ная че-ре-па-ха (Ис-точ-ник)

Рис. 37. Боль-шой Ба-рьер-ный риф. Ра-ко-ви-на (Ис-точ-ник)

Алтай

В Рос-сии рас-по-ло-же-ны Зо-ло-тые горы Евра-зии - Алтай. Такое на-зва-ние свя-зы-ва-ют с тюрк-ским сло-вом «алтын» - зо-ло-той. Алтай - си-сте-ма самых вы-со-ких хреб-тов в Си-би-ри (рис. 38-40).

Вулканы Камчатки

В Рос-сии на-хо-дит-ся еще один объ-ект Все-мир-но-го на-сле-дия - вул-ка-ны Кам-чат-ки, точ-ное ко-ли-че-ство ко-то-рых невоз-мож-но опре-де-лить (около 1000, 28 из них - дей-ству-ю-щие). Этот район из-ве-стен боль-шим ко-ли-че-ством вул-ка-нов, гей-зе-ров, гор-ных хреб-тов, озер, рек и во-до-па-дов (рис. 41-43).

Озеро Байкал

Жем-чу-жи-ной Си-би-ри на-зы-ва-ют озеро Бай-кал - глу-бо-чай-шее озеро в мире (мак-си-маль-ная глу-би-на - 1637 м) (рис. 44-46). Бай-кал - не толь-ко огром-ный ре-зер-ву-ар прес-ной воды, но еще и место оби-та-ния мно-гих видов жи-вот-ных и рас-те-ний, ко-то-рые не встре-ча-ют-ся боль-ше нигде в мире. На бе-ре-гу озера Бай-кал был по-стро-ен цел-лю-лоз-но-бу-маж-ный завод, за время ра-бо-ты ко-то-ро-го в озеро было сбро-ше-но огром-ное ко-ли-че-ство сточ-ных вод. Чтобы за-щи-тить уни-каль-ные виды жи-вот-ных и рас-те-ний, озеру Бай-кал был при-сво-ен ста-тус объ-ек-та Все-мир-но-го при-род-но-го на-сле-дия.

Абу-Симбел

К объ-ек-там куль-тур-но-го на-сле-дия от-но-сят-ся тво-ре-ния че-ло-ве-че-ских рук.

В Егип-те на-хо-дит-ся храм Абу-Сим-бел, ко-то-рый был спа-сен от за-топ-ле-ния (рис. 47).

Это одна из самых круп-ных ин-же-нер-но-ар-хео-ло-ги-че-ских опе-ра-ци-ей по спа-се-нию объ-ек-та Все-мир-но-го на-сле-дия: храм был ак-ку-рат-но разо-бран и бе-реж-но пе-ре-не-сен в без-опас-ное место. Те-перь мы можем лю-бо-вать-ся ве-ли-че-ствен-ны-ми ста-ту-я-ми храма, вы-се-чен-ны-ми прямо в скале.

Мемфис

Мем-фис - древ-няя сто-ли-ца Егип-та, во-круг ко-то-рой со-хра-ни-лись древ-ние храмы и пи-ра-ми-ды (рис. 48, 49).

Рис. 49. Мем-фис. Некро-поль. Пи-ра-ми-ды. Сфинкс (Ис-точ-ник)

Афинский Акрополь

Афин-ский Ак-ро-поль - еще один объ-ект Все-мир-но-го куль-тур-но-го на-сле-дия. Ак-ро-поль - воз-вы-шен-ная укреп-лен-ная часть древ-не-го го-ро-да. Храм Афины, Пар-фе-нон, - цен-траль-ный объ-ект Ак-ро-по-ля, ве-ли-че-ствен-но воз-вы-ша-ю-щий-ся над го-ро-дом (рис. 50).

Рис. 50. Афин-ский Ак-ро-поль. Пар-фе-нон (Ис-точ-ник)

Тадж-Махал

Тадж-Ма-хал - это па-мят-ник неж-ной любви му-суль-ман-ско-го ко-ро-ля Ве-ли-ких Мо-го-лов Шаха Джа-ха-на к своей жене - ска-зоч-ной кра-са-ви-це Мум-таз Махал. Горюя о своей усоп-шей су-пру-ге, шах при-ка-зал воз-ве-сти ве-ли-че-ствен-ный мав-зо-лей, для по-строй-ки ко-то-ро-го со всего мира съе-ха-лось 20 тысяч луч-ших ма-сте-ров. И через 22 года белые мра-мор-ные ку-по-ла устре-ми-лись ввысь, а сам Тадж, от-ра-жа-ясь в воде, будто парит в небе. Бес-спор-но, это пре-крас-ней-шее стро-е-ние Индии (рис. 51).

Цель урока:

1. Познакомить детей с объектами Всемирного наследия

1. Пробудить в них интерес к чтению познавательной литературы

2. Научить работать с информацией: извлекать её из дополнительного материала, использовать её для решения поставленных задач

3. Формировать у учащихся убеждение о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Учитель. Ребята, сегодня мы узнаем о сокровищах Земли, охраняемых человеком, о Всемирном наследии природы, культуры и о Международной Красной книге.

II. Проверка знаний и умений.

Мы познакомимся с удивительными сокровищами Земли и узнаем о работе людей по охране этих достопримечательностей.

Учащиеся читают самостоятельно.

Учитель. В древности необычные творения рук человека, которые поражали современников своей красотой, размерами, техникой исполнения, называли «Семь чудес света».

