Баптисты – кто они такие, и какие цели они преследуют? В чем отличие христианской веры от баптистской


Вопрос:

Здравствуйте уважаемый Юрий Кириллович, не могли бы Вы ответить на мой вопрос. В нашей церкви харизматического направления особенный упор делается на обязательное приношение десятины. Нас даже исключают из членства за несоблюдение этого условия. При этом, не принимаются в расчет причины, по которым люди иногда не могут отдать десятину. Моя семья относится к категории малообеспеченных, 12 лет я всегда приносила десятину. Но в последнее время я часто стала задумываться, а на Божье ли дело расходуются деньги. Церковь очень большая у нас, никаких благотворительных проектов мы не поддерживаем, строим молитвенный дом уже 15 лет. Благосостояние семьи пастора находится на высоком уровне даже по понятиям мира. А я не могу обеспечить порой необходимыми вещами и продуктами собственных детей. Мне от этого больно. Но материальной помощи я, ни у кого не собираюсь просить. Мой вопрос: должны ли все христиане всегда давать десятину или можно ограничиться пожертвованиями в меньшем размере? Мне было бы легче давать десятину, если бы я знала, что она идет на благотворительные цели. Людмила.

Ответ:

Приветствую Вас уважаемая сестра Людмила. Новый Завет не даёт никакого нового закона, кроме заповеди о любви. Закон, данный Богом Моисею, остаётся законом совершенным. Он не отменяется. Однако, с воскресением Иисуса Христа совершилась тайна явления в мир благодати Божьей. «Ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа ». Иоан.1:17. Христос исполнил Закон, что и даёт верующим в Иисуса Христа право, становиться праведниками. И уже как праведным, людям, живущим по закону свободы, предъявляются более высокие нравственные требования. Читайте Нагорную проповедь Иисуса Христа. Более высокие требования во всех областях. В том числе и в распоряжении деньгами. Ещё только формулировались и формировались новозаветные принципы жизни и служения, а деньги уже были в ходу. Сразу после крещения первых христиан деньги были включены в орбиту жизни общины. Отчасти, это было продолжением практики иудеев, для которых приносить десятины было общепринятой нормой. Так, например, молящийся в храме фарисей, представляет себя Богу: «пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю». Лук.18:12. Христос этого фарисея не похвалил, ибо он унижал мытаря, однако в другой раз сказал: «Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное ». Матф.5:20. Конечно, десятина в Новом Завете обоснована не только данным примером. Более веское основание для приношения десятин в новозаветной церкви в том, что Христос есть священник по чину Мелхиседека. Евр. 5:6. Это священник Бога всевышнего, которому Авраам пожертвовал десятую часть. Быт. 14:18-20. Для первых христиан участие в материальных нуждах церкви, верующих, апостолов, служителей было настолько очевидным, что не только десятины, но и всё имение посвящали на служение Богу. Так Македоняне были столь усердны в пожертвованиях, для верующих в Иерусалиме, что Павел особенно отмечает их жертвенность в послании коринфской церкви. Кстати, в этом послании наиболее ярко выражен этот особый духовный труд в церкви, который Павел называет служением святым. «Они весьма убедительно просили нас принять дар и участие их в служении святым ». 2Кор.8:4. Поощряя Коринфских верующих к материальному служению, Павел пишет им: «Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность. Ныне ваш избыток в восполнение их недостатка; а после их избыток в восполнение вашего недостатка, чтобы была равномерность, как написано: кто собрал много, не имел лишнего; и кто мало, не имел недостатка» . 2Кор.8:13-15. Этим словом он показывает на допустимую избирательность в принесении пожертвований. Особенно ценно добровольное приношение, от сердца, как служение Богу. «Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог ». 2Кор.9:7. «Дабы возвещенное уже благословение ваше было готово, как благословение, а не как побор ». 2 Кор. 9: 5. Новозаветные церкви сами устанавливают порядок денежных сборов. Некоторые устанавливают церковный налог в виде обязательной десятины (десять процентов от дохода) для всех членов церкви. Такое решение явно противоречит духу Евангелия. Некоторые на собственное усмотрение члена церкви, «по расположению сердца». Ответственность пастора, учителя церкви, верно преподавать Учение Иисуса Христа. Ответственность каждого члена церкви жить в согласии с учением Иисуса Христа, исполняя Его заповеди. Десятина для христиан была своего рода точкой отсчёта, что впоследствии некто сформулировал так. Десятина это Закон. Больше десятины это благодать. Меньше десятины это беззаконие. Из приведённых текстов Писания, очевидно, что деньги собирались для оказания помощи нуждающимся. Особым образом апостол Павел отмечает сбор денег для поддержки служителей. «При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских. В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду. Когда же приду, то, которых вы изберете, тех отправлю с письмами, для доставления вашего подаяния в Иерусалим ». 1Кор.16:1. Очевидно, что с первых дней святой апостол приучает церковь к систематическому сбору денег, при этом вновь указывает: сколько позволит состояние ! Сбор для святых в Иерусалиме, конечно особый сбор. В каждой поместной общине есть неизбежные каждодневные расходы. Зарплата служителя. Содержание здания, если таковое есть в собственности или же аренда помещения для собраний. Расходы на поддержку миссионеров. Социальное служение, которое выражается в помощи бедным, в лечении больных, в питании голодных. Это обязательное служение церкви, в котором забота о членах церкви проявляется в первую очередь. Могут возникать и различные экстренные нужды, на которые совершаются сборы денег, но всегда каждый член церкви должен знать назначение денег которые он жертвует, а также быть уверен, что расходование денег совершается в точности с заявленными целями. В каждой такой церкви существуют свои правила. Мудрость народная, признавая право каждой общины на свои правила и особенности, выработала закон. «В чужой монастырь со своим уставом не ходят». Я также вовсе не намерен нарушать веками выработанную народом мудрость. Однако коль вопрос задан, приходится отвечать.

