Изложение публицистического текста, включающее описание произведения искусства и архитектуры. Тема урока. Развитие речи. Изложение публицистического текста, включающее описание произведения искусства и архитектуры словах и соединительные гласные


Цели: повторить сведения о стилях речи, проверить уровень сформированности коммуникативных и нормативных речевых умений и навыков. Оборудование: текст изложения. Тип урока: урок применения знаний и формирования умений. Ход урока I. Организационный этап II. Актуализация опорных знаний 1. Беседа - Что вы знаете о стилях речи русского языка?

Каковы особенности публицистического стиля речи? - По какой схеме строится текст-описание? - В чем особенность текста, включающего описание произведения искусства, архитектуры? III. Мотивация учебной деятельности Учитель.

Мы не сможем правильно оценить настоящее, если не будем знать прошлого. Чтобы понять, что такое мы с вами, нужно хорошо знать, какими были наши предки. Аузнаём мы о них по делам...

«Русская крестьянская изба в равной степени может считаться памятником и строительного искусства, и народного быта, и народного художественного творчества... Русскую избу по праву относят к числу подлинно классических произведений архитектуры». (И. Маковецкий) Искусству постройки избы и посвящена глава из книги Э. Шима, отрывок из которой является текстом изложения.

IV. Работа над культурой и развитием речи учащихся 1.

чтение учителем текста изложения КАК СОСТРОЕНА ИЗБА Сколько сосновых изб срублено было на Руси! Веками стучали топоры плотников, ставящих избы, да и сейчас стучат,- вырастают в деревнях румяные, смолистые пятистенки. Это и понятно: в богатых лесом краях проще возводить жильё из дерева. Тепло в нём, сухо, чисто. Из века в век стучали топоры, и складывалось мастерство умельцев-плотников. Ты никогда не интересовался, как состроена русская изба?

Вроде бы проще некуда. Наложены брёвна одно на другое, пробиты окошки, сверху крыша драночная или тесовая. Не дворец, не высотный дом - малый терем - теремок. Но и он любопытное сооружение. Вот задумайся: как, например, стены держатся? Ведь выращены без гвоздей, без скоб и железных болтов, а стоят неколебимо! Тут первая плотничья хитрость: концы брёвен соединены «в лапу», держатся друг за дружку, словно пальцы сплетенных рук.

В каждом бревне спрятаны круглые деревянные шипы. Они тоже укрепляют стену. А приметь, как все рассортировано: снизу самые толстые брёвна, кверху - тоньше и тоньше. Одно бревно уложено комлем направо, второе - комлем налево. От этого стена ровная и устойчивая. Обычно древесина сосны не употребляется для художественных поделок. Но смотри, как использовали нашу простую сосну русские мастера.

У нас на Севере стоят огромные двухэтажные избы. Стены их сложены из могучих сосновых бревен. Но избы не выглядят мрачными и тяжелыми - наоборот, они стройны, легки, веселы. Деревянная резьба украшает у них и крыльцо, и наличники окон, и балкончики. Стоят на деревенской улице избы-красавицы, словно под кружевными накидками, и одна с одною соперничает в изяществе и богатстве наряда. (Э.

Шим) 2. Беседа - Определите тему и основную мысль текста. - В каком стиле написан этот текст? - К какому типу речи он относится? 3. анализ содержания и композиции текста Комментарий учителя - Автор стремится убедить читателя (цель публицистического стиля), что крестьянская изба - далеко не простое сооружение. Однако сколько изб было срублено на Руси!

И делали это умельцы-плотники. Плотницкое умение совершенствовалось веками («из века в век», «от поколения к поколению»). Автор раскрывает читателям мудрые секре ты крестьянской постройки: все сделано с умом, все рассчитано много вековым опытом, и один «секрет» помогает другому («концы брёвен соединены «в лапу», «в каждом бревне спрятаны круглые деревянные шипы», «снизу самые толстые брёвна», «одно бревно уложено комлем направо, второе- комлем налево»), и в результате «без гвоздей, без скоб и железных болтов» вырастают избы и «стоят непоколебимо!». Писатель восхищается сам и заставляет восхититься русскими мастерами не только потому, что избы прочные, но и потому, что русский человек сумел сделать их стройными, лёгкими, весёлыми, украсить деревянной резьбой, которую автор сравнивает с кружевной накидкой. Беседа - Какие речевые средства и приёмы использует автор, чтобы при Дать тексту вид доброй, живой беседы? (Автор непосредственно обращается к читателю («Ты никогда не интересовался, как состроена русская изба?

»; «Вот задумайся: как, например, стены держатся?»; «А приметь, как все рассортировано… »; «Но посмотри, как использовали нашу простую сосну русские мастера» и др.)) - Какие слова и словосочетания придают тексту яркую разговорную окраску?

(Яркую разговорную окраску придают тексту слова и словосочетания (ведь, вроде бы, проще некуда, терем-теремок, соединены «в лапу», избы-красавицы, в изяществе и богатстве наряда и др.), устойчивые словосочетания (из века в век, от поколения к поколению), особые синтаксические конструкции: пропуск союзов в сложных предложениях (Это и понятно: в богатых лесом краях проще возводить жильё из дерева); наличие коротких простых предложений, упрощенно передающих весь процесс постройки избы (Наложены брёвна одно на другое, пробиты окошки, сверху крыша драночная или тесовая), необычный порядок слов (Тепло в нём, сухо, чисто.- Ср. В нём тепло, сухо, чисто), противопоставления (Не дворец, не высотный дом - малый терем - теремок), повторы (тоньше и тоньше), восклицательные и вопросительные предложения. Рассказывая о том, как «состроена» русская изба, автор не может обойтись без специальной лексики строителей (пятистенка, комель, тесовая, драночная (крыша), наличник и др.). 3) Комментарий учителя Все это нужно писателю для того, чтобы в живой беседе с читателем привести к мысли о том, что постройка русской избы - дело не простое, но им владеют русские умельцы, плотницкое мастерство которых складывалось веками.

4) Лексико-орфографическая работа Состроить (ср. соединить, собрать, сосредоточить, сотрудничать и др.) «соединить все детали избы»; Пятистенка «большая изба, разделенная капитальной стеной»; комель «толстый конец бревна»; Шип - вообще «выступ», здесь «своеобразный деревянный внутренний гвоздь»; Венец (от вить) - здесь «горизонтальный ряд брёвен в срубе»; тесина «одна доска теса»; тес (от тесать) «тонкие доски»; Дранка (от драть, щепать) «тонкая длинная дощечка»; наличник (однокоренное словам лик, лицо, личина «вид») дощатая рама оконного или дверного проёма». 4.

самостоятельная работа учащихся над составлением простого плана изложения 5. Повторное чтение текста учителем 6. написание изложения (в черновиках) V. Домашнее задание Отредактировав текст изложения в черновиках, написать творческую работу в тетрадях.

Уроки № 14,15

Тема: Изложение «Как состроена изба»

Цели: подготовить учащихся к письменному изложению текста; предупредить речевые, орфографические и пунктуационные ошибки; учить подробно излагать текст, совершенствовать умение раскрывать тему и основную мысль текста.

Ход уроков

    1. Подготовительная работа перед написанием изложения:

а) Слово учителя.

Текст для изложения взят из книги Эдуадра Юрьевича Шима «Деревянная книга». Она популярно и доходчиво рассказывает о дереве и древесине, о том, как дерево служит человеку.

Может показаться странным, что в наш век, когда люди научились строить высотные здания, космические корабли, атомные суда, писатель заводит речь о том, какое устройство обыкновенной крестьянской избы. Чем тут удивить человека, чему он здесь научиться, чем обогатиться?

Мы не сможем правильно оценить настоящее, если не будем знать прошлого. Мы не сможем глубоко познать и полюбить нашу Родину, если не увидим и не поймем, как она жила прежде.

Искусству постройки избы посвящена та глава из книги Э. Шима, которую мы делаем исходным текстом нашего изложения.

Уже название главы «Как состроена изба» указывает на продуманность этой постройки. Использование приставки со- вместо приставки по- , обычной для данного глагола, помогает передать единство всех деталей избы (сравните значение приставки со- , например, в таких словах: соединить, собрать, созвать, сосредоточить ). Кроме того устарелый глагол состроить здесь пригоднее современного, широко употребляемого построить (состроить избу, но построить торговый центр )

б) Выразительное чтение текста учителем, осмысление его содержания.

Как состроена изба

Сколько сосновых изб срублено было на Руси! Веками стучали топоры плотников, ставящих избы, да и сейчас стучат,- вырастают в деревнях румяные смолистые пятистенки.

