Государственное регулирование конкуренции на рынке. Регулирование конкуренции государством и ограничения монополистической деятельности. Функции антимонопольного органа


Регулирование конкуренции - это деятельность государства, направленная на создание адекватных условий ведения хозяйственной деятельности.

1. В соответствии с нормами Конституции РФ, гарантируется поддержка конкуренции и свобода экономической деятельности (ст.8). Следовательно, государство обязано поддерживать конкурентные отношения.Свобода экономической деятельности не безгранична. Пределы указываются в п.2 ст. 34 Конституции «Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию» и п.1 ст. 10 ГК РФ «Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке».
2. Правила добросовестной конкуренции разрабатываются объединениями профессиональных субъектов, действующих в той или иной сфере предпринимательской или иной профессиональной деятельности.
3. Если конкуренция невозможна по объективным причинам, то обязанность государства по поддержке конкуренции трансформируется в необходимость не допустить негативных последствий, которые могут возникнуть при отсутствии конкуренции.
4. Поддержка конкуренции рассматривается как гарантия прав и свобод хозяйствующих субъектов. Государство обязано создавать законодательные и организационные гарантии.Законодательные гарантии связаны с системой правового обеспечения данной сферыОрганизационные гарантии связаны с функционированием системы органов исполнительной и судебной власти.
5. Поддержка конкуренции рассматривается как особая деятельность государства.Эта деятельность - обязательная. Она корреспондирует правам ХС на осуществление конкурентных действий.

Конкуренция представляет собой необходимый элемент для развития рыночной экономики. По этой причине требуется государственное регулирование конкуренции.

Замечание 1

Статьей 4 п. 7 ФЗ от 26 июля 2006 № 135 «О защите конкуренции» она определяется в качестве соперничества определенных субъектов хозяйствования (фирм, предприятий, компаний, организаций), в ходе которого действия каждого могут исключать или ограничивать возможность других в одностороннем порядке влиять на общие условия обращения продукции на определенных товарных рынках.

Конкуренция представляет собой борьбу производителей или поставщиков, предприятий, организаций за максимально выгодные условия выпуска и продажи продукции, оказания услуг, выполнения работ для достижения лучшего результата коммерческой деятельности.

Рыночная система в виде основного содержания конкуренции предполагает борьбу за покупателей, включая максимальное удовлетворение его потребностей. Также это может быть борьба за рыночную долю, успех которой зависит от степени качества и цен на продукцию.

При наличии свободной конкуренции рост доходов одних предприятий способен сопровождаться разорением других, концентрируется и централизуется производство и капитал, что приводит к формированию монополий и захвату ими власти на рынках. По этой причине, чтобы этого не происходило, используется антимонопольное законодательство в качестве инструмента поддержки конкуренции и ограничения монополистической деятельности.

Опыт развитых рыночных государств в области создания и использования антимонопольного законодательства отражает необходимость этой формы регулирования рыночных отношений со стороны государства Европейские страны считают конкуренцию одной из основ построения свободной экономики, что получило свое развитие после того, как были ликвидированы средневековые наследственные и сословные привилегии.

Пример 1

Во Франции средневековую систему цехов ликвидировали в 1789 году. в Англии это произошло после отмены законов об ученичестве в 1813 году. Примерно в это же время окончательно цеха были ликвидированы в Германии. В Российской империи не существовала подобная западноевропейская система цехов, а сдерживание развития конкуренции происходило через крепостное право, отмененное в 1861 году. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года содержало наказание и заключение в тюрьму за картельные сговоры, выражающиеся «непомерным возвышением цен на жизненные припасы».

Юридическая литература относит создание первого закона, запрещающего монопольные соглашения, к Канаде (1889 г.), к США (закон Шермана).

В соответствии с американским законом Шермана, который широко известен как Хартия экономической свободы (1890 г.) формирование монополий - это преступление. Оно влекло за собой уголовное наказание в виде штрафа до 5 000 долларов (впоследствии его повысили до 50 000 долларов), тюремного заключения (до 1 года). В дальнейшем по этому образцу принимались законы в Австралии и Новой Зеландии. В европейских государствах антимонопольное законодательство сформировалось в 1930-х гг. (в Бельгии в 1935 г., в Нидерландах в 1935 г., в Дании в 1937 г.).

В это время в нашем государстве существовало социалистическое общество, где действовала плановая государственная экономика. В 1990 годы становление антимонопольной политики осуществляется при наличии условий безудержной либерализации экономики страны. При использовании субъектами предпринимательства различных методов и способов конкуренции на товарных рынках органы власти в государстве должны учитывать тенденции его монополизации, включая масштаб и характер злоупотребления доминирующим положением, последствия недобросовестной конкуренции. По этой причине целью государственной политики может являться формирование и использование организационных и правовых основ защиты конкуренции.