Евангельская церковь, это вовсе не монастырь. Евангельская церковь принадлежит не пастору, и даже не церковному совету, где такой бывает. Евангельская церковь принадлежит Господу, управляется Господом через Его святое слово при содействии Духа Святого.

Главенство Иисуса Христа достигается беспрекословным исполнением учения Иисуса Христа Церковью. Кратко это можно выразить следующим образом. Евангелие Иисуса Христа, Библия, есть единственный, достаточный, непогрешимый источник познания о Боге. Евангелие Иисуса Христа, Библия, есть слово Божье, которое даёт необходимые правила для жизни каждого человека, а также для жизни церкви.

Исходя из этих принципов, церковь Иисуса Христа есть община верующих людей, соединённая Духом Божьим, подчинённая заповедям Божьим, живущая в согласии и любви для исполнения Божьего повеления. Божье повеление для церкви выражено так: «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» ; Еф.4:11-13. Итак, задача для церкви, поставленная Иисусом Христом: «Совершение святых на дело служения»! Простым языком сказать, Бог поставляет в церкви служителей, которые должны делать святых, совершенных, подобных Христу людей!

Дело служения выражено Иисусом Христом следующим образом:

«И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет ». Мар.16:15,16.

Поскольку в вашем вопросе, выражено сомнение в правильности устроения и жизни общины, я не стану развивать тезис о служении благовестия, о проповеди всему миру. Дело в том, что если церковь неверно живёт в самой себе, нарушает Божьи принципы по отношению к себе самой, тогда её служение миру будет неверным, искажающим Евангелие Иисуса Христа. Это очень важное условие. Церковь не исполняющая повеления Иисуса Христа по отношению к самой себе, искажает Евангелие и неверно транслирует его в мир.

Вы уточняете, что ваша церковь харизматического направления. Зачастую, в церквах с таким названием, содержится несколько принципиальных отступлений от учения Господа Иисуса Христа. Отступления вовсе не безобидные. Отступления иногда бывают столь радикальны, что исчезают собственно евангельские христианские добродетели, и на первый план выдвигаются меркантильные ценности, как-то, богатство, здоровье, карьерный успех.

Христос учит нас. «А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос. Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится» . Матф.23:8-12. Сам Господь дал нам пример, когда умыл ноги своим ученикам. В церкви Иисуса Христа, главенство Господа подчёркивается тем, что никогда пастырь - пресвитер, не возвышает свою роль. Он не господствует. «Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду »; 1Пет.5:1-3.

«Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец ». Иоан. 10:11.

Евангельская церковь живёт по Заветам Спасителя Иисуса Христа, главный из которых: «любите друга, как Я возлюбил вас, так и вы любите друг друга ». От дней апостольских Церковь Иисуса Христа отличалась особым посвящением друг другу, до такой степени, что «Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого ». Деян.2:44,45.

Евангельские церкви апостольского периода были настолько посвящены заботе друг о друге, что «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее ». Деян.4:32.

Это вовсе не эпизод в истории христианской церкви. Это правило данное Главой Церкви Иисусом Христом. Апостол Павел, утверждая закон сеяния и жатвы, призывает церковь: «Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере ». Гал.6:10. В книге Деяний Апостолов есть история о благотворительности, которое совершала Тавифа. «В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: «серна»; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь ». Деян.9:36. Серна скончалась, по ней был великий плач, и Господь повелел Петру воскресить её. Никто из апостолов не удостоился подобной чести. Если как вы говорите, ваша церковь не совершает благотворительного служения для народа, да к тому же члены церкви остаются без попечения, так что вы едва сводите концы с концами, плохи дела. Господь показывает завершающую картину христианской цивилизации. Все народы собраны пред Богом. Что Он говорит своим верным? «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» . Матф.25:34-36. Если в вашей церкви такое служение не совершается, если в вашей церкви даже члены церкви без попечения - тогда это и не церковь вовсе. Так говорит Господь: «Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие ». Матф.7:22,23. Чудеса ради чудес, пророчества ради пророчеств, шоу ради получения наслаждения, только дискредитируют Евангельскую церковь. А что в финале? Послушаем, что говорит Господь Христос. « Я никогда не знал вас! Отойдите от Меня, делающие беззаконие». Почему?

«Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня ». Матф.25:41-43.

Сегодня на переднем плане три составляющих успеха. Богатство. Слава. Власть.

Для достижения этих, отвергнутых Иисусом Христом предложений диавола, его агенты готовы надевать любые одежды. Экстрасенсы используют религиозную атрибутику, а лжепасторы с евангелием в руках вовсю используют приёмы возбуждения массового психзоза, гипнотизируя толпу, вводя в транс, внушают людям мысль, что это и есть благодать, создавая зависимость, подобную наркотической. Наслаждение — товар ходовой. Всё желаемое на скатерти самобранке. Из грязи в князи, без труда, без усилий, вожделенная мечта для человека. Богословие преуспевания, главный продукт лидеров харизматических церквей. Успех уже перед вами. Платите деньги. Они готовы использовать любую риторику. Религиозная востребована, ибо выгодна. Религиозная вне подозрений. Религиозная свята по определению, ибо она исходит от самого Бога. Религиозная деятельность освобождена от уплаты налогов государству. Вам потребовалось двенадцать лет, чтобы вы начали задавать вопрос. «Нас много. Каждый отдаёт десятину. И куда же всё идёт». Почитайте книги Сандея Аделадже. Он рассказывает, как сколотил миллион. У него тысячи обольщённых последователей, которые также мечтают сколотить миллион. Он учит, что надо жертвовать больше. Они жертвуют. Сандей уже давно миллионер, они продолжают жертвовать и ждут своего часа.

