Пещерные монастыри китая. Китайские монастыри и храмы как колыбель древних религий. Монастыри священной горы Афон
Легендарный древний монастырь Шаолинь – родина боевого искусства ушу, находится на горном массиве Суншань, в провинции Хэнань (13 км от г. Дэнфэн), район центрального Китая.
Изначально обитель была основана проповедниками даосской религии в начале 5-го века, но со временем это место заняли буддисты. В 6-м веке индийский монах Бодхидхарма (Бато) привнес в Шаолинь «новую жизнь». Основу его учения составляло сочетание медитативного созерцания и активных физических занятий. Так, по преданию, зародилось шаолиньское ушу – комплекс боевых упражнений с использованием монашеского посоха, первоначально называемый «18 рук архатов».
В период 617–621 гг. произошло еще одно поворотное событие для буддийского храма. За помощью к послушникам Шаолинья обратился император династии Тан Ли Шиминь (Тай-цзуна), освободить из плена его похищенного сына. 13 монахов приняли неравный бой, но смогли разгромить врага и спасти наследника. В благодарность император пожаловал монастырю земли и деньги на содержание воинов. Таким образом, монастырь Шаолинь стал первым усэном, официально признанным государством, и обрел народную славу. Сюда устремились многочисленные ученики, постигать шаолиньский стиль ведения боя.
В 1928 г. в результате военного столкновения правительственной армии с солдатами вооруженного формирования монастырь Шаолинь постиг сильный пожар. Все усилия монахов загасить огонь были тщетны, монастырь полностью выгорел. Ценные рукописи были утрачены навсегда.
Со временем монастырю Шаолинь частично вернули былой облик, восстановили многие важные залы и павильоны. Сейчас он представляет собой большой комплекс построек и от правительства страны получил статус архитектурного памятника. Поток туристов к стенам легендарного монастыря стремительно вырос. Особую популярность Шаолинью принес фильм «Храм Шаолиня» (1982 г.), сюжет которого рассказывает о мужестве, силе, духовном совершенстве и непревзойденном мастерстве буддийских монахов.
Главные 12-метровые монастырские ворота «Горные врата» (Шаньмэнь) охраняются могучими львами, по традиции защищающие от злых духов. У ворот также установлен смеющийся Будда, а за воротами – изваяние Вэйто, защитника буддийского учения.
Ворота провожают в большой двор, где проходят длинные ряды каменных стел, возведенные в честь великих монахов и известных персон, посещавших монастырь. Путь по территории монастыря продолжается храмами, строениями разного назначения.
В левой части монастыря расположен тренировочный двор, по периметру которого проходит галерея фигур шаолиньских воинов, демонстрирующих боевые техники и исторические моменты монастыря.
На территории Шаолинья есть еще одно значимое место, называемое «Лес пагод» (талинь) – это кладбище монахов. Внутри каждой погребальной погоды, выстроенной из желтого песчаника, хранится прах монаха.
У стен монастыря открыто несколько школ ушу, где могут заниматься все желающие, в том числе и иностранцы, стремящиеся познать искусство единоборства. Для туристов организуются праздничные мероприятия и показательные выступления учащихся академии ушу.
На территории КНР существует большое количество старинных монастырей и храмов, которые являются культурным и духовным наследием государства. О наиболее известных монастырях Китая мы поговорим ниже.
Линъиньсы - старинный буддийский храм, расположенный в провинции восточной части Поднебесной Чжэцзян, был образован как отряд для обезоруживания террористов. В отряде было 20 монахов и 28 простых охранников.
Храм Линъиньсы, созданный в четвертом веке, считается пунктом паломничества буддистов и известной достопримечательностью для туристов. Ежедневно территорию храма посещают порядка десяти тысяч прихожан, количество которых заметно увеличивается в период торжеств.
Отряд самообороны было организовано с целью обороны туристов и паломников в результате террористической атаки на Куньмине, когда убили 29 человек и еще 130 ранено. Обучение охранников проводят представители китайского спецподразделения. Монахи в дневное время занимаются буддийской практикой, а в ночное тренируются самообороне.
