День Ангела. Небесная покровительница - Святая Фотиния (Светлана) Самарянын. Имя светлана, фотиния в православном календаре Фотиния самарянка


Святая мученица Фотина была той самой самарянкой, с которой беседовал Спаситель у колодца Иаковлева (Ин. 4, 5 - 42). Во времена императора Нерона (54 - 68), проявившего чрезвычайную жестокость в борьбе с христианством, святая Фотина жила в Карфагене со своим младшим сыном Иосией и там безбоязненно проповедовала Евангелие. Ее старший сын Виктор храбро сражался в римских войсках против варваров и за свои заслуги был назначен военачальником в город Атталию (Малая Азия).

Градоначальник Атталии Севастиан при встрече со святым Виктором сказал ему: "Я знаю достоверно, что ты, твоя мать и твой брат - последователи учения Христа. Но я по-дружески советую тебе - подчинись воле императора, за это будешь получать имущество христиан, которых ты доставишь нам. Твоим же матери и брату я напишу, чтобы они не проповедовали Христа открыто. Пусть тайно исповедуют свою веру". Святой Виктор ответил: "Я сам хочу быть проповедником христианства, как мои мать и брат". На это Севастиан ответил: "О Виктор, все мы хорошо знаем, какие бедствия ожидают за это тебя, мать и брата твоего". После этих слов Севастиан вдруг почувствовал острую боль в глазах, изменился в лице и онемел.

Три дня пролежал он слепой, не произнося ни слова. На четвертый день неожиданно он громко произнес: "Только вера христиан истинна, нет другой истинной веры!" Находившемуся рядом святому Виктору Севастиан сказал: "Меня призывает Христос". Вскоре он крестился и тотчас же прозрел. Слуги святого Севастиана, свидетели чуда, крестились по примеру своего господина.

Слухи о происшедшем дошли до Нерона, и он приказал привести христиан к нему на суд в Рим. Тогда Сам Господь явился исповедникам и сказал: "Я буду с вами, и Нерон будет побежден, и все, кто служит ему". Святому Виктору Господь возвестил: "С этого дня имя тебе будет Фотин - "Светозарный", ибо многие, просвещенные тобой, обратятся ко Мне". Святого Севастиана Господь ободрил: "Блажен, кто совершит свой подвиг до конца". Святая Фотина, извещенная Спасителем о предстоящих страданиях, в сопровождении нескольких христиан отправилась из Карфагена в Рим и присоединилась к исповедникам.

В Риме император приказал привести к себе святых и спросил их, действительно ли они веруют во Христа. Все исповедники решительно отказались отречься от Спасителя. Тогда император приказал раздробить на наковальне кисти рук святых мучеников. Но во время истязания исповедники не чувствовали боли, а руки мученицы Фотины остались невредимы. Нерон приказал святых Севастиана, Фотина и Иосию ослепить и заключить в темницу, а святую Фотину с пятью ее сестрами - Анастасией, Фото, Фотидой, Параскевой и Кириакией - отправить в императорский дворец под надзор дочери Нерона Домнины. Но святая Фотина обратила ко Христу Домнину и всех ее рабынь, которые приняли святое Крещение. Обратила она ко Христу и волхва, который принес отравленное питье, чтобы умертвить исповедниц.

Прошло три года, и Нерон послал в темницу за одним из своих слуг, находившихся в заключении. Посланные сообщили ему что святые Севастиан, Фотин и Иосия, которые были ослеплены, стали совершенно здоровы, и их постоянно посещают люди, которые слушают их проповедь; сама темница превратилась в светлое и благоуханное место, где прославляется Бог. Тогда Нерон приказал распять святых вниз головой и в течение трех дней бить их по обнаженному телу ремнями. На четвертый день император послал слуг посмотреть, живы ли мученики. Но, придя на место пыток, посланные тут же ослепли. В это время Ангел Господень освободил мучеников и исцелил их. Святые сжалились над ослепшими слугами и своими молитвами к Господу возвратили им зрение. Прозревшие уверовали во Христа и вскоре крестились.

В бессильной ярости Нерон приказал содрать кожу со святой Фотины и бросить мученицу в колодец. Мученикам Севастиану, Фотину и Иосии отсекли голени, бросили собакам, затем с них содрали кожу. Страшные муки претерпели и сестры святой Фотины. Нерон приказал отрезать им сосцы, а затем содрать кожу. Изощренный в жестокостях император уготовал жесточайшую казнь святой Фотиде: ее привязали за ноги к вершинам двух склоненных деревьев, которые, распрямившись, разорвали мученицу. Остальных император приказал обезглавить. Святую Фотину вытащили из колодца и заключили в темницу на 20 дней.