Диавол предлагал Иисусу Христу, когда Он был в пустыне, хлеб, славу, власть. Христос не раздумывая, отверг все предложения диавола. Однако материализм, тщеславие, жажда власти, буквально господства, сегодня процветает в харизматических церквах, превращая церковь в коммерческую организацию. Когда главным мерилом успеха, смыслом служения становится материальный достаток, слава и власть, Дух Божий покидает такое сообщество. Такой вектор в жизни церкви неизбежно ведёт к диктатуре пастора.

Пастор, который не согласовывает планы жизни церкви с членами церкви - не евангельский пастор.

Пастор, который не отчитывается перед общиной о расходовании финансовых средств - не евангельский пастор.

Пастор, который позволяет себе жить роскошно, как вы говорите «даже по понятиям мира» — не евангельский пастор. Пастор, который пренебрегает жизнью членов церкви, даже не замечает нуждающихся, не евангельский пастор.

Пастор, который отлучает людей за несданную десятину - вовсе не пастор, это диктатор.

Такому пастору нельзя выразить сомнение в верности его утверждений, он воспринимает их как личное оскорбление. Если такому пастору вы попытаетесь возразить, он назовёт это хулой на Духа Святого.

Если вы такому пастору попытаетесь выразить свою нужду, он запросто скажет вам: «Не нравится? Уходи»!

И это единственный случай, когда стоит последовать совету вашего пастора.

Победителей Всероссийского конкурса «Родительский рекорд - 2014» фонда «Поколение» Андрея Скоча чествовали 28 июня на Соборной площади города. В этом году премиальный фонд, увеличенный с 10 до 15 млн рублей, в равной степени разделили между четырьмя семьями-рекордсменами: Николаевыми (Челябинская область), Шишкиными (Воронежская), Кузнецовыми (Ленинградская) и Скоровыми (Белгородская).

В номинации «Самая многодетная мать» премию вручили Елене Шишкиной из совхоза Масловский Новоусманского района Воронежской области. Вместе с мужем Александром в 2004 году они попали в Книгу рекордов России как самая многодетная семья в стране. Рекордсмены вместе уже почти 38 лет. За годы совместной жизни в их семье родилось 20 детей.

Это, так сказать, официальная информация.

Награждали победителей губернатор Савченко и Скоч.

Вот как вижу тётеньку в газовой косыночке, так стопроцентно - это баптистка. Так оказалось и с Шишкиной.

Решила почитать о семье, нашла не очень радужную статью - http://slavyanskaya-kultura.ru/news/ruskoe-delo/semja-shishkinyh.html . Не всё так красиво и радостно, как в видеосюжете. Даже не знаю, правильно ли это: всю жизнь рожать. Хорошо это или плохо? И кому хорошо, а кому не очень?

По случаю, вспомнилась одна история.
Когда-то в далёком 97-ом я лежала в послеродовой палате с одной женщиной, которая родила уже третьего ребёнка. Выглядела Надя, честно говоря, уставшей, даже измождённой. Практически сразу я определила её принадлежность к баптистам (причёска, платок - у них они своеобразные). Разговорились. Спросила её:"Надя, а ещё рожать будешь?" Ответ:"Да, сколько Бог даст. Нас у нашей мамы 11". Она с такой верой рассказывала о своей семье, о братьях-сёстрах по вере, что мы все (а нас в палате было семеро) аж заслушались. Ну все такие правильные и порядочные. Не пьют, не курят, не гуляют - это несовместимо с верой. Надю активно проведывали гости (сначала мы думали, что это всё родня. Нет - единоверцы), передачки чуть не каждый час - любое желание удовлетворялось. Нужен кефирчик? Щас сбегаем. Муж, конечно, тоже ежедневно отмечался.

Но пост не об этом. Надя (крепкая тётка оказалась) выписалась первой. И только за ней закрылась дверь палаты, как девушку с крайней койки "прорвало". Она, как оказалось, прекрасно знает Надиного мужа. Он с другом неоднократно загуливал с ней и её подругой, не отказывая себе ни в каких удовольствиях, в т.ч. и алкоголе.

Такая вот у них вера и правда.

Кстати говоря, секты у нас почему-то процветают. Храмы-дворцы выстроили не в самых худших районах города. Периодически достают шастающие по подъездам проповедники(цы). Куда смотрит официальная церковь, интересно?

Историки, как правило, относят возникновение баптизма к началу 17 века. В это время часть радикального крыла пуритан, представителей английского кальвинизма, пришла к выводу о том, что детское крещение «не соответствует» Новому Завету и поэтому креститься нужно в сознательном возрасте. Глава этой общины, Джон Смит, крестил себя сам (обливанием водой лба), а потом своих сторонников. Любопытно, что и Роджер Вильямс, основатель первой баптистской общины в США, тоже крестил себя сам (правда, по другой версии, его сначала крестин член общины, не крещеный, очевидно, сам, а уже потом Вильямс крестил всех остальных). Эти факты могут быть использованы для полемики с баптистами – можно ли обосновать Библией крещение себя самим собой? В связи с этим можно использовать и тот факт, что самый популярный баптистский проповедник 20в, американец Билли Грэм, был крещен трижды! Сначала он крестился в детстве в пресвитерианской церкви, потом у баптистов во взрослом возрасте, но затем он стал членом консервативной Южной баптистской конвенции, а по правилам этой деноминации крестят даже тех, кто был крещен в других баптистских группах. Попросите баптистов пояснить, оправдано ли троекратное крещение одного и того же человека Библией? Допустим, крещение в детстве для баптистов недействительно, но Грэм дважды крестился сознательно в разных баптистских группах!
Поначалу баптизм не имел особой популярности, поскольку в протестантском мире доминировали представители «литургического протестантизма» - лютеране и кальвинисты. По сути, баптизм был радикальным крылом кальвинизма, и в большинстве фундаментальных вопросов придерживались строгих кальвинистских позиций. Например, они придерживались доктрины двойного предопределения – догмата о том, что Бог еще до творения мира безо всякой причины решил одних людей спасти, а других отправить в ад. Только в 18веке у баптистов появились первые миссионерские успехи – в частности, была довольно успешной их проповедь среди темнокожего населения США. При этом любопытно, что часть баптистов, особенно, в южных штатах, была против отмены «черного рабства», и пыталась оправдать это с помощью Библии. Сегодня баптисты являются самой распространенной протестантской конфессией в США и насчитывают около 50млн чел (20% населения США). Среди афроамериканцев доля баптистов оценивается от 50 до 70%. Одним из самых известных баптистов 20века можно назвать известного пастора-правозащитника Мартина Лютера Кинга, борца за права черных американцев, погибшего от рук наемного убийцы.
В нашей стране баптисты появляются еще в конце 19в и часто связаны с деятельностью иностранных миссионеров. Первый всплеск популярности баптизма приходится на годы советской власти – 1917-1927, которые сами баптисты именуют «золотым десятилетием». В это время советская власть всеми силами стремилась уничтожить православие, однако к баптизму относились заметно более либерально, поскольку он считался пострадавшим от «царского режима». Впрочем, с конца 20х годов начались преследования и баптистов. Следующий всплеск активности баптизма в нашей стране приходится на конец 80х- начало 90х. Протестантская миссионерская экспансия 90х годов увеличила количество баптистов в нашей стране в несколько раз.