Данный монастырь стал легендарным, поскольку это место зарождения известного боевого искусства китайцев – ушу. И сегодня с этим местом связывают массу старинных легенд. Кроме популярных боевых искусств, Шаолинь с давних времен славится как святилище китайской разновидности буддизма - чань-буддизм. Этот вид религии появился в Поднебесной в 5-м веке. По окончанию 5-го века в Китайскую империю прибыл Бато – простой монах из Индии. Ему удалось завоевать снисходительность императора, который приказал установить монастырь на высокой горе Суншань, после чего подарил его Бато. Таким образом был построен Шаолинь.
Согласно поверью Бато самостоятельно подбирал место сооружения монастыря, потому что форма Суншань несколько похожа на лотос, что имеет сакральное значение у буддистов. Шаолинь стал форпостом и святыней китайского варианта буддизма, который активно завоевал признание местного населения в Поднебесной благодаря заслугам Бато.
Продолжил закреплять славу святыни другой монах из Индии, который пришел туда через тридцать лет после смерти Бато. Называли его Бодхидхарма. Его считают родоначальником течения чань-буддизм и основателем известнейшего вида - кунг-фу Шаолиня. Монахи не лишь трудились над развитием местного буддизма, а и активно принимали участие в жизни края. Самого заметного расцвета Шаолинь получил в 14-м столетии. С тем периодом связывают легенду про 40 шаолиньских монахов, которые отправились на побережье моря на сражение с японскими пиратскими кораблями. Монахи показали себя как выносливые бойцы, но все-таки попались на пиратскую ловушку и в конце концов были убиты. Упоминания про эти события встречаются на каменных скрижалях в монастыре. Кроме всего прочего, монахи заботились про обездоленных крестьян, чем заслужили признание местных жителей. За собственную историю монастырь повидал много чего: пожары, болезни, разбойные нападения. Но каждый раз монастырь восстанавливался, с гордостью демонстрируя превосходство духа. В современном Китае к монастырю имеют такое же уважение: в 1979 году было узаконено собственное управление монастырем.
В 65 км от старинного китайского города Датуна расположен этот известнейший «висячий монастырь». Крепится он с помощью отвесных утесов скалы Цзиньлун. Храм построено с целью умиротворения водного дракона, который по легендам проживает в местной реке Хунь, что протекает сквозь ущелье. В связи со своим уникальным местоположением, монастырь сумел сберечь свой первозданный вид на протяжении полутора тысяч лет. Сооружен он был в 490 году, на дороге паломников, к даосской священной горе Хэншань из города Датун. В монастырский комплекс входят более 35 павильонов и залов. Некоторые помещения монастыря вырублены глубоко в утесах и крепятся с помощью балок и подпорок из дерева. Имеются и висячие секции монастыря, а наиболее низкая часть монастыря упирается на кирпичную основу. Сюанькун считается эталоном смешения разных культур и религиозных поверий. Там встретили места соприкосновения три основные религии Китая – буддизм, даосизм, конфуцианство. Первоначальным, даосским именем монастыря считалось «Храм Сокровенной Пустоты». Со временем его переименовали просто на «висячий монастырь», благодаря своим архитектурным отличиям. Три отдела монастыря приурочены различным религиям. Под божества даосского пантеона, что управляют природными стихиями, отдана нижняя часть. Центральная часть в подчинении у буддистских святых – трех Будд, самых почитаемых во всем буддизме. Верхняя секция вмещает монументы трех духовных отцов, трех основных религий Китая – основателя конфуцианской философии Конфуция, даосского светила Лао-Цзы, и статую Будды Гаутамы – зачинателя буддизма. И все они в гармонии между собой.
