Презентация по психологии: "Особенности внешней, внутренней и эгоцентрической речи". Презентация по психологии на тему речь что Речь виды речи презентация


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

« Речевое развитие детей в условиях ДОУ»

Речь - великий дар природы, бла­годаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. РЕЧЬ Объединяет, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказывает человеку огромную услугу в познании мира.

Речевое общение охватывает: Процесс установления социальных контактов. Обмен эмоциями. Налаживание практического взаимодействия. Налаживание речевого взаимодействия. Участники учебного процесса педагоги дети родители

Основным содержанием работы на занятиях по развитию речи является обучение способам наилучшего использования языковых средств. Все лексические, грамматические и интонационные упражнения проводятся на материале фразеологизмов, загадок, пословиц, которые уточняют представления детей о разнообразии жанров, их образности и углубляют художественное восприятие литературных произведений. В результате у детей повышается уровень логического и наглядно-образного мышления. Таким образом, полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей рассматривается нами как стержень полноценного формирования личности ребенка-дошкольника, который предоставляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Задача дошкольного учреждения - воспитывать у детей такие качества устной речи, на которые может опираться обучение в первом классе.

Речь – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков Коммуникативная функция речи состоит в том, что с помощью речи передается информация от человека к человеку. Интеллектуальная функция речи заключается в том, что для человека она также служит средством мышления. Она проявляется во внутренней речи, а также во внешних формах речи: диалоге и монологе. Регулятивная функция речи выражается в том, что речь служит фактором управления собственной психикой и поведением человека, который ею пользуется, а также психикой и поведением других людей. Психодиагностическая функция речи заключается в том, что по речи человека можно судить о психологических особенностях данного человека, о его познавательных процессах, психических состояниях и свойствах. Этой функцией речи в общении с людьми мы пользуемся постоянно, внимательно прислушиваясь к тому, что они говорят, и пытаясь по высказываниям человека судить о нем самом как о личности. Языковая - любая речь принадлежит какой-либо языковой культуре (русский язык, украинский язык, татарский язык, немецкий язык и т.д.)

Нормы по развитию речи 2 года – запас слов до 200 – 300, ребенок начинает пользоваться прилагательными, местоимениями, предлогами; появляются предложения из трех слов; 2 года 6 мес. – многословные предложения; 2. 5 – 3 года – еще могут быть трудности с произношением свистящих, шипящих, сонорных звуков; 3 года – запас слов до 800 – 1000; употребляют грамматические формы: изменяют существительные по падежам, числам, глагол – по родам и временам, числам и лицам; 3 – 4 года – второй период вопросов «почему?» и «когда?». Могут сохраняться недостатки в произношении длинных и малознакомых слов, нечеткость произношения некоторых звуков; 4 года – развернутые предложения, используют все части речи. Группируют предметы по классам: одежда, посуда, животные и т.д. Запас слов до 2000. 4 – 5 лет – короткие рассказы. Почти все недостатки произношения исчезают. 5 лет – умеют составлять рассказ по картинке, правильно отвечают на вопросы по сюжету рассказа. Запас слов около 2500. 6 лет – используют сложные и распространенные предложения, отсутствуют недостатки произношения звуков и слов. Составляют рассказ из 40 – 50 предложений, с развитием сюжета.

Создание условий для полноценного развития речи детей предусматривает: создание развивающей предметно-пространственной среды; целенаправленная работа воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности; повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников; изучение состояния устной речи детей; участие родителей в речевом воспитании детей.

Работа по развитию речи На занятиях всех педагогов детского сада большое внимание уделяется развитию словаря. Проводится систематическая работа по формированию связной речи и отработке грамматических категорий. Постоянно идет работа над звуковой культурой речи: закрепляются поставленные и автоматизирован­ные звуки, проводится работа над интонационной выразительностью, темпом речи, логическими ударениями. Занятия по развитию речи проводятся с учетом комплексного подхода, направленного на решение в интервалах одного занятия разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих различные стороны речевого развития - фонетическую, лексическую, грамматическую, и в итоге обеспечивающих развитие связной монологической речи.