Полемика с баптистами

Баптисты, как и другие неопротестанты (адвентисты и пятидесятники), любят подчеркивать собственную религиозность и духовность, в отличие от православных, которые, по их мнению, в массе своей являются неверующими и вообще погибшими грешниками. Тут сразу нужно оговориться, что в нашей стране в постсоветское время сложилась специфическая ситуация, когда подавляющее большинство людей называют себя православными, но в реальности таковыми не являются, поэтому судить по ним о православии совершенно некорректно. Судить о любой религии нужно по людям, которые действительно ее исповедуют. Да, у православных много грехов, и нельзя этого не видеть, но мы ведь не предлагаем судить о баптизме по эстрадным певицам - алкоголичке Бритни Спирс и наркоманке Уитни Хьюстон, или по президентам – прелюбодею Биллу Клинтону, активно лоббировавшему права геев, или Гарри Трумэну, который отдал приказ об атомной бомбардировке Хиросимы и Нагасаки, в результате чего сразу погибло около 200000 человек. А ведь все эти люди воспитывались в баптистском духе и никогда (по крайней мере, публично) не отрекались от своей веры. Так что – давайте сравнивать тех, кто считается образцом благочестия в том или другом исповедании.
Отметим, что баптисты, как и вообще американские евангелики, ежедневно читают по несколько глав из Библии, и обычно знают как минимум несколько сотен стихов наизусть. Следовательно, православный должен не уступать им в этом. Здесь стоит признать, что чтение Священного Писания в православной среде, увы, часто не является ежедневным занятием – хотя это не запрещается Церковью, а, наоборот, одобряется ею. Конечно, для православных толкование Писания опосредовано Преданием, а баптисты полагают, что они трактуют Библию непосредственно – и в этом случае возникает повод поговорить о статусе Писания в православии и неопротестантизме. Баптисты часто говорят, что одной Библии достаточно для спасения – в таком случае, спросите у них, как это обосновано самой Библией? Слова Христа «не хлебом единым жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих», которые обычно приводят баптисты в качестве доказательства, ничего не доказывают – из них нельзя безошибочно извлечь тезис «только Писание».
Ведь и баптисты свои толкования Библии не взяли непосредственно из нее, - каждому из них не явился лицом-к-лицу Иисус, и не продиктовал, какое толкование Писания истинно. Свои трактовки баптисты заимствовали из проповедей пастора, определенных книг собственной традиции, а также из своего опыта и опыта своих единоверцев. Если мы зайдем в любой баптистский книжный, то большинство книг там будут не изданиями Писания, а книгами, отражающими духовный опыт американских евангеликов, или их русских собратьев (последних, однако, значительно меньше). Следовательно, Предание есть и у баптистов, только оно охватывает не опыт Церкви на протяжении 2000лет, а опыт радикальных протестантов последних 400 лет. Таким образом, различие православия и баптизма – это не различие Предания и Писания, а разница между Преданием и преданиями.
Как правило, баптисты соглашаются с тем, что предание есть у них, но при этом они говорят: но Писания важнее предания. Тут все зависит от того, что понимать под преданием. Конечно, и православные не уравнивают статус книг Писания и, например, статус творений отцов Церкви. Библия как слово Божие непогрешима. Однако для православных Писание – это часть Предания, т.е. непрерывного церковного опыта богообщения. Богообщение Церкви существовало и тогда, когда не было книг Писания. Но и теперь, когда книги Писания есть, богообщение существует не только на страницах Библии – оно свойственно Церкви везде и всегда. А иначе – откуда бы появилось само Писание и его истинные толкования? Баптисты часто говорят, что Церковь для спасения не нужна – достаточно одного Писания, которое якобы и породило Церковь. Но кем было создано Писание? Очевидно, членами Церкви. Спросите у баптистов: откуда мы знаем, что в Библию нужно включать именно те книги, которые сегодня в нее включены? Почему православные включают 77 книг, а баптисты – 66?
Об этом что-то говорили Христос или апостолы? Нет. Мы не увидим в самой Библии никакого списка канонических или неканонических книг. Некоторые книги Библии нигде больше не цитируются в других ее книгах, или ни разу не упоминают Имя Божие (напр., Песнь Песней). Каковы же рациональные критерии признания тех или иных книг библейскими? Ясно, что таких критериев нет – критерий тут только в богодухновенности Церкви Христовой. Точно так же можно показать баптистам, что все их внешние критерии правильности трактовки Библии легко разрушаемы: например, принцип, согласно которому более темные места Библии трактуются при помощи «более ясных». Но кто будет решать – какие места Библии ясны, а какие – нет? Разные исповедания решают этот вопрос по-разному: для католиков очевидно, что Библия говорит о чистилище, для кальвинистов ясно, что спасение нельзя потерять, а для пятидесятников не подлежит сомнению, что Библия «разрешает» говорение на языках. Ведь ни пророки, ни Христос, ни апостолы не говорили, какие фрагменты Библии «ясны», а какие «темны» - тут все зависит от субъективного выбора той или иной протестантской конфессии. Значит, истинная трактовка Библии не обеспечивается соблюдением тех или иных логических правил – необходима благодать, изливаемая Богом через Церковь.
Иначе получится «хаос трактовок», который мы наблюдаем в протестантских исповеданиях. Спросите своего собеседника – откуда этот хаос мнений, причем нередко в очень важных вопросах? Это только демонстрирует, что сами по себе цитаты из Библии ничего не доказывают – в обоснование многих, даже полностью противоположных позиций, можно привести фрагменты из книг Священного Писания. И наоборот, один и тот же стих может толковаться прямо противоположным образом – скажем, слова Христа «пустите детей приходить ко мне» - для православных служат аргументом в пользу детского крещения, т.е. дети не чужды действию благодати, а для баптистов это аргумент, что дети и без крещения не чужды Богу, поскольку у них другой взгляд на смысл крещения.. Конечно, православный должен знать те цитаты из Библии, которые приводятся в защиту православного учения (их легко можно выучить по книгам вроде «Антисектантского катехизиса» о.Николая Варжанского), но следует помнить, что эти цитаты как таковые не будут столь уж доказательными для баптистов – в лучшем случае они убедят вашего оппонента, что Вы знакомы с Библией не хуже него.
