Что такое логическое ударение примеры. Логические ударения. Разновидности логического ударения


Под ударением мы понимаем выделение определенной части речи усилением звука или сменой интонации, то есть акустическими способами. Если для обозначения ударения в слове "молоко" мы будем произносить последнюю букву более громко, то для выделения логического ударения нужно повысить тон. Также основным отличием логического ударения будет выделения не одной определенной буквы, а слова или группы слов в предложении.

Например, разберем предложение "Дима играет в компьютер". Если мы воспользуемся логическим ударением при произнесении имени мальчика, то этим выделим, что речь идёт конкретно о Диме, а не о Вите или Антоне. Если ключевым словом будет "играет", то для собеседника важно, что он именно играет в компьютер, а не ломает его. Аналогично, если под логическое ударение попадает слово "компьютер", значит важно, что это не приставка или ноутбук.

Разновидности логического ударения

Различают такие виды логического ударения, как:

  • тактовое логическое ударение;
  • фразовое логическое ударение.

Если в тактовом мы выделяем нужное слово интонационно, то во фразовом выделяется главное для нас логическое ударение из всей фразы.

Тактовое мы разобрали на примере выше. Пример фразового логического ударения:

" Сестра моя, Саша , красивая девочка , играла в шахматы ."

Использование логического ударения

Существует несколько правил:

  • логическое ударение не ставится на прилагательных и местоимениях (при сопоставлении это правило не используется);
  • если при повторении каждое последующее слово усиливает значение и смысл предыдущего, то требуется логическое ударение на каждом слове с возрастающим усилением;
  • перечисления требуют самостоятельного логического ударения;
  • логическое ударение ставится на именах существительных и глаголах.

Внимательно прочитайте текст и выделите наиболее значимы слова или словосочетания. Чтобы не потерять внимание слушателя постарайтесь при прочтении текста избежать выделения большого количества слов. Если эта задача оказалась затруднительной, можно выделять ключевые слова через примерно равные промежутки времени.

Не забывайте об интонации. Злоупотребление изменением силы голоса может оставить плохое впечатление. Люди могут подумать, что вы говорите с ними свысока.

Паузы и правильное использование логического ударения помогут вам красиво изложить текст.

]

То, как проявляется ударение в речевом потоке, в большой степени зависит от языка. В некоторых языках ударные слоги имеют более высокий или более низкий тон, чем безударные - это так называемое тоновое, или музыкальное ударение. В других языках они могут выделяться более высоким или низким тоном по сравнению с окружающими слогами (тоновое отклонение) в зависимости от типа предложения. Существует также динамическое (шумное, силовое) ударение, квалитативное (качественное) ударение (отсутствие редукции гласного) и квантитативное ударение (количественное - увеличение длины звука, известное в музыкальной теории как агогика). Ударение может обладать несколькими из этих характеристик одновременно. Кроме того, ударение может реализовываться в разной степени на разных словах в одном предложении; в некоторых случаях различие между акустическими сигналами ударных и безударных слогов может быть минимальным.

Уровни ударения [ | ]

В некоторых языках выделяют первичное и вторичное ударение. Традиционно считается, что английский язык обладает двумя уровнями ударения, как, например, в словах cóunterfòil [ˈkaʊntɚˌfɔɪl] и còunterintélligence [ˌkaʊntɚ.ɪnˈtɛlɪdʒəns], а в некоторых работах даже говорилось о том, что он имеет четыре уровня ударения, но эти исследования часто противоречат друг другу.

Эволюция правил ударения в русском языке [ | ]

  • Каждая морфема (приставка, корень, суффикс, окончание) может быть самоударной (или типа a ), правоударной (или типа b ) и безударной (или типа c ).
  • Единица ударения - слово с предлогами, союзами, частицами. При этом вспомогательные слова, стоящие перед словом, всегда безударные, после слова - всегда самоударные.
  • В древнерусском также были редуцированные гласные (их обычно обозначают буквами ъ и ь ). Они были сильными и слабыми; последняя - всегда слабая. Если перед слабой редуцированной будет ещё одна редуцированная, та будет сильной . Слабые редуцированные ныне исчезли, сильные превратились в о и е (коньць конец , коньца конца ).
  • Находим первую ударную морфему. Если она самоударная - ударение на неё, если правоударная - на слог правее.
  • Но если ударение падает на слабую редуцированную - смещаем его левее.
  • Если все морфемы безударные - ударение на первый неслабый слог.