Это и понятно: в богатых лесом краях проще возводить жилье из дерева. Тепло в нем, сухо, чисто.

Из века в век стучали топоры, и от поколения к поколению складывалось мастерство умельцев-плотников, Ты никогда не интересовался, как состроена русская изба? Вроде бы проще некуда. Наложены бревна одно на другое, пробиты окошки, сверху крыша драночная или тесовая. Не дворец, не высотный дом, - малый терем-теремок. Но и он любопытное сооружение.

Вот задумайся: как, например, стены держаться? Ведь выращены без гвоздей, без скоб и железных болтов, а стоят неколебимо! Тут первая плотничья хитрость: концы бревна соединены «в лапу», держаться друг за дружку, словно пальцы сплетенных рук. В каждом бревне спрятаны круглые деревянные шипы, Они тоже укрепляют стену.

А приметь, как все рассортировано: снизу самые толстые бревна, кверху – тоньше и тоньше. Одно бревно уложено комлем направо, второе – комлем налево. От этого стена ровная и устойчивая.

Обычно древесина сосны не употребляется для художественных поделок. Но посмотри, как использовали нашу простую сосну русские мастера.У нас на Севере стоят огромные двухэтажные избы. Стены их сложены из могучих сосновых бревен. Но избы не выглядят мрачными и тяжелыми, - наоборот, они стройны, легки, веселы. Деревянная резьба украшает у них и крыльцо, и наличники окон, и балкончики.

Стоят на деревенской улице избы-красавицы, словно под кружевными накидками, и одна с одною соперничает в изяществе и богатстве наряда.

в ) Выяснение лексического значения слов:

    пятистенка – большая изба, разделенная капитальной стеной;

    комель - толстый конец бревна;

    шип – вообще выступ, игла, здесь своеобразный деревянный внутренний гвоздь;

    венец (от вить) – в данном случае горизонтальный ряд бревен в срубе;

    тес (от тесать) – тонкие доски;

    тесина – одна доска теса (суффикс единичности – ин-а );

    дранка (от драть, щепать) – тонкая длинная дощечка;

    наличник – дощатая рама оконного или дверного проема (однокоренное словам лик, лицо, личина – вид).

г) Беседа о тексте.

О каких качествах нашего народа можно говорить по прочтении этого текста?

Дайте общую характеристику текста (тип речи, стиль, тема, идея)

2. Повторное чтение текста учащимися про себя.

3. Коллективное составление плана.

1. Множество изб на Руси.

    Достоинства соснового дома.

3. Изба – любопытное сооружение:

1) Как держаться стены?

2) Другие плотницкие хитрости.

3) Почему избы на Севере «стройны, легки, веселы»7

    Избы – красавицы.

4. Предупреждение речевых и грамматических ошибок:

Местоимение сколько в первом предложении можно было бы заменить иными вариантами: очень много, множество, как много.

Какой из вариантов передает желаемую взволнованность, наиболее близок к тому, что дал автор? (третий вариант)

Какими устойчивы сочетаниями подчеркивается длительность времени? (из века в век, от поколения к поколению)

Подобные сочетания в нашей речи распространены довольно широко, приведите примеры. (изо дня в день,из месяца в месяц, из года в год)

Подберите синонимы к слову умелец (Это устаревшее слово, оно уместно в рассказе о давних временах)

Какая глагольная форма на протяжении всего текста помогает автору сосредоточить внимание читателя? (Повелительная форма глагола: задумайся, приметь, посмотри, поставь)

Какое из слов (неколебимо и непоколебимо ) в использует автор? Почему? (неколебимо – слово высокого книжного стиля, а непоколебимо- обычное, нейтральное )Как называются эти слова? (синонимы )

Определите лексическое значение слов поделка и подделка . (Поделка – мелкое изделие, подделка – подобие, фальшивка)эти слова нужно различать. Как они называются? (паронимы)

Подберите синоним к слову соперничает.(соревнуется ). В тексте слово соперничает невозможно заменить обычным в современном употреблении словом.

Замените синонимичным сочетанием одна с одною (одна с другою)

5. Предупреждение орфографических ошибок.

а) Объяснить правописание следующих слов:

вырастают, деревянный, интересовался, сооружение, выращены, сплетенных, мрачными, балкончики, тяжелыми, резьба, сверху, снизу, кверху, направо, рассортировано

6. Предупреждение пунктуационных ошибок:

Найдите в тексте сложные предложения. Постройте схему второго предложения. Какие знаки препинания разделяют простые предложения в составе сложного?

Найдите в тексте предложения с однородными членами. Объясните постановку знаков препинания.

Объясните постановку двоеточия и тире в предложениях четвертого абзаца.

7. Чтение текста в третий раз

8. Изложение текста на черновиках.

I этап – теоретический.

Задание:каждая группа с помощью теоретика представляет правила:1-я группа – ОЧП и пунктуация при них; 2-я группа – обобщающие слова при ОЧП; 3-я группа – грамматические нормы при употреблении ОЧП (теоретик заранее составляет памятку «Ошибки в сочетаниях однородных членов» и раздает ее представителям других групп).

II этап – практический (задание для практиков).

1-я группа.

Задание: расставить знаки препинания, подчеркнуть ОЧП, выделить союзы.

1. Челкаш был бос в старых плисовых штанах без шапки в грязной ситцевой рубашке с разорванным воротом.

2. Надвинулась туча скоро пошел дождь однако ненадолго.

3. Выражение не то чтобы жалости а сумрачной озабоченности появилось на лице генерала.

4. Целую жизнь потом он если не рассказывал то вспоминал эту историю.

5. Я понял уезжая тогда из гор что бывают в горах и снег и дожди и туманы и снежные бури.

6. По склонам стояли багровые рябины и издали были похожи на пылающий костер.

7. Сущность человека лучше всего благодарнее и совершеннее всего выражается через его деяния через его труд и творчество.

8. Никогда ни при каких обстоятельствах не разрешай себе ни зазнайства ни чванства.

9. Как мороз ни скрипуч да не больно жгуч.

10. Радостно моложе было и на небе и на земле и в сердце человека.

2-я группа.

Задание:расставить знаки препинания, составить схемы предложений.

1. Все волновало нежный ум цветущий луг луны блистанье в часовне ветхой бури шум старушки чудное преданье.

2. В лесу и на полях все было занесено снегом.

3. Белые облака бор тянущийся по обеим сторонам дороги шум горной реки текущей невдалеке все это не могло не радовать глаз и слух путешественника.

4. Небо становилось разноцветное белесое розовое красное малиновое.

5. Тут Соловей являть свое искусство стал защелкал засвистал на тысячу ладов тянул переливался...

6. И лошади и покрытые рогожками извозчики и дома улицы все было мне особенно мило и значительно.

7. В окна проникал свет то ли сияние неба то ли сияние озера.

8. Вдруг все вокруг и это серое выцветшее небо и лесистые бугры и застывшие в вечном поклоне ели и голодный беркут стало для меня дорого.

9. Боры и дубравы березняки с живописными озерами и старицами все больше привлекают горожан.

10. Загорелое его лицо было типично для туземцев выдающиеся скулы маленький нос глаза с монгольской складкой век и широкий рот с крепкими зубами.

3-я группа.

Задание: используя материалы памятки «Ошибки в сочетаниях однородных членов», отредактировать упр. 284.

II. Взаимозадания.

Оппоненты предлагают представителям других групп задания (работа группы целиком).

Домашнее задание: § 40–46, упр. 280; подготовиться к контрольной работе по разделу «Однородные члены предложения».

Урок 60

Контрольная работа по разделу
«Однородные члены предложения»
(комплексный анализ текста)

Цели: закрепить умение комплексного анализа текста; проконтролировать степень усвоения учащимися материала об однородных членах предложения и обобщающих словах, пунктуации при них.

Тип урока: контрольный.

Ход урока

Комплексный анализ текста по теме «Однородные члены предложения».

I вариант

5. Постройте схему предложения 14.

(1) Март первый весен(н)ий месяц. (2) Назван он так в честь миф..логического бога войны Марса, который (в)начале просл..влялся древними римлянами как бог з..мледелия и скот..водства.

(3) Название сохр..нилось у многих народов. (4) На Русь оно пр..шло из Византии.

(5) Издавн.. март отличался праз(д)никами и обрядами. (6) На Руси к праз(д)нику вып..кали печен..е в виде жаворонков олиц..творяющих пр..ход весны. (7) Строили (не)приступные снежные или ледян(н)ые крепости. (8) Встречающие весну д..лились на две группы. (9) Одна защ..щала крепость другая ее штурмовала. (10) Смех шутки не см..лкали ни на минуту (в) течени.. всего дня.

