Лексические нормы русского языка презентация. Лексически е нормы. теория. лексические нормы лексические нормы - это правильное сочетание и употребление слов. соблюдение лексических норм - важнейшее. Русский язык и культура речи





1. Понятие лексического значения 1. Женщина по отношению к рождённым ею детям. Любовь матери. Лишиться матери. Назвать кого-л. своей матерью. Жить у матери. Хорошая, плохая м. Приёмная м. Многодетная м. М. троих детей. Пойти в мать (стать похожим на мать). Неродная мать (мачеха). М. семейства (женщина, имеющая семью, детей). Крёстная м. = Крёстная. // Женщина, имеющая или имевшая детей. Стать матерью. Мать-героиня (почётное звание, присваиваемое женщине, родившей и воспитавшей 10 и более детей; женщина, имеющая это звание). Мать-одиночка (женщина, воспитывающая детей без мужа). Стилистика русского языка и культура речи4


1. Понятие лексического значения 2. Трад.-нар. О том, что является родным, близким, дорогим, представляя собой какую-л. духовную ценность. Мать-Родина. Мать-земля русская. Волга-мать. 3. Самка по отношению к своим детёнышам. М. оленёнка. Жеребёнок подбежал к матери. Стилистика русского языка и культура речи5


1. Понятие лексического значения 4. Разг. О том, от которого или в котором зарождается, образуется что-л. новое или подобное ему. Природа-мать. Мать-земля принесла новый урожай. 5. (обычно в обращении). Фам. О женщине, жене. Тебе принести, м., воды? Пошли, м., на улицу. Стилистика русского языка и культура речи6



1. Понятие лексического значения Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А.П. Евгеньевой. – 4-е изд., стер. – М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999 // Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» web.ru/feb/mas/mas-abc/0encyc.htm Большой толковый словарь русского языка. Гл. ред. С.А. Кузнецов. Первое издание: СПб.: Норинт, Редакция 2009 года // (поиск слова) Стилистика русского языка и культура речи8














1. Ошибки, вызванные неправильным выбором слова 1.5 Неразличение паронимов Паронимы – однокоренные слова, к-рые принадлежат одной части речи, имеют сходство в звучании, но различаются своими значениями (костный – костлявый, гадливость – гадость, выплатить – заплатить – оплатить). Слова, составляющие паронимический ряд, как правило, соотносятся между собой в семантическом плане: гневливый – «склонный к гневу, легко приходящий в состояние гнева, вспыльчивый» и гневный – «охваченный гневом, рассерженный», «вызванный гневом, выражающий гнев» (Русский язык. Энциклопедия // Стилистика русского языка и культура речи15




2. Нарушение правила достаточности слов 2.2 Речевая избыточность Повторная передача одной и той же мысли Стилистика русского языка и культура речи17


2. Нарушение правила достаточности слов Ляпалиссиады – абсурдная избыточность Стилистика русского языка и культура речи18


2. Нарушение правила достаточности слов Плеоназм (от гр. pleonasmos - излишество) – употребление в речи близких по смыслу и потому излишних слов (ценные сокровища и т. п.). Стилистика русского языка и культура речи19


2. Нарушение правила достаточности слов Тавтология – повторение однокоренных слов (рассказать рассказ, спросить вопрос), а также соединение иноязычного и русского слова, дублирующего его значение (необычный феномен, движущий лейтмотив) (скрытая тавтология). Стилистика русского языка и культура речи20


3. Нарушение лексической сочетаемости Необходимо учитывать традиции сочетаемости слов Глубокая осень, зима, но не лето, не весна; глубокая ночь, тишина, но не утро, не день, не шум; глубокая старость, но не юность Иметь большое значение – играть важную роль – выполнять важную функцию – занимать важное место – быть неотъемлемой частью Стилистика русского языка и культура речи21




  • Как вы понимаете разные значения данных ниже слов? Докажите это одним из способов: составлением словосочетаний; подбором синонимов; развернутым толкованием значения слова. Над словами-омонимами поставьте цифры 1, 2: если у слова два омонима, запишите еще и цифру 3.
  • Акция, бабка, блок, совет, уход, соль, ферма, такт, ток, тур, фокус, фракция, гриф, союз, наступить, некогда.

  • Прим..рять - прим..рять, ст.рожил - ст..рожил, изморос.ь - изморо..ь, плач? - плач?, впереме..ку - впереме..ку, пр..зрение - пр..зрение, с..деть - с..деть, ..юбовь - ..юбовь, брак - брак, оман - ..оман.
  • Составьте с этими парами слов словосочетания, вставляя пропущенные буквы, и подтвердите правильность написания.

  • омоформы - совпадение только отдельной формы слов: лечу(от лечить) - лечу (от летать); мой (притяжат. местоимение) - мой (повелит, наклонение от глагола мыть);
  • омофоны - так называемые фонетические омонимы (слова, совпадающие по звучанию, но различные по написанию и значению) Серый волк в густом лесу встретил рыжую лису (С. Ma ршак):
  • омографы - графические омонимы (слова пишутся одинаково, но произносятся по-разному, главным образом в зависимости от ударения; иногда в связи с тем, что не всегда употребляются точки над ё): по е м - поём; п о лет - полёт; а тлас - атл а с.


