Репортаж как жанр. Виды и особенности в различных СМИ. Функции репортера. Изучение особенностей жанра «репортаж Что такое репортаж как жанр публицистики


Слово «репортаж», как нетрудно догадаться, происходит от французского «reportage» и английского «report» с общим латинским корнем «reporto» — передавать, докладывать (отсюда же слово «рапорт»). Автор репортажа докладывает читателю (и, конечно, своему начальству) с места события о чем-то, что он наблюдал собственными глазами. Именно в этом принципиальное отличие этого журналистского жанра от всех остальных.


При этом репортер с помощью профессиональных приемов, которые мы рассмотрим в следующих главах, как бы дает возможность читателю оказаться на месте события и увидеть его глазами журналиста.

На всякий случай напомним основные журналистские жанры - это новостное сообщение, аналитическая заметка, интервью, авторская колонка и, собственно, репортаж. Видовое отличие репортажа как жанра, его родимое пятно - это как раз присутствие журналиста на месте событий. Без этого репортаж попросту не может состояться.

Близкий к репортажу жанр - это очерк. Настолько близкий, что их часто путают. Главное их отличие в том, что репортаж посвящен неким событиям. В центре внимания очерка - люди, которые в неких событиях участвуют. В целом очерки пишутся по тем же законам, что и репортажи. И все советы, которые в этой методичке даются по поводу репортажей, можно использовать и при написании очерков.

Но вернемся к отличиям между репортажами и другими жанрами.

Возьмем, к примеру, конкретное событие - очередной старт российского космического корабля с Байконура. Новость об этом вполне можно написать, находясь в офисе московской редакции - совершив парочку звонков в Центр управления полетами. Интервью с организаторами полета также можно получить по телефону. Более того, в последнее время все чаще бывает, что интервью получают посредством еще более современных средств связи - ICQ, Skype, электронной почты. А вот опальный олигарх Михаил Ходорковский наоборот, вынужден прибегать к более архаичным способам коммуникации - он общается с прессой посредством бумаги: ему передают вопросы через адвокатов, он так же на них отвечает. В любом случае, чтобы получить интервью, журналисту не обязательно выезжать в колонию, где содержится опальный олигарх.

Отталкиваясь от запуска корабля как новостного повода, можно написать большую аналитическую статью вроде тех, что публикуют журналы «Эксперт» и «Коммерсантъ-Деньги» - например, о состоянии космической отрасли России или о перспективах космического туризма. Сделать это можно, также вовсе ни разу в жизни даже е побывав на космодроме, и только обзванивая экспертов по телефону.

Точно так же и с таким популярным форматом, как авторская колонка. Материал в этом жанре мог бы представлять из себя что-нибудь вроде рассуждений автора о том, что космос - это один из тех немногих атрибутов сверхдержавы, что остался у России от СССР. Или о том, что мы научились строить лучшие в мире космические корабли, а вот такой гораздо более простой предмет, как автомобиль, у нас все никак не получается. Как мы понимаем, для такого текста тоже вовсе не обязательно посещать Байконур. Авторские колонки московские журналисты и вовсе любят писать, находясь на Лазурном берегу и, наслаждаясь видами на море и шикарные яхты, рассуждать о судьбах России.

С репортажем этот номер, конечно, не пройдет.

Репортаж на тему запуска космолета, скорее всего, содержал бы подробности с самого Байконура, из Центра управления полетами, а то и прямо из космического корабля - то, что журналисты обычно называют «живой картинкой» и «репортажными подробностями». Добыть их, не присутствуя «на месте», «в поле», не возможно.

В этой «живой картинке» и создаваемой ею у читателя « », и состоит принципиальное отличие репортажа. Его читают не столько для того, чтобы узнать о самом факте события (о старте космического корабля можно узнать, просто прочитав короткое новостное сообщение), сколько для того, чтобы это событие пережить. Читатель как будто вслед за журналистом переносится на место событий и чувствует то же, что непосредственные участники события.

Поэтому исследователи часто относят репортаж как жанр не к новостным жанрам, а к эмоциональной публицистике

Нужно отметить, что репортаж вполне может выступать в конвергенции с другими жанрами. «Репортажные подробности» вполне могут украсить и новостное сообщение, и интервью, и ту же аналитику. Например, многие журналисты любят начинать текст интервью с описания кабинета (квартиры, дома) своего героя или с подробностей их встречи. Разумеется, опытный журналист приводит такие подробности не для того, чтобы лишний раз подчеркнуть, в каких хороших ресторанах ему приходится бывать, чтобы встречаться с капитанами российского бизнеса, и в какие интересные города ездить. Детали должны быть «говорящими». Или хотя бы просто создавать у читателя «эффект присутствия» - читая материал, он как будто вместе с журналистом переносится в ресторан на встречу с героем интервью и участвует в их беседе.

