Русские народные считалки и небылицы. Потешки-небылицы. Из детского фольклора


В системе жанров детского фольклора особое место занимает «поэзия пестования», или «материнская поэзия». Сюда относятся колыбельные песни, пестушки, потешки, созданные для самых маленьких.

Колыбельные песни – фольклорный жанр всех времен и народов, вечный и. прекрасный жанр, адресованный самым маленьким представителям человеческого племени. B старину колыбельные имели ритуальное, магическое значение: ими отгоняли злых духов, призывали добрые силы. Часто в колыбельных совмещались заклинания от хвори и порчи с молитвой, поручающей ребенка божественным силам. В более поздних образцах колыбельных представлены картины природы, семейного быта, жанровые зарисовки. Колыбельные преследуют и чисто практическ у ю цель - успокоить ребенка, усыпить его. Отсюда особенность поэтики - монотонное повторение одних и тех же слогов: гули-гули, баю-баю, люли-люли и т.д.

Котя, Котинька, Коток,

Котя - серенький хвосток,

Приди, котя, ночевать,

Мою деточку качать.

Через бабушкин дворок

Летел ясный соколок,

Потерял он сапожок, Кричит - бабушка, выручай,

Сапожок мне подавай,

Мне:некогда выручать,

Надо Ванечку качать в колыбелечке.

Пестушки и потешки . Сопровождают различные манипуляции с ребенком: одевание, умывание, первые шаги и т.д. Водичка, водичка, умой мое личико...

C гуся вода, c Ванюши худоба...

Сорока-белобока...

Поехали, поехали в лес за орехами_

Потешный детский фольклор .

И детям, и взрослым хорошо известны потешки, небылицы, считалки, дразнилки, скороговорки, смешилки и прочая стихотворная шумиха, которую в житейском обиходе принято считать пустой забавой. На самом же деле без этих веселых и смешных стишков, без словесной игры, которая в них содержится, ребенок никогда не овладеет своим родным языком в совершенстве, никогда не станет его достойным хозяином, способным выразить любые мысли, чувства, переживания, понять смысл речи обращенной к нему. Потешный фольклор – источник юмора, формирующий это так необходимое для взрослой жизни чувство у маленьких детей. Кроме того, потешный фольклор зачастую лежит в основе многих литературных произведений, прежде всего детской поэзии. В нем истоки и столь популярной в ХХ веке поэзии абсурда.

Прибаутка - небольшое смешное произведение, высказывание или прocтo отдельное выражение, чаще всего рифмованное. Может существовать и вне игры (в отличие от потешки). Прибаутка всегда динамична, наполнена энергичными поступками персонажей. В основе прибаутки - всегда действие, движение. Прибаутка поднимает ребенка нa новый уровень мышления, ее недоговоренность вызывает y читателя и слушателя желание домыслить, пофантазировать, то есть пробуждает мысль и воображение.



Часто прибаутка строится в виде вопросов и ответов, диалога. это позволяет легче воспринимать переключение действия с одной сценки на другую, следить за быстрыми изменениями в отношениях персонажей.

Стучит, бренчит по улице,

Фома едет на курице,

Тимошка – на кошке,

По кривой дорожке.

Куда, Фома, едешь?

Куда погоняешь?

Еду сено косить.

На что тебе сено?

Коровок кормить.

Ha что тебе коровы??

Молоко доить.

A зачем молоко?

Ребяток кормить.

Как по речке no реке/Катя, Катя, Катюха.../Как Ha тоненький ледок...

Английские народные песенки

В одном краю такой был случай: гуляя как-то раз,

Набрел мудрец на куст колючий и выцарапал глаз.

Но был на редкость он умен

И, не сказав ни слова,

забрел в другой кустарник он

и глаз вцарапал снова.

Даю вам честное слово… Где ты была сегодня, киска?

Итак, прибаутки - красочные словесные картинки, составляющие мир повседневных впечатлений ребенка: все тo, что окружает его в доме, во дворе, нa улице. прибаутка предлагает детям увидеть смешное в жизни, научиться смешное передавать в слове. Юмор нелепых положений, вопросов, предложений, предпроложений - стихия этих стишков и песенок. При этом прибаутка сохраняет серьезную интонацию, предоставляя возможность слушателю самому разобраться, смешно ему или нет..

Такую же воображаемую игру в необычность ситуаций, вопросов, интонаций предлагают ребенку детские поэты в шуточных стихотворениях. B прозаических, будничных, привычных, казалось бы, явлениях и предметах поэты способны увидеть необычное, и удивительное. Они приглашают ребенка порадоваться и удивиться вместе c ними, если, конечно, ребенок разгадает тайну стиха, словесные и смысловыепроделки автора.

Д. Хармс. «Удивительная кошка» - интеллектуальная игра в нелепость предложения и его неожиданные последствия. Лекарство - воздушные шарики. О. Григорьев:

Дачник взял кошелек и корзину,

В лес он пошел покупать малину.

Вернулся домой - Не принес ничего!

Ягоды есть - продавцов никого.

Перевертыши - «лепые нелепицы» , «стишки вверх дном» англ. «топси‑

тарви-раймс». Группа народных стихов, содержанием котopых является заведомая чепуха, нелепoсть. Перевертыш -это слово придумал K. Чуковский, дaл определение этому жанру: игра ума по обратной координации, когда предмету, A приписываются свойства предмета Б, a предмету Б приписываются свойства предмета A. B оснoве перевертыша лежит прием перверсии

перестановки субъекта и объекта.

Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из-под собаки лают ворота. Выскочила палка c бабою в руке

И давай дубасить коня на мужике.

Лошадь ела сало,

А мужик овес.

Лошадь села в сани,

a мужик повез.

Kрыши испугались,

Сели на ворон,

Лошадь погоняла

мужика шестом.

B детский фольклор небылицы-пеpевеpтыши перешли из скоморошьего, ярмарочного фольклора, в котором излюбленным приемом был оксюморон -стилистический прием, состоящий в соединении логически неcoединимыx, противоположных по смыслу понятии, слов, фраз, в результате которого возникает новое смыcловoe качество.

Я не тятькин сын, я не мамкин сын.

Я на елке pос, меня ветер снес.

Я упал на пенек, стал хороший паренек.

В саду на груше я сидел,

Я свеклы накопать хотел.

Но в этот миг меня позвал

Тот самый дед, чей лук я рвал.

Ах ты воришка! Что за грех!

Опять зaлез ты на орех!

Из-за тебя я до сих пор

Не видел спелых помидор!.

При чтении перeвертышей ребенку доставляет удовольствие осознавать, что он не глупец: он-то знает, как все бывает на самом деле, и никогда не допустит, чтoбы ему заморочили голову и обманули на чепухе. Самоутверждение необходимо ребенку в его ежедневной сложной работе познания мира. Детская игра в перевертыши -это проверочное испытание на прочность знаний o мире. Нелепость, чепуха, перевертыши - прекрасное средство для воспитания в ребенке чувства юмора, здоровая пища для детской души, удовлетворяющая потребность ребенка в веселье, смехе, радости.

Bиртyозами перевертышей являются детские поэты. Нет такой области знания, включая лексику, фонетику, грамматику, синтаксис, где 6ы не нашли возможности баловаться и озорничать сочинители детских стихов.

Олег Григорьев.

Повар готовил обед,

A тут отключили свет.

