Выразительные средства в литературе презентация. Презентация "Изобразительно-выразительные средства языка" по русскому языку – проект, доклад. Выразительные средства языка


«Приёмы устного умножения и деления» - I ребенок выполнил задание так: I ребенок рассуждает так: 37*2=37+37=74, тогда 38*2=76 и 39*2=78. На какие группы можно разбить все выражения: Догадайся, как можно рассуждать, вычисляя значения произведений: Какое выражение «лишнее» в каждом столбце? -Переместительного, сочетательного и распределительного свойств умножения; -свойства деления суммы на число.

«Художественная культура 19 века» - Хохломская роспись. Художественная культура (ч.2). Чем объяснить взлет русской культуры во 2-й половине 19 века? Дымковская игрушка. М.П.Мусоргский. Братина. М.Н.Ермолова в роли Жанны д’Арк. Фотография 1860 г. 1.Музыка. 2.Театр. 3.Художественные промыслы. 1.Музыка. 2-я пол.19 в.-время расц-вета русской музыки.

«Приёмы вычислений» - Физкультминутка. Задачи: Объясните приём вычитания, используя пример-помощник. Реши самостоятельно. Реши примеры, записав только ответы. 1)совершенствовать вычислительные навыки, Цель: знакомство с новым приёмом вычислений для случаев вида 35-7. Назовите нужное число в каждом ряду 20 16 12 8 … 7 22 37 52 … 28 22 16 10 …

«Программа по художественной культуре» - Актуальность. Принцип креативности (организации творческой деятельности). Условия реализации Программы. Раздел 2. О чём говорит искусство. Принцип тематизма. Изменения и дополнения в Программе. Предполагаемые результаты реализации Программы. Работа с родителями: Литература. Метод создания художественного контекста.

«Художественная гимнастика» - Зинаида Вербова с воспитаницами своей Студии. 1923 год. Художественная гимнастика. лента Лента длиной 7 м изготавливается из атласа или подобного материала. обруч Обруч изготовлен из дерева или пластика, внутренний диаметр 80-90 см. Ленинград 1935 год. судейство Три группы судей оценивают различные элементы упражнения.

«Мировая художественная культура» - Актуальность и новизна курса. Культура -. на учащихся седьмых, девятых классов. Цель курса -. «Ars longa, vita brevis». Мировая художественная культура-. Культура формирует личность и регулирует поведение человека. Курс МХК в нашем лицее рассчитан. « Жизнь коротка, искусство вечно». Мировая художественная культура.

ИНТЕРАКТИВНАЯ ТАБЛИЦА

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО – ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

Учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ» № 73 г. Саратова

Родина Жанна Геннадиевна

Слайд 3 – использование триггеров в интерактивной таблице, иллюстрирующей выразительные средства языка. (НАЖАТЬ НА ЗАГОЛОВОК, ЗАТЕМ НА ПОДЗАГОЛОВКИ) Слайд 4 – использование триггеров в интерактивной таблице, иллюстрирующей виды тропов. (НАЖАТЬ 2 РАЗА НА ЗАГОЛОВОК) Слайд 5 – использование триггеров в интерактивной таблице, иллюстрирующей виды тропов. (НАЖАТЬ 2 РАЗА НА ЗАГОЛОВОК) Слайд 6-14 – использование триггеров в интерактивной таблице, иллюстрирующей некоторые примеры тропов и речевых фигур. (НАЖАТЬ 1 РАЗ НА ЗАГОЛОВОК)

Аннотация

Изобразительно-выразительные средства

в русской речи

Фигуры речи

(От др.-греч. τρόπος - оборот) -

слова и выражения,

используемые

в переносном значении с целью

усилить образность языка,

художественную

выразительность речи.

Термин риторики и стилистики ,

обозначающий обороты речи,

которые изменяют

эмоциональную

окраску предложения.

Фигуры речи часто

используются в поэзии .

Метафоры

Сравнение

Олицетворение

Гипербола

Метонимия

Синекдоха

Перифраз

Аллегория

ФИГУРЫ РЕЧИ

Антитеза

Оксюморон

Синтаксический параллелизм

Бессоюзие

Градация

Инверсия

Многосоюзие

Риторический вопрос

Образная характеристика какого-либо лица, явления или предмета посредством выразительного метафорического прилагательного.

… Вечерняя заря Бледнеющим румянцем одевает вершины гор… На ней рябая блещет чешуя Серебряным отливом…

М. Лермонтов

метафора

Метафора – скрытое сравнение, основанное на сходстве. (Нет сравнительных союзов.)

