Фз установка приборов учета. Установка индивидуальных приборов учета. Какие пломбы устанавливаются при опломбировке счётчика


Дело № 2-1319/2014

Заочное
решение

Именем Российской Федерации

Конаковский городской суд Тверской области в составе председательствующего судьи Кирилиной И.Н.,

При секретаре Ермаковой И.О.,

С участием представителя истца по доверенности Вишняковой Н.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ООО «Конаковский Жилфонд» к Кочеткову Владмиру Александровичу, Коровиной Наталье Алексеевне об обязании установить индивидуальные приборы учета холодной и горячей воды, об обязании предоставить доступ в квартиру для производства работ по установке индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды, обязании оплатить установки этих приборов, взыскании судебных расходов,

Установил:

Истец, уточнив требования по иску просит суд обязать ответчика в тридцатидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу установить и ввести в эксплуатацию в принадлежащем ей жилом помещении индивидуальные приборы учёта холодной и горячей воды в необходимом для надлежащего учёта количестве штук, с предоставлением уполномоченным лицам ООО «Конаковский Жилфонд» допуска к местам установки приборов учёта для производства указанных работ в принадлежащее ответчику помещение и оплатить расходы на установку этих приборов учёта.

В обоснование иска указывают, что ответчик Кочетков В. А. является собственником квартиры по адресу: , ответчик Коровина Н. А. является собственником квартиры по адресу: . Истец является управляющей компанией по отношению многоквартирного дома, в котором у ответчика имеется собственность на жилое помещение.

Согласно ч. 1, 2, 5 ст. 13 Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.

Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

До 01 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии. (Далее 261-ФЗ).

Во исполнение указанных норм истцом до 01 июня 2011 года проведены работы общедомовых приборов учёта, неоднократно проводил разъяснительную работу среди собственников жилых помещений о необходимости установки индивидуальных приборов учёта (далее ИПУ). Организовал работы по установке ИПУ всем обратившимся, при этом препятствий для установки приборов иными, по усмотрению собственника жилого помещения организациями, не препятствовал.

Ответчиками в принадлежащем им жилых помещениях ИПУ не установлены. Гражданским кодексом РФ не допускается принудительное проникновение в жилое помещение для установки ИПУ без согласия собственников жилого помещения, возможности установки предусмотрена на основании решения суда.

Бездействия собственника жилого помещения по установке ИПУ (бесконтрольное потребление коммунальных услуг) не соответствует нормам действующего законодательства, а также принципам разумности и добросовестности, препятствует справедливому распределению приходящихся на общедомовые нужды объёма коммунальных услуг между всеми собственниками многоквартирного дома. Противоправное бездействие ответчика может повлечь негативные санкции для истца как управляющей компании в виде штрафных санкций за несвоевременное оснащение ИПУ в жилых помещениях, расположенных в управляемом многоквартирном жилом доме.

Истцом неоднократно направлялись предупреждения в адрес ответчика о необходимости установки ИПУ, однако до настоящего времени в квартире ответчика ИПУ не установлены. По мнению истца, ответчик злоупотребляет своим правом, препятствует истцу в исполнении его прямых обязанностей осуществлять надлежащее управление жилым домом.

Представитель ООО «Конаковский Жилфонд» по доверенности Вишнякова Н.В. иск поддержала, просила его удовлетворить, указывая, что ИПУ в квартире ответчика до настоящего времени не установлены. Времени судом для разрешения вопроса в ходе судебного производства было предоставлено достаточно, ответчик корреспонденцию не получает. В поддержание требований об обязании предоставить допуск в квартиру для производства работ силами истца, указала, что ООО «Конаковский Жилфонд» является управляющей компанией в отношении дома, в котором истец имеет собственность. Управляющая компания осуществляет снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, сети инженерно-технического обеспечения организации имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учёта используемых энергетических ресурсов. Согласно ч.12 ст. 13 261-ФЗ, в отношении собственников жилых помещений в МКД, организации, указанные в части 9 указанной статьи, до 1 июля 2013 года обязаны совершить действия по оснащению приборами учёта, используемы энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые, в нарушение требований частей 3-6.1 указанной статьи не были оснащены приборами учёта используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению приборами учёта используемых энергетических ресурсов, обязано обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учёта и оплатить расходы указанной организации на их установку. После 1 июля 2013 года положения указанных норм закона должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений. Полагают, что именно управляющая организация в силу закона наделена указанными полномочиями. Не возражала против вынесения заочного решения.

Ответчик Коровина Н.А. в судебное заседание не явилась, о времени, дате, месте судебного заседания извещена надлежащим образом.

Ответчик Кочетков В.А. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещался надлежащим образом, в деле имеется конверт, возвращенный отделением связи с отметкой «Истек срок хранения».

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению частично.

Как следует из материалов дела, ответчик Коровина Н.А. является собственником квартиры, расположенной по адресу: (л.д. 11). Согласно выписки из домовой книги ответчик зарегистрирована по указанному выше адресу (л.д.117).

Ответчик Кочетков В.А. является собственником квартиры, расположенной по адресу: (л.д. 15). Согласно выписки из домовой книги ответчик зарегистрирован по указанному выше адресу (л.д.116).

Истец ООО «Конаковский Жилфонд» является управляющей компанией по отношению к многоквартирному жилому дому согласно договору управления от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7).

В судебном заседании установлено, что ответчиками ИПУ в квартире не установлены и начисления производятся по нормативам потребления.

В соответствии с пунктом 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 01 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Статьей 81 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 19.09.2013) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") предусмотрено, что оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Иск ООО «Конаковский Жилфонд» удовлетворить частично.