Например, журналист, прибыв на интервью с олигархом, известным своим жестким отношениям к конкурентам и должникам, с удивлением замечает, что стены его резиденции украшены рисунками детей. А прилетев в Лондон на встречу с очередным политэмигрантом из России, обвиняемом в экономических правонарушениях, журналист видит, с какими мерами предосторожности тот перемещается по столице Англии, опасаясь вездесущих агентов российских спецслужб (или наоборот, перемещается без охраны. Или влачит жалкое нищенское существование. Или совершает совместный шоппинг с влиятельными российскими чиновниками). В общем, такие детали, даже если сам герой интервью на эту тему ничего не говорит, придают его фигуре какое-то дополнительное измерение. И журналист это свое впечатление передает читателю.

То же самое и с новостью. Готовя новость о том же старте космического корабля, журналист может парой «мазков», как живописец, передать атмосферу в ЦУПе - всеобщее волнение или наоборот, спокойствие, если такие полеты для всех сопричастных стали обыденностью, как поездки на метро.

Естественно, чтобы такие детали получить, автору новости или интервью желательно побывать на месте событий (иначе их придется добывать с чужих слов). Об использовании репортажных подробностей, создающих пресловутый «эффект присутствия», а пока я лишь хочу еще раз подчеркнуть, что элементы репортажа могут появляться и в других жанрах, и репортерам вовсе не принадлежит монополия на их использование.

Контрольные вопросы

1) Какие жанры журналистики вы знаете?

2) В чем отличие репортажа от других жанров?

Практические задания

1) Недавно на одном из новостных сайтов была новость о «росте привлекательности винных фондов» - специализированных финансовых фондов, вкладывающих деньги в производство и продажу вина. Придумайте, как могли бы выглядеть материалы на эту тему в разных журналистских жанрах.

2) Придумайте несколько тем для репортажей. Ответьте на вопрос: насколько эти темы уникальны? Публиковались ли подобные репортажи раньше?

Для новостного выпуска или программы нужны отличные сюжеты. Их подготавливают логически мыслящие, собранные люди - репортеры. Кроме того что у репортера должна быть приятная внешность и хорошая дикция, он должен уметь рисковать и быть в центре событий, ведь собранная информация для репортажа должна передаваться на канал или в печать очень быстро.

Значение репортажей очень велико. Это могут быть включения с мест происшествий, конфликтов, откуда в онлайн-режиме вещают о реальных событиях. Предлагаем вам познакомиться поближе с тем, что такое репортаж и каких видов он бывает. Быть репортером довольно увлекательно, ведь можно оказаться в разных частях света. Обязательно ли за материалами нужно отправляться куда-то далеко? Попробуем разобраться с особенностями этого жанра журналистики.

Что такое репортаж?

Для удачных кадров или съемок нужны правильные место и время, сюжет и герои, надежная камера и удачная погода. Существует много нюансов удачного сбора информации. Что это - репортаж, с какой целью его ведут? Проследите вместе с нами. Чтобы легче было представить, что такое репортаж, вспомните любую программу новостей или передачу о путешествиях. Чаще всего они состоят из роликов с места событий. Сообщение с места событий и называют репортажем. В журналистике его спецификой считают оперативность.

Освещение событий должно быть беспристрастное, не иметь оценок. Репортер становится очевидцем и участником происходящего. Что такое репортаж, чем он отличается от обыкновенной корреспонденции? Под репортажем подразумевается живой рассказ очевидца о событиях, наглядная обрисовка ситуации, в которой находится сам автор.

Композиция репортажа

Репортер ставит перед собой задачу донести слушателям или читателям информацию так, чтобы они как бы увидели это событие на самом деле. Лингвисты считают, что репортаж является "глазами" и "ушами" зрителя и слушателя. Построить рассказ можно по-разному, но существует и некая стандартная композиция:


Важные особенности или признаки жанра

Репортаж дает возможность читателю и зрителю быть на месте события. У него появляется случай увидеть и услышать участников, ощутить атмосферу происходящего. Автор в репортажных текстах проявляется по-разному. Он может использовать местоимения "я", "мы". Иногда журналист умалчивает о себе, но зритель догадывается, что он был свидетелем происходящего.

Особенностью репортажа является его стиль. Журналист выбирает средства и приемы образного раскрытия темы, эмоциональное изложение. Язык репортажа отличается документальностью и художественностью совместно. Если нарушить этот баланс, то рассказ получится скучным. Важно не переусердствовать с художественностью, чтобы сохранить ощущение реальности. Можно выделить следующие важнейшие особенности репортажа:


Событийный и аналитический репортаж

Самым распространенным видом репортажа выступает событийный. Это рассказ о каких-то событиях, изложенных в хронологическом порядке. Основные признаки событийного повествования - актуальность и оперативность, это сиюминутный, моментальный ролик о происходящем. Описываемое событие происходит на глазах репортера. Журналист выбирает для этого общественно значимую тему. Он отбирает наиболее яркие элементы, события и показывает их динамично и напряженно. Это заставляет читателя или зрителя сопереживать. Репортер дает характеристику поведению людей, рисует внешнюю обстановку событий. Для этого он использует мини-диалоги, мини-интервью, реплики.

