Есть в мировой литературе художественные об­разы, которые обречены на бессмертие. При яркой индивидуальности характеров они спустя годы и сто­летия обретают новую жизнь, свежее, неожиданное прочтение. То есть в них воплощена сама сущность человека, которая в общем-то остаётся неизменной, несмотря на неумолимый ход истории, на постоянно меняющиеся внешние атрибуты эпохи. Таковы шекс­пировские Гамлет и король Лир, гётевский Фауст, мольеровский Тартюф, гоголевский Хлестаков. На мой взгляд, именно в создании героя коме­дии «Ревизор» в высшей степени проявилось непод­ражаемое мастерство великого сатирика. Это образ необычайной широты обобщения, который явился результатом бескровной революции, совершённой Гоголем в драматургии. Писатель творчески развил достижения своих предшественников (Д. И, Фонви­зина и А. С. Грибоедова), выработавших новые прин­ципы раскрытия человеческих характеров, которые стали порождением конкретных исторических обсто­ятельств, сохраняя при этом свою неповторимую ин­дивидуальность. Драматург считал, что действие в комедии должно развиваться по законам жизни в неожиданной, необычной ситуации. И гоголевские герои действительно совершают поступки в полном соответствии со своими характерами. Создавая образ мнимого ревизора, Гоголь осо­бенно удачно использовал гиперболу. Это прежде всего нелепые фантастические россказни Хлестако­ва о «тридцати пяти тысячах курьеров», об «арбузе в семьсот рублей» или о супе в кастрюльке, который «прямо на пароходе приехал из Парижа». Его вдох­новенное враньё не знает пределов. Пытаясь пора­зить собеседников чем-то чрезвычайно эффектным, сверхъестественным, он присвоил себе авторское право и на комедию Бомарше «Женитьба Фигаро», и на журнал «Московский телеграф», и даже на опе­ру Беллини «Норма». Для достижения гиперболической характерис­тики героя Гоголь нередко использует такой художе­ственный приём, как подчёркнутая бессвязность его речей, абсурдность умозаключений. Фразы часто об­рываются на середине, мысль нелепо перескакива­ет с одного предмета на другой, демонстрируя «лёг­кость необыкновенную в мыслях» и абсолютную пу­стоту в душе. Однако в том вздоре, который несёт Хлестаков, отчётливо прослеживается определённая логика, даже в этом вранье отражается характер героя. На­чиная рассказ о своей петербургской жизни, герой понятия не имеет, каков будет его финал. Если в начале монолога он гордится лишь тем, что не только переписывает бумаги, но и с начальником на дру­жеской ноге, то в конце он уже оказывается важным сановником, перед которым трепещут весь департа­мент и Государственный совет. Но ведь такая рус­ская метаморфоза стала возможной благодаря со­ответствующей реакции слушателей, которые почти­тельно внимают каждому его слову. Они же задают ему темы для разговоров, чтобы выведать что-ни­будь о нём. Но тут возникает парадоксальная ситуация. Бес­хитростный человек (без царя в голове), который врёт не по плану и потому проговаривается, сам того не желая, обводит вокруг пальца видавших виды чинов­ников, которые принимают вздор Хлестакова за прав­ду, а его истинное лицо - за искусную маску. Нечаян­но сорвавшаяся с уст Хлестакова реплика «Как взбе­жишь по лестнице к себе на четвёртый этаж, скажешь только кухарке: «На, Маврушка, шинель» - принима­ется слушателями за искусно разыгранную им роль бедного чиновника. Таким образом, Гоголь использует здесь гени­альный приём: он создаёт комически нелепую ситу­ацию, которая служит благодатной средой для вза­имной характеристики чиновников и Хлестакова, обнаруживших свои сокровенные мечты о карьере, вид­ном положении в обществе, не имея для этого никаких оснований. Испуганное воображение городской чиновничьей элиты делает возможным поразитель­ное преображение ничтожного коллежского регист­ратора во всесильного вельможу, который в соответствии с их представлениями то образец тонкого об­ращения, то грозного начальника, который способен при случае как следует распечь своих подчинённых. А Хлестаков, неожиданно попавший а среду рабо­лепствующих перед ним чиновников, начинает ду­мать, что знаки внимания оказываются ему потому, что в нём есть нечто значительное, что он личность, способная пленять общество своим остроумием и изысканными столичными манерами. Герой обнаруживает способность, если толь­ко позволят обстоятельства, блестяще сыграть лю­бую роль, которую ждут от него зрители. К полному удовольствию чиновников, Хлестаков ведёт себя как настоящий ревизор. Он может нагнать на всех стра­ху, кое-кого обласкать своим вниманием, благо­склонно принимать просителей, величественно выс­лушивать просьбы и жалобы, просто и естественно брать взятки. Подчёркивая ничтожность Хлестакова, в кото­ром нет решительно ничего, что заставляло бы при­нять этого «фитюльку» за важную персону, Гоголь сатирически обличает личные недостатки этого ге­роя и тем самым вскрывает глубочайшее противо­речие российской действительности, когда подобный, несколько «приглуповатый» человек мог стать для провинциального городка сановником, заставляю­щим хитрить, изворачиваться, трепетать от страха или питать несбыточные мечты. Хлестакова можно назвать «образом в событиях», потому что он суще­ствует только с испуганном воображении чиновни­ков, боящихся справедливого возмездия за свои большие и малые грешки. Мастерство Гоголя-реалиста проявилось в том, что он сумел создать живой образ, который будет актуален как для всех эпох, так и для всех времён и народов. Хлестаков- воплощение плутовства, но плутовства во многом интеллектуального. Он с блес­ком приспосабливается к действительности, блестя­ще изображает роль того, кем не является. Возмож­но, в этом образе Гоголь и видел типичного предста­вителя эпохи, человека, умеющего одурачить и об­мануть окружающих, пусть даже эти люди не мень­шие подлецы, чем сам Хлестаков.

