Написание гласной в суффиксах глаголов. Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание гласных в суффиксах глаголов" (6 класс). Правописание глагола и глагольных форм


Цель урока:

  • познакомить с правописанием суффиксов глаголов -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-);
  • научить учащихся писать без ошибок глаголы с указанными суффиксами;
  • развивать логическое мышление, внимание, речь, память;
  • воспитывать любовь к русскому языку, аккуратность.

Перспективы урока:

учащиеся должны знать: способ действия при выборе гласных в суффиксах глаголов;

учащиеся должны уметь: владеть способом действия при выборе гласных в суффиксах глаголов.

Оборудование урока: индивидуальные карты, схема морфологического разбора глагола.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. Оргмомент.

Приветствие учащихся, определение целей и задач урока, включение учащихся в деловой ритм.

II. Подготовка к усвоению нового материала.

Словарная работа. (Один учащийся выполняет работу у доски.)

Бетон, объединил, искусство, маляр, профессия, приобретаю, фасоль, терраса, придумать.

Дополнительные вопросы отвечающему.

Найди в словарном диктанте глаголы. Определи их вид, время, число, лицо/род.

– Что ты сделал для того, чтобы определить вид глагола?

– Почему в глаголе объединил ты определил род, а в глаголе приобретаю – лицо?

(Учащийся садится на место. Ему выставляется оценка с мотивацией.)

III. Знакомство с новым материалом.

1. Работа с индивидуальной картой . Приложение 1 . (Карта есть у каждого учащегося.)

Задание 2 индивидуальной карты. Определите: вид глагола, время, число, лицо/род; поставьте ударение; выдели суффиксы (выполняется по цепочке.).

Вопросы к классу:

Что мы выяснили, выполнив это задание? (у глаголов в начальной форме и в форме прошедшего времени пишутся суффиксы -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-). А в форме настоящего времени 1 лица единственного числа - суффиксы -у- (-ю-), -ыва- (-ива-).

– Как вы думаете, для чего мы это выясняли? (чтобы узнать, от чего зависит такое написание суффиксов).

– Каких суффиксов? (-ова- (-ева-), -ыва- (-ива-).

– Есть ли отличия в написании суффиксов в форме 1 лица ед. ч. настоящего времени у пар советовать – горевать, рассказывать – заканчивать ? В чем оно состоит?

2. Работа с индивидуальной картой .

Учитывая ответы на вопросы предыдущего задания, выполните задание 3.

Задание 3. Сделай самостоятельно то же, что и в предыдущем задании. (Самостоятельная работа.)

Проверка задания.

– Можем ли мы теперь вывести правило?

– Попробуйте это сделать (если в форме настоящего времени 1 лица единственного числа у глаголов есть суффиксы -у- и -ю-, то в инфинитиве и форме прошедшего времени пишутся суффиксы -ова- (-ева-).

Если в форме настоящего времени 1 лица единственного числа у глаголов пишется суффикс -ыва- (-ива-), то в инфинитиве и в форме прошедшего времени этот суффикс сохраняется).

– А теперь сформулируйте тему сегодняшнего урока.

3. Работа с учебником.

Давайте сверим с учебником ваши ответы. (Работа с учебником)

4. Составление опорной схемы.

Для работы по этому правилу нам надо составить опорную схему. Поставьте вопросы, которые помогут в составлении схемы.

Учащиеся задают вопросы:

– Что мы будем проверять? (суффиксы глаголов)

– Для написания каких форм глагола нам важно делать проверку? (для начальной формы и формы прошедшего времени).

– Что выявляем в ходе проверки? Что может происходить в суффиксах глаголов? (могут меняться, а могут сохраняться).

Задание 4 в индивидуальной карте.

IV. Упражнения для закрепления.

(Учащиеся используют опорную схему).

Задание 5. Образуйте от данных глаголов неопределенную форму и форму ед. числа м. р. прош. вр.