Если журналист не просто показывает картины события, а старается его проанализировать, то речь идет об аналитическом репортаже. Это описание не просто отображает событие, но и выясняет причины его возникновения. Репортер привлекает нужные факты, цифры. Такой рассказ ближе к корреспонденции, в нем соединяются несколько жанров. Тема раскрывается по плану: тезис - аргумент - вывод.

Познавательно-тематический и репортаж-расследование

Для тщательного и всестороннего исследования темы используется познавательно-тематический репортаж. Специальные описания требуются для актуальных и общественно значимых тем. Для этого нужно обладать особым репортерским чутьем. Не всякое событие достойно такого репортажа. Рассказ журналиста должен демонстрировать новые стороны изменения действительности.

Существует еще репортаж-расследование. Главным в нем является сам процесс познания журналистом ситуации. Он может включиться в какой-то эксперимент. После такого репортажа зрителям хочется поразмышлять и повоображать.

Репортаж-комментарий и наблюдение ("смена профессии")

Существует так называемый комментированный репортаж. Он позволяет журналисту не просто освещать события, но и комментировать их. В него входят три элемента:

  • информация;
  • интерпретация;
  • мнение.

Начало такого рассказа всегда интригующее. Репортер вычленяет из происходящего самое главное. Комментарии журналиста тоже могут быть разными: расширенными, синхронными, профессиональными.

Чтобы глубже вникнуть в суть происходящего, репортер может пойти на "смену профессии" и пронаблюдать за событиями. Это используется в тех случаях, когда невозможно получить информацию другим способом. Журналист на время может стать работником цирка, продавцом, заключенным и даже бомжом. При этом нахождение, получение, передача, распространение информации должны проводиться законным способом согласно Конституции РФ. Иногда репортеру требуется консультация юриста.

Особенности репортажа и репортажного письма как жанра

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Особенности репортажа и репортажного письма как жанра
Рубрика (тематическая категория) Искусство

Глава I. Особенности и генезис репортажа как жанра

Введение

Введение………………………………………………………………………….3

Глава I. Особенности и генезис репортажа как жанра………………………..5

1.1. Особенности репортажа и репортажного письма как жанра…………….5

1.2. Развитие жанра репортажа в России……………………………………..14

Глава II. Репрезентация жанра репортажа и репортажного

письма ʼʼАиФʼʼ, ʼʼМКʼʼ, ʼʼКПʼʼ и Интернет-издание Лента.ру………………..21

2.1. Виды репортажа в ʼʼАиФʼʼ, ʼʼМКʼʼ, ʼʼКПʼʼ

и Интернет-издание Лента.ру…………………………………………………21

2.2. Стилистические особенности жанра репортажа

и репортажного письма……………………………………………………….36

Заключение…………………………………………………………………….43

Библиографический список……………………………………………………………45

Актуальность исследования. В современных средствах массовой информации репортаж занимает лидирующие позиции. Невозможно представить выпуск новостей на радио или телœевидении без репортажа; нет такой газеты, которая бы игнорировала данный жанр.

Роль репортажа в средствах массовой информации резко возрастает в пору чрезвычайных происшествий, когда реципиент ждет подробностей незамедлительно, и каждое средство массовой информации в таких случаях стремится опередить конкурентов в оперативности освещения экстремального события.

В этой связи значительный научный и практический интерес представляет изучение и обобщение опыта отечественной журналистики в изучение репортажа как жанра журналистики.

Объект исследования : жанры журналистики.

Предмет исследования : репортаж и репортажное письмо как жанр журналистики в ʼʼАиФʼʼ, ʼʼМКʼʼ, ʼʼКПʼʼ и Интернет-издание Лента.ру.

Цель исследования – рассмотреть особенности жанра репортажа и репортажного письма на примере газет ʼʼАиФʼʼ, ʼʼМКʼʼ, ʼʼКПʼʼ и Интернет-издания Лента.ру.

Для достижения поставленной цели были определœены следующие задачи исследования :

Рассмотреть особенности репортажа и репортажного письма как жанра;

Изучить специфику развития жанра репортажа в России;

Выделить виды репортажа в ʼʼАиФʼʼ, ʼʼМКʼʼ, ʼʼКПʼʼ и Интернет-издание Лента.ру;

Рассмотреть стилистические особенности жанра репортажа и репортажного письма.

Методологической основой исследования стали труды известных историков и теоретиков отечественной журналистики Б.И. Есина, Л.П. Громовой, Г.В. Жиркова, М.М. Ковалевой, Е.П. Прохорова, работы исследователœей типологии журналистики, жанров публицистики А.И. Акопова, Е.В. Ахмадулина, Е.А. Корнилова, А.И. Станько и др.