(11) В России март не всегда бывает теплым. (12) Иногда в начале месяца возвр..щаются морозы. (13) И все(же) мало(помалу) снег тает. (14) Повсюду по овражкам по склонам холмов бл..стят на солнце сливаясь в (не)большие болотца ручейки. (15) В лесных ч..щобах на опушках рощ(ь) везде слышатся шорохи. (16) Это падает с веток подтаявший снег освоб..ждая из снежного плена дерев..я. (134 слова.)

(По материалам «Календаря».)

II вариант

1. Вставьте пропущенные буквы.

2. Вставьте пропущенные знаки препинания.

3. Укажите номера предложений, в которых встречаются однородные члены предложения.

4. Укажите номера предложений, в которых встречаются обобщающие слова при однородных членах.

5. Постройте схему предложения 4.

Как состроена изба

(1) Сколько с..сновых изб срублено было на Руси! (2) Веками стучали т..поры плотников ставящих избы. (3) Да и сейчас стучат – выр..стают в деревнях румян(н)ые смолистые пятистенки. (4) В богатых лесом краях в Карели.. в Сибир.. на Урал.. проще возводить жил..е из дерева.



(5) Тепло в нем сухо чисто.

(6) Из века в век стучали т..поры и от поколения к поколению склад..валось м..стерство умельцев-плотников.

(7) Ты (ни)когда (не)интересовался как состроена рус(с)кая изба? (8) Наложены бревна одно на другое пробиты окошки (с)верху крыша драночная или тесовая. (9) Любопытное сооружение! (10) Концы бревен соед..нены «в лапу» держатся друг за дружку словно пальц.. сплетен(н)ых рук. (11) В каждом бревне спрятаны круглые деревян(н)ые шипы. (12) Они то(же) укрепляют стену.

(13) Строят избу из могучих с..сновых бревен. (14) Но избы не выглядят мрачными и тяжелыми они стройны ле..ки веселы. (15) Всё в них украшено деревян(н)ой р..зьбой и крыльцо и наличники и б..лкончики. (16) Стоят на деревенской улице избы-красавицы и одна с одною соперничают в изяществе и б..гатстве н..ряда. (152 слова.)

(По Э. Шиму.)

Ключ.

I вариант

(1) Март – первый весенний месяц. (2) Назван он так в честь мифологического бога войны Марса, который вначале прославлялся древними римлянами как бог земледелия и скотоводства. (3) Название сохранилось у многих народов. (4) На Русь оно пришло из Византии.

(5) Издавна март отличался праздниками и обрядами. (6) На Руси к празднику выпекали печенье в виде жаворонков, олицетворяющих приход весны. (7) Строили неприступные снежные или ледяные крепости. (8) Встречающие весну делились на две группы. (9) Одна защищала крепость, другая ее штурмовала. (10) Смех, шутки не смолкали ни на минуту в течение всего дня.

(11) В России март не всегда бывает теплым. (12) Иногда в начале месяца возвращаются морозы. (13) И все же мало-помалу снег тает. (14) Повсюду: по овражкам, по склонам холмов – блестят на солнце, сливаясь в небольшие болотца, ручейки. (15) В лесных чащобах, на опушках рощ – везде слышатся шорохи. (16) Это падает с веток подтаявший снег, освобождая из снежного плена деревья.

3. 2, 5, 7, 10, 14, 15.

II вариант

Как состроена изба

(1) Сколько сосновых изб срублено было на Руси! (2) Веками стучали топоры плотников, ставящих избы. (3) Да и сейчас стучат – вырастают в деревнях румяные смолистые пятистенки. (4) В богатых лесом краях: в Карелии, в Сибири, на Урале – проще возводить жилье из дерева. (5) Тепло в нем, сухо, чисто.

(6) Из века в век стучали топоры, и от поколения к поколению складывалось мастерство умельцев-плотников.

(7) Ты никогда не интересовался, как состроена русская изба? (8) Наложены бревна одно на другое, пробиты окошки, сверху крыша драночная или тесовая. (9) Любопытное сооружение! (10) Концы бревен соединены «в лапу», держатся друг за дружку, словно пальцы сплетенных рук. (11) В каждом бревне спрятаны круглые деревянные шипы. (12) Они тоже укрепляют стену.

(13) Строят избу из могучих сосновых бревен. (14) Но избы не выглядят мрачными и тяжелыми, они стройны, легки, веселы. (15) Всё в них украшено деревянной резьбой: и крыльцо, и наличники, и балкончики. (16) Стоят на деревенской улице избы-красавицы, и одна с одною соперничают в изяществе и богатстве наряда.

3. 4, 5, 8, 10, 14, 15, 16.

Урок 61

Работа над ошибками

Цель: проследить частотные ошибки и поработать над их исправлением.

Тип урока: коррекционный.

Ход урока

Коллективная работа над часто встречающимися ошибками.

Индивидуальная работа над допущенными ошибками.

Домашнее задание: закончить работу. Словарное слово:соотечественник.

Урок 62

Сравнительная характеристика двух знакомых лиц,
особенности строения текста

Цели: закрепить и отработать умения создавать текст – сравнительную характеристику, опираясь на правила сравнения, устанавливая между объектами сходство (общее) и различие, строить высказывание на основе типовой схемы.

Тип урока: развитие речи.

Ход урока

I. Работа со словарным словом: соотечественник.

Сколько основных изб срублено было на Руси! Веками стучали топоры плотников, ставящих избы, да и сейчас стучат, – вырастают в деревнях румяные смолистые пятистенки.
Это и понятно: в богатых лесом краях проще возводить жилье из дерева. Тепло в нем, сухо, чисто.
Из века в век стучат топоры, и от поколения к поколению складывалось мастерство умельцев-плотников. Ты никогда не интересовался, как построена русская изба? Вроде бы проще некуда. Наложены бревна одно на другое, пробиты окошки, сверху крыша драночная или тесовая. Не дворец, не высотный дом – малый терем-теремок. Но и он любопытное сооружение.
Вот задумайся: как, например, стены держатся? Ведь выращены без гвоздей, без скоб и железных болтов, а стоят неколебимо! Тут первая плотничья хитрость: концы бревен соединены «в лапу», держатся друг за дружку, словно пальцы сплетенных рук. В каждом бревне спрятаны круглые деревянные шипы. Они тоже укрепляют стену.
А приметь, как все рассортировано: снизу самые толстые бревна, кверху – тоньше и тоньше. Одно бревно уложено комлем направо, второе – комлем налево. От этого стена ровная и устойчивая.
Обычно древесина сосны не употребляется для художественных поделок. Но посмотрим, как использовали нашу простую сосну русские мастера. У нас на Севере стоят огромные двухэтажные избы. Стены их сложены из могучих сосновых бревен. Но избы не выглядят мрачными и тяжелыми, – наоборот, они стройны, легки, веселы. Деревянная резьба украшает у них и крыльцо, и наличники окон, и балкончики.
Стоят на деревенской улице избы-красавицы, словно под кружевными накидками, и одна с одною соперничает в изяществе и богатстве наряда.

(Э.Шим)

Лексико-орфографическая работа

Пятистенка (пятистенок) – большая изба, разделенная капитальной стеной;

комель – толстый конец бревна;

шип – выступ, своеобразный деревянный внутренний гвоздь;

дранка – тонкая длинная дощечка;

наличник – (однокоренное словам лик, лицо, личина, «вид») – дощатая рама оконного или дверного проема.

Автор стремится убедить читателя (цель публицистического стиля), что крестьянская изба – далеко не простое сооружение. Раскрываются мудрые секреты постройки: все сделано с умом, все рассчитано многовековым опытом. Писатель восхищен сам и заставляет восхититься русскими мастерами не только потому, что избы прочные, но и потому, что русский человек сумел сделать их стройными, легкими, веселыми, украсить деревянной резьбой, которую автор сравнивает с кружевной накидкой. Весь текст стилистически выдержан в ключе живой беседы, для этого используются разные речевые средства и приемы (обращение к читателю, разговорные слова, устойчивые словосочетания, наличие коротких простых предложений, восклицательных и вопросительных).

(Из: Поурочные планы в 8-м классе. Волгорад: «Братья Гринины», 2000)

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

РУССКИЙ ЯЗЫК

8 КЛАСС

Информационный блок содержит систематизированные и обобщённо-теоретические сведения по русскому языку за курс 8 класса , создает возможность успешно подготовиться к зачетам, контрольным диктантам, словарным диктантам, получить дополнительную оценку, выполнив задания по карточке или тесты. Информационный блок имеет целью помочь учащимся 8-ого класса подготовиться успешно к экзамену по русскому языку.

Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений.

М.: Просвещение, 2003г.