– Обоснуйте свое решение (отвечающий ученик получает отметку)

Задание 6. Образуй от данных слов глаголы несовершенного вида с помощью суффиксов -ыва- (-ива-), -ова- (-ева-). Объясни выбор суффикса.

Уговорить
Окутать
Команда
Расход

Проверка задания с последующим выводом.

– От каких частей речи образуются глаголы с суффиксами -ыва- (-ива-), -ова- (-ева-).

Задание 7. Работа по развитию речи.

Прочитай текст. Определи тему. Сформулируй и запиши его основную мысль. Найди в тексте слова на изучаемое правило. Подчеркни их, выдели суффиксы. Проверь, все ли эти слова написаны правильно.

«Захотелось мне однажды родителей обрадывать и к их приходу обед приготовить. Продукты долго разыскивать не пришлось: мама всегда все аккуратно по полкам раскладывает. Я решил приготовить борщ и картошку. Вспомнил, как мама советовала все при варке помешивать. Я все сделал, как надо. Попробовал – получилось вкусно.

Только родители не обрадывались. Оказалось, что вся плита грязная, а на полу очистки от овощей валяются. А я их вроде не разбрасывал!

Оглядывает меня мама с ног до головы, а у меня рубашка и штаны от свеклы красные. А папа говорит: «Сделать хорошее дело – это еще половина дела. Нужно так делать, чтобы…»

V. Домашнее задание (дифференцированное).

1 группа учащихся. Написать мини-сочинение на свободную тему, используя глаголы с суффиксами -ыва- (-ива-), -ова- (-ева-).

2 группа учащихся. Придумать 10 слов с суффиксами -ыва- (-ива-), -ова- (-ева-).

3 группа учащихся. Упр. 522.

VI. Итог урока.

– От чего зависит написание суффиксов -ыва- (-ива-), -ова- (-ева-) в глаголах?

Правописание суффиксов тесно связано с морфологией. Существуют различные правила написания данной морфемы, они изучаются дифференцировано для каждой части речи. Рассмотрим, какие бывают глагольные суффиксы.

Суффикс -ова-/-ева-, -ыва-/-ива-

Эти суффиксы образуют глаголы несовершенного вида, к которым ставится вопрос "что делать?" Например: рисовать, танцевать, разрисовывать, вытанцовывать.

Морфемы -ова-/ева- образуют глаголы несовершенного вида от иных частей речи, обычно от существительных:

  • команда - командовать;
  • проба - пробовать;
  • зависть - завидовать;
  • волнение - волноваться;
  • расход - расходовать;
  • горе - горевать;
  • беседа - беседовать;
  • участие - участвовать;
  • чувство - чувствовать;
  • сочувствие - сочувствовать;
  • штрих - штриховать.

Правописание этих морфем проверяется по форме глагола первого лица ед. числа в настоящем времени. Для того чтобы поставить глагол в нужной форме, необходимо задать вопрос: "Я сейчас что делаю?" Ответом будет:

  • я сейчас танцую;
  • я сейчас рисую.

Как видно, глагол заканчивается на -ую. В таком случае пишется суффикс -ова-/-ева-.

Примеры слов, в которых выделяется глагольный суффикс -ова-/-ева-:

  • Завидую - завидовать, приветствую - приветствовать, исследую - исследовать, организую - организовать, корчую - корчевать, волнуюсь - волноваться, клюю - клевать, атакую - атаковать, преследую - преследовать, использую - использовать, враждую - враждовать.

Морфемы -ыва-/-ива- также образуют глаголы, к которым ставится вопрос "что делать?" Например: откусывать.

Суффиксы -ыва-/-ива- производят глаголы несовершенного вида от глаголов совершенного вида:

(что сделать?) испытать - (что делать?) испытывать.

Правописание этих морфем тоже зависит от 1-го л. единствен. числа настоящ. времени. Вспомним вопрос: "Я сейчас что делаю?" И ответом будет: «Я сейчас вытанцовываю», "Я сейчас заканчиваю".

После этого определяем, что на конце - ываю/-иваю.