Например, корень рук- безударный, окончание самоударное, окончание и предлог на безударные, и выходит рукá , рýку , въ рýку , нá руку .

Современное ударение сдвигается в другие, более сложные правила, при этом одни слова работают по старым правилам, другие по новым. Фразы на ру́ку и на́ руку значат совершенно разное. Появились безусловно-ударные морфемы - например, суффикс -ив-(ый) (счастли́вый ). Ударение взяло на себя функцию различия падежей - жены́ распалось на жены́ (р.п. ед.ч.) и жёны (и.п. мн.ч.). В словах на -ер/-ёр ударение даёт понять, механизм это или человек: верёвочный стáртер , стартёр с флагом .

См. также [ | ]

Примечания [ | ]

  1. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: Учебник для студентов высших учебных заведений: В 2 ч. - Ч.1: Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Лексиколония. Фразеология. Лексикография. Морфемика. Словообразование / Е. И. Диброва, Л. Л. Касаткин, Н. А. Николина, И. И. Щеболева; под ред. Е. И. Дибровой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - с.68.

Логические ударения в стихотворном тексте, как правило, приходятся на конец строки. Это обусловлено ритмообразующими факторами стиха. В прозе дело обстоит по-другому.

Ударением называется выделение с помощью звуковых средств слова или группы слов среди других слов в предложении или в группе предложений.

Цель ударения - выделить наиболее важные для донесения мысли слова, выражающие суть того, о чем говориться в предложении или в целом отрывке.

Выделено слово (или группа слов) может быть с помощью усиления или ослабления звука, повышения или понижения тона на ударяемом слове, замедления темпа речи при произнесении слова или группы слов.

Ударное слово может быть выделено, если с остальных слов предложения снять или почти снять ударения, если специально замедлить темп речи при произнесении важного для донесения мысли слова (или предложения), если особенно повысить (или понизить) голос на главном для смысла произнесения слове. В некоторых случаях на ударном слове может быть сделано подчеркивающее ударение, т.е. такое ударение, которое резко выделяет ударное слово, вызывая у слушателя ощущение, что вне данного предложения имеется противопоставление. В этом случае повышение (или понижение) голоса на ударном слове бывает более резкое и сильное, чем при обычном ударении.

Станиславский говорил об ударении: «Ударение - указательный палец, отмечающий самое главное слово в фразе или такте!». В предложении может быть одно главное ударение и несколько второстепенных и третьестепенных. Иначе говоря, одно сильное и одно или несколько средних и слабых ударений.

Одно и то же предложение, в зависимости от перемещения в нем логических ударений может каждый раз наполняться новым смыслом. Это будет зависеть от того, что хочет сказать говорящий.

Существует три вида ударений:

  • 1) тактовое - на слове внутри речевого такта;
  • 2) фразовое I - выделение главного по смыслу речевого такта в предложении;
  • 3) фразовое II - когда с помощью фразового ударения выделяется целая фраза в отрывке.

Например: Кривые переулки Арбата / были засыпаны снегом.

В этом предложении два речевых такта. В каждом из них есть свое тактовое ударение: в первом такте - «Арбата» (группа подлежащего, определение), во втором - «снегом» (группа сказуемого, дополнение). «Арбата» здесь выделяется ударением второстепенным, а главным, несущим смысл ударением выделено слово «снегом». Автор этой фразой говорит нам о времени года: была зима. Поэтому «снегом» и выделено главным ударением в этом предложении.

Отнюдь не каждое предложение содержит в себе фразовое ударение I. Наличие или отсутствие фразового ударения I всецело зависит от контекста, от главной мысли данного литературного текста. Фразовое ударение I несет в себе значительную смысловую нагрузку и часто представляет собой смысловой центр небольшого куска.

Фразовое ударение II играет еще более активную роль в том или ином сюжетном куске и выполняет функции "указательного пальца", отмечающего для исполнителя и слушателя главную мысль данного куска литературного отрывка.

Монотон - речь на одной (или почти на одной) высоте. Сила речи не в громкости, а в звуковых контрастах. Те слова, которые не несут главных мыслей, надо стушевать, выделить минимально. Для этого на большинстве тактовых ударений надо очень мало повышать голос, это и поможет подчеркнуть самое важное для донесения смысла.

Русскому языку свойственны определенные правила постановки ударений в предложении, их следует знать всем, кто хочет научиться доносить мысль в звучании.