Методы исследования: В соответствии с целью, задачами и особенностями предмета изучения были использованы различные методы исследования. Среди них теоретические: сравнительно-исторический метод, позволивший рассмотреть предмет исследования в развитии и изменении во времени и обобщить имеющиеся к настоящему времени теоретические проблемы изучения особенностей жанра репортажа и репортажного письма; системно-структурный метод, позволивший подойти к предмету исследования как целостной системе, а также выделить в этой системе в качестве центрального элемент взаимосвязей и взаимодействия структуры, языковых особенностей.

Теоретическая значимость работы состоит по сути в том, что данный материал вносит вклад в разработку вопроса об особенностях жанра репортажа и репортажного письма.

Практическая значимость работы состоит в возможности использования ее базовых выводов в лекционных курсах по истории отечественной журналистики и в профессиональной деятельности работников средств массовой информации.

Жанр репортажа является одним из самых оперативных, привлекательных и популярных в журналистике. Благодаря своему главному качеству - созданию ʼʼэффекта присутствияʼʼ - читатель становится свидетелœем события вместе с журналистом.

Согласно толкованию Большой Советской Энциклопедии, ʼʼрепортаж - это информационный жанр журналистики, оперативно, с необходимыми подробностями, в яркой форме сообщающий о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является авторʼʼ. Такое определœение понятия является общепринятым, хотя оно не отражает всœех граней и тонкостей данного жанра журналистики.

Творческая лаборатория репортера включает сбор и обработку сведений о ка­ком-либо значимом событии, то есть факте; происходит преломление и отражение уви­денного в тексте. Отражением в философии называют всœеобщее свойство материи, заклю­чающееся в воспроизведении особенностей отражаемого объекта или процесса.

В философской теории отражения ис­ходным пунктом является диалектико-ма­териалистический принцип, согласно кото­рое результаты познания должны являться относительно адекватными своему источни­ку, то есть оригиналу. ʼʼДанного явления, по мнению ученого, можно достигнуть посред­ством двух взаимосвязанных требований и соответствующих им процессов. В первую очередь, при помощи активного извлечения нужных, а, во-вторых, исключения ненужных, побочных сведений об оригиналеʼʼ.

Репортаж как жанр зародился на стра­ницах европейских газет в первой половинœе XIX века и его название происходит от ла­тинского слова ʼʼreportareʼʼ, означающего ʼʼпередаватьʼʼ, ʼʼсообщатьʼʼ. ʼʼПервоначально жанр репортажа представляли публикации, извещавшие читателя о ходе судебных засе­даний, парламентских дебатов, различных собраний и т. п. Позднее такого рода репор­тажи стали называть отчетами. А репорта­жами начали именовать публикации иного плана, а именно те, которые по своему со­держанию, форме похожи на современные российские очеркиʼʼ, - пишет А. Тертычный. По его мнению, выдающиеся западные ре­портеры Джон Рид, Эгон Эрвин Киш, Эр­нест Хэмингуэй, Юлиус Фучик и др.
Размещено на реф.рф
были, в нашем понимании, скорее очеркистами, не­жели репортерами. Западные очерки явля­ются генетическими предшественниками и ближайшими ʼʼродственникамиʼʼ нынешнего российского репортажа.

В современной науке можно выделить более десятка толкований жанра репортажа. В корне ре­портажа всœегда находится общественно зна­чимое событие, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ развивается на гла­зах у читателя. Характерные особенности жанра - оперативность, динамичность, на­глядность происходящего, активно дейст­вующее авторское ʼʼяʼʼ, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ помогает создавать так называемый ʼʼэффект присут­ствияʼʼ, позволяя читателю находиться ря­дом с репортером и вместе с ним видеть происходящее событиеʼʼ. Некоторые ас­пекты этого определœения жанра вызывают возражения ученых. Так, исследователь М. Ким отмечает, что предметом отображе­ния в репортаже является не событие, а не­посредственно сам процесс, действие. Жур­налист показывает не просто факты, а дина­мику их развития и. что важно, выражает авторское отношение к ним: ʼʼВ репортаже ключевая роль отводится автору, так как именно он является главным распорядите­лем всœего действия. Основная задача журна­листа - создание целостного впечатления об эпизоде жизниʼʼ.

В словарной статье Большой Совет­ской Энциклопедии репортажи делятся на событийные и тематические. Выделяется специфическая черта͵ характерная, по мне­нию автора словарной статьи, для ʼʼжелтойʼʼ прессы - обязательное наличие сенсацион­ности в репортажах Определœенная идеоло­гическая заданность выражена в следующем высказывании: ʼʼВ марксистской журнали­стике репортер правдиво информирует о наиболее значительных и интересных собы­тиях общественно-политической, экономи­ческой и культурной жизниʼʼ.