Законы, регулирующие отношения на товарных рынках

Сегодня среди большого числа норм законодательства РФ, которые участвуют в регулировании отношений на товарных рынках, выделяются нормы общего характера, представленные нормами конституционного, гражданского, уголовного и административного права.

В группу конституционного права включены нормы:

  1. Конституция РФ (ч. 1 ст. 8, ч. 2 ст. 34), где говорится о поддержке конкуренции со стороны государства и недопущении экономической деятельности, сконцентрированной на монополизации и недобросовестной конкуренции;
  2. ГК РФ (п. 1 ст. 10, п. 2-3 ст. 57, п. 1 ст. 1033), где устанавливается недопущение использования гражданских прав для ограничения конкуренции, включая злоупотребления доминирующим положением на рынках. Статья 57 подчеркивает, что реорганизацию отдельных видов предприятий необходимо проводить на основе согласия (включая согласие со стороны антимонопольного органа). Статья 1033 ГК РФ приводит условия договора коммерческой концессии, которые ограничивают права сторон в случае, когда они вступают в противоречие с антимонопольным законодательством;
  3. УК РФ, содержащий запрет на целый ряд деяний, которые могут направлять на недопущение, устранение или ограничение конкуренции через заключение соглашений или согласованные действия, которые ограничивают конкуренцию, установление монопольно высоких или низких цен; необоснованный отказ или уклонение от заключения договоров; ограничение доступа на рынок. Это работает в случае, когда деяния способны причинить крупный ущерб лицам, предприятиям или государству либо влекут извлечение дохода в крупном размере. За подобные действия кроме больших штрафов предусматривается определенный уровень уголовной ответственности;
  4. КоАП РФ, устанавливающий ответственность за сроки законных предписаний (решений, постановлений, представления) органа (должностных лиц), который осуществляет государственный надзор (контроль), об устранении законодательных нарушений. Статья 19.8 формирует ответственность за то, что в федеральный антимонопольный орган не было предоставлено ходатайство, уведомление (заявление), которые предусмотрены антимонопольным законодательством. Также карается и предоставление заведомо ложной информации;
  5. ФЗ «О защите конкуренции» в виде общих норм ограничительного характера.

В России подобный Закон становится вторым, который формирует антимонопольное законодательство. Именно он определяет организационные и основы права в сфере защиты конкуренции, включая предупреждение и пресечение монопольной деятельности (исключается недобросовестная конкуренция); недопущение, ограничение, устранение конкуренции федеральными органами исполнительной власти, власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и др. Цели Закона состоят в обеспечении единого экономического пространства, свободного перемещения продукции, свободы экономической деятельности в нашей стране, защите конкуренции, формировании условий эффективной работы товарных рынков.

Законы, регулирующие разрешенные виды деятельности на товарных рынках

Отдельно принято рассматривать законы, которые регулируют отношения, возникающие при осуществлении на товарных рынках разрешенной деятельности:

  1. ФЗ от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», включающий правила общего и специального характера, которые формируют качественные параметры рекламы, включая цель не допустить монополистическую деятельность; запрет на недобросовестное и недостоверное использование рекламы;
  2. Законы РФ от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», от 20 февраля 1992 года № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле»;
  3. ФЗ от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» и др.

ФАС России поставила цель изменения отечественной конкурентной среды. Пакет законодательных инициатив ФАС уделяет особое внимание естественным монополиям и торговым сетям. В соответствии с мнением руководителя ФАС, ФЗ «О естественных монополиях» совершенно архаичен, он мешает использовать закон о конкуренции по отношению к естественным монополиям. В рамках статистик, естественные монополии, такие, как ОАО РАО «ЕЭС России», ОАО «Газпром», ОАО «РЖД», заняли 2 место по числу нарушений антимонопольного законодательства после органов власти. В целом на чиновников пришлось около 50 % нарушений.

Замечание 2

Отдельно следует обратить внимание на подзаконные акты, которые принимаются на уровне Президента и Правительства РФ. Именно с их помощью происходит установление статуса федерального антимонопольного органа, включая его территориальные подразделения. В эту группу можно включить нормативные акты, в которых установлены перспективные программы (вопросы государственных заказов, прогнозные планы приватизации очередного года, полномочия антимонопольного органа и др.).

Также отдельно выделяются нормативные акты, которые издает сам федеральный антимонопольный орган. Основной пример здесь представлен приказом ФАС России «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральная антимонопольная служба», приказ «Об утверждении административного регламента ФАС службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства РФ». В целях развития конкурентной среды ФАС в нашей стране производит разработку правил недискриминационного доступа к услуге транспортировки нефти и нефтепродуктов; аэропортов, речных и морских портов, железнодорожного транспорта; почтовой связи и др.