Учитель демонстрирует рисунки с изображением семи чудес света:

1. Пирамиды в Гизе (Египет).

2. Висячие сады Семирамиды (Ирак).

3. Могила царя Мавсола (Турция).

4. Храм Артемиды Эфесской (Турция).

5. Статуя Зевса (Олимп, Греция).

6. Родосский колосс (Греция).

7. Фарос, маяк Александрийский (Египет).

Учитель. В настоящее время сохранились только египетские пирамиды. Все прочие чудеса были уничтожены пожарами, землетрясениями, набегами иноземных захватчиков. Великая пирамида Хеопса была построена в период между третьим и четвертым тысячелетиями до нашей эры. Сто тысяч человек в течение 20 лет укладывали 2.300.000 каменных плит, каждая из которых весила около двух тонн. Чтобы поставить одну плиту на место, требовались усилия 40 человек. Пирамида Хеопса – самая высокая из всех египетских пирамид, ее высота – 146 метров.

Чтобы мир не лишался этих бесценных сокровищ, возникла идея объявить выдающиеся достопримечательности природы и культуры Всемирным наследием.

– Какие две части объединены названием «Всемирное наследие»?

Ученики. Всемирное наследие включает объекты природы и объекты творения человеческих рук.

Учитель. Как называются эти две части?

Ученики. «Всемирное природное наследие» – это объекты природы, а объекты творения человеческих рук – это «Всемирное культурное наследие».

Учитель предлагает заполнить схему:

Учитель. Рассмотрите эмблему Всемирного наследия. Как связаны эти две части между собой?

Ученики. Эти две части неразрывны между собой, об этом говорит эмблема «Всемирного наследия». Круг символизирует природу, а квадрат в центре – творения человеческих рук.

Учитель. В настоящее время создан список Всемирного наследия, который ежегодно пополняется. В этом списке есть объекты природы и культуры нашей страны.

IV. Работа по карте в учебнике.

Учитель. Изучим карту-схему на с. 56–57 учебника. Обратите внимание на условные обозначения. Какие объекты природного наследия вы видите на карте? При ответе указывайте материк.

Ученики. Большой каньон (Северная Америка), водопад Игуасу (Южная Америка), водопад Виктория (Африка), Большой Барьерный риф (Австралия), вулканы Камчатки, озеро Байкал (Евразия), Алтай – Золотые горы (Евразия).

Учитель демонстрирует рисунки и фотографии с изображением объектов природного наследия.

Учитель. Назовите объекты Всемирного культурного наследия.

Ученики. Статуя Свободы в Нью-Йорке, храм Абу-Симбел, Мемфис – древняя столица Египта, афинский Акрополь, Венеция, Московский Кремль и Красная площадь, Кижи – деревянные церкви, исторический центр Санкт-Петербурга, Великая Китайская стена.

Учитель демонстрирует рисунки и фотографии с изображением объектов культурного наследия.

Учащиеся выполняют упражнения за учителем.

Быстро к озеру спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились!

Здравствуй, чудо-озеро.

V. Работа над новой темой урока.

Учитель. Кто догадался, о каком чудо-озере говорится в стихотворении?

Ученики. Об озере Байкал.

Учитель предлагает послушать сообщение подготовленного ученика.

Ученики. Расскажу вам про озеро, которое напоминает огромную каменную чашу. Эту чашу наполняют 336 рек, а вытекает оттуда всего одна – Ангара. Это самое глубокое озеро в мире. В некоторых местах глубина его достигает 1642 метра. Если бы мы решили измерить эту глубину, то нам понадобился бы шест размером с три Останкинских телебашни.

Байкал так велик и могуч, что местные рыбаки его называют морем. Как и в настоящем море, здесь бывают и свирепые бури, штормы. Говорят, будто название «Байкал» значит «богатое озеро». Что ж, оно и впрямь богатое: в его водах много ценной рыбы, по берегам стоят дремучие леса, в глубине окружающих его гор – залежи полезных ископаемых. Да и сама по себе байкальская вода – великое богатство. Байкал – это самая большая в мире чаша с самой пресной водой. Вода в Байкале такая прозрачная, что зачастую с лодки можно увидеть на тринадцатиметровой глубине камни, песок. В Байкале много таких животных, которые нигде не встречаются. Здесь и байкальский тюлень, и глубоководная рыбка голомянка, и байкальский омуль.

Учитель. Вот мы и должны это чудо природы, это богатое рыбой и вкусной холодной водой чудо природы таким сохранить навсегда.

Учитель. Внимание! Из экологического центра пришла телеграмма.

Учитель читает текст:

Что небо без птиц – не небо!

А море без рыб – не море!

И земля без зверей – не земля!

Сохраните нас, друзья!

Ученики. Ребята, как вы думаете, кто мог прислать эту телеграмму?

Ученики. Исчезающие виды растений и животных.

Учитель. В какую книгу занесены исчезающие виды растений и животных нашей страны?

Ученики. В Красную книгу России.

Учитель. Существует и Международная Красная книга. В нее внесены самые редкие животные и растения разных стран. Впервые эта книга была издана в 1966 году, она включала в себя описание 200 видов птиц, около 100 видов млекопитающих и 25 тысяч видов растений. Основная цель книги – выявление, учет тех видов организмов, которые могут исчезнуть, для сохранения которых нужны специальные меры защиты.

Учитель предлагает учащимся рассмотреть на с. 60– 61 учебника рисунки с изображением нескольких видов животных из Международной Красной книги.

Учитель. Попробуйте объяснить, почему эти виды оказались под угрозой исчезновения.