Повар леща берет

И опускает в компот.
Бросает в котел поленья,

В печку кладет варенье,

Мешает суп кочережкой,

Угли бьет поварешкой.

Caxap сыплет в бульон,

И очень доволен он.

То-то был винегрет,

Когда починили свет!

Э. Успенский

Я не зря себя хвалю,

Всем и всюду говорю. Что любое предложенье прямо сразу повторю

«Ехал Ваня нa коне, Вел собачку нa ремне,

A старушка в это время

Мыла кактус на окне».

Ехал Ваня нa коне,

Вел собачку нa ремне, Ну, a кактус в это время

Мыл старушку на окне» «Ехал кактус нa окне,

Вел старушку на ремне,

A собачка в это время

Мыла Ваню на коне...

Знаю я, что говорю,

Говорил, что повторю,

Вот и вышло без ошибок

A чего хвалиться зрю,

Стихотворения К. Чуковского «Путаница», C. Маршака „Вот какой рассеянный», Д. Xармca «Иван Топорыжскин», Г. Сапгира «Небьлицы в лицах», «Крокодил и петух», Б. Заходера «Где поставить занятую» и многие другие. Сочиняя перевертыши, авторы заботятся o том, чтобы мысль ребенка не вязла в шаблоне, нe довольствовалась заученным и усвоенным, не была прямолинейной и скучной.

Скороговорки. Скороговорка – веселая безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых слов и фраз. Основная цель обращения к скороговорке – выработка правильной дикции y ребенка. Между тем эта достаточно скучная цель претворяется веселой игре. «Ha дворе трава, нa траве дрова» дрова», «шла Саша по шоссе и сосала сушку», «Карл y Клары украл кораллы» и мн. . другие. Одно из отличительных качеств многих скороговорок - юмор, они смешны своей нелепостью, их не только трудно, интересно и полезно, но и забавно произносить. « На горке, на пригорке стояли 22 Егорки, Раз - Еrорка, два - Егорка и т.д.» Не здесь ли один из истоков искусства абсурда?!

Считалки - исстари придуманный для детей способ осуществления объективной справедливости. Как бы сама судьба, a не авторитет взрослого распоряжается распределением ролей. Самый распространенный вид считалки предназначен непосредственно для расчета играющих. Требования считалки разнообразны и редко повторяются. Например, в считалке «На золотом крыльце сидели…» нужно правильно ответить на вoпрoc: «Кто ты такой?». K тому же типу относятся считалки c требованием назвать количество предметов;

« Подогрела чайка чайник, пригласила восемь чаек, приходите все нa чай, сколько чаек, отвечай!

«Ехал Ваня из Казани,

полтораста рублей сани,

пятьдесят рублей дуга,

Мальчик девочке слуга.

Ты, слуга, подай карету,

A я сяду и поеду,

Ты, слуга, подай метлу,

A я в карете подмету.

Ты, слуга, подай лимон

И выкатывайся вон»

Дразнилки - отражают негативные моменты в восприятии

детьми окружающей действительности. Дразнилка предназначена для того, чтобы поставить на место обидчика, высказать свое отношение к неприятным отклонениям в поведении, привычках, внешнем виде. B дразнилке сливаются две волны чувств: смех, веселье, дураченье посторонних, тех, кто кричит дразнилку, и обида, стыд, негодование того, кого дразнят. Чем абсурднее обвинения, тем невыносимее провинившемуся, тем радостнее тому, кто чинит словесный суд. Дразнилка склонна к преувеличению, преуменьшению, назойливому повторению, к чепухе, нелепости, перевертышу («ябеда - корябеда, соленая капуста, съела крысу без хвоста, и сказала - вкусно», жадина-говядина, соленый огурец, на полу валяется, никто его не ест», «Обманули простака нa четыре кулака», Рева-корова, дай молока, сколько стоит, три пятака».

Знание детьми народных дразнилок, умение ими пользоваться - не только профилактика собственного душевного здоровья, способность выразить отрицательные эмоции, но и хорошая подготовка к восприятию сатирической поэзии.

Загадки - важный жанр детского фольклора, овладение которым способствует умственному развитию ребенка. Для загадки нет мелочей, нет ничего неинтересного и недостойного. Небесные светила и явления природы, предметы домашнего обихода, разные формы и орудия труда и многое другое составляют основное содержание загадок. Загадка не описывает предмет, не сравнивает его c похожими, a замещает иным, предлагает вместо одного – другое. (Метафора). Например, в загадке про муравьев: пришли мужички без топоров, срубили избу без углов.

Конечно, детям отгадать загадку очень трудно, a порой и невозможно. Да этого и не требуется. Помучив ребенка загадкой, взрослый подскажет отгадку. Важно сообразить, что же общего y загадки с отгадкой. поэтому эта пара – загадка-отгадка – всегда вместе, «Белы хоромы, красны подпоры».(гусь)

Образность, неожиданность сопоставления, нестандартность мышления – этому учат ребенка загадки. Знание загадок – не только развивает память, но воспитывает поэтическое чувство, подготавливает ребенка к восприятию классической литературы.

Итак, мы затронули лишь некоторые жанры детского фольклора. нельзя считать, что фольклор – это категория глубокой древности. Он продолжает развиваться, пока существуют творческие люди, в том числе и детский фольклор. Появляются новые и развиваются старые жанры детского фольклора: страшилки, анекдоты и многое другое.

Литературовед В. Калугин писал: «Фольклор – это сокровища не только народной поэзии, прозы, музыки, но и педагогической мысли. Фольклор – это художественная педагогика, воспитание словом, музыкой, движением, ритмом. Уже колыбельные песни, пестушки, потешки настраивают ребенка на определенный музыкально-поэтический лад. «Ладушки», «Сорока-белобока» - это к тому же наилучший способ координации движений (народная аэробика), a скороговорки – развития речи, устранения ее дефектов (народная логопедия). Не меньшее значение в фольклорном воспитании имеют загадки, развивающие сообразительность, смекалку, образное мышление_ через уподобление, метафорическое описание предмета, загадки, как и считалки, детские игры – это еще и способ обучения счету, своеобразная «живая арифметика». Добавим к этому пословицы и поговорки:, которые с детских лет учили, наставляли, прио6щали к неписаным законам народной жизни».

Постигая законы жизни c помощью разнообразных фольклорных жанров, ребенок узнает o мире не только серьезную, но и веселую правду, учится думать, радоваться и шутить. Народная педагогика – это наставление, но не занудство. Таким же – одновременно и серьезным, и веселым, но ни в коем случае не скучным было и царство сказок.

Цели.

Обучающие:

– обобщение знаний учащихся о малых жанрах детского фольклора – пословицах, поговорках, потешках, небылицах, загадках, считалках, скороговорках; обогащение словарного запаса учащихся.

Развивающие:

– развитие коммуникативной компетентности (умение оформлять свои мысли в устной речи, готовить публичное выступление, отвечать на вопросы, оформлять свою мысль в форме стандартных продуктов письменной коммуникации простой структуры);

– развитие информационной компетентности (умение точно излагать полученную информацию обобщать, группировать факты по признаку, представлять результат своей деятельности в доступной, понятной манере, делать выводы на основе обобщения знаний);

– развитие компетентности решения проблемы (высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, слушать других);

– развитие памяти, артистических способностей,

Воспитательные:

– воспитание уважения к истокам культуры своего народа, интереса к детскому фольклору, истории русского народа.