основные направления работы над речью в ДОУ развитие и обогащение словаря развитие грамматического строя речи развитие монологической речи воспитание звуковой культуры речи ознакомление с художественной литературой формирование элементарного осознания явлений языка и речи развитие диалогической речи

Методы и приёмы развития речи приёмы словесные практические наглядные приёмы приёмы Показ картин, картинки Показ игрушки Показ движения Использование ТСО вопрос виды репродуктивные поисковый обобщающие прямые наводящие подсказывающие Речевой образец повторение объяснение указания с ловесные упражнения о ценка детской речи Носят игровой характер Дидактические игры Игровые упражнения Игры- занятия

На занятиях по развитию речи ребёнок учится соотносить свои речевые действия с образцом, показываемым воспитателем, и с его словами (что делать? и как делать?), учится выполнять учебные действия совместно с другими ребятами, учится беседовать, принимать участие в дидактической игре, он привыкает сосредотачивать внимание на определённом объекте, сдерживаться, говорить по очереди. На занятиях дети получают новые знания (вместе с новыми словами и грамматическими формами).

Работа по развитию речи включает в себя следующие разделы: Развитие речевого дыхания, формирование чувства ритма, развитие способности звукоподражания. Развитие артикуляционного аппарата. Развитие мелкой моторики. Формирование фонематического слуха. Развитие словарного запаса. Развитие связной речи. Развитие высших психических функций – память, внимание, зрительное и слуховое восприятие, мышление.

Организация работы с родителями является необходимым условием при создании единого речевого пространства в нашем ДОУ. Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка. Как известно, образовательно-воспитательное воздействие состоит из двух взаимосвязанных процессов – организации различных форм помощи родителям и содержательно-педагогической работы с ребенком. Такой подход к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения обеспечивает непрерывность педагогического воздействия. Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что в нашем ДОУ созданы необходимые психолого-педагогические условия для полноценного речевого развития дошкольников.

Мероприятия Главная цель взаимодействия логопеда и семьи – это включение родителей в совместный коррекционный процесс и создание единого речевого пространства. Беседы с родителями о важности проблемы развития речи детей. Консультация «Игротека в кругу семьи» Папка - передвижка «О роли родителей в развитии речи детей». Анкетирование. Консультации логопеда: «Взаимодействие Взаимодействие педагога с родителями»; «Итоги логопедического обследования детей по речевому развитию»; «Организация логопедической работы с детьми, имеющих нарушения в речи»; «Артикуляционная гимнастика». Памятка для родителей «Упражнения для развития связной речи» Задачи: 1. сформировать у родителей желание помогать ребенку; 2. формирование мотивации к участию в образовательном процессе; 3. повышение уровня педагогической компетенции родителей; 4. информационная и дидактическая поддержка семьи.

Как организовать логопедические занятия дома « Лото» различной тематики (зоологическое, биологическое, «Посуда», «Мебель» и т.п.). Хорошо также приобрести муляжи фруктов, овощей, наборы небольших пластмассовых игрушечных животных, насекомых, транспортных средств, кукольную посуду и т.д. (или хотя бы картинки) Разрезные картинки из двух и более частей. Вашим хобби до окончательной компенсации недоразвития речи у ребенка должно стать коллекционирование различных картинок, которые могут пригодиться в процессе подготовки к занятиям (красочные упаковки от продуктов, журналы, плакаты, каталоги и пр.) Заведите дома большую коробку, куда вы будете складывать свою «коллекцию». Для развития мелкой моторики приобретите или сделайте сами игры: пластилин и другие материалы для лепки, конструктор, шнуровки, счетные палочки и т.д. Тетрадь или альбом для наклеивания картинок и планирования занятий. Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помн ить, что основная деятельность детей – игровая.

