Творческая работа по технологии. Творческий проект по технологии "трактор". Подбор материала и инструментов


Знакомство с историей развития бытовых светильников помогает лучше понять взаимосвязь и взаимовлияние техники и культуры в этих объектах предметной среды жилища, чрезвычайно разнообразных по своим формам. Первое литературное упоминание о светильнике мы встречаем у Гомера. При описании Одиссея и Телемаха, выносящих оружие женихов, говорится: "… и Афина Паллада им, невидимо держа золотую лампаду, светила”.

Многовековая история бытовых светильников демонстрирует зависимость их формы от развития техники искусственного освещения, материалов и технологии изготовления, архитектуры, декоративно-прикладного искусства и, наконец, дизайна.

Источники искусственного света древнего мира - факелы, лучины и масляные светильники. Масляные светильники состояли из сосуда для конопляного или льняного масла и фитиля. Материалом для их изготовления чаще всего служила глина, реже бронза. Сохранилось много образцов подобных светильников периода древней Греции и Рима. Ввиду слабой силы света одного фитиля сосуды для масла снабжались несколькими фитилями, а в композицию одного светильника иногда входило несколько сосудов. Существенным достижением техники искусственного освещения было создание в Vв. до н.э. Каллимахом фитиля из так называемого карпасийского льна, несгораемого материала, напоминающего асбест, добывавшегося на острове Крит. Такой "неугасимый огонь” в течение семи веков горел в святилище Афины в Эрехтейоне. О нем упоминает в "Описаниях Эллады” во IIв. н.э. путешественник и географ Павсаний.

Как широко распространенный предмет быта светильники стали объектом художественного творчества еще в глубокой древности. Уже в то время их формы и конструкции были весьма разнообразны. Тогда же появились почти все существующие сегодня типы светильников по способу и месту их установки.

Исторически анализируя эволюцию формы бытовых светильников, можно проследить возникновение и развитие их структур и декора. При этом легко выявляются устойчивые структуры, не зависящие от смены архитектурно-художественных стилей. Многие типы структур, возникнув в глубокой древности, сохранились и по сей день. Другие типы структур оказались менее долговечными. Например, с появлением электричества ушли в прошлое существовавшие в XIX в. переносные керосиновые светильники-кружки. Среди сохранившихся структур можно назвать подвесные светильники с кольцеобразной или рожковой структурой, настольные светильники с центральной стойкой, настенные светильники типа "бра” (рука). Эти структуры возникли и развивались в период, когда наиболее распространенным источником света была свеча.

Основной причиной сохранения первоначальных структур являются их целесообразность и рациональность, а также определенная инертность человеческого сознания, приверженность людей к стереотипам. Например, структура настольного свечного светильника с центральной стойкой в XIX в. была применена и для керосиновых ламп, хотя, в данном случае, она менее целесообразна.

При появлении электрического освещения сформировались новые виды структур, рациональные при новом источнике света. Однако, многие виды структур, которые нельзя отнести к рациональным, продолжают применяться и в электрических светильниках. Сегодня мы видим многочисленные примеры использования структур и форм, характерных для свечных и керосиновых светильников.

На протяжении многих столетий светильник рассматривался как неотъемлемый элемент интерьера жилища. Поэтому его форма и декор развивались в тесной связи с формой оборудования интерьера и подчинялись стилевым направлениям в этой области.

Светильник всегда был объектом профессионального и народного декоративного искусства. Во времена Древней Греции, Этрурии и Рима наряду с богато декорированными бронзовыми светильниками в большом количестве изготовлялись масляные светильники из обожженной глины. В качестве примеров таких древнейших образцов можно привести светильники, найденные при раскопках Геркуланума и Помпеи еще в XVIII в. и светильники из раскопок в Херсонесе уже в наше время (рис. 1).

Для украшения бронзовых светильников широко использовались архитектурные мотивы, изображения людей и животных, растительные и геометрические орнаменты. Уже в тот период легко заметить много общего в элементах светильников и мебели. Этрусские канделябры, как и мебель, имели опоры в виде человеческих ног или звериных лап. В качестве рассеивателей (а скорее для защиты пламени от порывов ветра) в бронзовых масляных светильниках появляется силикатное стекло.

Глиняные масляные светильники, применявшиеся в жилище простых людей, также различны по форме. Однако в них используются лишь мотивы животного и растительного мира и отсутствуют какие-либо архитектурные мотивы. Чаще всего такие светильники делались переносными.

На протяжении многих столетий в домах крестьян во многих странах Северной Европы, в том числе и в России, основным источником света была лучина. Для поддержания пламени горящей лучины и хранения новых лучин применялись так называемые светцы. Чаще всего они выковывались из металла. Иногда в качестве основания применялись деревянные детали. Светцы были весьма разнообразны, они украшались различными металлическими завитушками, а деревянные детали делались резными и иногда покрывались росписью.

Искусственное освещение на протяжении многих веков осуществлялось свечами. Более безопасные и удобные в эксплуатации, уже в XII в. в Древней Руси они применялись широко. Раньше других появились сальные свечи, затем восковые, стеариновые, парафиновые, спермацетовые, которые и горели дольше и давали меньше нагара и дыма. Все осветительные приборы XVI-XVIIIвв. представляли собой различные конструкции, с прикрепленными к ним профитками, в которые вставлялись свечи. Самыми распространенными были подсвечники (шандалы) на различное количество свечей, для изготовления которых применялись дерево, кость, стекло и фарфор, однако наиболее распространенным был прочный огнестойкий металл.