Ученики. Гребнистых крокодилов уничтожают ради красивой кожи. Из панциря черепах делают украшения, а мясо употребляют в пищу.

Учитель. Почему большая панда была внесена в Красную книгу? Ответить на это вопрос вам поможет текст «Большая панда» на с. 61– 62 учебника.

Ученики читают статью.

Ученики (отвечают на вопрос). Потому что панд отлавливали для зоопарков, отстреливали для музеев, а живут панды только в горных лесах Китая.

VI. Закрепление изученного материала.

Учитель. Настало время подвести итоги урока. Что такое Всемирное наследие?

Ученики. Это Всемирное природное наследие и Всемирное культурное наследие.

Учитель. Запишите в схему «Всемирное наследие» объекты природные и культурные, которые вы сегодня узнали на уроке.

Ученики называют объекты Всемирного наследия и записывают в схему.

Учитель. Назовите животных, которые внесены в Международную Красную книгу.

Ученики называют виды животных.

VII. Итоги урока. Выставление оценок.

Учащиеся читают вывод на с. 62 учебника.

Домашнее задание.

Ответить на вопросы «Проверь себя»; выполнить задания по вариантам: I вариант – задание 1, II вариант – задание 2.

Цель: познакомить учащихся с объектами Всемирного наследия, показать красоту и неповторимость этих достопримечательностей.

Задачи: познакомить с Международной Красной книгой; формировать у учащихся убеждение о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды; развивать познавательный интерес.

Наглядные средства обучения: выставка книг, картины с изображением достопримечательностей природы и культуры Всемирного наследия, плакат, карточки с названиями животных.

Ход урока:


І. Орг. момент
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь оценку «пять»!
? Сегодня мы узнаем о сокровищах Земли, охраняемых человеком, о Всемирном наследии природы, культуры, и о Международной Красной книге.

ІІ. Повторение пройденного материала
1. Дневник наблюдения
? С какого дня по календарю начинается осень? (С 21сентября, - это день осеннего равноденствия.)
? Какие происходят изменения в природе с приходом осени?
? Скажите, какой сегодня день, какая погода?
? Сентябрь – хмурень, ревун. Всё чаще хмурится небо, ревёт ветер. У осени своё рабочее расписание, как у весны, только наоборот. Она начинает с воздуха. Высоко над головой исподволь начинает желтеть, краснеть, буреть лист на деревьях. Когда, проснувшись утром, первый раз увидишь на траве изморозь, запиши у себя в дневнике: «Началась осень». С этого дня, вернее, с этой ночи, потому что первый заморозок всегда бывает под утро, - всё чаще будут срываться листья с ветвей, пока не задуют ветры-листодёры, не сорвут с леса весь роскошный наряд. Исчезли стрижи. Ласточки и другие летовавшие у нас перелётные птицы собираются в стаи и незаметно, по ночам, отбывают в дальний путь. Воздух пустеет и холоде вода. И вдруг – как память о красном лете – устанавливается ведро: тёплые, ясные, тихие дни.
2. Проверка домашнего задания. Графический диктант.
? Если вы согласны с моим утверждением, ставьте знак? («да»), а если это не так – знак? («нет»):
? Человек – властелин и покоритель природы.
? Древние люди остро чувствовали свою зависимость от капризов окружающей среды.
? Экология – это наука о взаимодействиях животных организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают.
? Причинами загрязнения океана являются: нефтепродукты, промышленные и бытовые отходы, сточные воды полей и ферм, ядовитые и радиоактивные отходы, которые сбрасывает человек в моря и океаны.
? Вырубка тропических лесов не является экологической проблемой Земли.
? Весь мусор, выбрасываемый людьми, быстро самоуничтожается.
? Международная экологическая организация Гринпис имеет эмблему с изображением панды.
? Всемирный фонд дикой природы собирает и распределяет средства, необходимые для охраны редких видов живых организмов.
Ответ: ????????

ІІІ. Изучение новой темы

1. Рассказ-беседа
? Начинаем заседание экологического совета. Тема заседания – «Сокровища Земли под охраной человечества».

Из глубокой древности дошла до нашего времени слава о семи произведениях зодчества и скульптуры, уже тогда названных чудесами света. К большому сожалению, мы не сможем их увидеть во всём их великолепии, они были разрушены человеком, и только одно чудо – египетские пирамиды – сохранилось до нашего времени.

Египетские пирамиды

Недалеко от города Каира, среди жёлтых песков пустыни, высятся огромные каменные пирамиды. Самая большая из них – пирамида Хуфу. А строится эта каменная гора без окон и без дверей только для одного человека – египетского царя, фараона. Почти все пирамиды уже давно разграблены. Но до сих пор ещё иногда удаётся учёным проникать в тайны пирамид и делать удивительные открытия и находки.


Висячие сады Вавилона


Сады эти были построены по велению вавилонского царя Навуходоносора. Он взял себе жену из далёкой страны Мидии, где было много тенистых лесов. Молодая царица очень скучала по родине, и царь, чтобы утешить её, велел разбить сады. На берегу реки Ефрат были выстроены четыре огромные широкие террасы, одна над другой. Террасы подпирались колоннами и соединялись лестницами из белого и розового мрамора.
Каменный пол террас был покрыт толстым слоем земли, таким толстым, что на террасах росли пальмы, чинары, кипарисы. Кустарники переплетались так густо, что не пропускали палящего солнца. Вьющиеся растения переползали с яруса на ярус, обвивали колонны. Пестрели яркие цветы; сверкая оперением, летали диковинные птицы.