Вывод

Система норм, которые участвуют в регулировании отношений в области ограничения монополий и пресечения недобросовестной конкуренции, концентрируется в большом числе актов различного уровня. Все они имеют разную сферу регулирования. По этой причине научная литература не случайно по отношению ко всем подобным актам применяет понятие «антимонопольное законодательство».

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Государство регулирует и поощряет конкурентную борьбу в нужных обществу направлениях, используя самые разные методы и механизмы формирования конкурентных отношений. К таким механизмам относят увеличение числа однородных предприятий, поддержку малого и среднего бизнеса, обеспечение сравнимости качественных характеристик и цен на товары, поощрение лучших результатов и новшеств, создание системы пропаганды. Целью государства при поддержке конкуренции является создание здоровой конкурентной среды. Со стороны государства поддержка конкуренции осуществляется двумя основными видами мер: стимулирующими и запретительными. К стимулирующим мерам относятся законодательные документы о проведении экономических конкурсов: законодательство в области ценообразования, налогов, экспорта и импорта товаров. К запретительным относится принятие актов и совершение отдельных действий органами исполнительной власти и местного самоуправления, направленных на ограничение конкуренции.

Государственное регулирование конкуренции на товарном и финансовом рынке осуществляет Федеральная антимонопольная служба совместно с Федеральной службой по тарифам. Антимонопольный орган – федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы.

Функции антимонопольного органа:

1) нормотворческая;

2) наблюдательная (ведение реестра доминирующих организаций);

3) разрешительная (разрешает слияние и присоединение организаций);

4) пресекательная (проводит антимонопольное расследование, результатом которого может быть издание предписания об устранении нарушений, принудительное разделение коммерческой организации, занимающей доминирующее положение, если она им злоупотребляет).

Антимонопольный орган выполняет следующие основные функции (ст. 22 ФЗ «О защите конкуренции»):

1) обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;

2) выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения;

3) предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства;

4) осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией в сфере использования земли, недр, водных и других природных ресурсов, в том числе при проведении торгов.

Антимонопольный орган осуществляет следующие полномочия (ч. 1 ст. 23 ФЗ «О защите конкуренции»):

1) возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства;

2) выдает обязательные для исполнения хозяйствующими субъектами предписания:

а) о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и (или) согласованных действий хозяйствующих субъектов и совершение действий, направленных на обеспечение конкуренции;

б) о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции;

в) о прекращении нарушения правил недискриминационного доступа к товарам;

г) о прекращении недобросовестной конкуренции;

д) о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства;

е) об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства;

ж) о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства;

з) о восстановлении положения, существовавшего до нарушения антимонопольного законодательства;

и) о заключении договоров, изменении условий договоров или расторжении договоров;

к) о перечислении в государственный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства;

л) об изменении или ограничении использования фирменного наименования;

м) о выполнении экономических, технических, информационных и иных требований об устранении дискриминационных условий и о предупреждении их создания; н) о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции;

3) выдает федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, государственным внебюджетным фондам, их должностным лицам обязательные для исполнения предписания;

4) направляет в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг, Центральный Банк РФ предложения о приведении в соответствии с антимонопольным законодательством принятых ими актов и (или) прекращении их действия в случаях, если такие акты и (или) действия нарушают антимонопольное законодательство;

5) привлекает к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации и некоммерческие организации, их должностных лиц, должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также должностных лиц государственных внебюджетных фондов, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей (ч. 1 ст.23 ФЗ «О защите конкуренции»);

6) обращается в арбитражный суд с исками, заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства;

7) участвует в рассмотрении судом или арбитражным судом дел;

8) ведет реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более 35 %;

9) устанавливает доминирующее положение хозяйствующего субъекта;

10) утверждает формы представления в антимонопольный орган сведений;

11) утверждает методику определения необоснованно высокой и необоснованно низкой цены услуги кредитной организации (по согласованию с Центробанком РФ);

12) издает нормативные правовые акты;

13) дает разъяснения по вопросам применения антимонопольного законодательства;

14) дает заключения о наличии или отсутствии признаков ограничения конкуренции;

15) вносит в лицензирующие органы предложения об аннулировании, отзыве лицензий или о приостановлении действий лицензий и др.


| |

Правовое обеспечение конкуренции. Конкуренция является необходимой предпосылкой рыночной экономики. Статья 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» дает следующее определение: конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Другими словами, конкуренция - это борьба между производителями или поставщиками, предприятиями, фирмами за наиболее выгодные условия производства и сбыта товара, работ и услуг в целях достижения лучших результатов своей коммерческой деятельности.

