Россия XXI века. Международные отношения на рубеже XX–XXI веков. ООН


«Шоковая терапия». К 1992 г. в России, ставшей самостоятельным государством после распада СССР, переход к рыночной экономике считался неизбежным. Частичные меры по «вживлению» элементов рынка в экономику лишь усугубляли кризис в стране. Осложняла ситуацию дезинтеграция экономики бывшего СССР. Повседневными явлениями стали пустые прилавки магазинов, бесконечные очереди. Социальная напряженность нарастала.

Руководство России во главе с Б. Н. Ельциным единственный выход из критического положения видело в макроэкономической стабилизации -- достижении баланса между платежеспособным спросом и предложением товаров. Был взят курс на «шоковую терапию». Идеологом и основным проводником этой политики стал Е.Т.Гайдар, получивший пост вице-премьера в правительстве.

Реформаторы полагали, что рынок сам создаст оптимальную структуру экономического развития. Уверенность их команде придавала и позиция Запада. Правительство рассчитывало на получение крупных кредитов от Международного валютного фонда (МВФ) и Международного банка реконструкции и развития (МБРР).

В общественном сознании преобладало представление о недопустимости государственного вмешательства в экономику. Однако серьезным специалистам было очевидно, что в условиях системных преобразований роль государства, напротив, должна неуклонно возрастать.

Программа стабилизации экономики состояла во введении свободной торговли, отпуске цен, приватизации государственной собственности. С января 1992 г. цены на большинство товаров были отпущены. Планировалось, что они возрастут в 3 - 5 раз, но на деле цены очень быстро увеличились в 100 и более раз и продолжали расти. Правительство пошло на резкое сокращение важнейших государственных расходов. Значительно упало финансирование армии, снизился до опасной черты государственный оборонный заказ, что поставило на грань краха самые наукоемкие производства. До крайне низкого уровня упали социальные расходы.

Безудержный рост цен и последовавшее за ним обнищание значительной части населения заставили весной 1992 г. пойти на повышение зарплат. Началась безудержная инфляция.

Приватизация и ее особенности в России. Важным направлением в политике правительства стала приватизация промышленности, розничной торговли и сферы обслуживания. В результате приватизации в 1992 г. в руки частных предпринимателей перешло более 110 тыс. промышленных предприятий, что привело к утрате государством ведущей роли в экономике. Однако приватизация сама по себе, без продуманной структурной и инвестиционной политики, не могла повысить эффективность производства.

Во-первых, в приватизации политические цели доминировали над экономической целесообразностью. Власть стремилась к форсированному созданию класса собственников, который укрепил бы политический режим. Именно поэтому за бесценок «своим» раздавались предприятия и целые отрасли. Новые хозяева, не вложившие в приобретаемую собственность значительных средств, не были заинтересованы в обновлении производства.

Во-вторых, приватизация не получила всенародной поддержки. Символом равных возможностей в создании своего бизнеса, по замыслу реформаторов, должен был стать приватизационный чек - ваучер, который каждый гражданин получал бесплатно и мог свободно им распорядиться. Для определения стоимости ваучера стоимость подлежащих приватизации предприятий в ценах 1984 г. разделили на количество граждан. В результате ваучер оценили в 10 тыс. рублей. Ваучеры выдали всем гражданам России в конце 1992 г. До конца 1994 г. ваучеры можно было обменивать на акции приватизируемых предприятий. Однако в 1994 г. на 10 тыс. рублей можно было купить всего два килограмма колбасы. В условиях обнищания и экономической безграмотности люди либо продавали ваучеры, либо помещали их в инвестиционные фонды. Большинство этих фондов изначально создавались как мошеннические структуры и не собирались выплачивать вкладчикам никаких денег.

С конца 1995 г. начался новый этап приватизации, связанный с так называемыми залоговыми аукционами и приватизационными сделками. В ходе залоговых аукционов срочно созданные финансовые группы предоставляли правительству России кредит, получая под залог этих денег акции государственных предприятий, прежде всего топливно-энергетического сектора. Реальная цена акций многократно превышала стоимость кредитов, а сами деньги для кредитов финансовые группы получили от того же государства. Возвращать кредиты правительство не собиралось, и акции перешли в собственность «кредиторов». Естественно, участниками подобных мошеннических операций могли стать лишь люди, близкие к организовавшим эти операции правительственным чиновникам.

Результаты приватизации. В 90-е гг. спад производства и технологическое отставание приняли в России опасные размеры. Отечественные товаропроизводители очень быстро утратили контроль над 50% национального рынка, который был занят импортными товарами.

Доля государственной собственности в экономике стала незначительной. Однако задуманной модернизации производства и общества, в результате которой было бы снято отчуждение личности от собственности, не произошло. Напротив, приватизация привела к глубокому расколу общества. Лишь 5 % населения страны получили контроль над собственностью, приносящей прибыль. Ведущее место среди них заняли представители бюрократического аппарата, распоряжавшиеся приватизацией. По бросовым ценам скупили богатства страны и представители «теневой» экономики и криминала. В России сложился чрезвычайно узкий, но могущественный слой собственников, получивших название олигархи.

Снижение социальной защищенности граждан России привело к серьезным демографическим последствиям. Убыль населения России достигла почти 1 млн. человек каждый год.

К 1996 г. объем промышленности сократился по сравнению с 1991 г. в два раза. Экономику и социальную устойчивость в стране позволяла поддерживать лишь продажа за рубеж сырья. Правда, удалось несколько стабилизировать финансовую ситуацию, остановить падение курса рубля. В 1997-1998 гг. спад производства замедлился, в некоторых отраслях наметилось оживление.

Однако 17 августа 1998 г. произошел так называемый дефолт, вызвавший катастрофическое падение курса рубля, разорение многих банков, многократный рост цен, увеличение безработицы. Вместе с тем кризис имел и положительные последствия. Сократился ввоз из-за рубежа промышленных и продовольственных товаров, что способствовало росту отечественного производства. Дополнительным благоприятным фактором стало быстрое увеличение с этого времени цен на нефть на мировом рынке. Поэтому с 1999 г. в России начался подъем экономики. Он продолжался до кризиса 2008 г. Однако этот рост почти полностью зависел от мировых цен на нефть, доходы подавляющей части населения, несмотря на некоторое их увеличение, оставались крайне низкими.

Общественно-политическое развитие в 1991 --1993 гг. Экономическая политика президента РСФСР Б.Н.Ельцина в начале 90-х гг. вела к росту социальной напряженности в обществе и обострению политической борьбы. С весны 1992 г. авторитет оппозиционных сил быстро рос. Постепенно главным центром оппозиции стали Съезд народных депутатов и Верховный Совет РСФСР.

В 1992 -1993 гг. неоднократно происходили столкновения между оппозиционными демонстрантами и милицией и внутренними войсками. Призрак гражданской войны витал над Россией. 21 сентября 1993 г. Ельцин приостановил деятельность Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Одновременно вышел Указ о поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации. Верховный Совет своим постановлением от 22 сентября 1993 г. признал указ президента недействительным, как противоречащий Конституции. Руководство Верховного Совета заявило об отстранении Ельцина от власти. Исполняющим обязанности президента был назначен генерал А.В.Руцкой, вице-президент Российской Федерации. Белый дом, где обосновался Верховный Совет, был блокирован силами Министерства внутренних дел и спецслужб.

В Москве противники Ельцина организовали демонстрации. Поскольку телевидение тенденциозно освещало события, 3 октября защитники Белого дома предприняли попытку овладеть Останкинским телецентром, но она оказалась неудачной: по собравшимся в Останкине людям был открыт огонь.

4 октября по приказу Ельцина войска стали расстреливать из танков здание Белого дома. Несколько сот человек были убиты, многие ранены. К вечеру депутаты покинули здание, руководство Верховного Совета было арестовано.

Основным итогом событий осени 1993 г. стал демонтаж системы советской власти. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, которая была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., президент получил полномочия формировать правительство, вносить законодательные инициативы, распускать органы законодательной власти в оговоренных случаях, издавать указы по ключевым политическим вопросам. Законодательным органом власти выступал двухпалатный парламент -- Федеральное собрание. Оно состояло из Совета Федерации, представленного субъектами Федерации, и Государственной думы, депутаты которой избирались как по избирательным округам, так и по партийным спискам.