«В саду горит костёр рябины красной».

«В багрец и в золото одетые леса».

«Янтарь кленового листа блестит на солнце».

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

Разновидность метафоры – перенос признаков живого существа на явления природы, предметы, понятия.

Устало все кругом: устал и цвет небес, И ветер, и река, и месяц, что родился, И ночь, и в зелени потусклой спящий лес… А. Фет

метонимия

Метонимия – перенос названия с одного предмета на другой по их сходству.

«Шляпа исчезла в толпе»

(вместо слова «человек» - «шляпа»)

«Ты вёл мечи на пир обильный...»

(«мечи» - это воины)

«Розы в хрустале»

(Имеется в виду не кусок хрусталя, а хрустальная ваза).

СИНЕКДОХА

Синекдоха - разновидность метонимии. Основана на переносе значения по количественному признаку.

К нему и птица не летит.

И зверь нейдёт…

А. Пушкин

И слышно было до рассвета, Как ликовал француз.

М. Лермонтов

оксюморон

Оксюморон - соединение в образе или явлении несовместимых понятий.

Сладостные мучения испытал он, изгнанник, вернувшись в Россию.

Тревожно-радостное ожидание сменилось в нем спокойной уверенностью в завтрашнем дне.

Н. Кривцов

Синтаксический параллелизм

Параллелизм – одинаковое построение соседних предложений.

Я звал тебя, но ты не оглянулась.

Я слёзы лил, но ты не снизошла…

А. Блок

парцелляция

Стилистический прием расчленения в поэтическом произведении фразы на части или даже на отдельные слова.

Когда избавит нас творец

От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок! И книжных и бисквитных лавок!

(А. Грибоедов).

Я счастлив от любви. Безмерно. Безвозвратно.

градация

Это приём нагнетания синонимов для достижения эффекта наибольшей выразительности. Синонимы располагаются по нарастающей.

... Как ему до сих пор не пришло в голову, что это обман зрения, галлюцинация, мираж?

Художественные средства выразительности русского литературного языка. Автор: учитель русского языка и литературы Художественные средства выразительности русского литературного языка. Автор: учитель русского языка и литературы Яковлева Татьяна Борисовна Мир слов – бесконечный океан. Понимать этот мир – значит понимать жизнь.


Цели и задачи. Познакомиться с некоторыми художественными средствами выразительности русского литературного языка(с тропами и фигурами речи). Познакомиться с некоторыми художественными средствами выразительности русского литературного языка(с тропами и фигурами речи). Рассмотреть примеры их использования в русской литературе. Рассмотреть примеры их использования в русской литературе. Научиться самостоятельно строить тропы и фигуры речи. Научиться самостоятельно строить тропы и фигуры речи. Проверить свои знания и умения тестом. Проверить свои знания и умения тестом. Понять структуру задания В8 ЕГЭ по русскому языку и освоить его выполнение. Понять структуру задания В8 ЕГЭ по русскому языку и освоить его выполнение.


Троп- (греч. «поворот») (греч. «поворот») оборот речи,в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения боль- шей художественной выразительности. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нашему сознанию близкими в каком-либо отношении. Наиболее распространённые виды тропов: Аллегория,гипербола,ирония,литота,метафора,метонимия, олицетворение, перифраза, синекдоха,сравнение, эпитет.


Гипербола- образное преувеличение. Литота- подчеркнутое преуменьшение. Сооотнесите иллюстрации с определениями и объясните свой выбор. Сооотнесите иллюстрации с определениями и объясните свой выбор. В сто сорок солнц закат пылал… В.Маяковский … а сам с ноготок. Н.Некрасов


Ирония о- ооо- осмеяние, содержащее в себе оценку того, что осмеивается. - Признаком иронии является д д двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый. Отколе, умная, бредёшь ты, голова? (И. Крылов.) (И. Крылов.) (в обращении к ослу) (в обращении к ослу) - троп, состоящий в употреблении слова или выражения в смысле обратном буквальному с целью насмешки.