Обязать Кочеткова Владимира Александровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца, зарегистрированного по адресу: , установить и ввести в эксплуатацию индивидуальные приборы учёта холодной и горячей воды в необходимом для надлежащего учёта количестве в принадлежащей ему по праву собственности квартире по адресу месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

В случае неисполнения решения суда в добровольном порядке обязать Кочеткова Владимира Александровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца, зарегистрированного по адресу: , предоставить доступ к местам установки приборов учёта уполномоченным лицам ООО «Конаковский Жилфонд» для производства работ по установке приборов учета.

Обязать Коровину Наталью Алексеевну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки, зарегистрированной по адресу: , установить и ввести в эксплуатацию индивидуальные приборы учёта холодной и горячей воды в необходимом для надлежащего учёта количестве в принадлежащей ей по праву собственности квартире по адресу месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

В случае неисполнения решения суда в добровольном порядке обязать Коровину Наталью Алексеевну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки, зарегистрированной по адресу: , предоставить доступ к местам установки приборов учёта уполномоченным лицам ООО «Конаковский Жилфонд» для производства работ по установке приборов учета.

Взыскать с Кочеткова Владимира Александровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца, зарегистрированного по адресу: госпошлину в местный бюджет в размере копейки.

Взыскать с Коровиной Натальи Алексеевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки, зарегистрированной по адресу: госпошлину в местный бюджет в размере копейки.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Ответчик вправе подать в суд заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий И.Н.Кирилина

Суд:

Конаковский городской суд (Тверская область)

Истцы:

ООО "Конаковский Жилфонд"

Ответчики:

Быков С. А., Данилина Н. А., Кожевникова Л. И., Коровина Н. А., Кочетков В. А., Латаева Н. В., Малеванная Л. В., Полежаев Н. Ф., некрасова Н. А.

Судьи дела:

Кирилина И.Н. (судья)

Судебная практика по:

Признание права пользования жилым помещением

Судебная практика по применению норм ст. 30, 31 ЖК РФ

06.03.2013 13:15:38 Рубрика: Коммунальные услуги

Все приборы учета можно разделить на 2 группы: индивидуальные и общедомовые (коллективные). Индивидуальные приборы учета - это приборы, которые учитывают Ваше личное потребление коммунальных ресурсов. Общедомовые (коллективные) приборы учитывают потребление коммунального ресурса всего дома, которое включает в себя потребление всех его жильцов, плюс потребление на общедомовые нужды ().

Сроки установки приборов учета жилых домов

В соответствии с п.5, 5.1 ст.13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации" , собственники жилых домов обязаны установить приборы учета до наступления ниже приведенных сроков.

  1. Индивидуальные приборы учета

в. Тепловая энергия - не определен

Кто обязан устанавливать и оплачивать приборы учета жилых домов

В соответствии с п.9 ст.13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации" № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 года, с 1 июля 2010 года ресурсоснабжающие организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора. Цена такого договора определяется соглашением сторон, а оплата осуществляется равными долями в течение пяти лет с даты его заключения (при этом цена договора увеличивается на сумму процентов за рассрочку, но не более ставки рефинансирования ЦБ РФ), за исключением случая, если потребитель выразил намерение оплатить цену единовременно или с меньшим периодом рассрочки.

  1. Индивидуальные приборы учета
  1. Общедомовые (коллективные) приборы учета

В соответствии с п.1 ст.39, п.1 ст.158 , собственник жилого помещения обязан нести расходы на содержание общего имущества многоквартирного дома. Таким образом, общедомовой (коллективный) прибор учета, собственники также обязаны приобрести и установить (ввести в эксплуатацию). При этом, в соответствии с п.16 Постановления Правительства РФ «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается:

а) собственниками помещений:

· путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с п.5 ст. 161, 162 Жилищного кодекса РФ;

· путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), - в соответствии со ст. 164 Жилищного кодекса РФ;

б) ТСЖ, жилищно-строительным кооперативом:

· путем членства собственников помещений в указанных организациях - в соответствии с разделами V и VI Жилищного кодекса РФ;

· путем заключения собственниками помещений, не являющимися членами указанных организаций, договоров о содержании и ремонте общего имущества с этими организациями - в соответствии с п. 2 ст. 138 Жилищного кодекса РФ.

Поэтому в данном варианте, обязанность по установке общедомовых (коллективных) приборов учета, перекладывается на обслуживающие организации (в зависимости от формы управления).

Приведем обязанности, которые касаются индивидуальных и общедомовых (коллективных) приборов учета.

В соответствии с п.7 ст.12 Федерального закона № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 года, управляющая компания, ТСЖ, обслуживающая организация, регулярно (не реже чем один раз в год) обязано разрабатывать и доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. В предложениях указываются расход на проведение данных мероприятий, объем ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий. Таким образом, у управляющих компаний, ТСЖ, обслуживающих организаций существует обязанность проинформировать собственником многоквартирных домов о необходимости устанавливать приборы учета, о стоимости данных работ, о планируемых результатах данных мероприятий.

До 1 июля 2010 года ресурсоснабжающие организации, обязаны предоставить собственникам жилых домов или организациям представляющим интересы собственников (управляющие компании, ТСЖ, обслуживающие организации), предложения об оснащении жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов. То есть, все управляющие компании, ТСЖ, обслуживающие организации должны быть уведомлены о необходимости установки приборов учета и в свою очередь проинформировать собственников жилых помещений (п.10 ст.13 Федерального закона № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 года).

В случае, если до 1 июля 2013 года ресурсоснабжающие организации, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета коммунальных ресурсов. Собственники не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению приборами учета коммунальных ресурсов, должны обеспечить допуск организаций к местам установки приборов учета и оплатить расходы на установку этих приборов учета. А в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке собственники, должны также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. Стоит отметить, что оплата расходов в данном случае, происходит также равными долями в течение пяти лет (при этом сумма расходов увеличивается на сумму процентов за рассрочку, но не более ставки рефинансирования ЦБ РФ), за исключением, если собственники выразили намерение оплатить данные расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки (п.12 ст.13 Федерального закона № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 года).