По мере развития литейного дела в Киевской Руси еще в IX в. изготавливаются медные и серебряные паникадила и подсвечники. Название "паникадило” или "поликадило” происходит от греческого слова "поликанделон”, означающего многосвечник. Наиболее устойчивая композиция паникадила состояла из центральной стержневой конструкции со сложными балясинами (а позднее - с шарами), от которой ответвляются многоярусные свечники (рис. 4). В более поздние времена конструкция паникадил легла в основу создания многих люстр.

Наряду с паникадилом на Руси имелась еще более древняя форма светильников - хоросы, представлявшие собой подобие круглой чаши, подвешенной на цепях и обрамленной кольцом, в котором устанавливались свечи. Интересные образцы хоросов имеются в Грановитой палате Московского Кремля.

Сложные и крупные светильники применялись главным образом в церквях, дворцах и домах богатых людей. Такие светильники, как правило, отличались не только размерами (диаметр паникадил в некоторых храмах доходи до 3м), но и великолепной отделкой, применением рельефной резьбы, художественного литья, ценных материалов, росписи, золочения.

Особое место в истории развития светильников занимают фонари ("ходовые” или "выносные”), применявшиеся в самых торжественных случаях (при религиозных праздниках, во время крестного хода, при свадебных и похоронных обрядах) и поэтому оформленные с особенной роскошью. Фонари обычно имели шестигранную форму со слюдяными стенками, защищавшими пламя свечи от ветра.

С развитием строительства и архитектуры в XVIIIв. появились многочисленные крупные особняки с богатой отделкой интерьера. Все это вызвало необходимость в новых более эффективных светильниках, которыми явились "стенники” и люстры. Стенники представляли собой блестящие медные плоские или вогнутые отражатели круглой, восьмиугольной или фигурной формы с прикрепленными к ним свечниками, которые вешали на стену. Привлекавшие к себе внимание яркие поверхности стенников гравировались, чеканились, украшались узорами и изображениями.

Наиболее совершенными в светотехническом и архитектурном отношении были многосвечные люстры с хрусталем и цветным стеклом. Эти разнообразные по форме, габаритам, материалам, технологии изготовления светильники являются продуктом соответствующей эпохи, как по архитектурному, так и по техническому решению. Использование таких маломощных источников света, как свечи, приводило к необходимости создания крупных подвесных светильников с большим числом свечей. При этом средневековым архитекторам приходилось решать сложную задачу композиционной связи разрозненных в большом объеме слабых пятен отдельных свечей в единое целое. Создание единого светящего объема светильника обеспечивалось путем применения различного декоративного стекла и, прежде всего, хрусталя. В связи с этим необходимо отметить исключительное влияние на развитие светильников становление и совершенствование стекольного производства.

В древности стекло было дорогим и низкокачественным. По мере развития художественного стеклоделия стекло для светильников видоизменяется, принимает различную форму и окраску. В качестве основного материала стекло используется впервые в венецианских свечных люстрах. Основным методом их изготовления являлась лепка деталей из остывающей массы прозрачного стекла, в которой венецианцы отличались непревзойденным виртуозным мастерством. Венецианская люстра лепного стекла обычно собрана из пучка стеклянных стеблей, свободно "растущих” вверх из одной центральной стеклянной чаши. Стебли при этом украшены цветами, листьями, часто перевиты, в цветах установлены подсвечники; цепи из стеклянных колечек ниспадают гирляндами; центральный металлический стержень спрятан в стеклянных украшениях. Венецианские люстры, жирандоли, канделябры являлись типичными произведениями барокко.

На смену светильникам из необработанного стекла (в том числе венецианского лепного стекла) приходят хрустальные, вызывающие исключительный и постоянный интерес архитекторов и светотехников до настоящего времени. Хрустальная свечная люстра многократно увеличивала видимое число световых пятен по сравнению с числом использованных свечей, создавала декоративную игру света на мелких и крупных граненых деталях из стекла, основанную на преломлении и отражении света, а также на эффекте дисперсии света трехгранными призматическими элементами. Подвижное пламя света совместно с хрусталем создавало различный зрительный эффект под различными направлениями наблюдения. Играющий светом хрусталь, слегка колеблющийся под влиянием восходящих потоков теплого воздуха, объединял единую композицию неяркие свечи и создавал исключительный эмоциональный эффект, превращая светильник в светоцветовое сооружение, непревзойденное по декоративному эффекту.

Хрусталь искусственный, т. е. Стеклянный, получил свое название от минерала горного хрусталя. Хрусталь мягок, легко поддается механической обработке - гранению, глубокой шлифовке, полировке. Впервые граненый хрусталь появился в Богемии в XVIIв.; в XVIIIв. В Англии появился более чистый и мягкий свинцовый хрусталь. В основе отечественных люстр первой половины XVIIIв. лежит использование хрустального убора из стилизованных дубовых листьев, звездчатых розеток, фигурных "вазиков” и шаров, изготавливавшихся на стекольном заводе в Ямбурге, а затем на Петербургском заводе. Появлением в люстрах цветного окрашенного стекла русское художественное стеклоделие обязано М.В. Ломоносову. Голубое и розовое стекло чаще всего применялось в 70 - 80-е годы XVIIIв., рубиновое и изумрудно-зеленое - в конце этого столетия. Особое место в истории развития светильников занимают изделия тульских мастеров, выполненные из стали.

В последующие годы были выработаны композиционные приемы размещения хрустальных элементов в различных по структуре светильниках, а также формы этих элементов в зависимости от технологии их изготовления и господствовавшего архитектурно-художественного стиля.

Появление хрустальных светильников совпало по времени с расцветом стиля барокко. Однако наиболее полно художественные достоинства хрусталя раскрылись в период господства рококо, классицизма и ампира. Прекрасные образцы хрустальных светильников создавали русские архитекторы XVIII и начала XIX вв.