Общественно-политическое развитие в 1994--1999 гг. 12 декабря 1993 г. одновременно с голосованием по Конституции состоялись выборы в Государственную думу. На выборах были представлены разные силы. Блок «Выбор России» во главе с Е. Т.Гайдаром опирался на поддержку государственных структур. В целом его отличала либеральная направленность. Однако основным носителем либерального сознания в нашей стране был не слой собственников, а интеллигенция, что определило своеобразные черты российского либерализма: оторванность от здравого смысла, чрезмерное преувеличение значения свободы в сфере потребления. «Выбор России» имел значительный успех на выборах 1993 г., но на выборах 1995 г. не смог попасть в парламент. Осенью 1993 г. сформировался блок «Явлинский -Болдырев-Лукин» («Яблоко»), стоящий на позициях умеренного либерализма. По общефедеральному списку на выборах 1993, 1995, 1999 гг. блок получил около 7-10% голосов. Лидеры «Яблока» подчеркивали, что курсу Ельцина можно противопоставить не только коммунистическую альтернативу, но и демократическую.

Активную деятельность развернула Либерально-демократическая партия России (ЛДПР; лидер В.В.Жириновский). Опираясь на искусную демагогию и популизм, партия Жириновского в 1993 г. заняла 70 мест в парламенте. На последующих выборах представительство ЛДПР в парламенте сократилось.

Значительную поддержку населения на выборах в 1993, 1995, 1999 гг. получила Коммунистическая партия РФ (КПРФ) под руководством Г.А.Зюганова. Идеалом партии стало новое видение социализма, построенного на принципах многоукладной экономики; восстановление СССР; укрепление обороноспособности страны. Постепенно влияние КПРФ снижалось.

Выборы в Государственную думу в 1995 г. показали растущую роль оппозиции в политической жизни страны. Напряженной была президентская предвыборная кампания 1996 г. Первый тур, не определивший кандидатуру президента, состоялся 16 июня; второй - 3 июля 1996 г. Во втором туре борьба развернулась между Б.Н.Ельциным и Г.А.Зюгановым. Было объявлено о победе Б. Н. Ельцина.

В период 1995 -1999 гг. власти решали проблемы финансовой стабилизации во многом путем массовых задержек зарплат, пенсий. В результате в 1997 -1998 гг. большого размаха достигло забастовочное движение.

Усиливалась угроза распада Российской Федерации. К этому вел рост сепаратизма среди руководителей национальных республик, что сопровождалось притеснением русского населения. Особенно опасное положение сложилось в Чечне, которая превратилась в источник преступности для всей России. Попытка Центра восстановить конституционную законность и правопорядок привела к военно-политическому кризису в Чечне в 1995 -1996 гг. (первая чеченская война). Ожесточенные бои были во многом неудачны для российской армии из-за непоследовательности центральных властей, поддержки сепаратистов из-за рубежа и даже в российских СМИ, включая телевидение. В результате с 1996 г. Чечня фактически стала независимым бандитским государством.

После кризиса 17 августа 1998 г. президент Ельцин вынужден был выдвинуть на пост премьер-министра Е.М.Примакова, за которого проголосовали и члены думской оппозиции. Новому правительству, экономический блок в котором возглавил коммунист Ю. Д. Маслюков, удалось добиться роста промышленности, спада социальной напряженности. В мае 1999 г. попытка Думы отстранить от власти Ельцина привела к отставке правительства Примакова.

Летом 1999 г. боевики из Чечни совершили нападение на Дагестан. Вновь развернулись боевые действия на Северном Кавказе. Они были успешными для российской армии, которая во многом учла опыт первой чеченской кампании. Власти пресекли попытки СМИ развернуть прочеченскую пропаганду. При участии населения Дагестана боевики были выбиты из республики. Осенью 1999 г. в России произошли чудовищные террористические акты - взрывы жилых домов в Москве, Буйнакске, Волгодонске. Их связали с действиями чеченских террористов. Началась антитеррористическая операция на территории Чечни (вторая чеченская война). К середине 2000 г. войска заняли почти всю территорию республики, разгромили основные силы сепаратистов. Ответственность за вторую чеченскую кампанию взял на себя В.В.Путин, назначенный премьер-министром 9 августа 1999 г. Успех боевых действий привел к росту популярности Путина.

В декабре 1999 г. состоялись очередные парламентские выборы. Второе место после КПРФ занял блок «Единство», созданный властями накануне выборов и заявивший о безоговорочной поддержке Путина. Вместе с другими проправительственными силами «Единство» составило большинство в Думе. 31 декабря 1999 г. Ельцин заявил о сложении с себя обязанностей президента. Исполняющим обязанности главы государства стал Путин. На президентских выборах 26 марта 2000 г. он одержал победу.

Россия в начале XXI в. В начале XXI в. реформы продолжились. Было признано, что залогом их успеха является укрепление государственной власти. Было создано семь федеральных округов во главе с полномочными представителями президента, законодательство республик, краев, областей приведено в соответствие с федеральными законами. Был установлен новый порядок формирования первой палаты Федерального собрания -- Совета Федерации. Он теперь состоит не из глав, а из представителей регионов. Принят закон о партиях, целью которого стало повышение их ответственности и роли в жизни общества. Утверждение Думой в декабре 2000 г. герба, гимна и флага России было призвано консолидировать общество, так как в них соединены символы дореволюционной, советской и современной России. На парламентских выборах 2003 г. победу одержала пропрезидентская партия «Единая Россия». Она же завоевала подавляющее большинство в Думе на выборах в декабре 2007 г. В марте 2004 г. Путин был второй раз избран Президентом Российской Федерации.

Осуществлялись налоговая, судебная, пенсионная, военная и другие реформы, был решен вопрос об обороте сельскохозяйственных и других земель. До 2008 г. продолжался рост российской экономики. Начало повышаться и благосостояние населения.

Успехи в экономике позволили В. В. Путину выступить инициатором принятия национальных проектов. Были разработаны четыре таких проекта: «Здоровье», «Качественное образование», «Доступное и комфортное жилье», «Развитие аграрно-промышленного комплекса». На реализацию проектов были выделены значительные средства. Главной целью новых программ является повышение качества жизни и социальной защиты жителей России.

Большое внимание уделялось решению демографической проблемы - быстрой убыли населения России в результате повышенной смертности и малой рождаемости («русский крест»). По инициативе В.В.Путина с 2007 г. были увеличены пособия на детей до 3 лет, а за рождение второго ребенка женщинам будут начислять так называемый «материнский капитал».

Реальной угрозой для России, как и для многих других стран, остается терроризм. Эта угроза во многом связана с напряженной обстановкой в Чечне. О серьезности проблемы свидетельствуют захват в заложники зрителей спектакля «Норд-Ост» в октябре 2002 г., взрывы на рок-фестивале летом 2003 г. и в метро в 2004 и 2010 гг. в Москве, в аэропорту Домодедово в 2011 г. Взрывы происходили и в других городах. Чудовищный по своей жестокости теракт произошел в сентябре 2004 г., когда террористы захватили школу в городе Беслане в Северной Осетии. В результате этой трагедии погибли 330 человек, в большинстве дети.

Рост угрозы терроризма заставил В. В. Путина принять меры по дальнейшему усилению центральной власти. С конца 2004 г. был изменен порядок избрания глав регионов России. Теперь они избираются членами региональных законодательных органов по представлению президента. В Государственную думу стали избирать только по партийным спискам, проходной барьер увеличен до 7 %. В мае 2009 г. был принят закон о том, что часть депутатских мандатов будет передаваться «малым» партиям, набравшим менее 7 % (но не менее 5 %) голосов. Одновременно создана Общественная палата Российской Федерации. Позже был увеличен срок полномочий Думы (5 лет) и президента (6 лет).

Удалось нормализовать ситуацию в Чечне. Наряду с военными мероприятиями там предпринимались меры по налаживанию мирной жизни, созданию органов управления. Были уничтожены виднейшие деятели террористического подполья. На референдуме в 2003 г. население Чечни приняло Конституцию, устанавливавшую основы государственности республики и закреплявшую ее нахождение в составе России. В Чечне прошли выборы президента, парламента. Правда, террористические акты стали происходить в других, прежде относительно спокойных, республиках Северного Кавказа (Дагестан, Кабардино-Балкария).