Оборудование: медиапроектор, презентация, карточки для схемы с названиями жанров детского фольклора, звукозапись русской народной песни “Два веселых гуся”; куклы, костюмы для инсценирования.

Ход урока

1.Орг.момент.

Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться.
Будем думать рассуждать,
Можем мы урок начать.

2. Постановка цели. Актуализация знаний.

– С каким настроением вы пришли сегодня на занятие?

– А можете ли вы предположить, о чём мы сегодня пойдет у нас разговор? (Ответы детей.)

– Как вы думаете, какие цели мы поставим перед собой?

У – Что такое “фольклор”? (Устное народное творчество, в переводе с английского обозначает “народная мудрость”, “народное знание”)

– Как вы понимаете эти три ключевых слова:

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕС

Устное – передавалось из уст в уста, не записывалось.

Творчество – от слова “творить”, то есть сочинять, придумывать.

– Какие жанры фольклора вы знаете? (Дети перечисляют.)

(Вывешиваются таблички с названиями жанров.)

СЛАЙД

Наш разговор сегодня пойдет только о малых жанрах детского фольклора, и проведем мы его в форме устного журнала. (Вывешиваются карточки, учащиеся записывают названия жанров в тетради)

СЛАЙД

*колыбельные песни,
*пестушки, потешки, небылицы;
*загадки,
*пословицы,
*считалки,
*скороговорки,
*частушки.

(Постепенно под карточку с названием жанра вывешивается самодельная книга по жанру.)

1 страница. “Колыбельные песни”

– Первые фольклорные произведения мы слышим от бабушки и мамы в самом раннем возрасте. Из поколения в поколение передаются в народе колыбельные песни.

Кто из вас хочет спеть колыбельную песню?

(Исполняется колыбельная песня, укачивая куклу.)

Баю – баюшки – баю,
Не ложися на краю.
Придет серенький волчок
И утащит во лесок
Под ракитовый кусток.
К нам, волчок, не ходи
Нашу Машу не буди.

Баю – баю – баиньки,
Купим сыну валенки,
Наденем на ноженьки,
Пустим по дороженьке,
Будет наш сынок ходит,
Новы валенки носить.

Баю – бай, Баю – бай,
Поскорее засыпай!
Прилетели гуленьки,
Сели возле люленьки,
Они стали ворковать,
Нашу деточку качать.

– Почему колыбельная песня исполняется ласково, напевно? (Слово “колыбельная” произошло от слов “колебать”, “колыхать”, “качать”.)

2 страница “ПЕСТУШКИ”, “ПОТЕШКИ” (или “ПРИБАУТКИ”)

– От какого слова произошло слово “пестушки”?

(Пестовать – нянчить, носить, вынашивать на руках ребенка, воспитывать, холить, лелеять, ходить за малышом. Очень короткие. Если ребенок ушибься, то мама, поглаживая, какие слова может говорить?

У сороки боли,
У вороны боли,
У Феденьки заживи!

– Когда купают малыша, то какие слова могут приговаривать?

С гуся вода,
С Пети худоба.

– Чем пестушки отличаются от потешек?

(Потешки (прибаутки) – это особая забава взрослых с маленькими детьми, игра с пальчиками, ножками, ручками, короткие рассказики, обращение к детям, похвала отличительных признаков характера, красоты.)

Приведите примеры.

Физминутка.

Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест,
Молока не пьет, -
Забодает, забодает, забодает.

Потешки собственного сочинения.

Наша Поленька в дому,
Что оладушек в меду,
Что оладушек в меду.
Сладка ягодка в саду.

Эй, вы, глазки, эй, вы, ушки.
Вас положим на подушки.
Полежите, полежите,
Отдохните и поспите.

Скачет зайчик по дорожке,
Скок, скок.
Правой ножкой, левой ножкой,
Скок, скок.
Прыгай, прыгай, вместе ножки,
Скок, скок.
И похлопаем в ладошки,
Скок, скок.

– Небылица весело учит различать действительность и фантазию, развивает воображение. Рисует необычные, небывалые картинки жизни.

Инсценирование.

Федул, что губы надул?
Кафтан прожег.
Можно зашить.
Да иглы нет.
А велика ли дыра?
Один ворот остался.

Фома, что из леса не идешь?
Да медведя поймал!
Так веди сюда!
Да он не идет!
Так сам иди!
Да он меня не пускает!

Что ваши девчата делают?
Шьют да поют.
А матушки?
Порют да плачут.

Фома, у тебя в избе тепло?
Тепло. На печи в шубе согреться можно!

3 страница “ЗАГАДКА”

– В русском фольклоре загадки – веселое словесное искусство, затейливая игра, умная забава. (Загадки собственного сочинения)

Кто скрывался под кустом?
Маленький трусишка,
Он боится очень сильно
Волка и лисицу. (Заяц.)

Кто сидит в конуре?
А потом она во дворе на траве
Прыгает и скачет,
Лает и играет. (Собака.)

Любит он играть, мяукать,
Любит кушать и лакать.
Он пушистый, как игрушка,
Серый маленький зверюшка. (Котенок.)

Кто кусает,
Громко лает,
К дому она не подпускает? (Собака.)

4 страница “ПОСЛОВИЦЫ”

– У кого есть ответ на все случаи жизни, когда у тебя горе, когда радость? Молод ты, стар, болен, здоров, о делах своих задумался – на всякое переживание, на любую новость, даст разумный совет, наставление, утешит, развеселит… (дети хором отвечают) – ПОСЛОВИЦА.

– Я сейчас прочитаю вам стихотворение, а ваша задача – найти в нем пословицы.

Ну, кто из вас не согласится,
Что без труда мечта мертва;
Что дело мастера боится,
Что жизнь дана нам для добра;
Что друг не тот, кто медом мажет,
А то тот, кто правду прямо скажет.
Что долог день до вечера,
Коли делать нечего,
Что сам себя лишь тот погубит,
Кто других совсем не любит.
И, конечно, без труда
Не вытащишь и рыбку из пруда.
Помни! Тот, кто хочет много знать,
Тот не должен долго спать.
Согласитесь: лень и плут
До добра не доведут.

– Какие пословицы услышали? (Ответы детей.)

– Предлагаю 2 пословицы записать.

Русский язык богат яркими, образными выражениями – это пословицы, поговорки. Крылатые слова и, конечно же, фразеологизмы (устойчивые сочетания слов)

Конкурс: Фразеологические загадки. Правило в игре такое, я читаю первое высказывание, если вы отгадываете, переходим к следующей загадке, если нет – читаю второе высказывание. У вас три– четыре попытки. И так начнем. (Приложение 1)

Домашнее задание: найдите как можно больше устойчивых оборотов со словами: нос, зуб, язык, ноги.

5 страница “СЧИТАЛКИ”

– Что же это за жанр?

(Считалки – короткие рифмованные стихи, применяемые детьми для выбора ведущего или распределения ролей в игре.)

Раз, два, три, четыре, пять
Начинаем мы играть:
В кошки-мышки, салочки,
Прятки, догонялочки.
Книжки будем мы читать,
Будем очень много знать.

ИГРА “Шире круг”

Дети становятся в круг, держась за руки. Водящий стоит в центре, глаза закрыты, правая рука вытянута вперёд, пальцы сжаты в кулак, кроме указательного. Дети идут по кругу со словами:

Шире, шире, шире круг.