Рекомендации учителя-логопеда Для достижения результата необходимо заниматься каждый день. Ежедневно проводятся: игры на развитие мелкой моторики, артикуляционная гимнастика (лучше 2 раза в день), игры на развитие слухового внимания или фонематического слуха, игры на формирование лексико-грамматических категорий. Количество игр – 2-3 в день, помимо игр на развитие мелкой моторики и артикуляционной гимнастики. Не переутомляйте малыша! Не перегружайте информацией! Это может стать причиной заикания. Начинайте занятия с 3-5 минут в день, постепенно увеличивая время. Некоторые занятия (например, на формирование лексико-грамматических категорий) можно проводить по дороге домой.

Благодаря установлению доверительно-партнерских отношений между всеми участниками коррекционного процесса, успешно преодолеваются не только собственно нарушения речи, внимания, памяти, мышления, моторики, поведения у ребенка, но и решаются многие внутриличностные конфликты и проблемы родителей, создается благоприятный психоэмоциональный климат в семьях детей с отклонениями в развитии, формируются детско-родительские отношения.


Речь – это деятельность общения – выражения, воздействия, сообщения – посредством языка, речь – это язык в действии. Речь, и единая с языком, и отличная от него, является единством определенной деятельности – общения – и определенного содержания, которое обозначает и, обозначая, отражает бытие. Точнее, речь – это форма существования сознания (мыслей, чувств, переживаний) для другого, служащая средством общения с ним, и форма обобщенного отражения действительности, или форма существования мышления. Рубинштейн С.Л. Речь – это сложившаяся исторически в процессе практической деятельности людей форма общения опосредованная языком



Внешняя речь обращена к другим людям. Посредством ее человек передает и воспринимает мысли. Вербальное общение при помощи письменных текстов. Оно может быть и отсроченным (письмо), и непосредственным (обмен записками во время заседания). Речь письменная отличается от речи устной не только тем, что использует графику, но и в грамматическом (прежде всего синтаксическом) и стилистическом отношениях Речь, непосредственно обращенная к кому-либо. Она выражается в звуках и воспринимается другими людьми с помощью слуха. Устная речь самая древняя по происхождению. Дети обучаются речи также сначала устной, позже письменной. Устная речь проявляется в монологической и диалогической формах.


Диалог - это речь, которая активно поддерживается собеседником и она «свернута», так как в ней многое подразумевается в силу знания и понимания ситуации партнером. Монологическая речь это речь одного человека. Он говорит, а другие слушают. К этому виду речи относятся разнообразные выступления одного лица перед аудиторией: лекция, отчет, сообщение, речь депутата, монолог актера и т. п. Монолог речь непрерывная и неподдерживаемая слушателями.


Внутренняя речь возникает из внешней речи, формируется на ее основе. Как и внешняя речь, она рефлекторна по способу происхождения. Различие состоит в том, что эфферентная часть внутреннеречевых рефлексов заторможена. Рефлексы внутренней речи это функционально измененные обычные речевые рефлексы (И. М. Сеченов). Внутренняя речь: беззвучная речь про себя и для себя, возникающая в процессе мышления. Внутренняя речь происходит из внешней, с ее помощью происходит переработка образов восприятия, их осознания и классификации в определенной системе понятий. Внутренняя речь кодирует образы реального мира символизирующими их знаками и выступает как средство мышления. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности.




Эгоцентрическая речь – особая форма речи, промежуточная между внутренней и внешней речью, выполняющая в основном интеллектуальную, а не коммуникативную функцию. Она активизируется у детей в возрасте от 3 до 5 лет, а к 6-7 годам исчезает. Эгоцентрической речи, как и внутренней, свойственны интеллектуальная функция, неполная осознанность, предикативность и агглютинированность. Речь, обращенная к самому себе, регулирующая и контролирующая практическую деятельность. Как показал Л. С. Выготский эгоцентрическая речь генетически восходит к внешней (коммуникативной) речи и является продуктом ее частичной интериоризации. Таким образом, эгоцентрическая речь как бы переходный этап от внешней к внутренней речи.