В рыночной системе основное содержание конкуренции - борьба за потребителя, полное удовлетворение его потребностей. Это борьба за долю на рынке, успех которой зависит от дешевизны и качества товаров.

В условиях свободной конкуренции рост доходов одних фирм сопровождается разорением других, происходит концентрация и централизация производства и капитала, ведущая к образованию монополий и захвату ими рыночной власти. Чтобы не допустить этого, на поддержку конкуренции и ограничение монополистической деятельности направлено антимонопольное законодательство.

Опыт развитых рыночных стран по созданию и использованию антимонопольного законодательства свидетельствует о необходимости этой формы государственного регулирования рыночных отношений. В европейских странах конкуренция как одна из основ построения свободной экономики получила развитие после ликвидации средневековых наследственных и сословных привилегий. Так, во Франции средневековая система цехов была ликвидирована в 1789 г. В Англии наступление этого этапа связано с отменой так называемых законов об ученичестве в 1813 г. Примерно в тот же период окончательная ликвидация цехов была осуществлена в Германии. В Российской Империи подобной западноевропейской системы цехов не было, но развитие конкуренции сдерживалось наличием крепостного права, которое было отменено в 1861 г.

Первый закон, запрещавший монопольные соглашения, был принят в Канаде в 1889 г., затем в США - Закон Шермана, широко известный как Хартия экономической свободы (1890 г.). В соответствии с этим Законом создание монополий считалось преступлением, которое влекло уголовное наказание - штраф до 5 тыс. долл, (впоследствии он был увеличен до 50 тыс. долл.) и тюремное заключение на срок до одного года. Вскоре по этому образцу были приняты законы в Австралии и Новой Зеландии. В странах Европы антимонопольные законы были приняты в 30-х гг. XX в. (Бельгия, Нидерланды - 1935 г., Дания - 1937 г.).

В отличие от американской системы антимонопольного регулирования, строящегося на принципе запрещения монополии и предполагающего судебную форму правоприменительного процесса, европейская система находит свое выражение в принципе регулирования монополистической деятельности и контроля за злоупотреблениями монополий. Для этого создается специальная система антимонопольных органов, осуществляющих с помощью присущих им методов антимонопольное регулирование и контроль.

В нашей стране только в конце XX - начале XXI в. стала проводиться целенаправленная работа по повышению конкурентоспособности российской экономики. Она, по мнению ведущих ученых и общественных деятелей, должна проводиться по следующим основным направлениям.

Во-первых, развитие конкуренции - это не только «фрагмент» общей экономической политики, оно является основой государственной политики, цель которой - повышение конкурентоспособности страны в целом. К сожалению, в мировом рейтинге конкурентоспособности российская экономика занимает 70-е из 104 возможных мест 1 .

Во-вторых, следует опираться в основном на частную инициативу, бизнес, которые в состоянии решительно влиять на конкурентоспособность экономики страны.

В-третьих, государство обязано создавать наиболее благоприятные условия для частного бизнеса, культивировать атмосферу доверия между властью и предпринимателями.

В-четвертых, следует регулярно проводить мониторинги конкурентоспособности, чтобы находить приемлемые и наиболее эффективные формы поддержки новых и развивающихся компаний, особенно инновационных.

В-пятых, приоритетным направлением вложений инвестиций должны быть образование и наука.

В-шестых, нельзя не противопоставлять друг другу добывающие и перерабатывающие отрасли экономики, необходимо развивать их в тесной увязке, комплексно.

В-седьмых, нужно способствовать притоку иностранных инвестиций как из ближнего, так и из дальнего зарубежья.

В-восьмых, необходимо повышать планку эффективности, создавать равные условия конкуренции для всех предприятий, исключив предоставление отдельным из них незаслуженных льгот и преференций за счет государственного или местного бюджетов.

В-девятых, экономическое развитие страны должно идти «снизу» - от регионов и бизнеса, для чего государственным органам всех уровней следует создавать условия для мобилизации ресурсов и реализации тех возможностей, которые имеются у предпринимателей 1 .

Следовательно, современный рынок должен представлять собой организованную, спланированную и сбалансированную систему, которая предоставляет потребителям независимость при покупке товара. Рынок - это сообщество хозяйствующих субъектов, которые не нарушают нормы антимонопольного законодательства и ведут борьбу за покупателя в рамках добросовестной конкуренции, имеющей тенденцию понижать цены товаров за счет усовершенствования техники их производства.

Приходится констатировать, что свободная конкуренция укрепила капиталистическую систему, в то время как «социалистическое соревнование» привело к банкротству социалистическое государство, породило неэффективный государственный монополизм, лишивший производителя товаров стимула производить лучше и дешевле.

Среди массива норм законодательства РФ, регулирующих общественные отношения, складывающиеся на товарных рынках (которые при определенных обстоятельствах можно расценивать как монополистическую деятельность либо как недобросовестную конкуренцию), следует выделить прежде всего нормы общего характера.