На президентских выборах в марте 2008 г. поддержанный В.В.Путиным Д.А.Медведев, по данным Центризбиркома, набрал более 70% голосов избирателей. После вступления в должность нового президента премьер-министром был назначен В.В.Путин. Формулируя свою программу, Д.А.Медведев предложил в ближайшие годы сосредоточить усилия на четырех направлениях: институтах, инфраструктуре, инновациях, инвестициях. Однако со второй половины 2008 г. Россия ощутила на себе последствия мирового экономического кризиса. В условиях резкого спада производства, роста безработицы, падения цен на нефть и газ власти принимают меры по укреплению экономики.

Россия на международной арене в конце XX - начале XXI в. После распада СССР международное положение России резко ухудшилось. Страна практически вернулась к границам XVII в., уменьшились ее население, экономический и военный потенциал. Российское руководство во главе с Б.Н. Ельциным стремилось к укреплению отношений с США и другими западными странами. При этом продолжалась характерная для последних лет перестройки практика односторонних уступок со стороны России. Проводником этой политики стал министр иностранных дел А. В.Козырев. Досрочно были выведены остатки российских войск из Германии. В январе 1993 г. между Россией и США был подписан Договор по СНВ-2. По нему обе стороны обязывались сократить свой стратегический ядерный потенциал на две трети, однако фактически Россия сокращала намного больше, чем США. Со второй половины 90-х гг. Россия стала участвовать во встречах лидеров ведущих стран («Большая восьмерка»).

Тем временем США все более явно претендовали на роль мирового лидера. В 1997 г., несмотря на возражения России, было принято решение о вступлении в НАТО 10 новых членов - стран Восточной Европы. В 1999 г. страны НАТО под надуманными предлогами напали на Югославию. Одновременно многие международные организации при поддержке западных правительств пытались вмешиваться во внутренние дела России, в частности в ее отношения с Чечней, что напоминало ситуацию вокруг Косова.

Все это привело к переменам во внешней политике России. Руководство страны заявило о приверженности идее многополярного мира, где ни одна из стран не может быть абсолютным лидером. Расширялись и углублялись связи с Китаем, Индией, Ираном, странами Юго-Восточной Азии, Латинской Америки. Отношения же с США в 1999 г. значительно ухудшились, а отношения с НАТО были заморожены. Премьер-министр России Е.М.Примаков, летевший с визитом в США, узнав о начале бомбардировки Югославии, приказал развернуть свой самолет назад.

Совместное противостояние международному терроризму после терактов 11 сентября 2001 г. способствовало улучшению отношений России с США и НАТО. Однако Россия в начале XXI в. строит свои отношения с другими странами, исходя прежде всего из своих национальных интересов. Этому благоприятствует и решение проблемы внешнего долга России.

Политика Джорджа Буша-младшего, нацеленная на усиление гегемонии США, подрыв роли ООН и норм международного права (вторжение в Ирак без решения ООН), вызывала возражения российского руководства, настаивавшего на мирном урегулировании конфликтов.

Расширение НАТО, решение о размещении элементов американской системы противоракетной обороны в Чехии и Польше вынудили Россию к ответным шагам. В 2007 г. она объявила мораторий на исполнение Договора об ограничении вооруженных сил в Европе. Нормализация российско-американских отношений началась лишь после прихода к власти в США президента Б.Обамы.

Российская дипломатия при В.В.Путине продолжала действовать на всех направлениях. В 2001 г. был подписан российско-китайский договор о дружбе и сотрудничестве. Отношения партнерства установлены с Монголией, Вьетнамом, Индией, Ираном, многими другими странами. Возобновились отношения на высшем уровне с Кубой и КНДР. Большее влияние в мире приобрела Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), созданная Россией, Китаем, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном в 2001 г. Позже о своем стремлении вступить в ШОС заявили такие страны, как Индия, Пакистан, Иран и др. Во взаимоотношениях со странами СНГ России пришлось решать запутанный клубок проблем. После образования независимых государств на постсоветском пространстве между ними начались конфликты (армяно-азербайджанская война), в некоторых из них вспыхнули гражданские войны (Таджикистан, Молдавия, Грузия). В эти войны оказались зачастую втянуты российские войска, находившиеся в странах СНГ. Во многом благодаря усилиям российской дипломатии большинство конфликтов удалось пригасить и прекратить кровопролитие.

В рамках СНГ было заключено немало договоров о сотрудничестве, соглашений о взаимодействии. Однако в основном они остались нереализованными. Лишь в военной сфере сохраняется некоторое сотрудничество между некоторыми странами СНГ. В целом же все бывшие республики СССР идут собственным путем.

Со второй половины 90-х гг. между отдельными странами стали заключаться союзы. Так, в 1998 г. оформился политический союз между Грузией, Украиной, Узбекистаном, Азербайджаном, Молдавией (ГУАМ). Позже Узбекистан вышел из него. Сама аббревиатура ГУАМ свидетельствует о проамериканской позиции данной организации (остров Гуам - владение США в Тихом океане). Неким противовесом ГУАМу стал Таможенный союз между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией. Впоследствии этот союз трансформировался в Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) в составе России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана. Новый договор между Белоруссией, Казахстаном и Россией о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза был подписан в 2007 г. Летом 2010 г. этот таможенный союз вступил в действие. С 1997 г. идет создание союзного государства России и Белоруссии.

Серия «цветных революций» или их попыток, осуществленных спецслужбами США в ряде стран СНГ (Грузия, Украина, Узбекистан, Киргизия), заставила российское руководство искать новые подходы в решении проблем в рамках СНГ. Нападение Грузии на Южную Осетию в 2008 г. было отражено вооруженными силами России. После этого Российская Федерация признала независимость Южной Осетии и Абхазии.

Культура России в конце XX -- начале XXI в. С 90-х гг. резко сократилась государственная поддержка культуры, упал культурный уровень населения. Вместе с тем появились новые возможности для творчества и самовыражения.

Для литературы начала 90-х гг. во многом характерны растерянность, ностальгия по прежней жизни, сильному государству, каким был Советский Союз. В произведениях появляются новые герои - безработные, беженцы, бомжи, «новые русские», бандиты. Постепенно серьезную литературу потеснили произведения «легкого жанра» - детективы, женские романы, фэнтези. Вместе с тем продолжали выходить книги признанных авторов: В.Г.Распутина («Россия молодая»), Л.Н.Леонова («Пирамида»), В.П.Астафьева («Прокляты и убиты») и др. Популярностью пользовались и произведения молодых писателей-постмодернистов, например В.О.Пелевина («Чапаев и Пустота», «Generation "П"» и др.).

В 90-е гг. острейший кризис, связанный с отсутствием финансирования и конкуренцией со стороны американских фильмов, переживал российский кинематограф. Лишь немногие картины, снятые в тот период, пользовались популярностью у зрителей. Среди них: «Окно в Париж» Ю.Б.Мамина, «Ширли-мырли» В.В.Меньшова, «Брат» и «Брат-2» А.О.Балабанова и др. В 1995 г. премии «Оскар» Американской киноакадемии был удостоен фильм Н.С.Михалкова «Утомленные солнцем», а в 1996 г. специальным призом Каннского кинофестиваля отмечен фильм С.В.Бодрова «Кавказский пленник».

«Открытие Запада» обернулось не только знакомством с лучшими сторонами его культуры, но и с хлынувшим в страну потоком низкопробных поделок, что закономерно привело к размыванию многих черт традиционной для россиян морали.

В начале XXI в. наметилось возрождение ряда сфер культуры. Особенно наглядно это видно на примере кинематографа. Российские режиссеры, использовав новые приемы создания популярной кинопродукции, сумели вернуть зрителей в кинотеатры на отечественные фильмы. Первым российским блокбасте-ром стал «Ночной дозор» (2004 г., реж. Т.Н.Бекмамбетов), следом появился «Турецкий гамбит» (2005, реж. Д.Файзиев).