Метафора- Сонное озеро города (А.Блок). Сонное озеро города (А.Блок). Могилы домов (А.Блок). Могилы домов (А.Блок). Весенних запахов и ветров пулемёт (В.Хлебников). Весенних запахов и ветров пулемёт (В.Хлебников). Море неба, заяц тучи, крови снегири (В.Хлебников). Море неба, заяц тучи, крови снегири (В.Хлебников). Хребты веков, железки строк (В.Маяковский). Хребты веков, железки строк (В.Маяковский). Моих слов соловьи (Б.Ахмадулина). Моих слов соловьи (Б.Ахмадулина). Сугробов белолобые телята (Б.Ахмадулина). Сугробов белолобые телята (Б.Ахмадулина). Пальцы ивняка (М.Исаковский). Пальцы ивняка (М.Исаковский). Бык воспоминаний (Л.Мартынов). Бык воспоминаний (Л.Мартынов). Ручей улыбки (М.Светлов). Ручей улыбки (М.Светлов). Серебряная ложка луны (Ю.Мориц). Серебряная ложка луны (Ю.Мориц). Острый остров сиротства (Б.Ахмадулина). Острый остров сиротства (Б.Ахмадулина). Сугробов груди белые (В.Фёдоров). Сугробов груди белые (В.Фёдоров). перенос названия на основе сходства (скрытое сравнение). Объясните метафоры, на чём основано сходство. Объясните метафоры, на чём основано сходство.


Метонимия-перенос имени: 1. с вместилища на содержимое-блюдо, стакан (еда и посуда). 2. с материала на изделия из него- медь (металл и медные деньги). 3. с места, населённого пункта на его жителей- вся деревня над ним смеялась. 4. с действия на его результат-остановка(место, действие и расстояние).5. с организации на её сотрудников- фабрика забастовала. Синекдоха- особый вид метонимии- перенос наименования с части на целое и наоборот (мы все глядим в Наполеоны, читать Гоголя). Приведите свои примеры метонимии и синекдохи. Приведите свои примеры метонимии и синекдохи.


Эпитет- яркое, образное определение. Эпитет- один из самых ярких и распространённых тропов. Понаблюдаем за эпитетами, характеризующими закат: Эпитет- один из самых ярких и распространённых тропов. Понаблюдаем за эпитетами, характеризующими закат: По цвету: алый, багровый, багряный, бронзовый, густой, густо- красный, дымящийся, жёлтый, жидкий, зелёный, золотистый, золотой, красный, кроваво-красный, кровавый, кровяной, лимонный, малиновый, мутный, неяркий, огненный, огнистый, оранжевый, ослепительный, палевый, … По цвету: алый, багровый, багряный, бронзовый, густой, густо- красный, дымящийся, жёлтый, жидкий, зелёный, золотистый, золотой, красный, кроваво-красный, кровавый, кровяной, лимонный, малиновый, мутный, неяркий, огненный, огнистый, оранжевый, ослепительный, палевый, … По психологическому восприятию: великолепный, величественный, грустный, зловещий, изумительный, красивый, ласковый, мрачный, нежный, печальный, пленительный, покойный, приятный, тихий, томный, торжественный, тревожный, угрюмый, усталый, холодный, чудесный,… По психологическому восприятию: великолепный, величественный, грустный, зловещий, изумительный, красивый, ласковый, мрачный, нежный, печальный, пленительный, покойный, приятный, тихий, томный, торжественный, тревожный, угрюмый, усталый, холодный, чудесный,… Задание: составьте ряд эпитетов к существительному лицо (1 вариант), к существительному звук (2 вариант).


Способы выражения сравнения в русском языке СПП с придаточным сравнения. (Он говорил спокойно, будто ничего не произошло). СПП с придаточным сравнения. (Он говорил спокойно, будто ничего не произошло). Сравнительный оборот. (Застыл, как изваяние). Сравнительный оборот. (Застыл, как изваяние). Сущ. В Д.П. с предлогом подобно. (Жужжало подобно пчеле). Сущ. В Д.П. с предлогом подобно. (Жужжало подобно пчеле). Сущ. В Т.П.(Завертелся волчком). Сущ. В Т.П.(Завертелся волчком). Наречие модели по-…ому, по-…ему, по-…и.(Ходить по-утиному). Наречие модели по-…ому, по-…ему, по-…и.(Ходить по-утиному). Фразеологические обороты.(Бежать как на пожар). Фразеологические обороты.(Бежать как на пожар). Сущ. В И.П. в роли сказуемого или приложения.(Глаза как блюдца). Сущ. В И.П. в роли сказуемого или приложения.(Глаза как блюдца). Задание. Задание. Составьте свои примеры к каждому способу. Проанализируйте отрывок стихотворения А.Галича: Опоздавшие гости Прерывают куплет Их вбивают, как гвозди, Ибо мест уже нет.


Олицетворение- Наделение животных и неживых существ качествами человека. Этот стилистический приём доказывает, что мы когда-то были язычниками. Никого не удивляют фразы: ветер рыдает, листочки шепчутся, река устала, лес спит… Этот стилистический приём доказывает, что мы когда-то были язычниками. Никого не удивляют фразы: ветер рыдает, листочки шепчутся, река устала, лес спит… Никого не удивляют такие рисунки: они делают нас ближе к природе.