У... (имя ребёнка) сто подруг.

Эта, эта, эта, эта,

А любимая вот эта.

По окончании слов хоровод останавливается. Ребёнок, на которого указал водящий, выходит в круг и становится к водящему спиной. Все хором считают до трёх. На счёт “три” водящий и выбранный поворачивают головы. Если повернулись в одну сторону - целуются в щёчку. Если в разные стороны - кланяются друг другу. В любом случае, после выполнения действия ведущий встаёт в хоровод, а выбранный выполняет его роль. Игра повторяется снова, а в песне меняется имя ребёнка.

6 страница “СКОРОГОВОРКИ”

– С какой целью сочиняли и сочиняют скороговорки?

– Поиграем в скороговорки. Для этой игры нам нужна будет считалка, для выбора того, кто из группы будет участвовать.

(Скороговорки в исполнении детей.)

7 страница “ЧАСТУШКИ”

– Частушка – один из самых популярных и любимых жанров народного творчества. Частушку можно услышать повсюду.

(Исполнение частушек.)

Эй, девчушки-хохотушки,
Начинаем петь частушки,
Начинаем веселей,
Чтоб порадовать гостей.

Не хотела я плясать.
Стояла и стеснялася,
А гармошка заиграла
Я не удержалася.

А у нас во дворе
Квакали лягушки,
А я с печки босиком,
Думала – подружки.

По деревне я шла
И Ванюшку видела –
Под кустом сидел и плакал:
Курица обидела.

Я плясала в три ноги,
Потеряла сапоги
Оглянулася назад;
Сапоги мои лежат.

Если б не было воды,
Не было б и кружки,
Если б не было девчат,
Кто бы пел частушки?

Итог урока. Рефлексия.

– Вот и подходит к концу наш устный журнал.

– Все ли поставленные цели вы осуществили?

Закончи предложение...

– Я положительно оцениваю…

– Мне нужно обратить внимание…

– Я хочу поблагодарить…

– Мне было интересно…

– Каковы основные трудности встретились вам и как вы с ними справились?

СЛАЙД

Благодарность за урок!

Показ книжек-самоделок учащимися.


У Иванова двора
Загорелася вода.
Всем селом пожар тушили,
А огонь не загасили.
Пришёл дедушка Фома,
Расседая борода.
Он народ погнал в овин,
Затушил пожар один.
Как Фома тушил пожар,
Он об этом не сказал.
Только слышно стороной:
Затушил он бородой!

Потешки

Кошка и курочка


Кошка на окошке
Рубашку шьёт,
Курочка в сапожках
Избёнку метёт.

Мыши


Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Вот проснётся Васька-кот,
Разобьёт весь хоровод.

Петушок


Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Маслена головушка,
Шёлкова бородушка!
Что ты рано встаёшь,
Голосисто поёшь?
Ване спать не даёшь?

Пословицы и поговорки

О Родине


Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Родина – мать, умей за неё постоять.

Где смелость, там и победа.

О дружбе


Нет друга – ищи, а нашёл – береги.

Все за одного, один за всех.

Об умении и трудолюбии


Делу время, а потехе – час.

Учение – путь к умению.

Терпение и труд всё перетрут.

Семь раз отмерь, а один отрежь.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Землю солнце красит, а человека – труд.


III. Малые жанры фольклора. Колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки, считалки, небылицы-перевертыши. Вариативная природа фольклора
В зависимости от того, по какой программе учились школьники в начальной школе, материал урока может быть повторением, а может быть во многом новым для учеников. В любом случае урок станет обобщением их личного жизненного опыта, на который и будет опираться учитель в своей работе.
Дети легко поймут, что малые жанры фольклора - это небольшие по размеру фольклорные произведения.
В некоторых работах употребляется термин детский фольклор . Часто путают фольклор детей и фольклор для детей, поэтому предлагаем этот термин не употреблять.
Дальнейшую работу можно построить так: читать по абзацу статью учебника, после каждого абзаца записывать в тетради сформулированные детьми с помощью учителя определения жанров фольклора, приведенных в учебнике, приводить примеры и обращаться к личному опыту детей, которые вспомнят произведения тех жанров, которые названы в статье.
^ Колыбельная песня - песня, которой убаюкивают ребенка. В ней мать часто пела о том, как ей представляется будущее младенца. Это будущее обязательно заполнено трудом - в поле, в лесу, в доме 3 :

Даже тяжкая летняя страда называется «веселой»:

В колыбельных песнях матери часто обещали ребенку счастье и богатство.
Матери всегда переживают за здоровье своего ребенка, поэтому часто в песнях обращались к существу, невидимому и могущественному, которое называли Дремой или Сном. Иногда в песнях Сон и Дрема - это двойники, которые спорят, кто лучше усыпит ребенка, даст ему здоровый сон:

- Помните ли вы колыбельные песни, в которых матери поют про Сон и Дрему?

Целый цикл колыбельных связан с житьем-бытьем домашнего кота.
- Вспомните колыбельные про котика-кота.

Пение матери зависело от покачивания колыбели, от ее ритмического движения, поэтому в колыбельной очень важен ритм .
- Какой самый частый припев в колыбельных песнях? Как он помогает сохранять ритм?

Когда дитя после купания окачивают водой, говорят:

*

Вода текучая,
Дитя растучее.
С гуся вода,
С тебя худоба.
Вода - книзу,
А дитя - кверху.


Когда ребенок начинает учиться ходить, приговаривают:

*

Ножки, ножки,
Бегите по дорожке,
Нарвите горошку.


Потешка - песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, ручками и ножками ребенка. Потешки сопровождают рост и развитие детей. Самые известные из них - «Коза рогатая», «Ладушки», «Сорока».
Предложим ребятам вспомнить известные им пестушки и потешки. Здесь учитель, выслушав от детей несколько различных вариантов «Ладушек», может объяснить, что произведения фольклора могут иметь много различных вариантов.

Прибаутка - стихотворение, похожее на короткую сказочку, которое рассказывает нянюшка или мама своему ребенку. Прибаутки - это веселые истории о том, как скачет галка по ельничку, как ехал Фома на курице, как курочка в сапожках избушку метет, как поссорился кот с кошкой. Прибаутки знают все дети.

Закличка - короткое стихотворение, которое выкликали, участвуя в обрядах календарного цикла. Когда закликали весну, кричали:

Часто обращались к дождю, солнцу, радуге, птицам. Если долго не было дождя, кричали:

Если при этом на небе появлялась радуга, то считалось, что просьба услышана.
Приговорка - коротенькое стихотворение, которое произносят в разных случаях, например обращаясь к живым существам - улитке, божьей коровке, птицам, домашним животным. От воды, залившейся в уши, избавляются, прыгая и произнося приговорку. Во время купанья ныряют на последних словах приговорки. С помощью приговорки спрашивают у кукушки, сколько лет жить.

Считалка - короткий стишок, с помощью которого определяют, кто в игре водит. Бывают считалки-числовки, считалки-заменки и заумные считалки.

СЧИТАЛКИ-ЧИСЛОВКИ

^ ЗАУМНЫЕ СЧИТАЛКИ

Скороговорка - это стихотворение, в котором специально собраны труднопроизносимые слова.