Обвитая повествованиями гора Удан, о которой говорится во множестве романов и трактатов, по легенде была пунктом основания даосизма. Храмы, что располагаются на вершинах хребта, зачислены к культурному наследию Поднебесной и всего мира. Горный хребет Уданьшань располагается в провинции Хубэй, около Шияня. Он обладает 72 горными пиками, 36 скалами, 24 долинами. Основной горный пик Тяньчжуфэн тянется на 1,6 км в высоту. Уданшань – наиболее посещаемый храмовый комплекс страны, ну естественно только после популярнейшего шаолиньского монастыря. Монастыри Уданшаня всегда считались сердцем даосского течения. В горах разместился первый даосский образовательный комплекс, где прихожане обучались основам традиционной медицины и фармакологии. Первым храмом даоссов на хребте Уданшане был Храм Пяти Драконов, который основан в конце 3-го столетия. В общем, на протяжении веков в горах было сооружено 36 монастырей, 15 павильонов, 73 храма, 38 мостов, которые совместно образуют 32 храмовых комплекса. Множество монастырей было истреблено в процессе китайской Культурной Революции. Но со временем, для завлечения иностранных туристов, они были наново реконструированы. Наиболее посещаемым туристическим пунктом считается архитектурный комплекс на вершине горы Тяньчжу – Запретный город, что включает Золотой павильон – масштабное сооружение, сделанное из меди в Китае и несколько небольших храмов.
Горы занимают особое место в китайской культуре: это и места обитания богов, и источники вдохновения для художников и поэтов, и места активных действий в политическом и религиозном дискурсе. В наши дни многие из знаменитых китайских гор превратились в пункты назначения массового туризма, некоторым удалось сохранить сакральный ореол. И хотя лучше гор могу быть только горы, Магазета попыталась разобраться, чем примечательны самые знаменитые из них в Китае.
В «Книге гор и морей», классическом трактате, создаваемом в течение нескольких веков в конце прошлой и в начале нашей эры, упоминается 447 гор. Трактат лишь до 10-го века рассматривался как источник географической информации, а после — скорее как сборник мифов. Тем не менее, как минимум в течение двух тысячелетий в китайской культуре горам придавалось особое значение, а мифы и реальные истории настолько в ней перемешались, что уже неважно, как оно было на самом деле, а имеет значение, во что верили и верят в Китае.
Если отойти от сакрального значения и взглянуть на горы как на предмет культурного и экологического туризма, то за века китайские горы были облагорожены проложенными маршрутами, а за последние десятилетия и туристической инфраструктурой. Даже в самых отдаленных местах трудно рассчитывать на «дикую» природу, что с одной стороны может показаться большим недостатком (тебя лишают ощущения первооткрывателя), но с другой стороны — посещение даже 3099-метровой Эмэйшань не требует ни какой-либо подготовки, ни даже запаса еды.
5 великих гор (五岳)
Самая древняя группа знаменитых гор связана с мифами о сотворении мира и известна с периода Борющихся царств. По легенде, они были образованы из тела первого человека — Паньгу. И действительно, если взглянуть на карту, то точки гор на карте образуют крест. В последующие века они стали местом поклонения китайских императоров — сыновьям Неба было важно прикоснуться к истокам человеческой цивилизации. И хотя на территории Пяти великих гор за последующие тысячелетия появились и буддийские храмы, и конфуцианские академии, традиционно в них сильно присутствие даосов.
#1 Великая северная вершина — Хэншань (恒山, 2017 м, Шаньси)
Висячий монастырь, Хэншань. Источник: Amusing Planet
Гора Хэншань, почитаемая в Китае со времен династии Чжоу (11 век — 221 г. до н.э.), в древности имела военно-стратегическое значение: здесь находят останки древних крепостей и следы активных боевых действий.
Ближайший город: Датун (大同) — 6 часов на поезде или 1 час на самолете от Пекина.
Среди основных культурных достопримечательностей — храм Северной вершины (北岳庙), первоначально построенный при династии Хань, и Висячий монастырь (悬空寺), построенный в 6-ом веке и сохраняющий влияние трех основных религий Китая: даосизма, буддизма и конфуцианства.
#2 Великая восточная вершина — Тайшань (泰山, 1545 м, Шаньдун)
6660 ступеней к вершине Тайшань. Источник: UNESCO World Heritage Centre
Самая-самая гора в китайской культуре и истории. Религиозные поклонения горе можно проследить на протяжении более двух тысяч лет. Именно сюда направился первый император Китая Цинь Шихуан после объединения государства, чтобы отдать дань богам.
Ближайший город — Тайань (泰安) — 2 часа на скоростном поезде от Пекина.
У подножия горы находится один из древнейших храмов Китая — храм бога горы Тайшань (岱庙), основанный еще во времена первого императора. А к восточному пику ведет каменная лестница из 6 660 ступеней.