В середине XVIIIв. одновременно в мебели и в светильниках появляются "гарнитуры” или "комплекты”, состоящие из различных по способу установки изделий, объединенных единым художественным решением.

По мере распространения в Европе фарфора он стал применяться и в декоративных элементах светильников.

В конце XVIII - начале XIX вв. все большее распространение получают светильники, в которых бронза вытесняет остальные материалы, в том числе и стекло. В это же время появляются люстры с масляными лампами, имевшие существенные преимущества благодаря большей яркости и длительности работы. В этих светильниках резервуар с вязкими маслами помещался выше горелок, что обеспечивало приток горючего к фитилю. Появились ламповые стекла, защищавшие пламя от воздействия воздушных потоков, создававшие тягу и уменьшавшие копоть.

Важными этапами на пути развития светильников явились создание "карсельских” и керосиновых ламп. Первые из них, изобретенные французом Карселем, имели масляные резервуары с "часовым” механизмом, нагнетавшим масло в горелку. Керосиновая лампа была изобретена поляком Лукасевичем в 1853 г. Принципиальным отличием этих светильников от масляных ламп было расположение горелки выше резервуара; это оказалось возможным благодаря тому, что керосин легко впитывается фитилем и является легким горючим. Широкое распространение керосиновых ламп, а вслед за ними и газовых горелок с калильными сетками привело к необходимости в устройствах для защиты глаз от слепящего действия раскаленных частей этих светильников. В качестве таких устройств использовались различные рассеиватели из молочного силикатного стекла, "абажуры”, непрозрачные отражатели и экраны.

С распространением в XIXв. керосиновых ламп, более сложных по своей конструкции, чем все предшествующие им светильники, а также с развитием машинного способа производства светильник постепенно стал осознаваться не только как декоративный элемент интерьера, но и бытовой прибор.

Эпоха керосинового освещения создала ряд очень устойчивых структур. Электрические светильники до сего времени используют некоторые из этих структур, хотя и не всегда оправданно с конструктивной точки зрения. В керосиновых светильниках появляются сложные узлы для подъема и опускания светильника (свечные люстры опускались и поднимались с помощью небольших лебедок). Керосиновые светильники второй половины XIXв. выпускались как в виде простых и дешевых изделий машинного производства, так и в виде уникальных дорогих изделий с применением художественного стекла, фарфора и металлического литья.

Новый способ производства повлек за собой появление новых материалов и технологий, однако он не мог быстро создавать свои специфические, присущие только ему формы продукции. Появление электрического освещения в начале 80-х годов XIXв. пришлось на время стилевого хаоса. Стремление буржуазии к аристократической респектабельности своего жилища возродило интерес к антикварным изделиям и привело к возрождению в архитектуре и мебели исторических стилей разных эпох. Однако передовыми художниками и архитекторами того времени уже были начаты интенсивные поиски новых путей, которые привели к возникновению стиля модерн, носившего откровенно декоративный характер.

В электрических светильниках конца XIX в. сразу определилось два направления: конструктивное (легкая, технологическая форма, лишенная какого-либо декора) и декоративное (использование распространенных стилевых форм прошлых эпох и модерна).

Светильники конструктивно простых и выразительных форм выпускали многие электротехнические фирмы США, Германии, Франции. Как правило, это были светильники для местного освещения рабочих зон, обладающие возможностью регулирования направления светового потока. Форма некоторых из них была настолько интересна, что в настоящее время возобновлен их серийных выпуск. Несмотря на то, что этот шаг можно рассматривать как явную стилизацию в духе "ретро”, только специалист может определить, что возраст прототипа уже приближается к столетию.

Электрическая лампа накаливания позволила создать наряду с многоплановыми конструкциями светильники с замкнутой структурой, непосредственно встраиваемые в потолок или стену. Новый источник света открыл для художников и архитекторов, работающих в стиле модерн, большие возможности создания изделий выразительной декоративной формы. Модерн, согласно которому архитекторы стремились к ансамблевому единству архитектуры здания, его интерьеров и оборудования, выработал сложную систему стилизованного орнамента, основанную на мотивах растительного мира. Этот орнамент часто использовался в светильниках. В качестве характерного примера можно привести светильники, созданные русским архитектором О.Ф.Шехтелем на рубеже XXв. для ряда особняков в Москве. Светильники эти неразрывно связаны с пространством и оборудованием интерьера, они как бы "вырастают” из фантастических форм интерьера. Их формы отличаются богатством фантазии и тонким вкусом.

И в то же время художники модерна уже не пытаются уйти от машинной формы, но они хотят эту форму декоративно переосмыслить.

К 20-м годам XX в., когда модерн исчерпал себя, тенденции к упрощению форм изделий быстро распространяются по всей Европе. Сдержанно оформляются и светильники. Подвесные светильники с матерчатым абажуром, светильники-чаши плоской формы, кубовидные подвесы-фонарики, настенные светильники упрощенных форм, настольные лампы на тонкой центральной стойке с матерчатым абажуром, лишенные каких-либо украшений, - вот основной ассортимент светильников, применявшихся в то время.

В начале 50-х годов в жилище начинает входить люминесцентное освещение. Наиболее усиленно процесс проходит в Японии, где этот тип источника света как нельзя более органично подходит к традиционным национальным формам светильников, сформировавшимся на протяжении столетий. В настоящее время люминесцентное освещение доминирует в японском жилище.

В Европе первые попытки введения люминесцентного освещения были предприняты еще в 40-е годы, но его применение в бытовых светильниках ограничивалось значительными размерами трубчатых люминесцентных ламп, позволявшими применять их только в потолочных светильниках.