М. Милых в статье ʼʼСтиль репортажаʼʼ сосредотачивает внимание на сочетании до­кументальности и эмоциональности отраже­ния события в репортаже: ʼʼСуществует две тенденции, две словесные стихии, дающие в своем противоборстве яркий многоплановый стиль репортажа. В первую очередь, тенденция к строгой документальности, достоверности, точному воспроизведению события; во-вторых, тенденция к живописному эмоцио­нальному изображению действительности, стремление не только отразить событие, но и показать свое отношение к немуʼʼ. При этом исследователь пытается найти корни репортажа, выделяя характерные чер­ты авторского ʼʼяʼʼ в тексте: ʼʼПо сравнению с беллетристикой ʼʼяʼʼ репортера-журналиста - не литературная маска, не ʼʼобраз рассказчи­каʼʼ, не способ стилизации. Здесь ʼʼяʼʼ пишу­щего, рассказывающего и автора непосред­ственно совпадают, что придает повествова­нию особый характер публицистичности, очевидности, документальности происходя­щего и описываемогоʼʼ.

Попытки определить гносœеологиче­ские истоки данного жанра предпринял Г. Солганик: ʼʼАнализ показывает, что ре­портаж - это синтетический жанр, вмещаю­щий в себя стилевые черты многих других газетных жанров, но вмещающий не эклек­тически, а перерабатывающий их в соответ­ствии со своей природой, задачами и особенностямиʼʼ. По мнению исследователя, ʼʼкомпозиционно-жанровая схема репортажа имеет общие стилистические черты и до­вольно устойчивый характер.
Размещено на реф.рф
Она определя­ется временными рамками события, после­довательного изложения фактов. С незначи­тельными отклонениями в самом общем ви­де это: зарисовочная заставка, собственно репортажное описание, повествование, пуб­лицистическое отступление, элементы ин­тервью (чужая речь), концовка. При этом ре­портаж допускает довольно значительные отклонения от канонической формы. Требо­ваниями жанра очерчиваются лишь общие контуры, общие черты, внутри же стилевых рамок возможно и действительно существу­ет разнообразие почерков, творческих ма­нерʼʼ.

Согласен с Г. Солгаником в определœе­нии синтетической природы жанра репорта­жа Е. Рябчиков, который отмечает, что ре­портаж ʼʼвпитал в себя многие драгоценные черты других жанров - очерка, интервью, отчета͵ хроники, обзора и корреспонденции, переплавил их, и появился новый чудесный сплавʼʼ. Отличительными качествами репортажа Е. Рябчиков считает активность, стремительность, умение вторгаться в самые различные области жизни.

Многообразный мир находится в поле зрения репортера. В то же вре>м в процессе познания действительности журналист фо­кусирует внимание на общественно значи­мых событиях.

Говоря о соотношениях субъективного и объективного в факте, многие ученые при­ходят к выводу, что ʼʼсодержание факта есть отражение объективного события, находя­щегося вне человеческого сознания, а фор­ма, в которой осуществляется это отраже­ние, субъективнаʼʼ.

По нашему мнению, описание факта нельзя полностью отождествлять с его ре­альным существованием в действительно­сти, хотя бы в силу психофизиологических особенностей восприятия его журналистом.

От автора репортажа зависит, в какой очередности будут излагаться детали, какие картины действительности будут представ­лены наиболее зримо, какова будет сюжетно-композиционная структура материала. Наличие автора в тексте должна быть выра­жено по-разному: благодаря размышлениям, ремаркам, монологам, отступлениям, харак­теристикам и т. п. Данные средства являют­ся важными для достижения ʼʼэффекта при­сутствияʼʼ. Получается, что в репортаже журналист не просто констатирует факты, а, оттолкнувшись от них, показывает динами­ку развития события, при этом выражая свое авторское отношение к происходящему на его глазах.

Вместе с тем главное при работе в жанре репортажа для журналиста - доста­точно умеренное использование изобрази­тельных средств, считает Г. Солганик: ʼʼСпецифика описания в репортаже и в пуб­лицистике вообще - в его документально­сти, достоверностиʼʼ. Такой характер описа­ния обусловливает сдержанность, умерен­ность в использовании изобразительных средств.

В то же время Г. Солганик считает од­ной из главных отличительных черт жанра прямую речь. Она придает красочность опи­сываемому действию, но и она имеет свою специфику: ʼʼБольшое значение в репортаже имеет и сама словесная фактура прямой ре­чи. Чужая речь, воспроизводимая без изме­нений, разнообразит словесную ткань, обо­гащает речевую палитру репортажа, позво­ляя менять речевой план изложения. В этом смысле сама прямая речь, даже не индиви­дуализированная, данная в сугубо деловой манере, - это выразительное средство. Од­нако следует соблюдать меру в использова­нии прямой речи. Злоупотребление ею мо­жет дать обратный ожидаемому результат, привести к однообразию, монотонности, да­же изменить природу жанраʼʼ. Прямая речь в репортаже важна ятя употребления в качестве одного из способов смены планов, что в конечном итоге делает репор­таж более динамичным.