МКОУ Чухломская средняя школа им. А.А.Яковлева


Конспект урока по теме «Хлестаков и хлестаковщина. Мастерство Н.В.Гоголя в создании образа Хлестакова». 8 класс
Учитель русского языка и литературы

Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался Хлестаковым.

Н.В.Гоголь

1. Проверка д/з

Экскурсия по городу N
2.Новый материал
а) Предлагаю провести небольшое исследование. Перед вами две репродукции.

Я хочу спросить у вас, кисти одного ли художника принадлежат эти полотна? (Нет).

Почему вы пришли к такому выводу? (Разные стили, манеры взгляды, характеры, краски и т.д.).

Но каждый художник ставил перед собой определенную задачу. Справился ли он, по-вашему, с этой задачей? Является ли данное полотно цельным и завершенным произведением? (Да, является).

А как вы думаете, одинаковыми или нет средствами и приемами пользовались художники? (Наверное, нет).

А в чем это выражается? (В подборе цветов, раскрытии характеров, расставлении акцентов и т.д.).

Вывод: Эти две картины принадлежат кисти различных художников
Б) Каждый писатель также, создавая образы своих неповторимых персонажей, используют разные приемы, различные средства художественной выразительности. И у каждого писатели свой стиль, свои приемы.

Вот, например, по данным признакам узнайте героев комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».
1. Толстый, неповоротливый человек, но при всём том проныра и плут. Очень услужлив и суетлив. О себе говорит, что «не жалеет ничего и ревностно исполняет службу». (Артемий Филиппович Земляника, попечитель богоугодных заведений)
2. Считает, что нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов, так как это уже так самим Богом устроено. Поэтому он сам с удовольствием берёт и даёт взятки. (Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, городничий.)
3. Этот герой говорит: «Не приведи Бог служить по учебной части! Всего боишься: всякий мешает, всякому хочется показать, что он тоже умный человек». (Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ.)
4. Этот чиновник в бога не верует, в церковь не ходит и открыто говорит, что берет взятки борзыми щенками. (Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин, судья)
Я думаю, что вы убедились: по деталям портрета, особенностям речи, по некоторым поступкам легко узнать человека, его невозможно спутать с другим в силу индивидуальности и неповторимости.
В) В центре нашего внимания сегодня образ Хлестакова. Посмотрите на тему, на эпиграф и поставьте цели для своей работы на уроке. (Слушаем ответы)
Словарная работа
Образ – художественное обобщение, выраженное в частном. Показ общих черт в индивидуальном.
Не случайно, в теме урока вместе с фамилией героя стоит и слово хлестаковщина. Это уже обобщенное название, появившееся от фамилии данного героя, а что оно обозначает, мы и должны выяснить, раскрыв характерные особенности Хлестакова.
Г) Давайте вспомним, какие средства создания образа на сцене нам известны?

Анализируя образ Хлестакова, мы заполняем таблицу, выделяя положительное в герое и отрицательное.


Положительное

Отрицательное

каждый день доставай билеты в кеятр”;

молодой человек лет 23-24;

одет по моде;

знаком с русской и зарубежной литературой;

умеет увлечь слушателей;


профинтил денежки”;

сидит и хвост подвернул, не горячится”;

кутит на батюшкины деньги”;

продаёт всё до последней рубашки”;

делом не занимается”;

гуляет по прешпекту”;

не платит в трактире;

труслив;

высокомерен, нагл, груб со слугой;

преувеличивает, сочиняет, врёт о своей жизни и службе в столице;

придумывает небылицы;

3.Задания по группам:

1.Проанализируйте 2, 3 явление 2 действия: Как говорит герой, как называет Осипа, как разговаривает с хозяином гостиницы.

(Чувствует себя барином, называет Осипа дураком и скотиной, а хозяина гостиницы – грубым животным, не понимая, что он зависит от этих людей, в его сознании нарушены причинно-следственные связи и логика, он не учится на совершенных ошибках, совсем не сожалеет о проигрыше денег пехотному капитану)
2. Проанализируйте монолог Осипа действие II, явление 1.

Запишите в таблицу, что рассказывает Осип о Хлестакове.