Революционный прорыв в этом направлении произошел в конце 70-х - начале 80-х годов, когда было освоено массовое производство компактных люминесцентных ламп, соизмеримых по размерам со стандартными лампами накаливания.

И как всегда, нововведение начинается с использования старых форм. Первые люминесцентные светильники для жилых помещений повторяют структуру и форму светильников с лампами накаливания. Лишь позже они обретают свои, специфические формы

По новым федеральным стандартам творческая работа по технологии является обязательной частью образовательного процесса. Такая деятельность должна продемонстрировать те навыки, умения, которые были приобретены учащимся на уроках технологии. Благодаря такой работе они могут проявить свою индивидуальность. Кроме того, творческая работа по технологии помогает ребенку на практике воспользоваться теоретическими знаниями.

Зачем нужны проекты по технологии

Проекты по технологии как вариант обучения

Попробуем разобраться, что собой представляет творческий проект по технологии. Пример такой деятельности - создание деревянной табуретки. До того как приступать к непосредственной сборке изделия, участники проекта изучают теоретические вопросы (элементы изделия, варианты крепления деталей), уделяют внимание технике безопасности.

Табуретка своими руками

Проект «Табуретка» кажется простым только на первый взгляд. В реальности дело обстоит гораздо сложнее, ведь нужно подобрать оптимальные размеры ножек, параметры основания табуретки, чтобы получить не только красивое, но и устойчивое изделие. В проекте могут присутствовать элементы исследований, рефератов, докладов. Например, можно проанализировать, как менялась форма, внешний вид табуретки, проследить применение исходных материалов для ее создания. Творческая работа такого вида основывается на самостоятельности школьников.

Каждый творческий проект по технологии (пример можно привести любой: вышивка, резьба по дереву) направлен на сотрудничество учащегося и педагога. Уже в раннем возрасте у ребенка формируются первоначальные навыки профессионального мастерства, на их основе ребенок может выбрать и свою будущую профессию. В подобной деятельности сочетаются сразу несколько видов работы: парная, индивидуальная, групповая, коллективная. Учитель является консультантом, партнёром, координатором, а основная доля работы ложится на плечи самих учеников. Каждый творческий проект по технологии (примеры будут приведены ниже) побуждает ребят приобретать новые умения и знания. Работая над определённой темой, школьники получают конкретный результат, что положительно сказывается на их самооценке.

Проект "Мягкая игрушка"

Не все девочки любят шить, но все без исключения обожают мягкие игрушки. Для того чтобы соединить их любовь к мягким игрушкам с обычными уроками технологии, можно реализовать проект по изготовлению пушистого зайчика. Целью работы будет создание мягкой игрушки. Исходные материалы для работы - кусочки меха, нитки, иголка, наполнитель для игрушки, картон для выкройки. Проект подразумевает работу в группе. Одна девочка будет заниматься выкройкой будущего зайчика. Выкройку можно подобрать готовую либо сделать самостоятельно. В задачу второй рукодельницы входит соединение деталей. Еще одна участница проекта будет наполнять готовые детали мягким наполнителем. В завершающем этапе, в рамках которого будут соединяться между собой отдельные детали, принимать участие будут все девочки.

Примеры творческих проектов для девочек

Для того чтобы подарить на 8 Марта маме оригинальный подарок, необязательно тратить деньги, сделать его можно своими руками. Творческий проект «Открытка маме» предполагает создание красивой открытки в технике скапбукинга. На первом этапе девочки знакомятся с особенностями техники, рассматривают готовые изделия. Далее вместе с педагогом они ставят цель: сделать необычную и яркую открытку. Для достижения этой цели подбирают материалы: цветной картон, атласные ленты, фигурные дыроколы, половинки жемчуга. Далее намечается план действий, анализируется последовательность работ, распределяются обязанности между участниками проекта. Творческий проект по технологии - пример использования доступных материалов для получения оригинального результата. Предлагаем последовательность действий:

  1. Обычный картон сгибаем пополам, выбрав желаемый размер открытки (10 на 15 см, 20 на 25 см).
  2. Далее с помощью фигурного дырокола придаем открытке необычную форму, обрезаем края. Форму можно придать и с помощью имеющихся в свободной продаже.
  3. Приступаем к самому важному моменту - оформлению наружной части открытки. На этом этапе девочки смогут проявить свои творческие способности, придумать для декора бантики из атласной ленточки, необычные картинки. В качестве дополнительного штриха можно рассмотреть крепление половинок жемчуга.
  4. Пока одна группа занимается оформлением лицевой части открытки, вторая группа может продумать внутреннее содержание: текст, оформление. Самым простым способом будет распечатка на цветном принтере готового шаблона, но стихи или поздравление собственного сочинения будет гораздо приятнее для мам.
  5. На завершающем нужно приклеить к готовой открытке поздравление.

Такой проект обязательно сплотит девочек, поможет учителю решить массу проблем, связанных с межличностными отношениями подростков.

Пример индивидуального проекта по технологии

В качестве примера проекта, выполнять который должен один ученик, приведем вязание крючком. Для того чтобы изготовить вязаную сумочку, девочка сначала должна овладеть теоретическими знаниями. Учитель знакомит с методикой вязания крючком, помогает подобрать модель изделия, выбрать нитки. Месте с наставником рукодельница выбирает размеры изделия, вариант вязки, ее плотность. Второй этап проекта предполагает индивидуальную работу школьницы. Задачей педагога является периодический контроль качества получаемого изделия, а также помощь при появлении затруднений и сложностей. Конечным результатом подобного проекта должно стать готовое изделие - необычная вязаная сумочка.