#3 Великая южная вершина — Хэншань (衡山, 1290 м, Хунань)
Пик Чжужун, Хэншань. Источник: 360doc
Со времен династии Мин бытовало мнение, что именно в этом регионе располагалась колыбель китайской цивилизации. Как и другие четыре великие горы, Хэншань была центром даосов и буддистов. Южная вершина со времен династии Хань была известна как гора долголетия, а также была популярным местом паломничества поэтов и художников.
Ближайший город — Хэнъян (衡阳) — 40 минут на поезде от Чанши или 6 часов от .
Основные культурные объекты: у подножия расположен крупнейший храмовый комплекс в Южном Китае — Большой храм Южной вершины (南岳大庙), первоначально построенный при династии Тан (618-907). На пике Чжужун (祝融峰) расположен одноименный храм, посвященный богу огня.
#4 Великая западная вершина — Хуашань (华山, 2154 м, Шэньси)
Опасные тропы Хуашань. Источник: Being In Awe
Самая экстремальная из знаменитых китайских гор: хотя большая часть маршрутов рассчитана на массового туриста, некоторые из них по-прежнему проходят вокруг отвесных скал. Даже с установкой канатной дороги и открытием новых более безопасных троп, до сих пор путешествия с фатальным исходом не так редки.
4 священных буддийских горы
Хотя эти четыре горы почитались в китайской культуре до того, как они были признаны святыми в буддийской традиции, сейчас они прежде всего связаны с учением Будды и почитаются его последователями в соседних государствах, в том числе Японии, Корее, Монголии.
#6 Утайшань (五台山, 2058 м, Шаньси)
Утайшань. Источник: Trip China Guide
Утайшань считается местом пребывания бодхисатвы Манджушри — воплощения высшей мудрости. В первую очередь Утайшань представляет интерес с точки зрения буддийского искусства в Китае: здесь можно проследить развитие буддийской архитектуры и скульптуры со времен династии Тан вплоть до падения династии Цин (1644-1911), а в монастырских библиотеках можно найти древнейшие рукописи и переводы.
Добраться до Утайшань можно за 6 часов на поезде от Пекина и за 4 часа от Тайюаня.
В числе важнейших культурных достопримечательностей — монастырь Наньшань (南山寺), основанный при династии Юань (1271-1368), крупнейший в горах Утайшань, а также храмы Наньчань (南禅寺) и Фогуан (佛光寺), древнейшие залы в которых были построены при династии Тан.
#7 Эмэйшань (峨眉山, 3099 м, Сычуань)
Эмэйшань.
Горы прежде, чем любое другое место на Земле, касаются неба. Здесь иные цвета, иные запахи и звуки. Здесь не задумываешься – чувствуешь - как скоротечна жизнь, как зачастую мелки, никчемны наши земные заботы и тревоги. И небо здесь выглядит по-другому: не как шатер, раскинувшийся над нашими головами, а как бездна, насквозь пронизывающая этот мир. Страсти, волнения, воспоминания растворяются сами собой, и ты ощущаешь, что стоит тебе захотеть, и ты полетишь, вверх, вверх, еще выше - если не телом, то душой. Днем солнце согревает твои замерзшие руки, а ночью звезды ведут с тобой разговор о самом сокровенном. Горный источник слаще любого вина – ты пьешь из него и крепнешь духом и телом. Каждый звук, произнесенный здесь еле слышно, громко и отчетливо звучит в душе. Сюда приходят искатели божественной красоты, сюда приходят монахи, чтобы избавиться от страстей, принять этот мир и себя в нем, почувствовать на вкус каждое слово молитвы и слиться духом с чистым светом.