В 8 классе по русскому языку изучаются следующие разделы:

1.СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

2.ПРЕДЛОЖЕНИЕ

3.ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

4.ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ


5.ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

6.НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

7.ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ

8.ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБРАЩЕНИЯМИ, ВВОДНЫМИ СЛОВАМИ, МЕЖДОМЕТИЯМИ

9.ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ

10.ПРЕДЛОЖЕНИЯ С УТОЧНЯЮЩИМИ ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ

11.СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ЧУЖОЙ РЕЧИ. ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ РЕЧЬ

КОЛИЧЕСТВО ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 8 КЛАССЕ:

контрольных диктантов-5

контрольных словарных диктантов - 4

изложений-4

сочинений-4

зачетных работ - 8

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТАМ ПО ТЕМАМ:

1."Словосочетание"

а) Что вы знаете о строении и грамматическом значении словосочетания? Зависит ли строение от значения?

б) Бывают ли синонимичные словосочетания?

2."Предложение"

а) Что вы знаете о строении и грамматическом значении предложения?

б) Что называется грамматической основой предложения?

в) Как делятся предложения по цели высказывания? Что называется восклицательным предложением? Как объяснить, что в предложении ПОЧЕМУ ТЫ НЕ СКАЗАЛ

ВСЕЙ ПРАВДЫ?! стоят два знака препинания?

г) Как делятся предложения по количеству грамматических основ?

д) Как делятся простые предложения по количеству главных членов в грамматической основе? Как делятся предложения по наличию - отсутствию второстепенных

е) Могут ли быть односоставные предложения распространенными, а двусоставные -нераспространенными?

3."Двусоставные предложения"

а) Из чего состоит грамматическая основа двусоставного простого предложения? Что называется подлежащим? Что называется сказуемым? Чем отличаются

распространенные предложения от нераспространенных?

б) Чем выражается подлежащее? Приведите примеры.

в) Какие виды сказуемого вы знаете? Как выражается в каждом грамматическое и лексическое значение? Приведите примеры.

г) Расскажите, в каких случаях ставится тире между подлежащим и сказуемым? Приведите примеры.

д) На какие группы делятся второстепенные члены? Расскажите о каждом второстепенном члене. Приведите примеры.

е) Чем отличаются согласованные определения от несогласованных? Приведите примеры.

ж) Расскажите о приложениях, выраженных собственными наименованиями, и о постановке дефиса при приложениях.

з) Расскажите о знаках препинания при сравнительных и деепричастных оборотах.

4."Односоставные предложения"

а) Какие односоставные предложения вы знаете?

б) Из каких главных членов может состоять грамматическая основа односоставного предложения?

в) Чем в каждой группе односоставных предложений может быть выражен главный член? Приведите примеры.

г) Где чаще употребляются назывные предложения?

д) Чем отличаются неполные предложения от односоставных? Могут ли быть односоставные предложения неполными? Приведите примеры.

5."Предложения с однородными членами"

а) Какие члены предложения называются однородными? Как они соединяются между собой?

б) Назовите группы сочинительных союзов. Приведите примеры.

в) Как можно различить однородные и неоднородные определения? Приведите примеры.

г) Назовите условия, при которых всегда ставится запятая между однородными членами.


д) При каком условии запятая между однородными членами не ставится?

е) Расскажите о знаках препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах.

6."Предложения с обособленными членами"

а) Какие члены предложения называются обособленными?

б) В каких случаях обособляются определения и приложения? Приведите примеры.

КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ

Утром участники похода снова отправляются в путь, рассчитывая сегодня подняться на вершину горы.* Она невысокая, но с четырьмя уступами.

Едва приметная извилистая тропинка вьётся по берегу неширокой горной речонки, берущей начало у ледника, а затем резко взбирается влево. Путешественники с трудом преодолевают крутой подъём.

Тропинка огибает беспорядочные нагромождения камней, осложняющие путь.** Приходится преодолевать и эти препятствия. Мешают и заросли дикой малины, усеянные ягодами. Её колючие ветки цепляются за рюкзаки, одежду.

Вот и вершина. Здесь туристы располагаются на отдых. Отсюда открывается чудесная панорама. Слева от подножья горы расстилается долина, покрытая темно – зелёным лесом. Кое – где блестят на солнце зеркала небольших озёр. В течение тысячелетий зарастали их берега густой растительностью. Справа простирается бесконечная цепь холмов, сплошь покрытых зеленью.

Весь день туристы наслаждались красотой гор, загорали, распевали под аккомпанемент гитары песни. Только к вечеру, боясь заблудиться в темноте, они вернулись на тропу, ведущую в лагерь, делясь своими впечатлениями о походе.

Грамматическое задание

1 вариант 2 вариант

2. Указать окончание и основу.

3. Выделить суффиксы и приставки (если они есть), а в сложных

словах и соединительные гласные.

4. Указать корень (или корни в сложных словах).

Порядок словообразовательного разбора.

1. Найти слово (или его основу), от которого образовано данное

(с учётом лексического значения).

2. Определить, с помощью какой приставки, суффикса и т. д.

образовано данное слово.

2) Это воспоминание о весне возбуждает мысль и уносит её далеко-далеко.

3) Я пригласил своего спутника выпить вместе стакан чая.

1. Определение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопрос:

2. Определение правильно указано в предложении:

1) Поездки верхом очень занимали меня.

2) Его охватила волна воспоминаний.

3) Каждое слово раздавалось где-то внутри его, как удар в большой барабан.

3. Определение, выраженное прилагательным, есть в предложении:

1) Бывало, внучке в приданое доставался бабушкин сарафан.

2) А между тем Петино сердце тосковало.

3) Обезумевшие лошади бешено рванули и понеслись по шоссе.

4. Определение, выраженное причастием, есть в предложении:

1) Вчерашние шутки его насчет семьи коменданта мне очень не нравились.

2) Главное очарование моря заключалось в какой-то тайне.

3) В поредевшем лесу далеко видна дорога.

5. Согласованное определение есть в предложении:

1) Обычай ездить к соседям не нами выдуман.

2) Одинокий тюлень остался дремать на месте.

3) Как сладостно журчат в густом вишеннике кроткие горлинки!

6. Несогласованное определение есть в предложении:

1) В рёве ветра слышатся тяжёлые стоны.

2) Среди нас не было человека деятельнее Михаила.

3) Мне понравились прогулки на велосипедах .

Продолжите предложение .

1. Приложение – это определение, выраженное …

Обведите номера правильных ответов.

2. Приложение есть в предложении:

1) Особенно хороша была сверкающая сверху донизу королева-сосна.

2) Море отражало огни фонарей и было усеяно массой жёлтых пятен.

3) Царь Салтан сидит в палате.

3. Выделенное слово является приложением в предложении:

1) Люди с бакенбардами стояли и курили трубки.

2) Деревня Горки стояла на высоком берегу реки.

3) Чижа захлопнула злодейка- западня.

4. Несогласованное приложение есть в предложении:

1) Я узнал об этом из газеты «Известия».

2) Камердинер подал ему башмаки с красными каблуками.

3) Старик сторож поднялся на колокольню.

5. Имя собственное является приложением в предложении:

1) Первое моё серьёзное знакомство с озером Байкал состоялось в пешем походе.

2) Мы добирались почти сутки на древнем пароходе «Комсомолец».

3) Поэт своё детство провёл на берегу Волги.

6. Дефис пропущен в предложении:

1) Дорога шла по крутому берегу реки Урал.

2) Сестрички кунички по ёлкам бегают.

3) В картине Левитана «После дождя» заключена вся прелесть дождливых сумерек в приволжском городке.

Продолжите предложение.

1. Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который …

Обведите номера правильных ответов.

2. Обстоятельство есть в предложении:

1) В рёве ветра слышались стоны, визг и тихий смех.

2) Метель к вечеру расходилась всё сильнее.

3. Выделенное слово является обстоятельством в предложении:

1) Говорить с ним было бесполезно.

2) Первое моё удовольствие – подчинять моей воле всё.

3) Сознаюсь, не очень люблю городских сизяков-голубей.

4. Обстоятельство образа действия есть в предложении:

1) Я проснулся поутру довольно поздно.

2) Впереди роты, прихрамывая, шёл командир.

3) Пошёл мелкий снег и вдруг повалил хлопьями.

5. Обстоятельство времени есть в предложении:

1) Я хотел засветло попасть в село Святое.

2) Я сидел неподвижно и глядел с изумлением и усилием.

3) Несмотря на слово, данное Ипатову, Владимир Сергеевич решил обедать дома.

1) Ветер за стенами дома бесился как старый озябший голый дьявол.

2) Около получаса шёл я так с трудом переставляя ноги.