Заключение

Педагог, применяющий в своей работе проектную технологию, соответствует тем требованиям, что предъявляются к нему в рамках перехода на новые стандарты образования. Именно в такой совместной деятельности с учениками формируются доверительные отношения, возникают все предпосылки для всестороннего развития личности ребенка. Попытки найти вместе ответ на поставленную педагогом задачу способствуют формированию коммуникативных навыков. Школьники, имеющие опыт работы над разнообразными проектами, не испытывают сложностей при обучении в средних специальных и высших учебных заведениях.

Учебная деятельность по ФГОС предполагает не простое заучивание теоретического материала, а отработку его на конкретных примерах. Плодотворнее сотрудничество в процессе работы между учениками и педагогом приводит к формированию умений ставить перед собой цель, искать рациональный способ ее достижения. Аналитические навыки, приобретённые на уроках технологии, помогут ребятам принимать быстрые и правильные решения в повседневной жизни. Проектный подход отличается гуманизмом, уважением к личности школьника, позитивным зарядом. Данная деятельность направлена в первую очередь на развитие личности ребенка, решения проблемы адаптации в современном обществе.

Проектная работа

ТЕМА:

«Разделочная доска

с росписью».

Работу выполнила:

Гришкова

Валентина Михайловна

г. Ахтубинск

1 этап

Поисково-исследовательский

    Обсуждение идеи

    Осознание проблемы, социальной значимости (для дома, школы, игровой площадки и т.д.)

    Поиск информации по своей проблеме (библиотека, журналы, музеи, интернет)

    Самостоятельная работа по подбору рисунков, эскизов для создания предмета.

    Оценка своих знаний, умений для реализации идеи

    Оценка времени, материалов, их стоимости, внешнего вида изделия, экологичности, техники изготовления.

2 этап

Конструкторско-технологический

    Составление эскизов основных частей изделия

    Разработка последовательности изготовления

    Подбор материалов, инструментов, приспособлений

    Выполнение эскиза изделия

    Изготовление изделия по технологической карте с соблюдением культуры труда.

3 этап

Заключительный

    Анализ и оценка изделия (достоинства, недостатки, самооценка результата)

    Защита проекта

    Проектная документация

Критерии оценивания выполнения проектов

    Аргументированность выбора темы, обоснование потребности, практическая направленность проекта и значимость выполненной работы.

    Объём и полнота разработок, выполнение принятых этапов проектирования, самостоятельность, законченность, подготовленность к восприятию проекта другими людьми, материальное воплощение.

    Аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов.

    Уровень творчества, оригинальность темы.

    Качество пояснительной записки.

    Качество изделия, соответствие стандартам, оригинальность.

Пример выполнения творческого проекта

Тема проекта: Разделочная доска с росписью.

Исполнитель: Гришкова Валентина Михайлова

Цели проекта: Точно и чётко выполнить технологические операции; усвоить приобретённые знания; оценить проделанную работу.

Разделы пояснительной записки:

    Обоснование темы выбранного проекта.

    Схема организации изготовления проектируемого изделия.

    Изучение истории развития народного художественного промысла, народные умельцы, их работы.

    Дизайн анализ.

    Перечень технической документации, прилагаемой к изделию.

    Характеристика используемых материалов.

    Расчётная часть.

    Графическая часть.

    Технологическая часть.

    Экономическая часть.

    Техника безопасности.

    Экологическая часть.

    Итоги работы.

    Литература.

1. Обоснование темы выбранного проекта.

Кто откажется украсить свою кухню нарядной разделочной доской, которая сразу сделает ей нестандартной и уютной.

Для этого совершенно не обязательно ходить по магазинам, отыскивая подходящее к интерьеру кухни. Гораздо приятнее провести эти часы за изготовлением предметов, облагораживающих быт. Эту доску я подарю маме. Я вложила в эту работу свою душу и надеюсь, мой подарок понравится.

2. Схема организации изготовления проектируемого изделия.

3. Изучение истории декоративно-прикладного искусства.

4. Эскизы альтернативных моделей.

5. Дизайн-анализ.

Исследовав все возможные эскизы досок, я решила выполнить свою композицию, состоящую из птицы и цветов. Это трудоёмкая работа, требующая аккуратности и точности. А так как я на уроках изобразительного искусства выполняли эскизы отдельных элементов росписи, то сочла возможным выполнить эту работу.

6. Перечень технической документации.

    Основные элементы росписи.

    Эскизы альтернативных моделей.

    Копии известных мастеров.

7. Характеристика используемых материалов.

    Доска-заготовка из фанеры толщиной 8 мм.

    Краски – гуашь(12 цветов).

    Кисти (колонок) №1; №2; №4; №5.

    Клей ПВА.

    Лак “Яхтный”.

8. Расчётная часть.

Размер моей доски 22см х 18 см.

9. Графическая часть.

Для росписи доски по задуманному рисунку мне понадобилось овладеть принципами построения рисунка. Выполнил целый ряд упражнений на бумаге.

Проработала цвет и фон росписях. Решила использовать яркие, звучные, локальные тона.

10. Технологическая часть.

Прежде чем приступить к работе, доску пропитывают клеем ПВА, разведённым водой. Затем наносится фон и по задуманному эскизу наносится на доску рисунок. После этого наносится оживка. Исправляются допущенные ошибки. Изделие покрывается лаком и просушивается.

11. Экономическая часть.

Вид материала

Цена, руб.

Лак “Яхтный”

Итого:200 руб. (Без учёта стоимости труда)

12. Техника безопасности.

Изделие выполнялось с соблюдением необходимых требований и правил безопасной работы, в чёткой последовательности технологических операций, при правильном применении материалов.

13. Экологическая часть.

