Определение характера. Природные свойства личности Типы темперамента по Павлову


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Контрольная работа

по предмету:

« Психодиагностика »

на тему:

« Диагностика природных психофизиологических особенностей человека »

Введение

Диагностика природных психофизиологических особенностей

Заключение

Литература

Введение

К природным психофизиологическим особенностям человека относятся физиологические свойства нервной системы, отражающие особенности протекания нервных процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе. В качестве основных свойств нервной системы В.Д. Небылициным выделены: сила, динамичность, лабильность и подвижность нервных процессов.

Под силой нервной системы понимается выносливость, работоспособность нервных клеток, устойчивость либо к длительному действию раздражителя, дающего концентрированное, сосредоточенное в одних и тех же нервных центрах и накапливающееся в них возбуждение, либо к кратковременному действию сверхсильных раздражителей. Чем слабее нервная система, тем раньше нервные центры переходят в состояние утомления или охранительного торможения.

Динамичность нервной системы - это скорость образования условных рефлексов или способность нервной системы к обучению в широком смысле слова. Основным содержанием динамичности являются легкость и быстрота, с которой генерируются в мозговых структурах нервные процессы в ходе образования возбудительных и тормозных условных рефлексов.

Лабильность - свойство нервной системы, связанное со скоростью возникновения, протекания и прекращения нервного процесса.

Подвижность нервной системы - скорость движения, распространения нервных процессов, их иррадиации и концентрации, а также взаимного превращения.

Определение основных свойств нервной системы имеет большое значение в теоретических и прикладных исследованиях. Многие из лабораторных методов диагностики основных свойств нервной системы требуют специальных условий проведения и аппаратуры. Они трудоемки. Этих недостатков лишены экспресс-методики, которые и предлагаются в нашей работе.

Диагностика природных психофизиологических особенностей

Испытуемый - мужчина, 22 года, образование среднее техническое, работающий.

Исследовались следующие психофизиологические характеристики : сила нервной системы, уравновешенность нервной системы, подвижность нервной системы и работоспособность.

Методики 1.1, 1.2 и 1.3 позволяют путем анализа ответов на вопросы анкеты определить выраженность свойств нервной системы (подвижность, уравновешенность, сила).

Оборудование к методикам 1.1, 1.2 и 1.3 : Для проведения обследования необходимо иметь анкеты (по количеству обследуемых), карандаши, листы для регистрации ответов.

Инструкция к методикам 1.1, 1.2 и 1.3 : «Вам будет предложено ответить на вопросы анкеты. На каждый вопрос вы должны дать ответ, выбрав один из четырех предложенных. На розданных листах поставьте вертикальную колонку номеров вопросов (от 1 до 10), напротив номеров регистрируйте ответы, проставляя букву, соответствующую выбранному вами варианту».

Обработка результатов во всех трех методиках проводится одинаково. Подсчитывается общее количество ответов «В» и «Г», по таблице определяется балл, а в соответствии с ним степень выраженности качества.

1.1 Методика «Сила нервной системы»

5 баллов - преобладает сила нервной системы,

4 балла - имеет место сила нервной системы,

2 балла - имеет место слабость.

1 балл - преобладает слабость.

Результаты обследования : сумма ответов «В» и «Г» у испытуемого равна 3, что в переводе по шкале балльных оценок соответствует 2 баллам.

Вывод : У испытуемого имеет место слабость нервной системы.

1.2 Методика «Уравновешенность нервной системы» .

Шкала бальной оценки свойств нервной системы

Оценка свойств нервной системы проводится следующим образом:

5 баллов - преобладает уравновешенность,

4 балла - имеет место уравновешенность,

3 балла - свойство неопределенно,

2 балла - имеет место неуравновешенность.

1 балл - преобладает неуравновешенность.

Результаты обследования : сумма ответов «В» и «Г» у испытуемого равна 4, что в переводе по шкале балльных оценок соответствует 3 баллам.

Вывод : Нельзя определенно говорить о степени уравновешенности нервной системы у испытуемого.

1.3 Методика «Подвижность нервной системы»

Шкала бальной оценки свойств нервной системы

Оценка свойств нервной системы проводится следующим образом:

5 баллов - преобладает подвижность,

4 балла - имеет место подвижность,

3 балла - свойство неопределенно,

2 балла - имеет место инертность.

1 балл - преобладает инертность.

Результаты обследования : сумма ответов «В» и «Г» у испытуемого равна 7, что в переводе по шкале балльных оценок соответствует 4 баллам.

Вывод : У испытуемого имеет место подвижность нервной системы.

1.4 Методика «Определение свойств нервной системы по психомотор ным показателям (Теппинг-тест)»

Оборудование : Стандартные бланки, представляющие собой листы бумаги (203*283), разделенные на шесть (расположенных по три в ряд) равных прямоугольников, секундомер, карандаш.

Экспериментатор подает сигнал «Начали», а затем через каждые 5с дает команду: «Перейти на другой квадрат». По истечении 5с работы в шестом квадрате экспериментатор подает команду: «Стоп».