В эту первую группу входят:

нормы Конституции РФ (ч. 1 ст. 8, ч. 2 ст. 34);

нормы ГК РФ (п. 1 ст. 10, п. 2, 3 ст. 57, п. 1 ст. 1033). В частности, п. 1 ст. 10 устанавливается, что не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке;

нормы Уголовного кодекса РФ (УК РФ). Статья 178 содержит запрет на осуществление целого ряда деяний: монополистических действий, совершенных путем установления монопольно высоких или монопольно низких цен; ограничения конкуренции путем раздела рынка; ограничения доступа на рынок; устранения с рынка других субъектов экономической деятельности; установления и поддержания единых цен;

нормы Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ). Статьей 19.8 утверждена ответственность за непредставление в федеральный антимонопольный орган ходатайств, заявлений, сведений, предусмотренных антимонопольным законодательством, либо представление заведомо ложных сведений. Статья 19.5 устанавливает ответственность за неисполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства;

общие нормы ограничительного характера, которые содержатся в Федеральном законе «О защите конкуренции». Этот Закон определил организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков.

Вторую группу образуют нормы законодательства, регулирующие отношения, складывающиеся в связи с осуществлением на товарных рынках разрешенных видов деятельности. К ним относятся: Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»; федеральные законы от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях», от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», от 26 июля 2006 г. № 117-ФЗ «О защите конкуренции», от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и др.

Третью группу образуют подзаконные акты, принимаемые на уровне Президента РФ и Правительства РФ, устанавливающие статус федерального антимонопольного органа и его территориальных подразделений. Например, это постановление Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. № 189 «Вопросы Федеральной антимонопольной службы». К этой группе относятся и нормативные акты, устанавливающие перспективные программы в данной сфере государственной деятельности.

И наконец, четвертую группу составляют нормативные акты, издаваемые федеральным антимонопольным органом. В качестве примера можно привести приказ Федеральной антимонопольной службы от 25 мая 2012 г. № 339 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной административной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации».

Таким образом, система норм, участвующих в регулировании отношений по ограничению монополистической деятельности и пресечению недобросовестной конкуренции, сконцентрирована в большом числе правовых актов разного уровня, имеющих разную сферу регулирования. Поэтому не случайно в научной литературе по отношению ко всей совокупности актов применяется понятие «антимонопольное законодательство».

Правовое ограничение монополистической деятельности. Антиподом конкуренции является монополия. Под монополистической деятельностью понимаются злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью. Систематическим осуществлением монополистической деятельности является осуществление хозяйствующим субъектом монополистической деятельности, выявленное в установленном законом порядке более двух раз в течение трех лет (п. 10, 11 ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции»).

Виды монополистической деятельности могут быть определены в зависимости от субъектного состава ее участников. В этом случае следует выделить монополистическую деятельность хозяйствующих субъектов, а также государственных органов и органов местного самоуправления.

Монополистическая деятельность хозяйствующих субъектов в зависимости от числа участников может быть односторонней и коллективной. Под термином доминирующее положение понимается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее им возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (п. 1 ст. 5 названного Закона).

Критерии одностороннего доминирования по Закону таковы: если у хозяйствующего субъекта доля на рынке превышает 35%, но меньше 50%, то антимонопольный орган должен доказать, что этот субъект доминирует. Когда у хозяйствующего субъекта доля больше 50%, он признается доминирующим, если не докажет обратного.

Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%. Хозяйствующие субъекты, имеющие на рынке определенного товара долю более 35%, заносятся в Реестр. Статус Реестра определен как информационно-наблюдательный. Если занесенный в Реестр хозяйствующий субъект начинает злоупотреблять своим доминирующим положением, это признается правонарушением и в действие вступают нормы антимонопольного законодательства. Злоупотребления могут проявляться в виде:

установления, поддержания монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;

изъятия товаров из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;

навязывания контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;

экономически или технологически не обоснованного сокращения или прекращения производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства;

экономически или технологически не обоснованного отказа либо уклонения от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок товара;

экономически, технологически и иным образом не обоснованного установления различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;

установления финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги; создания дискриминационных условий;

создания препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Правда, такие действия в исключительных случаях могут быть признаны правомерными, если хозяйствующий субъект докажет, что положительный эффект его действий, в том числе в социально-экономической сфере, превышает негативные последствия. Как видим, приведенные виды злоупотреблений доминирующим положением выявить подчас бывает очень сложно. Поэтому следует остановиться детальнее на отдельных из них.