Все использованные материалы изготовлены из экологически чистого сырья, не содержат ядовитых веществ.

14. Итоги работы.

Я проверила качество своей работы. Получилось хорошо, чисто, аккуратно, цвета гормонально сочетались между собой. В целом получилось художественное изделие, которое послужит подарком для моей мамы.

15. Литература.

    Коновалов А.Е. Городецкая роспись. Горький. 1988.

    Л.Я. Супрун. Городецкая роспись. Изд. “Культура и традиции”. Тверь, 2006.

    Х.И. Махмутова. Роспись по дереву. – М.:Просвещение, 1987.

Планирование и краткий анализ проекта

Данный проект был выполнен в соответствии с планированием времени работы над ним – 14 часов.

1 неделя (2 часа). Постановка цели, задачи. Выбор литературы, побор материалов, инструментов.

2 неделя (2 часа). Исследование и развитие идеи. Сбор информации (библиотека, интернет). Оценка своих возможностей, знаний, умений, навыков.

3 неделя (2 часа). Поиск альтернативных вариантов. Изготовление эскизов, чертежей.

4 неделя (2 часа). Разработка последовательности изготовления. Составление композиции рисунка.

5 неделя (2 часа) и 6 неделя (2 часа). Практическая деятельность по выполнению росписи разделочной доски с соблюдением трудовой дисциплины, культуры труда, техники безопасности.

7 неделя (2 часа). Анализ и оценка изделия.

В результате выполнения данного проекта я ознакомилась с историей декоративно-прикладного и народного творчества России, изучил цветоведение, черчение, законы композиции, самостоятельно рисовала эскизы, разрабатывала и оценивала свой проект.

Проект выполнен в полном объёме с творческим подходом. Качество изделия соответствует требованиям, предъявляемым к изделиям кухонной утвари. В пояснительной записке представлена аргументированность выбора темы, обоснование потребности и практическая направленность.

Заключение

В результате проектной деятельности развиваются способности решать творческие задачи. Воспитывается самостоятельность, трудолюбие, предприимчивость, культура поведения, патриотизм. Развиваются эстетические чувства и художественная инициатива. Формируются эстетическое отношение к труду.

Обучение проектным методом развивает социальный аспект личности за счёт включения его в различные виды деятельности в реальных, социальных и производственных отношениях, помогает адаптироваться в условиях конкуренции, прививает жизненно необходимые знания и умения в сфере ведения домашнего хозяйства и экономики семьи.

Когда я вижу перед собой конечный результат – вещь, которой мы можем пользоваться в быту, сделанную своими руками, самооценка возрастает, а это воспитывает нравственно.

Литература.

    Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: Аркти, 2007.

    Технология. 5-11 Классы: Проектная деятельность учащихся. Авт.-сост. Л.Н. Морозова, Н.Г. Кравченко, О.В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2007.

    Техника декупажа в последнее врем приобретает все большую популярность. Она представляет собой покрытую лаком аппликацию из салфеток, Украсить декупажем можно абсолютно любую поверхность – от мебели до банальной разделочной доски. Размещаем наш рисунок на поверхности доски и аккуратно покрываем его клеем, разведенным с водой в пропорции 50/50.

МОУ Козьмодемьяновская СОШ

Тамбовского района Амурской области

НАЗВАНИЕ

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

по технологии

Выполнила:

ученица 5 « А » класса

Петрова Мария

Руководитель проекта:

учитель технологии Ф.И.О.

с.Козьмодемьяновка

Экологическое обоснование……………………………………………………….. 9

ВВЕДЕНИЕ

В нем обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируются планируемый результат и основные проблемы, рассматриваемые в проекте, указываются межпредметные связи , сообщается, кому предназначен проект и в чем состоит его новизна .

Во введении также дается характеристика основных источников получения информации (официальных, научных, литературных, библиографических). Желательно перечислить используемые в ходе выполнения проекта оборудование и материалы .

Актуальность - обязательное требование к любой проектной работе. Обоснование ее включает оценку значимости проекта и предполагаемых результатов, раскрываются возможности их использования на практике.

От формулировки цели проекта необходимо перейти к указанию конкретных задач , которые предстоит решать в соответствии с ней. Это обычно делается в форме перечисления (изучить..., описать..., установить..., выявить... и т.п.).

Я поставила перед собой цель : Разработать и сшить мягкую игрушку.

Задачи:

  • найти и изучить литературу по данной теме;
  • выбрать подходящий образец игрушки, описать его;
  • определить вид, количество необходимого материала;
  • приобрести нужный материал;
  • изготовить изделие;
  • проанализировать готовое изделие, выявить достоинства и недостатки.

История изделия

БАНК ИДЕЙ

Разработать банк идей и предложений по решению проблемы, рассматриваемой в проекте.

Представить изображения и описания изделий по данной теме, которые кто-то когда-то уже спроектировал и изготовил. Провести их анализ. Идей должно быть не менее 3. Важно дать объективную оценку каждому из предлагаемых вариантов , при этом можно воспользоваться рядом определенных критериев.

ВЫБОР И ОБОСНОВАНИЕ ИДЕИ ПРОЕКТА

Описывается проработка собственного проектируемого изделия, материалы необходимые для изготовления этого изделия, оборудование и приспособления.

ЭСКИЗ БУДУЩЕГО ИЗДЕЛИЯ

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ

Необходимо разработать последовательность выполнения объекта. Она может включать в себя перечень этапов, технологическую карту , в которой описывается алгоритм операций с указанием инструментов, материалов и способов обработки.

№п/п

Технологическая операция

Художественное изображение

Материалы, инструменты

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ

Далее необходимо рассмотреть экономическую и экологическую оценки проекта. В экономической части представляется полный расчет затрат на изготовление проектируемого изделия.