Ответственность за несоблюдение требований по установке приборов учета жилых домов

Ответственность за несоблюдение требований по установке приборов учета жилых домов, предусмотрена ст. 9.16. «Нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» Кодекса РФ об Административных правонарушениях. В соответствии с данной статьей предусмотрены три пункта, имеющие отношения к установке приборов учета жилых домов:

4. Несоблюдение "лицами", ответственными за содержание многоквартирных домов, "требований" энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, "требований" их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных "мероприятий" по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах


5. Несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, "требований" о разработке и доведении до сведения собственников помещений в многоквартирных домах предложений о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в многоквартирных домах

Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
6. Несоблюдение организациями, обязанными осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, "требования" о предоставлении собственникам жилых домов, дачных домов, садовых домов, лицам, представляющим их интересы, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов, если предоставление указанных предложений таким лицам является обязательным,

Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

С недавнего времени каждый собственник жилой недвижимости должен устанавливать счетчик воды.

Со слов чиновников, в первую очередь это выгодно для самих жильцов, поскольку можно контролировать ее расход, отталкиваясь от возможностей своего бюджета. Законом РФ предусмотрена возможность бесплатной установки счетчика для определенных категорий граждан.

Кто имеет право на бесплатную получение данной услуги? Какой порядок ее предоставления? Что будет, если не устанавливать прибор? Кто освобождается от необходимости использования?

Законодательная база вопроса

Вопрос об установке прибора учета воды регулируется:

  • Постановлением Правительства РФ № 776, предусматривающим порядок и правила использования воды, в том числе и сточных вод;
  • Федеральным законом № 261 о порядке и правилах установки прибора учета потребления холодной и горячей воды;
  • Постановлением Правительства № 306 о формировании тарифов для граждан, которые по каким-либо причинам не установили счетчик.

Перечень не является исчерпывающим, поскольку на региональном уровне местная администрация может принимать свои поправки к законам, которые расширяют перечень категорий граждан, имеющих право на бесплатную установку счетчиков воды, а также видоизменяют сам порядок регистрации прибора учета.

Кто может воспользоваться данной услугой от государства

На территории РФ претендовать на бесплатную установку счетчиков воды имеют право определенные категории граждан, а именно:

В некоторых регионах страны местными законами предусмотрена возможность бесплатной установки водяного счетчика для пенсионеров , вышедших на заслуженный отдых по старости.

К примеру, в столице бесплатно могут установить счетчики все граждане, которые получили .

Помимо этого, в каждом регионе местная администрация может проводить своего рода акцию, когда в определенный период года предоставление приборов учета воды осуществляется бесплатно для всех граждан. Подобная акция в прошлом году уже проводилась в Санкт-Петербурге .

Когда можно не использовать данный прибор

Счетчик воды может не устанавливаться в том случае, если строение:

В ситуации, когда жилое строение относится к любой из вышеуказанной категории необходимо в обязательном порядке обратиться в управляющую организацию за получением документа, который способен подтвердить данный факт.

Если же это невозможно сделать по каким-либо независящим причинам, необходимо обратиться в Роспотребнадзор с соответствующим заявлением. На основании поданного заявления будет вызван специалист, который и сможет выдать соответствующее заключение.

Порядок оформления

Изначально стоит помнить о том, что в Постановлении Правительства РФ № 776 от сентября 2013 года “Об утверждении порядка и правил частного использования воды, в том числе и сточных вод” четко указано: введение счетчиков в эксплуатацию для граждан РФ должно осуществляться на бесплатной основе . Помимо этого, бесплатно производится и сама опломбировка прибора.

Сам алгоритм оформления заключается в следующем:

Если управляющая кампания не занимается лично установкой счетчиков воды, она в обязательном порядке должна предоставит перечень организаций, которые готовы предоставить такую услугу.

Стоимость

Если недвижимость относится к муниципальной собственности, установка осуществляется бесплатно.

При установке в приватизированной квартире необходимо будет заплатить за монтаж прибора в среднем от 4 до 7 тысяч рублей (в зависимости от региона проживания и уровня сложности работы).

У многих управляющих организаций уже есть в наличии необходимые приборы, но можно приобрести их и лично. В любом случае, нужно быть готовым оплатить порядка 2,5 тысяч (средняя цена за прибор). Цена может быть увеличена в зависимости от модели счетчика и фирмы изготовителя.

Что делать после установки

После того, как счетчик был успешно установлен в квартире, необходимо будет вызвать сотрудника управляющей кампании для составления соответствующего акта ввода в эксплуатацию .

После получения его на руки необходимо будет заключить соглашение об оплате за потребленную воду согласно показаниям счетчика по установленным тарифам.

Пакет документов

Для установки прибора учета воды необходимо подготовить :

Для заключения договора необходимо иметь при себе определенный перечень документов:

  • соглашение на установку счетчика воды;
  • паспорт на прибор, выданный заводом-изготовителем (идет в комплекте);
  • акт о вводе в эксплуатацию;
  • сертификат соответствия.

При необходимости перечень может быть расширен.

Правила поверки

Изначально период поверки устанавливается заводом-изготовителем.

В такой ситуации никто не имеет юридического права отменить его, если по ТУ счетчик изнашивается и спустя проход через него определенного объема воды начинает давать ложные показания – нужно немедленно сдавать на поверку.

В общем порядке период поверки регулируется Постановлением Правительства РФ № 354 от 2011 года .

Однако предусмотренные правила дают только отписку к соглашению об оказании коммунальных услуг, где указывается:

  • информация о виде счетчика;
  • когда он был установлен;
  • время пломбировки завода-изготовителя;
  • период поверки.

Простыми словами, период поверки отталкивается от имеющихся технических условий.