(Из Петербурга; «профинтил денежки»; «хвост подвернул;, Хлестакову нужно в каждом городе показать себя; «елистратишка»; «в картишки доигрался»; «батюшка деньги присылает…пошел кутить»: ездит на извозчике, каждый день билеты в театр, а потом «продавать новый фрак…рубашки»; делом не занимается, вместо службы идет гулять про проспекту; старый барин такого поведения сына не одобряет)

Еще не видя Хлестакова, мы можем сделать вывод, что он ничего из себя не представляет, но, вместе с тем, это человек с претензиями.
3.Выпишите, используя «Замечания для господ актеров», детали портрета Хлестакова. Каким видит Хлестакова Гоголь? Хлестаков сам по себе ничтожный человек
4. Выпишите ремарки в явл. VII и VIII 2 действия, которые характеризуют Хлестакова (в момент объявления Осипом прихода Городничего). (Испугавшись, выпрямляется, смотрит на Городничего, выпучив глаза, в испуге, т.е. трус, но пытается храбриться)

Явл. VII. Каково чувство, которое испытывают друг к другу Городничий и Хлестаков? (главное чувство – страх) - Понял ли Хлестаков, что его принимают за другого? (Нет, потому что он глуп и эгоистичен)


  1. Чем руководствуется Хлестаков в своих поступках.

  2. Сравнить поведение Хлестакова в гостинице и в доме городничего.

5. Проанализируйте говорящие названия, связанные с героем (при необходимости подберите родственные слова, поработайте с толковым словарем).

Что они могут рассказать о Хлестакове.

Говорящая фамилия героя – Хлестаков?

Друг Хлестакова – Тряпичкин? Вспомните, кого в разговорной речи называют «тряпкой».

Название деревни Хлестакова – Подкатиловка?
Хлесткое впечатление

Друг, схожий по своим качествам с Хлестаковым, недаром городничий, подчеркивая ничтожество мнимого ревизора, называет его тряпкой.
4.Анализ сцена вранья Просмотр видеофорагмента. 3 действие 6 явление

Давайте посмотрим сцену хвастовства? Отметьте, какие роли играет Хлестаков в этой сцене, какие превращения с ним происходят в этом монологе? Определите достоинства и недостатки Хлестакова в данной ситуации .
- Здесь проявилось высочайшее комедийное мастерство Гоголя. Приемы создания комического самые разнообразные. Какие вы заметили? Обратитесь к тексту.
«В сцене хвастовства автор прибегает к гиперболе, преувеличению («За один вечер три произведения сочинил: «Норма», «Роберт Дьявол» и «Женитьба Фигаро»). А эти произведения являются операми».

«Суп в кастрюльке прямо из Парижа, а чего стоит прием 35-ти тысяч иностранных курьеров за один вечер» и т. д.

- Как вранье характеризует скудость воображения героя? (только количественные преувеличения, оборванные фразы, рядом слова высокого стиля и просторечные)

«Гоголь использует в своем произведении гротеск. Все действие комедии держится на ошибке».

Какую роль эта сцена играет в развитии сюжета?

Сцена хвастовства - наивысший момент в развитии действия».

«Это кульминация. Хлестаков из «елистратишки» (так называет его Осип, а это самый низший чин в Табели о рангах - коллежский регистратор) вырастает в министра, управляющего департаментом».

- Какую оценку дают Хлестакову чиновники в 7 явлении 3 действия? Почему они не замечают вранья Хлестакова? (Вот оно, что значит человек!») Восхищаются, видят в нем идеал.

Почему же чиновники не замечают, что Хлестаков просто напросто врет?

Страх!

Вывод: Какие качества героя вы отметили в ходе анализа?

5. Реализация индуального задания Герой комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» Хлестаков

в иллюстрациях русских художников.

Перед сообщением: Какие черты Хлестакова запечатлены в иллюстрациях художников?
6. Вывод: Что такое хлестаковщина в вашем понимании? Согласны ли вы со словами Гоголя, вынесенными в качестве эпиграфа? Есть ли Хлестаковы среди нас?

Д/з 1) подготовить устную характеристику Хлестакова, используя материалы таблицы

3) продолжить заполнение таблицы, используя материалы 4 и 5 действия

Цель:
1. Получить представление о характере Хлестакова, понять, что такое «Хлестаковщина».
2. Развивающие: развитие творческого воображения учащихся, работа над художественными особенностями пьесы, развитие аналитических умений и навыков учащихся.
3. Воспитательные: формирование положительных нравственных ориентации; знание жизненной основы и обобщающего смысла комедии; воспитание вдумчивого читателя; формирование устойчивой нравственной позиции.
Методические приёмы: чтение отдельных эпизодов комедии, аналитическая беседа, анализ иллюстраций.

Оборудование: иллюстрации к комедии, эпиграф.

Эпиграф
Хлестакову принадлежит главная роль в действии, около него обращаются все прочие лица, как планеты вокруг солнца.

Ю. Манн.

Ход урока.

I. Организационный момент.
II. Опорное повторение.

В повседневной жизни мы окружены людьми. Десятки, может быть, сотни лиц за день, начиная с собственного отражения в зеркале по утрам. О чём говорят эти лица? Большинство из них наша память стирает даже раньше, нежели они исчезнут из поля зрения, некоторые задерживают внимание, возбуждают любопытство, приязнь или, напротив, антипатию — в зависимости от нашего характера, темперамента, настроения минуты.
А между тем личность — это сложное переплетение индивидуального и общего. Эти два противоречивые свойства в жизни выступают в неразрывном единстве, порождая своим противоборством неисчислимые тонкости человеческого поведения, а, следовательно, и внешних признаков его — мимики, жестов, даже характера причёски и одежды. Именно по этим неисчислимым тонкостям поведения, по внешним признакам мы и узнаём человека.
Вот, например, по данным признакам узнайте героев комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