Материал

Цена

Количество

Стоимость

Итого

Стоимость моего труда (один час работы оцениваем от 50 до 150 рублей) -

Таким образом, итоговая стоимость изделия – руб.

Экологическое обоснование

Особое внимание необходимо уделить экологической оценке проекта: обоснованию того, что:

А) изготовление и эксплуатация проектируемого изделия не повлекут за собой изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека.

б) возможно с использованием отходов производства;

в) дает возможность повторного использования деталей изделия по окончании срока службы.

Здесь представляются проект рекламы, который может включать в себя рекламные фразы, стихи, изображения и товарный знак фирмы производителя.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В нем последовательно излагаются полученные результаты, определяется их соотношение с общей целью и конкретными задачами, сформулированными во введении, дается самооценка учащимся проделанной им работы. Описываются достоинства и недостатки готового проектного изделия. Оценка изделия родителями, друзьями и т.д. В некоторых случаях возникает необходимость указать пути продолжения исследования темы, а также конкретные задачи, которые предстоит при этом решать.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сасова И.А., учебник технологии 5,6,7,8 класс, Москва, Вентана –Граф, 2014.

Приложение

Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают основную часть работы, помещают в приложениях. По содержанию и форме приложения очень разнообразны. Они могут представлять собой текст, таблицы, графики, карты, рисунки, выкройки, образцы ниток, тканей, вязок и т.д.

Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова "Приложение" и иметь тематический заголовок . При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №), например: " Приложение 1 ", " Приложение 2 " и т.д.

Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию основного текста . Связь его с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом "смотри" (см.), заключаемым вместе с шифром в круглые скобки.


Шехмаметьева Диана

Творческий проект по технологии – это самостоятельно разработанное и изготовленное изделие от идеи до её воплощения, при минимальном участии учителя.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа №173 с углубленным изучением отдельных предметов»

Выполнила: ученица 5 «А» класса

Шехмаметьева Д.

Руководитель: Курбатова О.В .

Нижний Новгород

2012

  1. Цели и задачи………………………………………………………...………..3
  2. План…………………………………………………… …………………….3
  3. Звёздочка обдумывания……………………………………………………….4
  4. Обоснование возникшей проблемы……………………….………………….4
  5. Банк идей………………………………………………………………………..4
  6. Обоснование выбранной идеи………………………………………………….5
  7. Историческая справка…………………………………………….…………….6
  8. Материалы, инструменты, приспособления……………………………..……8
  9. Охрана труда……………………………………………………………………..8
  10. Технологический процесс………………………………………………..……..8
  11. Конструирование и моделирование……………………………….…………...9
  12. Расчёт себестоимости……………………………………………………………11
  13. Сертификат качества…………………………………………………………….11
  14. Самооценка……………………………………………………………………….11
  15. Реклама…………………………………………………………………….……..12
  16. Используемая литература…………………………………………………..……11

ПЛАН:

  1. Проблема, потребность.
  2. Мода.
  3. Модель.
  4. Инструменты, материалы, приспособления.
  5. Конструирование и моделирование.
  6. Оборудование.
  7. Технология.
  8. Охрана труда.
  9. Себестоимость.

10. Экология.

Цели и задачи:

  1. Сшить фартук по индивидуальным меркам.
  2. Закрепить умение конструирования и моделирование.
  3. Воспитать в себе уважении к труду, терпение, усидчивость, аккуратность.

ЗВЕЗДОЧКА ОБДУМЫВАНИЯ

Я захотела сшить фартук потому что, я ещё не имела фартук, сшитый своими руками.

БАНК ИДЕЙ

Модель №1.

Фартук из хлопчатобумажной ткани с печатным рисунком, с мягкими складками по линии талии, карманами вставками из отделочной ткани, притачным поясом. Нижний срез обработан швом в подгибку с закрытым срезом.

Модель №2.

Фартук из цветной хлопчатобумажной ткани со сборками по линии талии. Нагрудник и низ фартука отделаны тесьмой, которая подчёркивает их форму.

Модель №3.

Фартук из цветной хлопчатобумажной ткани, со сборками по линии и карманами в фигурном подрезе по линии низа.

Модель №4.

Фартук из льняной ткани с квадратным нагрудником и карманами. В качестве отделки на карманах и нагруднике аппликация.

Модель №5.

Фартук из хлопчатобумажной ткани с нежным печатным рисунком с цельнокроеным нагрудником и накладными карманами.

Я выбрала модель №5 , так как он мне очень понравился.

Фартук (или передник) широко распространенная и почти не меняющаяся часть одежды с древних времен до наших дней. История его начинается с Древнего Египта. Уже в ранний период существования этой страны мужчины, состоящие на государственной службе, и пользовались примитивной драпировкой. Она прикреплялась спереди к поясу, который представлял собой узкую полоску кожи или связанные (сплетенные) тростниковые стебли.

С течением времени передник становится повсеместно распространенным видом одежды. Это был кусок ткани, средняя часть которой, собранная в складки, прикладывалась к корпусу спереди, остальная обертывалась вокруг тела и крепилась свободным концом, заправляемым за среднюю часть. Держался передник с помощью пояса. Средняя часть его имела трапециевидную, треугольную или веерообразную форму.

Эта часть одежды играла очень важную роль в церемониальном облачении правителей, о чем свидетельствуют многочисленные памятники.

Передник являлся также частью одежды других древневосточных народов. Так, например, он был широко распространен в Западной Азии.