Монастыри Метеоры
Вершины этих скал отшельники облюбовали задолго до 10 века. Спали они в пещерах, а для молитв выкладывали себе площадки, которые так и назывались - «молельные места».![](https://i0.wp.com/fresher.ru/images/blizhe-k-bogu-desyat-gornyx-monastyrej/2.jpg)
![](https://i0.wp.com/fresher.ru/images/blizhe-k-bogu-desyat-gornyx-monastyrej/3.jpg)
![](https://i0.wp.com/fresher.ru/images/blizhe-k-bogu-desyat-gornyx-monastyrej/4.jpg)
![](https://i0.wp.com/fresher.ru/images/blizhe-k-bogu-desyat-gornyx-monastyrej/5.jpg)
Ронгбук
У подножия ледника Ронгбук на высоте 5100м над уровнем моря – всего на 200 метров ниже, чем северный базовый лагерь на склоне Эвереста - находится самый высокий в мире монастырь. Альпинисты, которые хотят подняться на Эверест с северной стороны, обязательно пройдут через Ронгбук, откуда открывается панорама на вершины Шишапангмы, Эвереста, Чо-Ойю и Гьячунг-Кан.![](https://i2.wp.com/fresher.ru/images/blizhe-k-bogu-desyat-gornyx-monastyrej/6.jpg)
![](https://i0.wp.com/fresher.ru/images/blizhe-k-bogu-desyat-gornyx-monastyrej/7.jpg)
![](https://i0.wp.com/fresher.ru/images/blizhe-k-bogu-desyat-gornyx-monastyrej/8.jpg)
![](https://i0.wp.com/fresher.ru/images/blizhe-k-bogu-desyat-gornyx-monastyrej/9.jpg)
Сигирия
В середине 19 века на Цейлоне английский охотник на вершине 200-метровой горы обнаружил руины каменной постройки. Никто точно не знал, что это было за строение, но путешественники тех лет рассказывали, что своими глазами видели сохранившийся мраморный фонтан, окруженный садами и водоемами и выложенный драгоценными камнями. По преданиям и индийское достояние – дворец Тадж Махал, тоже был почти полностью выложен несметным количеством драгоценных камней, которые размеренно отколупывали злобные англичане и увозили к себе на родину. Правда это или нет - никто не знает, фотографий не сохранилось, но идея красивая.![](https://i2.wp.com/fresher.ru/images/blizhe-k-bogu-desyat-gornyx-monastyrej/10.jpg)
![](https://i2.wp.com/fresher.ru/images/blizhe-k-bogu-desyat-gornyx-monastyrej/11.jpg)
![](https://i2.wp.com/fresher.ru/images/blizhe-k-bogu-desyat-gornyx-monastyrej/12.jpg)
![](https://i1.wp.com/fresher.ru/images/blizhe-k-bogu-desyat-gornyx-monastyrej/13.jpg)
Гереме
На высоте 1000 м над уровнем моря на Анатолийском плато в Турции находится Каппадокия. Извержения вулканов, которые происходили здесь десятки миллионов лет тому назад, превратили эти места в сказочный пейзаж: причудливые горы, холмистые долины, скалы необычных форм. Породы здесь мягкие, поэтому человеку было не сложно строить себе жилища внутри скал. Когда-то в этих сооружениях жили Симон, Георгий Победоносец, Василий Великий, Григорий Богослов – христианские святые. Область Каппадокии площадью примерно в 300 кв.км, называемая национальным парком Гореме, это настоящий музей под открытым небом.![](https://i0.wp.com/fresher.ru/images/blizhe-k-bogu-desyat-gornyx-monastyrej/14.jpg)
![](https://i0.wp.com/fresher.ru/images/blizhe-k-bogu-desyat-gornyx-monastyrej/15.jpg)
![](https://i2.wp.com/fresher.ru/images/blizhe-k-bogu-desyat-gornyx-monastyrej/16.jpg)
![](https://i2.wp.com/fresher.ru/images/blizhe-k-bogu-desyat-gornyx-monastyrej/17.jpg)
Таксанг-лакханг
В восьмом столетии Гуру Ринпоче трижды посещал Бутан. В третий раз он прилетел в Бутан на Таксанг на тигрице, в которую превратилась его жена, и благословил его, как второй Кайлас. Чтобы подчинить злые духи тех мест, Ринпоче принял форму страшного Джордже Дролло – одной из восьми своих эманаций – и освятил бутанский Таксанг, как место для защиты Драхм, то есть нематериальных частиц, составляющих основу жизни.![](https://i1.wp.com/fresher.ru/images/blizhe-k-bogu-desyat-gornyx-monastyrej/18.jpg)