На вопрос Как изменялась политическая карта мира в 20-21 веках??? заданный автором Просматриваться лучший ответ это Начало Новейшего периода в формировании политической карты мира связывается с окончанием Первой мировой войны (первый этап) . Следующими этапными моментами явились Вторая мировая война, а также рубеж 1980 – 90-х годов, который характеризуется крупными изменениями на политической карте Европы (распад СССР, Югославии и др.) .
Первый этап ознаменовался появлением на карте мира первого социалистического государства (РСФСР, а позже СССР, образованный 30 декабря 1922 г. , в который вошли РСФСР, БССР, УССР и ЗСФСР) и заметными территориальными изменениями на политической карте, причем не только в Европе.
Распалась Австро-Венгрия, изменились границы многих государств, образовались новые суверенные страны: Польша, Финляндия, Королевство сербов, хорватов, словенцев, Австрия, Венгрия др. Была разделена Османская империя. Расширились колониальные владения Великобритании, Франции, Бельгии, Японии (за счет переданных им под управление по мандату Лиги наций территорий – бывших колоний Германии территории Османской империи) .
Вторая мировая война стала началом второго этапа формирования политической карты мира. Она завершилась полным разгромом Германии и Японии после решающих побед Советской Армии и внесла значительные изменения на политическую карту мира. Второй этап, кроме территориальных изменений, ассоциируется прежде всего с распадом мировой колониальной системы и образования большого числа независимых государств в Азии, Африке, Океании, Латинской Америке. Основная черта второго этапа – выход социализма за рамки одной страны и превращения его в мировую систему. На путь социализма встали Польша, Чехословакия, Венгрия, Румыния, Болгария, Югославия, Албания.
В конце 50-х – начале 60-х годов начинается третий этап формирования политической карты мира. Этот этап характеризуется дальнейшими изменениями на политической карте.
С конца 80-х – начала 90-х годов выделяют четвертый этап Новейшего истории, который продолжается и сейчас. К качественно новым изменениям на политической карте мира, оказавшим большое влияние на социально-экономическую и общественно-политическую жизнь всего мирового сообщества в этот период, можно отнести следующее:
-распад в 1991 г. Союза ССР; объявление о политическом суверенитете сначала трех бывших союзных республик (прибалтийских) , а затем и остальных республик бывшего СССР, в т. ч. России;
-Образование Содружества Независимых Государств (СНГ) в декабре 1991 г. ;
-осуществление преимущественно мирных («бархатных») народно-демократических революций 1989 – 1990 гг. в странах Восточной Европы (бывших социалистических странах) ;
-объединение арабских государств ЙАР и НДРЙ (май 1990 г.) на национально-этнической основе и образование Йеменской Республики со столицей в г. Сана;
-объединение двух германских государств (ГДР и ФРГ) 3 октября 1990 г. ;
-прекращение в 1991 г. деятельности Организации Варшавского Договора (ОВД) и Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) , серьёзно повлиявшее на политическую и экономическую обстановку не только в Европе, но и во всём мире.
-распад СФРЮ, провозглашение политической независимости республик Словения, Босния и Герцеговина, Македония, Хорватия, Союзная Республика Югославия (в составе Сербии и Черногории) . Острейший политический кризис бывшей федерации вылились в гражданскую войну и межнациональные конфликты;
-продолжение процесса деколонизации: независимость получила
Намибия (1990 г.) – последняя из колоний в Африке; образовались новые суверенные государства в Океании: Федеративные Штаты Микронезии, Республика Маршалловы острова, Содружество Северных Марианских островов (бывшие «подопечные» территории США) ;
-образование двух независимых государств – Чехия и Словакия (распад Чехословакии, 1 января 1993 г.) ;
-1993 г. – провозглашение независимости государства Эритрея.

С распадом СССР, Югославии, Чехословакии число суверенных государств значительно возросло. Причем процесс образования новых государств вряд ли завершен, тенденция к самоопределению народов проступает все более явственно, что грозит целостности многих государств.

Вопрос о роли ООН как гаранта мирового порядка всё чаще в международных отношениях ставится под сомнение. В 1990-е годы ООН предприняла несколько крупных миротворческих акций. Под эгидой ООН была проведена операция "Буря в пустыне". Ирак, совершивший неприкрытую агрессию против соседнего Кувейта, был в начале 1991 года разгромлен силами, состоящими в основном из американских войск. В 1993 г. американцы под эгидой ООН вмешались в гражданскую войну в Сомали и ввели туда свои войска. Агрессия НАТО против суверенной Югославии в 1999 г. серьезно подорвала роль ООН как гаранта мира.

Со второй половины 90-х гг. XX в. основными проблемами на пути укрепления международной безопасности становятся расширение военно-политического блока НАТО на восток, включение в него новых членов из бывших социалистических стран Восточной Европы, развертывание системы ПРО вдоль западной границы России. Происходит новая поляризация международного сообщества, усиливается военно-политическая конфронтация между Россией и рядом ведущих мировых держав (прежде всего, США).

Среди проблем, которые предстоит решить мировому сообществу, первоочередными являются также те, которые связаны с необходимостью погасить очаги имеющихся конфликтов. Все большую озабоченность мирового сообщества вызывают конфликты в бывших республиках СССР - Грузии, Молдове, армяно-азербайджанские столкновения из-за Нагорного Карабаха. Сpeди них наиболее опасным является межэтнический и межконфессиональный конфликт в бывшей Югославии. Другая проблема - поддержание режима нераспространения ядерного оружия. Помимо пяти признанных ядерных держав (США, Россия, Англия, Франция и Китай), сейчас ядерные амбиции имеют еще ряд стран - Индия, Пакистан, Израиль, Северная Корея. К этому списку, возможно, вскоре присоединится Иран.

После террористического акта в США 11 сентября 2001 г. силы НАТО оккупировали Афганистан для борьбы с радикальным мусульманским движением Талибан. В Афганистане был установлен лояльный коалиционным силам режим Хамида Карзая. Несмотря на то, что война длится уже более 10 лет, силам НАТО не удалось разгромить движение Талибан, опирающееся на организацию пуштунских племен. Афганистан в настоящее время является главным производителем наркотиков в мире.

В 2003 г. США с целью поиска оружия массового поражения, не получив санкции ООН, вместе с союзниками вторглись в Ирак и свергли режим Саддама Хусейна. Европа в вопросе поддержки американской агрессии в Ираке раскололась. Военную интервенцию поддержали Великобритания, Италия, Испании и восточноевропейские страны, против выступили Франция, Германия и Россия. В Ираке началась и продолжается до сих пор гражданская война, осложненная иностранной оккупацией, межэтническими и межконфессиональными противоречиями.


8-12 августа 2008 г. между Россией и Грузией произошел военный конфликт. Попытка Грузии взять под свой контроль территорию непризнанной Южной Осетии привела к «пятидневной» войне между Россией и Грузии. Итогом конфликта стало признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии, выход Грузии из СНГ, обострение отношений с США.

С конца января 2011 г. в ряде арабских стран прокатилась волна антиправительственных выступлений, закончившихся сменой правящих режимов в Тунисе, Египте, Йемене, Ливии. 19 марта 2011 г. Франция, Великобритания и США приняли участие в военной интервенции против Ливии для свержения режима Муаммара Каддафи. В августе 2011 г. войска Переходного национального совета Ливии при поддержке войск упомянутых западных стран овладели столицей Триполи. В октябре 2011 г. Каддафи погиб.

Уже более года продолжаются антиправительственные выступления в Сирии, начавшиеся в феврале 2011 г. Общественное мнение большинства западных стран настроено враждебно по отношению к президенту Сирии Башару Асаду. Однако Россия и Китай в международных отношения выступают против военного вмешательства в сирийские дела. Следует заметить, что Россия и Китай уже несколько лет по многим международным проблемам занимают согласованную позицию.

Современный мир, переживший в XX веке две мировые войны и испытавший в конце века международную разрядку, в начале XXI века вновь, как и в начале прошедшего столетия, замер в тревожном ожидании.

Контрольные вопросы для самопроверки знаний по разделу:

1. В чем причины начала Первой Мировой войны?

2. Расскажите об основных событиях Первой мировой войны.