3) Знания опекают, как мать, учат добру, как отец.

Продолжите предложение.

1. Второстепенные члены предложения – это …

Обведите номера правильных ответов.

2. Выделенное слово является подлежащим в предложении:

1) Бедность не порок.

2) С деревьев что-то тихо сыпалось.

3) Однажды в будний день поутру я с дедом разгребал на дворе снег.

3. Сказуемое является составным глагольным в предложении:

1) Я мог бродить по городу часами.

2) Все просили её спеть что-нибудь.

3) Мы пришли поговорить о предстоящей поездке.

4. Именная часть сказуемого выражена причастием в предложении:

1) Он был свидетель умилённый её младенческих забав.

2) Она была не тороплива, не холодна, не говорлива.

3) Здесь будет город заложен назло надменному соседу.

5. Выделенное слово является дополнением в предложении:

1) Я очень люблю названия маленьких рек и речушек.

2) Весной и летом, осенью и зимой интересно наблюдать природу.

3) Друзья попросили меня позаботиться об их собаке.

6. Прямое дополнение есть в предложении:

1) Я по глупости моей счастья своего удержать не умела.

2) Облачко обратилось в белую тучу.

3) Всю ночь скиталась рысь по лесу.

7. Выделенное слово является определением в предложении:

1) Все мои надежды разрушились.

2) На столе горела лампа без стекла.

3) Впереди шли семеро ребят.

8. Несогласованное определение есть в предложении:

1) Сейчас происходило что-то необычное.

2) Одинокая капля дождя отвесно упала в воду.

3) Желание наказать дерзкого злоязычника сделалось во мне ещё сильнее.

9. Приложение есть в предложении:

1) Старик горец возвращался в аул поздним вечером.

2) Рассветы на Байкале – это что-то удивительное.

3) Мы пошли на вал – возвышение, образованное природой и укреплённое частоколом.

10. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:

1) Корень учения горек, а плоды его сладки.

2) Ум – одежда, которая никогда не износится.

3) Дело писателя противостоять страданию всеми силами.

1) Едва заметно, как капли серебряной воды блестели первые звёзды.

2) Зелёный луг как чудесный сад пахуч и свеж в часы рассвета.

3) Черёмуха душистая с весною расцвела и ветки золотистые, как кудри, завила.

Обведите номера правильных ответов.

1. Двусоставным является предложение:

1) На утреннем рассвете старый маленький пароход тихо плыл по Ладожскому каналу.

2) Рассказывая об этом, не могу не вспомнить об удивительном случае, произошедшем со мной.

3) Смотришь на летящую над травой птицу и удивляешься ловкому её полёту.

1) Бездонную бочку водой не наполнишь.

2) Кругом было тихо.

3) Заря уж давно румянилась на небе.

3. Правильно выделен главный член предложения:

1) Мне постлали постель в комнате рядом с спальней брата.

2) Озвереешь от такой жизни.

3) На дворе ещё чуть брезжило.

4. Правильно определена грамматическая основа предложения:

1) Уже совсем потемнело.

2) Ей страшно захотелось пить.

3) У стены стояло восемь человек.

5. Сказуемое является главным членом односоставного предложения:

1) Начало холодать.

2) Вот мой дом.

3) Нам надо работать.

6. Распространённым является предложение:

1) Не спится.

2) Нам пора ехать.

3) Никто не будет ждать.

Продолжите предложение.

1. Определённо-личные предложения – это односоставные предложения …

Обведите номера правильных ответов.

2. Односоставным является предложение:

1) На этот раз мальчик был с нами.

2) Стану сказывать я сказки, песенку спою.

3) Еду ли ночью по улице тёмной, бури заслушаюсь в пасмурный день.

1) Граждане, своевременно оплачивайте проезд.

2) Неужто, Марья Ивановна, хочешь и ты нас покинуть?

3) Коля, принеси, пожалуйста, мне книгу.

4. Определённо-личным является предложение:

1) Что же вы все смеётесь?

2) Об этом нельзя было и думать.

3) Не позволяй душе лениться.

5. Правильно определена форма главного члена предложения:

1) Люблю (изъявит. накл., наст. вр., 1-е л., ед. ч.) тебя, Петра творенье.

2) Возьмёмся (изъявит. накл., наст. вр., 1-е л., мн. ч.) за руки, друзья!

3) Принеси (повел. накл., 2-е л., ед. ч.) мне поскорее зонт.

6. Главный член выражен глаголом во 2-м лице единственного числа изъявительного наклонения в предложении:

1) Ну, дружок, пойдём со мной!

2) Не говори мне о плохом.

3) Скоро пойдёшь домой?

Продолжите предложение.

1. Неопределённо-личные предложения – это односоставные предложения …

2. Односоставным является предложение:

1) Вам бы здесь до осени пожить.

2) Плыть ночью по реке хорошо.

3) Что пишут в газетах?

3. Правильно указана грамматическая основа предложения:

1) Что слушаешь.

2) Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

3) Вам передали билет на поезд?

4. Неопределённо-личным является предложение:

1) Вам кто-то передал газету.

2) Газеты приносят два раза в день.

3) Проверьте, пожалуйста, диктант.

5. Правильно определена форма члена предложения:

1) На улице шумят (изъявит. накл., наст. вр., 3-е л., мн. ч.).

2) Книги уже принесли (изъявит. накл., прош. вр., мн. ч.).

3) Вам позвонят (изъявит. накл., будущ. вр., 3-е л., мн. ч.) завтра.

6. Главный член выражен глаголом в форме 3-го лица множественного числа настоящего времени:

1) Вас просят к телефону.

2) Нас позвали к столу.

3) Вас скоро пригласят.

Продолжите предложение.

1. Безличные предложения – это односоставные предложения со сказуемым …

Обведите номера правильных ответов.

2. Односоставным является предложение:

1) Завтра похолодает.

2) Замолкает город.

3) Вам не видать таких сражений.

1) Бойца ранили.

2) Боец ранен.

3) Бойца ранило.

4. Безличным является предложение:

1) Не говори мне о плохом.

2) Меня знобит.

3) О прогулках нельзя было и думать.

5. Правильно указан главный член безличного предложения:

1) Следует позаботиться о пациентах.

3) Надо чаще повторять пройденное.

6. Главный член является составным глагольным в предложении:

1) Мне нужно позвонить домой.

2) Дорогу размыло водой.

3) Его уже не было во дворе.

Продолжите предложение.

1. Назывные предложения – это такие односоставные предложения, которые …

Обведите номера правильных ответов.

2. Односоставным является предложение:

1) Сильно морозит.

2) Сильный мороз.

3) Стоит сильный мороз.

3. Правильно выделена грамматическая основа предложения:

1) Дело словом не заменишь.

2) Какой дом!

3) Вот бы было лето!

4. Назывным является предложение:

1) Ну и погода!

2) Здесь жарко.

3) Какая ночь!

5. Правильно выделен главный член назывного предложения:

1) За окнами душное лето .

2) Да, вот наш дом.

3) Какой туман!

6. Допущена пунктуационная ошибка в предложении:

1) Утром холодно ветер и солнце.

2) Вот и солнце, а до обеда было пасмурно.

3) Над горами бледно-зелёное светлое немое небо.

Обведите номера правильных ответов.

1.Двусоставным является предложение:

1) Вернусь через час.

2) Вернитесь через час.

3) Все вернулись через час.

2. Односоставным является предложение:

1) Необходимо платить за квартиру вовремя.

2) Пришлось пойти в магазин за хлебом.

3) Кто-то постучал в окно.

3. Правильно указаны главные члены предложения:

1) Прощайте, братцы!

2) Сегодня, добрые друзья, повеселю вас новой сказкой.

3) Какая ужасная погода!

4. Главным членом является сказуемое в односоставном предложении:

1) Идти было трудно.

2) Рассказывая об этом, не могу не вспомнить об удивительном случае, произошедшем со мной недавно.

3) Какой сегодня хороший день!

5. Определённо - личным является предложение:

1) Пришли мне, пожалуйста, новые книги.

2) Недавно мне прислали новые книги.

3) Надо послать ему новые книги.

6. Правильно определена форма главного члена предложения:

1) Поскорее надень (повел. накл., 2-е л., ед. ч.) пальто.

2) Эту книгу перечитываешь (изъявит. накл., наст. вр., 2-е л., мн. ч.) с наслаждением.

3) Читайте (повел. накл., 2-е л., мн. ч.) больше книг.

7. Неопределённо-личным является предложение:

1) Вас просят к телефону.

2) Вам передали приглашение на вечер?

3) Из окна сильно дуло.