Оксюморон-совмещение несовместимого. Антитеза-противопоставление. Градация (нарастающая и убывающая)-приём нагнетания синонимов. Инверсия- обратный порядок слов. Сооотнесите иллюстрации с определениями и докажите. Сооотнесите иллюстрации с определениями и докажите. Определите художественные средства: «…жизнь на земле будет невоообразимо прекрасной, изумительной» (А.Чехов); да - нет, сила страсти -холод ума; долгий миг, богатый нищий, сон наяву; животные лесные весне радовались. Определите художественные средства: «…жизнь на земле будет невоообразимо прекрасной, изумительной» (А.Чехов); да - нет, сила страсти -холод ума; долгий миг, богатый нищий, сон наяву; животные лесные весне радовались. Толстый и тонкий. Подниматься было тяжело, ноги уставали, последние метры преодолел ползком. Молодая старушка.


Строение предложения. Анализируя примеры, определите, что такое 1. парцелляция, 2. анафора, 3. эпифора, 4. синтаксический параллелизм, 5. эллипсис, проверьте себя по словарю. Анализируя примеры, определите, что такое 1. парцелляция, 2. анафора, 3. эпифора, 4. синтаксический параллелизм, 5. эллипсис, проверьте себя по словарю.словарю Мы сёла - в пепел; грады - в прах; В мечи – серпы и плуги. В.Жуковский. Он… тоже пошёл. В магазин. Сигарет купить


Асиндетон- бессоюзие. Полисиндетон- многосоюзие. Чего достигает автор, используя такой прием, как асиндетон или полисиндетон? Чего достигает автор, используя такой прием, как асиндетон или полисиндетон? и рифмы лёгкие навстречу им бегут, и рифмы лёгкие навстречу им бегут, И мысли в голове волнуются в отваге, И мысли в голове волнуются в отваге, И пальцы просятся к перу, перо к бумаге, Минута - и стихи свободно потекут. А.Пушкин. Всё кругом. Страшное, грубое, липкое, грязное, Жёстко-тупое, всегда безобразное, Медленно-рвущее, мелко-нечестное, Скользкое, стыдное, низкое, тесное… Но жалоб не надо; что радости в плаче? Мы знаем, мы знаем: всё будет иначе. Гиппиус.doc


Апосиопезис (умолчание)-намеренный отрыв высказывания, передающий эмоциональность, взволнованность. Нет, я хотел… быть может, вы …я думал… А.Пушкин. Риторическое обращение - подчеркнутое обращение. Поля! Я предан вам душой. А.Пушкин. Риторический вопрос - привлекает внимание, не требует ответа. Быть или не быть? (В.Шекспир) Риторическое восклицание - восклицание, передающее особое чувство. Составьте свои примеры апосиопезиса, риторических восклицаний, риторических обращений, риторических вопросов. Составьте свои примеры апосиопезиса, риторических восклицаний, риторических обращений, риторических вопросов.


Задания и ответы Тест.doc Тест.doc Тест.doc Задание В8. doc Задание В8. doc Задание В8. doc Задание В8. doc Ответы на задания теста.doc Ответы на задания теста.doc Ответы на задания теста.doc Ответы на задания теста.doc Ответы на задание В8. doc Ответы на задание В8. doc Ответы на задание В8. doc Ответы на задание В8.doc


Список используемой литературы Львова С.И. Уроки словесности в 5-9 классах: пособие для учителей «Дрофа», 1996 г. Львова С.И. Уроки словесности в 5-9 классах: пособие для учителей «Дрофа», 1996 г. Тропы и фигуры речи.doc Тропы и фигуры речи.doc Тропы и фигуры речи.doc Тропы и фигуры речи.doc Далецкий Чеслав. Риторика: Учебное пособие.- М.: Омега-Л, 2004 Далецкий Чеслав. Риторика: Учебное пособие.- М.: Омега-Л, 2004 Аннушкин В.А. История русской риторики. М Аннушкин В.А. История русской риторики. М Зарецкая Е.Н. Риторика. М Зарецкая Е.Н. Риторика. М Михальская А.К. Основы риторики. Учебное пособие для учащихся кл. М Михальская А.К. Основы риторики. Учебное пособие для учащихся кл. М Лингвистический энциклопедический словарь. Гл. ред. В.Н.Ярцева М. Советская энциклопедия 1990 Лингвистический энциклопедический словарь. Гл. ред. В.Н.Ярцева М. Советская энциклопедия 1990 Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, версия 2005 г. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, версия 2005 г.