Благодаря ʼʼэффекту присутствияʼʼ создается определœенная иллюзия получения чувственно-практического опыта. И она нужна для того, чтобы подготовить читателя к верной оценке описываемого события. Чем лучше передан эффект, тем, следовательно, и лучше воспринимается репортаж в целом.

С. Гуревич в работе ʼʼРепортаж в газе­теʼʼ подмечает ряд черт жанра, в частности, его публицистичность, выделяя особо ре­портаж - ʼʼраздумьеʼʼ, имеющий в своем со­ставе немало авторских отступлений и как следствие склонный к аналитичности. С этой точкой зрения солидаризиру­ется В. Ученою. По ее мнению, на страницы печатных СМИ всœе больше и больше стал проникать аналитический репортаж, кото­рый с полным правом можно назвать психо­логическим. Склонность к анализу в репор­тажах стала проявляться как результат пере­носа читательского интереса на глубинные причины происходящего события, того, что остается за кадром.

А. Тертычный в монографии ʼʼЖанры периодической печатиʼʼ отмечает два спосо­ба, благодаря которым журналист может вызвать сопереживание читающего. Пер­вый - изложить динамику события, его по­следовательное развитие. Второй - изло­жить динамику непосредственно авторских переживаний, которые появились в процессе знакомства с данным событием. ʼʼРепор­таж, - по его словам, - роднит с некоторыми другими жанрами (особенно художественно-публицистическими) использование метода наглядного изображения действительности. При этом в репортаже наглядность несет чис­то информативную функцию, функцию со­общения о вполне конкретном событии, происшествии и прочегоʼʼ.

В этом А. Тертычный видит отличие репортажа от других жанров. Так, в очерке отображение преследует цель обобщения, в аналитических жанрах- для ʼʼукрашенияʼʼ и ʼʼоживленияʼʼ серьезных и, как следствие, трудных для восприятия некоторой части аудитории размышлений автора текста.

В последнее время исследователи пы­таются расщепить жанр репортажа на со­ставляющие и узнать, что является пер­воосновой, или, как говорит Е. Пронин, - ʼʼквантом репортажаʼʼ. Последо­вательно разбирая как теорию, так и журна­листскую практику, исследователь приходит к выводу, что создание ʼʼэффекта присутст­вияʼʼ является важным и необходимым эле­ментом придания репортажности тексту.

Е. Пронин дает определœение ʼʼкванта репортажаʼʼ. Одна из ведущих характеристик данного вида текстов, по его мнению, есть сенсационность. Именно благодаря ей в массовой коммуникации запускается меха­низм, который привлекает внимание читате­ля к тому или иному тексту: ʼʼФакт как вы­разительное средство предметно предъявля­ет материальный объект отображения, вы­зывая ощущение внутритекстового контакта с реальностью, с которого, как с порога, на­чинается переориентация личности в откры­той (развивающейся) ситуации социальной практики. И для журналиста принцип пред­метного предъявления остается универсаль­ным творческим приемом, даже когда он пишет о духовных ценностях, абсурдных коллизиях или ʼʼбеспредметном искусствеʼʼ. При этом приведенное высказыва­ние не служит, по нашему мнению, основа­нием для признания сенсационности собы­тия ʼʼквантом репортажаʼʼ.

Принимая во внимание существующие толкования жанра репортажа, следует учесть два важных обстоятельства. В первую очередь, ре­портаж, как жанр журналистики, представ­ляет собой историческое явление, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ имеет причины возникновения, определœен­ные этапы своего развития. Во-вторых, не существует китайской стены между жанра­ми журналистики, и репортаж испытывал и испытывает в процессе становления влияние других жанров, а также сам воздействует на них. Эти положения являются ключевыми при историко-теоретическом изучении жан­ра репортажа.

В современной журналистике очень часто встречается смешение жанров. На страницах периодических изданий появляются материалы, в которых используются выразительные средства и методы, присущие разным типам журналистских текстов. Иногда в процессе изменения медиапространства рождаются и новые жанры. Такая динамика – нормальное явление. Действительность вокруг нас меняется, а вместе с ней меняются потребности и характеристики аудитории.

В последнее время в самых разных журналистских материалах встречаются вкрапления репортажного письма. Эта тенденция прослеживается в современной прессе довольно явно. Но если вернуться на несколько десятилетий назад, то мы поймём, что подобное явление не новость. Ещё в 70-80-ые годы Анатолий Аграновский писал свои корреспонденции, используя репортажный стиль.

Жанровая динамика исследуется в теории журналистики довольно давно. Существует большое количество трудов, посвящённых развитию очерка, репортажа и т.д. При этом практически нет монографий, в которых бы назывались причины использования репортажного письма в разных жанрах. По этой причине данная проблема представляет собой интересное поле для исследовательской деятельности.