После этого Нерон призвал ее к себе и спросил, покорится ли она теперь и принесет ли жертвы идолам. Святая Фотина плюнула императору в лицо и, посмеявшись над ним, сказала: "Нечестивейший слепец, заблуждший и безумный человек! Неужели ты считаешь меня столь неразумной, чтобы я согласилась отречься от Владыки моего Христа и принесла жертву подобным тебе слепым идолам?!"

Услышав такие слова, Нерон снова велел бросить мученицу в колодец, где она предала дух свой Господу (+ ок. 66).

Святая Фотина (греч. Фотиния), родом самарянка, жена сначала беспорядочной жизни и суеверная, а после - благословенная святая подвижница и проповедница истинной веры.

Евангелие рассказывает нам о том, как однажды Господь Иисус Христос пришел в самарийский город, называемый Сихарь, где находился колодец, данный Иаковом своему сыну Иосифу и его потомкам. Устав с дороги, Господь промыслительно сел отдохнуть у колодца, пока ученики Его пошли в город купить еду. В это время пришла из города за водой некая женщина. Господь попросил ее дать Ему пить. Женщина удивилась просьбе, так как иудеи никогда не общались с самарянами.

Иисус сказал ей: «Если бы ты знала, Кто с тобой говорит, ты сама попросила бы у Него пить, и Он дал бы тебе воду живую». Самарянка еще больше удивилась: откуда Иисус мог дать воду живую, не имея даже почерпала?

Господь ей ответил, что пьющие воду из колодца опять будут жаждать, а вода, которую Он даст, сделается источником в жизнь вечную. Под живой водой Господь подразумевал Свое живоносное учение, приводящее к вечному блаженству в Царстве Божием.

Господь, зная, что самарянка сожительствует с неким мужем тайно, во грехе, но имеет пылкую веру в Бога и твердое ожидание пришествия Мессии, постепенно открыл ей, что Он, говорящий с ней, и есть ожидаемый Христос.

Евангелие не сообщает нам имени женщины-самарянки, но Предание Церкви его сохранило, и мы называем ее по-гречески - Фотиния, по-русски - Светланой, на кельтских языках - Фионой, на других западных языках - Клэр. И все эти имена говорят нам об одном: о свете. Повстречав Господа Иисуса Христа, она стала светом, в мире сияющем, светом, который просвещал тех, кто встречался с ней.

Сама же блаженная самарянка, удостоившаяся беседовать с Господом, пострадала за Христа вместе со своими сыновьями и сестрами во время воздвигнутого римским императором Нероном гонения на христиан. Это лютое гонение продолжалось с 65 по 68 год, и во время его пострадали в Риме святые апостолы Петр и Павел, а мучители затем стали разыскивать всех их последователей. В это время святая Фотина жила в городе Карфагене (ныне - город Тунис), где она с младшим своим сыном Иосиею безбоязненно проповедовала Евангелие. Между тем старший сын Фотины, по имени Виктор, мужественно подвизался на войне, которую в то время варвары вели с римлянами, и по окончании войны, повелением императора назначен был начальником над войсками в город Атталию с тем, чтобы подвергать мучениям находившихся там христиан. Когда правитель города, Севастиан, узнал об этом, то сказал Виктору:

Воевода, я достоверно знаю, что ты христианин и что мать твоя с братом твоим Иосиею - последователи Петра, а посему и того, что повелел тебе император, ты не исполнишь из боязни погубить душу свою.

Я горю желанием исполнять волю небесного и бессмертного Царя, Христа, Бога нашего, - отвечал на это Виктор, - а повелением Нерона о том, чтобы предавать мучениям христиан, я пренебрегаю.

Тогда Севастиан, сказал Виктору:

Как искреннему другу, советую тебе: подчинись воле императора. Ведь если ты станешь с должным усердием исполнять царское повеление и христиан, которых тебе удается разыскать, будешь подвергать судебному допросу и мучениям, то и императору угодное сделаешь и себе приобретешь принадлежащие им имущества, а матери и брату твоему сообщи от себя письмом, чтобы они не шли так открыто и не склоняли этим язычников к отречению от отеческих верований, но пусть тайно исповедуют веру во Христа, Бога вашего, если желают, чтобы и ты из-за них не подвергся вместе с ними одинаковым мучениям.