Слайд 2

ЕГЭ Задание В8: Прочитайте фрагмент рецензии, составленный на основе текста. Рассмотрите языковые особенности данного текста. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Чтобы выполнить это задание в экзаменационной работе, необходимо: знать определение языковых средств; уметь находить эти тропы в тексте; понимать их роль в тексте. Изобразительно-выразительные средства языка (используются разные термины) тропы фигуры речи средства художественной выразительности Далее Назад

Слайд 3

Цель презентации: обобщить знания учащихся; проверить сформированность умения обнаруживать в исходном тексте самые распространенные средства выразительности, с которыми сталкивались при анализе текста на уроках русского языка и литературы; помочь учителям школы в объяснении этой сложной темы на разных ступенях обучения. Далее Назад

Слайд 4

Сфера применения материала В 5-8 классах на уроках русского языка и литературы (на этапе знакомства с тропами) В 9-11 классах на уроках русского языка и литературы при анализе текстов разных стилей (на этапе повторения) на уроках русского языка и литературы (на этапе систематизации знаний о языковых средствах русского языка, подготовке к ЕГЭ, мини ЕГЭ) На главную Назад

Слайд 5

Подготовка к ЕГЭ. Задание В8. Тропы Проверь себя Средства речи В начало

Слайд 6

Средства речи Тропы олицетворение эпитет сравнения антитеза звукопись а) аллитерация б) ассонанс метафора инверсия анафора эпифора гипербола литота метонимия оксюморон перифраз(а) синекдоха парцелляция период градация Лексические антоним синоним диалектизм просторечные слова устаревшие слова разговорная лексика эмоционально-окрашенная лексика термины лексический повтор Синтаксические синтаксический параллелизм ряды однородных членов вставные конструкции уточняющие главные предложения неполные предложения риторическое обращение риторический вопрос

Слайд 7

Слайд 8

Олицетворение перенесение изображения человеческих черт на неодушевленные предметы и явления. Осень взмахнула кистью волшебной, Легким багрянцем покрылалиству. (С. Петросян) Ветер плачет за окном, Ветер мечется и стонет И невидимым крылом Золотые листья гонит. (К. Феофанов) Найдите олицетворение. Осень взмахнула кистью волшебной, Легким багрянцем покрыла листву. (С. Петросян) Ветер плачет за окном, Ветер мечется и стонет И невидимым крылом Золотые листья гонит. (К. Феофанов)

Слайд 9

Эпитет - образное определение, дающее предмету дополнительную художественную характеристику. Назовите эпитеты. Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный. Стоит над солнечной поляной, Завороженный тишиной. (И. Бунин) Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой,багряный. Стоит над солнечной поляной, Завороженный тишиной. (И. Бунин)

Слайд 10

Сравнение - прямое сопоставление одного предмета или явления с другим по какому-либо признаку. Темный ельник снегами, как мехом, Опушили седые морозы, В блестках инея, точно в алмазах, Задремали, склонившись, березы. Удачные ли сравнения нашел поэт? Темный ельник снегами, как мехом, Опушили седые морозы, В блестках инея,точно в алмазах, Задремали, склонившись, березы.

Слайд 11

Антитеза - противопоставление. Еще земли печален вид, А воздух уж весною дышит. Какую роль выполняет антитеза? Еще земли печален вид, А воздух уж весною дышит.

Слайд 12

Звукопись - специальный подбор звуков, помогающий озвучить картину. ...Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши. (К. Д. Бальмонт). Какие ассоциации вызывает звуковой подбор в строке? Тише, мыши, кот на крыше, А котята еще выше. Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. ...Чуть слышно, бесшумно шуршаткамыши. (К. Д. Бальмонт). Тише, мыши, кот на крыше, А котята еще выше. Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом.

Слайд 13

Аллитерация Ассонанс - повторение одних и тех же согласных звуков. - повторение одних и тех же гласных звуков. Подо льдом ручей забулькал, Зазвенело все кругом, Тонко дзинькнула сосулька, Разбиваясь под окном. (А. Твардовский) Какие звуки повторяются? С какой целью это делается? Тиха украинская ночь, Прозрачно небо. Звезды блещут. Опишите состояние лирического героя. Что использует автор для усиления настроения? Подо льдом ручей забулькал, Зазвенело все кругом, Тонко дзинькнула сосулька, Разбиваясь под окном. (А. Твардовский) Тиха украинская ночь, Прозрачно небо. Звезды блещут.