Анализ научной литературы по данному вопросу позволил нам выделить одну из базовых характеристик репортажного письма – отражение полифонии действительности. Под этим термином мы понимаем передачу информации по всœем каналам восприятия с помощью словесных и других средств. Можно рассматривать два подвида этого феномена: полифония как живое звучание жизни и полифония как многоголосица мнений. Первая передает визуальные образы, звуки, осязательные ощущения, запахи, ᴛ.ᴇ. весь комплекс впечатлений, которые мы можем воспринимать органами чувств. Вторая – представляет всю гамму мнений участников события (реплики, голоса героев материала). Обе эти разновидности помогают воссоздать выпуклую, осязаемую картину действительности и, кроме того, способствуют созданию эффекта присутствия.

В каком-то смысле полифонию действительности в журналистском тексте можно назвать предтечей мультимедийных продуктов. В случае если в мультимедиа звук, визуальное изображение - ϶ᴛᴏ информация, закодированная в разных знаковых системах, то в тексте полифоничная картина воспроизводится в пределах одной знаковой системы – языка.

Чаще всœего репортажная картинка даётся в лиде и нескольких последующих абзацах. Такой прием призван привлечь внимание читателя, заинтересовать его. Это своеобразная приманка. Возможно, подобное явление пришло в тексты печатных СМИ из практики телœевизионной журналистики. Ведь телœевизионные сюжеты часто начинают с репортажных зарисовок.

Бывает, что журналист пишет весь материал в репортажном ключе, но не даёт описания события в развитии. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, он заимствует только ʼʼвнешнюю оболочкуʼʼ жанра, но не преследует целœей, характерных для репортажа. Проблемные статьи, изложенные с использованием репортажного стиля, дают возможность крупным планом показать то, что скрыто от глаз и порой неуловимо.

Иногда ʼʼрепортажностьʼʼ позволяет подчеркнуть достоверность данных, о которых говорит журналист. Такая иллюстрация позволяет реалистично и объективно рассказать о событиях. Вместе с тем, введение живых голосов, ярких примеров всœегда делает текст более убедительным.

Следует отметить, что репортажное письмо используется не только в проблемных, но и в лёгких, развлекательных материалах.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, можно выделить основные причины использования репортажного письма в текстах СМИ:

- ʼʼприманкаʼʼ (любопытная картинка, которая притягивает внимание читателя);

Создание эффекта эмпатии (вчуствования);

Облегчение усвоения информации;

Передача достоверности (претензия на документальность отражения происходящего).

Особенности репортажа и репортажного письма как жанра - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Особенности репортажа и репортажного письма как жанра" 2017, 2018.

Изучение особенностей жанра «репортаж»

Сущность и признаки репортажа

По мнению М.Н. Кима репортаж является одним из жанров журналистики, обладающий «синтетической природой». В нём соединяются и используются самые разнообразные художественные средства изображения.

Но, несмотря на то, что репортаж включает в себя элементы других различных жанров у него имеются свои отличительные особенности: «Возможность включения в ткань репортажного описания различных жанровых элементов может восприниматься как отсутствие у данного жанра собственных отличительных признаков. Но это, конечно, не так. К специфическим жанровым особенностям репортажа можно отнести: оперативность, актуальность, наглядность, документальность, достоверность. Все эти признаки в репортаже так или иначе взаимосвязаны и взаимообусловлены.»

Оперативность как признак присуща и многим другим информационным жанрам. Но, когда дело касается репортажа, то данное качество зачастую соотносится с такими понятиями, как «сиюминутность» и «одномоментность» и данный факт указывает на то, что: «репортаж как никакой другой жанр журналистики напрямую связан с временным материалом».

Таким образом, постоянными качествами репортажа являются: событийность, новизна, динамичность.

Специфичность репортажного материала состоит в том, что репортер делится с читателями своими впечатлениями о событии в тот самый момент, когда событие свершается; порой самому репортеру неизвестно, чем окончится событие, и в этом заключается его непредсказуемость, а значит, и его новизна.

Динамичность репортажного описания -- в том, что журналист, выступает в качестве участника события и тем самым передает все детали, а также отслеживает все значимые изменения в событии.

Повествование или описание в репортаже создается с помощью «раз-

Подробности

Свидетельства

Подлинные документы и т.д.

И элементы публицистики:

Комментарии

Лирические отступления и т.п.

Соединяет все элементы репортажного материала авторский замысел, «который выражается через отношение

пишущего к описываемому событию».

«Данное отношение, как отмечают лингвисты, имеет субъективно-модальное значение, т. е. именно через модальность проявляются личность автора, его мировоззрение, эмоциональный настрой, художественное кредо, с одной стороны, и жанр конкретного произведения -- с другой».

Таким образом, в репортаже автор выражает свое мнение по поводу конкретного события, с помощью трёх моделей: «Я видел, как…», «Я думаю, что…», «Они мне сказали, что…», при этом в рамках каждой такой модели «автор может использовать разнообразные приемы самовыражения и самовыявления» .