Как определить ударные слова в каждом конкретном случае? Прежде всего надо с помощью контекста понять, какую мысль нужно высказать, что сообщить слушателю. В то же время существует целый ряд обязательных ударений, свойственных нашему языку, и существуют правила их постановки. Нельзя полагаться только на свой вкус, - это затормозит речь случайными ударениями и совершенно затемнит смысл.

Правило, не связанное с синтаксисом русского языка, а всецело относящееся к правилам логики речи, требует постановки ударения на новом понятии - первом упоминании в тексте какого-либо действующего лица, предмета или явления.

Новое понятие почти всегда получает главное ударение, т.к. оно как бы знакомит нас с новым героем или новым явлением. При дальнейшем повторении в тексте нового понятия ударение переходит с него на слова, его характеризующие.

Так, например, в строке из басни Крылова «Борона и Лисица»: «Лисица видит сыр» - слово «сыр» - глав­ное по смыслу, так как из-за сыра Лиса остановилась и завела с Вороной разговор, поэтому именно это слово следует выделить логическим ударением.

Логическое ударение имеет очень большое значение для выразительного чтения. Фраза, прочитанная без вы­деления голосом слова, несущего сановной смысл, зву­чит неясно, ее сущность не доходит быстро до сознания слушателей.

«Ударение, - писал Станиславский,- указательный палец, отмечающий самое главное слово в фразе или такте! В выделяемом слове скрыта душа, внутренняя сущность, главные моменты подтекста!» 1

Логическое ударение достигается различными сред­ствами: силой голоса, его понижением или повышением, паузой перед выделяемым словом или замедлением темпа три произнесении этого слова. Однако надо помнить, что при постановке логического ударения никогда не следует злоупотреблять чрезмерным нажимом на вы­деляемое слово, так как это нарушает смысловую связь его с другими словами в фразе и вырывает из текста.

Чтобы правильно поставить логическое ударение, не­обходимо очень внимательно ознакомиться с текстом, вникнуть в его содержание, понять, что в нем главное, основное, о чем, как и с какой целью ведется в нем рас­сказ автором.

Вспомним стихотворение А. Пушкина «Осень». В этом стихотворении автор рисует осеннее состояние природы и те чувства, которые возникают с наступле­нием осени. Поэтому при чтении следует выделить логи­ческим ударением именно те слова, при помощи кото­рых поэт наиболее ярко воссоздает картину осени и пе­редает чувства, связанные с ее приближением:

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман ,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу : приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Постановка логического ударения без предваритель­ного осмысления текста, без продумывания и сознательного произнесения каждой отдельной фразы его может привести к искажению смысла, а следовательно, и к неверному восприятию читаемого.

Так, если в рассказе В. Осеевой «Просто старушка» вопрос девочки: «Это твоя бабушка?» - произнести с выделением не слова «твоя», а слово «бабушка», то смысл произведения будет передан неверно, так как главное в рассказе не в том, бабушка ли это, мама или еще кто из родственников мальчика, а в том, что он ус­тупил место посторонней, незнакомой старушке, проявив вежливость в отношении к старшим.

Логическим ударением может быть выделено любое слово в фразе в зависимости от ее смысла, и осознанного намерения читающего обратить внимание слушателя на то или иное слово.

Возьмем фразу: «У меня вчера очень болела голова». Произнесем ее с выделением различных слов и посмот­рим, как эта фраза будет восприниматься.

У меня вчера очень болела голова (у меня, а не у кого-то другого).

У меня вчера очень болела голова (вчера, а не в другое время).

У меня вчера очень болела голова (не просто боле­ла, а очень сильно).

У меня вчера очень болела голова (был не здоров, а болел).

У меня вчера очень болела голова (голова, а не что-то другое).

Существуют правила постановки логических ударе­ний, которые помогают в ряде случаев находить наиболее важные в смысловом отношений слова.

Логическим ударением выделяются:

1. Новые понятия, явления, действующие лица, о ко­торых говорится впервые:

Был мальчик, звали его Филипп.

(Л. Толстой «Филиппок»)

Деревья весело шумели,

«когда вернулась к нам весна;

и только ель одна меж ними

была безмолвна и мрачна.

Деревья жалобно

шумели, когда настали холода;

лишь ель молчала равнодушно

и зеленела, как всегда.