Викторина « Угадай героя»
1. Издаёт при разговоре звук, похожий на букву «и» и несколько на «е». По-русски не знает ни слова и считает, что если человеку суждено выздороветь, то он и так выздоровеет, а если умереть, то и так умрёт. (Христиан Иванович Гибнер, уездный лекарь.)
2. Считает, что жить на деревне лучше, так как там публичности и заботности меньше. А в Питере жизнь тонкая и политичная. Купцы его называют «почтенный», а он сам себя считает простым человеком. (Осип, слуга Хлестакова.)
3. Толстый, неповоротливый человек, но при всём том проныра и плут. Очень услужлив и суетлив. О себе говорит, что «не жалеет ничего и ревностно исполняет службу». (Артемий Филиппович Земляника.)
4. Считает, что нет человека, который бы за собою не имел каких — нибудь грехов, так как это уже так самим Богом устроено. Поэтому он сам с удовольствием берёт и даёт взятки. (Антон Антонович Сквозник- Дмухановский, городничий.)
5. Этот герой говорит: «Не приведи Бог служить по учебной части! Всего боишься: всякий мешает, всякому хочется показать, что он тоже умный человек». (Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ.)
Я думаю, что вы убедились: по деталям портрета, особенностям речи, по некоторым поступкам легко узнать человека, его невозможно спутать с другим в силу индивидуальности и неповторимости.
Целевая установка
Сегодня на уроке я предлагаю вам остановиться около портрета главного героя комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» Ивана Александровича Хлестакова, вникнуть в его суть, выявить положительные и отрицательные стороны. В этом нам поможет бессмертный текст комедии. Попробуем определить те самые крупинки, из которых складывал писатель своего героя. Мы узнаем, в чем заключено мастерство Н. В. Гоголя в создании образа Хлестакова.

III. Проверка домашнего задания
1. Чтение монолога выразительно.

Первым полную характеристику Ивану Александровичу Хлестакову даёт его слуга Осип. Кто, как ни слуга, знает о барине всё. Поэтому ему и слово. Внимательно послушайте монолог Осипа (Д. II, явл. 1), отметьте положительное и отрицательное в Хлестакове. (Один заранее подготовленный ученик читает выразительно монолог Осипа, весь класс работает с текстом, карандашом отмечает «+» и » — » Хлестакова.)
— О каких положительных и отрицательных свойствах Хлестакова говорит Осип?
(«+»: «каждый день доставай билеты в кеятр»; «-«: «профинтил денежки, сидит и хвост подвернул; кутит на батюшкины деньги; делом не занимается; гуляет по прешпекту», в картишки играет; не платит в трактире). (Эти признаки записываются на доске учителем в две колонки).
-Какова роль этого монолога? (Гоголь изображает ревизора через рассказ Осипа. Мы понимаем, что Хлестаков не ревизор, а ничтожный «елистратишка», прожигающий бессмысленно жизнь)
— С какой целью дан? (Познакомить с истинным Хлестаковым. Мы знаем, а город — нет.)
Это был Хлестаков, представленный слугой Осипом.
2.Анализ сцены. Хлестаков в трактире.
— А как раскрывается характер Хлестакова в его поведении, речи, жестах, мимике в трактире?
Чтобы ответить на этот вопрос, обратим внимание на Хлестакова в трактире. Дома вы подготовили сообщение на эту тему.
Примерная творческая работа.
На главной улице уездного города расположено здание с огромными буквами «Трактиръ». Именно здесь две недели назад поселился Иван Александрович Хлестаков, чиновник из Петербурга.
Ему отвели тёмную низенькую комнатку, так что, когда в неё заходишь, нужно пригнуть голову. В углу комнатёнки, под лестницей, покосившаяся кровать, вся всклоченная, застеленная кое-как покрывалом серо-зелёного цвета. В единственное окошечко, расположенное на уровне пола, не поступают солнечные лучи. В комнате темно.
Входит Хлестаков, молодой человек 23-24 лет, одетый по моде: чёрный фрак, узенькие белые брючки, шикарный бант украшает его шею, цилиндр и тросточка в руках. На лице — тоска, скука, в голодных глазах — огромное желание есть. Не снимая ботинок, он ложится на кровать. Жёлтые обои с незатейливыми картинками, наклеенными на стенах, создают впечатление безысходности и печали героя на данный момент его жизни. Долго он не может лежать, так как чувство голода не даёт ему покоя. Он вскакивает, ходит по комнате, разнообразно сжимает свои губы и, наконец, говорит громким и решительным голосом: «Эй, Осип!». Но Хлестаков настолько унижен безденежьем и боязнью оказаться на улице, его настолько мучит голод, что уже не столь решительным голосом он способен на робкую просьбу: » Ты ступай туда…». При этих словах Хлестаков прячет глаза, отворачивается от Осипа. Ему не ловко, он не решается уточнить «куда», поскольку там скорее всего откажут. Хлестаков видит, что Осип не хочет никуда идти, и тогда ему ничего не остаётся, как умолять слугу, поэтому голос его звучит тихо и вовсе не решительно. Он с трудом поизносит каждое слово. Фраза его изобилует долгими паузами, в голосе звучат извинительные интонации. Здесь мы понимаем, что хозяином положения становится слуга, что барин у него под каблуком! Но как преображается Хлестаков, когда в его комнату заходит слуга с тарелками и салфетками. Голос его вновь зазвучал громко и решительно, он подпрыгивает от радости на стуле, прихлопывает в ладоши, речь насыщена восклицательными предложениями. Хлестаков располагается за столом, как знатный господин в дорогом трактире на Невском. Теперь всё чаще звучит в адрес слуги не просьба, не мольба, а «дурак!», «канальи!», «подлецы, бездельники Хлестакова.
— Какие «+» и » — » качества Хлестакова нашли отражение в этой работе? («+»: молодой человек лет 23-24, одет по моде; «-«: труслив, высокомерен, нагл, груб со слугой)..