Инструкция: «По сигналу экспериментатора вы должны начать проставлять точки в каждом квадрате бланка. В течение 5с необходимо поставить как можно больше точек. Переход с одного квадрата на другой осуществляется по команде экспериментатора, не прерывая работы и только по направлению часовой стрелки. Все время работайте в максимальном для себя темпе. Возьмите в руку карандаш и поставьте его перед первым квадратом стандартного бланка».

Обработка результатов включает следующие процедуры:

2) построить график работоспособности, для чего отложить на оси абсцисс пятисекундные промежутки времени, а на оси ординат - количество точек в каждом квадрате.

Анализ результатов . Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая. Методика основана на определении динамики максимального темпа движения рук.

Полученные в результате варианты динамики максимального темпа могут быть условно разделены на пять типов:

- Ровный тип: максимальный темп удерживается примерно на одном уровне в течение всего времени работы. Этот тип кривой характеризует нервную систему испытуемого как нервную систему средней силы;

- Нисходящий тип : максимальный темп снижается уже со второго пятисекундного отрезка и остается на сниженном уровне в течение всей работы. Этот тип кривой свидетельствует о слабости нервной системы испытуемого;

- Промежуточный тип : темп работы снижается после первых 10-15с. Этот тип расценивается как промежуточный между средней и слабой силой нервной системы - средне-слабая;

- Вогнутый тип : первоначальное снижение максимального темпа сменяется затем кратковременным нарастанием темпа до исходного уровня. Вследствие способности к кратковременной мобилизации такие испытуемые также относятся к группе лиц со средне-слабой нервной системой.

Тест используется обычно в комплексе с другими, измеряющими разноуровневые характеристики личности. Особенно полезен при профориентации и для психологического консультирования по совершенствованию индивидуального стиля деятельности. Тестирование проводится индивидуально, занимает не более 2 минут.

Результаты обследования : на основании полученных при обследовании испытуемого результатов, построим график. По оси абсцисс откладываем пятисекундные промежутки времени, а по оси ординат - количество точек в каждом квадрате.

Вывод : У испытуемого график динамики максимального темпа движения рук нисходящего типа, что свидетельствует о слабости нервной системы испытуемого и, как следствие, низкой работоспособности.

Заключение

Проанализировав результаты, полученные в ходе исследования природных психофизиологических особенностей испытуемого, можно сделать следующие выводы:

1. У испытуемого ни одно из основных свойств нервной системы не выражено максимально сильно, все в пределах средних показателей.

2. У испытуемого имеет место слабость нервной системы.

3. Нельзя определенно говорить о степени уравновешенности нервной системы у испытуемого.

4. У испытуемого имеет место подвижность нервной системы.

5. У испытуемого график динамики максимального темпа движения рук нисходящего типа, что свидетельствует о слабости нервной системы испытуемого и, как следствие, низкой работоспособности.

Испытуемому можно рекомендовать в силу относительной слабости нервной системы наиболее сложные и значимые задачи решать в начале работы, обязательно чередовать периоды работы с отдыхом для восстановления работоспособности. По возможности во время работы уменьшить влияние любых внешних отвлекающих раздражителей. Возможно во время работы переключение с одного вида деятельности на другой без потери качества.

нервная система психофизиологический уравновешенность

Список л итератур ы

1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. - Киев: Наук,думка, 1989

2. Никандров В.В. Экспериментальная психология. - СПб., 2007

3. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии/Под ред. А.А. Крылова. - Л.: Изд-во ЛГУ,1990

4. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.: Владос, 1995 г.

5. Шапарь, В.Б. Рабочая книга практического психолога. - М.: АСТ, 2007

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Порядок возникновения, динамики ощущений, закономерности их развития. Важнейшие показатели функционального состояния центральной нервной системы. Изменения психофизиологических характеристик при невротических расстройствах. Оценка силы нервных процессов.

    курсовая работа , добавлен 30.11.2009

    Теоретические подходы к изучению структуры индивидуальности, сила нервной системы как природная предпосылка индивидуальности, мотивация и темперамент. Экспериментальное исследование взаимосвязи силы нервной системы и особенностей мотивационной сферы.

    дипломная работа , добавлен 04.09.2010

    Изучение влияния типа нервной системы на развитую степень проявления внимания. Психодиагностическое исследование типов нервной системы и свойств внимания. Свойства темперамента. Характеристика подросткового возраста. Формирование усидчивости и поведения.

    курсовая работа , добавлен 03.12.2014

    Причины утомления, способы повышения и экспериментальное изучение умственной работоспособности учащихся. Работоспособность человека и причины возникновения утомления. Индивидуальные особенности нервной системы человека и результаты её исследований.

    реферат , добавлен 03.02.2012

    Ярко выраженные и качественно своеобразные психологические черты человека, влияющие на поведение и поступки. Зависимость темперамента и характера от психофизиологических особенностей организма и типов нервной высшей деятельности; формирование характера.

    курсовая работа , добавлен 04.12.2009

    Основные свойства нервной системы, их влияние на успешность младших школьников. Методика экспресс-диагностики свойств нервной системы по психомоторным показателям Е.П. Ильина. Эмпирическое исследование взаимосвязи типов нервной системы и успешности.