Так, в практике антимонопольных органов наиболее часто встречается навязывание контрагенту невыгодных условий договора. К данному виду нарушений относятся действия по необоснованному требованию выполнения каких-либо работ, навязывание особого порядка оплаты товаров с включением штрафов, скидок, надбавок и др. Создание дискриминационных условий ставит контрагента в неравное положение по отношению к другим участникам сделок. Как правило, это выражается в применении специальных (эксклюзивных) скидок для отдельных контрагентов, различных бонусов и вознаграждений. Сетевые торговые организации наряду с этим часто навязывают принудительный ассортимент товаров.

Федеральными законами могут устанавливаться случаи признания доминирующим положения хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 35%. Так, ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» предусматривает ограничение приобретения аренды хозяйствующими субъектами, осуществляющими розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети, дополнительной площади торговых объектов, доля которых превышает 25% объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах субъекта РФ.

Особенностью Федерального закона «О защите конкуренции» является включение в правоприменительную практику коллективного доминирования в монополистической деятельности, что отражено в его п. 3 ст. 5.

Коллективное доминирование квалифицируется тогда, когда совокупная доля не более чем трех крупнейших поставщиков на товарном рынке превышает 50% или доля не более чем пяти крупнейших поставщиков превышает 70%, при этом доля каждого должна быть не меньше 8%. Установление нижнего порога доли товара на рынке дает возможность антимонопольным органам анализировать зарождение и проявление элементов монополизма на рынке, где доминирует ограниченное число крупных компаний (олигополия), характеризующемся значительными барьерами для входа на него других хозяйствующих субъектов. Помимо высокой совокупной рыночной доли, для того чтобы компании признавались «коллективно доминирующими», необходимо наличие ряда других важных условий - доли должны быть стабильными на протяжении длительного времени, вход на рынок для новых поставщиков должен быть затруднен, информация о ценах должна быть доступна ограниченному кругу лиц ит. д.

Коллективное доминирование проявляется в виде соглашений или согласованных действий хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию. В правоприменительной практике соглашения между конкурентами называются горизонтальными соглашениями, а согласованные действия - вертикальными соглашениями. Участники этих соглашений не конкурируют между собой. В ст. 8 Федерального закона «О защите конкуренции» предусматривается различие «согласованных действий» и «действий по соглашению». Согласованными действиями хозяйствующих субъектов являются их действия на товарном рынке, удовлетворяющие совокупности следующих условий: во-первых, результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них; во- вторых, действия каждого их указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке. Такими обстоятельствами могут быть: изменение регулируемых тарифов; изменение цен на сырье, используемое для производства товаров; изменение цен на товар на мировых товарных рынках; существенное изменение спроса на товар в течение не менее чем одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее одного года.

Как видим, совершение хозяйствующими субъектами действий по соглашению не относится к согласованным действиям (п. 2 ст. 8 названного Закона). По мнению специалистов, и то и другое понятие необходимо антимонопольному органу для борьбы с таким явлением, как молчаливый сговор, существующим в теории и на практике наряду с явным сговором. Явный сговор - это неофициальная договоренность о ценах между поставщиками. Молчаливый сговор не предусматривает вообще никаких договоренностей, но каждый из конкурентов устанавливает высокую цену на товар до тех пор, пока конкуренты назначают столь высокую цену. Если участники рынка поступают таким образом, то высокая цена может поддерживаться достаточно долго. Поэтому молчаливый сговор - это главный «кошмар» антимонопольного законодательства во всех странах .

Статьей 11 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или их согласованные действия на товарном рынке, если они приводят или могут привести:

к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;

повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;

разделу товарного рынка по территориальному принципу, по объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);

сокращению или прекращению производства товаров;

отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).

Статья 13 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» конкретизирует антимонопольные правила для хозяйствующих субъектов, которые осуществляют торговую деятельность или поставляют продовольственные товары в торговые сети. Им запрещается:

  • 1) создавать дискриминационные условия, в том числе:
    • а) создавать препятствия для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других хозяйствующих субъектов;
    • б) нарушать установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования;
  • 2) навязывать контрагенту условия:
    • а) о запрете на заключение хозяйствующим субъектом договоров поставки продовольственных товаров с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность, а также с другими хозяйствующими субъектами на аналогичных или иных условиях;
    • б) об ответственности за неисполнение обязательства хозяйствующего субъекта о поставках продовольственных товаров на условиях, которые лучше, чем условия для других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность;
    • в) о представлении хозяйствующим субъектом контрагенту сведений о заключаемых данным хозяйствующим субъектом договорах с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность;
    • г) о внесении хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, платы за право поставок таких товаров хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность посредством организации торговой сети, в функционирующие или открываемые торговые объекты;
    • д) о внесении хозяйствующим субъектом платы за изменение ассортимента продовольственных товаров;
    • е) о снижении хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, их цены до уровня, который при условии установления торговой надбавки (наценки) к их цене не превысит минимальную цену таких товаров при их продаже хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность;
    • ж) о возмещении хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, убытков в связи с утратой или повреждением таких товаров после перехода права собственности на такие товары, за исключением случаев, если утрата или повреждение произошли по вине хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки таких товаров;
    • з) о возмещении хозяйствующим субъектом затрат, не связанных с исполнением договора поставки продовольственных товаров и последующей продажей конкретной партии таких товаров;
    • и) о возврате хозяйствующему субъекту, осуществляющему поставки продовольственных товаров, таких товаров, не проданных по истечении определенного срока, за исключением случаев, если возврат таких товаров допускается или предусмотрен законодательством РФ;
    • к) иные условия, если они содержат существенные признаки условий, предусмотренных п. «а» - «и»;
  • 3) осуществлять оптовую торговлю с использованием договора комиссии или смешанного договора, содержащего элементы договора комиссии.