Использованная литература 1. Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология: учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, с.: 2. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. - М., 1990.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

« Онтогенез речевой деятельности » Язык, речь, виды речи и её функции. Смиркина елена александровна

Язык система знаков, служащая для осуществления человеческого общения, мышления. Для каждого вида речи (устная, письменная и др.) существует своя система знаков, то есть, свой язык. [ Онтогенез детской речи.вводная лекция http://www.liveinternet.ru]

Речь это язык в действии, своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом [ Речь человека http://www.rsd.in.ua] исторически сложившаяся форма общения людей, опосредованная языком

Речь - Это психический процесс. Физиологическую основу речи составляет деятельность второй сигнальной системы (слово). Речь, как и любой другой психический процесс, невозможна без активного участия первой сигнальной системы (анализаторы). Движущая сила развития речи – потребность в ОБЩЕНИИ, как правило, возникающая в деятельности.

Виды речи: Внешняя речь: - устная (диалогическая и монологическая); - письменная. Эгоцентрическая Внутренняя Жестовая Дактильная (пальцами)

Устная речь Устная речь отличается не только тем, что она выражена в звуках, но главным образом тем, что она служит целям непосредственного общения с другими людьми. Это всегда обращенная к собеседнику речь. Смысловое содержание устной речи частично раскрывается с помощью интонации, мимики, жестов и т. д

Виды устной речи: Монологическая речь – когда говорящий в течение относительно длительного времени излагает свои мысли, не будучи прерываем д ругими людьми (лекции, доклады, устные отчеты, чтение вслух стихотворений, прозы и т. д.) Диалогическая речь - разговор, в котором участвует не менее двух собеседников (беседа, всегда связана с необходимостью отвечать на вопросы или реплики собеседников).

Письменная речь Это речь, которая по своей структуре является наиболее развернутой и синтаксически правильной. Обращена не к слушателям, а к читателям, непосредственно не воспринимающим живую речь автора и не имеющим поэтому возможности уловить ее смысл по интонации. Письменная речь становится понятной только при условии строгого соблюдения грамматических правил данного языка.

Внутренняя речь Это речь про себя, с нею мы не обращаемся к другим людям. Не является средством общения. Она имеет весьма существенное значение в жизни человека, будучи связана с его мышлением. Она органически участвует во всех мыслительных процессах.

эгоцентрическая речь Эта речь, адресованная самому себе, которая является переходом внешней разговорной речи во внутреннюю. Этот своеобразный вид речи отмечается у детей дошкольного возраста. Такой переход совершается в условиях проблемной деятельности, когда возникает потребность осмыслить выполняемое действие и направить его на достижение практической цели. Элементы этой речи можно встретить и у взрослого человека (размышляет вслух)

Жестовая речь это своеобразная, достаточно сложная система общения, в которой используется язык жестов.

Дактильная речь (пальцами) это своеобразная форма речи, воспроизводящая слова пальцами рук. Дактилос – в переводе с греческого «палец ». Каждой букве алфавита соответствует особое положение пальцев.

Функции речи Коммуникативная – это главная функция речи, она проявляется в том, что речь служит средством передачи информации от человека к человеку.

Функции речи Номинативная (назывная, сигнификативная) – дающая название предмету. При помощи языка человек называет все предметы и явления действительности.

Функции речи Индикативная (указывающая на предмет) использование речи для передачи другим людям некоего сообщения с целью явного или неявного указания на некий объект.

Функции речи Интеллектуальная – носитель обобщения, обслуживание мышления (В.И. Яшина). Она дает возможность осуществить главнейшую функцию - быть орудием мышления, подчинять себе все виды и формы мышления, переходить от подсознательных невербализованных процессов к осознанным логически соразмеренным и соотнесенным.