Никогда я этого не сделаю, - отвечал Виктор, - и не только не сделаю, но даже подумать не хочу о том, чтобы подвергать христиан мучениям или насильно взять что-либо от них или советовать матери и брату моему не проповедывать о том, что Христос есть истинный Бог, но я и сам всею душою хочу быть проповедником Христа и буду им так же, как и они.

На это Севастиан сказал ему:

О, Виктор! Все мы хорошо знаем, какие бедствия ожидают тебя, мать и брата твоего.

После этих слов лицо Севастиана вдруг разгорелось, и он упал на землю от острой и жестокой боли в глазах своих, при чем совершенно потерял способность говорить. Бывшие при этом слуги, подхватив его, положили на ложе, и он пролежал три дня, не сказав ни одного слова. По прошествии же трех дней он закричал громким голосом и сказал:

Один христианский Бог есть Бог истинный, одна христианская вера есть вера истинная и одно есть крещение, - крещение во имя Отца и Сына и Святого Духа. Нет другой истинной веры, кроме веры христианской.

Вошедши к Севастиану, Виктор спросил его:

Отчего так неожиданно произошла в тебе такая перемена?

Любезнейший Виктор, - отвечал Севастиан, - меня призывает к Себе Христос твой.

Виктор же наставил его в вере, и он принял святое крещение. Выходя из купели, он внезапно прозрел и прославил Бога.

Вскоре после сего до Нерона дошел слух о том, что Виктор, начальник над войсками в Атталии и правитель этого города, Севастиан, исповедуют веру Петра и Павла и всех привлекают к себе, убеждая следовать их проповеди, а также о том, что то же самое делают и посланные в Карфаген Апостолами мать Виктора Фотина и сын ее Иосия. Узнав об этом, император воспылал гневом и послал в Атталию воинов с тем, чтобы они привели к нему на суд находившихся в этом городе христиан, мужчин и женщин. В это время атталийским христианам явился Христос и сказал им: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Матф.11:28). Я буду с вами, и Нерон будет побежден, а также и те, кто находятся при нем».

Виктору же Он сказал:

С этого дня Фотин будет имя тебе, так как многие, тобою просвещенные, обратятся ко Мне.

Укрепил Христос на предстоящие страдания и Севастиана такими словами:

Блажен тот, кто совершит свой подвиг до конца.

Господь сказал эти слова и взошел на небо.

Святая Фотина также извещена была Христом об ожидающих ее страданиях и немедленно же в сопровождении множества христиан отправилась из Карфагена в Рим. Когда она вошла в Рим, то пришел в движение весь город, и все говорили: «кто сия?» Она же безбоязненно проповедывала Евангелие Христово. Между тем был приведен в Рим и сын ее Фотин, носивший прежде имя Виктора, вместе с Севастианом и взятыми с ними воинами, но святая Фотина предупредила Виктора, прежде его явившись к Нерону с сыном своим Иосиею и христианами, пришедшими с нею из Карфагена. Нерон спросил святую:

Для чего вы пришли к нам?

Для того, - ответила Фотина, - чтобы научить тебя чтить Христа.

В это время бывшие при императоре сказали ему:

Градоначальник Севастиан и воевода Виктор, которые не веруют в богов, пришли из Атталии.

Пусть приведут их ко мне, - повелел Нерон. И когда они были приведены, то он спросил их:

Правда ли то, что я слышал о вас?

Всё то, что ты слышал о нас, царь, - ответили они, - истинная правда.

Тогда Нерон, обратившись к святым женам, спросил их:

Согласны ли вы отречься от Христа вашего или желаете умереть за Него?

О, царь! - отвечали святые жены, обратив взоры свои к небу, - никогда не будет того, чтобы мы отреклись от веры во Христа и от той любви, которую имеем к Нему.

А как ваши имена? - спросил император.

Я, - отвечала святая Фотина, - от Христа, Бога моего, получила имя Фотины, сёстры же мои называются так: первая, родившаяся после меня, - Анастасией, вторая

Фото, третья - Фотидой, четвертая - Параскевой, а пятая - Кириакией, а имена сыновей моих такие: имя старшего, который Господом моим назван Фотином, - Виктор, младшего же Иосия.

Итак, все ли вы, - сказал на это Нерон, - согласны подвергнуться мучениям и умереть за Назорея Христа?