На сегодня предусмотрено несколько разновидностей определения периода поверки:

  • временной интервал. Многие счетчики обладают стандартным временем – между поверками должно пройти 4 года для горячей воды и 6 лет – для холодной;
  • либо же спустя время, когда через прибор пройдет определенный объем воды.

На практике же используется пока только первый способ.

Написание заявления

При составлении заявления на пломбировку счетчика и дальнейшую постановку его на учет, необходимо помнить, что в нем должны содержаться такие сведения:

Санкции и штрафы за отсутствие приборов учета воды

Принятый еще в 2009 году Федеральный закон № 261 не включал в себя каких-либо санкций по отношению к тем гражданам, которые не установили счетчики на воду. Такая ситуация складывалась и с последующими актами, касающиеся вопроса переноса оснащения коммунальных систем приборами учета потребления воды.

Законодательством РФ четко указывается, что граждане, не установившие приборы учета потребления воды до 2017 года, не будут подвержены штрафным санкциям.

Однако есть небольшой нюанс: начиная с 2015 года тарифы на воду для граждан, не установивших счетчики, рассчитываются с завышенным коэффициентом.

Согласно Постановлению Правительства РФ № 306 “Об утверждении правил в расчете нормативов потребления коммунальных услуг” на 2019 год установлен коэффициент на уровне 1,5.

Его допускается применять для тех категорий граждан, в квартирах которых есть возможность установки счетчика, однако они еще этого не сделали.

Помимо этого, управляющей кампании разрешили совершать установку прибора учета потребления воды без получения согласия жильцов. Такая возможность допускается исключительно по решению суда.

Стоит отметить, что это положение уже оспаривается правозащитными организациями, поскольку механизм предоставления приборов без согласия жильцов до конца остается неизвестным. При этом если учесть высокий уровень коррупции среди чиновников, то принудительная установка счетчиков может только существенно ухудшить финансовое положение простых граждан, которые желают хоть немного сэкономить на оплате коммунальных услуг.

Ну а пока остается только два варианта: установить счетчик и контролировать свой расход воды либо платить по завышенным тарифам.

О необходимости использования индивидуальных приборов учета воды рассказано в следующем видеосюжете:

Процедура введения в эксплуатацию индивидуального прибора учёта коммунальных ресурсов, то есть принятия его к расчётам, описана в постановлении Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 . Поговорим о том, кто и каким образом принимает к коммерческому учёту и опломбирует новый счётчик, и почему важно это делать правильно.

Кто и в какие сроки должен ввести счётчик в эксплуатацию

Поскольку прибор учёта потребления коммунального ресурса находится в ведении собственника помещений, то именно собственник несёт ответственность за установку и надлежащее использование, а также своевременную замену счётчика, если он вышел из строя или у него истёк межповерочный интервал (п. 81 ПП РФ № 354).

После монтажа нового или замены старого прибора учёта проводится процедура введения его в эксплуатацию, то есть документальное оформление его как расчётного (п. 81 ПП РФ № 354). Работы по вводу ПУ в эксплуатацию выполняет исполнитель КУ. Он проводит их без взимания какой-либо платы по согласованию с собственником помещения или по его заявке (п. 81 (9) ПП РФ № 354).

В заявке должна быть следующая информация:

  • данные о собственнике и его контакты;
  • дата и время, когда собственник предлагает ввести ИПУ в эксплуатацию;
  • сведения об ИПУ: копия техпаспорта, его тип и номер, место установки, показания на момент установки и дата поверки (пп. «у» п. 31, п. 81 ПП РФ № 354).

Счётчик должен быть принят к расчётам в течение месяца со дня его установки (пп. «у» п. 31 ПП РФ № 354). Если исполнитель КУ не может ввести ИПУ в указанный в заявке день, он должен в течение трёх рабочих дней предложить новые дату и время. Работы не могут быть перенесены более, чем на 15 рабочих дней с даты получения заявки исполнителем КУ (п. 81 (1) ПП РФ № 354).

Если в согласованное время исполнитель не принял счётчик к коммерческому учёту или работы были перенесены более, чем на 15 рабочих дней, то прибор учёта считается введённым в эксплуатацию с даты, когда собственник подал заявку (п. 81 (2) ПП РФ № 354).

Что включает в себя ввод прибора учёта в эксплуатацию

Когда время и дата согласованы, прибор учёта установлен, исполнитель КУ проводит процедуру ввода ПУ в эксплуатацию. Этот процесс состоит из нескольких этапов (п. 81 (4) ПП РФ № 354):

1. Сверка на соответствие данных ПУ с его документацией.

Исполнитель КУ сверяет заводской номер на счётчике и в паспорте, комплектацию и схему монтажа - они должны совпадать с информацией в технической документации изготовителя ПУ. Если счётчик не новый, то необходимо проверить дату последней поверки (п. 84 (1) ПП РФ № 354).

2. Проверка ПУ на работоспособность.

Проверяется работа счётного механизма прибора учёта, который фиксирует потребление ресурса.

3. Опломбировка прибора учёта.

Исполнитель коммунальной услуги устанавливает на счётчик контрольные и антимагнитные пломбы.

4. Фиксация показаний ПУ на момент опломбировки.

Данный этап необходим для корректного расчёта платы за потреблённый ресурс согласно показаниям нового прибора учёта.

5. Составление акта ввода прибора учёта в эксплуатацию в двух экземплярах с подписями собственника и исполнителя КУ (п. 81 (6,7) ПП РФ № 354).

В акте фиксируются дата, время и адрес ввода ПУ в эксплуатацию, данные о представителях исполнителя КУ, участвовавших в процедуре, данные о ПУ (тип, номер, место установки), начальные показания счётчика, указание на места установки пломб и их номера, дата следующей поверки.

Если при проверке ПУ выявлены его несоответствия технической документации или установлен факт нарушений в его работе, то исполнитель КУ может отказать собственнику в принятии ИПУ к расчётам, что указывается в акте (п. 81 (5) ПП РФ № 354).