Функции речи Функция социализации – приобщения к культурно-историческим ценностям (И.А. Зимняя) Овладев родным языком, человек начинает общаться с социальным окружением, получает доступы к культурному наследию и формируется как типичный член данного общества.

Функции речи Регулятивная – функция внешнего контроля поведения. В. Шефнер написал: Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести.

Функции речи Рефлексивная – самоконтроль. (И.А. Зимняя) Размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий

Функции речи Экспрессивная – отражение эмоциональных состояний человека и его отношения к различным явлениям действительности. (А.А. Крылов). Выражается прежде всего через голос и темп высказывания.


Формы речи
Понятие речи
Виды речи
Устная речь
Письменная речь

Формы речи различают в зависимости от
того, какой канал связи используется в процессе
общения (зрение или слух)
Речь - исторически сложившаяся форма
общения
людей
посредством
языковых
конструкций,
создаваемых
на
основе
определённых правил.
Процесс речи предполагает, с одной
стороны, формирование и формулирование
мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с
другой стороны - восприятие языковых
конструкций и их понимание.

Виды речи
Внешняя речь
Письменная
Внутренняя речь
Устная

Внешняя речь –
обращена к другим людям.
Посредством ее человек
передает и воспринимает
мысли.
Внутренная речь: беззвучная
речь про себя и для себя,
возникающая
в
прцессе
мышления.
Внутренняя
речь
происходит из внешней, с ее
помощью происходит переработка
образов восприятия, их осознания
и классификации в определенной
системе понятий.

Устная речь:

1.
Устная речь первична, она возникает из потребности человека
что-то сказать другому, она служит для непосредственного общения. В
условиях устного общения слушающий о многом может догадаться,
поскольку ему обычно известна тематика беседы, о недосказанном
словами он может судить по интонации, мимике, жестам говорящего,
наконец, о непонятном он может переспросить.
Если пишущий имеет возможность совершенствовать свой текст,
то говорящий действует спонтанно, не имея достаточного времени на
обдумывание, выбирая форму выражения на ходу.

Устная речь
Монолог
(продолжительная
речь одного лица)
Диалог
(разговор между
двумя лицами)
Полилог
(разговор, беседа
между многими
лицами)

Правило устного общения

- Не повторять то, что известно из предшествующей фразы или
ситуации. Вопрос: Который час? В письменном тексте означает
только то, что задающий его интересуется временем, но в разных
ситуациях устного общения он может наполняться разным смыслом,
например,
Не пора ли вам откланяться? (если адресован
засидевшемуся гостю),
Вы опоздали (если адресован опоздавшему на важную
встречу). При этом словесное выражение будет дополняться
соответствующей интонацией и мимикой.

Письменная речь
2.
– сложная аналитикосиететическая
деятельность, которая предполагает порождение
высказывания:
создание
внутренней
схемы,
выбор
слов,
грамматическое структурирование.
Письменная речь – умение сочетать слова в письменную форму для
выражения своих мыслей.
В понятие “письменная речь” входит:
Чтение
Письмо
Письмо – знаковая система фиксаций речи, позволяющая
передавать информацию на растоянии и закреплять ее во времени.
Чтение – воспрятие написанного, воспроизведение текста “про
себя” или вслух.

Отличие

Устная
Письменная
Передается звуками
Передается графическими
знаками- буквами
Возникла исторически
изначально
Возникла из устной речи
Обращена непосредственно к
собеседнику
Обращена к отсутствующему
адресату
Интерактивна: собеседник
может повлиять на ход речи
Собеседник не может повлиять
на ход речи
Невозможно внести изменения
Возможно редактирование
Сопровождается невербальными
средствами
Сопровождается графическими
знаками
Мимолетна
Существует долговечно