3. Укажите причины зарождения фашизма в Италии и Германии.

4. Что понимают под «новым курсом» Рузвельта?

5. Перечислите результаты большевистской модернизации России.

6. Каковы причины начала Второй Мировой войны?

7. В чем заключается всемирно-историческое значение победы советского народа в 1945 году?

8. Укажите причины, основные события и итоги «холодной войны».

9. Почему произошел распад колониальной системы?

10. Выделите и охарактеризуйте основные этапы в развитии КНР.

11. Определите причины распада СССР.

12. В чем специфика экономических реформ в России в 1991-2012 гг.?

13. Что привело к объединению Европы в Европейский союз?

14. Каковы особенности внешней политики России 1991-2012 гг.?

15. Каковы результаты политических преобразований в периоды правления В.Путина и Д.Медведева?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В учебном пособии «Всемирная (синхронная) история» представлена история человечества с древнейших времен до современности в наиболее знаковых событиях. Курс отражает поступательное развитие истории от самых ранних (локальных) цивилизаций и до современного, охваченного глобализацией, мира.

Возможно, студенты согласятся с интерпретацией событий, изложенных авторами, а, может быть, обоснуют собственное представление о них, тем более, что на одни и те же факты истории могут быть противоположные точки зрения, обусловленные разными причинами – личностью человека, его мировоззрением, количеством доступной ему информации.

Хронологическая таблица.

В августе 1999 г. обострилась ситуация на Северном Кавказе – чеченские боевики вторглись в горные районы Дагестана. Возникла опасность расширения очага международного терроризма. В Москве, Волгодонске и Дагестане террористы взорвали жилые дома – погибли сотни людей. В этой обстановке возглавивший в августе 1999 г. Российское правительство В. В. Путин начал антитеррористическую операцию. Российские войска вытеснили боевиков из Дагестана и разгромили военные силы сепаратистов на территории Чечни. Постепенно, несмотря на диверсионные действия сепаратистов, в Чечне стала налаживаться мирная жизнь. Действуют вновь созданные республиканские и местные органы власти, возобновили работу школы, возвращаются беженцы, государство помогает населению восстановить разрушенные дома. В 2003 г. В Чечне были проведены выборы президента республики.
31 декабря 1999 г. Б. Н. Ельцин объявил о досрочном сложении с себя полномочий президента и назначении В. В. Путина исполняющим обязанности президента России. В соответствии с конституцией через три месяца состоялись президентские выборы. Получив почти 58% голосов, В. В. Путин стал новым главой государства. Председателем правительства был назначен М. М. Касьянов.
После выборов в Думу в декабре 1999 г. Изменилась расстановка политических сил. Наибольшего успеха на них достиг центристский избирательный блок «Единство». В дальнейшем в результате слияния «Единства» с другим общественным объединением «Отечество – вся Россия» образовалась сильная центристская организация «Единая Россия», создавшая ведущую фракцию в Государственной Думе. Позднее «Единая Россия» была преобразована в политическую партию. Еще накануне выборов ряд партий и организаций объединились в «Союз правых сил» (СПС), который вместе с партией «Яблоко» представлял в Думе либералов. Левый фланг политических сил по-прежнему возглавила КПРФ.
Новому президенту, правительству и депутатам Федерального Собрания достался в наследство целый ряд проблем в сферах:
экономической – внешний долг, требующий погашения, низкий уровень инвестиций, криминализация промышленной и торговой деятельности и т.д.;
финансовой – незначительный золотовалютный резервный фонд, дефицит бюджета, низкая собираемость налогов;
федеративных отношений – этнократические тенденции в национальных республиках, несогласованность их конституций с Конституцией РФ, своеволие региональных властей и т.д.;
административно-управленческой – влияние олигархов и лоббистов на принятие решений разными органами власти, разбухший и малоэффективный чиновничий аппарат, коррупция и т.д.;
социальной – низкий уровень жизни значительной части населения, маленькие пенсии, безработица, демографический спад и т.д.;
военной – армия старого образца, износ и устаревание военной техники, необеспеченность офицерства жильем и т.д.
В течение первого года своего президентства В. В. Путин предпринял ряд мер по укреплению вертикали власти. К ним относятся: изменение порядка формирования Совета Федерации (в нем стали заседать не губернаторы, а представители местных органов власти), создание из губернаторов Государственного совета – совещательного органа при президенте, образование на территории России семи административных округов, в которые вошли как области и края, так и национально-государственные образования. Конституции республик были приведены в соответствие с Конституцией Российской Федерации. Ослабло влияние олигархических кругов на власть.
Улучшилось экономическое положение страны. Промышленный спад сменился устойчивым приростом производства. На прилавках магазинов отечественные товары, особенно продовольственные, начали вытеснять импорт. Повысился сбор зерна (особенно высокий урожай был в 2001 г.), возросло производство сельхозпродуктов.
Благодаря понижению ставки налогообложения уменьшилось число случаев уклонения от налогов, что благоприятно сказалось на их сборе. Впервые после «перестройки» начал формироваться бездефицитный бюджет, увеличился золотовалютный резервный фонд. Были приняты решения о повышении размеров минимального уровня зарплаты.
Произошли существенные изменения в социальной политике, направленные главным образом на улучшение положения малообеспеченных слоев населения. Повысились пенсии, началось проведение пенсионной реформы. Большое внимание уделяется проблемам жилично-коммунального хозяйства. Происходят перемены в системе образования, продиктованные требованиями научно-технического прогресса.
Как показывают данные социологических опросов, жители России в целом положительно относятся к политике правительства. Многих привлекают демократические ценности, открытость общества, возможность свободы выбора, рыночное изобилие и, наконец, надежда на экономический подъем и улучшение качества жизни в будущем.
«Новый курс» внутренней политики, проводимой президентом, привел к уменьшению социальной напряженности и обретению людьми веры в будущее России.

В период второго срока президентских полномочий Б.Н. Ельцина укрепились демократические начала в государстве и обществе, сложилась рыночная экономика. В то же время не удалось преодолеть негативных последствий поспешного реформаторства. В 2000 год страна вступила с новым президентом – В.В. Путиным. Ему удалось укрепить «вертикаль» государственной власти, добиться консолидации российского общества. В стране наметилась тенденция экономического роста.

Процесс глобализации является объективным и системным, охватывает все сферы жизни общества. В политической сфере все больше полномочий получают ООН, ВТО, ЕС, НАТО, МВФ, Мировой банк. Реальный суверенитет национальных государств ограничивается. Велика и роль крупных транснациональных корпораций. Из-за свободного перемещения людей и капиталов через границы уменьшается власть государства по отношению к своим гражданам. Проблемы глобальной политики решаются на встречах мировых лидеров в рамках "Большой восьмерки" и "Большой двадцатки".

В экономической сфере глобализация представляет собой резко возросшую интеграцию, взаимозависимость экономик различных стран. Глобализация экономики связана с формированием глобального экономического пространства, в котором отраслевая структура, обмен информацией и технологиями, география размещения производительных сил определяются с учетом мировой конъюнктуры. А экономические подъемы и спады приобретают глобальный, планетарный размах. Современные информационные системы позволяют финансовому капиталу быстро перемещаться, а финансовым рынкам круглосуточно работать в режиме реального времени.

В культурной глобализации велика роль Интернета, международного туризма, доступности кинофильмов, книг и других продуктов духовного творчества. Происходит определенное нивелирование деловой и потребительской культуры. С другой стороны, возникает угроза угасания национальных культур на фоне популярности международных культурных явлений, часто не самого высокого качества.

Антиглобалисты считают, что глобализация используется США как инструмент для ослабления или уничтожения своих геополитических противников и является прикрытием американизации. Мировой кризис 2008–2010 гг., по мнению многих, показал, что глобализация способствует росту спекулятивной экономики, монополизации производства и сбыта товаров и перераспределению богатства в пользу небольшой группы людей ("мирового правящего класса").

В мировом научном сообществе есть и немало поклонников концепции глобального общества (globalsociety), с точки зрения которой все люди нашей планеты являются гражданами единого глобального общества, состоящего из множества локальных обществ отдельных стран мира.