Все мы, - ответила святая Фотина, - с радостью и веселием готовы умереть за Него и все этого желаем.

Тогда император приказал раздробить на наковальне кисти рук святых мучеников. Но во время истязания исповедники не чувствовали боли, а руки мученицы Фотинии остались невредимы: мучители, рубившие топорами ей руки, много раз сменялись и, не имея никакого успеха, в изнеможении падали, как мёртвые, а святая мученица, оставаясь по благодати Христовой невредимою, молилась и говорила: «Господь за меня - не устрашусь: что сделает мне человек?» (Псал. 117:6). После сего Нерон стал уже затрудняться, думая о том, каким еще мучением подвергнуть святых и, наконец,Нерон приказал святых Севастиана, Фотина и Иосию ослепить и заключить в темницу, а святую Фотинию с пятью ее сестрами - Анастасией, Фото, Фотидой, Параскевой и Кириакией - отправить в императорский дворец под надзор дочери Нерона Домнины. Но святая Фотиния обратила ко Христу Домнину и всех ее рабынь, которые приняли святое Крещение, а также обратила ко Христу и волхва, которой принес однажды для питья ей и ее сестрам настойку ядовитой травы, после чего претерпела множество мучений.

Когда прошло после этого три года, то Нерон приказал однажды освободить бывшего в числе его придворных одного слугу своего, который по его повелению был заключен в темницу и посланные для этого, увидев в темнице святых мучеников Севастиана, Фотина и Иосию в здоровом состоянии, сообщили императору, что ослеплённые галилеяне видят и совершенно здоровы, что самая темница светла, исполнена, обильного благоухания и из места заключения стала местом для прославления Бога и святым домом, что святые располагают в темничном заключении большим богатством, что к ним собирается народ и, уверовав в Бога их, принимает от них крещение. Услышав это, Нерон пришел в ужас и приказал распять святых вниз головой и в течение трех дней бить их по обнаженному телу ремнями. На четвертый день император послал слуг посмотреть, живы ли мученики. Но, придя на место пыток, посланные тут же ослепли. В это время Ангел Господень освободил мучеников и исцелил их. Святые сжалились над ослепшими слугами и своими молитвами к Господу возвратили им зрение. Прозревшие уверовали во Христа и вскоре крестились.

Уверовав, они крестились во имя Христа, Бога нашего, и стали последователями святых. Нечестивый Нерон, узнав об этом, сильно разгневался и приказал содрать кожу со святой Фотины. И в то время, когда мучители исполняли это царское приказание, святая мученица пела: «Господи! Ты испытал меня и знаешь. Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали» (Псал. 138:1, 2).

Содрав со святой Фотины кожу, ее бросили в колодец. После этого, схватив Севастиана, Фотина и Иосию, отрезали им подколенные кости и вместе с коленями бросили собакам, а затем содрали с них кожу и по повелению императора бросили их в ветхое каменное строение. Приказав после сего привести к себе пятерых сестер Фотины, Нерон велел отрезать им сосцы, а потом и с них содрать кожу. Когда мучители подошли за этим к святой Фотиде, то она не пожелала, чтобы кто-либо из них совершил над нею это истязание, как над прочими святыми женами, но, став на место мучения, сама мужественно содрала с себя кожу и бросила ее в лице Нерона, так что он сам изумлён был ее мужеством и терпением. Тогда мучитель придумал для святой Фотиды новое, в высшей степени жестокое и смертельное мучение. По его повелению в его саду склонили друг к другу два дерева и к вершинам их привязали за ноги Фотиду, после чего отпустили деревья, и святая мученица была ими разорвана. Так она и предала Богу свою праведную и блаженную душу. После сего нечестивый Нерон повелел всем прочим святым мученикам мечем отсечь головы, а святую Фотину, вынув из колодца, заключить в темницу, где она и пробыла двадцать дней. Приказав затем привести ее к себе, Нерон спросил ее, не покорится ли она ему теперь и, раскаявшись в своем упорстве, не принесет ли жертвы идолам. Тогда святая Фотина плюнула ему в лицо и, посмеявшись над его безумием и глупым разумом, сказала:

О, нечестивейший слепец, заблуждающийся и безумный человек! Неужели ты считаешь меня столь неразумною, чтобы я согласилась отречься от Владыки моего Христа и принесла жертву подобным тебе слепым идолам!?