8. Правильно определена форма главного члена предложения:

1) В окно тихо стукнули (изъявит. накл., прош. вр., 3-е л., мн. ч.) .

2) В нашем районе скоро откроют (изъявит. накл., буд. вр., 3-е л., мн. ч.) новую школу.

3) За дверью бойко говорили (изъявит. накл, прош. вр., мн. ч.) по-русски.

9. Безличным является предложение:

1) У него ломит ноги.

2) Мне хочется повидаться с вами.

3) Полезно купаться в море.

10. Правильно выделен главный член безличного предложения:

1) Мне надо встретиться с друзьями.

2) Об этом нельзя и думать.

3) Можно было бы пригласить его к нам.

11. Главный член является составным глагольным в предложении:

1) Надо поехать на дачу полить цветы.

2) Нам было отказано.

3) Мне необходимо написать статью к концу месяца.

12. Назывным является предложение:

1) Какая тишина!

2) Сегодня можно пойти в лес.

3) Жаль возвращаться домой.

13. Неполным является выделенное предложение:

1) Он смотрел с любопытством, она – с торжеством.

2) Движение – это жизнь, а жизнь без движения пуста.

3) Илюша – к воротам, но из окна послышался голос матери.

Продолжите предложение.

1. Однородные члены выражаются …

Обведите номера правильных ответов.

2. Однородные члены есть в предложении:

1) Мал золотник, да дорог.

2) Простим горячке юных лет и юный жар, и юный бред.

3) Воздух дышит весенним ароматом, и вся природа оживляется.

3. Однородные члены правильно выделены в предложении :

1)Мрачный бор угрюмо молчит или воет глухо.

2) Встречались женщины с корзинами на головах, солдаты на повозках, скрипящие арбы на буйволах.

3) По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит.

4. Однородные дополнения есть в предложении:

1) В детстве видел я в окнах своего дома небо, птиц, аллеи.

2) С гордостью, с любовью, с восторгом говорили о победителях соревнований.

3) Я лежу и улыбаюсь редким облакам, солнцу, морю.

5. Однородные определения есть в предложении:

1) Глаза у нас то синие, то карие, то чёрные.

2) Короткие сумерки быстро сменились чудною, ласковою тропической ночью.

3) Откуда-то издалека доносился странный, прерывистый, протяжный звук.

6. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:

1) Яркий майский день заиграл всеми своими, голубыми, сиреневыми и зелёными красками.

2) Сильный, порывистый ветер раскачивал деревья и гудел в лесу.

3) За окном золотом сиял осенний, погожий, холодный день.

Обведите номера правильных ответов.

1. Союз и соединяет однородные члены в предложении(ях):

1) Светлые полосы от огня и чёрные тени ночи плясали вокруг костра.

2) Непрекращающийся дождь и постоянная прибыль воды в реке очень беспокоили наших проводников.

3) Сумерки приближались, и надо было торопиться.

2. Между однородными членами противительный союз в предложении:

1) Лист в лесу сочен, густ и зелен.

2) Нам нужно сажать лес не только для восстановления природных сил земли, но и для нашего хозяйства.

3) Звёзды высоко, но неярко блестели на небе.

3. Между однородными членами соединительный союз в предложении(ях):

1) На мельнице и стук и гром.

2) Ни одна травка внизу, ни один лист на верхней ветви дерева не шевелится.

3) Курочка по зёрнышку клюёт, да сыта бывает.

4. Однородные члены соединены двойным союзом в предложении(ях):

1) В походе надо сообразовываться не столько с силами людей, сколько с силами вьючных животных.

2) Многие птицы уничтожают не только насекомых, но и грызунов.

3) Дуб, берёза, ясень и ива росли то группами, то в одиночку.

5. Однородные члены разделяются запятыми в предложении(ях):

1) Мокрый лист с осины и дорожных ивок так и хлещет в спину и загривок.

2) Он сохранил и блеск лазурных глаз и звонкий детский смех и речь живую.

3) Я не мог открыть в нём страсти ни к еде ни к охоте.

6. Пунктуационная ошибка допущена в предложении(ях):

1) Вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась, и засверкала росой.

2) Глубокая тишина в природе нарушалась только однообразным шумом, да жужжанием насекомых.

3) Глубоко-глубоко отражались в пруду берег и вечернее небо, и белые полоски облаков.

Обведите номера правильных ответов.

1.Обобщающее слово стоит после однородных членов в предложении:

1) Среди птиц насекомых в сухой траве в воздухе везде чувствовалось приближение осени.

2) Все эти птицы утки всех пород и лебеди почти не боятся человека.

3) Ни вершины ни снега ни даже облака ничто не отражалось в гладкой поверхности озера.

2. Правильно подчёркнуто обобщающее слово в предложении:

1) Повсюду : в кустах, в траве – запели, зачирикали птицы.

2) Ни столба, ни стога, ни забора - ничего не видно.

3) Восход полыхал и озарял всё : сосны, утёс, реку и облака.

3. Пропущено двоеточие в предложении:

1) Проносившиеся мимо поля, рощи, деревни всё было окутано сиреневатою дымкой.

2) От зноя всё стало жёлтым и небо, и поля, и воздух.

3) Улыбку, смех, и радость, и печаль я всё забыл.

4. Пропущено тире в предложении:

1) Ничего здесь нет для ума ни гимназии ни библиотеки ни театра.

2) Всё это: и ночь, и даль, и горы, и звёзды казалось мне исполненным невиданной прелести.

3) Ни дерево, ни вода ничто не шелохнётся.

1) Милым казалось всё: и лес и речушки.

2) Охота с острогою требует трёх условий: тёмной ночи, светлой воды и совершенно ясной погоды.

3) Все породы деревьев смолистых как-то: сосна, ель, пихта и прочие – называются «красным лесом».

6. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:

1) Всё кругом ещё спало утренним мёртвым сном.

2) Девичье личико и солнце тени и быстрая речка – всё было прелестно в это милое утро.

3) И горы, и долины, и луга, и леса – всё залито солнечным светом.

Обведите номера правильных ответов.

1. Обособленный член есть в предложении:

1) Савельич от меня не отставал не прерывая жалобных своих молений.

2) Вдруг я увидел в сумраке прямо перед собой человек пять мужиков вооружённых дубинами.

3) Не зная пароля я хотел молча проехать мимо них.

2. Обособленное определение есть в предложении:

1) Войдя в комнату человек изо всех сил стукнул посохом по полу.

2) Белые, причудливых форм тучки с утра показались на горизонте.

3) Над нивами вился лёгкий парок наполнявший воздух запахом оттаявшей земли.

3. Обособленное определение выражено причастным оборотом в предложении:

1) Это была прежняя Катя с косами вокруг головы, с завитками на лбу.

3) Бледный свет похожий на чуть разбавленную синькой воду заливал часть горизонта.

4. Обособленное определение выражено прилагательным с зависимым словом в предложении:

1) Тихая ночь вся золотистая от полумесяца мешалась с тонким светом зари.

2) Прохваченный ночной свежестью холодный воздух заставлял вздрагивать.

3) В стороне обращённой в поле на правом углу стояла башня построенная очень давно.

5. Обособленное определение выражено прилагательными в предложении:

1) Это была прямо русская душа правдивая честная простая.

2) Одарённый необычайной силой Герасим работал за двоих.

3) Подошёл маленький поезд из пустых товарных вагонов.

6. Распространённое определение стоит после определяемого слова в предложении:

1) Вдали я видел сквозь туман в снегах горящих как алмаз седой незыблемый Кавказ.

2) Усталый и зноем томимый он в роще дубовой прилёг.

3) Бежит он дикий и суровый и звуков и смятенья полн на берега пустынных волн.

Обведите номера правильных ответов.

1.Обособленное определение относится к личному местоимению в предложении:

1) В седьмом часу вечера пыльные и усталые мы вступили в широкие укреплённые ворота крепости.

2) Утомлённый новыми впечатлениями я заснул ранее обыкновенного.

3) Полный раздумья шёл я однажды по большой дороге.

2. Обособленное определение стоит после определяемого слова в предложении:

1) Лес зелёный кругом молодой и росистый.

2) В длинном своём платье со шляпой на голове вышла она в переднюю.

3) Погружённый в свои мысли Чечевицын ничего не ответил.

3. Причастный оборот не обособляется в предложении:

1) Вышедший рано утром отряд прошёл уже четыре версты.

2) Солнце блистало на только что распустившейся листве.

3) По пыльной дороге ведущей к садам тянулись скрипучие арбы наложенные чёрным виноградом .

4. Определение, стоящее перед определяемым словом, обособляется в предложении:

1) Бледный он лежал на полу держа в правой руке пистолет.

2) Голодный и прозябший возвращаюсь я к сумеркам в усадьбу.