IV. Анализ 3 действия.

Но более всего, на мой взгляд, человек раскрывается в действии, в поступках. Поэтому кульминационным моментом в раскрытии образа Хлестакова является речь и действия Хлестакова в доме городничего. (Д. III,явл. 6.)

III. Чтение по ролям 6 явления. Сцена вранья.
IV. Вопросы для анализа.

— Какой Хлестаков был сейчас перед нами? (Бессознательный врун, фантазер)
-Скажите, Хлестаков врет сознательно, преследуя какую-то цель?
(нет)
— Каковы средства создания образа Хлестакова? Как вранье характеризует скудость его воображения?
Действие в эпизоде вранья Хлестакова (в 6-ом явлении III действия) развивается со всё нарастающей энергией. С одной стороны, россказни Ивана Александровича постепенно теряют всякую правдоподобность; с другой стороны, слушатели приходят в большой испуг от речи гостя. Их переживания выразительно передают ремарки (учащиеся приводят примеры). В конце сцены городничий, «походя и трясясь всем телом, силится выговорить» что-то, но с перепугу не может произнести ни слова.
Хлестаков не просто глуп, а «идеально» глуп. Ведь ему далеко не сразу приходит в голову, почему его так принимают в этом городе. Он так и не смог понять, за кого его принимают: в письме Тряпичкину он уверяет, что его «по петербургской физиономии и по костюму» приняли за генерал- губернатора (а отнюдь не за ревизора). Такое простодушие и не¬преднамеренность позволяют ему никого не обманывать: он просто играет те роли, которые навязываются ему чиновниками.
— Назовите, какие роли играет Хлестаков. Только ли это роль ревизора? Почему, не осознав, что он в глазах чиновников представляется ревизором, он все же смог сыграть эту роль?
За несколько минут мираж Хлестакова (действие третье, явление VI) вырастает до неимоверных размеров. На глазах чиновников Хлестаков делает головокружительную карьеру. — Какую оценку дают чиновники Хлестакову?
(Ответ на этот вопрос можно найти в 7-ом явлении III действия: «Вот оно, что значит человек!» и другие примеры).
(«+»: знаком с русской и зарубежной литературой, умеет увлечь слушателей; «-«: преувеличивает, сочиняет, врёт о своей жизни и службе в столице; придумывает небылицы).

V. Работа над 4 действием.

Гимном Хлестакову, на мой взгляд, звучит Д. IV, явл. 3-7, где герой, войдя в роль генерал-губернатора, берёт взятки, или, как он говорит, взаймы.
— Внимательно посмотрите отрывок, вслушайтесь в речь героев, всмотритесь в характеры и найдите не только плохое, но и хорошее в Хлестакове.
Учащиеся читают по ролям этот эпизод комедии.
— Какие положительные и отрицательные стороны героя проявляются в этой сцене?
(«+»: Хлестаков понял сущность всех чиновников; «-«: берёт взаймы, заведомо зная, что никогда не отдаст, т.е. берёт взятки).
- Портрет Хлестакова был бы не полным, если бы мы не рассказали о его отношении к женщине.
Было дано творческое задание — от лица Хлестакова рассказать об Анне Андреевне и Марье Антоновне.

Примерная творческая работа.
Я теперь живу в доме у городничего, жуирую, волочусь напропалую за его женой и дочкой, не решился только, с которой начать, — думаю, прежде всего, с матушки, потому что, кажется, готова сейчас на все услуги. Она не дурна и даже аппетитна, но кокетка и ветрена. Переодевается за день четыре раза, тает от моих комплиментов и рассказов о Петербурге. Когда я объяснялся ей в любви, кажется, превзошёл самого себя. И не было мне разницы, кому говорить эти слова — Анне Андреевне или Марье Антоновне.
Дочка городничего — полная дурочка, просила меня написать стишки ей в альбом, влюбилась в меня по уши, наговорил я ей красивые слова о её платочке, шейке, губках, и поверила она в мою любовь. Хорошо, что к маменьке не приревновала.
— Какие качества Хлестакова открыли для себя?
(«+»: нравится женщинам; «-«: волочится и за Анной Андреевной и за Марьей Антоновной; цинично, несерьёзно относится к женщинам).
Характер Хлестакова раскрылся глубоко.
— Отчего это произошло, отчего перед ним стоят все на вытяжку? (Ему до этого нет дела: чтобы понять, надо подумать, а думать он не умеет. В его полупьяной голове при обремененном желудке всё передвоилось, всё перемесилось. Он не помнит, о чем он только что говорил.)
В результате нашей работы на уроке мы составили по ключевым словам словесный портрет, «паспорт» этого героя.