1) ...И не заботился о том,

Какой у дочки тайный том

Дремал до утра под подушкой.

2) Собирался приехать к вам, да дорога дорога.

3) Вечно властен, вечно молод

В странах Сумрака и Льда,

Петь заставил вещий молот,

Залил блеском города.

4) Ваши принципы просты.

Вы очень любите остроты,

Но вы боитесь остроты.


Выберите паронимы, необходимые в данных контекстах. Объясните свой выбор.

1. Он не любил работать и вел (праздничный - праздный) образ жизни. 2.(Абонемент, абонент) не отвечает. 3. Всё лето стояла (нестерпимая, нетерпимая) жара. 4. Отчет (представляется - предоставляется) в двух экземплярах. 5. Девочка (одела - надела) маскарадный костюм. 6. Окружность и диаметр (несоизмеримые, неизмеримые) величины.



  • Прочитайте предложения, в которых встречается плеоназм, исправьте ошибки.
  • Прочитайте предложения, в которых встречается плеоназм, исправьте ошибки.
  • Прочитайте предложения, в которых встречается плеоназм, исправьте ошибки.
  • Прочитайте предложения, в которых встречается плеоназм, исправьте ошибки.
  • 1. Первая премьера нового спектакля Романа Виктюка прошла при полном аншлаге. 2. В этой фирме есть свободная вакансия бухгалтера. 3. Когда мы впервые познакомились, он преподнес мне памятный сувенир - несколько брелоков с символами Петербурга.4. Предельный лимит времени на выполнение каждого задания - 15 минут. 5.Свою автобиографию я уже рассказал вам вчера. 6. После прохождения обучения наш учебный центр гарантирует вам трудоустройство на работу
  • 1. Первая премьера нового спектакля Романа Виктюка прошла при полном аншлаге. 2. В этой фирме есть свободная вакансия бухгалтера. 3. Когда мы впервые познакомились, он преподнес мне памятный сувенир - несколько брелоков с символами Петербурга.4. Предельный лимит времени на выполнение каждого задания - 15 минут. 5.Свою автобиографию я уже рассказал вам вчера. 6. После прохождения обучения наш учебный центр гарантирует вам трудоустройство на работу
  • 1. Первая премьера нового спектакля Романа Виктюка прошла при полном аншлаге. 2. В этой фирме есть свободная вакансия бухгалтера. 3. Когда мы впервые познакомились, он преподнес мне памятный сувенир - несколько брелоков с символами Петербурга.4. Предельный лимит времени на выполнение каждого задания - 15 минут. 5.Свою автобиографию я уже рассказал вам вчера. 6. После прохождения обучения наш учебный центр гарантирует вам трудоустройство на работу
  • 1. Первая премьера нового спектакля Романа Виктюка прошла при полном аншлаге. 2. В этой фирме есть свободная вакансия бухгалтера. 3. Когда мы впервые познакомились, он преподнес мне памятный сувенир - несколько брелоков с символами Петербурга.4. Предельный лимит времени на выполнение каждого задания - 15 минут. 5.Свою автобиографию я уже рассказал вам вчера. 6. После прохождения обучения наш учебный центр гарантирует вам трудоустройство на работу

  • Тест.

Задания, проверяющие владение лексическими нормами:

  • 1. В каком предложении вместо слова представить нужно употребить предоставить?

1) ПРЕДСТАВЬТЕ гостям вашего друга.

2) Актер умел ПРЕДСТАВИТЬ пение соловья.

3) Вы должны срочно ПРЕДСТАВИТЬ отчет о командировке.

4) Я ПРЕДСТАВИЛ вам право самостоятельно решать эти вопросы.

  • 2. В каком предложении вместо слова БУДНИЧНЫЙ нужно употребить БУДНИЙ?

1) Однажды, в БУДНИЧНЫЙ день, поутру я с дедом pa згребал на дворе снег.

2) Из одной БУДНИЧНОЙ обстановки Наталья попала в другую, такую же однообразную и скучную.

3) Художник значительное место отводит изображению БУДНИЧНОЙ стороны войны.

4) "Вот мы и приехали домой", - уже другим, БУДНИЧНЫМ голосом сказал капитан.


  • 3. В каком предложении вместо слова ВРАЖДЕБНЫЕ нужно употребить ВРАЖЕСКИЙ?

1) Ко всему была готова Оксана, но все же не ожидала столь сухого, даже ВРАЖДЕБНОГО приема.

2) В этом капризном воздухе была нарядность юга, его подчеркнутая ВРАЖДЕБНАЯ северу красота.

3) Вокруг этого населенного пункта расположился ВРАЖДЕБНЫЙ полк.

4) В народных сказках животные иногда выступают в качестве ВРАЖДЕБНОЙ силы, опасной для людей.

  • 4. В каком предложении вместо снова ВЗРЫВНОЙ нужно употребить ВЗРЫВЧАТЫЙ?