3) Дувший со всех сторон ветер иногда усиливался.

5. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:

1) Варвара Павловна, в шляпе и шали, торопливо возвращалась с прогулки.

2) Словно раненая птица, увлекаемая сильным ветром помчалась наша лодка вдоль берега.

3) На горизонте серебряном от тонкой далёкой пыли дрожали прозрачные струйки воздуха.

6. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:

1) Стоял солнечный день, морозный и ясный.

2) По ясному небу едва-едва неслись высокие и редкие облака, изжелта-белые как весенний запоздалый снег.

3) Ноги беспрестанно путались в пресыщенной горячим солнцем траве.

Обведите номера правильных ответов.

1. Обособленное приложение есть в предложении:

1) Аксинье на руки отдали хохлатого дымчатого селезня единственную «господскую» птицу.

2) На дороге стоял сам Алёхин мужчина лет сорока.

3) На телеге стоит высокий мужик в белой рубахе и в чёрной шапке.

2. Распространённое приложение есть в предложении:

1) Студент этот по имени Михалевич энтузиаст и стихотворец искренно полюбил Лаврецкого.

2) Чаще всего я встречался с дедом корзинщиком.

3) Хозяин родом яицкий казак казался мужик лет шестидесяти.

3. Приложение относится к местоимению в предложении:

1) К нам подошёл Ваня мальчик лет шести.

2) Искатель новых впечатлений я вас бежал, отечески края.

3) Все мы пассажиры сидели или лежали на палубе буксирного парохода.

4. Приложение стоит после определяемого слова в предложении:

1) Там в стары годы сатиры смелый властелин блистал Фонвизин…

2) Вдали показалась пристань маленький красный домик.

3) Он близок, близок день свиданья тебя мой друг увижу я.

5. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:

1) Вот от лесу, как передовой вестник, понесся свежий ветерок.

2) В воде трепещут красные факелы отражения огней берега и судов.

3) Перед нами вдоль тропы лежал пень, полусгнивший остаток когда-то могучего дуба.

6. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:

1) Илюше иногда, как резвому мальчику так и хочется броситься и переделать всё самому.

2) Низко плыли первые предшественники непогоды – рваные клочья облаков.

3) Добряк, он не мог никому отказать в просьбе.

Обведите номера правильных ответов.

1. Обособленное обстоятельство есть в предложении:

1) Ключ этот бьёт из расселины берега превратившейся мало-помалу в небольшой, но глубокий овраг.

2) Испуганные кони скакали прижав уши, храпя, косясь на раскаты грома.

3) Благодаря массе новых впечатлений день прошёл для Каштанки незаметно.

2. Распространённое обстоятельство есть в предложении:

1) Звёзды нетленно сияли за окном, умножая красоту ночи.

2) Я читал в саду сидя в бабушкином плетёном кресле.

3) В голых окраинных садах сидели на покосившихся скворечниках и сипло посвистывали отогреваясь скворцы.

3. Слово, к которому относится распространённое обстоятельство, правильно указано в предложении:

1) В уголке, приютившись в крошечном деревянном балаганчике, старуха вязала чулок.

2) Воротясь домой, она тотчас ушла в свою комнату.

3) Тяжёлый парус поднимая, рыбак идёт на дальний лов.

4. Распространённое обстоятельство стоит после слова, к которому оно относится, в предложении:

1) День был жаркий светлый лучезарный несмотря на перепадавшие дождики.

2) Проглянет солнце ярко озаряя и лес и степь и старую усадьбу.

3) Носясь меж дымных облаков он любит бури роковые, и пену рек, и шум дубров.

1) Около получаса шёл я так, с трудом переставляя ноги.

2) Погнавшись за проезжающими, Серёжа споткнулся и на всём бегу ударился коленом о дерево.

3) В морской дали, приглядевшись можно различить очертания островов.

1) Она сидела на стуле возле окна, отвернувшись и почти спрятав голову.

2) Холодный ветер дул не переставая.

3) Весеннее солнце, обогнув положенный путь садилось в юную степь за длинными холмами.

Обведите номера правильных ответов.

1. Уточняющий член есть в предложении:

1) Потом надев сапоги накинув на плечи поддевку и не застёгивая ворота рубахи он выходит на крыльцо.

2) Вправо от дома на берегу пруда раскинулся огромный парк.

3) Она вошла с мороза бодрая зарумянившаяся …

2. Уточняющее обстоятельство есть в предложении:

1) Я вставал рано, с рассветом, и тотчас принимался за работу.

2) В воздухе изредка появлялись «белые комары», то есть снежинки.

3) Внизу, у самой реки, горел огонь.

3. Уточняющее дополнение есть в предложении:

1) Ехали только днём, во избежание всяких дорожных случайностей.

2) Ничего не было видно, кроме волн, летевших из мрака.

3) Далеко, на том берегу, в непроглядной тьме горело несколько ярко-красных огней.

4. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:

1) Белые, чистые пески с грядами разноцветной гальки, то есть камешков широко расстилались перед ними.

2) После двухдневного ненастья или, вернее сказать, сырой погоды, наступило ясное осеннее время.

3) Сквозь пыль, залеплявшую глаза, не было видно ничего, кроме блеска молний.

5. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:

1) В конце августа по большой ущелистой дороге, между Дуванской и Бахчисараем, шагом, еле двигаясь ехала офицерская тележка.

2) В повозке, спереди, на корточках, сидел денщик в нанковом сюртуке и сделавшейся совершенно мягкой бывшей офицерской фуражке.

3) На повозке, впереди всех сидел боком бородач в шляпе и, локтем придерживая кнутовище, связывал кнут.

6. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:

1) Он заставил её ходить на задних лапах, изображал из неё колокол, то есть сильно дёргал её за хвост.

2) Сын Хаджи-Мурата восемнадцатилетний юноша Юсуф сидел в темнице, то есть в глубокой яме.

3) Туча осталась теперь справа, а впереди, в жёлтом море хлеба был виден маленький островок леса.

Обведите номера правильных ответов.

1. Однородные члены есть в предложении:

1) Обильно перемешанная с избитой измолоченной соломой обнажившаяся и размокшая лежала земля.

2) Лошади загнанные тяжело хрипели шли шагом и только вздрагивали от кнута.

3) После ужина в местном незатейливом ресторане мы трое друзей решили прогуляться по тихим вечерним улицам.

2. Однородные дополнения есть в предложении:

1) Я люблю просёлочные дороги тихо плетущуюся лошадёнку наивный разговор ямщика.

2) Каждый день вижу Веру у колодца и на гулянье.

3) Иван Дмитриевич рисует себе осень с дождями с холодными ветрами и с бабьим летом.

3. Пунктуационная ошибка есть в предложении:

1) Чёрные, как уголь, скворцы давно поселились на высокой раскидистой берёзе.

2) На восточной стороне неба всплыла длинная, туманная полоса.

3) С востока неслись не то низкие, чёрные тучи, не то холодный дым исполинского пожара.

4. Союз и соединяет однородные члены в предложении:

1) Над мостом уже пролетели два неприятельских ядра и на мосту была давка.

2) Было тихо и с той горы изредка долетали звуки рожков и криков неприятеля.

3) В одном месте крутой бок возвышений воздымался выше прочих и весь убирался в зелень столпившихся густо деревьев.

5. Однородные члены соединены двойным союзом в предложении:

1) Река то верная своим высоким берегам давала вместе с ними углы по всему пространству то иногда уходила от них прочь.

2) Отдалённые горы были задёрнуты не то туманом не то какою-то мглой.

3) Сказка нужна не только детям но и взрослым.

6. Пунктуационная ошибка есть в предложении:

2) И верного друга прощальной рукой и гладит и треплет по шее крутой.

3) Звуки и запахи, тучи и люди были странно красивы.

7. Обобщающее слово выделено в предложении:

1) Кругом повсюду мох: и внизу под ногами, и на камнях, и на ветках деревьев.

2) Гости говорили о многих приятных и интересных вещах, как-то: о природе, о собаках, о пшенице …

8. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:

1) Тут было всё вместе – и клён, и груша, и низкорослый ракитник, и берёзка, и ель …

2) Повсюду: в клубе, на улицах, на скамейках у ворот происходили шумные разговоры.

3) И утёсы и море, и горы и берег – всё это приняло одну общую окраску.

9. Обособленный член есть в предложении:

1) Я сидел в берёзовой роще осенью около половины сентября.

2) С самого утра перепадал мелкий дождик сменяемый по временам тёплым солнечным сиянием.

3) Внутренность рощи влажной от дождя беспрестанно изменялась.