Услышав такие слова, Нерон повелел снова бросить святую Фотину в колодец. И когда это было исполнено, то святая мученица предала душу свою Богу и в венце мученическом вечно радуется в Царстве небесном вместе со всеми, пострадавшими с нею.

Святая мученица Фотиния чтится нашим народом как целительница от лихорадки. Во многих селах и городах нашей родины ей служат молебны за тех, кто страдает этой болезнью. Не редко больные дают обет написать или приобрести икону Святой мученицы Фотинии.

Почему Святая Фотиния является целительницей этой лютой болезни определить очень трудно, но в придании говориться, что Святая Фотиния исцелила воеводу Севастиана от какой-то болезни, во время которой он: "Разжегся лицем и паде на землю от зельния великия и лютыя болезни". Может, это и была лихорадка.

Впрочем народ мог придать значение и тому обстоятельству, что Спаситель разговаривал с самарянкой у колодца, и благодаря этому Святая Фотиния могла, по мнению народа, получить от Господа власть и силу над всей водной стихией, в которой, согласно с народными взглядами, и гнездится эта страшная болезнь.

Храм Святой мученицы Фотинии (Светланы) находится в одном из живописнейших мест Днепропетровской области на берегу Днепра у знаменитых днепровских порогов, в селе Диброва Синельниковского района. Село это не случайно носит такое название. Еще до строительства Запорожской ГЭС на берегу Днепра росла дубовая роща (дубрава) и люди называли это место "раем на земле". В этом храме находится икона Св. мученицы Фотинии с частичкой от ее мощей, у которой постоянно (каждую среду недели) по благословению Митрополита Днепропетровского и Павлоградского Иринея служится молебен о здравии. Также в нашем храме хранится частица от мощей преподобного Лаврентия Черниговского чудотворца.

Самарянка пришла к колодцу не из духовных соображений: она просто пришла, как приходила каждый день, чтобы набрать воды, - и встретила Христа. Каждый из нас может встретить Христа на каждом шагу жизни, например, когда мы заняты обыденными делами, нам надо, чтобы сердце наше настроилось правильно, если мы готовы к тому, чтобы встретить Христа, принять благословение, услышать - и задать вопросы. Самарянка задавала Христу вопросы: и то, что она услышала в ответ, настолько превосходило ее вопросы, что она узнала в Нем пророка, а потом узнала в Нем и Христа, Спасителя мира. Вот чему Самарянка учит всех нас: чтобы во всякое мгновение нашей жизни, за самыми незатейливыми занятиями, мы были так открыты, чтобы принять Божественное слово, быть очищенными Его чистотой, быть просвещенными Божественным светом и принять Его в глубины нашего сердца, принять Бога всей нашей жизнью . так, чтобы люди видя, кем мы стали, могли видеть, что Свет пришел в мир. Будем же молиться Самарянке, чтобы она научила нас, привела бы за руку ко Христу, как она сама пришла к Нему, и служит Ему, как она послужила ему, став спасением для всех, кто был вокруг нее.

Фотиния Палестинская

Русское имя Светлана – одно из самых поздних, появившихся в церковном, да и светском именослове. Существует версия, что придумал его Пушкин. А популяризовал, конечно же, Жуковский своей балладой «Светлана».

Только в середине ХХ века имя распространилось среди людей верующих, когда церковь разрешила давать его при крещении. В греческом языке ему соответствует аналог Фотиния (светлая). А святой, его прославившей, является Преподобная Фотиния Палестинская . О ней и будет наш рассказ.

Материалы, использованные в вышивке иконы Преподобной Фотинии (Светланы) Палестинской : ткань - бархат, бисер, трунцал, канитель, перламутр, цитрин, хризолит, хризопраз, коралл, тигриный глаз, агат, малахит, аквамарин, янтарь, жемчуг.

Как заказать икону

Купить или заказать икону можно, позвонив, по телефону +7 90 66 47 66 47 , либо в чат (правый нижний угол сайта).

Срок вышивки иконы 1,5 - 2 месяца. Точных копий мы не делаем. Каждая икона уникальна . Схемы и наборы в вышивке не используются. В вышивке используются драгоценные и полудрагоценные камни.

Для каждой иконы изготавливается деревянный киот. Размер икон 21х29 см. Размер иконы в киоте 28х36 см. Иконы вышиваются по благословлению и освящаются в церкви.

Стоимость: 65 000 рублей.

Доставка по Москве бесплатно. Доставка в другие города осуществляется по почте. В этом случае, стоимость доставки согласовывается отдельно.