После развала СССР и "бархатных революций" в Европе закончилось глобальное противоборство двух сверхдержав. Возник однополярный мир, где полным гегемоном стали США. Но начавшийся летом 2008 г. экономический кризис показал, что внутренняя и внешняя политика США стала одной из главных причин этого кризиса. Все большую конкуренцию США составляет Китай. Важную роль в глобальном мире играют Европейский союз, Япония, Бразилия, Индия. Восстанавливает свои позиции и Россия.

Россия в начале XXI в.

В 2000–2008 гг. Президент Российской Федерации В. В. Путин опирался на большинство в российском парламенте, которое полностью поддерживало его действия. Партия "Единая Россия" стала доминировать в Государственной думе. Удалось укрепить государство ("вертикаль власти"), преодолеть сепаратистские тенденции и скорректировать осуществление экономических реформ. В 2000–2007 гг. сопротивление боевиков в Чечне переросло в партизанскую войну. Федеральным войскам удалось уничтожить главных лидеров вооруженного сопротивления. В восстановление Чеченской республики были вложены огромные средства.

Проводились административная (создано 7 крупных округов), налоговая (снижение подоходного налога до 13 %), военная (сокращение численности армии, введение альтернативной службы и службы по контракту) реформы и реформа местного самоуправления. В 2001 г. были утверждены гимн, герб и флаг Российской Федерации.

Рост цен на энергоносители позволил сократить внешний долг, поднять доходы работающих, а также пенсии и пособия.

В 2004 г. Путин был избран на второй срок, в 2008 г. Президентом РФ стал Д. А. Медведев, а 4 марта 2012 г. Путин вновь стал президентом, уже на срок в 6 лет.

В 2008–2010 гг. в обстановке мирового кризиса Президент РФ Д. А. Медведев и Председатель Правительства В. В. Путин стали повседневно контролировать социально-экономическую ситуацию. Сократилось промышленное производство, быстро росла безработица. Из Стабилизационного и Резервного фонда была оказана государственная поддержка крупным финансово-промышленным группам. Их сохранение "на плаву" российское руководство признало первостепенной задачей для недопущения дальнейшего ухудшения ситуации в стране. Повышались пенсии, но зарплаты работников государственных учреждений, а также стипендии студентов были заморожены. Тяжелым ударом по сельскому хозяйству, по экономике страны в целом стало экстремально жаркое лето 2010 г.

В ноябре 2009 г., несмотря на кризис, Президент страны Д. А. Медведев в качестве стратегической задачи для страны провозгласил проведение модернизации в самом широком смысле этого слова. Со второй половины 2010 г. страна стала выходить из кризиса.

При Путине и Медведеве внешняя политика России приобрела более динамичный и самостоятельный характер. Россия в качестве члена Совета Безопасности ООН, располагая мощным ядерным потенциалом, сохранила влияние на международные дела. В августе 2008 г. российские воины защитили население Южной Осетии от угрозы уничтожения со стороны руководства Грузии.

Российское руководство выдвинуло немало инициатив, направленных на разрешение существующих глобальных проблем. На собственной территории россияне вплотную столкнулись с проблемой международного терроризма. После продолжительных переговоров в 2010 г. был подписан договор ОСВ-3, который стал очередным шагом по сокращению опасности ядерной войны. Россия вносит крупный вклад в решение энергетических проблем, в освоение космического пространства.

Становление государственности новой России после распада СССР определило основные направления внешней политики. Россия оказалась в новой геополитической ситуации. В начале 1990-х гг. окончательно прекратила существование биполярная мировая система. Россия по сравнению с Советским Союзом уже не являлась великой державой. Соответственно, и отношение к ней стало иное. Если раньше Запад считался с СССР, то новая Россия не представляла большой угрозы.

Территория страны значительно уменьшилась. В сложной геополитической обстановке, когда восточноевропейские страны перестали строить социализм, а союзные республики СССР выделились в независимые государства, Российской Федерации приходилось искать новых союзников, создавать международные организации на равноправной основе.

Первым внешнеполитическим актом после прекращения существования Советского Союза стало создание Содружества Независимых Государств (СНГ) – региональной международной организации. СНГ было основано руководителями трех государств: РСФСР (Б. Ельцин), Белорусской ССР (С. Шушкевич), Украинской ССР (Л. Кравчук) в Беловежской пуще 8 декабря 1991 г. Советский Союз прекратил свое существование как субъект международного права. Соглашение ратифицировали Верховные Советы Украины, Белоруссии и РСФСР, хотя в РСФСР это должен был сделать Съезд народных депутатов РСФСР.

21 декабря 1991 г. в Алма-Ате 11 из 15 глав бывших союзных республик подписали совместную декларацию о вхождении в СНГ (Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина). В 1993 г. к ним присоединилась Грузия.

22 января 1993 г. был принят Устав СНГ. Украина не ратифицировала Устав СНГ. Основными целями СНГ являлись: сотрудничество в политической, экономической, гуманитарной и иных областях; всестороннее развитие государств-участников в рамках общего экономического пространства, межгосударственной кооперации и интеграции; обеспечение прав и свобод человека; сотрудничество в обеспечение международного мира и безопасности, достижение всеобщего и полного разоружения; взаимная помощь; мирное разрешение споров и конфликтов между государствами-участниками организации.

Как видно из данного перечня, большую часть целей составляли основные принципы международного права. Главное, для чего создавалась новая международная организация, – это объединить и интегрировать новые независимые государства на постсоветском пространстве, прежде всего, экономически, поскольку разрыв экономических связей из-за распада СССР негативно повлиял на развитие бывших республик Союза. Совместными усилиями было легче решать и международные проблемы,

Концепция внешней политики Российской Федерации (1993 г.) предполагала установление равноправного партнерства с соседними, ведущими демократическими и экономически развитыми странами на базе отстаивания собственных ценностей и интересов. Главными направлениями российской внешней политики провозглашалось развитие тесных связей с СНГ, а также отношений с США, государствами Европы, Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего Востока.

Хотя в первой половине 1990-х гг. ядерное оружие в России сохранялось, но проходило сокращение обычных вооружений. Заключаемые с западными странами договоры чаще всего являлись неравными. Во время переговоров российские представители шли на уступки.

В 1992 г. руководство России заявило, что ядерные ракеты не будут направлены против США. В 1993 г. Российская Федерация и США подписали договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-2). По нему США получили право складировать снятые с ракет атомные боеголовки, а свои боеголовки Россия должна была уничтожить. По договору к 2003 г. предусматривалось взаимное сокращение ядерного потенциала до трети от уровня, определенного предыдущим договором ОСНВ-1. Однако Госдума не ратифицировала этот договор.

Военная доктрина России 1993 г. предусматривала формирование армии, достаточной для обороноспособности. Основное внимание обращалось на силы ядерного сдерживания. Особенностью доктрины являлось то, что в ней не назывались вероятные противники Российской Федерации.

Во внешней политике не были определены российские национальные интересы, чаще всего руководство страны ориентировалось на прозападный курс. Это касалось позиции России в связи с санкциями по Ираку, Югославии, что подрывало престиж нашего государства.

В эти годы проходил вывод российских войск из Германии. Поспешность, с которой осуществлялось это мероприятие, не прибавила авторитета России. Напряженными оставались отношения Российской Федерации с Японией по поводу так называемых северных территорий – четырех островов Курильской гряды.

Восточноевропейские страны и Прибалтийские государства после выхода из социалистического лагеря стали ориентироваться на Запад, на вступление в НАТО, Европейский Союз (создан в 1992 г.) и другие международные организации.

Мировые финансовые институты не всегда оказывали действенную помощь России по выходу из трудного социально-экономического положения в связи с проведением либеральных реформ.

Угрозой национальным интересам России стало расширение НАТО на Восток. Чтобы сгладить напряженность, западными странами было предложено России в 1994 г. участвовать в программе военного сотрудничества «Партнерство во имя мира».

Во второй половине 1990-х гг. начал меняться подход России во внешнеполитических связях с другими странами. С приходом в правительство Е.М. Примакова метод взаимодействия с государствами на международной арене стал более взвешенным, разумным. С российской стороны получила распространение концепция многополярного мира и учета национальных интересов всех государств. В 1997 г. начался активный диалог Российской Федерации с НАТО: был подписан Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности.