Примеры слов, в которых он выделяется:

Захлебываюсь - захлёбываться, придумываю - придумывать, замахиваюсь - замахиваться, воспитываю - воспитывать, откусываю - откусывать, отказываюсь - отказываться, обыскиваю - обыскивать, подмазываю - подмазывать, развешиваю - развешивать, раскрашиваю - раскрашивать, распиливаю - распиливать, разматываю - разматывать, растаскиваю - растаскивать, расчерчиваю - расчерчивать, расшатываю - расшатывать, разбрасываю - разбрасывать, подмигиваю - подмигивать, подвешиваю - подвешивать, испытываю - испытывать, вздрагиваю - вздрагивать, задумываюсь - задумываться.

Суффиксы в причастиях

Морфемы - ова-/-ева-, -ыва-/-ива- сохраняются в действительных причастиях.

Это связано с тем, что причастия, обозначая признак предмета по действию, образуются от глаголов, и правописание глагольных суффиксов в них сохраняется. Например:

Глагольный суффикс -ва и гласная перед ним

В том случае если ударение падает на конечную часть глагола, нельзя выделять -ова-/ева-, -ыва-/-ива-, так как суффикс будет иной - ва. Он всегда ударный, и этим отличается от предыдущих словообразовательных морфем. Например, его выделяют в словах:

  • ослабе-ва´-ть;
  • запоте-ва´-ть;
  • поли-ва´-ть;
  • проде-ва´-ть;
  • напе-ва´-ть.

Этот суффикс образует несовершенный вид от совершенного, он появляется в форме несов. в. и исчезает в глаголах сов. в. Это поможет выделить его в слове:

  • ослабеть (сов.в.) - ослабе-ва-ть (несов.в.);
  • запотеть (сов.в.) - запоте-ва-ть (несов.вид);
  • полить (сов.в.) - поли-ва-ть (несов.вид);
  • продеть (сов. в.) - проде-ва-ть (несов.вид);
  • напеть (сов.в.) - напе-ва-ть (несов.вид).

Появляясь в глаголах, он принимает на себя ударение, а гласный перед ним оказывается безударным и превращается в орфограмму. Для её выбора применяется правило: чтобы правильно написать гласную перед ударным суффиксом -ва, нужно пропустить этот суффикс.

Суффикс -е-

Этот глагольный суффикс пишется в непереходных глаголах, от которых нельзя поставить вопросы винительного падежа:

  • почерн-е-ть (от чего?) от горя;
  • посерьёзн-е-ть (от чего?) от проблем;
  • заржав-е-ть (от чего?) от влажности;
  • побел-е-ть (от чего?) от старости.

В таких глаголах содержится значение действия, которое происходит без постороннего влияния, и это значение привносится суффиксом -е.

Гласные перед суффиксом -л-

Глагольный суффикс прошедшего времени -л- обычно находится после орфограмм-гласных: вер…л, ве…л, завис…л, измер…л, объезд…л, отча…лся, прикле…л, се…л, чист…л.

Чтобы выбрать гласную перед -л-, надо глагол поставить в начальную форму. Та гласная, которая стоит перед -ть, сохранится и перед -л:

  • вертеть - вертел;
  • веять - веял;
  • затеять - затеял;
  • зависеть - зависел;
  • измерить - измерил;
  • каяться - каялся;
  • кланяться - кланялся;
  • лелеять - лелеял;
  • надеяться - надеялся;
  • объездить - объездил;
  • отчаяться - отчаялся;
  • приклеить - приклеил;
  • реять - реял;

  • слушать - слушал;
  • сеять - сеял;
  • чистить - чистил;
  • чуять - чуял.

Является эталонным. Он сохраняется и в деепричастиях перед -в- и -вши-: отчая-вши-сь, приклеи-в, послуша-в, посея-в, почисти-в.

Задание для закрепления

Итак, когда известно, какие глагольные бывают и как они пишутся, можно перейти к практической части.

В этом тексте пропущены буквы. Его легко восстановить, если вспомнить некоторые изученные правила, регулирующие правописание глаголов.