Какие пломбы устанавливаются при опломбировке счётчика

Поговорим подробнее об опломбировке счётчика как о важном этапе в процедуре принятия к расчётам нового ПУ. Согласно пп. «г(1)» п. 32 ПП РФ № 354 , исполнитель КУ имеет право устанавливать на счётчики контрольные и антимагнитные пломбы, а также иные устройства, которые фиксируют незаконное вмешательство в работу ПУ.

Опломбировка проводится перед подписанием акта о вводе прибора учёта в эксплуатацию - чтобы занести в акт номера пломб и места, где они установлены (п. 81 (8) ПП РФ № 354). Плата за установку пломб и устройств не взимается (п. 81 (11) ПП РФ № 354). Собственник платит только при повторной опломбировке, когда были нарушены пломбы или знаки поверки (п. 81 (14) ПП РФ № 354).

На момент ввода ПУ в эксплуатацию на его корпусе уже должна стоять свинцовая пломба завода изготовителя - первоначальная. Вторичную контрольную пломбу устанавливает исполнитель КУ, чтобы исключить возможность доступа к деталям и изменению показаний ПУ. Пломба бывает свинцовая или пластиковая.

Также исполнитель КУ, принимая счётчик к коммерческому учёту, устанавливает антимагнитные пломбы: они фиксируют воздействие на прибор магнитного поля, которое может повлиять на показания счётчика.

Потребитель не сможет удалить установленные пломбы с ИПУ, не повредив их: останутся следы в виде букв или водяных знаков. Поэтому, если на ПУ хотя бы 1 секунду воздействовало магнитное поле, исполнитель КУ установит этот факт при контрольной проверке ПУ по антимагнитным пломбам.

Антимагнитные пломбы бывают с одним или двумя антимагнитными элементами:

  • При воздействии магнита на первый вид пломб происходит распад антимагнитного элемента, что фиксируется визуально при проверке ПУ. Такая пломба состоит из двух частей: основная наклеивается на верхнюю часть корпуса ИПУ, а отрывной корешок, дублирующий номер основной части пломбы приклеивается в акт ввода ПУ в эксплуатацию.
  • Если магнитное поле воздействовало на пломбу с двумя антимагнитными элементами, то весь элемент становится черным. Основная часть пломбы, как и у одноэлементной пломбы, наклеивается сверху на корпус счётчика, а меньшая часть - на переднюю стенку прибора внизу. Исполнитель КУ записывает номер такой пломбы в акт вручную.

При установке пломб исполнитель КУ должен объяснить потребителю последствия, которые возникнут, если пломбы будут нарушены (п. 81(11) ПП РФ № 354).

Зачем правильно вводить счётчик в эксплуатацию

Правильно опломбированный при вводе в эксплуатацию прибор учёта коммунального ресурса и корректно составленный акт позволят исполнителю КУ в дальнейшем избежать спорных ситуаций при начислении платы за потреблённый ресурс:

  1. При вводе в эксплуатацию исполнитель КУ проверяет рабочее состояние ИПУ и верность его показаний, влияющих на корректный расчёт потребления ресурса в целях содержания общего имущества МКД, который оплачивает исполнитель КУ в адрес РСО.
  2. Зафиксировав начальные показания ИПУ, поставщик услуги сможет корректно определить объём потребления ресурса в помещении собственника по новому прибору учёта и рассчитать плату за период.
  3. Поставленные контрольные и антимагнитные пломбы, занесённые в акт ввода счётчика в эксплуатацию, позволят выявить несанкционированное вмешательство в работу ПУ и на законных основаниях сделать перерасчёт платы согласно п. 81 (11) ПП РФ № 354 - исходя из норматива потребления с применением повышающего коэффициента 10.
  4. Оформленный согласно законодательству акт ввода прибора учёта в эксплуатацию поможет УО в суде при оспаривании размера платы, которую должен внести за коммунальные услуги потребитель, в том числе при несанкционированном вмешательстве в работу счётчика.

Чтобы вовремя исполнить заявку собственника на опломбировку ИПУ и не потерять её, используйте для работы с обращениями жителей домов . Вы сможете отказаться от устаревших программ и бумажных журналов, сэкономить на автоматизации, увеличить эффективность обслуживания жителей и привлечь больше клиентов. уже сейчас!

Обязанность установки приборов учета коммунальных ресурсов определена в ст. 13 ФЗ № 261 от 23.11.2009 г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее - закон об энергосбережении). В соответствии со ст. 5 указанного ФЗ до 1 июля 2012 г. собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. В случае если собственники не установили счетчики, обязанность по их установке переходит к ресурсоснабжающим организациям. То есть счетчики будут устанавливать «Водоканал», «Теплосети» и «Энергосбыт», срок установки в данном случае определен до 1 июля 2013 г.

В связи с указанными положениями у граждан возникает множество вопросов.

Какие индивидуальные приборы учета можно применять?

Счетчики электрической энергии

Согласно п. 138 ПП РФ от 04.05.2012 г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» для населения установлено требование по применению электрических счетчиков классом точности 2,0 и выше.

Электросчетчики должны быть внесены в государственный реестр средств измерения, прошедших сертификацию и утвержденных к эксплуатации на территории РФ.
Старые электросчетчики с классом точности 2,5 и менее в настоящее время изымаются из оборота.

В соответствии с ГОСТ 6570-96 с 01.07.1997 г. запрещен выпуск счетчиков электрической энергии класса точности 2,5. Решением НТК Госстандарта России по метрологии и измерительной технике от 01.06.1999 г. и от 12.09.2000 г. (протокол № 12) указанные приборы не подлежат поверке и должны быть последовательно заменены современными счетчиками класса точности 2,0. При этом переход на измерение электроэнергии счетчиками класса 2,0 осуществляется постепенно, только по истечении срока проверки межповерочного интервала счетчика либо в результате их отказа. Следовательно, по истечении межповерочного интервала такой прибор необходимо заменить.