Основой репортажного события являются факты. Факты используются для того, чтобы читатель мог удостовериться в реальности и подлинности события. При этом автор репортажа может не только описывать происходящее событие, но и комментировать его, так как «Факт, «облученный» авторским мнением, придает всему материалу субъективную окрашенность».

Обычно факты в репортаже представляются в качестве общих сведений (чисел, дат, свидетельских показаний, различных высказываний, документов и т.д.), образуя документальную основу всего материала.

Также в репортаже используются подробности. Их функция заключается в том, чтобы обрисовать внешность и характер персонажей, обстановку, окружающую природу или местность. При этом важно отметить, что подробности не должны даваться автором в развернутом виде, они служат для того, чтобы создать определенный фон.

Ещё одним признаком репортажа является -- наглядность. Достижение автором наглядности происходит за счёт выразительных приёмов, к которым относится:

создание образной картины происходящего с помощью

ярких и запоминающихся деталей

использование в репортажном описании подробностей

последовательное воспроизведение хода события

показ участников события через их портретные и речевые характеристики

передача эмоциональной и психологической атмосферы происходящего

создание «эффекта присутствия» на месте события.

Все эти элементы создают точную картину происходящего.

Понятие «репортаж» возникло в первой половине XIX в. и происходит от латинского слова «reportare», означающем «передавать», «сообщать». Первоначально жанр репортажа представляли публикации, извещавшие читателя о ходе судебных заседаний, парламентских дебатов, различных собраний и т.п. Позднее такого рода «репортажи» стали называть «отчетами». А «репортажами» начали именовать публикации несколько иного плана, а именно те, которые по своему содержанию, форме похожи на современные российские очерки. Так, выдающиеся западные репортеры Джон Рид, Эгон Эрвин Киш, Эрнест Хэмингуэй, Юлиус Фучик и др. были, в нашем понимании, скорее очеркистами, нежели репортерами. И сейчас, когда европейский журналист говорит что-то о репортаже, он имеет в виду то, что мы называем очерком. Как раз западные очерки, с точки зрения их «имени», и являются генетическими предшественниками и ближайшими «родственниками» нынешнего российского репортажа. Это, разумеется, необходимо учитывать в случае использования в отечественной теории репортажа теоретических размышлений западных исследователей.

Репортаж является одним из наиболее излюбленных жанров отечественных журналистов. История российской журналистики помнит десятки имен выдающихся репортеров и прежде всего имя В.А. Гиляровского («дядюшки Гиляя», «короля репортеров»), прославившегося в конце XIX - начале XX в. своими талантливыми рассказами о мрачных трущобах московского Хитрова рынка, о страшном событии на Ходынском поле, о жизни рабочего люда на промышленных предприятиях Москвы и т.д. Многие репортеры стали известными писателями, но слава их выросла, прежде всего, на репортаже. И это в немалой степени объясняется возможностями, которыми обладает данный тип материала.

Своеобразие публикаций, относящихся к жанру репортажа, возникает, прежде всего, в результате «развернутого» применения метода наблюдения и фиксации в тексте его хода и результатов. Задача любого репортера заключается прежде всего в том, чтобы дать аудитории возможность увидеть описываемое событие глазами очевидца (репортера), т.е. создать «эффект присутствия». А это становится в наибольшей мере возможным только в том случае, если журналист будет рассказывать о предметных ситуациях, событиях (и лучше всего - быстро развивающихся). (В этом отношении в приведенном выше примере автор описывает все, что увидел в зубоврачебном кабинете, - и девушку в кресле, и блестящие инструменты, и алмазный бур, и белоснежные халаты и т.д. Все это позволяет читателю как бы самому побывать в этом кабинете.)

Для репортера важно не только наглядно описать какое-то событие, но и описать его так, чтобы вызвать сопереживание читателя того, о чем идет речь в тексте. Это возможно осуществить разными путями. Наиболее часто данная цель достигается двумя способами. Первый - изложение динамики события. В том случае, если отображаемое событие быстро развивается, автору остается только показать это развитие. Однако бывают события, ситуации, развитие которых протекает, вяло, неопределенно, является довольно статичным. В этом случае автора может выручить «вывод на поверхность» события его внутренней динамики или изложение динамики авторских переживаний, вызванных его знакомством с событием. (В нашем примере репортажа из зубоврачебного кабинета его можно было бы при необходимости усилить за счет более яркого и подробного описания переживаний автора, связанных с лечением зуба.)

Репортаж роднит с некоторыми другими жанрами (особенно художественно-публицистическими) использование метода наглядного изображения действительности. Однако в репортаже наглядность несет чисто информативную функцию, функцию сообщения о вполне конкретном событии, происшествии и пр. А скажем, в очерке наглядное отображение преследует, прежде всего цель обобщения, типизации. Наглядные детали в аналитических жанрах применяются для «украшения», «оживления» серьезных, а потому трудных для восприятия определенной части аудитории размышлений автора.







2024 © winplast.ru.