Вообще картель - сговор крупных игроков на рынке против потребителей и других компаний, ведущий к безосновательному обогащению, - считается самым опасным явлением в российской экономике. У нас каждая пятая отрасль может считаться высокорискованной с точки зрения вероятности создания картелей. Это объясняется одинаковым уровнем технологии, средним показателем издержек производства и структуры затрат, низкой наукоемкостью продукции. В настоящее время действуют региональные монополии в пищевой промышленности, жилищно-коммунальном секторе, агропромышленном секторе и розничной торговле, торговле нефтепродуктами, производстве строительных материалов и др.

Монополистический раздел рынка может иметь разрушительные последствия для экономики. Так, наметилась тенденция опережающего роста цен товаропроизводителей, находящихся в сговоре, по сравнению с темпами роста потребительских цен.

Во всех развитых странах мира картельные сговоры строго караются многомиллионными штрафами и лишением свободы до 10 лет. В Европе и США подобная практика действует уже 30 лет, и за это время раскрыто более 100 картелей, занимавшихся, по сути дела, мошенничеством. Только за последнее время оштрафованы такие компании, как Microsoft, - на 1,5 млрд долл., Samsung - на 300 млн евро. Аналогичные меры стали с мая 2007 г. приниматься и в России. Единственная возможность избежать столь сурового наказания - самому сознаться в «злодеянии», представить антимонопольному органу все доказательства об этом и «сдать подельников» .

Помимо хозяйствующих субъектов, монополистические действия совершают и органы государственной власти разных уровней. К таким действиям относятся акты и действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, иных наделенных функциями или правами указанных органов власти органов или организаций, направленные на ограничение конкуренции. Они также могут быть индивидуальными и коллективными. По данным Федеральной антимонопольной службы, в 2007 г. государственные органы исполнительной власти, местного самоуправления чаще всего (в 46% нарушений) нарушали антимонопольное законодательство . А нередко чиновники совмещали свои функции с функциями хозяйствующих субъектов.

Формами проявления индивидуальной монополистической деятельности являются акты или действия государственных органов и органов местного самоуправления, направленные на ограничение самостоятельности хозяйствующих субъектов. Например, путем дачи хозяйствующим субъектам указаний о первоочередной поставке товаров определенному кругу покупателей, создания дискриминационных условий деятельности отдельных субъектов, установления запрета продажи товаров из одного региона в другой; создания благоприятных условий деятельности отдельных хозяйствующих субъектов посредством предоставления льгот и преимуществ, ставящих их в более выгодное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынке того же товара.

Закон запрещает должностным лицам заниматься самостоятельной предпринимательской деятельностью, иметь в собственности торговые предприятия; самостоятельно или через представителя голосовать посредством принадлежащих им акций, вкладов, паев, долей при принятии решений общим собранием хозяйственного товарищества и общества, занимать должности в органах управления хозяйствующего субъекта.

Статья 15 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещает органам всех уровней государственной власти и местного самоуправления вводить ограничения в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также устанавливать запреты или ограничения на осуществление отдельных видов деятельности или производство определенных видов товаров; давать хозяйствующим субъектам указания о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров; устанавливать для приобретателей товаров ограничения выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.

Статьей 16 названного Закона запрещены соглашения и согласованные действия между государственными органами всех уровней, внебюджетных фондов, Центрального банка РФ, если они приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Это может проявляться, в частности: в повышении, снижении или поддержании цен (тарифов); экономически, технологически и иным образом не обоснованном установлении различных цен (тарифов) на один и тот же товар; разделе товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков); ограничении доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или в устранении с него хозяйственных субъектов.