    курсовая работа , добавлен 11.10.2010

    Теоретический анализ связи уровня стрессоустойчивости, психофизиологических особенностей личности и профессионального стажа людей, работающих на вредном производстве. Исследование зависимости стрессоустойчивости, психофизиологических особенностей мужчин.

    дипломная работа , добавлен 25.12.2003

    Электроэнцефалографическая методика диагностики лабильности нервной системы. Характер в структуре личности. Связь основных свойств нервной системы с темпераментом, характером. Типы высшей нервной деятельности по Павлову. Анализ графиков работоспособности.

    дипломная работа , добавлен 24.09.2010

    Этапы становления личности. Эволюция взглядов на понятие "темперамент". Характер человека, его черты. Волевые качества личности. Типологические различия высшей нервной деятельности. Основные типы нервной системы: сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик.

    презентация , добавлен 23.04.2014

    Современные классификации соматотипов, их взаимосвязь с психическим статусом. Нейродинамические свойства человека с позиций психофизиологии. Определение особенностей процессов нейродинамики у молодых женщин с астеническим и гиперстеническим телосложением.

Развитие индивида определено генными структурами, которые присущи человеку как биологическому виду. Гены влияют на психическое развитие человека, его поведение и познавательные возможности.

Совокупность признаков организма, обусловленных генетическим фактором, называют генотипом. Генотип является основой для развития новых признаков, необходимых для существования организма в усложняющейся среде. В генотипе человека закодированы признаки, обеспечивающие существование в природной и социальной среде.

Генотип определяет сенсорные, интеллектуальные, эмоциональные, волевые свойства личности. Все психические особенности человека, обусловленные генотипом, имеют природную основу и составляют структуру эндопсихики.

Эндопсихика – это основные психические и психофизиологические функции, заданные врожденными биологическими механизмами. К ним относят: сенсорные, интеллектуальные, эмоциональные, волевые и другие свойства личности.

Генотипические признаки человека появляются по мере созревания организма в процессе активного взаимодействия со средой. К ним относят:

Прирожденную способность к членораздельной речи;

Прирожденные признаки телесной организации человека;

Природную основу физической и психической деятельности;

Проявление свойств темперамента;

Протекание простейших психических реакций;

Особенности познавательной и умственной деятельности.

Генотип влияет на динамику созревания головного мозга и всех функций организма, определяет типичные признаки каждого индивида. В генотипе могут быть отклонения в лучшую или худшую сторону, оказывающие большое влияние на индивидуальное психическое развитие ребенка.

Нормальное развитие физических и психических свойств индивида, обусловлено генотипом и воздействием среды. С возрастом, роль генотипа постепенно уменьшается, возрастает влияние среды. Человек развивается, приобретая жизненный опыт.

В результате взаимодействия генотипа и влияния среды, формируются признаки фенотипа.

Фенотип – это любой, поддающийся наблюдению признак организма. К признакам фенотипа относят:

1. Морфологический (анатомический) - общий вид фигуры, развитие костно-мышечной системы, рост, ширина плеч, длина туловища, ног, развитие грудной клетки и мышц плечевого пояса.

2. Физический - тип сложения, половые, возрастные и расовые особенности.

3. Поведенческий – взгляд, поза, жестикуляция мимика, социальные формы поведения.

В пашей стране в начале 1950-х гг. сложилось и успешно развивалось оригинальное направление исследований психофизиологических особенностей человека. Оно получило название "дифференциальная психофизиология" и тесно связано с именами выдающихся психологов - Б. М. Теплова и В. Д. Небылицы на. Работы школы Теплова - Небылицына представляют собой дальнейшее творческое развитие идей И. П. Павлова о свойствах нервной системы и типах высшей нервной деятельности. Как известно, эти идеи И. П. Павлова были обоснованы опытами над животными и наблюдениями в нервной клинике. Задача же работ Теплова - Небылицына и их сотрудников состояла в изучении этой проблемы применительно к человеку.

В дифференциальной психофизиологии принято различать две стороны психики: содержательную и формально-динамическую. Так, Б. М. Теплов писал, что к числу индивидуальных различий, которые прежде всего бросаются в глаза, можно отнести такие важные черты, как убеждения, интересы, знания, умения, навыки, т.е. все то, что индивид приобретает в результате взаимодействия с окружающей средой и что составляет содержание его психики. Но в то же время нельзя не заметить, что люди отличаются друг от друга тем, как формируются у них умения и привычки, как усваивают они знания. Иными словами, кроме различий, относящихся к содержательной стороне психической жизни, люди различаются по некоторым динамическим, формальным особенностям своего психического склада и поведения (быстроте, темпу, работоспособности, чувствительности). Если содержание человеческой психики по своему происхождению социально и передается от поколения к поколению только в порядке социальной преемственности, то иначе обстоит дело с формально-динамическими характеристиками психических процессов. Индивидуальная выраженность этих параметров определяется некоторыми природными факторами, в первую очередь основными свойствами нервной системы.