С Востока передник «перекочевал» в Европу. На Крите и в Микенах в эпоху бронзы (XIX-XVIII вв. до н.э.) мужчины носили широкий кожаный пояс, которым вокруг бедер крепился передник. Он надевался таким образом, что спереди ниспадал углом, а его вертикальная кромка шла наискось от бедра к колену другой ноги. Ткань передника была украшена вытканным цветным узором.

А так же известно, что в Древней Греции мужчины сначала тоже носили передник, повязанный вокруг бедер, а поверх его надевали хлену (большой шерстяной платок). Позже передник стали повязывать поверх хитона.

Передник был характерной принадлежностью мужской одежды и у этрусков. По виду он напоминал критский, однако его надевали поверх блузы с рукавами. А у римлян передник известен только как часть одежды у жрецов, солдат некоторых вспомогательных видов войск и гладиаторов.

Начиная с эпохи средневековья передник, практически становится практически постоянной принадлежностью рабочей одежды. Повседневное платье во время работы следовало чем-то прикрывать. Передник носили кузнецы, сапожники, повара… Цеховые мастера считали передник неотъемлемой частью своей профессиональной одежды.

Женский передник со временем стал принадлежностью туалета замужней женщины. В XVI в. два передника составляли юбку. Он так же украшал жен именитых горожан. В Германии жены бюргеров носили фартуки (белые или цветные), иногда даже двойные (спереди и сзади).

Передник периодически входит в моду среди высших слоев населения. Француженки во времена правления Людовика XIV (1660-1710) дома и на прогулке повязывали маленький передник с богатой отделкой по краю. Иногда, правда, желая отдать дань моде, женщины совершенно не задумывались над тем, насколько комично это выглядит. По примеру городской знати стали расшивать и всячески украшать свои передники крестьянские девушки. Хитрая на выдумку европейская мода изобрела несколько видов передников для разных случаев жизни. Так, например, уважающая себя европейская женщина, когда выходила к столу, обязана была прикрывать платье большой салфеткой. Так появился специальный передник – таблье (от французского слова «стол»). Другой тип передника с похожим названием – таблион, но совершенно иной по назначению. Это передник для особо торжественных случаев, пришиваемый к плащу спереди и сзади. Он был заимствован из церемониальной византийской одежды и для императора делался из шелковой парчи с узором, а для придворных – из гладкой, одноцветной материи, но затем освоился с новой для себя ролью модного аксессуара.

Со временем передник стал частью праздничного народного костюма. В некоторых областях Германии широкий передник надевался лишь по особо торжественным случаям. В Молдавии отличительной чертой народной одежды были два передника, охватывающие корпус спереди и сзади, не сходящиеся на боках, с богатым цветным узором.

Традиционный русский передник изготовляли из домотканой ткани в клетку, с отделкой по краям и красными завязками. На Севере передник был вышитым и мог иметь рукава.

Интересен передник конца XIX в. из г. Каргополя Олонецкой губернии. Вышитые на нем затейливые узоры представляют собой не что иное, как древние земледельческие календари. Шесть лепестков и шесть ростков круга обозначают 12 месяцев, а условные значки снаружи – важнейшие вехи годичного круга полевых работ. Подобные месяцесловы вышивали еще и на подолах рубах и полотенцах. Можно понять, как дорожили этими вещами, бережно передавая их из поколения в поколение по наследству. Характерно, что в некоторых областях России (например, в Забайкалье) традиционный передник сохранился в качестве части праздничного одеяния вплоть до середины прошлого века.

Во время Первой мировой войны передник оказался совершенно необходимой частью одежды. Многие женщины должны были выполнять мужскую работу: становились дорожными рабочими, механиками и т.п. В это время «одежда горничных» фартук превращается в рабочую женскую одежду. Пожалуй, именно с этого времени он перестает существовать как чисто декоративный элемент и становится принадлежностью бытовой одежды для работы в домашних условиях, а так же является производственной одеждой.

Однако в наши дни фартук начинает постепенно утрачивать эту функцию. Для защиты от вредных производственных факторов разрабатывается новая специальная одежда – это халаты и комбинезоны. Исчезает фартук и из гардероба домохозяек.

Для изготовления фартука мне потребовались следующие инструменты: карандаш, ластик, сантиметровая лента, линейка закройщика, ткань, иголки, нитки, ножницы, швейная машинка, калька, учебник.

  1. На уроке не отвлекайтесь, не разговаривай. На перемене выходить из кабинета.
  2. Не пользуйся инструментами правила обращения с которыми тебе не знакомы.
  3. Применяй инструмент по назначению.
  4. Не пользуйся не исправленными (и тупыми) инструментами.
  5. Держи инструменты так, как показал учитель.
  1. Сниму с себя мерки.
  2. Сделаю выкройку.
  3. Переведу её на кальку.
  4. Вырежу выкройку.
  5. Переведу её на ткань.
  6. Подготовлю детали фартука.
  7. Обработаю три стороны фартука.
  8. Проведу примерку.
  9. Прострочу фартук.

Г1 Г

Т1 Т2Т Т

Н1 Н

Б Б1 П П1

Б3 Б2

При изготовлении фартука вред окружающей среде нанесен не был.

Думаю, что поставленная передо мною цель – пошить фартук выполнена. Я считаю, что правильно подобрала ткань и модель, которая будет хороша в носке. Я попала в точку.

  1. Учебник для пятых классов под редакцией В. Д. Симоненко
  2. Сайт htt://fartuk/ru.

Приходите по адресу:

г. Нижний Новгород ул. Бекетова 3.

г. Дмитров ул.Аверьянова дом5 кв. 125.

Телефоны: 8-952-584-72-99; 36-81-96;

Мы работаем: с 9 до 19:30, без перерывов и выходных.







2024 © winplast.ru.