Слайд 14

Гудит трава за розовым плетнем, Под ветром степь, как море ходит зыбко, И в небесах, изнеможденных днем, Зареяла кровавая улыбка. Гудит трава за розовым плетнем, Под ветром степь, как море ходит зыбко, И в небесах, изнеможденных днем, Зареяла кровавая улыбка. Метафора Найдите метафору. Какие еще тропы здесь используются? - скрытое сравнение, перенос названия одного предмета на другой на основании их сходства.

Слайд 15

Инверсия - нарушение привычного порядка слов. У дороги дуб зеленый Зашумел листвой каленой. Над землею истомленной Дождь собрался долгожданный. (А. Твардовский) Как неожиданно и ярко На влажной неба синеве Воздушная воздвиглась арка В своем минутном торжестве! (Ф. Тютчев) Что изменится, если восстановить привычный порядок слов? У дороги дуб зеленый Зашумел листвой каленой. Над землею истомленной Дождь собрался долгожданный. (А. Твардовский) Как неожиданно и ярко На влажной неба синеве Воздушная воздвиглась арка В своем минутном торжестве! (Ф. Тютчев)

Слайд 16

Анафора - повторение одних и тех же звуков, слов в начале нескольких строк. Легкие тучи растаяли, Легкая встала звезда, Легкие лодки отчалили В синюю даль навсегда. (Г. Иванов) И шумят тихим шумом вечерние волны, И баюкают песней своей. Одинокое сердце И грустные думы В беспредельном просторе морей. Оправдан ли повтор, как вы думаете? Легкие тучи растаяли, Легкая встала звезда, Легкие лодки отчалили В синюю даль навсегда. (Г. Иванов) И шумят тихим шумом вечерние волны, И баюкают песней своей. Одинокое сердце И грустные думы В беспредельном просторе морей.

Слайд 17

Эпифора - повторение одних и тех же звуков в конце нескольких строк. Есть место на земле: Вокруг – Куда ни смотришь – Всюду юг, И справа юг, И слева юг, И спереди, И сзади... Куда ни смотришь – Всюду юг И льды на водной глади. С какой целью используется в загадке эпифора? Помогает ли она найти отгадку? ЮГ ЮГ Есть место на земле: Вокруг – Куда ни смотришь – Всюду юг, И справа юг, И слева юг, И спереди, И сзади... Куда ни смотришь – Всюду юг И льды на водной глади.

Слайд 18

Гипербола Литота - преувеличение свойств предметов с тем, чтобы усилить образность и выразительность речи. - художественное преуменьшение предмета с целью усиления эмоционального воздействия. Я знаю – Гвоздь у меня в сапоге Кошмарней, чем фантазия у Гете! (В. Маяковский) Ниже тоненькой былиночки Надо голову клонить. (из народной песни) Я знаю – Гвоздь у меня в сапоге Кошмарней, чем фантазия у Гете! (В. Маяковский) Ниже тоненькой былиночки Надо голову клонить. (из народной песни)

Слайд 19

Метонимия - художественное отождествление предметов, понятий, явлений по принципу смежности (близости). Театр уж полон; ложи блещут; Партер и кресла, все кипит... (А. С. Пушкин) Театр уж полон; ложи блещут; Партер и кресла, все кипит... (А. С. Пушкин)

Слайд 20

Оксюморон (или оксиморон) - сочетание несочетаемого, противоположных по значению слов. Мой верный друг! мой враг коварный! Мой царь! мой раб! родной язык! (В. Брюсов) Родной Язык Мой верный друг! мой враг коварный! Мой царь! мой раб! родной язык! (В. Брюсов)

Слайд 21

Перифраз(а) - замена названия предмета описанием его признаков. Хочу у зеркала, где муть И сон туманящий, Я выпытать, куда Вам путь У где пристанище.. (М. Цветаева) Хочу у зеркала, где муть И сон туманящий, Я выпытать, куда Вам путь У где пристанище.. (М. Цветаева)

Слайд 22

Синекдоха - замещение целого слова или понятия его частью. Прощай, немытая Россия, Страна рабов, страна господ, И вы мундиры голубые,... Прощай, немытая Россия, Страна рабов, страна господ, И вы мундиры голубые,...