В соответствии со ст. 30 ЖК РФ производить поверку или замену счетчика должен собственник помещения.

В случае если проверка или замена прибора учета не произведена, то в соответствии с п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (постановление Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307) расчет платы за коммунальные услуги производится по нормативам либо показаниям общедомового прибора учета, если у всех остальных жильцов индивидуальные приборы учета отсутствуют.

В качестве примера рассмотрим апелляционное определение Вилегодского районного суда Архангельской области по делу № 11-5 от 24.05.2012 г.

Из материалов дела. ОАО «Архангельская сбытовая компания» обратилось в суд с иском к Бачиной К.В. о взыскании 14 тыс. 134 руб. 20 коп. в счет задолженности за потребленную энергию в период с 01.03.2011 г. по 01.10.2011 г. В обоснование иска истец указал на то, что ответчица, проживая в собственном доме, использует электроэнергию и обязана своевременно ее оплачивать. Однако К.В. Бачина в течение длительного времени оплачивала потребленную электрическую энергию частично, в связи с чем у нее образовалась задолженность за период с 01.03.2011 г. по 01.10.2011 г. в сумме 14 тыс. 134 руб. 20 коп.
Суд первой инстанции удовлетворил требования ОАО «Архангельская сбытовая компания».

Ответчик К.В. Бачина в своей апелляционной жалобе просит решение мирового судьи отменить, полагая вывод суда о безучетном потреблении ею электроэнергии необоснованным. Так, проживая в собственном доме, она пользовалась электричеством, оплачивая его по показаниям электросчетчика. При этом какие-либо претензии относительно учета и оплаты потребленной электроэнергии в ее адрес не высказывались. Электросчетчик был установлен специалистом и опломбирован, не был утрачен или поврежден, по его показаниям выставлялись счета на оплату. С ее стороны каких-либо действий, направленных на искажение данных счетчика, не совершалось и судом не установлено. О необходимости соблюдения сроков поверки ей не было известно. Кроме того, к гражданам-потребителям, использующим электричество в бытовых целях без надлежащего учета, применяются п. 31 и 34 Правил оказания коммунальных услуг, но для случаев использования счетчика по истечении срока его поверки возможность такого перерасчета не установлена.

Исследовав и проанализировав доказательства, предоставленные сторонами, суд апелляционной инстанции считает, что и по доводам апелляционной жалобы оснований для отмены решения мирового судьи не имеется.

Мировым судьей установлены и нашли подтверждение в суде апелляционной инстанции следующие обстоятельства.

Согласно п. 1, 4 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов, связанных с потреблением энергии. В соответствии с п. 1 ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным ст. 546 ГК РФ.

Мировым судьей установлено и нашли подтверждение следующие обстоятельства.

Из ведомости (л. д. 22) следует, что по лицевому счету №__, открытому на имя К.В. Бачиной, ответчику производились начисления за потребленную электрическую энергию по жилому дому.

22.09.2011 г. в ходе плановой проверки потребителя К.В. Бачиной в ее жилом доме выявлено, что установленный прибор учета - электросчетчик СО-2 №__ со сроком МПИ 16 лет поверку прошел в 1959 г., и зафиксирован факт безучетного потребления электрической энергии потребителем, выразившийся в нарушении срока МПИ. В связи с этим было выдано предписание восстановить учет электроэнергии, а также осуществлен расчет объема безучетного потребления электроэнергии за период с 01.03.2011 г. по 01.10.2011 г. с учетом двух комнат и одного проживающего в доме человека, что составило 6979,12 кВт ∙ ч: 37,93 (норматив потребления на 1 человека в день) х 184 (количество дней в вышеуказанный период).

Указанное обстоятельство послужило основанием для доначисления потребленной электрической энергии в объеме 6979,12 кВт ∙ ч на сумму 14 тыс. 134 руб. 20 коп.
01.11.2011 г. в жилом доме ответчика установлен новый электросчетчик.

В силу ч. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически потребленное абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Согласно письму Госэнергонадзора РФ от 18.10.2000 г. № 32-05-11/21 «Об ограничении срока эксплуатации однофазных счетчиков электрической энергии класса 2.5» эксплуатация приборов учета потребленной электроэнергии ограничена с 01.01.2000 г. Исходя из этого вывод мирового судьи о том, что ответчик производил эксплуатацию неисправного прибора учета электрической энергии, верен и подтвержден материалами дела.

В силу ст. 157 ЖК РФ, п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии (неисправности) исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном постановлении Правительства РФ.

В соответствии с постановлением Правительства Архангельской области от 10.08.2010 г. № 230-пп «Об утверждении нормативов потребления электрической энергии населением Архангельской области для бытовых целей при отсутствии приборов учета» норматив энергопотребления для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах (две комнаты) с количеством проживающих один человек составлял 1154 кВт ∙ ч; указанная величина отражена и в расчете задолженности.

Таким образом, вывод мирового судьи о том, что, ввиду выявления факта нарушения потребления электроэнергии, абоненту обоснованно был выставлен счет об оплате стоимости безучетно потребленной электроэнергии за период с 01.03.2011 г. по 01.10.2011 г. в размере 14 тыс. 134 руб. 20 коп. с учетом выплаченных ответчиком денежных средств за указанный период. Доказательств иного не предоставлено.

Исходя из вышеизложенного доводы апелляционной жалобы необоснованны.

Следовательно, решение мирового судьи подлежит оставлению без изменения, а жалоба - без удовлетворения.

Итак, замене подлежат следующие индивидуальные приборы учета электроэнергии:
1) технически неисправные (поврежден корпус, не вращается диск, не переключаются цифры счетного механизма или имеются механические повреждения корпуса);
2) с просроченным сроком государственной поверки;
3) в случае отсутствия пломбы;
4) электросчетчики класса точности 2,5.