![](https://i0.wp.com/fresher.ru/images/blizhe-k-bogu-desyat-gornyx-monastyrej/19.jpg)
![](https://i1.wp.com/fresher.ru/images/blizhe-k-bogu-desyat-gornyx-monastyrej/20.jpg)
![](https://i0.wp.com/fresher.ru/images/blizhe-k-bogu-desyat-gornyx-monastyrej/21.jpg)
Эмей-Шань
Эмей-Шань – одна из четырех наиболее священных для буддиста гор Китая. На ней было построено невероятное количество монастырей и храмов, как буддистских, так и дао, которые жили в мире согласии многие века. Годы культурной революции нанесли монашеским братствам серьезный урон и сегодня действуют только двадцать храмов, большинство из которых в удручающем состоянии.![](https://i2.wp.com/fresher.ru/images/blizhe-k-bogu-desyat-gornyx-monastyrej/22.jpg)
![](https://i0.wp.com/fresher.ru/images/blizhe-k-bogu-desyat-gornyx-monastyrej/23.jpg)
![](https://i0.wp.com/fresher.ru/images/blizhe-k-bogu-desyat-gornyx-monastyrej/24.jpg)
![](https://i1.wp.com/fresher.ru/images/blizhe-k-bogu-desyat-gornyx-monastyrej/25.jpg)
Сюанькунсы в ущелье Хэн-Шань
С вершины самого высокого пика массива Хэн-Шань открывается вид, который создает впечатление, как будто вы достигли неба. На половине пути к вершине стоит павильон, на котором написано: «Упорно продолжайте путь, вы пока на половине пути. Исполнение ваших заветных чаяний близко, но вы должны принять вызов гор, чтобы добраться до их вершины». По теории дао пять первоэлементов, из которых состоит всё - металл, дерево, вода, огонь и земля – соответствуют и пяти направлениям на которых расположены Пять Священных гор, одна из которых Хэн-Шань.![](https://i1.wp.com/fresher.ru/images/blizhe-k-bogu-desyat-gornyx-monastyrej/26.jpg)
![](https://i0.wp.com/fresher.ru/images/blizhe-k-bogu-desyat-gornyx-monastyrej/27.jpg)
![](https://i2.wp.com/fresher.ru/images/blizhe-k-bogu-desyat-gornyx-monastyrej/28.jpg)
![](https://i1.wp.com/fresher.ru/images/blizhe-k-bogu-desyat-gornyx-monastyrej/29.jpg)
Сумела
Современный турецкий городок Трабзон во временя Трапезундской империи при греках назывался Трапезундом, так его до сих пор и называют православные христиане. Неподалеку от Трапезунда со времен византийской империи сохранился скальный монастырь пресвятой Богородицы или Сумела (ударение на последнюю букву), что значит «на горе Мелас». В 5 веке монахи Варрава и Софроний в пещере горы Зигана наш чудотворную икону Божией Матери Панагию Сумелу, написанную по преданию святым апостолом и евангелистом Лукой ещё при земной жизни Пресвятой Богородицы. Икона первоначально хранилась в Афинах, отчего называлась «Atheniotissa», но под угрозой уничтожения и была спрятана в пещере Зигана.![](https://i1.wp.com/fresher.ru/images/blizhe-k-bogu-desyat-gornyx-monastyrej/30.jpg)
![](https://i2.wp.com/fresher.ru/images/blizhe-k-bogu-desyat-gornyx-monastyrej/31.jpg)
![](https://i0.wp.com/fresher.ru/images/blizhe-k-bogu-desyat-gornyx-monastyrej/32.jpg)
![](https://i1.wp.com/fresher.ru/images/blizhe-k-bogu-desyat-gornyx-monastyrej/33.jpg)
Тенгбоче
Это еще один тибетский монастырь по дороге к Эвересту, находящийся на высоте 3860 м. Он стал известен миру благодаря сэру Эдмунду Хилари и шерпу Тензин Ногрею, первым людям, совершившими восхождение на Эверест в 1953 году. С тех пор монастырские места стали очень оживленными: примерно 30 тысяч человек в год бывают тут, чтобы насладиться красотами гор Тенгбоче.![](https://i0.wp.com/fresher.ru/images/blizhe-k-bogu-desyat-gornyx-monastyrej/34.jpg)
![](https://i0.wp.com/fresher.ru/images/blizhe-k-bogu-desyat-gornyx-monastyrej/35.jpg)