Хлестаков И.А

— Может ли человек, обладая таким набором «+» и » — » быть генерал- губернатором, сановником, ревизором? (Нет!)
— А почему его принимают за ревизора?
(Пустейшего человека, в котором не было и не могло быть ничего похожего на ревизора, приняли без тени сомнения за такового, так как сами чиновники этого хотели!).

VI. Обобщение. Выводы урока. Итак, давайте подведем итоги нашего урока. Давайте обобщим, что же необходимо, чтобы образ, созданный писателем, был целостным, являл собой написанный характер? (Показать разные грани характера героя, как бы показать читателю его с разных сторон).
— В чем мастерство Н.В Гоголя в создании образа Хлестакова?
Гоголю удалось создать образ, приближенный к жизни. Вспомните фразу
Хлестакова! « Я везде, я везде» Как вы ее понимаете? (Хлестаков живет во многих из нас).
— Есть ли Хлестаковы среди вас? (Гоголь писал: « Всякий хоть на минуту, если не несколько минут, делался или делается Хлестаковым». Гоголь создал типичный образ, который в литературе (да и в жизни) встречается.)
— Как вы понимаете слово «Хлестаковщина»?
Таким образом, в комедии Гоголь смеется не только над тем, что елистратишку приняли за фельдмаршала, сколько над тем, что пустышку приняли за идеал человека. Мы увидели в нём расчётливого хвастуна, жалкого честолюбца, чуть ли не создающего себе рекламу, красавца-франта и жалкого нищего.

VII. Домашнее задание: подготовить устное сочинение на тему: «Иван Александрович Хлестаков — чиновник из Петербурга ». Прочитать 5 действие.

No related posts.

♦ Рубрика: .

Есть в мировой литературе художественные образы, которые обречены на бессмертие. При яркой индивидуальности характеров они спустя годы и столетия обретают новую жизнь, свежее, неожиданное прочтение. То есть в них воплощена сама сущность человека, которая, в общем-то, остается неизменной, несмотря на неумолимый ход истории, на постоянно меняющиеся внешние атрибуты эпохи. Таковы шекспировские Гамлет и король Лир, гетевский Фауст, мольеровский Тартюф, гоголевский Хлестаков.
На мой взгляд, именно в создании героя комедии Ревизор в высшей степени проявилось неподражаемое мастерство великого сатирика. Это образ необычайной широты обобщения, который явился результатом бескровной революции, совершенной Гоголем в драматургии. Писатель творчески развил достижения своих предшественников (Д. И. Фонвизина и А. С. Грибоедова), выработавших новые принципы раскрытия человеческих характеров, которые стали порождением конкретных исторических обстоятельств, сохраняя при этом свою неповторимую индивидуальность. Драматург считал, что действие в комедии должно развиваться по законам жизни в неожиданной, необычной ситуации. И гоголевские герои, действительно, совершают поступки в полном соответствии со своими характерами.
Создавая образ мнимого ревизора, Гоголь особенно удачно использовал гиперболу. Это прежде всего нелепые фантастические россказни Хлестакова о тридцати пяти тысячах курьеров, об арбузе в семьсот рублей или супе в кастрюльке, который прямо на пароходе приехал из Парижа. Его вдохновенное вранье не знает пределов. Пытаясь поразить собеседников чем-то чрезвычайно эффектным, сверхъестественным, он присвоил себе авторское право и на комедию Бомарше
Женитьба Фигаро, и на журнал Московский телеграф, и даже на оперу Беллини Норма.
Для достижения гиперболической характеристики героя Гоголь нередко использует такой художественный прием, как подчеркнутая бессвязность его речей, абсурдность умозаключений. Фразы часто обрываются на середине, мысль нелепо перескакивает с одного предмета на другой, демонстрируя легкость необыкновенную в мыслях и абсолютную пустоту в душе.
Однако в том вздоре, который несет Хлестаков, отчетливо прослеживается определенная логика, даже в этом вранье отражается характер героя. Начиная рассказ о своей петербургской жизни, герой понятия не имеет, каков будет его финал. Если в начале монолога он гордится лишь тем, что не только переписывает бумаги, но и с начальником на дружеской ноге, то в конце он уже оказывается важным сановником, перед которым трепещут весь департамент и Государственный совет. Но ведь такая русская метаморфоза стала возможной благодаря соответствующей реакции слушателей, которые почтительно внимают каждому его слову. Они же задают ему темы для разговоров, чтобы выведать что-нибудь о нем.
Но тут возникает парадоксальная ситуация. Бесхитростный человек (без царя в голове), который врет не по плану и потому проговаривается, сам того не желая, обводит вокруг пальца видавших виды чиновников, которые принимают вздор Хлестакова за правду, а его истинное лицо за искусную маску. Нечаянно сорвавшаяся с уст Хлестакова реплика: Как взбежишь по лестнице к себе на четвертый этаж, скажешь только кухарке: На, Маврушка, шинель, принимается слушателями за искусно разыгранную им роль бедного чиновника.
Таким образом, Гоголь использует здесь гениальный прием: он создает комически нелепую ситуацию, которая служит благодатной средой для взаимной характеристики чиновников и Хлестакова, обнаруживших свои сокровенные мечты о карьере, видном положении в обществе, не имея для этого никаких оснований. Испуганное воображение городской чиновничьей элиты делает возможным поразительное преображение ничтожного коллежского регистратора во всесильного вельможу, который в соответствии с их представлениями то образец тонкого обращения, то грозного начальника, который способен при случае как следует распечь своих подчиненных. А Хлестаков, неожиданно попавший в среду раболепствующих перед ним чиновников, начинает думать, что знаки внимания оказываются ему потому, что в нем есть нечто значительное, что он личность, способная пленять общество своим остроумием и изысканными столичными манерами.
Герой обнаруживает способность, если только позволят обстоятельства, блестяще сыграть любую роль, которую ждут от него зрители. К полному удовольствию чиновников Хлестаков ведет себя как настоящий ревизор. Он может нагнать на всех страху, кое-кого обласкать своим вниманием, благосклонно принимать просителей, величественно выслушивать просьбы и жалобы, просто и естественно брать взятки.
Подчеркивая ничтожность Хлестакова, в котором нет решительно ничего, что заставляло бы принять этого фитюльку за важную персону, Гоголь сатирически обличает личные недостатки этого героя и тем самым вскрывает глубочайшее противоречие российской действительности, когда подобный, несколько приглупо-ватый человек мог стать для провинциального городка сановником, заставляющим хитрить, изворачиваться, трепетать от страха или питать несбыточные мечты. Хлестакова можно назвать образом в событиях, потому что он существует только в испуганном воображении чиновников, боящихся справедливого возмездия за свои большие и малые грешки.
Мастерство Гоголя-реалиста проявилось в том, что он сумел создать живой образ, который будет актуален как для всех эпох, так и для всех времен и народов. Хлестаков воплощение плутовства, но плутовства во многом интеллектуального. Он с блеском приспосабливается к действительности, блестяще изображает роль того, кем не является. Возможно, в этом образе Гоголь и видел типичного представителя эпохи, человека, умеющего одурачить и обмануть окружающих, пусть даже эти люди не меньшие подлецы, чем сам Хлестаков