Давая определение свойствам нервной системы (СНС), Б. М. Теплов отмечал, что это природные, врожденные особенности нервной системы, влияющие на формирование индивидуальных форм поведения и некоторых индивидуальных различий способностей и характера.

Одним из крупных достижений последних десятилетий XX в. в дифференциальной психофизиологии был ответ на вопрос, каково происхождение, генезис СНС. Данные, полученные коллективом лаборатории, возглавляемым И. В. Равич-Щербо, свидетельствуют о том, что свойства нервной системы можно рассматривать как признаки, обусловленные генотипом. А это означает, что данные признаки являются наиболее устойчивыми, практически не изменяющимися в течении жизни человека. Кроме того, можно говорить о наследственной передаче этих особенностей.

В свое время И. П. Павлов считал, что имеются три основных свойства нервной системы: сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Сочетание крайних полюсов этих свойств образуют четыре комбинации нервной деятельности, которые отождествлялись с четырьмя известными типами темперамента: сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик. Б. М. Теплов, проанализировав развитие павловских идей, пришел к выводу, что для выделения четырех типов нет достаточных оснований. Лишь систематическое изучение позволит установить, сколько в действительности имеется основных свойств нервной системы (три или больше) и в каких сочетаниях они встречаются. В дальнейшем, по мере развития исследований СНС, были открыты другие, не известные в школе Павлова типологические свойства (лабильность, динамичность, активированность).

На сегодняшний день известны следующие основные СНС:

  • 1) сила нервной системы (противоположный полюс - слабость нервной системы) - выражается в степени выносливости, работоспособности нервной системы, ее устойчивости к разного рода помехам;
  • 2) подвижность нервной системы (противоположный полюс - инертность) - характеризуется скоростью смены нервных процессов, а также скоростью их движения;
  • 3) лабильность нервной системы (противоположный полюс - малая лабильность или, как и во втором случае, инертность) - выражается в скорости возникновения и исчезновения нервных процессов;
  • 4) динамичность (противоположный полюс - малая динамичность) - сказывается на быстроте образования временных нервных связей;
  • 5) активированность - это уравновешенность процессов возбуждения и торможения; говорит об общем тонусе нервной системы: высокая активированность - преобладание возбуждения, низкая - преобладание торможения.

Существенное значение для диагностики основных СНС имеют:

  • 1) каждое свойство нервной системы как генотипический признак имеет не одно проявление, а широкий их спектр. Благодаря этому широкому спектру могут быть достигнуты в каждом отдельном случае наилучшие результаты во взаимоотношении индивида со средой;
  • 2) по отношению к СНС неприменим "оценочный подход". Нельзя делить свойства на хорошие и плохие, полезные и вредные. Свойства нервной системы характеризуют разные способы взаимодействия организма со средой, а не разные степени совершенства нервной системы.

Вследствие того что СНС имеют генотипическую природу и в этом смысле понимаются как практически неизменные, стабильные характеристики человека, нельзя не считаться с ними, не обращать на них внимания, поскольку их влияние ощутимо в деятельности, в поведении, во взаимоотношениях с окружающими.

Следует коротко остановиться на некоторых наиболее важных сторонах человеческой жизнедеятельности, где учет природных особенностей имеет определенное значение.

Это прежде всего учебная деятельность. Для учителя различия учеников по их формально-динамическим особенностям должны представлять интерес, поскольку они говорят о таких индивидуальных особенностях, как работоспособность, легкость переключения, темп, быстрота усвоения нового материала. Считаясь с индивидуальными психофизиологическими особенностями учащихся, учитель легче найдет надлежащий подход к каждому из них, подскажет, как им лучше организовать свою работу в классе и дома.

Сам учащийся также должен иметь правильное представление о своих природных особенностях. Очень часто у школьников, не умеющих их использовать правильно, т.е. понять свои достоинства и компенсировать свои недостатки, возникают дефекты познавательной деятельности, что прямо сказывается на успеваемости.

В системе профессиональной ориентации и профессиональной консультации, в управлении формированием профпригодности, в профессиональном отборе также очень важно знание индивидуальных природных особенностей людей. Так, если из анализа содержания и характера труда вытекает, что некоторые СНС являются предпосылками формирования профессионально важных качеств, то необходимо обратить внимание человека на наличие в выбранной им профессии таких специфических требований. В том случае, когда эти требования характеризуют профессию в целом и жестко регламентируются, человека следует проинформировать, с какими трудностями он может столкнуться и есть ли у него возможность с учетом его природных особенностей эти трудности преодолеть. Если же такие требования в выбранной профессии характерны только для некоторых "рабочих постов", то следует рекомендовать человеку ориентироваться на другие "рабочие посты", где регламентация трудового поведения нежесткая.

Как считает К. М. Гуревич, успех в профессиональной деятельности и удовлетворенность трудом часто определяются тем, насколько удается соблюсти правило "естественного соответствия", т.е. насколько круг профессиональных задач, стоящих перед человеком, близок его психофизиологическим особенностям и их привычным проявлениям. Известно, что для относительно инертной нервной системы трудны задачи, требующие быстрого реагирования на все новое в окружающей обстановке, и задачи, требующие быстрого перехода от одного вида деятельности к другому. Правило "естественного соответствия" будет нарушено, если человек с инертной системой будет овладевать профессией, где довольно часто возникают ситуации, требующие быстрого реагирования или переключения. Когда правило "естественного соответствия" грубо нарушается, увеличивается вероятность возникновения ошибок в работе, теряется ее эффективность.