Храм Артемиды в Эфесе

Статуя Зевса Олимпийского


Зевс – верховное божество у древних греков. В честь Зевса каждые четыре "года в городе Олимпии проводились в те времена олимпийские состязания. Здесь же, в Олимпии, находился и самый большой храм Зевса. Статую Зевса Олимпийского создал великий скульптор древности – Фидий. Он сделал её из двух драгоценных материалов – слоновой кости и золота, наложенных на деревянную основу. А какие великолепные украшения сверкали на одежде Зевса! Цветы, рыбки, животные, сделанные из драгоценных камней.

Мавзолей в Геликарнасе


Это гигантская гробница царя Мавзола и его жены Артемисии.
Над высокими глухими стенами первого этажа высился изящный маленький храм, окружённый мраморной колоннадой. Мраморные львы, стоявшие между колоннами, как бы охраняли мавзолей. Такие же львы и скачущие всадники украшали лестницу у входа в здание.
Как островерхая шапка, над мавзолеем высилась ступенчатая крыша. Она была увенчана великолепной скульптурой – колесницей, запряжённой четвёркой могучих коней.

Колосс Родосский

Александрийский маяк


Построен на острове Фарос у берегов Египта.
? Чтобы мир не лишался в дальнейшем бесценных сокровищ, возникла идея объявить выдающиеся достопримечательности природы и культуры Всемирным наследием.
? Всемирное наследие включает объекты природы, объединённые названием «Всемирное природное наследие», и объекты творения человеческих рук, объединённые названием «Всемирное культурное наследие». Эти две части неразрывны между собой, об этом говорит эмблема Всемирного наследия. Круг символизирует природу, а квадрат в центре – творения человеческих рук. В настоящее время создан Список всемирного наследия, который ежегодно пополняется.
2. Работа с учебником
? Изучим карту-схему на стр. 56-57 учебника. Обратите внимание на условные обозначения. Какие объекты природного наследия вы видите на карте? При ответе указывайте материк. (Большой каньон в Северной Америке, водопад Игуасу в Южной Америке, водопад Виктория в Африке, Большой Барьерный риф у берегов Австралии, вулканы Камчатки, озеро Байкал, Алтай – Золотые горы в Евразии.)
? Назовите объекты культурного наследия. (Статуя свободы в Нью-Йорке, Мемфис – древняя столица Египта, афинский Акрополь, Венеция, московский Кремль и Красная площадь, Кижи – деревянные церкви).
? А о Всемирном природном наследии нашей страны – об озере Байкал – мы прочитаем по учебнику.
? Как вы думаете, почему мы обязаны сохранить это уникальное озеро?
? Вы знаете, что к бесценным сокровищам Земли относятся редкие и исчезающие виды растений и животных.
? В вашем учебнике на стр.60, 61 помещены рисунки нескольких видов животных из Международной Красной книги. Объясните, почему эти виды попали под угрозу исчезновения.
? Давайте прочитаем рассказ о большой панде.
? Почему большая панда была внесена в Красную Книгу?
? Мы ещё можем сохранить редкие виды растений и животных если каждый из них поймёт:
«Что небо без птиц – не небо!
А море без рыб – не море!
И земля без зверей – не земля!»
3. Работа с тетрадями (запись определения)

ІV. Физкультминутка
Мы становимся всё выше,
Достаём руками крыши.
На два счёта – поднялись,
Три, четыре – руки вниз.
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики.

V. Закрепление материала
? На нашем заседании мы обсудили два важных вопроса. Пришло время подвести итоги и сделать записи. Что такое Всемирное наследие?
? Запишем схему.
? Назовите объекты Всемирного природного наследия.
? Назовите достопримечательности Всемирного культурного наследия.

VІ. Итог урока. Выставление оценок.
? Что нового сегодня мы узнали на уроке?
? Понравился ли вам наш сегодняшний урок? Чем?

VІІ. Домашнее задание: стр. 54-62, вопр. «Проверь себя».

Конспект по окружающему миру

Тема: Сокровища Земли под охраной человечества.

Цели:

    ознакомить учащихся с объектами Всемирного наследия, показать красоту и неповторимость этих достопримечательностей;

    развивать познавательную активность;

    учить делать выводы;

    воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: мультимедиапроектор, экран, компьютер.

Структура урока

    Организационный момент 1 мин.

    Сообщение темы и целей урока 1 мин.

    Проверка домашнего задания 10 мин.

    Изучение нового материала 15 мин.

    Итог урока 5 мин.

    Домашнее задание 3 мин.

Ход урока:

I .Организационный момент

Учитель: Встали правильно, спинки выпрямили. Первый ряд тихонечко сели, второй ряд тихонечко сели, третий ряд тихонечко сели.

II .Сообщение темы и целей урока

Учитель: Сегодня на уроке мы узнаем о сокровищах Земли, охраняемых человеком, о Всемирном наследии природы и культуры.

III . Проверка домашнего задания

Учитель:

Давайте приступим скорее к работе.

Пусть интересным будет урок!

И сейчас хотелось бы узнать,

У скольких экологов класса знания на «пять».

Учитель: Расскажите мне, что такое экология и кто такие экологи.

(Дети пересказывают текст учебника).

Учитель: Ребята, что является причинами загрязнения океана?