Слайд 23

Парцелляция - экспрессивный синтаксический прием письменного литературного языка: предложение интонационно делится на самостоятельные отрезки, графически выделенные, как самостоятельные предложения. И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь. (П. Г. Антокольский) И снова. Гулливер.Стоит.Сутулясь. (П. Г. Антокольский)

Слайд 24

Период - Развернутое сложноподчиненное предложение с четкой интонацией и делением на колоны. Когда волнуется желтеющая нива. И свежий лес шумит при звуке ветерка, И прячется в саду малиновая слива Под тенью сладостной зеленого листка; Когда росой обрызганной душистой, Румяным вечером или утра в час златой, Из-под куста мне ландыш серебристый Приветливо качает головой; Когда студеный луч играет по оврагу И, погружая мысль в какой-то смутный сон, Лепечет мне таинственную сагу Про мирный край, откуда мчится он, - Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе, - И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу бога... (М. Лермонтов)

Слайд 25

Не жалею,не зову,не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым... (С. Есенин) Градация - последовательное нагнетание или, наоборот, ослабление силы однородных выразительных средств художественной речи. Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым... (С. Есенин)

Слайд 26

1. Какой троп использован поэтом? Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду, Словно бабочек лёгкая стая С замираньем летит на звезду. С. Есенин 1) сравнение 2) парцелляция 3) аллитерация 4) оксюморон Проверь свои знания 2. Иллюстрацией какого тропа служат строки А. С. Пушкина? Последняя туча рассеянной бури! Одна ты несёшься по ясной лазури, Одна ты наводишь унылую тень, Одна ты печалишь ликующий день. синекдоха метонимия анафора литота

Слайд 27

3. Какой троп не использован в четверостишии Н. Заболоцкого? Сыплет дождик большие горошины, Рвётся ветер, и даль нечиста. Закрывается тополь взъерошенный Серебристой изнанкой листа. метафора антитеза олицетворение эпитет 4. Найдите метафору. Внезапной бурею растрёпана рябина И шорохом аллей, Вчерашнего дождя осыпались рубины На изморозь полей. внезапной растрёпана рябина рубины

Слайд 28

5. Найдите эпитет. Холодеет ночь перед зарёю, Смутно травы шепчутся сухие, Сладкий сон их навевает ветер. И. Бунин. 1) холодеет 2) сухие 3) ветер 4) сладкий 6. Укажите троп, использованный в строке Б. Поплавского. Осень. В белом сиянии неба Всё молчит, всё устало, всё ждёт. 1)градация 2) парцелляция 3) перифраз 4) оксюморон

Слайд 29

7.Перечислите тропы, использованные в стихотворении В. Карпеко Литая медь стволов сосновых Чугунной стала в час ночной. Лес, утонув в снегах пуховых, Морозной полон тишиной. Лишь белотелые берёзы, Такие хрупкие на вид, Порой заропщут на морозы Да ель зубами заскрипит. В ответ ей эхо ухнет гулко. И снова тишь…Но вся она, Как музыкальная шкатулка, Мелодией начинена. период эпитет инверсия эпифора сравнение гипербола метафора олицетворение Ответы и результаты

Слайд 30

Оцени свои знания. 1. 1) 2. 3) 3. 2) 4. 4) 5. 4) 6. 1) 7. 2), 3), 5), 7), 8) За правильный ответ в заданиях №1-6 вы получаете по 1 баллу, задание №7 дает вам 3 балла. Если вы набрали 9 баллов, то показали блестящие знания материала и получили оценку «5». Если сумма балов 7-8, продемонстрировали хороший уровень и получили оценку «4». Если результат 5-7 баллов, советуем еще поработать над темой, ваша оценка «3». Работа, набравшая менее5 баллов не оценивается. Придется еще раз изучить теорию.

Посмотреть все слайды

1 слайд

Средства художественной выразительности Помогают ярко нарисовать картину, выразить мысль и чувство.

2 слайд

Сравнение-изображение одного предмета путём сопоставления его с другим. Способы выражения сравнения: 1) с помощью сравнительного оборота с союзами как, будто, словно, точно, как будто. А она за мною мчится и кусает, как волчица. 2)с помощью существительного в творительном падеже: Отчего же всё кругом завертелось, закружилось и помчалось колесом.(завертелось как колесо). Вывод: в художественном произведении сравнение помогает нарисовать явление, увидеть его по-новому и передать чувство и мысль.

3 слайд

Аллегория- иносказательное изображение явления Например: Ложка дёгтя испортит бочку мёда. Мысль этой пословицы: плохое, даже если оно кажется маленьким и незначительным, может испортить большое хорошее дело. Прочитайте пословицы и докажите, что это аллегория, раскройте смысл: Близок локоть, да не укусишь. Волков бояться –в лес не ходить. Под лежачий камень вода не течёт. Соловья баснями не кормят. Вывод: аллегория в произведении словесности помогает ярко, выразительно показать в явлении главное.