Надо иметь в виду, что несмотря на неплохие познания в области библейского текста, подавляющее большинство баптистов плохо представляют себе историю Церкви, или даже, например, историю реформации. Поэтому-то среди баптистов хотят такие подделки, как, например, фильм «Православным о православии», который по уровню лжи вполне сопоставим с «Кодом да Винчи» Дэна Брауна, и своей интеллектуальной узостью в чем-то напоминает советскую атеистическую пропаганду. В этой ситуации необходимо напомнить баптистам, что Христос обещал – Его Церковь будет существовать всегда, ее существование в истории непрерывно (см. Мф. 16, 18). Однако баптизм появился только в 17веке, и многие его доктрины не были известны в течение первых 15 веков христианской истории – что же, Церковь, вопреки словам Христа, ошибалась в фундаментальных вопросах веры 1500лет?! Ваш собеседник, скорее всего, скажет, что Церковь не ошибалась ведь в догматах о Троице и Богочеловечестве Христа, а остальное, мол, неважно.. Но как это неважно, когда баптисты обвиняют православных в идолопоклонстве и язычестве? Если они это «серьезно», тогда как же можно верить такой Церкви вообще? А ведь именно Церковь утвердила новозаветный канон, именно она отстояла в борьбе с еретиками истину Триединства Бога и доктрину Боговоплощения. Как же «язычники и идолопоклонники» смогли это сделать?! Вывод – Церковь оставалась Телом Христовым все это время.
Наконец, баптисты исповедуют догмат о спасении только по вере, однако он не был известен христианам до Мартина Лютера, т.е. до 16 века. Сам Лютер считал его важнейшим догматом христианства. Получается, что Церковь 15 веков вообще не понимала, как спасается человек? Значит, врата ада ее одолели? И тут можно обратить внимание Вашего собеседника на того человека, который впервые стал говорить о спасении по вере. Как известно, Мартин Лютер был далеко не свят – он постоянно проклинал в самых непристойных выражениях своих оппонентов, предлагал уничтожать евреев и убивать немецких крестьян. Можно ли верить, что именно этот человек впервые за 15веков правильно понял доктрину спасения? Другой лидер реформации, Кальвин (а баптизм вырос из его учения и до сих пор придерживается многих доктрин, связанных именно с Кальвином), преследовал инакомыслящих в Женеве, как только мог, не останавливаясь и перед смертной казнью. Конечно, от имени православия тоже могло совершаться немало преступлений. Но здесь речь идет о людях, которые заложили фундаментальные основы протестантской догматики – ведь до сих пор все протестанты, несмотря на множество разногласий, верят в спасение по вере. И если люди, «открывшие» этот догмат, таковы, то как можно продолжать слушать их мнение, выдавая это за свидетельство Писания?
Защита православной доктрины спасения в споре с баптистами может строиться следующим образом: 1. Подчеркнуть, что любимые протестантами слова ап. Павла об «оправдании по вере» (Рим. 3, 28) означают, что человек спасается независимо «от дел закона», т.е. закона ветхозаветного. Апостол выступает лишь против «зарабатывания спасения», опоры на дела, но он нигде не утверждает, что человек в своем спасении не участвует. Ап. Иаков, напротив, подчеркивает, что вера без дел мертва. 2. Притча Христа о сеятеле настаивает, что хотя люди и могут поверить Христа, но регулярно отпадают от веры и не приносят плода, т.е. спасение зависит от человека, и он может как принять его, так и отклонить, но, даже принимая этот дар, он потом часто отвергает его – следовательно, о гарантированном спасении не может быть и речи. 3. Слова Христа о том, что спасается верующий, произносятся им либо после исцеления, и поэтому не имеют смысла вечного спасения, либо подразумевается, что верующий – это человек живущий Христом, а не просто мысленно принимающий Его, т.е. спасение зависит от дел.
4. Библия (как Ветхий, так и Новый Завет) полна призывами постоянно каяться, считать себя грешником и выполнять заповеди – какой бы это имело смысл, если бы спасения сразу гарантировалось без возможности его потерять? 5. Российские баптисты признают, что спасение все-таки можно потерять, но спросите у них – Вы уверены, что Вы спасены? Они скажут «да, вот прямо сейчас пойдем в рай» - значит, они уверены, что несмотря на грехи, они все равно будут в раю, т.е. можно грешить, но это не сказывается на гарантированном спасении, и не приводит к отпадению? 6. Баптисты утверждают, что в первый же момент обращения к Богу, когда они приняли Христа как «личного Спасителя» (обратите внимание на это выражение – Церковь тут как бы ни при чем, всех спасает Бог поодиночке), Бог простил им все грехи, и потому, хотя они и грешат, но их грехи не являются таковыми для Бога. Возникает вопрос: во-первых, как можно заранее простить все грехи? Конечно, для Бога ничего невозможного нет, но очень странно выглядит доктрина, по которой Вам прощают еще не сделанные грехи, в которых Вы не каялись! Получается, Бог заранее прощает несовершенные убийства, кражи, прелюбодеяния? Но тогда можно спокойно грешить! Разумеется, баптисты не смогут сделать столь абсурдный вывод, но не означает ли это, что неверна их исходная доктрина? Если студенту еще до начала учебы сказать, что ему гарантирован красный диплом, и его учеба на это практически никак не повлияет, то будет ли он учиться с полным усердием? 7. Если спасение не зависит от человека (а именно это пропагандирует доктрина спасения по вере), то тогда у баптистов, как и остальных протестантов, выход один – доктрина жесткого предопределения. Значит, Бог и не желает спасать всех по непонятным для нас причинам. Могут ли баптисты поверить в такого Бога, Который есть любовь, но не для всех, а только для избранных?
Православным важно разъяснить, что Церковь никогда не верила, что спасение можно «заработать». Православие никогда не верило в то, что у человека могут быть «заслуги» перед Богом. К этому склонялась как раз католическая церковь, но в православии, например, не было индульгенций. Православные верят не в заслуги, но в то, что человек взаимодействует с Богом в процессе спасения, свободно участвует в своем спасении. И поэтому нельзя быть заранее уверенным, что ты будешь в раю – человек может отпасть от Бога в любой момент. Да, спасение по милости – тут православные и баптисты согласны – но милость всегда ненавязчива и ненасильственна – она не спасает, если ты этого не хочешь. А для того, чтобы расположить человека к благодати, изгнать грех – необходимы определенные «упражнения», которые сами по себе не спасают, но при помощи Божьей, они оказываются полезными – отсюда пост в православии и иной «аскетизм». Баптисту же это не нужно, т.к. доктрина мгновенного спасения полагает, что грех уже изгнан и больше не будет тебе досаждать. Православные же помнят о словах апостола – «если говорим, что не имеем греха, истины нет в нас»..