Итак, можно сделать следующий общий вывод: каждый раз, когда на практике приходится сталкиваться с такими условиями и требованиями, при которых именно природные формально-динамические особенности (теми, выносливость, работоспособность, помехоустойчивость, чувствительность и т.д.) являются важным фактором при достижении профессиональной успешности, продвижении на более высокую ступень усвоения знаний, навыков, умений, необходимо располагать такой информацией о человеке, используя специальные диагностические методики.

Справочник школьного психолога Костромина Светлана Николаевна

Природные (биологически обусловленные) особенности учащихся

индивидуально-типологические характеристики ребенка, детерминированные свойствами нервной системы и определяющие продуктивность процесса обучения. Наиболее значимыми среди них считают индивидуальные различия в проявлениях силы нервной системы, временных и скоростных характеристиках нервной системы (лабильность, подвижность), быстром образовании новых связей (динамичность).

Из книги 100 великих загадок природы автора Непомнящий Николай Николаевич

БИОЛОГИЧЕСКИ АНОМАЛЬНЫЕ СУЩЕСТВА Может быть, если бы у Джина не сбежала змея, ничего бы и не случилось. Заметил пропажу Нельсон, приятель и сосед мальчика. Несмотря на поздний час, друзья тут же отправились на поиски змеи. Позже, когда взрослые начнут восстанавливать

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ОБ) автора БСЭ

Из книги Формула правильного питания (Методическое пособие) автора Безруких Марьяна Михайловна

Из книги Семейный вопрос в России. Том II автора Розанов Василий Васильевич

Из книги Неотложные состояния у детей. Новейший справочник автора Парийская Тамара Владимировна

Из книги Полный справочник по уходу за больными автора Храмова Елена Юрьевна

Из книги Большой атлас целительных точек. Китайская медицина на страже здоровья и долголетия автора Коваль Дмитрий

О неурочных занятиях учащихся

Из книги Психология и педагогика. Шпаргалка автора Резепов Ильдар Шамильевич

О неурочных занятиях учащихся Циркуляром от 15 августа 1902 г. управляющий министерством народного просвещения предоставил семь учебных дней в году в распоряжение педагогических советов мужских и женских гимназий, каковые дни могут быть сделаны рекреационными, но с тем,

Из книги Справочник педиатра автора Соколова Наталья Глебовна

Геморрагические диатезы, обусловленные изменением тромбоцитов Тромбоцитопатии – самые распространенные заболевания в группе геморрагических диатезов у детей. В основе тромбопатий лежит качественная неполноценность тромбоцитов, обычно при нормальном их количестве.

Из книги Настольная книга для женщин после сорока. Домашняя энциклопедия автора Данилова Наталья Андреевна

Из книги Отменное здоровье после 60. Советы лучших экспертов. Домашняя энциклопедия автора Бауман Илья Абрамович

Атлас биологически активных точек для позвоночника

Из книги Здоровье мужчины после сорока. Домашняя энциклопедия автора Бауман Илья Абрамович

Из книги автора

Наследственно обусловленные синдромы нарушенного кишечного всасывания (мальабсорбции) Муковисцидоз (кистозный фиброз поджелудочной железы) Этиология. Заболевание передается по аутосомно-рецессивному типу. В связи с ферментным дефектом в слизистых клетках

Из книги автора

Биологически активные добавки Нередко фирмы, производящие биологически активные добавки (БАД) для похудения, утверждают, что при приеме их препаратов не обязательно соблюдать диету. Однако это далеко не так. Диета всегда должна быть основным фоном при применении этих

Из книги автора

Биологически активные добавки Отличие биодобавок от лекарств состоит прежде всего в том, что лекарства способны вызывать в организме изменения, которые не свойственны организму в норме. Биодобавки же регулируют естественную деятельность организма, а потому более

Из книги автора

Биологически активные добавки Для коррекции проявлений климакса можно использовать препараты с мягким тонизирующим эффектом, улучшающие обмен веществ, работоспособность, а также уменьшающие мышечную слабость. К ним относятся такие биологически активные добавки, как

Природные предпосылки и индивидуально-психофизиологические особенности личности

Основной недостаток предшествующих подходов в понимании природных предпосылок личности заключается, на наш взгляд , в том, что в качестве основания индивидуально-психологических свойств берется не вся целостная биологическая

система человека, а лишь та или иная ее часть, каждая из которых (гуморальная, соматическая или нервная) сама по себе не обладает необходимыми для этого свойствами.

Мы полагаем, что в основании индивидуально-психологических свойств лежат свойства не той или иной отдельной, частной биологической подсистемы, а общая конституция человеческого организма, которая рассматривается нами как совокупность всех частных конституций, т. е. всех физических и физиологических свойств индивида, закрепленных в его наследственном аппарате...