Загадка - выражение, которое нуждается в разгадке. Придумывать загадки - значит находить важное, интересное, необычное в явлениях и предметах. Находить отгадки - значит по признакам, действиям и подобию определять предмет или явление.
Роль загадок и прибауток одновременно играли небылицы-перевертыши , например:

Дети знают достаточно считалок, скороговорок и загадок и расскажут их на уроке. Скороговорки особенно важны сейчас, в начале учебного года, когда артикуляция у детей недостаточно четкая. Целесообразно будет в течение некоторого времени каждый урок начинать с записывания и разучивания новой скороговорки. Такая работа существенно улучшает технику чтения у учащихся, развивает память и чувство юмора, учит правильно интонировать, используя возможности своего голоса.

^ Сделаем выводы
Произведения устного народного творчества - это богатство и украшение нашей речи. Они создавались народом и передавались из уст в уста. С древних времен люди хранили и передавали народную мудрость в кратких и выразительных пословицах и поговорках. Старинные колыбельные песни наполнены материнской любовью. С маленьким ребенком общались с помощью пестушек и потешек: его развлекали и учили одновременно. Затем малыш учился закличкам и приговоркам. Чтобы ребенок различал предметы по признакам или действиям, ему загадывали загадки. Загадки испытывают сообразительность человека. Чтобы ребенок хорошо и чисто говорил, с ним разучивали скороговорки (которые иначе называли чистоговорками ). В играх дети использовали веселые считалки.
Устное народное творчество существовало уже тогда, когда не была еще изобретена письменность. Сказки, загадки, пословицы и другие произведения фольклора передавались из уст в уста. Запоминали их со слуха. Когда появились книги, произведения устного народного творчества продолжали жить в народе. Когда человек что-то запоминает со слуха, то, рассказывая другим, он может немного изменить первоначальный вариант, добавить что-то свое. Поэтому в разных частях нашей страны одни и те же народные песни, пословицы, потешки и считалки исполняются немного по-разному.

^ Домашнее задание
Выполнить письменно задание рубрики «Обогащаем устную речь» (с. 8 учебника) .
На отдельном листке написать одну самостоятельно найденную скороговорку и нарисовать к ней рисунок. (Эти записи учитель будет использовать на следующих уроках.)

^ РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ

8 ЧАСОВ

Урок 3
Сказки как вид народной прозы. Нравоучительный и философский характер сказок. Сказки о животных, волшебные, бытовые сказки

^ II. Сказки как вид народной прозы. Нравоучительный и философский характер сказок
Чтение статьи учебника (с. 8-10) и коллективное составление плана этой статьи.
- Что такое сказка?
Определение сказки выпишем в тетрадь.
^ Сказка - занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях.

III. Сказки о животных, волшебные, бытовые сказки
Слово учителя, эвристическая беседа
- Давайте сейчас перенесемся лет на сто - сто пятьдесят назад, а может, и больше, и представим себе сказителя или сказительницу. Сказки любили не только дети, но и взрослые. Вообразите, например, зимовье в тайге, а в зимовье несколько охотников-промысловиков. Промышляют они пушнину. По утрам расходятся по лесу ловушки ставить да проверять, а вечером собираются в избу. А в избе их ждет старик, которого молодые и сильные мужчины взяли с собой в тайгу не просто так, а ради сказок его чудесных. Он в избе на хозяйстве остается, а вечером усталым работникам сказки сказывает. Когда такие промысловики возвращались домой, в родной город или село, они продавали пушнину и делили деньги, причем старикам-сказителям давали равную со всеми долю: таково было уважение к людям, владеющим тайной слова.
Сказители знали на память множество былин, называемых старúнами , исторических песен, потешек, прибауток, сказок разнообразных - и волшебных, и бытовых, и сказок о животных. Когда исследователи стали их записывать, оказалось, что один человек помнит наизусть целый том, равный по количеству строк «Илиаде» и «Одиссее» Гомера вместе взятым.
На разные дни, на разные случаи сказители припасали особые сказки. Вот, например, поссорились промысловики между собой. А ссора на зимовье - очень опасное дело. Люди отрезаны от мира, как в космическом корабле, без связи с Землей. Срочно надо спорщиков мирить, разряжать обстановку. Тут не обойтись без сказителя.
- Как по-вашему, какие сказки станет говорить сказитель в случае ссоры? Почему?
Поразмышляв, дети придут к выводу: бытовые сказки, т. е. такие, в которых жадный, скупой, глупый и злопамятный человек всегда попадает впросак.
Посмеются промысловики, глядишь, и зло ушло как не бывало.
- Как вы думаете, какую интонацию выберет сказитель?
Можно предложить определения на выбор: лукавую, ироничную, мудрую, примиряющую, успокаивающую.
- Представьте, что кто-то из охотников вернулся раздосадованный: зверь ловко обманул его, стащил приманку из ловушки, а сам ушел. Начнут бывалые охотники припоминать случаи, что с ними на промысле происходили. И наш старик-сказитель готов потешить мужиков - какою сказкой?
Дети догадаются: сказкой о животных - о хитрой лисе, простофиле-волке, трусливом зайчишке и простодушном медведе.
- Какая будет интонация на этот раз?
Веселая, добродушная, лукавая, интонация удивления, насмешливая, спокойная.
- Теперь снова вообразим себе зимовье. Дремучий лес, засыпанный снегом. В лесу - изба, в избе - печь-каменка, которая топится по-черному, в середине - стол, вдоль стен - лавки, под потолком - полати. На лавках да на полатях спали, за столом обедали. Зима долгая. Устали зимовщики, хочется им домой, к женам, к детишкам. Надоела однообразная пища, надоели одни и те же картины, одни и те же люди. Хочется лета, красоты, отдыха и любви. Вернулись промысловики к вечеру, отужинали, лежат, молчат. Никому говорить не хочется, тошно на душе. Какую сказку выберет сказитель на этот раз? Каким голосом начнет ее рассказывать?
Дети поймут, что в таких случаях нужна волшебная сказка, рассказанная с интонациями удивления и восхищения перед богатством, красотой и чудесами мира. Волшебная сказка поможет забыть тяжесть бытовых забот, перенестись мыслями в чудесные миры, полные волшебных красот, говорящих животных и аленьких цветочков, в миры, где живет любовь и торжествует справедливость.
Рассмотрим небольшую таблицу в учебнике (с. 10 ), где приведены примеры различных видов сказок. Предложим детям дополнить эту таблицу (устно).
Сказки о животных: «Лисичка со скалочкой», «Кот и лиса», «Лиса и кувшин», «Журавль и цапля».
Бытовые сказки: «Солдат и царица», «Как поп работницу нанимал», «Как мужик гусей делил», «Вареный топор».
Волшебные сказки: «Финист ясный сокол», «Иван-царевич и серый волк», «Три царства», «Василиса Премудрая».
Рассмотрим иллюстрации, прочитаем отрывки из сказок и назовем эти сказки (с. 11-12 учебника) : «Морозко», «Петушок - золотой гребешок», «Гуси-лебеди», «По щучьему веленью».
Учитель может обратиться к читательскому опыту учеников и спросить:
- Иллюстрации каких художников к русским сказкам вам особенно нравятся?
Так как пятиклассники редко обращают внимание на фамилии иллюстраторов, попросим их прочитать фамилии художников, чьи иллюстрации помещены в учебнике. Хорошо было бы принести на урок несколько иллюстрированных сборников русских сказок. Как правило, больше всего детям нравятся иллюстрации Ивана Билибина. Дети говорят, что этот художник лучше всего передает таинственность и древность русской народной сказки.