Об активизации во внешней политике России свидетельствовало выступление против санкций в отношении боснийских сербов, осуждение бомбардировок объектов на территории Ирака. Российская Федерация стала проявлять инициативу в сотрудничестве по урегулированию международных конфликтов, к примеру, Израиля и Палестины.

Признанием вклада России в международную безопасность и равноправное сотрудничество стало ее принятие в Совет Европы в 1996 г. Российская Федерация также ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод и Протоколы к ней. По протоколу №6 в России был установлен мораторий на применение смертной казни. Российские граждане стали активнее обращаться в Европейский суд по правам человека.

Российская Федерация и ведущие страны мира подписали в 1996 г. Договор о запрещении ядерных испытаний во всех сферах.

Вступление бывших социалистических стран в НАТО вызвало необходимость для России гарантий своей безопасности. Ей удалось лишь в общих чертах обговорить с НАТО не распространять ядерное и обычное оружие в этих странах, не использовать инфраструктуру, оставшуюся после Варшавского договора.

Российская Федерация также активно противодействовала вторжению сил НАТО в Югославию в 1999 г.

Более действенно Россия стала сотрудничать и в рамках СНГ. Это сотрудничество стало приоритетным в ее внешней политике. Россия постоянно стремилась к сближению с Беларусью. В 1997 г. был заключен договор о Союзе Беларуси и России, в 1999 г. – Договор о создании Союзного государства. Другое дело, что практическая реализация договоренностей не всегда была успешной.

В 1995 г. Белоруссия, Казахстан и Россия подписали первый Договор о создании Таможенного Союза. В 1996 г. была организована так называемая «Шанхайская пятерка» (Казахстан, Китай, Кыргызстан, Таджикистан, Россия).

Во второй половине 1990-х гг. Россия поддерживала отношения со многими странами мира, активно участвовала в работе ООН, в других международных организациях. В 1998 г. ее приняли в международную организацию Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Данная организация создавалась с целью улучшения региональной торговли, либерализации капиталовложений

В 1992 г. Россия вступила в организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), которая занимается проблемами предотвращения конфликтов в Европе, урегулированием кризисных ситуаций, ликвидацией последствий конфликтов.

Россия с 1996 г. также участвует в неофициальном международном клубе «Большая восьмёрка» (G8), в который входят лидеры Великобритании, Германии, Италии, Канады, России, США, Франции и Японии. Она создана для согласования общих подходов по важным международным вопросам.

Таким образом, внешняя политика Российской Федерации в 1990-е гг. носила противоречивый характер. Становление России в мире связано с преодолением препятствий в виде прошлых идеологических штампов об ее агрессивности, пресечении попыток разоружить и принизить ее статус. Однако при всех недочетах именно в эти годы стали проявляться контуры реальной независимости России и открыто провозглашаться приоритет национальных интересов.

В 2000-е годы Россия стремилась по-прежнему вести равноправный диалог со странами Запада, налаживать добрососедские отношения с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона и других регионов. По сравнению с 1990-ми гг. в российской внешней политике наблюдалось более четкое отстаивание национальных интересов, неукоснительное следование основным принципам международного права.

Как и в 1990-е гг., приоритетными во внешней политике России оставались отношения с СНГ. За это время произошли изменения в Содружестве Независимых Государств. В 2005 г. Туркмения стала ассоциированным членом данной организации. В 2009 г. Грузия вышла из СНГ. В рамках СНГ сформировались также несколько организаций. Например, в 2002 г. была создана Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

Хотя в некоторых государствах СНГ к руководству пришли прозападно ориентированные политики, но все же и с ними удавалось находить общий язык, избегать конфликтов, действовать в рамках международного права. Лишь с Грузией не удалось мирно договориться после ее нападения на Южную Осетию в августе 2008 г. В связи с агрессией Грузии, войска которой были разбиты, Россия приняла решение признать государственную независимость Южной Осетии и Абхазии.

Сотрудничество со странами Содружества Россия стремилась развивать на взаимовыгодных условиях. Политические контакты лидеров СНГ касались не только взаимоотношений между этими странами, но и совместных действий в решении важных международных проблем. При всех порой возникавших между Беларусью и Россией трениях, все же окончательно побеждала дружба и сближение братских народов. Сложнее было наладить дружеские отношения между Российской Федерацией и Украиной. Однако и здесь удалось урегулировать ряд вопросов, связанных с российско-украинской границей. Хорошие отношения установились между Россией и Казахстаном, а также с другими государствами СНГ.

По-прежнему больным вопросом в СНГ был вопрос экономического сотрудничества. Государства бывшего СССР были заинтересованы в получении более дешевых энергоресурсов из России, на что не всегда получали положительный ответ от энергетических компаний. Это вызывало определенные трения в межгосударственных связях, особенно с Украиной и Беларусью.

Западные страны ориентировались на однополюсную структуру международных отношений под эгидой США, тогда как Концепция внешней политики РФ (2000 г.) предполагала создание многополярной системы.

Россия принимала меры к налаживанию взаимовыгодных отношений с Европейским союзом, с отдельными странами, входящими в него, прежде всего, в экономической сфере. В 2002 г. ЕС и США признали российскую экономику рыночной. Россия и ЕС совместно решали и другие вопросы, связанные с оказанием правовой помощи в борьбе с преступностью, с реализацией культурных программ и т. д.

В эти годы были восстановлены прекращенные после событий в Югославии контакты с НАТО. В 2002 г. с этой организацией было подписано соглашение по координации действий в целях обеспечения международной безопасности.

В отношениях с азиатскими странами главными направлениями внешнеполитической деятельности являлись Китай, Япония и Индия, самые многонаселенные государства мира. Россия и КНР успешно взаимодействовали в Совете Безопасности ООН по актуальным вопросам международной безопасности.

Россия также постоянно выступала посредником в улаживании конфликта между Северной и Южной Кореей. Хотя Российская Федерация и не принимала непосредственного участия в международной операции под эгидой ООН в Афганистане, но оказывала гуманитарную помощь афганскому населению. Она в 2002 г. установила дипломатические отношения с Афганистаном, развивала с ним политические, торгово-экономические, научно-технические и культурные связи.

В эти годы наметилась тенденция повсеместного нарушения таких основополагающих принципов международного права, как уважение суверенитета государств, невмешательства в их внутренние дела. Революции в Египте, Тунисе, Ливии в январе-марте 2011 г. продемонстрировали, как благие намерения по установлению демократии превратились в локальные гражданские войны, расколовшие общество. Россия не поддерживает экстремизм толпы, террористических групп, опиравшихся на религиозный фундаментализм, а также вмешательство иностранных государств в эти страны.

В эти годы продолжают развиваться межгосударственные контакты и с другими странами мира. В настоящее время Россия имеет дипломатические отношения со 191 страной и дипломатические представительства в 144 государствах.

Россия принимает активное участие в деятельности международных организаций, прежде всего, Организации Объединенных Наций. Хотя результативность этой организации снизилась, но она по-прежнему остается сдерживающим в период конфликтов субъектом международных отношений, и Российская Федерация всячески поддерживает правомерную миротворческую деятельность этой организации.

«Шанхайская пятерка» в 2001 г. была преобразована в региональную международную организацию – Шанхайскую Организацию Сотрудничества (ШОС). В нее вошли Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Узбекистан. В странах, входящих в организацию, проживает 1455 млн. человек. Экономика Китая – вторая в мире после США. ШОС выступает за укрепление стабильности и безопасность, борьбу с терроризмом, экстремизмом, за развитие экономического сотрудничества и по другим актуальным проблемам.

По инициативе России в 2000 г. было создано Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). В него вошли Россия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Беларусь. Оно занимается выработкой единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен.

В августе 2012 г. Российская Федерация вступила во Всемирную торговую организацию (ВТО), членами которой являются 158 стран.

Российская Федерация вошла в пятерку стран (Бразилия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика), создавших организацию БРИКС. Данные государства занимают свыше 25% суши в мире, в них проживает 40% населения планеты, и они имеют объединенный валовой внутренний продукт 15,5 трлн. долл. Основная цель организации – экономическое сотрудничество.