Мы работаем со всеми регионами России.

Заказанную икону Вы можете оплатить наиболее удобным для Вас способом, в том числе:
- Наличными курьеру при доставке. (по Москве)
- Банковской картой (Visa, MasterCard, Maestro).
- Через Сбербанк Онлайн.
- Электронными деньгами - QIWI Wallet или WebMoney.

Преподобная Фотиния Палестинская - история жизни и молитвенного подвига

Чтобы узнать, кто такая Фотиния Палестинская, нужно рассказать историю святого Мартиниана, жившего в V веке в палестинской пустыне. Вел он жизнь подвижническую и строго аскетическую, за что Бог сподобил его дарами прозорливости и исцелений.

Однажды некая блудница Зоя, прослышав о подвигах святого, пришла к нему. Женщина попросилась на ночь, и Мартиниан впустил ее во внешнюю келью. Но сатана стал искушать святого похотливой страстью. Зоя же сняла бедные одежды и нарядилась в дорогие и соблазнительные, которые принесла с собой в мешке.

Чтобы обуздать страсть, Мартиниан разжег костер посреди кельи и ступил в него, как только Зоя в красивых одеждах переступила порог внутреннего жилища. Огонь обжигал плоть, Мартиниан претерпевал невыносимую боль. Выйдя из огня, святой не мог стоять.

Он лежал и молил Бога о прощении. Зоя раскаялась о соделанном, и по указанию Мартиниана пришла в Вифилеемский монастырь святой Павлы. Там в подвиге молитвы она закончила жизнь, узнав перед смертью, что Господь отпустил ее тяжкий грех.

После случившегося в пустыни, Мартиниан поселился на необитаемом острове. Прошли годы и как-то к берегу вынесло обломок корабля со спасшейся во время крушения девушкой. Это была христианка Фотиния, необычайно красивая. Мартиниан рассказал ей о своей жизни. А также сообщил, что скоро придет корабль с едой и водой.

Он обязательно приходит раз в неделю. Этим кораблем можно будет вернуться на большую землю. А пока он оставил ее, дабы не быть искушаемым ее красотой, и бросился в море. Дельфины помогли святому добраться до Греции. Он ходил по городам с проповедью, а смерть свою встретил в Афинском храме.

Уединение св Фотинии на острове

Фотиния дождалась корабля, но покидать остров отказалась. Она возжелала повторить подвиг Мартиниана. Ей захотелось молитвенного уединения на острове. Она спросила корабельщика, сможет ли тот, хоть изредка, доставлять ей еду.

Но попросила приплывать к ней только с женой. А еще – привезти ей мужскую одежду. Вместе с женскими одеяниями она совлекла с себя немощи и слабости. А надев мужскую одежду, облеклась в мужество и силу.

Каждый день Святая Светлана двенадцать раз вычитывала молитвенное правило. А ночью становилась на молитву 24 раза. О пище земной заботилась мало – в сутки съедала всего два кусочка хлеба. В свободные от молитвы минуты она ткала пряжу из привозимой корабельщиком шерсти, дабы не чувствовать, что ест чужой хлеб напрасно.

Благочестивые супруги шесть лет заботились о святой подвижнице. А однажды, приплыв, нашли на острове лишь ее бездыханное тело. Забрав его с собой, похоронили в Кесарии Палестинской. Фотинии шел 32-й год. За шесть лет подвижнической жизни она обрела больше, чем некоторые люди за долгую и полную событий жизнь.

История эта была бы грустной, если бы Фотиния утонула в море. Но Господь спас ее, чтобы прославить в лике святых. История эта поучительна. Она научает тому, что за все в жизни нужно благодарить Бога. Святая Фотиния потеряла на корабле родных.

Она осталась совершенно одна, на далеком безлюдном острове. Но Бога не предала, и ни минуты не роптала на свою жизнь. Икона этой святой очень редкая. Ее не встретишь в каждом храме. Но она свято чтится Церковью. Часто Преподобную Фотинию изображают вместе с Преподобной Зоей Вифлеемской.

Вышитая бисером икона Пресвятой Богородицы Умиление

Святая мученица Светлана (или Фотиния) – палестинская пустынница, жившая в 5-ом веке в Израиле и почитаемая в православной церкви.