^ Домашнее задание
Подготовить по плану пересказ статьи учебника (с. 8-10) .

Индивидуальное задание (опережающее)
Предложим двум-трем ученикам к уроку 7 подготовить рассказы о И. Билибине и В. Васнецове, об их творчестве, связанном с русским фольклором Приложение ).

Урок 4
«Царевна-лягушка»

^ I. Артикуляционная разминка, проверка домашнего задания
Урок начнем с разучивания одной из предложенных детьми скороговорок. Можно попросить подготовленного ученика еще на перемене написать скороговорку на доске, а потом представить ее классу.
Слушаем пересказ статьи учебника по плану, составленному на предыдущем уроке.
- Какие виды сказок вам известны? Приведите примеры.

II. «Царевна-лягушка»
- Что вы знаете о том, как надо рассказывать или читать волшебную сказку?
Ученики назовут особую выразительность, напевность, таинственность.
Учитель читает сказку «Царевна-лягушка» в пересказе М. А. Булатова (с. 13-25) . Чтение полного текста сказки занимает 18-20 минут.
Потом сказку вслух по очереди читают ученики, стараясь точно воспроизвести сказочные интонации. Это не так легко, как кажется на первый взгляд. Выросло уже целое поколение детей, для которых персонажи американских мультфильмов роднее, чем герои русских сказок. Во многих семьях детям не читают вслух, не рассказывают сказок и потешек. Если когда-то дети впитывали сказочные интонации с молоком матери, то сейчас многие даже не представляют себе, что это такое. Начальная школа часто не может исправить это положение дел. Мы просим учителя обращать внимание главным образом не на технику чтения детей, а на воспроизведение сказочных интонаций. Предупредим детей, что дома сказку надо будет обязательно читать вслух.

^ Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение сказки «Царевна-лягушка» (можно с того момента, на котором остановились на уроке, до конца).
Подготовить ответы на 2-3-й вопросы (с. 26) .

Урок 5
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Ритмичность сказочного повествования

^ I. Артикуляционная разминка
Детям на уроке предстоит чтение вслух, поэтому работу начнем с разминки - с произнесения скороговорки.

^ II. «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Ритмичность сказочного повествования
Беседа
- Какой фразой начинается сказка? В каких еще сказках вы встречали такое выражение? Знаете ли вы, как называется такое начало сказки?
Обычно дети из курса начальной школы знают, что такое присказка, зачин и концовка. Обратим внимание, что присказки в нашем варианте сказки нет, но зачин и концовка традиционны.
Если же детям эти термины незнакомы, можно обратиться к теоретическому материалу (с. 12-13) .
- Кто главные герои сказки? Почему сказка называется «Царевна-лягушка», хотя не одна она героиня этой сказки? (2-й вопрос учебника, с. 26 .)
Сказка называется «Царевна-лягушка», потому что первое и главное чудо, волшебство этой сказки - встреча Ивана-царевича с заколдованной собственным отцом Василисой Прекрасной. Разгневанный Кощей Бессмертный превратил свою дочь в лягушку, а она подобрала стрелу младшего царевича.
- Как царь предложил своим детям искать себе невест?
После ответа учеников на вопрос учитель предложит прочитать выразительно, а затем пересказать отрывок о том, как братья пускали стрелы, со слов: «Вышли братья на широкий отцовский двор...».
Важно при чтении почувствовать ритмичность отрывка и сохранить эту ритмичность при пересказе. Продолжим беседу.
- Почему, по-вашему, царь сказал Ивану-царевичу, чтобы тот брал лягушку в жены?
- Рассмотрите иллюстрацию И. Билибина к сказке (с. 15) . Чем нравится вам эта иллюстрация? Какие чувства царевича удалось передать художнику?
- Вот и стала лягушка женой Ивана-царевича. Какие задания давал царь своим невесткам?
- Как утешала Ивана-царевича лягушка?
- Как выполняют задания царя Василиса Премудрая и жены старших царевичей?
Остановимся с учениками на описании того, как Василиса Премудрая печет хлеб: «Взяла она частые решета...» Прочитаем этот абзац выразительно и спросим:
- Что особенного в этом описании?
Дети услышат в нем ритмичность. В учебнике (с. 27) есть ритмическая запись этого отрывка, но лучше будет, если дети попробуют сделать это самостоятельно.
Работая в тетрадях и на доске под руководством учителя, они запишут отрывок как белые стихи, и эта работа поможет им приблизиться к представлению о ритме. Если дети пишут очень медленно, можно заранее заготовить текст и коллективно ритмично прочитать его.
- Сравните описания того, как ткали ковры жены старших царевичей, и описание работы Василисы Премудрой.
Ученики отметят, что женам старших царевичей кинулись помогать мамушки и нянюшки, а Василиса работала сама. Учителю не стоит акцентировать эту тему, потому что в других вариантах сказок работу за Василису выполняют ее помощники.
- Сделайте ритмическую запись или произнесите ритмически описание того, как Василиса ткала ковер.

- Как царь оценивает работу своих невесток? Что он одобряет, что порицает?
Предложим ученикам прочитать выразительно описание пира от слов: «На другой день, как пришло время ехать на пир...» - до слов: «Сказала, обернулась белой лебедью и улетела в окно» (с. 18-20 учебника) .

^
- Рассмотрите репродукцию картины В. Васнецова «Пир» (с. 19 учебника) .
Если есть возможность, интересно было бы сравнить эту картину с иллюстрацией, сделанной к этому эпизоду сказки И. Билибиным.
Иллюстрации Билибина в обрамлении растительного орнамента очень точно отражают содержание сказки. Мы можем разглядеть детали костюмов героев, выражение лиц удивленных бояр и даже узор на кокошниках невесток. Васнецов в своей картине не задерживается на деталях, но прекрасно передает движение Василисы, увлеченность музыкантов, которые словно бы притопывают ногами в такт плясовой песне. Мы можем догадаться, что музыка, под которую танцует Василиса, веселая, озорная. При взгляде на эту картину чувствуешь характер сказки.
- Почему народ называет Василису Премудрой? Какие качества прославляет народ в образе Василисы?

^ III. Самостоятельная работа
- Найдите в тексте примеры особого склада сказки и запишите 1-2 примера в столбик, как стихотворение.
Если на уроке не остается времени, можно дать это задание на дом.
Примеры
Отрывок о клубочке можно записать так:

Этот фрагмент передает ритмичность, длительность и неотвратимость действия.
Слова о том, как царевич нашел иглу, передают быстроту, динамику события:

^ Домашнее задание
Подготовить ответы на 5-6-й вопросы учебника (с. 26) .

Урок 6
Иван-царевич - победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников - Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Победа добра над злом. Поэтика волшебной сказки. Постоянные эпитеты, повторы. Изобразительный характер формул волшебной сказки

^ I. Артикуляционная разминка
Записываем на доске и в тетради новую скороговорку, добиваемся четкости, хорошей артикуляции при ее произнесении.