Баптисты часто поднимают вопрос о почитании святых и икон, обвиняя православных в язычестве и идолопоклонстве. В этом случае православный должен сразу спросить: читал ли баптист хоть в одной православной книги призывы поклоняться дереву и молиться краскам? Неужели он всерьез считает православных такими глупыми? Оговоритесь, что мы спорим о действительной позиции православия, а не о «мнениях бабушек». Также необходимо разъяснить, что заповедь «не сотвори себе кумира» предполагает также, что нельзя делать «никаких изображений» - но баптисты почему-то легко нарушают этот пункт, и изображают Христа или библейские события.
Здесь требуется пояснить, как православные проводят различие между почитанием, которое относится к иконе (образу) и поклонением, которое подобает только Богу (первообразу). Спасение мы ждем только Бога, но нам Он его подает через Церковь – через Своих святых и Свои святыни. Такой образ спасения не нужен Ему – Он нужен нам. В Библии мы видим, что люди спасаются через людей – разве баптисты не читают Писание, дошедшее до нас через Его святых – Бог ведь не продиктовал им Евангелие непосредственно.. Точно так же мы видим, что Бог спасает людей через материальные святыни – например, ковчег и храм, как это было в Ветхом Завете. Баптисты говорят – но в Новом Завете прямых повелений писать иконы - нет! Да, нет.. Но ведь и прямых повелений праздновать Пасху и Рождество тоже нет, и петь гимны из баптистского сборника тоже нет. Просто все христиане понимают: приемлемо то, что не предписано буквой, но соответствует духу. Вот и почитание святынь соответствует христианскому духу – человек состоит из души и тела, поэтому для него естественно освящаться через материальные святыни – отсюда храм, иконы, вода в крещении, хлеб и вино в причастии; отсюда обрядность – через материальное мы показываем красоту Небесного Царства. Там, где от обрядности отказались – служба просто скучна.. Это как Новый год без елки, бенгальских огней и подарков – в черных костюмах и с мрачными лицами..
В Ветхом Завете верующие преклоняли колена перед ковчегом и храмом, сегодня христиане преклоняют колена перед иконами. Когда баптисты спрашивают – не идолопоклонство ли это? – спросите у них – если юноша встал перед девушкой на колени, признаваясь ей в любви – это идолопоклонство? Американские протестанты, становящиеся на колени перед флагом своей страны и целующие его – согрешают идолопоклонством? Или они просто любят свою родину? Почему же перед флагом США можно становиться на колени, а перед иконой Христа – нет?
Что касается молитв святым, то здесь сразу нужно сказать баптистам – православные не верят в некие «заслуги» святых, они не обожествляют их, и не ставят на один уровень с Христом – любая молитва святым – это молитва Христу – мы просим святых молиться нашему Господу, чтобы Он помог нам Своей благодатью, а не святые помогли некими собственными магическими силами. Спросим баптистов – Вы же просите своих собратьев по вере молиться о Вас, понимая, что одних Ваших молитв недостаточно, ведь Вы же далеко не так святы, как Христос? В Церкви все молятся друг за друга, и все просят друг у друга молитв. Просто православные утверждают, что эта молитвенная связь между членами Церкви не прерывается и тогда, когда святые оказывается на небесах – благодаря Христу, благодаря тому, что мы единое тело во Христе, святые молятся за нас на небесах, и могут слышать наши молитвы, обращенные к ним на земле, что подтверждается всей историей Церкви. Если баптисты уверены, что молитва матери о детях имеет большую силу перед Богом, и они просят своих матерей молиться за них, то почему они отказывают в этом Матери Самого Христа?? Вот уж чьи молитвы сильны перед Богом, сильнее любой матери на земле..
Очень важно обсудить с баптистами проблему таинств. Можно ограничиться только крещением и причастием. Главное разногласие таково: у баптистов таинства не нужны для спасения. Вот это и есть их заблуждение. Ведь если крещение и причастие не являются необходимыми для нашего спасения, то зачем тогда вообще креститься и причащаться? Христос заповедал нам крестить все народы и всех причащать – а вот согласно баптизму можно легко обойтись и без этого.. Значит, Христос заповедал бессмыслицу?? Баптисты на это говорят, что главное – вера.. Да, вера, но ведь вера предполагает, что мы верим в то, что Христос заповедал нам совершать крещение и причастие для нашего освящения и спасения – иначе получается, что наша вера абсурдна. Верь в то, что крещение и причастие никак не отразятся на твоем спасения, верь, что они только знаки – таков баптистский символ веры! В связи с таким пониманием, баптистам трудно понять, зачем мы крестим детей – ведь ребенок не может «обозначить», что он уже спасен. Но у православных другой смысл – в крещении человеку дается благодать для освобождения от греха, рождающая его в жизнь вечную. Баптисты не станут долго спорить, что дети не чужды Божьей благодати и нуждаются в спасении, но тогда почему бы их не крестить благодатным крещением? Для православных крещение – это исцеляющее лекарство: согласились бы баптисты дать своему ребенку лекарство, когда он болен, хотя ребенок не знает, чем он болен, и как лекарство действует? Вот поэтому православные выступают за детское крещение.
Аналогично и с причастием. Просто есть хлеб и пить вино, вспоминая о страданиях Христа – это важно, конечно. Только тогда лучше евангелие прочитать. А вот причащаться Самому Христу – это необходимо для спасения, ведь если мы не едины с Христом, то как войдем к Нему в рай? Простые хлеб и вино никого не спасут – только Тело и Кровь Самого Господа.. Так что причастие уместно, только если оно спасительное таинство, а не просто «обряд хлебопреломления», в котором Христос, по сути, и не присутствует. Тем, где исчезли спасительные таинства, мы видим унылую службу, эстрадную музыку, и очень плохие стихи. Неужели Господь сошел на землю, что породить только это?