![](https://i1.wp.com/fresher.ru/images/blizhe-k-bogu-desyat-gornyx-monastyrej/36.jpg)
![](https://i0.wp.com/fresher.ru/images/blizhe-k-bogu-desyat-gornyx-monastyrej/37.jpg)
Таунг Калат
Гора Попа (потухший вулкан Таунг Калат высотой 737 метров) в Бирме – самое мощное святилище местных духов (натов). Наты не безымянны, у каждого своя история, и когда-то давным-давно это были вполне живые люди. Теперь их духи живут на высоте 1520 метров над уровнем моря. Гора эта – настоящий оазис, здесь находится более сотни источников окруженных зелеными зарослями (неспроста «Попа» - на местном языке означает «цветущая»), из которых с удовольствием пьют воду толпы местных макак.![](https://i1.wp.com/fresher.ru/images/blizhe-k-bogu-desyat-gornyx-monastyrej/38.jpg)
![](https://i2.wp.com/fresher.ru/images/blizhe-k-bogu-desyat-gornyx-monastyrej/39.jpg)
![](https://i0.wp.com/fresher.ru/images/blizhe-k-bogu-desyat-gornyx-monastyrej/40.jpg)
![](https://i1.wp.com/fresher.ru/images/blizhe-k-bogu-desyat-gornyx-monastyrej/41.jpg)
![](https://i1.wp.com/fresher.ru/images/blizhe-k-bogu-desyat-gornyx-monastyrej/42.jpg)
Буддийские храмовые комплексы в Китае
Многочисленны буддийские храмы на территории современного Китая.
К ним относятся пещерные храмовые комплексы. Наиболее известные из них — это храмовые комплексы Майцзишаня (ок. 50 км от Тяньшуя), Юньгана и Луньмэня.
Самый важный комплекс в Майцзишане состоит из 194 пещер, расписанных и украшенных нишами и священными образами, сделанными в основном из глины, поскольку скальная порода не годилась для высекания скульптур. В пещеры, расположенные на отвесном, практически недоступном, склоне скалы можно было попасть по специально устроенным для прохода деревянным дорожкам. Майцзишань стоял в месте, где в прошлом сталкивались различные культурные традиции, и потому мы встречаем здесь произведения искусства V-XI вв., являющие собой оригинальную смесь различных стилей и влияний. Древнейшие статуи, датируемые эпохой династии Вэй, воплощают изысканные образы, облаченные в просторные, свободно ниспадающие одеяния в традициях Гандхары (Об искусстве Гандхары: ), в очень расслабленных позах, что вселяло в созерцавших их верующих ощущение внутреннего покоя и душевного равновесия.
Эта статуя Будды датируется суйской эпохой — самая величественная в комплексе. Она доминирует на переднем склоне скалы и видна с большого расстояния.
Самая большая пещера имеет сложное архитектурное устройство, без сомнения, восходящее корнями к традициям древнеиндийской архитектуры. Вдоль коридора, ведущего в большой зал, поддерживаемые высеченными в скальной породе столбами располагаются семь квадратных ниш. В нишах расположены образы Будды в окружении бодхисатв и учеников.
Пещера № 30 также представляет большой интерес. Она состоит из трех залов, в каждом из которых имеется ниша с сидящим Буддой в окружении шести учеников: свод поддерживают четыре столба характерно восьмиугольной формы. На тщательно проработанной каменной стеле изображены сцены из жизни исторического Будды, например, из знаменитой Сутры Лотоса, с пояснительных надписями.
Самые замечательные скульптуры можно увидеть в Юньганском пещерном комплексе
(Гора облаков). Он был раскрыт в скальном песчанике южного склона горы Учжоу, в 15 километрах на запад от Датуна в Шаньси. Это был один из самых важных буддийских центров императорского Китая. Юньганский комплекс был построен при тоба, этнической группе тюркского происхождения, вожди которой правили Северным Китаем в IV-VI веках, основав династию Северная Вэй. Столицей их был город Пинчен (ныне Датун).