10. Обособленное определение является несогласованным в предложении:

1) Маша, бледная и трепещущая, подошла к Ивану Кузьмичу.

2) У многих русских рек, наподобие Волги, один берег горный, другой луговой.

3) Небо, полное грозою, всё в зарницах трепетало.

11. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:

1) Этот одноэтажный дом вытянулся во двор, заросший дёрном чистый и пустынный, с колодцем среди него, под крышей на двух деревянных столбиках.

2) Три окна дома, узкие и прорезанные арками были высоко над землёй.

3) На парне были штаны, закатанные выше колен и выпущенная поверх штанов рубаха.

12. Обособленное приложение есть в предложении:

1) На месте отъехавшего грузовика стоял Петр Филиппович наш бургомистр.

2) Два молодых человека студент и офицер были одних лет и оба красивы.

3) Варвара Павловна в шляпе и шали торопливо возвратилась с прогулки.

13. Уточняющий член есть в предложении:

1) Запах палого листа и дыма висел над садами то усиливаясь то ослабевая.

2) Лось выбежал на опушку заросшую кустарником и не останавливаясь направился к реке.

3) Внизу у подножия сосен уже темно и глухо.

14. Пунктуационная ошибка есть в предложении:

1) В Мещёрском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха.

2) Впереди нас, за срубленным лесом, открылась довольно большая поляна.

3) Вдали мельница стучит, полузакрытая вербами, и пестрея в светлом воздухе голуби быстро кружатся над ней.

Продолжите предложение.

1. Обращение в устной речи служит для …

Обведите номера правильных ответов.

2. Обращение есть в предложении:

1) Широко ты Русь по лицу земли в красе царственной развернулася.

2) Здравствуй город родной и любимый!

3) Этот город родной и любимый.

3. Выделенное слово является обращением в предложении:

1) Полно степь моя спать беспробудно.

2) Учи меня соловушка искусству своему.

3) Прекрасны вы поля земли родной …

4. Обращение является распространённым в предложении:

1) Колокольчик среброзвонный ты поёшь?

2) Отвори мне страж заоблачный голубые двери дня.

3) Старик я слышал много раз, что ты меня от смерти спас.

5. Пунктуационная ошибка есть в предложении:

1) Юноша бледный со взором горящим! Ныне даю я тебе три завета.

2) Отколе, умная, бредёшь ты голова?

3) Не прав твой, о, небо, святой приговор.

6. Пунктуационная ошибка есть в предложении:

1) Что ты, поникла, зелёная ивушка?

2) Природа-мать! К тебе иду с своей глубокою тоскою.

3) Засветись, о день счастливый! Разгони густой туман.

Продолжите предложение.

1. Вводные слова имеют значения: …

Обведите номера правильных ответов .

2. Вводное слово есть в предложении:

1) Тут делать нечего друзья поцеловались.

2) Прасковья Ивановна брала с него за обед и пила его чай следовательно не жаловалась на его присутствие

3) Признаться я не очень обрадовался его предложению.

3. Выделенное слово является вводным в предложении:

1) Он может вернётся домой.

2) Он может остаться дома.

3) Видно ты давно не был здесь.

4. Вводные слова выражают чувства в предложении:

1) Букет был собран должно быть недавно.

2) Я к сожалению должен ещё встретиться с другом.

3) Она вероятно никак не ожидала нас встретить.

5. Вводные слова указывают на источник сообщения:

1) Очевидно он не считает важными ни свои поступки, ни свои доводы.

2) К счастью все мои служебные обязанности в Петербурге были уже окончены.

3) По его словам мы все должны были поучаствовать в этих соревнованиях.

6. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:

1) Она, видно только что проснулась.

2) Весна, считай, уже наступила.

3) Люди любят вспоминать очевидно потому, что на отдалении яснее становится содержание прожитых лет.

Обведите номера правильных ответов.

1. Вставная конструкция есть в предложении:

1) Малолетний сынок то смотрел как ловят рыбу сёстры ему самому ещё не позволяли то играл около матери.

2) Лошадёнка его к истинному моему удивлению бежала недурно.

3) Когда я стану умирать и, верь, тебе недолго ждать ты перенесть меня вели в наш сад.

2. Выделенные слова являются вставной конструкцией в предложении:

1) По утреннему холодку бодрым, спорым шагом мы отмахали километров восемнадцать

2) Крупные, красивые птицы их всего было тринадцать летели треугольником.

3) Пожарная команда по условиям местности подъехать близко к пожару не могла.

3. Знаки препинания правильно расставлены в предложении:

1) Снизу от реки, её шум ещё не был слышен, выползал туман.

2) Однажды – это было в 1900 году – я бродил по тайге.

3) Ястреб (я теперь мог его хорошо рассмотреть) подтянул зверька к ольховнику.

4. Знаки препинания правильно расставлены в предложении:

1) Люди любят вспоминать очевидно потому, что на отдалении яснее становится содержание прожитых лет.

2) Очевидно, эти камни когда-то отвалились от каменного гребня на вершине горы.

3) Лучший подсказчик в гимназии – к тому же француз – Регаме учился в нашем классе.

5. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:

1) В самом деле, пора уже успокоиться.

2) Весна (считай) уже наступила.

3) Он вышел из себя и в первую минуту гнева хотел было со всеми своими дворовыми учинить нападение на Кистенёвку (так называлась деревня его соседа), разорить её дотла.

6. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:

1) В воздухе было тепло и так тихо, что, казалось, ни одна травка, ни одно облачко не шевелились.

2) Во-первых, больная действительно находилась в отчаянии, во-вторых я сам чувствовал сильное к ней расположение.

3) Куль муки продавался (и то самым тайным образом) за двадцать пять рублей.

Обведите номера правильных ответов.

1. Обращение есть в предложении:

1) Послушайте, отчего вы его не прогоните?

2) Николай Степаныч позвольте мне поговорить с вами о театре!

3) Опять я ваш о юные друзья.

2. Вводные слова есть в предложении:

1) Детям по причине малолетства не определили никаких должностей.

2) Судя по запаху где-то поблизости находилась ферма.

3) Володя к великой радости бабушки выказывает необыкновенные познания.

3. Выделенные слова являются обращениями в предложении:

1) Знаете ли вы например, какое наслаждение слушать его голос?

2) Ты матушка чай тоже не бедна.

3) Наташа представьте себе давно уже приехала.

4. Выделенные слова являются вводными в предложении:

1) Лицо и всё сложение Лукашки несмотря на угловатость молодости выражали большую физическую и нравственную силу.

2) Красивое безбородое лицо извозчика казалось печальным и хмурым.

3) Кажется кто-то идёт за мной.

1) Идёт такой зверёк, положим, по лесу, увидал птичку, поймал и съел.

2) Каковы бы ни были тайные намерения Дубровского (мы их узнаём после), но в его поведении не оказалось ничего предосудительного.

3) Наконец я с ними простился; отец пожелал мне доброго пути, а дочь проводила до телеги.

6. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:

1) Заря сияла на востоке, и золотые ряды облаков казалось ожидали солнца.

2) На мой взгляд внешность этого человека удивительно соответствует его специальности.

3) Но – к великой моей досаде – Швабрин, обычно снисходительный, решительно заявил, что песня моя нехороша.

1. Продолжите предложение:

Прямая речь – это речь …

Обведите номера правильных ответов.

2. Предложением с прямой речью является предложение:

1) Ах! Нет, надеждами я мало избалован.

3) Сёстры решили сказать Михаилу что после завтрака идут гулять одни.

3. Предложением с косвенной речью является предложение:

1) Папа говорил что мы будем жить у бабушки.

2) Тогда профессор в очках равнодушно обратился ко мне приглашая отвечать на вопрос.

3) Всё в порядке можно выходить сказал Гаврик.

4. Схема «П», - а. соответствует предложению:

1) Одна из слушательниц задала вопрос а не могли бы вы объяснить что хотели сказать этим произведением.

2) Василиса Егоровна – прехрабрая дама заметил важно может это засвидетельствовать

3) Мы ещё об этом подумаем и потолкуем отвечал генерал.

5. Знаки препинания правильно расставлены в предложении:

1) «Уехала ль Марья Ивановна», - спросил я с сердечным трепетом.

2) «Куда вы?» - сказал Иван Игнатьич, догоняя меня.

3) «Не успела, - ответил Иван Игнатьич,- дорога в Оренбург отрезана.

6. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:

1) Цветы-то надо полить, - сказала мать, пощупав землю в горшках с цветами на окнах.

2) «Пора идти, - сказал, вставая, Коля.- Тут кругом болота. Будет туман».

3) «Ой, какие цветы! – закричала Маша. – Прямо прелесть!»







2024 © winplast.ru.