Дети: Причинами загрязнения океана являются: нефтепродукты, промышленные и бытовые отходы, сточные воды полей и ферм, ядовитые и радиоактивные отходы, которые сбрасывает человек в моря и океаны.

Учитель: Является ли вырубка тропических лесов экологической проблемой и почему?

Дети: Вырубка тропических лесов является экологической проблемой Земли. Леса дают нам большое количество чистого воздуха.

Учитель: Какую эмблему имеет Международная экологическая организация Гринпис?

Дети: Международная экологическая организация Гринпис имеет эмблему с изображением панды.

Учитель: Молодцы, ребята! А сейчас мы переходим к изучению нового материала.

IV .Изучение нового материала

Учитель: Как вы думаете, что можно отнести к сокровищам нашей планеты?

(Дети дают свои варианты ответов).

Ребята, в древности необычные творения рук человека, поражавшие современников красотой, размерами, техникой исполнения, называли "Семь чудес света". К большому сожалению, мы не сможем их увидеть во всём их великолепии, они были разрушены человеком, и только одно чудо - египетские пирамиды - сохранились до нашего времени.

(Демонстрируются рисунки "Семи чудес света")

Египетские пирамиды;

- "Висячие сады" Семирамиды;

Храм Артемиды Эфесской;

Зевс Олимпийский;

Мавзолей в Галикарнасе;

Фаросский маяк;

Колосс Радосский.

Время не пощадило эти чудные творения. Висячие сады Семирамиды были затоплены. Храм Артемиды разрушали дважды. Статуя Зевса сгорела. Мавзолей разобрали в XV в. крестоносцы для постройки крепости. Колосс рухнул при землетрясении. Такая же судьба постигла Александрийский маяк. И только пирамиды уцелели. Недаром говоря, что их боится время.

Чтобы мир не лишался в дальнейшем бесценных сокровищ, возникла идея объявить выдающиеся достопримечательности природы и культуры Всемирным наследием.

Всемирное наследие включает объекты природы, объединённые названием "Всемирное природное наследие", и объекты творения человеческих рук, объединённые названием "Всемирное культурное наследие". Эти две части неразрывны между собой, об этом говорит эмблема Всемирного наследия (показать эмблему).

Круг символизирует природу, а квадрат в центре - творение человеческих рук.

В настоящее время создан Список всемирного наследия, который ежегодно пополняется.

Изучим карту-схему на стр.56.

К объектам природного наследия относятся :

1. Большой каньон в Северной Америке.

2. Водопад Игуасу в Южной Америке.

3. Водопад Виктория в Африке.

4. Большой Барьерный риф у берегов Австралии.

5. Вулканы Камчатки.

6. Озеро Байкал.

7. Алтай - Золотые горы в Евразии.

К объектам культурного наследия относятся :

1. Статуя Свободы в Нью-Йорке.

2. Абу-Симбел.

3. Мемфис - древняя столица Египта.

4. Афинский Акрополь.

5. Венеция.

6. Московский Кремль и Красная площадь.

7. Кижи - деревянные церкви.

8. Исторический центр Санкт-Петербурга.

9. Великая китайская стена.

V. Итог урока

Учитель: Что такое Всемирное наследие?

Дети: Всемирное наследие – это уникальные объекты природы и объекты творения человеческих рук, которыми дорожит весь мир.

Учитель: На какие две группы делится Всемирное наследие?

Дети: Природное и культурное

Учитель: Что относится к природному, а что к культурному наследию?

Дети: К природному наследию относятся уникальные памятники природы, а к культурному – уникальные сооружения, созданные человеком.

VI. Домашнее задание .

Учитель: Откроем дневники и запишем домашнее задание:

Стр.54-59 рассказ, подготовить доклад об одном из объектов Всемирного наследия, о которых сегодня говорили на уроке.

Урок окончен. Можете идти отдыхать.

























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.



















































Назад Вперёд

Цели :

  • Ознакомить учащихся с объектами Всемирного наследия, с семью чудесами света и России;
  • Показать красоту и неповторимость этих достопримечательностей;
  • Формировать у учащихся убеждение о личной ответственности каждого человека за состояние Всемирного наследия и природной среды;
  • Воспитывать патриотические чувства.

Ход урока

I. Организационный момент.

II . Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке я хочу вам предложить поговорить о сокровищах и чудесах.

С чем у вас ассоциируются эти слова?

Что можно назвать чудом? Сокровищем?

Предлагаю обратиться к словарю С.И.Ожегова и узнать значение этих слов.

Сокровище - 1. Драгоценность или дорогая вещь; 2. Ценности духовной и материальной культуры.

Чудо, чудеса - 1. Нечто небывалое, сверхъестественное (в религиозных представлениях: то, что вызвано божественной силой). 2. Нечто поразительное, выдающееся, удивительное своей необычностью.

О каких чудесах мы с вами будем говорить?

III . Работа над темой урока.

Как вы думаете, много ли на свете чудес и сокровищ?

В древности необычные творения рук человека, поражавшие современников красотой, размерами, техникой исполнения, называли «Семь чудес света».

К большому сожалению, мы не сможем их увидеть во всем их великолепии, они были разрушены человеком, и только одно чудо – египетские пирамиды – сохранилось до наших дней.

(Просмотр презентации 1)

Семь чудес света описал в своей книге «История» древнегреческий ученый Геродот:

  • пирамиду Хеопса (Египет, III век до нашей эры);
  • висячие сады Семирамиды (Вавилон, VIв. до н. э.);
  • статую Зевса в Олимпии (Греция, V в. до н. э.);
  • храм Артемиды в Эфесе (Греция, IVв. до н.э.);
  • Галикарнасский мавзолей (Кария, IVв. до н.э.);
  • маяк на острове Форос (Александрия, Египет, IIIв. до н.э.);
  • колосс Родосский (остров Родос, III в. до н. э.).