Интересно наблюдать за обезьянами, живущими на деревьях. Можно их рассматр…вать и фотограф…ровать, потому что они, не испыт…вая страха, свободно продел…вают разные чудеса ловкости. Они не перепрыг…вают, а перепарх…вают с ветки на ветку, раскач…ваются и кувыркаются на лианах. Всё, что кажется для них привлекательным, обезьяны срывают, охват…вают своими цепкими лапками, осматр…вают, обнюх…вают и пытаются попроб…вать, даже подносят к уху, чтобы послуш…ть. Кое-что они заклад…вают за щеку, а что-то отбрас…вают за ненадобностью.

Они без всякого стеснения выпраш…вают гостинцы, высматр…вают самые красивые вещички, и тут не зевай, держи ухо востро.

§ 98. Правописание гласных в суффиксах глаголов - Русский язык 6 класс (Ладыженская, Баранов, Тростенцова)

Краткое описание:

При употреблении глаголов в письменной речи особое внимание следует уделить их правописанию, в частности – правописанию глагольных суффиксов. Поскольку от того, насколько грамотна будет ваша речь, зависит то, насколько доступно будет ваше высказывание для других.
Нередко при употреблении глаголов в форме первого лица единственного числа возникает вопрос о том, в каких случаях в суффиксах необходимо писать буквы «ы-и», а в каких «о-е». Для того, чтобы это определить. Необходимо применить следующее правило. Если глагол в форме настоящего (будущего) времени оканчивается на «ую(юю)», то в таком случае в форме инфинитива и прошедшего времени надо писать суффикс «ова(ева)». Например: советую – советовать, советовал. Если же в форме настоящего (будущего) времени глагол будет оканчиваться «ывю(иваю)», то надо писать «ыва(ива)». Например: опаздываю – опаздывать, опаздывал.


Тема урока: Правописание суффиксов глагола. Гласные в суффиксах –ова- (-ева-), -ыва- (-ива-)

Цели урока:

Познакомить учащихся с правилом правописания гласных в суффиксах –ова-, (-ева-), -ыва- (-ива-);

Развивать умение самостоятельно находить в словах изученную орфограмму, обозначать её графически и объяснять правописание;

Воспитывать интерес к предмету, самостоятельное мышление.

Оборудование: компьютер, алгоритм, карточки для домашнего задания, учебник.

Х о ду р о к а.

1. Организационный момент.

2. Повторение с использованием слайда «Уважаемое Словообразование»

Как словообразовательный разбор помогает решить орфографическую задачу?

Осенний ---осеньвидел ---- видеть

Какой суффикс поможет девочке привести себя в порядок?

умываетСЯ, расчёсываетСЯ, одеваетСЯ, собираетСЯ.

Какая приставка поможет ученику завершить действие?

Учил -----выучил

3. Объяснение нового материала.

Постановка проблемы. Слайд «Загадки Словообразования»

Какая орфографическая проблема возникла в данных глаголах? В какой морфеме?

Докладо ,ы вать, командо , ы вать, горе, и вать, настае , и вать

Сообщение темы урока: «Правописание суффиксов глагола. Гласные в суффиксах –ова- (-ева-), -ыва- (-ива-)»

Мы убедились, что при написании суффиксов глаголов необходимо выбирать гласную букву. Должно существовать правило, которое поможет нам сделать этот выбор. Цель сегодняшнего урока – познакомиться с правилом и научиться без ошибок писать глаголы с указанными суффиксами.

Знакомство с теоретическим материаломпо учебнику под редакцией Ладыженской.

Учащиеся читают текст параграфа и составляют инструкцию по применению правила.

Слайд «Алгоритм правописания суффиксов –ова- (-ева-), -ыва- (-ива-)»

Применение алгоритма. Объяснение орфограммы.