Многочисленные экспериментальные данные, полученные в последние годы на близнецах и популяционно-генетических исследованиях, убедительно свидетельствуют о наследственной природе не только свойств нервной системы, но и многих индивидуально-психологичес.ких свойств, таких как активность, эмоциональность, социабельность, импульсивность и др...

Системный подход к изучению природных предпосылок личности не только позволяет рассматривать биологические свойства человека как «элементы» более низкой системы, которые Включаются в систему более высокого порядка - «личность», но и предполагает объяснительный принцип: каким образом происходит это включение.

Мы предлагаем назвать этот принцип принципом «системногообобщения». Этот принцип аналогичен понятию «обобще­ния у Ж. Пиаже и С. Л. Рубинштейна . Так, Ж. Пиаже широко использовал понятие обобщения как один из важнейших механиз мов формирования навыков и интеллекта... С. Л. Рубинштейн определял характер человека как закрепленную в индивиде систему генерализованных, обобщенных побуждений.

В чем же специфика «системного обобщения» природных предпосылокличности? Прежде всего в том, что природные Предпосылки- это не аморфная и пассивная совокупность биологических свойств человека, а определенным образом изначальноорганизованная система с четкой иерархией и структуройорганических потребностей, свойств нервной системыи т. д.

Каждый конкретный человек получает от природы в силу своей общей конституции строго определенный диапазон «нормы реакции» биохимических, биомеханических, соматических, нейрофизиологических и т. д. свойств. В результате биологического развития у него формируется индивидуальный уровень обмена, мышечного развития, определенные свойства нервной системы и т. д. Эти индивидуально-устойчивые и иерархически организованные биологические компоненты с самого раннего детства включаются в выполнение самых различных видов деятельности - от сосательного и хватательного поведения до игры, учебы, труда. На первых этапах развития человека (сразу же после рождения) имеют место, по-видимому, разные скорости выполнения деятельности, может наблюдаться разная пластичность, разные эмоциональные реакции и т. д. Однако по мере созревания и развития человека в условиях конкретной социально-исторической среды, благодаря постоянству и генетической устойчивости биологических компонент, постепенно у каждого индивида складывается некая присущая только ему обобщенная скорость, обобщенная пластичность, обобщенная эмоциональность и другие обобщенные характеристики поведения и деятельности.

Эти «формальные» характеристики индивидуальной психики, сформировавшиеся в результате системного обобщения психофизиологических компонент деятельностей независимо от их конкретных мотивов, целей, способов, программы поведения и т. д. за счет врожденного постоянства индивидуально-устойчивых нейрофизиологических, а точнее, всех биологических компонент, вовлеченных в индивидуально-конкретные виды деятельности человека, и составляют основной предмет исследований дифференциальной психофизиологии. Эти биологически обусловленные формальные характеристики психики получили название «формально-динамических» (в школе Теплова -Небылицына) или психодинамических (в школе Мерлина) свойств.

Мы полагаем, что более правильно называть эти свойства просто «формальными» в отличие от «содержательных», поскольку прилагательное «динамические» отражает лишь одну из сторон формальных свойств, а именно «энергетическую, силовую». Можно, по-видимому, говорить и о «формально-структурных» свойствах, связанных с особенностями построения обобщенных программповедения. Термин «психодинамические свойства» представляется менее удачным, тем более что за ним закреплено совершенно другое понятие в школе Левина («динамика мотивов»),

В отличие от формальных содержательные свойства личности (предметно-смысловые структуры: знания, мотивы, цели, отношенияи т.д.) формируются по другой «логике» и другим законом. Если формальные характеристики обобщаются преимущественно по логике «тела» (т. е. под влиянием действия общей конституции человека), то в основе обобщения содержа­тельных свойств психики лежит уже логика «предмета» социально-детерминированной деятельности человека.

Существование в структуре личности устойчивых, обобщенных формальных свойств, в частности формально-динамических, выступающих под общим термином «темперамент», позволяет человеку, с нашей точки зрения, оптимально расходовать свои энергодинамические возможности. Заданный от природы (т. е. генетически детерминированный), определенный индивидуальный уровень энергодинамических возможностей (определенный уровень обмена, активности гормональной сферы, особенности нервных процессов и т. д.), постоянно включаясь в деятельность (независимо от мотивов, целей и т. д.), неизбежно приводитк оптимально сопряженной с деятельностью обобщенной интеграции всех биологических свойств индивида. Возникнувкак новое системное качество, обобщенная интеграция психофизиологических свойств, или, другими словами, система формальных свойств личности, начинает уже сама выступать | роли своего рода регулятора поведения человека в новой ситуации и впроцессе освоения новых видов деятельности.

Таким образом, основное формальное свойство личности, которое формируется в результате системного индивидуального обобщения одних и тех же биологических компонентов (т. е. индивидуальных генетических факторов, уровня обмена, осо­бенностейтелосложения, особенностей функционирования центральнойнервной системы и т. д.) в деятельности в самом широкомсмысле слова характеризует прежде всего меру взаи­модействия субъекта со средой и с другими людьми с точки зрения ее динамической (или динамико-энергетической) напряженности. Эта динамическая черта формальных свойств получила в дифференциальной психофизиологии название «общей активности». Основными показателями общей активности, включая двигательную и речевую, выступают: темп, ритм, скорость, интенсивность, пластичность, выносливость и др.