1. Прот. Николай Варжанский. Антисектантский катехизис. - М., 2001.
2. Меч духовный. – Краснодар, 1995.
3. Диакон Андрей Кураев. Протестантам о православии. Наследие Христа. Изд-е 10-е. – Клин, 2009.
4. Свящ. Даниил Сысоев. Прогулка протестанта по православному храму. – М., 2003.
5. Диакон Сергий Кобзарь. Почему я не могу оставаться баптистом и вообще протестантом. – Славянск, 2002.
6. Диакон Джон Уайтфорд. Одно только Писание? – Нижний Новгород, 2000.

Если вы думаете, что речь пойдет о жертвоприношениях младенцев и отборе имущества покорных адептов, то придется вас огорчить. Я расскажу вам о трех мифах, которые могли бы сильно пошатнуть мою веру в Бога, но не пошатнули, а укрепили. Возможно, вам это тоже будет полезно знать.

Миф 1. Баптисты не разводятся.

Нет, это не про богословие. Развод - это очень плохо, любой баптист вам это подтвердит. Но у меня было четкое убеждение, что у баптистов разводов не бывает. Совсем. Пока я не стал свидетелем множества историй, как жены бросают мужей, как мужья уходят от жен, как брат спит с женой родного брата… Ну, вы поняли картину. К сожалению, у баптистов, если и в целом статистика лучше, чем по стране, все равно случаются семейные трагедии довольно часто.

Миф 2. Баптисты не ругаются матом.

Мне этот миф очень нравился. Было приятно думать, что ударивший по пальцу молотком баптист будет кричать «слава Богу!», а не что-нибудь еще. Увы мне. «Слава Богу» тоже случается, видимо. Но ничто человеческое, как говорится, не чуждо и баптистам.

Миф 3. Баптисты не пьют алкоголь.

Вообще-то кагор в церквях никто не отменял. Поэтому уточним, что имеется ввиду сильно выпивший баптист. Если вы не видели пьяного баптиста, то ничего страшного. Но я встречал в своей жизни баптистов, которые не только любят красное, но и «белую» и желтое с воблой тоже.

Пока я размышлял на эту тему, Иван Иванович с Иван Никифоровичем поссорились. Чубы так сильно трещали, что в моей голове был развеян еще один миф.

Миф 4. Баптисты очень дружелюбные и мирные люди.

Как у любого мирного люда, у баптистов всегда на случай ссоры припасены и бронепоезд, и другой полезный арсенал. Если баптисты ругаются, то лучше сразу отойти - может и вам достаться. Но и мирятся они так же сердечно и прощают так, что мало не покажется.

Ну вот, теперь, когда мифы развенчаны, можно и мораль к нашему списку добавить. Не стоит идеализировать никого. В послании к Римлянам Павел напоминает нам, что все люди греховны. Что даже самые лучшие из нас не гарантированы от падения. Наша вера в Бога, а не в человека. Поэтому если ненароком вы услышали, как крепко выругавшись пьяный баптист убегает от своей жены, не расстраивайтесь. Просто помолитесь за брата, вы с ним под одним Богом ходите.