(А. Плещеев «Ель»)

3. Подлежащее (если наибольшее значение имеет предмет, лицо) или сказуемое (если наибольшее значе­ние имеет процесс, действие) в нераспространенном
предложении:

Подули студеные ветры .

(И. Соколов-Микитов «Зима вьюжная»)

Побежали оба Мороза...

(«Два мороза»)

4. Существительное в родительном падеже при соче­тании с другим существительным:

Вот уже темнеют реки ,

тянет кверху дым костра.

(А. Твардовский «Осень»)

5. Существительное, стоящее после прилагательного:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит...

(А. Пушкин «Зимнее утро»)

Однако, если читающий хочет особо выделить приз­нак предмета, особенность действующего лица, подчерк­нуть исключительность явления, события, логическое ударение может быть сделано на прилагательном:

Январь. Начало года.

Морозец во дворе.

Хорошая погода

бывает в январе:

(Н Саконская «В гостях у Ленина»)



6. Прилагательное (или несколько прилагательных), стоящее после существительного:

Мороз десятиградусный

трещит в аллеях парка.

(3. Александрова «Лыжники»)

7. Пояснение при глаголе:

Мигом команда моя разбежалась...

(Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»)

8. Слова, выражающие сравнения:

Нашу речку, словно

в сказке ,

за ночь вымостил мороз.

(С. Маршак «Елка»)

9. Слова, обозначающие перечисление или счет:

Проходят , встают предо мною

деревни , поля и леса ,

и месяц над самой трубою,

и липа напротив крыльца.

(М. Исаковский «У самой границы»)

10. Обращение, стоящее в начале фразы:

Соседка , слышала ль ты добрую молву?

(И. Крылов «Мышь и крыса»)

Если обращение стоит в середине или в конце фразы, то оно логическим ударением не выделяется:

Не ешь меня, косой зайчик, я тебе песенку спою!

(Русская народная сказка «Колобок»)

Не плачь , зайчик!

(Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух»)

11. Слова, выражающие короткое, быстрое действие, такие, как хвать, брык, толк, глядь и т.д.:

Баран разбежался - да бац , бац , начал осаживать волка по бокам.

(Русская народная сказка «Зимовье зверей»)

12. Слова, выражающие вопрос:

Кто там?

13. Прилагательное с существительным, если они обозначают главное лицо, предмет, явление:

Поздняя осень .

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна.

(А. Пушкин)

Правила постановки логических ударений в равной степени относятся как к прозе, так и к стихам. Необос­нованное увлечение ритмико-мелодической стороной, стремление особо выделить рифмующиеся слова может привести к нарушению смысла стиха. Так, при постанов­ке логического ударения только на рифмующихся сло­вах смысл четверостишия будет искажен:

Лучше б снег да вьюгу

Встретить грудью рад !

Словно как с испугу

Раскричавшись, к югу

Журавли летят.

И, наоборот, при верном выделении наиболее важ­ных в смысловом отношении слов текст четверостишия будет восприниматься быстро и точно:

Лучше б сне г да вьюгу

Встретить грудью рад!

Словно как с испугу

Раскричавшись , к югу

Журавли летят.

(А. Фет «Осень»)

Приведенные правила облегчат подготовку к выразительному чтению. Однако в зависимости от намерения читающего выделить какое-либо слово, которое, по его мнению, имеет важное значение, от этихправил допу­стимо отступление, если оно не противоречит замыслу автора, идее произведения и вытекает из внутреннего смысла текста (подтекста).

Так, в двустишии из стихотворения М. Лермонтова «Смерть поэта»:

Пустое сердце бьется ровно,

В руке не дрогнул пистолет -

логическое ударение можно сделать не на существитель­ном «сердце», а на прилагательном «пустое», если чи­тающий хочет особо отметить бездушие убийцы.

Задания

1. На каждое правило подобрать два примера, выписать в тет­радь, проставить логическое ударение и прочитать вслух.

Мы идем по темному ельнику.

Мы идем то темному ельнику.

Мы идем по темному ельнику.

Мы идем по темному ельнику .

Кто кинул луком в Луку?

Кинул луком Клим в Луку.

Что сделал Клим?

Кинул луком Клим в Луку.

Чем Клим кинул в Луку?

Кинул луком Клим в Луку.

4. Списать текст в тетрадь, подчеркнуть слова, которые выде­ляются логическим ударением, и объяснить, почему именно эти сло­ва следует выделить.

  • БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКОЕ (БИОЛОГИЧЕСКОЕ) ОРУЖИЕ. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТОКСИНОВ И БОЛЕЗНГЕТВОРНЫХ МИКРОБОВ
  • Бактериологическое (биологическое) оружие. Проблемы биотерроризма.
  • Биологическое действие ионизирующих излучений и способы защиты от них
  • Чтобы сделать логическое ударение на слове, нужно только снять ударение со всех остальных слов, и тогда оно будет естественно ударным.

    (К.С. Станиславский)

    Для того чтобы безупречно владеть техникой речи, необходимо уметь правильно разбираться в структуре предложения, находить в нем главное и второстепенное, определять связь между его членами, определять основную мысль и доносить её до слушателя средствами звучащей речи.

    Что такое логическое ударение? Как в каждом слове есть ударный слог, который является его центром, так и в каждом предложении есть главное, ударное слово, т.е. то, которое заключает в себе основной смысл высказыва­ния и на котором фиксируется внимание слушателя.

    Ударное слово – это основной смысловой центр, тот конкретный образ, который необходимо вызвать у слушателя.

    Как в слове от перемены ударения может меняться или теряться значение самого слова (змок замк, доргой – дорогй; мка – мук ), так и в предложении от перенесения ударения с одного слова на другое меняется или искажается смысл высказывания. Прочтение фразы Вечером я лучше усну (с ударением на слове лучше )предполагает, что речь идет о человеке,страдающем бессонницей. Вечером он уснет лучше, чем ночью. Ночью он не может уснуть.

    Прочтение этой же фразы Вечером я лучше усну (с ударе­нием на слове усну )изменяет смысл предложения. При таком ударении предполагается, что говорится о человеке, любящем поспать, который вечером лучше ляжет спать, чем, например, пойдет в кино.

    Ударное слово не только выделяется паузами, но и отличается в произношении от других слов своей протяженностью, звучностью, изменением высоты голоса.

    Помните, логическое ударение – это не просто повышение или понижение голоса, это прежде всего выделение средствами звучащей речи центра мысли , создание конкретного образа у слушателя.

    ВЫВОДЫ

    1. Звуковая сторона речи играет не менее важную роль, чем ее содержательная часть. Блестящая по содержанию речь во многом проигрывает, если она произнесена вяло и невыразительно, с запинками и речевыми ошибками.

    2. Дикция включает в себя три основных показателя: правильность артикуляции, степень ее отчетливости и манеру выговаривать слова. Дефекты дикции (шепелявость, картавость и т.п.) можно устранить при помощи специальных упражнений.



    4. Интонация – важное смыслоразличительное средство языка. Одно и то же предположение, словосочетание или даже слово, произнесенное с разными интонациями, может приобрести разные смыслы в зависимости от предлагаемых обстоятельств, конкретных условий и цели высказывания.

    5. Главным компонентом интонации является мелодика речи, т.е. изменение высоты тона голоса на протяжении высказывания. Существует несколько типов мелодики: мелодика завершенности, вопросительная мелодика, мелодика незавершенности.

    7. Темп речи – это скорость произнесения элементов речи (звуков, слогов, слов). Следите за темпом своей речи.



    8. Роль паузы в речи исключительно велика. Неправильно сделанная пауза меняет смысл высказывания, а иногда лишает фразу всякого смысла.

    9. Ритм речи требует не однообразия в длительности пауз, а разнообразия в их применении. Для этого следует делать интонационную разметку текста, выделяя короткую и длинную паузы, подчеркивая слова, на которые должно падать логическое ударение.

    10. Для того чтобы безупречно владеть техникой речи, необходимо правильно делать логическое ударение. Логическое ударение – это выделение средствами звучащей речи центра мысли.

    КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

    1. Какую роль играет звуковая сторона устной речи и как она соотносится с ее содержательной стороной ?

    2. Какую роль в восприятии речи оратора играет его дикция и каким образом можно устранить ее дефекты?

    4. Важна ли для речи оратора интонация и почему?

    5. Почему оратор должен обращать особое внимание на интонационное оформление своей речи?

    6. Каким образом следует пользоваться громкостью голоса при произнесении речи?

    7. Что такое темп речи и на какие ошибки при неправильном использовании темпа речи указывал К.С. Станиславский?

    8. Какова роль паузы в речи оратора?

    9. В чем состоит интонационная разметка текста?

    10. Что такое логическое ударение?





    

    2024 © winplast.ru.