«Пропускаем» через алгоритм записанные нами глаголы, вставляя пропущенные буквы:

докладЫВАЮ – докладЫВАть

горЮЮ – горЕВАть

командУЮ – командОВАть

настаИВАЮ – настаИВАть

Устно учащиеся отвечают на вопрос: «Почему в каждом случае мы говорим о двух суффиксах?» (Гласные о, ы в суффиксах –ова-, -ыва- показывают твёрдость предшествующей согласного, а гласные е, и в суффиксах –ева-, -ива- покахзывают мягкость предшествующего гласного.)

Грамматическая сказка, позволяющая представить правило и лучше его запомнить.

Жили-были в русской грамматике суффиксы –ова-, -ева- и –ыва-, -ива-. Честно трудились, образовывали глаголы. Но вели себя при этом по-разному.

Суффиксы –ыва-, -ива- были очень преданными. Они никогда не покидали глагольные формы и не доверяли своё место другим суффиксам:

рассказЫВАю

рассказЫВАешь

рассказЫВАет

Злые языки, правда, говорили, что дело не в преданности – просто буквам ы, и тяжело ходить, всю жизнь они ходят с палочками и уйти из суффиксов не могут.

Так или иначе, но суффиксы –ыва-, -ива- всегда оставались верными, постоянно присутствуя в глагольных формах.

А вот суффиксы –ова-, -ева- таким постоянством не отличались и уступали своё место суффиксам –у-, -ю-, оставаясь только в некоторых формах:

командОВАть

командУю

командУешь

командУет

Так их теперь и различают. Если суффикс не покидает своё место, это –ыва-, -ива-., а если стремится убежать, как колобок, то это суффикс с «круглыми» буквами -о, е.

Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. Какой урок даёт нам эта сказка? Сформулируйте правило ещё раз.

4. Закрепление нового материала.

Работа по алгоритму.

1.Слай с заданием: замените глаголы или словосочетания близкими по смыслу (см. слова для справок) глаголами с рассматриваемыми суффиксами.

(Это задание первого уровня сложности, поэтому в словах для справок гласная уже вставлена. Учащимся необходимо объяснить, почему именно такой суффикс в этом глаголе.)

Его усиленно угощали (потчевали – потчую )

Кучер подгонял лошадей (подстёгивал – подстёгиваю )

Улицу покрыли асфальтом (заасфальтировали – заасфальтирую )

На уроки нельзя являться с опозданием. (опаздывать – опаздываю )

Слова для справок: п..дстёгивал, з..асфальтировали, потчевали, опаздывать

2.Слайд « Фразеологическая пауза».

Соедините фразеологизмы и глаголы с таким же значением. Объясните орфограммы:

Подливать масла в огоньусердствовать

Набрать в рот водыподзадоривать

Из кожи вон лезтьбезмолвствовать

5. Промежуточный контроль

Слайд «Самостоятельная работа»

Из каждой пары глаголов выберите слово с требуемым суффиксом и запишите его в таблицу, выделяя суффиксы.

1. –ыва-оправд..вать – атак..вать

2. –ова-воспит..вать – торжеств..вать

3. –ова-лакир..вать – испыт..вать

4. –ова-доклад..вать – исслед..вать

5. –ова-запис..вать – чувств..вать

6. –ова-негод..вать – откус..вать

7. –ыва-действ..вать – образов..вать

Обведите столбик, состоящиц из первых букв каждого слова; если задание выполнено верно, то вы прочитаете вашу отметку

Слад «Проверь себя» (самопроверка)

о правдывать

т оржествовать

л акировать

и сследовать

ч увствовать

н егодовать

о бразовывать

Разбираем допущенные ошибки.

6. Слайд «Самостоятельная работа»

Работая по алгоритму, вставьте пропущенные буквы

Использ..вать, жал..ваться, танц..вать,

расспрш..вать, отпляс..вать, откап..вать,

высчит..вать, вспах..вать, пропал..вать,

склад..вать, попроб..вать, затраг..вать,

проветр..вать, дн..вать и ноч..вать.

Самопроверка по слайду:

ООЕ

ИЫЫ

ЫИЫ

ЫОИ

ИЕЕ

7. Подведение итога урока.