Другой важнейшей динамической характеристикой, относящейся также к формальным свойствам личности, является эмоциональность человека, куда включаются индивидуально-устойчивые аффекты или детерминирование одного из ведущих настроений (радости, гнева, страха, печали). В эмоциональности, в частности в модальности (знаке) эмоции, можно уже вы­членить некоторые обобщенные содержательные характеристи­ки психики. Однако у нас имеются все основания считать, что в характеристиках эмоциональности отражаются прежде всего устойчивые формальные свойства личности, сформированные под влиянием обобщения в первую очередь природных особенностей человека - факторов гормональной и телесной сферы, свойств диэнцефалона, лимбики и т. д. - и выражающие в наиболее обобщенной форме отношения человека к миру, обществу и к себе.

Таким образом, эмоциональность является наряду с общей активностью одной из наиболее важных формальных структур личности.

В отличие от эмоциональности эмоции представляют собой «частные» случаи содержательного отношения человека к пред­метным характеристикам деятельности (к тем или иным сторонам общения, познания, к явлениям общественной или личной жизни). В содержательном плане мир эмоций безграничен. Их «физиологическое обеспечение» будет зависеть от конкретного уровня обобщения «частного» отношения. Если отношение затрагивает личность как целое, то такая эмоция становится «эмоциональностью» и проявляется на всех уровнях индивидных свойств человека - от генетических мутаций, биохимических реакций, вегетативных сдвигов, мышечных экспрессий вплоть до полной перестройки формальных свойств личности. Такие эмоции наиболее характерны для человека в ситуации стресса Если же отношение основано, например, на частной оценке предстоящего когнитивного действия, то «физиологическое обеспечение» (вегетативные, биохимические, электромиографические и другие сдвиги) может практически не наблюдаться и может быть выявлено только с помощью сложнейших психофизиологических методов. Это, естественно, не означает, что эмоции, как, впрочем, и все другие содержательные свойства личиости (знания, мотивы, цели, отношения и т. д.), «повисают в воздухе» и не имеют физиологического носителя.

В содержательных свойствах личности носителя физиологического, а более правильно - биологического, столько же, сколь­ко и в формальных свойствах. Принципиальное различие между формальными (а именно темпераментом: общей активностью и э моциональностью) и содержательными свойствами (по отношению к природным предпосылкам) заключается в том, что формальные свойства - это такие системные качества, которые формируются по законам генетики, общей конституции, в то время как содержательные свойства формируются преимущественно под влиянием конкретных социальных факторов, действующих опосредованно через внутренние биологические механизмы.

Такое понимание генеза формальных и содержательных свойств личности соответствует диалектико-материалистическому представлению, согласно которому психическое развитие человека понимается как единый системный процесс взаимного опосредствования биологического и социального.

Исходя из предлагаемого понимания механизмов формирования формально-динамических свойств личности становится очевидным, что только такие свойства могут быть предметом прямого сопоставления с биологическими характеристиками человека. Попытки обнаружить соотношение между биологически­ми свойствами и содержательными характеристиками личности, которые нередко предпринимаются в работах социобиологов и конкретных исследованиях западных психологов, представля­ются совершенно беспочвенными...

Разделение свойств личности на формальные и содержательные в реальном поведении - исключительно трудная задача, поскольку формальные и содержательные свойства являются,

согласно А. В. Брушлинскому , недизъюнктивными, т. е. опосредствуют, взаимопроникают и взаимообусловливают друг друга, сливаясь в единый психический процесс. Тем не менее на определенном уровне научно-абстрактного анализа такое разделение может быть выполнено исходя из изложенного вьше представления о различных доминирующих механизмах формирования формальных и содержательных свойств личности.

Ориентировочно можно наметить по крайней мере семь отличительных черт (критериев) формальных свойств личности (преимущественно темперамента) от содержательных характеристик личности. К темпераменту следует относить, с нашей точки зрения, только такое психическое свойство личности, ко торое:

1) наследуется;

2) высоко коррелирует со свойствами нервной системы и свойствами других биологических подсистем (гуморальной, те лесной и т. д.);

3) устойчиво в течение длительного периода жизни человека

4) универсально и проявляется во всех сферах деятельности и жизнедеятельности;

5) характеризует меру активного напряжения человека;

6) отражает наиболее обобщенное отношение человека к миру, обществу и себе;

7) относительно не зависит от содержания (т. е. смысла, мотива, цели и т. д.) деятельности, общения и познания.

У нас имеются все основания полагать, что всем этим критериям (или по крайней мере большинству) удовлетворяют две уже выше рассмотренные наиболее важные формальные характеристики личности, а именно «общая активность» и «эмоциональность», которые, согласно представлениям В. Д. Небылицына, и составляют темперамент человека...