Конечно же этот пост - всего лишь шутка. Вместо баптиста можно было бы подставить харизмата, лютеранина или католика с православным. Главное помнить - мы верим в Бога, а не в людей. С Богом!

В мире много разных религий. Все они имеют свои особенности и последователей. Одно из самых популярных направлений – баптизм. Этой религии придерживаются даже многие политики. Итак, баптисты: кто они такие и какие цели они преследуют? Само слово произошло от греческого «баптизо». В переводе это означает погружение.

И крещение у приверженников этой веры происходит именно при окунании в воду. Баптисты – последователи отдельной ветки протестантского христианства. Корни религии идут от английского пуританства, где приветствовалось только добровольное крещение. При этом человек должен быть убежден, что этого хочет, отказаться от вредных привычек, ругательств любого вида. Поощряется скромность, взаимоподдержка и отзывчивость. Баптисты обязаны заботиться о членах общины.

Кто такие баптисты, с точки зрения православия?

Чтобы ответить на вопрос «баптисты - кто они для православных?» Cледует немного углубиться в историю. Для сохранения веры издавна Церковь установила свои правила, согласно которым, все, кто нарушает их, являются сектантами (иначе раскольниками), а из учения – ересью. Это всегда было одним из самых страшных грехов – иметь другое вероисповедание.

Такой грех приравнивался к убийству и идолопоклонничеству, и загладить его считалось невозможным даже кровью мученика. Со стороны православной церкви баптисты являются сектантами с ложными представлениями и не имеющими отношения к Божьему спасению и Церкви Христовой. Считается, что трактовка баптистов – неверна и обращение к таким людям – большой грех для души.

Чем отличаются баптисты от православных христиан?

Если задаться вопросом: «баптисты – что за вера?», то однозначно можно ответить, что это христиане, только отличающиеся вероисповеданием. В православном понимании – это секта, хотя часто эту веру относят к протестантским церквам. Баптизм появился в XVI веке, в Англии. Так, чем отличаются баптисты от православных:

1. В первую очередь – как именно крестятся баптисты. Они не признают окропления святой водой, человек должен окунуться в нее полностью. Причем достаточно это сделать один раз.

2. В отличие от православных, баптисты не крестят детей до 18 лет. Эта вера предусматривает крещение только как осмысленное решение взрослого человека, чтобы он был уверен в своем решении и смог отказаться от греховной жизни. В противном случае обряд недопустим, а если и проведен, то не имеет силы.

3. Баптисты не считают крещение – Таинством. Для этой веры это просто обряд, простые человеческие действия, просто, вступление в их ряды.

4. Для баптистов немыслимо затворничество, уход от мирской суеты в труднодоступные места, обеты молчания. У них отсутствует стремление воспитывать свой дух нищетой или отсутствием удобств. Такие люди для баптистов – отщепенцы. Православие, наоборот, призывает к покаянию и смирению для очищения души.

5. Баптисты живут с уверенностью, что их души уже давно были спасены на Голгофе. Поэтому теперь даже не имеет значения, праведно ли живет человек.

6. У баптистов отсутствуют Святые, отвергается любая христианская символика. Для верующих православных это наоборот, представляет большую ценность.

7. Основная задача баптистов – приумножить свои ряды, обращать в свою веру всех инакомыслящих.

8.
Для них Причастие – это просто вино и хлеб.

9. Вместо священников, службу ведут пасторы, которые входят в руководящий состав общины.

10. Храм они воспринимают, как место для молитвенных собраний.

11. Иконы для баптистов – просто картины или языческие идолы.

12. Богословское учение местами проработано очень скрупулезно, а некоторые важные места просто выпускаются из вида.

13. А также отличается богослужение. Православные на нем молятся, а баптисты просто читают отрывки из библии, изучают их, трактуют. Иногда смотрят религиозные фильмы. Богослужение проходит только по воскресеньям, хотя иногда верующие могут дополнительно собраться в другой день.

14. Молитвы баптистов – это сочиненные самими пасторами гимны и песни. Они не считаются важными, а скорее носят формальный характер.

15. Брак для баптистов – также не Таинство. Однако благословение руководства общины считается обязательным.

16. Баптисты не отпевают умерших, так как не признают мытарства души. Они считают, что человек сразу оказывается в раю. Для православных отпевание – обязательная процедура, как и молитвы по усопшим.

Подведя итог, можно сказать, что баптизм – это религия для внешнего благочестия, не затрагивающая внутренний мир человека. В этом вероисповедании отсутствует духовное преображение.

Баптисты в России, запрещены или нет?

Запрещены ли баптисты в России на сегодняшний день? Еще несколько лет назад эти верующие проповедовали свою веру спокойно, хоть и настороженно оглядывались на власти. Сейчас российский союз баптистов (ЕХБ) – это крупное объединение по количеству последователей и общин. Координация деятельности осуществляется с помощью 45 региональных объединений. Всего в Союз ЕХБ входит более 1 тыс. церквей.

В России не запрещается баптистское вероисповедание, если соблюдаются все требования 14 Федерального закона № 125-ФЗ. Однако в 2016 году Президентом РФ был принят закон (для защиты от терроризма), запрещающий проповеди вне церковных стен и за пределами религиозных объектов. Также наложены ограничения и на миссионерскую работу.

Несмотря на то, что баптисты также считают себя последователями Христа и свою веру – истинной, а Священное Писание – единственным источником учения, в остальном они сильно отличаются от православных верующих. Однако многие отмечают, что у баптистов есть минимум один плюс – они дают человеку самому и сознательно выбрать свой путь, совершая обряд крещения во взрослом возрасте.







2024 © winplast.ru.