II. Иван-царевич - победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников - ^ Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Победа добра над злом
Беседа
- За что разгневался Кощей на Василису Премудрую и приказал ей три года лягушкой быть?
- Как снарядился Иван-царевич на поиски жены? Что он взял с собою, что надел?
- Кто помогал Ивану-царевичу?
- Рассмотрим иллюстрации И. Билибина в учебнике (с. 22, 23) . Какие встречи изобразил художник?
- Старый старичок, его клубочек и животные - это волшебные помощники. В каких сказках вы еще встречали волшебных помощников? Какие они бывают?

^ Выразительное чтение
Предложим ученикам прочитать по ролям рассказ о трудном пути Ивана-царевича (от слов: «Катится клубочек по высоким горам...» - до конца сказки, с. 21-25 ). Распределим роли. Скажем, что кому-то достанется прочитать всего одну-две фразы, но их надо суметь прочитать так, чтобы они не выпали из общего ритма сказки. Мы тренируем умение следить за чтением товарищей и вовремя вступить, поддержав ритм и интонацию предыдущего чтеца.
Затем продолжим беседу.
- Почему таким долгим и трудным был путь Ивана-царевича?
Возможен такой ответ: царевич проявил нетерпение и раньше времени, без разрешения своей жены, спалил лягушачью кожу, потому что ему было очень досадно слышать насмешки братьев. Он думал о себе, а не о причинах, которые заставили Василису Премудрую носить эту кожу. За то, что он проявил нетерпение, он должен был долго скитаться, износить две пары железных сапог, изглодать два железных хлеба, терпеть холод и голод, чтобы научиться думать не только о себе, но и об окружающих, жалеть и понимать их.
- Чему научила Ивана-царевича встреча с Бабой-ягой? Как удалось ему победить Кощея Бессмертного?
- Как народ в сказках выражает свои сокровенные желания? Почему в сказках добро торжествует над злом?

^ Литература и изобразительное искусство
- Рассмотрите рисунок к сказке палехского художника А. Куркина (нахзац учебника). Нравится ли он вам? В чем особенность этого рисунка? Какие сцены изображены на нем?
Палехский промысел возник в старину, когда в стране было много церквей, народ верил в Бога и в каждом доме обязательно были иконы.
Жители Палеха занимались иконописью и фресковой живописью, они выработали самобытный стиль и прославили свой городок на всю страну. После Октябрьской революции 1917 г. правительство большевиков активно вмешалось в религиозную жизнь, были разрушены многие церкви, насаждался атеизм, т. е. неверие в Бога. Тогда художники Палеха, желая сохранить творческие достижения своих отцов и дедов, организовали артель по производству лаковой миниатюры, которая завоевала своей красотой и оригинальностью любовь во всем мире. Изделия из папье-маше они стали покрывать черным фоном, на нем тончайшими кистями рисовать картины яркими, чистыми, солнечными красками, сохраняя и творчески переосмысливая традиции русской иконописи. На смену религиозным сюжетам пришли сюжеты из народной жизни, из произведений фольклора и русской литературы.
На рисунке палехского художника А. Куркина мы видим изображение сцены пира, когда Василиса Премудрая пляшет с Иваном-царевичем. Композиция снизу ограничена изображением плывущих по волнам прекрасных лебедей, справа и слева - разноцветными вереями (столбиками), к которым прислонились сидящие на стульях братья Ивана-царевича. Сверху мы видим синие узорчатые маковки терема, украшенные кокошниками, в этом тереме проходит пир. Над маковками поднимаются кроны деревьев; это деревья условные: глядя на них, мы не можем сказать, что это за растения, но живописец этого и не добивается. Ему важно подчеркнуть сказочность изображения.
На русских иконах часто бывает, что в центре изображен святой, а по сторонам, сверху и снизу мы видим житие , т. е. мелко написанные сцены из жития святого, показывающие главные этапы его пути к Богу на земле.
В миниатюре «Царевна-лягушка» вверху, над маковками, мы видим три сцены из сказки: Иван-царевич возле избушки на курьих ножках - слева; на белом коне с мечом - справа; в центре - Иван-царевич с Василисой Премудрой возвращаются домой на ковре-самолете.
Композиция миниатюры исключительно выразительна. На ней мы видим восемнадцать человеческих фигур, каждая из которых тщательно выписана. Наиболее крупно изображены Иван-царевич и Василиса Премудрая: взявшись за руки, они торжествуют и радостно пляшут. В позах сидящих братьев видны удивление и восхищение чудесным танцем. Справа и слева от танцующей пары - склонившие головы жены братьев, которые завидуют Василисе Премудрой. Слева три более мелких фигуры - музыканты с балалайкой, рожком и гуслями. Справа - сцена на пиру. В середине, за столом, на котором стоят блюда и кубки, на троне сидит царь, его охраняют два стражника в ярко-синих кафтанах. Царь, приподнявшись из-за стола, изумленно глядит на танец.
Главная особенность всех изображенных фигур в том, что они не существуют сами по себе, а подчинены одной идее - танцу, они все словно бы притягиваются к главным фигурам - Ивану-царевичу и Василисе Премудрой.
Навсегда запоминается колорит палехских миниатюр. Такие же чистые цвета использовал в своих фресках великий живописец XV века Дионисий, расписывая русские храмы. На черном фоне краски выглядят ярче, они словно светятся и дарят зрителям тепло и радость.

^ III. Поэтика волшебной сказки. Постоянные эпитеты, повторы. Изобразительный характер формул волшебной сказки
Практическая работа
- При чтении сказки мы замечали, что некоторые явления и события повторяются три раза. Число три в древности считали волшебным, магическим числом, поэтому в сказках часто бывает три брата, события повторяются трижды и т. д.
- Какие троекратные повторения действий или явлений мы встретили в сказке «Царевна-лягушка»?
Ученики с удовольствием назовут повторения.
- Вы уже заметили, что сказочное повествование - особенное. Мы c вами видели ритмичность сказки. Еще одна особенность сказочной речи - это повторы (не путать с повторениями!): если мы читаем жили , значит, следующее слово будет были ; если в сказке есть путь , то это обязательно путь-дорожка . Давайте поищем в сказке примеры таких повторов.
Повторы: жил-был; лягушка-квакушка; подумал-подумал; царство-государство; костями-огрызками (осыпали); искала, искала; хитрей-мудрей; шел-шел; лежит-издыхает; щука-рыба; найти-разыскать.
Выясним, знаком ли ученикам по начальной школе термин эпитет . Если нет, скажем, что эпитет - это художественное определение предмета . Для нас актуально будет определение постоянного эпитета (с. 12 учебника) . Прочитаем его и предложим вспомнить:
- Какие еще постоянные эпитеты вы встречали в сказках?
Ученики назовут несколько наиболее частотных постоянных эпитетов: серый волк, чистое поле, дремучий лес .
- Найдите и назовите (выпишите) постоянные эпитеты из сказки «Царевна-лягушка».
^ Постоянные эпитеты: тугие луки, буйну голову (повесил), птицы летучие, звери рыскучие, красная девица, солнце ясное, столы дубовые, скатерти узорчатые, белые лебеди, высокие горы, дремучие леса, темные леса, зеленые луга, топкие болота, чистое поле, острая стрела, синее море, добрый молодец, красное солнце.
Формулы волшебных сказок. В «Царевне-лягушке» много слов и выражений, которые встречаются именно в русских народных сказках: диву дался, узорами мудреными, ни в сказке сказать, ни пером описать (см. рубрику «Обогащаем устную речь», с. 27 ). Благодаря этим выражениям сказка становится особенно красивой. Давайте поищем с вами такие выражения. Это будет наше домашнее задание.
^ Домашнее задание
Найти и выписать выражения, свойственные волшебной сказке.
Подготовить пересказ сказки «Царевна-лягушка».
Индивидуальное задание
В зависимости от уровня литературного развития класса дадим двум-трем ученикам задание прочитать другой вариант сказки «Царевна-лягушка», например в обработке А. Н. Толстого 4 (см. Приложение), и сравнить его с текстом сказки в пересказе М. А. Булатова, данным в учебнике-хрестоматии.