Россия принимает участие в деятельности «группы двадцати» (G20) – международных совещаний глав государств, министров финансов и глав центральных банков 19 стран и Европейского союза (ЕС) по финансовым вопросам.

В первое десятилетие XXI в. в отношениях России со странами Запада на первом месте стояло взаимодействие с США. Внешнеполитическая стратегия США распространяется на все страны мира, ее национальные интересы охватывают и постсоветское пространство.

В эти годы противостояние с США по сравнению с советским периодом уменьшилось. Хотя в решении международных проблем американцы стали прислушиваться или делать вид, что прислушиваются к российской позиции, но остаются прежние расхождения во мнениях по острым проблемам. По-прежнему США пытаются распространять свои ценности, диктовать свои условия другим странам, в том числе и России.

Именно в нулевые и последующие годы Россия, решительно заявив о своих национальных интересах, стремиться держать в боеготовности свои Вооруженные Силы и адекватно реагировать на выпады западных стран.

Все чаще в Совете Безопасности ООН представители России и Китая стали блокировать проекты резолюций, предлагаемые США, которые предусматривают введение санкций против ряда стран.

США стремятся в соседних с Россией странах установить системы ПРО, заявляя об угрозах, исходящих от Ирана. Россия прилагает все меры к отказу с американской стороны от этого проекта, поскольку видит в ПРО систему двойного назначения: не только оборонительную, но и наступательную. Чтобы остановить США, Россия готова к ответным мерам по установке в приграничной зоне эффективных видов вооружений. В настоящее время работы по установке ПРО приостановлены.

Диалог между Россией и США проходит с переменным успехом: то улучшаясь, то ухудшаясь. «Перезагрузка» в российско-американских отношениях носит противоречивый характер.

Россия и США предпринимают шаги по сокращению вооружений. Однако не всегда это удается. В 2002 г. США вышли из Договора по противоракетной обороне, и Россия отказалась участвовать в Договоре СНВ-2. В том же году между двумя сторонами был подписан новый Договор СНП (сокращение наступательных потенциалов).

Договор СНВ-3 заменил Договор СНВ-1 и отменил договор СНП от 2002 г. Он был подписан в 2010 г. и вступил в силу в 2011 г. Договор ограничивает общее число развернутых ядерных боезарядов 1550 единицами для обеих сторон. Число развернутых межконтинентальных баллистических ракет, развернутых баллистических ракет подводных лодок и развернутых стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев для России и США ограничивается 700 единицами и др.

Отношения между двумя державами показывают, что без взаимных уступок и компромиссов вряд ли можно рассчитывать на мир и безопасность, стабильность международных отношений.

В нынешней геополитической ситуации США ищут новые пути укрепления своего лидерства в мире. Выступая в Конгрессе (февраль 2013 г.), Барак Обама предложил проект создания Транстихоокеанского партнерства (ТТП) и Трансатлантического партнерства (ТАП) под эгидой США. В ТТП доля США будет составлять ¾ общего ВВП. Китай предлагает свой вариант объединения – Китай, Япония, Южная Корея, Индия, Австралия, Новая Зеландия и страны АСЕАН – всего 16 государств. Главную роль в этом объединении собирается играть Китай, на долю которого будет приходиться половина ВВП. ВТАП под руководством США предполагается сотрудничество демократических стран Северной Америки и Европы. В случае удачного исхода американского плана США возглавят мощную коалицию с 20% мирового населения, 65% мирового ВВП и 70% глобального экспорта. Поэтому не альтернативный проект Китая, ни Евразийский союз, который собираются сформировать Россия, Белоруссия и Казахстан к 2015 г. не смогут противостоять такой коалиции.

В Концепции внешней политики России, принятой в феврале 2013 г., представлены основные принципы, приоритетные направления, цели и задачи внешнеполитической деятельности Российской Федерации на ближайшую перспективу.

Так, наша страна намерена активно осуществлять курс на всемерное укрепление международного мира, всеобщей безопасности и стабильности. Цель внешней политики России – установление справедливой и демократической международной системы, которая должна основываться на коллективных началах в решении международных вопросов и главенстве международного права. Концепция предлагает формировать отношения добрососедства с сопредельными государствами и с государствами «дальнего зарубежья», устранять и предотвращать очаги напряженности и конфликтов в прилегающих к России регионах.

Отношения Российской Федерации с другими субъектами международного права должны строиться на принципах: уважения независимости и суверенитета, прагматизме, транспарентности, многовекторности, предсказуемости, неконфронтационного отстаивания национальных интересов.

В соответствии с Концепцией предполагается развертывать широкое и недискриминационное международное сотрудничество, содействовать становлению неконфронтационных внеблоковых объединений и активное в них участие. Россия стремится укреплять свои торгово-экономических позиции в системе мирохозяйственных связей, защите прав и законных интересов своих граждан и соотечественников, проживающих за рубежом.

Согласно Концепции приоритетными направлениями российской внешней политики являются развитие как двустороннего, так и многостороннего сотрудничества с государствами-участниками СНГ. Это сотрудничество предлагается осуществлять на основе равноправия, взаимной выгоды, уважения и учета интересов друг друга. В этом отношении большие надежды возлагаются на Евразийский экономический союз.

Не менее важной внешнеполитической задачей Россия считает взаимовыгодный политический диалог с Европейским союзом по основным международным проблемам. Продвижение национальных интересов России в европейских и мировых делах, содействие переводу российской экономики на инновационный путь развития наша страна видит в активизации взаимовыгодных двусторонних связей с ведущими государствами Европы.

В Концепции выражается уверенность, что Российская Федерация продолжит усилия по укреплению Совета Европы как европейской организации, обеспечивающей единство правового и гуманитарного пространств континента. Россия также отводит большую роль в решении европейских проблем Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), осуществляющей строительство равной и неделимой системы общеевропейской безопасности.

В целях укрепления мира и безопасности Российская Федерация будет выстраивать отношения с НАТО с учетом степени готовности альянса к равноправному партнерству, неукоснительному соблюдению принципов и норм международного права. Определенные риски для безопасности России представляет расширение НАТО и к приближению его военной инфраструктуры к российским границам.

Особое место в Концепции отводится отношениям России с США. Российская Федерация надеется выстроить контакты с США с учетом значительного потенциала развития взаимовыгодного торгово-инвестиционного, научно-технического и иного сотрудничества, а также особой ответственности обоих государств за глобальную стратегическую стабильность и состояние международной безопасности в целом. Диалог с США должен строиться на равноправной, недискриминационной основе, невмешательстве во внутренние дела, прагматизме и соблюдении баланса интересов.

В Концепции утверждается, что Россия последовательно выступает за конструктивное сотрудничество с США в сфере контроля над вооружениями, прежде всего, с учетом неразрывной взаимосвязи между стратегическими наступательными и оборонительными средствами. При этом подчеркивается, что в связи с созданием глобальной системы противоракетной обороны США, Российская Федерация будет последовательно добиваться предоставления правовых гарантий ее ненаправленности против российских сил ядерного сдерживания.

России предстоит укреплять свои позиции в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Это, прежде всего, касается экономического взаимодействия с государствами региона, активного участия в Азиатско-Тихоокеанском экономическом сотрудничестве. (АТЭС). В настоящее время данная организация насчитывает 21 страну, которые составляют около 40% населения мира и на долю которых приходится 54% ВВП и 44% мировой торговли.

Участие в организации позволит реализовать программу экономического подъема Сибири и Дальнего Востока. В настоящее время Россия обладает 23% мировых запасов леса, 20% запасов пресной воды, почти 10% пахотных земель, большая часть из которых находится в этом регионе. Российская Федерация также заинтересована в деятельности Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).

Россия продолжит сотрудничество с перспективным партнером – Китаем. На долю этой страны приходится более 20% мирового экспорта технологичных товаров, тогда как у США – 13%, а у России – десятые доли процента. Российская Федерация стремится к улучшению отношений с Японией, взаимовыгодного сотрудничества с другими странами АТР.

В российской внешней политике немалое место отводится партнерству с государствами Ближнего Востока, Африки, Латинской Америки.

Россия заинтересована в участии в таких международных организаций, как ООН, ЕС, ЕврАзЭС, ШОС, БРИКС.







2024 © winplast.ru.