Житие

В море во время шторма корабль пригнало на камни и разбило в щепы. Никто из пассажиров не спасся, кроме одной девицы, которая успела ухватиться за доску и приплыла к скале, где подвизался блаженный Мартиниан. Он помог Светлане (так звали девицу) подняться на скалу. Он рассказал ей о жизни своей на скале, о посещении его три раза в год корабельщиком, благословил девицу, оставил ей хлеб и воду и бросился в море. Дельфины помогли ему достичь земли.

Светлана осталась одна совершать свой подвиг во имя Господа. Через некоторое время прибыл корабельщик, привез хлеб и воду Мартиниану, а застал на скале женщину. Светлана рассказала все корабельщику, от предложения корабельщика перевезти ее в город отказалась, а просила, чтобы он прибыл вместе с женой и привез ей мужскую одежду и шерсть для рукоделия.

Корабельщик исполнил ее просьбу, и Светлана продолжала подвижническую жизнь. Она жила под открытым небом и днем, и ночью, и в зной, и в холод, и восхваляла Господа за свою жизнь.

Ежедневно она возносила двенадцать молитв Богу, а каждую ночь она двадцать четыре раза становилась на молитву. Фунт хлеба служил ей пищей на два дня.

Через шесть лет подвижнической жизни на острове Светлана скончалась. Уже через два месяца после ее смерти, когда в положенный срок прибыли корабельщик с женой, они нашли блаженную Светлану навеки усопшей. Похоронили святую Светлану в городе Кесарии Палестинской.

Фотиния в переводе с палестинского означает «светлая», именно поэтому при крещении девушки с именем Светлана получают церковное имя Фотиния.

Образ Святой Светланы (Фотины, Фотинии) Палестинской учит нас любви к Господу и любви к жизни. Как часто мы расстраиваемся, пеняем на судьбу, бываем недовольными, нам все время не хватает денег, еды, развлечений. И тогда мы готовы уже ненавидеть свою жизнь, обвиняя провидение в несправедливости. Святая Светлана (Фотина) чудом избежала смерти, она приняла случившееся как дар Господа и не хотела потратить отпущенные ей годы впустую. Ее подвиг заставляет человека по-иному взглянуть на жизнь. В любых обстоятельствах, что бы ни случилось, мы должны быть благодарными за нее.

Тропарь

В тебе мати, известно спасеся еже по образу: приимши бо крест, последовала еси Христу, и деющи учила еси презирати убо плоть: преходит бо, прилежати же о души, вещи бессмертней. Темже и со Ангелы срадуется, преподобная мати Светлане, дух твой.

Величание

Ублажаем тя, преподобная мати Светлане, и чтем святую память твою: ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

Молитва

Моли Бога о мне, святая угодница Божия Фотино, яко аз усердно к тебе прибегаю, скорой помощнице и молитвеннице о душе моей.

Память - 2 апреля

С вятая мученица Фотиния (Светлана) была той самой самарянкой, с которой беседовал Спаситель у колодца Иаковлева. Во времена императора Нерона в Риме, в 65 году, проявившего чрезвычайную жестокость в борьбе с христианством, святая Фотиния жила с детьми в Карфагене и там безбоязненно проповедовала Евангелие. Слухи о христианке и ее детях дошли до Нерона, он приказал привести христиан на суд в Рим. Святая Фотиния, извещенная Спасителем о предстоящих страданиях, в сопровождении нескольких христиан отправилась из Карфагена в Рим и присоединилась к исповедникам. В Риме император спросил их, действительно ли они веруют во Христа?

Все исповедники решительно отказались отречься от Спасителя. Тогда Нерон подверг их изощреннейшим пыткам, но никто из мучеников не отрекся от Христа. В бессильной ярости Нерон приказал содрать кожу со святой Фотинии и бросить мученицу в колодец. Остальных император приказал обезглавить. Святую Фотинию же вытащили из колодца и заключили в темницу на двадцать дней. После чего Нерон призвал ее к себе и спросил, покорится ли она теперь и принесет ли жертвы идолам? Фотиния плюнула императору в лицо и, посмеявшись, ответила отказом. Нерон снова велел бросить мученицу в колодец, где она предала дух свой Господу. Вместе с ней пострадали за Христа оба ее сына, сестры и мученица Домнина.

Святая мученица Фотиния в народе почитается как целительница от лихорадки. Во многих селах и городах нашей родины ей служат молебны за тех, кто страдает этой болезнью. Нередко больные дают обет написать или приобрести икону Святой мученицы Фотинии.