Об этих чудесах нам расскажут ученики нашего класса. (Сообщения в Приложении 1 .)

Чтобы мир не лишался в дальнейшем бесценных сокровищ, возникла идея объявить выдающиеся достопримечательности природы и культуры Всемирным наследием.

Всемирное наследие включает объекты природы и объекты творения рук человеческих.

- Посмотрите, ребята, эмблему «Всемирное наследие» (приложение 2 .) Круг символизирует природу, квадрат в центре – творения человеческих рук.

(Карточка №1)

В настоящее время создан Список всемирного наследия, который ежегодно пополняется.

Природа и люди создали новые уникальные чудеса.

Летом 2007 году в Европе проводился конкурс «Семь новых чудес света». К великому сожалению, среди победителей не было ни одной достопримечательности из России. Поэтому решили провести свой конкурс. Каждая республика, каждая область, каждый субъект Федерации выдвигали на конкурс свои «чудеса». Выборы происходили через SMS и интернет-голосование. В них приняли участие около 26миллионов человек. 12июня 2008года,на Красной площади в Москве были объявлены победители конкурса.

IV . Работа в группах.

А кто стал победителем, я предлагаю вам узнать самим, расшифровав с помощью ключа шифровку, которая находится у вас на парте.

(Карточка №2)

Молодцы, ребята. Вы справились с этим заданием и абсолютно правильно назвали победителей.

V . Работа с Физической картой Российской Федерации.

На Физической карте Российской Федерации мы сейчас найдем местонахождение этих чудес.

(Дети работают с картой.)

Замечательно. Ребята, у вас на партах лежат карточки с пояснением некоторых географических терминов. Давайте с ними познакомимся.

(Карточка №3)

VI . Работа над темой урока.

(В ходе работы идет просмотр презентации 2.)

а) Озеро Байкал.

Сейчас пришло время познакомиться с одним удивительным озером России.

«Золотое озеро» - зовут его алтайцы.

«Лама – море» - зовут эвенки.

«Далан – Нор» (Великое озеро)- монголы.

«Бай – Куль» - богатое озеро – тюрки.

Догадались, о каком озере пойдет речь?

Озеро Байкал. (Просмотр слайдов презентации о Байкале.)

Это удивительное озеро, в него впадает 336 рек и речушек, а вытекает из озера только одна река Ангара. Об этом есть прекрасная легенда.

Прочитайте ее на карточках, которые лежат на партах.

(Карточка №4)

Понравилась вам, ребята, легенда об удивительной реке Ангаре и суровом Байкале? Давайте найдем на карте реки, которые упоминаются в легенде.

(Просмотр следующих слайдов об озере Байкал)

Озеро Байкал - самое глубокое озеро на земном шаре. Наибольшая глубина его- 1637 метров.

Леонид Леонов сказал о Байкале: «Байкал не только бесценная чаша с живой водой, но кроме того часть нашей души».

В Байкале проживает 2600 видов растительного и животного мира, большинство из них - эндемики. Вот почему Байкал надо беречь.

б) Долина гейзеров на Камчатке.

Долина гейзеров одно из величайших открытий 20 века, жемчужина Камчатки, спрятанная в глубоком каньоне на территории Кроноцкого биосферного заповедника.

Среди гор Восточного вулканического пояса на высоте более пятисот метров, в бассейне одного из притоков реки Шумной находится эта Долина. Долиной гейзеров называют чашу древнего, исчезнувшего много веков назад озера, глубоко рассеченную по дну горной рекой. Гейзеры – струи кипящей воды, которые вырываются на поверхность из раскаленных недр – отрогов вулкана Кихпиныч.

Открыли Долину в 1941 году. Первооткрыватель Татьяна Ивановна Устинова, геолог заповедника, вместе с проводником Крупениным, пытаясь найти ответ на вопрос, почему вода в одной из рек теплее, чем в других, угодила под струю гейзера. Этот гейзер впоследствии был назван «Первенцем». Так было сделано одно из крупнейших географических открытий двадцатого века.

Что же представляет собой Долина гейзеров? Об этом прочитаем в тексте «Долина гейзеров на Камчатке». Который есть у вас на парте.

(Карточка №5)

Долина гейзеров – уникальный объект для экологического туризма. Среди знаменитых посетителей Долины были президенты, космонавты, премьер-министры, артисты и бизнесмены.

Долина гейзеров встречает струями клубящегося пара, легким запахом серы и сверкающим дождем разноцветных брызг.

Теперь в долину ходят регулярные туристические группы. В качестве составной части «Вулканов Камчатки» Долина гейзеров является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

в) Скульптура Родины-Матери на Мамаевом кургане.

В Центральном районе бывшего Сталинграда, а ныне Волгограда, возвышается одно из чудес нашей страны – Мамаев курган со стоящей на нем скульптурой Родины-матери, вечно зовущей своих сыновей и дочерей на защиту Родины. Здесь во время Великой Отечественной войны происходили ожесточенные бои, во время Сталинградской битвы, особенно в сентябре 1942 года и январе 1943 года (продолжительностью 200 дней).

В 1959 году началось возведение мемориального комплекса, призванного увековечить подвиг защитников Сталинграда и вообще всех воинов, отдавших свои жизни в этой ужасной войне.