Индивидуальные приборы учета воды

Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ (ПП РФ от 12.02.1999 г. № 167) класс точности приборов учета воды не регламентируется. Для установки в жилищном фонде, как правило, применяются крыльчатые приборы учета холодной и горячей воды (до 90 градусов Цельсия) с изолированным от воды счетным механизмом (счетчики-сухоходы). Счетчики должны быть сертифицированы Государственным реестром средств измерений Госстандарта РФ.

Установка приборов учета воды обязательна. В ФЗ «Об энергосбережении» закреплена обязанность собственников помещений установить счетчики до 01.07.2013 г. во всех многоквартирных домах, жилых, дачных или садовых домах с централизованной подачей ресурсов.

Собственник, желающий установить приборы учета воды, может заключить со специализированной организацией договор на установку приборов учета воды, в котором оговаривает конкретные услуги (проектирование, монтаж-наладка, техническое обслуживание и т.д.).

Потребитель либо специализированная организация по его поручению выполняют монтаж поверенного счетчика.

Счетчики холодной воды имеют межповерочный интервал от 5 лет службы, а счетчики горячей воды проверяются от 4 лет службы.

Важно отметить, что в соответствии с приказом Минрегиона России от 29.12.2011 г. № 627 «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета» (например,установка приборов учета невозможна без реконструкции, капитального ремонта или прокладки новых инженерных систем).

Согласно п. 3 ст. 9.16 КоАП РФ несоблюдение при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений требований энергетической эффективности, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов является административным правонарушением.

Кто должен оплачивать установку приборов учета?

Согласно ст. 13 ч. 5 Закона об энергосбережении обеспечить оснащение своих домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию обязаны собственники .

Также, несмотря на то что электрический счетчик расположен на лестничной площадке, он учитывает расход электроэнергии отдельной квартиры, таким образом, относится к имуществу собственника (нанимателя) квартиры. Следовательно, собственник должен нести бремя содержания принадлежащего ему имущества (ст. 210 ГК РФ). Соответственно собственник несет расходы на осуществление замены не соответствующего требованиям прибора учета.

Если собственник не в состоянии оплатить прибор учета и его установку единовременно, то ресурсоснабжающая организация обязана предоставить рассрочку по оплате сроком до 5 лет. Процент за кредит устанавливается по ставке рефинансирования Центробанка РФ. В таком случае необходимо заключить договор о рассрочке оплаты.

Собственники, не исполнившие в установленный срок обязанности по оснащению жилья приборами учета используемых энергетических ресурсов, должны оплатить ресурсоснабжающим организациям расходы на установку приборов учета и их доставку к местам установки приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке собственники должны также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.

Многие ресурсоснабжающие организации злоупотребляют своими правами и взимают плату за опломбировку приборов учета. В случае если собственник отказывается платить за такую услугу, организации отказываются регистрировать приборы учета, а значит, не принимают с них показания. Однако навязывание услуги по опломбировке незаконно, также неправомерно взимать за нее плату.

В качестве примера рассмотрим решение Абаканского городского суда 2012 г.

Из материалов дела. Управление Роспотребнадзора по Республике Хакасия, действуя в интересах неопределенного круга лиц потребителей, обратилось в суд с иском к ООО ЖЭУК «Х.» о защите прав потребителей с требованием о признании незаконными действий ООО ЖЭУК «Х.» по взиманию оплаты за опломбирование приборов учета (счетчиков), оплаты связанных с этим транспортных расходов.

В судебном заседании представитель истца Х. пояснила суду, что ответчик, будучи обязанным осуществлять опломбировку установленных приборов учета водопотребления, незаконно берет за это плату, а также за транспортные расходы, связанные с опломбированием счетчиков. Представитель просит суд иск удовлетворить, пояснив, что решение суда послужит основанием к перерасчету услуги для потребителей.

Выслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела в их совокупности, суд пришел к следующему.

Из представленной в материалы дела копии квитанции следует, что ООО ЖЭУК «Х.» приняло от гражданина М. 370 руб. за опломбировку двух счетчиков и 70 руб. транспортных расходов, всего 440 руб.

В силу п. 1 ст. 16 Закона «О защите прав потребителей» условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами РФ в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

Согласно ч. 2 указанной статьи закона запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг).

ПП РФ от 13.08.2006 г. № 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» определено, что в состав общего имущества в многоквартирном доме включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.

Ст. 157 ЖК РФ определено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления.

Так как приборы учета при продаже уже имеют поверочную пломбу, фактически при опломбировании управляющей компанией приборов учета происходит опломбирование соединения индивидуальных приборов учета с системой водоснабжения.

Подпунктом «г» п. 52 Правил предусмотрено, что потребитель обязан обеспечить сохранность пломб на коллективных (общедомовых) и индивидуальных приборах учета и распределителях, установленных в жилом помещении. Однако права производить установку пломб за счет граждан-потребителей Правилами не предусмотрено. Обязанности производить опломбировку приборов учета или иного опломбирования, в том числе мест присоединения индивидуальных приборов учета к общему имуществу в многоквартирном доме, не предусмотрено ни указанным нормативным актом, ни иными правовыми актами РФ.
Суд постановил иск Управления Роспотребнадзора по Республике Хакасия в защиту неопределенного круга лиц удовлетворить.

В связи с вышеизложенным платная опломбировка приборов учета, а также взимание транспортных расходов являются навязанными услугами, не основанными на законе. Данные услуги являются обязанностью управляющей компании.

ФЗ от 28.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (ч. 5 ст. 13) обязывает собственников жилых домов обеспечить оснащение своих домов приборами учета используемой воды, а также ввести установленные приборы учета в эксплуатацию. Ввод в эксплуатацию установленного прибора учета воды, согласно данному закону, не обязывает гражданина получать разрешение на ввод прибора учета в эксплуатацию, а закрепляет обязанность эксплуатировать прибор учета, обеспечить его надлежащую сохранность и своевременную замену.