Сюда переехало много ремесленников и строителей, высланных из Дуньхуана во время гонений на буддистов в 446 году. Пещерный комплекс высекался с 460 по 490 год. В 494 году столицей стал Лаоян. И комплекс стал приходить в упадок. Часть скульптур комплекса относятся к периоду династий Тан и Сун. Веками многие пещеры оставались в забвении, непоправимо разрушались вследствие эрозии, песчаных бурь и подвергались постоянным разграблениям, особенно участившимся в первой половине XX в. (Многие шедевры Юньганского комплекса ныне хранятся в личных коллекциях и музеях всего мира).
Огромное количество различного размера ниш в пещерах Юньгана с тысячами священных образов усиливают атмосферу религиозного благочестия.
Многие статуи Юньгана раскрашены в яркие цвета, иногда образующие необычные комбинации. Зрелищные, живые хроматические эффекты смягчали суровую атмосферу ревностного религиозного служения, царившего в культовых местах. Влияние центрально-азиатского религиозного искусства заметно во многих статуях и лицах. Особенно это касается статуй, созданных по сасанидским или парфянским образцам. Прослеживаются и темы эллинистического происхождения. В то же время в скульптуре, как и в иконографии некоторых Юньганских пещер, ощущается влияние западных образцов, опосредованное Гандхарской традицией. Древнейшие пещеры содержат статуи исключительных размеров.
Некоторые из них (в пещерах № 16-20) многие исследователи считают портретными изображениями первых Вэйских императоров, поддерживавших буддизм. Статуи Будды в пещерах созданные, возможно, под влиянием скульптурных образцов Бамияня в Афганистане, имеют высоту от 13 до 17 м. Гандхарское индийское влияние очевидно также в пещере № 8, в которой находятся образы Вишну с пятью головами и шестью руками, едущего верхом на павлине, и Шивы с тремя головами и восьмью руками, восседающего на буйволе.
Пещерный комплекс Лунмэнь
В 494 г., когда императорский двор переехал в Лоян, начались работы по строительству нового пещерного комплекса Лунмэнь
неподалеку от городских стен. Свыше 2000 пещер, зачастую огромных, были высечены в скалах вдоль реки, в том месте, где она образует узкий каньон (отсюда и название Лунмэнь — Врата дракона).
Лунмэнский комплекс включает не менее 97 300 статуй Будды, бодхисатв и небесных стражей, высота которых варьируется от 2 см до 17 м, и несколько пагод и столбов с 3608 надписями.
Древнейшие пещеры, высеченные до Суйской эпохи, своей архитектурой и художественной стилистикой напоминают пещеры в Юньгане. Пещеры, созданные при Суйской и Танской династиях, отличает более зрелый стиль, уже свободный от влияний индийского и центрально-азиатского искусства, в силу чего их можно смело считать чисто китайскими памятниками.
Наиболее интересен Фэнсяньский храм, высеченный в 672-673 гг, по приказу императора Гао Цзуна и императрицы У Цзэтянь. Лишенный некогда покрывавшей его деревянной крыши и открытый небу, он имеет длину 35 м. Центральное место в архитектурной композиции храма занимает колоссальная статуя Будды высотой более одиннадцати метров, чьи округлые формы легко угадываются под ниспадающим складками одеянием.
Исполненный невозмутимого спокойствия Будда сидит на троне в форме цветка лотоса с тысячей лепестков. Каждый лепесток символизирует отдельную вселенную со своим Буддой, который, в свою очередь, заключает в себе другие вселенные. Это Вайрочана, Будда Бесконечного света, первопринцип, породивший все живое.
По обеим сторонам от него верные ученики и два бодхисатвы. Грозные пары небесных стражей выстроились вдоль стены. Локапала, изображенный попирающим демона, поддерживает жертвенную пагоду — символ севера.
Все эти пещерные храмы, вековые свидетели религиозности китайского народа, знали времена величия и упадка. Последние годы к ним повысился интерес как ученых, так и общественности всего мира. Началась реставрация памятников. И они снова обрели своей первозданный вид.
![](https://i2.wp.com/turisheva.ru/wp-content/uploads/2014/10/IMG_20141017_0001-11.jpg)
В провинции Сычуань находится самое большое скульптурное изображение Будды в мире.