Используя данные на слайде слова, составьте предложение, соответствующее схеме:

[ =,=,=,= и=]. В своём предложении расскажите о том, что мы делали на уроке. Объясните гласные в суффиксах глаголов.

Образов..вали, тренир..вались, использ..вали, доказ..вали, проб..вали.

(Сегодня на уроке русского языка мы образовывали новые слова, тренировались в написании суффиксов глаголов, использовали алгоритм, доказывали выбор гласной ипробовали силы в самостоятельной работе.)

8. Домашнее задание (на карточках)

1) От данных слов образуйте глаголы с изученными суффиксами. Не забудьте обозначить орфограмму.

Команда -_______________________

расход - ________________________

Зависть - _______________________

участие - _______________________

Горе - __________________________

сочу..ствие - ____________________

2) К данным глаголам подберите антонимы с изученными суффиксами. Обозначьте орфограмму.

обвинять- __________________________

копить - _____________________________

печалиться - _________________________

молчать - ____________________________

3) Замените словосочетания глаголами с изученными суффиксами. Обозначьте орфограмму.

торжественно идти - __________________________

покрывать лаком - ____________________________

быть шефом - _______________________________

принимать участие - _________________________

ездить по новым местам - __________________________

проводить расследование - _________________________

посылать телеграмму -____________________________

дать совет -___________________________

Проблемы при изучении русского языка у многих людей вызывает написание глагольных суффиксов. Не всегда понятно, какие гласные нужно ставить. Однако этот вопрос регулируется всего парой простых правил - и запомнить их очень легко.

Как определить, какую гласную букву нужно поставить в глагольном суффиксе?

Какое бы слово мы ни видели перед собой - глагол в любом времени, в любой форме и наклонении - для определения правильного суффикса его нужно поставить в единственное число, 1-е лицо, а также употребить в настоящем времени или в будущем. А после этого - посмотреть на окончание.

  • Если в получившемся глаголе окончание будет «ую» или «юю», то в прошедшем времени и в начальной форме для этого глагола суффиксами станут «ова» или «ева».
  • Если слово, поставленное в настоящее или будущее время в 1-м лице, будет заканчиваться на «иваю» или «ываю», то соответственно, для других времен и форм суффиксами окажутся «ива» и «ыва».

Приведем пару примеров для лучшего понимания.

  • Глагол «стартовать». В настоящем времени и в единственном числе для 1-го лица это будет слово «стартую» - и заканчивается оно на «ую». Соответственно, в инфинитиве «стартовать» и в прошедшем времени «стартовал» мы пишем суффикс «ова».
  • Глагол «рассматривать». Единственный род 1-го лица в настоящем - это слово «рассматриваю». Слово заканчивается на «иваю» - соответственно, суффиксом для слова «рассматривал», употребленного в прошедшем времени, и для инфинитива будет «ива».

Правила для суффикса «ва»

Помимо вышеперечисленных суффиксов, существует еще и суффикс «ва» для глаголов. В отличие от рассмотренных выше суффиксов, «ва» всегда находится под ударением - «узнавать», «разбивать», «наливать». Какую букву поставить перед ним - зависит от того, через какую букву пишется слово в неопределенной форме.

Например, для слова «разбивать» такой формой будет «разбить». Слово пишется через гласную «и» - соответственно, и перед «ва» мы тоже ставим «и».

Необходимо помнить, что для этого правила существуют три слова-исключения. А именно:

  • «Застрять». Неопределенная форма пишется через гласную «я» - но в словах «застревать» и «застреваю» перед ударным суффиксом ставится буква «е».
  • «Продлить». Неопределенная форма пишется через букву «и» - но при этом глагол «продлевать» имеет гласную «е» перед ударным суффиксом «ва», как и «продлеваю».
  • «Затмить». Когда слово в неопределенной форме, мы видим букву «и» - но если слово изменить на «затмевать» и «затмеваю», то поменяется и гласная.






2024 © winplast.ru.