Урок 7
Изобразительный характер формул волшебной сказки. Народная мораль и поэтика волшебной сказки. Вариативность народных сказок

Урок развития речи

^ I. Изобразительный характер формул волшебной сказки
Проверка домашнего задания
Слушаем чтение выписанных учениками формул волшебной сказки, обсуждаем значение некоторых из них, например: «Дело пытаешь или от дела лытаешь ?» (однокоренное слово отлынивать ). Пытаясь определить, формула ли волшебной сказки перед ними, дети будут руководствоваться не знанием большого количества сказок и их сравнительным анализом, а языковой интуицией; к ней мы и будем апеллировать.
Воротился... невесел, ниже плеч буйну голову повесил.
Как мне не печалиться?
Ложись-ка лучше спать-почивать: утро вечера мудренее.
...ни в сказке сказать, ни пером описать!
...кликать мамушек, нянюшек и красных девушек...
...ни вздумать, ни взгадать, разве в сказке сказать!
...за столы дубовые, за скатерти узорчатые.
...ищи меня за тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, в подсолнечном государстве, у Кощея Бессмертного.
Долго ли, коротко ли, близко ли, далеко ли - скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается...
- Не убивай меня, Иван-царевич! Когда-нибудь пригожусь тебе.
Стоит та избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается.
- Избушка-избушка, стань no-старому, как мать поставила: к лесу задом, ко мне передом.
...на печи, на девятом кирпиче, лежит Баба-яга - костяная нога, зубы - на полке, а нос в потолок врос.
Баба-яга его в бане выпарила, напоила, накормила, в постель уложила...
...умер Кощей Бессмертный, прахом рассыпался.
И стали они жить дружно, в любви и согласии.

Конспект внеурочного занятия

на тему «Виды народной словесности: небылицы, загадки, пословицы, поговорки, считалки, скороговорки.»

Цель: Повторение, закрепление и обобщение полученных знаний детей по изученным жанрам устного народного творчества.

Задачи:

I. Образовательные:

    Обеспечить повторение и обобщение знаний детей по изученным жанрам устного народного творчества.

ІІ. Развивающие:

    Содействовать развитию творческих способностей (фантазии, воображения) и познавательных способностей (внимание, память) обучающихся.

    Способствовать физическому развитию детей, формированию культуры общения.

III. Воспитательные:

    Продолжить работу по воспитанию у детей артистических способностей.

    Способствовать воспитанию таких качеств, как честность, доброта, благородство, взаимовыручка.

    Прививать любовь к русскому фольклору.

Ход занятия

I этап занятия:

Здравствуйте, люди добрые, милые детки, дорогие гости! Рада видеть вас! Ждет нас сегодня путешествие необычное. Приглашаю вас сказочно прекрасное царство, Фольклорное государство.

Предлагаю вам отправиться туда, белый свет повидать, на людей посмотреть, себя показать. Дорожка нам предстоит дальняя. Коль вспомните изученные жанры УНТ, да все загадки разгадаете и задания выполните, да в игре себя проявите, да потешите гостей дорогих песней народной, частушкой или пляской, то достойны будете зваться добрыми молодцами и красными девицами.

Готовы? В добрый путь!

II этап занятия:

Впереди раскинулись острова фольклорных жанров . Давайте познакомимся с их жителями - фольклорными жанрами . Я буду пример приводить, а вы их назовите.

    Над бабушкиной избушкой

Висит хлеба краюшка.

Собаки лают,

А достать не могут. (Загадка).

    Ехал Грека через реку,

Видит Грека – в речке рак.

Сунул Грека руку в реку.

Рак за руку Греку - цап! (Скороговорка).

    Тара-бара

Домой пора

Коров доить,

Тебе водить. (Считалка).

    Ох, милка моя,

Семечко рассадно…

До сих пор не грамотна,

Разве не досадно? (Частушка).

    Уж и где же это видано,

Уж и где же это слыхано,

Чтобы курочка бычка принесла,

Поросеночек яичко снес,

Чтоб по поднебесью медведь летал,

Черным хвостиком помахивал. (Небылица).

    Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. (Пословица).

Молодцы, ребята! Хорошо малые фольклорные жанры знаете.

Впереди село Праздничное. В нем живут русские фольклорные праздники. Возьмите листок и карандаш, и пока будет звучать музыка, запишите названия известных вам фольклорных праздников , не менее пяти! (Масленица, Пасха, Троица (Красная горка), Семик (Русальная неделя), Иван Купала, Петровки, Спасовки, Покров, Новогодье, Рождество Христово, Крещение…).

(Включить музыку на 3 минуты).

Впереди мост Пословиц . По нему пройти можно, выполнив 3 задания не менее чем наполовину.

Первое для всех: На рисунках зашифрованы известные пословицы. Вам необходимо прочитать шифровку. Через мост не пройдете, если не прочитаете больше 3 шифровок!

(1 – Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

2 – Нашла коса на камень.

3 – Яблоко от яблони недалеко падает.

4 – На воре и шапка горит).

Второе задание для каждого из вас : рассыпавшиеся на отдельные слова пословицы необходимо восстановить и выразительно прочитать.

1. Терпение и труд все перетрут.

2.

3.

Вот мы и на Загадочном берегу . Вы, наверное, помните, ребята, что герои в сказках часто должны разгадать загадки, чтоб спасти свою жизнь, вернуться домой, а иногда и невесту обрести.

Часто загадки очень непростыми оказываются. И от чьего имени я загадки вам загадывать буду, вам тоже разгадать придется:

Я летала на метле,

Пироги пекла в золе,

По избе кота гоняла

Да загадки сочиняла. (Баба Яга)

Не забывайте руку поднимать, выкрикивать не надо . У всех есть право ответить одтн раз, пока не прозвучит отгадка.

1. Без чего человеку жить нельзя? (Без имени).

2. Шел муж с женой, да брат с сестрой, да шурин с зятем. Много ли всех? (Трое).

3. Когда дурак умен бывает? (Когда молчит).

А в какой форме эти загадки существуют? Это уже вопрос от меня. (1 и 3 – загадки – вопросы, 2 – загадка – задача).

Молодцы! Со всеми загадками справились.

III этап занятия:

Молодцы, ребята! Вы справились успешно почти со всеми испытаниями, путешествуя по Фольклорному государству.

Ребята, на столе разложены смайлики. Подарите мне на память смайлик, который расскажет, что вам не понравилось, понравилось, очень-очень понравилось сегодняшнее занятие.

(Педагог раздает детям по три разных смайлика, а дети возвращают ему один с оценкой занятия).

Спасибо всем! До новой встречи в прекрасной фольклорной стране! Всего вам доброго!

Терпение и труд все перетрут.

Труд человека кормит, а лень портит.

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

Терпение и труд все перетрут.

Труд человека кормит, а лень портит.

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.







2024 © winplast.ru.