4 слайд

Эпитет- художественное определение предмета или явления Седые волосы- определение Серебряные седины –эпитет Добрый молодец, красна девица, чисто поле, верный конь Берёза- белоствольная, ветвистая, густая, нарядная, плакучая, стройная, весёлая. Задумчивая, милая, печальная, сияющая. Вывод: эпитеты в худ. произведении помогают ярко нарисовать явление с его неповторимыми признаками, делают предмет зримым, слышимым, осязаемым и передают мысль и настроение.

5 слайд

Метафора-употребление слова в переносном значении на основе сходства между явлениями И стоит он, околдован Не мертвец и не живой- Сном волшебным очарован, Весь опутан. Весь окован Лёгкой цепью пуховой. Сон употреблено в переносном значении: речь идёт о зимнем состоянии леса, похожем на сон. Цепь-это снег лежит на деревьях, как будто цепь, но она лёгкая. Вывод: в произведениях метафоры помогают ярко изобразить картину, выяснить сходство в непохожих на первый взгляд явлениях и передать мысль автора и эмоцию.

6 слайд

Олицетворение-это изображение неодушевленных предметов и животных в виде живых существ, способных действовать, чувствовать, мыслить. 1)Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет 2)Солнце село, день прошёл, скрипка поёт… 3) Робко месяц смотрит в очи, Изумлён, что день не минул, Но широко в область ночи День объятия раскинул. Вывод: олицетворения помогают ярко изобразить явление, придать изображаемому определенную эмоциональную окраску, выразить мысль и единстве мира и человека.

7 слайд

Метонимия- употребление слова в переносном значении на основе связи, существующей между явлениями. 1)Съел целую тарелку супа- съел налитый в тарелку суп. 2)Читал Пушкина-произведение, написанное писателем. 3)Недаром помнит вся Россия (люди, которые живут) Про день Бородина! (великая битва 1812года) 4)Волка ноги кормят(часть тела человека или животного, которой производится действие вместо самого действия) Вывод: благодаря метонимии писатель может представить явление ярко, наглядно, конкретно, придать изображаемому определённую стилистическую и эмоциональную окраску.

8 слайд

Антитеза-противопоставление слов, предложений героев, картин, эпизодов. 1) Что ищет он к стране далёкой Что кинул он в краю родном. 2)Рассказ Чехова «Толстый и тонкий». 3)Где стол был яств, там гроб стоит. Вывод: антитеза является средством изображения контрастов, противоречий жизни. Помогает выразить мысль и создать эмоциональную окраску текста.

9 слайд

Синекдоха- употребление слова в переносном значении на основе количественной связи между явлениями(множественное единственное, часть-целое, определённое-неопределённое количество.) 1)Рука бойцов колоть устала- ед.ч. вместо мн.ч. армия 2)Одну минуточку- 60 сек.- немного времени, вместо неопределённого называется точное. 3)Москва подписала договор с Парижем –вместо договора между государствами называем столицы 4)Сколько лет, сколько зим -называется неопределённое количество вместо определённого Вывод: синекдоха в произведениях помогает нарисовать картину и с большой точностью выразить мысль и чувство автора.

10 слайд

Гипербола- художественное преувеличение В сто сорок солнц закат пылал Вывод: гипербола в произведениях употребляется для изображения явлений и выражения авторского отношения к изображаемому.

11 слайд

Порядок слов в предложении Три правила построения предложений в тексе 1)не повторять одни и те же слова 2) использовать синтаксис в соответствии с требованиями стиля 3) использовать порядок слов для передачи смысла высказывания: Человек идёт по дороге -нейтральное выражение Идёт человек по дороге -разговорный характер. Надо мною синее небо -нейтральная окраска. Надо мною небо синее -эмоциональное высказывание. Вывод: порядок слов в предложении может иметь стилистическую и эмоциональную окраску.

13 слайд

Повтор- повторение слова и одинаковое построение предложений Клянусь я первым днём творенья Клянусь его последним днём, Клянусь позором преступленья И вечной правды торжеством. лексический повтор: клянусь, днём синтаксический повтор: Вывод: повторы в худ. произведении помогают изобразить явление и придать тексту эмоциональную окраску.

14 слайд

Риторический вопрос и риторическое восклицание -изобразительные средства языка, которые служат для выражения сильного чувства. 1)Из повести Гоголя «Майская ночь»: «Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи!» 2) Цветы, любовь, деревья, праздность, Поля! Я предан вам душой. Вывод: риторические вопросы и восклицания помогают создать эмоциональную окраску речи.







2024 © winplast.ru.