1) ВЗРЫВНАЯ волна отбросила ящик метра с три.

2) Здесь нельзя хранить ВЗРЫВНЫЕ вещества.

3) Снайперы обезвредили ВЗРЫВНОЕ устройство, угрожавшее жизни людей.

4) В нем горели, обжигая, страстные, порой ВЗРЫВНЫЕ чувства.


  • 5. Значение какого слова определено неверно?

1) СУВЕНИР - подарок, изделие на память о городе, стране и т. п.

2) ТОРЕЦ - боковая сторона дома.

3) УНИКАЛЬНЫЙ - редкий, единственный в своём роде.

4) ЗАУРЯДНЫЙ - приметный, обращающий на себя внимание.

  • 6. В каком предложении уместно использовать глагол «одеть»?

1) Было ветрено, все экскурсанты … плащи и куртки.

2) Малышей … потеплее.

3) Дедушка взял газету и … очки.

4) В этот раз Игорь … на себя маску раскаявшегося.

  • 7. Какое слово уместно использовать в предложении «Многие люди с техническим образованием стали … предпринимателями»?

1)успешными

2) преуспевающими

3) удачными

4) плодотворными.


  • Ответы:
  • I : 4. Предоставить используется в значении "дать, отдать что-либо в чьё-то распоряжение, разрешить кому-либо сделать что-то, обеспечить кого-либо чем-то", предоставить возможность, предоставить средства, предоставить (кому) выбирать способ
  • 2: 1. Будний - относительное прилагательное, антоним слова выходной (день), будничный - качественное прилагательное, близкое по значению словам повседневный, обычный, непарадный, рутинный.
  • 3:3. Враждебный - качественное прилагательное, синоним слов неприязненный, недружелюбный; вражеский - относительное прилагательное, означающее принадлежащий к лагерю врагов.
  • 4: 2. Относительное прилагательное взрывчатый, в отличие от прилагательного взрывной, указывает на химический состав ве­щества.
  • 5: 4. Заурядный означает обыкновенный, ничем не выделяющийся.
  • 6: 2. Глагол одеть употребляется в конструкции одеть кого (+ как, во что), надеть - в конструкции надеть что (на кого)
  • 7: 2. Остальные прилагательные (в том числе и успешный), по нормам литературного языка, не сочетаются с одушевлёнными существительными.

  • Прочитайте и укажите, какие ошибки допущены при употреблении фразеологических оборотов. Исправьте и перепишите.
  • 1). Мысль писателя о величии человека является красной нитью его произведений. 2) Этот роман сыграл большое воспитательное значение.3) Игра артистов оказала на зрителей огромное впечатление. 4) Базаров заявляет, что песня Николая Петровича уже пропета. 5) Известие о приезде ревизор а привело городничего в тупик. 6) Члены бригады, занявшей первенство, были награждены ценными подарками. 7) В статье придавалось большое внимание чуткому отношению к кадрам.

  • П. 73,74, 80, упражнения 135,136.

«Русский язык и биология» - Растительные масла. Растения. Перечислите животных. Значение семени в природе. Выпишите словосочетания. Семена служат кормом многим животным. Значение семян для животного мира. Семена кокосовой пальмы. Буква е в суффиксе. Вопросы учителя биологии. Вопросы учителя русского языка.

«Диалог культур» - Термин «диалог культур». Актуализация проблем. Беседа о значении слов. Историко-культурологический комментарий. Диалог культур как методический принцип. Диалог культур. Концепты. Включение данного слова в словосочетание. Пословицы. Концептный метод. Дифференцированный подход. Групповые формы деятельности.

«Зачем изучать русский язык» - Человек. Совокупность всех слов русского языка. Язык - душа народа. И.А.Ильин. Люби, цени и знай свой язык. Синонимы. Проект поможет изучению лексики. Возможностью предупреждения ошибок. Методы исследования. Антонимы. Язык есть исповедь народа. Результаты проектной деятельности. Структура связей проекта с областями знаний.

«Функции языка» - Работа со словом дисциплинирует чувства и дисциплинирует мышление. Читая …., я узнал о том,…, как будто сам побывал там. Мы живем в обществе и общаемся в определенном социуме в определенном пространстве в определенное время. Можно написать в заключении. Читаю: «Век. Век заедать. Функции языка и речи.

«Богатство русского языка» - Актуальность. «Русский язык – национальное богатство». Толковые словари русского языка. Северо-западные русские говоры. Проблема сохранения русского языка сейчас очень актуальна. Памятник русскому языку. Язык является связующим звеном времён и поколений. Происхождение русского языка. Язык - бесценный дар, которым наделен человек.

«Деловой русский язык» - Метод ситуационного обучения, метод анализа ситуаций. Уверенность в себе. Слоган. Проблемно-поисковый. О русском речевом этикете. Шесть правил создания хорошего рекламного текста. Какой не должна быть реклама. Жанры деловой речи. Язык деловой переписки. Правильность речи, культура слова. Деловое письмо.







2024 © winplast.ru.