Выявленные связи служат важным аргументом в пользу того, что данные психологические характеристики активности (индивидуальный темп, пластичность, умственная выносливость) принадлежат к категории темперамента. Полученные достоверные статистические связи между индивидуальными вариациями указанных формально-динамических и нейродинамических свойств убедительно свидетельствуют также о том, что сопоставляемые разнородные и разноуровневые характеристики человека принадлежат к одному общему и генетически первичному фактору, т. е. общей конституции, будучи ее раз­ными специфическими формами, которые вступают в различные закономерные соотношения на различных этапах развития лич­ности человека.

Развиваемая нами концепция «системного обобщения» позволяет, с нашей точки зрения, не только объяснить механизм формирования формальных свойств личности, но может быть использована и как единый принцип для объяснения генезиса и других уровней свойств личности. Решающим моментом для выделения в структуре личности того или иного уровня должна быть, согласно данной концепции, специфика системного обоб­щения.

Если обобщение происходит за счет психофизиологических, а более широко - структурных и функциональных биологических свойств, то мы имеем дело с темпераментом; если в основа­нии обобщения лежат динамические и содержательные особен­ности когнитивных механизмов, мы имеем дело с интеллектом; если же обобщаются динамические и содержательные характе­ристики побуждений, мотивов и т. п., то такое психологическое образование следует отнести к характеру, и т. д. Отсюда следует, что по отношению к тому конкретному сложноорганизованному объекту действительности, каким является личность, системный принцип иерархии в рамках дифференциальной психофизиологии реализуется в последовательности перехода от низших структурно-функциональных уровней упорядоченности множества его моментов (имеются в виду биологические свойства, и прежде всего свойства нервной системы) к высшим образованиям - формально-динамическим свойствам. В результате такого поступа­тельного движения образуются новые интегральные системные качества личности: темперамент как самый низший психологи­ческий уровень личностных свойств, затем интеллект, динами­ческий аспект и характер. При этом не снижается значение ста­рых (нижележащих) свойств и качеств и не предполагается абсо­лютной самостоятельности свойств и качеств высших уровней личности как целостной системы.

Из сказанного выше следует, что формальные свойства лич­ности (т. е. темперамент) не существуют сами по себе, а вклю­чаются в «более высокоорганизованные» структуры личности, в частности интеллект и характер, в качестве необходимых компонентов динамических свойств этих структур.

Включение формально-динамических характеристик в структуру интеллекта и характера не означает, что интеллект и характер являются только более обобщенными и более сложными динамическими образованиями психики: и интеллект и характер наряду с обобщенными динамическими свойствами обладают также и особыми обобщенными содержательными (предметно-смысловыми) характеристиками.

Отличительной чертой формирования характера, как известно, является обобщение самых разнообразных форм побуж­дения - от потребностей, мотивов до интересов и идеалов. Именно так понимал характер С. Л. Рубинштейн . В характере обобщаются, естественно, не только содержательные, предметно-смысловые характеристики мотивационной и волевой сферы, но и динамические характеристики, обязательно включающие формально-динамические параметры эмоциональности. Обобщенные эмоциональные качества, по мнению Ж. Пиаже, дают действию необходимую энергию и служат источником поведе­ния. Эмоциональные (аффективные, динамические, энергети­ческие) характеристики выступают всегда в качестве необходи­мого компонента любой мотивации...

Понимание развития личности как единого системного процесса взаимного опосредствования биологического и социального позволяет принципиально по-новому подойти к проблеме задатков, одной из ключевых при изучении природных предпо­сылок личности. Мы полагаем, что следует строго различать по крайней мере два уровня задатков: формальных свойств (темпе­рамента) и более сложных психологических образований (ин­теллекта, характера и др.).

Если принимать во внимание первый уровень задатков, то можно предположить, что генетически фиксированное сочетание природных свойств человека (биохимических особенностей, типа телосложения, свойств нервной системы и т. д.) определяет бла­годаря действию общей конституции преимущественно только лишь те или иные формальные свойства личности (т. е. характеристика общей активности и эмоциональности). Отсюда следует, что «врожденные анатомно-морфологические особенности мозга» являются задатками не способностей (интеллекта) как таковых , как это предполагал Б. М. Теплов , а темперамента. Темперамент же, в свою очередь, следует рассматривать как задатки второго уровня: характеристики активности и эмоциональности - важнейшие компоненты интеллекта, характера и других свойств личности. И в этой связи известная мысль Теплова о том, что «способность - это задаток в развитии», должна бытьуточнена. Речь должна идтине о способности вообще, а о ее динамическом аспекте. (Содержательный же аспект способностей, как указывалось выше, детерминирован преимущественно социальными факторами.)

Отсюда следует, что темперамент стоит не «в стороне» или «рядом» с интеллектом (способностями), а органически включен в него как важнейший компонент, как необходимый задаток, фактор развития, преломляющий, трансформирующий социальные воздействия на человека.

Таким образом, в развитии личности диалектика биологического и социального наполняется конкретным содержанием.

Единый системный процесс развития личности происходит через взаимодействие биологических и социальных детерминант бытия человека.







2024 © winplast.ru.