Cлайд 1

Cлайд 2

Речь – это деятельность общения – выражения, воздействия, сообщения – посредством языка, речь – это язык в действии. Речь, и единая с языком, и отличная от него, является единством определенной деятельности – общения – и определенного содержания, которое обозначает и, обозначая, отражает бытие. Точнее, речь – это форма существования сознания (мыслей, чувств, переживаний) для другого, служащая средством общения с ним, и форма обобщенного отражения действительности, или форма существования мышления. Рубинштейн С.Л. Понятие речи Речь – это сложившаяся исторически в процессе практической деятельности людей форма общения опосредованная языком

Cлайд 3

Виды речи внешняя - эгоцентрическая - внутренняя устная диалог монолог письменная

Cлайд 4

Внешняя речь Внешняя речь обращена к другим людям. Посредством ее человек передает и воспринимает мысли. устная письменная Вербальное общение при помощи письменных текстов. Оно может быть и отсроченным (письмо), и непосредственным (обмен записками во время заседания). Речь письменная отличается от речи устной не только тем, что использует графику, но и в грамматическом (прежде всего синтаксическом) и стилистическом отношениях Речь, непосредственно обращенная к кому-либо. Она выражается в звуках и воспринимается другими людьми с помощью слуха. Устная речь - самая древняя по происхождению. Дети обучаются речи также сначала устной, позже - письменной. Устная речь проявляется в монологической и диалогической формах.

Cлайд 5

Устная речь диалог монолог Диалог - это речь, которая активно поддерживается собеседником и она «свернута», так как в ней многое подразумевается в силу знания и понимания ситуации партнером. Монологическая речь - это речь одного человека. Он говорит, а другие слушают. К этому виду речи относятся разнообразные выступления одного лица перед аудиторией: лекция, отчет, сообщение, речь депутата, монолог актера и т. п. Монолог - речь непрерывная и неподдерживаемая слушателями.

Cлайд 6

Внутренняя речь Внутренняя речь возникает из внешней речи, формируется на ее основе. Как и внешняя речь, она рефлекторна по способу происхождения. Различие состоит в том, что эфферентная часть внутреннеречевых рефлексов заторможена. Рефлексы внутренней речи - это функционально измененные обычные речевые рефлексы (И. М. Сеченов). Внутренняя речь: беззвучная речь про себя и для себя, возникающая в процессе мышления. Внутренняя речь происходит из внешней, с ее помощью происходит переработка образов восприятия, их осознания и классификации в определенной системе понятий. Внутренняя речь кодирует образы реального мира символизирующими их знаками и выступает как средство мышления. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности.

Cлайд 7

Типы внутренней речи 1) внутреннее проговаривание - “речь про себя”, сохраняющая структуру внешней речи, но лишенная фонации, т. е. произнесения звуков, и типичная для решения мыслительных задач в затрудненных условиях; 2) собственно речь внутренняя, когда она выступает как средство мышления, пользуется специфическими единицами (код образов и схем, предметный код, предметные значения) и имеет специфическую структуру, отличную от структуры внешней речи; 3) внутреннее программирование, т. с. формирование и закрепление в специфических единицах замысла речевого высказывания, целого текста и его содержательных частей. Внутренняя речь формируется из внешней речи.

Cлайд 8

Эгоцентрическая речь Эгоцентрическая речь – особая форма речи, промежуточная между внутренней и внешней речью, выполняющая в основном интеллектуальную, а не коммуникативную функцию. Она активизируется у детей в возрасте от 3 до 5 лет, а к 6-7 годам исчезает. Эгоцентрической речи, как и внутренней, свойственны интеллектуальная функция, неполная осознанность, предикативность и агглютинированность. Речь, обращенная к самому себе, регулирующая и контролирующая практическую деятельность. Как показал Л. С. Выготский эгоцентрическая речь генетически восходит к внешней (коммуникативной) речи и является продуктом ее частичной интериоризации. Таким образом, эгоцентрическая речь как бы переходный этап от внешней к внутренней речи.

Cлайд 9

Использованная литература 1. Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология: учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 880 с.: 2. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. - М., 1990.






2024 © winplast.ru.