Сочинение по литературе на тему: Мастерство Н. В. Гоголя в изображении персонажа (образ Хлестакова в комедии “Ревизор”)

Другие сочинения:

  1. Гоголь не раз предупреждал: Хлестаков – самый трудный образ в пьесе. Посмотрим, что же представляет собой этот герой. Хлестаков – мелкий чиновник, человек ничтожный, всеми презираемый. Его не уважает даже собственный слуга Осип, может оттаскать за вихры отец. Он беден Read More ......
  2. Самый яркий образ комедии – это Хлестаков, тот, кто явился виновником необычайных событий. Гоголь сразу же дает понять зрителю, что Хлестаков не ревизор (предваряя появление Хлестакова рассказом о нем Осипа). Однако весь смысл этого персонажа и его отношение к своим Read More ......
  3. Как странно, как непостижимо играет Нами судьба наша! Н. Гоголь. Невский проспект Комедия Н. В. Гоголя “Ревизор”, несомненно, принадле­жит к классике мировой драматургии. Гоголю удалось не только посмеяться над взяточничеством, чиноугодничеством, карьеризмом и глупостью чиновников России своего вре­мени, но и Read More ......
  4. Главными действующими лицами комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”, без сомнения, являются городничий и Хлестаков. В произведении эти герои выступают как противники. Городничий принимает Хлестакова за ревизора, присланного в их уездный город с проверкой. Задача Сквозник-Дмухановского заключается в том, чтобы скрыть Read More ......
  5. Уважаемый Федор Иванович! Как поживаешь ты? Как кума? Здорова ли? Все ли у нее гладко? Я со своим семейством, славу богу, здоров, живем помаленьку. Тружусь я все в том же месте, на той же должности. Ты знаешь, что по роду Read More ......
  6. Несомненно, что смех Гоголя зародился задолго до него: в комедии Фонвизина, в баснях Крылова, в эпиграммах Пушкина, в представителях фамусовского общества у Грибоедова. Над чем же смеялся Гоголь? Он смеялся не над монархией, не над церковью и даже не над Read More ......
  7. Вместе с незадачливыми государственными чиновниками, живущими и служащими в небольшом провинциальном городке, в “Ревизоре” Гоголь представляет нам заезжего хитреца из Петербурга. Именно этот пройдоха сумел нарушить спокойную жизнь в городе и одурачить всех чиновников. Лжеревизору отведено центральное место в сатирической Read More ......
  8. Вместе с незадачливыми государственными чиновниками – героями комедии, автор представляет нам в “Ревизоре” заезжего хитреца из Петербурга Хлестакова. Именно этот пройдоха сумел нарушить спокойную жизнь в городе и одурачить всех чиновников. Лжеревизору отведено центральное место в этом сатирическом произведении. Хлестаков Read More ......
Мастерство Н. В. Гоголя в изображении персонажа (образ Хлестакова в комедии “Ревизор”)

Текст сочинения:

Есть в мировой литературе художественные образы, которые обречены на бессмерҭие. При яркой индивидуальности характеров они спустя годы и столетия обретаюҭ новую жизнь, свежее, неожиданное прочтение. То есть в них воплощена сама сущность человека, которая, в общем-то, остается неизменной, несмотря на неумолимый ход истории, на постоянно меняющиеся внешние атрибуҭы эпохи. Таковы шекспировские Гамлет и король Лир, гетевский Фауст, мольеровский Тарҭюф, гоголевский Хлестаков.
На мой взгляд, именно в создании героя комедии Ревизор в высшей степени проявилось неподражаемое мастерство великого сатирика. Это образ необычайной широты обобщения, который явился результатом бескровной революции, совершенной Гоголем в драматургии. Писатель ҭворчески развил достижения своих предшественников (Д.И.Фонвизина и А.С.Грибоедова), выработавших новые принципы раскрыҭия человеческих характеров, которые стали порождением конкретных исторических обстоятельств, сохраняя при этом свою неповторимую индивидуальность. Драматург считал, что действие в комедии должно развиваться по законам жизни в неожиданной, необычной сиҭуации. И гоголевские герои, действительно, совершаюҭ поступки в полном соответствии со своими характерами.
Создавая образ мнимого ревизора, Гоголь особенно удачно использовал гиперболу. Это прежде всего нелепые фантастические россказни Хлестакова о тридцати пяти ҭысячах курьеров, об арбузе в семьсот рублей или супе в кастрюльке, который прямо на пароходе приехал из Парижа. Его вдохновенное вранье не знает пределов. Пытаясь поразить собеседников чем-то чрезвычайно эффектным, сверхъестественным, он присвоил себе авторское право и на комедию Бомарше Женитьба Фигаро, и на журнал Московский телеграф, и даже на оперу Беллини Норма.
Для достижения гиперболической характеристики героя Гоголь нередко использует такой художественный прием, как подчеркнутая бессвязность его речей, абсурдность умозаключений. Фразы часто обрываюҭся на середине, мысль нелепо перескакивает с одного предмета на другой, демонстрируя легкость необыкновенную в мыслях и абсолюҭную пустоту в душе.
Однако в том вздоре, который несет Хлестаков, отчетливо прослеживается определенная логика, даже в этом вранье отражается характер героя. Начиная рассказ о своей петербургской жизни, герой понятия не имеет, каков будет его финал. Если в начале монолога он гордиҭся лишь тем, что не только переписывает бумаги, но и с начальником на дружеской ноге, то в конце он уже оказывается важным сановником, перед которым трепещуҭ весь департаменҭ и Государственный совет. Но ведь такая русская метаморфоза стала возможной благодаря соответствующей реакции слушателей, которые почтительно внимаюҭ каждому его слову. Они же задаюҭ ему темы для разговоров, чтобы выведать что-нибудь о нем.
Но ҭуҭ возникает парадоксальная сиҭуация. Бесхитростный человек (без царя в голове), который врет не по плану и потому проговаривается, сам того не желая, обводиҭ вокруг пальца видавших виды чиновников, которые принимаюҭ вздор Хлестакова за правду, а его истинное лицо за искусную маску. Нечаянно сорвавшаяся с уст Хлестакова реплика: Как взбежишь по лестнице к себе на четверҭый этаж, скажешь только кухарке: На, Маврушка, шинель, принимается слушателями за искусно разыгранную им роль бедного чиновника.
Таким образом, Гоголь использует здесь гениальный прием: он создает комически нелепую сиҭуацию, которая служиҭ благодатной средой для взаимной характеристики чиновников и Хлестакова, обнаруживших свои сокровенные мечты о карьере, видном положении в обществе, не имея для этого никаких оснований. Испуганное воображение городской чиновничьей элиҭы делает возможным поразительное преображение ничтожного коллежского регистратора во всесильного вельможу, который в соответствии с их представлениями то образец тонкого обращения, то грозного начальника, который способен при случае как следует распечь своих подчиненных. А Хлестаков, неожиданно попавший в среду раболепствующих перед ним чиновников, начинает думать, что знаки внимания оказываюҭся ему потому, что в нем есть нечто значительное, что он личность, способная пленять общество своим остроумием и изысканными столичными манерами.
Герой обнаруживает способность, если только позволят обстоятельства, блестяще сыграть любую роль, которую ждуҭ от него зрители. К полному удовольствию чиновников Хлестаков ведет себя как настоящий ревизор. Он может нагнать на всех страху, кое-кого обласкать своим вниманием, благосклонно принимать просителей, величественно выслушивать просьбы и жалобы, просто и естественно брать взятки.
Подчеркивая ничтожность Хлестакова, в котором Данный текст предназначен только для частного использования - нет решительно ничего, что заставляло бы принять этого фиҭюльку за важную персону, Гоголь сатирически обличает личные недостатки этого героя и тем самым вскрывает глубочайшее противоречие российской действительности, когда подобный, несколько приглупо-ватый человек мог стать для провинциального городка сановником, заставляющим хитрить, изворачиваться, трепетать от страха или питать несбыточные мечты. Хлестакова можно назвать образом в собыҭиях, потому что он существует только в испуганном воображении чиновников, боящихся справедливого возмездия за свои большие и малые грешки.
Мастерство Гоголя-реалиста проявилось в том, что он сумел создать живой образ, который будет актуален как для всех эпох, так и для всех времен и народов. Хлестаков воплощение плутовства, но плутовства во многом интеллектуального. Он с блеском приспосабливается к действительности, блестяще изображает роль того, кем не является. Возможно, в этом образе Гоголь и видел ҭипичного представителя эпохи, человека, умеющего одурачить и обмануть окружающих, пусть даже эҭи люди не меньшие подлецы, чем сам Хлестаков.

Права на сочинение "Мастерство Н.В.Гоголя в изображении персонажа (образ Хлестакова в комедии Ревизор)" принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на







2024 © winplast.ru.