В случае если квартира является муниципальной собственностью (не приватизирована), в лице собственника выступает уполномоченный орган местного самоуправления, а гражданин является нанимателем. Таким образом, производить установку и замену приборов учета соответственно должен орган местного самоуправления.

Рассмотрим в качестве примера решение Облученского районного суда Еврейской автономной области от 09.08.2012 г.

Из материалов дела. А.С. Тишин обратился в Облученский районный суд ЕАО с исковым заявлением к администрации муниципального образования с исковым заявлением об обязании ее установить индивидуальные приборы учета используемых энергетических ресурсов, взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда. Свои требования истец мотивировал тем, что в квартире, где он проживает, с момента заселения отсутствуют индивидуальные счетчики учета потребляемых энергетических ресурсов, энергопоставляющая организация производит расчет за потребление энергетических ресурсов исходя из размеров регионального стандарта. А.С. Тишин считает, что потребляет намного меньше энергетических ресурсов, поскольку проживает один, в доме имеются только телевизор и три лампочки. Потребление горячей и холодной воды истец также считает несоизмеримым с выставляемыми ему счетами,. Для определения фактического потребления энергетических ресурсов его принуждают установить индивидуальные счетчики учета потребляемых энергетических ресурсов. Квартира, в которой он проживает, находится в муниципальной собственности, истец пользуется ею на основании договора социального найма, заключенного между ним и администрацией муниципального образования. В январе 2010 г. он обратился в администрацию с заявлением об установке ему индивидуального прибора учета потребления электрической энергии, однако в удовлетворении заявления ему было отказано по причине отсутствия у администрации денежных средств. А.С. Тишин считает, что администрацией района его просьба была проигнорирована. Кроме того, истец не имеет материальной возможности самостоятельно установить счетчики. Неисполнение администрацией муниципального образования своих обязанностей привело к тому, что ОАО «» взыскало с истца образовавшийся долг.

Истец регулярно производит оплату коммунальных услуг, но оплачивает меньший размер суммы счета, т.к. не имеет возможности оплачивать всю сумму полностью. Считает, что на протяжении всего срока проживания в квартире платит за энергетические ресурсы больше, чем фактически их потребляет, кроме того, постоянно переживает, что его выселят из квартиры, его состояние здоровья за два с половиной года ухудшилось. Истец просит суд обязать администрацию муниципального образования установить индивидуальные приборы учета используемых энергетических ресурсов; взыскать с администрации муниципального образования материальный ущерб и компенсацию морального вреда.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, пришел к выводу, что исковые требования Тишина А.С. подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Иное регулирование, в соответствии с которым бремя содержания энергетических сетей, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, являющихся составной частью жилого помещения, возложено на собственника жилого помещения, предусмотрено ЖК РФ.
Часть 3 ст. 30 ЖК РФ обязывает собственника жилого помещения нести бремя его содержания.

Частью 2 ст. 676 ГК РФ предусмотрено, что наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении.

Таким образом, на администрацию муниципального образования как собственника жилого помещения, в котором проживает истец А.С. Тишин, должна быть возложена обязанность по обеспечению квартиры приборами учета используемых воды, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Таким образом, суд пришел к выводу о том, что исковые требования А.С. Тишина в части обязания администрации муниципального образования установить в квартире прибор учета электрической энергии подлежат удовлетворению.

Важно отметить, что в соответствии со ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. То есть собственники квартир в многоквартирном доме должны за свой счет установить и общедомовые приборы учета.

Кто имеет право устанавливать индивидуальные приборы учета?

В соответствии с Законом об энергосбережении установку, замену и эксплуатацию приборов учета имеют право осуществлять ресурсоснабжающие и специализированные организации. Организация должна быть членом саморегулируемой организации в строительстве и иметь соответствующее свидетельство о допуске к данному виду работ.

Более того, поставщики энергоресурсов обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Контроль за соблюдением обязанностей по установке приборов учета осуществляют Федеральная антимонопольная служба и Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору и их территориальные органы в субъектах РФ.

Кто осуществляет и оплачивает поверку индивидуальных приборов учета?

В обязанности собственника входит обеспечение достоверности показаний приборов учета, следовательно, и поверка прибора оплачивается из собственных средств собственника.

Важно отметить, что эксплуатация неповеренного прибора учета запрещается, более того, расценивается поставщиком энергоресурса как отсутствие прибора учета со всеми вытекающими для потребителя последствиями.

Итак, подводя итог вышеизложенному, сделаем выводы.

1. Установку внутриквартирных приборов учета собственники и наниматели жилых помещений ни с кем согласовывать не обязаны.

2. Собственник сам выбирает марку и модель прибора учета с соблюдением следующих условий: он должен быть включен в Государственный реестр средств измерения РФ, иметь сертификаты соответствия и клеймо государственной поверки. В техническом паспорте на прибор должен стоять специальный знак.

3. Прибор учета необходимо ввести в эксплуатацию. Для этого следует пригласить представителей управляющей организации для составления акта допуска прибора в эксплуатацию.

4. Прибор учета с указанной в паспорте периодичностью подлежит поверке в организации, имеющей соответствующую лицензию.

Важно отметить, что Законом об энергосбережении внесены поправки в КоАП РФ.
Ст. 9.16 КоАП РФ. Нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности влечет систему штрафов:

  • за несоблюдение требований об оснащении жилого дома приборами учета лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, штраф на ответственное лицо от 10 до 15 тыс. руб., на юридических лиц - от 20 до 30 тыс. руб.;
  • за несоблюдение требований к поставщикам энергоресурсов по предложению установки приборов учета собственникам жилых домов, дачных, садовых домов и их представителям - штраф на должностных лиц от 20 до 30 тыс. руб., на юридических лиц - от 100 до 150 тыс. руб.;






2024 © winplast.ru.