Почему именно св. Фотиния является целительницей этой лютой болезни определить очень трудно, но в придании говориться, что она исцелила воеводу Севастиана от какой-то болезни, во время которой он: «Разжегся лицем и паде на землю от зельния великия и лютыя болезни». Может, это и была лихорадка. Впрочем народ мог придать значение и тому обстоятельству, что Спаситель разговаривал с самарянкой у колодца, и благодаря этому Фотиния могла, по мнению народа, получить от Господа власть и силу над всей водной стихией, в которой, согласно с народными взглядами, и гнездится эта страшная болезнь.

Просвещение светом Христовым

(проповедь Митрополита Антония Сурожского о самарянке на 5-ю неделю по Пасхе)

Евангелие не сообщает нам имени женщины-самарянки, но Придание Церкви его сохранила, и мы называем ее по-гречески - Фотиния, по-русски - Светланой, на кельтских языках - Фионой, на других западных языках - Клэр. И все эти имена говорят нам об одном: о свете.

Повстречав Господа Иисуса Христа, она стала светом, в мире сияющем, светом, который просвещает тех, кто встречается с ней. Каждый святой дается нам в образец и в пример. Мы не всегда можем конкретно повторить действия святого, мы не всегда можем подражательно следовать его путем от земли на небо. Но от каждого святого мы можем научиться двум вещам. Одно, это что силой благодати мы можем достичь того, что по-человечески кажется невозможным: стать человеком по образу и подобию Божию, и в этом потемненном, трагическом мире, который во власти у лжи лежит, быть словом правды, знамением надежды, уверенностью, что Бог может победить, если только мы дадим Богу доступ в нашу душу и в нашу жизнь.

И второе, чему могут научить нас святые, - это понять, что говорит нам их имя. Самарянка сегодня говорит нам о свете. Христос сказал, что Он - свет миру, свет, просвещающий каждого человека: и мы призваны дать в наших душах, в наших умах и сердцах, во всем нашем существе приют этому Свету, чтобы в нас и через нас могло исполниться и стать реальностью слово, сказанное Христом: «Так да просветится свет ваш перед людьми, чтобы, видя ваши добрые дела, они прославили Отца вашего, Который на небесах» (Мф.5;16) .

Только видя, как мы живем, только по нашим делам люди могут поверить, что свет - есть свет Божий; не по нашим словам - разве только что наши слова - это слова такой же правды и силы, как слова апостолов или даже Самого Христа. Поэтому задумаемся, пусть задумается каждый из нас о значении нашего имени и о том, как нам стать тем, чем мы названы. Самарянка пришла к колодцу не из духовных соображений: она просто пришла, как приходила каждый день, чтобы набрать воды, - и встретила Христа.

Каждый из нас людей может встретить Христа на каждом шагу жизни, например, когда мы заняты обыденными делами, нам надо, чтобы сердце наше настроилось правильно, если мы готовы к тому, чтобы встретить Христа, принять благословение, услышать - и задать вопросы. Потому что Самарянка задавала Христу вопросы: и то, что она услышала в ответ, настолько превосходило ее вопросы, что она узнала в Нем пророка, а потом узнала в Нем и Христа, Спасителя мира. Но свет нельзя прятать под спудом: обнаружив, что Свет пришел в мир, Что слово Божественной правды звучит теперь среди людей, что Бог среди нас, Самарянка оставила все земные заботы и бросилась бегом разделить с другими радость, изумление о том, что она нашла. Сначала она рассказала им, почему она поверила, и когда может быть любопытство, а может быть, и убедительная сила ее слов, и та перемена, которую они в ней самой могли видеть, привели их ко Христу, они убедились и сами сказали ей: Теперь мы верим, - это сказали люди не потому, что ты нам рассказала, - теперь мы сами видели, сами слышали…

Вот чему Самарянка учит всех нас: чтобы во всякое мгновение нашей жизни, за самыми незатейливыми занятиями, мы были так открыты, чтобы принять Божественное слово, быть очищенными Его чистотой, быть просвещенными Божественным светом и принять Его в глубины нашего сердца, принять Бога всей нашей жизнью, так, чтобы люди видя, кем мы стали, могли поверить, что Свет пришел в мир. Будем же молиться Самарянке, чтобы она научила нас, привела бы за руку ко Христу, как она сама пришла к Нему, и служить Ему, как она послужила ему, став спасением для всех, кто был вокруг нее.







2024 © winplast.ru.