Грубым нарушением антимонопольного законодательства является установление запретов на продажу товаров из одного региона в другой. Это действие противоречит требованиям ст. 74 Конституции РФ, не допускающей препятствий для свободного перемещения товаров и услуг. Наиболее подвержен такому воздействию продуктовый рынок, где часто применяются действия по ограничению розничных продаж. Это относится к алкогольной, молочной и хлебной продукции.

В совокупности эти действия недобросовестных чиновников существенным образом ограничивают конкурентные возможности рыночных отношений и в итоге подрывают авторитет власти, негативно влияют на экономическое развитие и социальное благополучие граждан.

Чтобы устранить сложившуюся ситуацию излишнего государственного регулирования за предпринимательской деятельностью, проводится работа в следующих направлениях.

Во-первых, в соответствии с Национальным планом противодействии коррупции органы прокуратуры выявляют нарушения закона, приносят протесты, представления, в суды направляются заявления, возбуждаются уголовные дела . Наибольшее число правонарушений выявляют в сферах исполнения бюджетного законодательства, законодательства об использовании государственного и муниципального имущества, о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, а также в сфере реализации органами государственной и муниципальной власти разрешительных процедур.

Во-вторых, анализируются функции и полномочия органов власти, проверяются нормативные правовые акты министерств и ведомств на содержание в них коррупционных норм и ненужных государственных платных услуг. Так, правительственная комиссия согласилась с выводами рабочей группы Федеральной антимонопольной службы о том, что около 60 функций Министерства сельского хозяйства РФ и его подразделений являются избыточными. Вся их «польза» - в создании бессмысленных препятствий для бизнеса и благодатной почвы для коррупции .

В-третьих, с октября 2011 г. вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который запрещает государственным ведомствам регионального и муниципального уровня требовать при предоставлении государственных услуг от заявителя информацию, которая хранится в других органах власти. Такие поправки внесены в 70 нормативных актов. Согласно названному Закону центральные органы власти стали работать по этому принципу уже с октября 2011 г., а в регионах он начал действовать с июля 2012 г. В рамках Закона будет реализовываться принцип межведомственного обмена - государственная услуга в одном окне. Принцип «одного окна» коснется и данных для постановки на кадастровый учет недвижимости и регистрации прав на нее, регистрации индивидуальных предпринимателей и даже лицензирования образовательных учреждений.

Наряду с названными формами проявления монополистической деятельности Федеральный закон «О защите конкуренции» предусматривает также меры недопущения недобросовестной конкуренции.

Под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (групп лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности, справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (п. 9 ст. 4 указанного Закона).

Примерный перечень недобросовестной конкуренции приведен в ст. 14 названного Закона. К недобросовестной конкуренции относятся следующие действия:

распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

введение потребителей в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;

некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;

продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг;

незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.

Надо отметить, что к недобросовестной конкуренции международная практика относит и другие виды деятельности:

подкуп потенциальных покупателей, с тем чтобы привлечь их в качестве клиентов и сохранить на будущее их признательность;

выяснение производственных или коммерческих тайн конкурента путем шпионажа или подкупа его служащих;

неправомерное использование или раскрытие ноу-хау конкурента;

бойкотирование торговли другой фирмы для противодействия или недопущения конкуренции;

демпинг, т. е. продажа своих товаров по цене ниже себестоимости с намерением противодействовать конкуренции или подавить ее.

Следует иметь в виду, что этот перечень недобросовестной конкуренции не является исчерпывающим. В каждом конкретном случае антимонопольный орган, оценивая действия субъекта, должен исходить из общего определения понятия «недобросовестная конкуренция».

Федеральная антимонопольная служба принимает активное участие в редактировании отечественного антимонопольного законодательства. Так, 13 мая 2007 г. вступил в силу Закон о внесении изменений в КоАП РФ. Этот Закон вводит оборотные штрафы - от 1 до 15% годового оборота компании - за недобросовестную конкуренцию, согласованные действия и злоупотребление доминирующим положением на рынке. Благодаря оборотным штрафам удается сдерживать розничные цены на бензин, продукты питания и другие жизненно важные товары. После 30 октября 2009 г. не только на компании налагаются оборотные штрафы, но и должностные лица могут привлекаться к уголовной ответственности на срок до семи лет тюремного заключения 1 . Тем самым антимонопольные органы получили соответствующий мировым стандартам инструментарий борьбы с картелями - оборотные штрафы. Но остается нерешенным вопрос об усилении оперативно-розыскной деятельности, повышении эффективности методов раскрытия картельных соглашений. Антимонопольные органы России в отличие от стран с передовыми экономиками Европейского Союза, США и других не имеют таких полномочий, а органы Министерства внутренних дел РФ, наделенные этой функцией, не располагают достаточным оперативным ресурсом пресечения противоправных действий на товарных рынках.

  • См.: Российская газета. 2011. 4 июля. С. 10.




  • 

    2024 © winplast.ru.