Мемориал начинается памятником «Память поколений» - горельефом из фигур, несущих цветы, венки и приспущенные знамена в память тех, кто отстоял жизнь и свободу.

С Входной площади широкая гранитная лестница, ведет нас на Аллею пирамидальных тополей, она поднята над площадью на 10 метров. С двух сторон посажены пирамидальные тополя и кустарник. Слева расположен мемориальный парк.

С Аллеи тополей мы попадаем на площадь «Стоящих насмерть!» В центре расположен круглый водный бассейн, в котором монументальная скульптура представляет глубоко эмоциональный обобщенный образ нашего народа, победившего страшного и коварного врага. Высота скульптуры – 16,5 метров. У основания скульптуры надписи: «Ни шагу назад!», «Стоять насмерть!», «За Волгой для нас Земли нет», «Не посрамим священной памяти». От площади «Стоявших насмерть» к площади Героев идет широкая гранитная лестница, которую с обеих сторон обрамляют две стены-руины. Они поставлены под углом друг к другу, своеобразные руины сооружений, разрушенных долговременными обстрелами, бесчисленными бомбежками – свидетели яростных боев зимы 1942-43 годов.

Тематическое содержание левой стены - клятва Сталинградских защитников «Ни шагу назад!». Правой стены – сама битва «Только вперед!» Стены-руины озвучены, исполняются песни периода войны, сводки информбюро и хода боевых действий.

За стенами-руинами открывается следующая площадь ансамбля – площадь Героев. В центре площади прямоугольный водный бассейн. Зеркальная гладь воды в бассейне является символом Волги, вода символизирует здесь неистребимость жизни, ее торжество над силами разрушения и смерти.

Слева – стена напоминающая по форме развернутое знамя. Вдоль всей стены-Знамени, крупными буквами надпись: «Железный ветер бил им в лицо, а они все шли вперед и снова чувство суеверного страха охватывает противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?» Стена-Знамя длиной 112 м, высотой 8 м. С правой стороны на площади Героев расположены шесть монументальных двуфигурных скульптурных композиций, которые в художественной форме раскрывают героику подвига советского народа в Сталинградской битве.

Зал Воинской Славы – это цилиндрическое здание. В центре здания рука с факелом Вечного огня, вокруг руки расположены динамики, излучающие звуки траурной мелодии «Грезы» Шумана. На стене, по кругу, расположены 34 мозаичных траурных Знамени, символизирующих всех погибших в Сталинградской битве. На Знаменах увековечены имена погибших защитников города (всего 7200 человек). В Зале выставляется почетный караул.

Из Зала Воинской Славы мы попадаем на площадь Скорби. В правом углу площади композиция скорбящей матери с умершим воином на руках. Его лицо накрыто боевым знаменем символом последних воинских почестей.

На пощади Скорби находится могила Дважды Героя Советского Союза, Маршала Советского Союза, бывшего командора 62-й Армии В.И.Чуйкова.

От площади Скорби начинается подъем на вершину кургана к основанию главного монумента – «Родина – мать зовет!» Вдоль серпантина, в холме, перезахоронены останки 34505 воинов – защитников Сталинграда, также 39 гранитных надгробий Героев Советского Союза, участников Сталинградской битвы.

Скульптура «Родина-мать зовет!» представляет собой 52 метровую фигуру женщины, стремительно шагнувшей вперед. В правой руке меч длиной 33 м (вес 14 тонн). Общая высота скульптуры 85 метров. Монумент покоится на 16-ти метровом фундаменте. Общий его вес составляет 8,0 тысяч тонн.

Несмотря на внушительные размеры, на фоне небосклона она подобна парящей в небе птице. Прекрасно смотрится со всех сторон в любое время года: в летнее время, когда курган покрыт сплошным травяным ковром, и зимним вечером – светлая, освещенная лучами прожекторов, величественная статуя, выступая на фоне темно-синего неба, как бы вырастая из кургана, сливаясь со снежным его покровом. Видна не только в пределах ближайшего окружения Мамаева кургана, она господствует над всем Волгоградом и видна на десятки метров.

г) Петергоф – еще одно чудо России.

Петергоф- город в России, расположенный на южном берегу Финского залива, в 30 километрах от Санкт-Петербурга. Петергоф основан в 1710 году, как императорская загородная резиденция, является памятником мировой архитектуры и дворцово-паркового искусства XVIII-XIX веков. Петр I решил устроить место для отдыха, затмевающее своей роскошью лучшие дворцы Европы. Большой дворец, центральное строение комплекса, сооружен в стиле барокко.

Но славен «Северный Версаль» не дворцом, а своими фонтанами. С южной стороны расположен Верхний парк с пятью фонтанами, а в северной – Нижний парк с самым большим в мире комплексом фонтанов. Здесь находится 150 фонтанов и 4 каскада, среди которых Самсон, Чаши, Адам, Солнце, Пирамида, Львиный, Золотая гора, Фаворитный, Ева, Китовый и множество других.

Парк соединен с Финским заливом Морским каналом, отходящим от самого Большого дворца. После революции Петергоф превратился в музей. Во время войны он был оккупирован немецкими войсками, и, хотя много ценностей удалось вовремя эвакуировать и спасти, но дворец и фонтаны сильно пострадали от обстрелов.

После войны комплекс восстановили. Постепенно были пущены фонтаны, отстроен дворец, открыты музейные залы, и сегодня мы имеем возможность любоваться уникальной красотой этого дворцово-паркового ансамбля Петербурга.

д) Гора Эльбрус – высшая точка России и Европы.

Гора на Кавказе, которая расположена севернее Главного Кавказского хребта, является высочайшей вершиной и еще одним из чудес России. Она носит названия:

  • Минги-Тау- вечная гора (карачаево-балкарское);
  • Ошхамахо – гора счастья (адыгское);
  • Джин-падишах – царь горных духов (тюркское);
  • Альбар(Альборс) – высокий, высокая гора (тракское);
  • Ялбуз – грива снега (грузинское);
  • Кускамафь – гора, приносящая счастье.

Вы, ребята, догадались –это гора Эльбрус. Давайте прочитаем о нем на карточках, которые есть у вас.

(Карточка №6)

е) Храм Василия Блаженного

Подошло время познакомиться с еще одним чудом России. Это храм Василия Блаженного, но на самом деле он называется Собор Покрова Божией Матери на Рву. Этот храм был построен на Красной площади в 1555-1561 годах и по праву считается одним из главных символов не только Москвы, но и всей России. И дело даже не только в том, что он построен в самом центре столицы и в память об очень важном событии. Храм Василия Блаженного еще и просто необыкновенно красив.

В XVI веке, в 1552 году, у каменной Троицкой церкви был погребен блаженный Василий. Московский «Христа ради юродивый» Василий с юности был наделен даром ясновидения; он предсказал страшный пожар Москвы в 1547 году. Блаженного чтил и даже побаивался Иван Грозный. Вскоре после кончины Василия, началось грандиозное строительство нового Покровского собора, куда позднее перенесли мощи Василия, на чьей могиле стали совершаться чудесные исцеления.

А построен собор в честь взятия Казани. Пока шла война, в честь каждой крупной победы рядом с Троицкой церковью ставилась небольшая деревянная церковь в честь того святого, в чей день победа была одержана. Когда же русское войско с триумфом возвратилось в Москву, Иван Грозный принял решение на месте выстроенных восьми деревянных церквей построить одну большую, каменную – на века. Храм имеет десять куполов. Девять куполов над храмом и плюс один купол над колокольней.

Собор много раз реставрировался, например, причудливое оформление куполов, ставшее теперь визитной карточкой Красной площади, появилось только в XVIIвеке, до этого купола были золотыми. После революции в храме долго не проводилось богослужений, и только в 1991 году службы возобновились.

С 1990 года собор вновь собирает коллекцию колоколов, и сейчас в его музее 19 уникальных колоколов, самые старые из которых были отлиты в середине XVI века. В храме девять иконостасов, в которых находится около 400 икон XVI-XIXвеков. Храм Василия Блаженного функционирует и как музей, и как церковь – службы в нем проводят священнослужители храмов Зарядья и Китай-города.

Собор входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

ж) Столбы выветривания на горе Мань-Пупу-Нер.

И, наконец, последнее чудо России. Это - «Мансийские болваны», так их еще называют. Это культовое место народа манси, расположенное в Троицко-Печерском районе Республики Коми, на Северном Урале. Вершину хребта Мань-Пупу-нер_украшают оригинальные фигуры – останцы выветривания древних метаморфических сланцев. Никто их не ваял, не обтачивал, создавались они бесконечно долго – в течение 200 миллионов лет! Морозным выветриванием.

Этот памятник природы заслуженно стал финалистом и победителем всероссийского конкурса»7 чудес России». 200-300 миллионов лет назад, здесь были полноценные горы, но дождь и ветер вымыли мягкие известняковые породы. Оставив твердые в виде столбов. Высота столбов от 30 до 42 метров.

С этим местом связаны многочисленные легенды. Одну из легенд нам прочитает ученик.

(Карточка №7)

VII . Закрепление темы урока.

Конечно, сегодня мы лишь поверхностно познакомились с чудесами России. Чтобы узнать о них больше, я предлагаю вам, ребята, эту тему сделать нашим проектом, над которым мы будем работать весь год.

Таким образом, мы узнаем много нового, интересного и познакомим с этим других.

VIII . Работа в парах.

А сейчас, хотелось бы узнать, насколько внимательно вы слушали учителя и работали на уроке. Перед вами лежат карточки, где с левой стороны написаны чудеса России, а с правой – местонахождение этих чудес. Ваша задача соединить Чудо с его местонахождением стрелками.

Озеро Байкал

Долина гейзеров

Иркутская область, Бурятия.

Мамаев курган

Петергоф

Храм Василия Блаженного

Кабардино-Балкария,

Карачаево-Черкесия.

Столбы выветривания

Санкт-Петербург.

Гора Эльбрус

- Проверка выполнения задания.

- Молодцы, ребята. Вы прекрасно справились с этим заданием.

Сегодня на уроке мы потрудились на славу. Благодарю вас.

IX . Итог урока. Рефлексия.

Используемая литература:

  1. О.И. Дмитриева «Окружающий мир», Москва, издательство «Вако», 2007г.
  2. С.И. Ожегов «Словарь русского языка», Москва, издательство «Русский язык»,1986г.
  3. «Советский энциклопедический словарь», под редакцией А.М.Прохорова, Москва, издательство «Советская энциклопедия», 1985г.
  4. Энциклопедия «Большая Серия Знаний», «Страны. Народы: Европа и Россия»,Москва, издательство «Мир книги», 2001г.
  5. Е.Бондаренко «Семь чудес России»,Москва, 2009г.






2024 © winplast.ru.