Чтимая икона Положения честной Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (с частичкой Ризы). В Томск прибывает великая святыня: честная и многоцелебная Риза Пресвятой Богородицы Положение святой ризы пресвятой богородицы


Пояс и Риза Божией Матери очень редкие христианские святыни, которые с особенным благоговением почитаются верующими.

Пояс Пресвятой Богородицы, как и Ее Риза, были одними из главных святынь Константинополя. Согласно преданию, записанному в X веке (в Менологии Василия II), Пресвятая Богородица перед блаженным успением подарила одну из своих одежд (ризу) благочестивой девице, завещав передавать ее перед смертью также девице. В этой семье и сохранялась святыня из поколения в поколение. В годы правления византийского имп. Льва Великого (457-474) приближенные царя братья Галвин и Кандид отправились в Палестину на поклонение св. местам. В селении близ Назарета они остановились на ночлегу одной иудеянки. В ее доме внимание паломников привлекли зажженные свечи, курящийся фимиам и множество больных, ожидающих исцеления. После неотступных просьб хозяйка дома рассказала о том, как ей досталась дорогая святыня - риза Богоматери, сокрушаясь, что в роде ее уже нет девицы, которой она могла бы доверить это служение. Благочестивые братья возгорелись одним пламенным желанием - дабы бесценное сокровище досталось христианам царствующего града - и в горячей молитве просили Пречистую Деву не возбранять им взять ризу в Константинополь. Заказав копию ковчега, в котором хранились одежды Пречистой, они тайно подменили его и благоговейно, с несказанной радостью отправились со святыней в Царьград. От поставленного в их домовой церкви ковчега тут же начали проистекать чудотворения, и святыня торжественно была положена в храме Пресвятой Богородицы, построенном на берегу Влахернского залива (458 г.).

Не раз при нашествии врагов Пресвятая Богородица спасала город, которому даровала Свою священную ризу. В 626 году чудотворную силу ризы Богоматери испытали персы и авары, в 673 и 716 годах сарацины, а в 866 году русские князья Аскольд и Дир. Во время осады Царьграда чудотворную ризу Богородицы при молитвах многочисленного народа погружали в тихие воды Босфора, и буря, в этом случае всякий раз поднимавшаяся, сокрушала флот осаждавших неприятелей. Аскольд и Дир, стремившиеся покорить Византию, приняли христианскую веру. В1434 г. Влахернский храм сгорел, части одежд Богоматери были переданы в разные места; частицы ризы хранились в Москве в Успенском и Благовещенском соборах. Сейчас раз в году, в праздник Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (15 июля), Святейший Патриарх Алексий II совершает Божественную литургию и молебен перед частицей Ризы Богородицы в Ризположенском храме Московского Кремля.

Кроме ризы сохранился между христианами и честный пояс Богоматери. Греческий император Аркадий (395-408) принес его из Иерусалима в Константинополь, с 408 г. пояс хранился в построенном для него храме в драгоценном ковчеге, запечатанном царской печатью. Празднество Положения честного пояса установлено было в воспоминание чуда, бывшего от пояса над больною греческой царицей Зоей, супругой имп. Льва Мудрого (886-911). Царица Зоя получила однажды во сне откровение, что она немедленно исцелится от продолжительной болезни, если на нее будет возложен пояс Пресвятой Богородицы. Тогда пояс, ничуть не поврежденный временем, был вынут из ковчега, возложен на больную, и она выздоровела. После этого пояс с торжеством опять положили в ковчег. В конце X века он был разделен на три части, хранившиеся в Болгарии и в Грузии. В начале XIX столетия эта святыня была преподнесена дочерью последнего грузинского царя Георгия XII Ниной в дар русскому императору Александру I при вхождении Мингрельского царства, которым она управляла, в состав Российской империи. Александр I повелел украсить дар драгоценными камнями и с признательностью возвратить в Грузию. Ковчег, в котором находился пояс, был положен в специально сооруженном для этого каменном храме в Зугдиди. На верхней части пояса был виден лик Божией Матери. Другая часть пояса Пресвятой Богородицы была пожертвована в 1151 году князем Сербским Лазарем на Афон Ватопедскому монастырю. Пояс состоит из трех частей, которые для большей безопасности хранятся в трех ящичках, сделанных из золота и серебра.

Часть пояса Богородицы хранится в древнем, основанном еще в XI в. кипрском монастыре Троодитисса, расположенном на западном склоне горы Олимпус. Частица пояса, сплетенного руками Богородицы, находится в сирийском городе Хомс, в православной церкви «Умм Зуннар» (храм Пояса Богородицы). По преданию, ап. Фома, опоздавший на погребение Пречистой, нашел этот пояс среди погребальных пелен Пресвятой Девы. Святой апостол взял святыню в Индию, где проповедовал Евангелие. Дальнейшая судьба Хомской святыни была неизвестна до 1953 г., когда весной в монастыре Мардина, в древнейшем центре восточного монашества, был найден старинный манускрипт на арамейском языке. Переплетом этой находки служили еще более древние листы с записями, в которых сообщалось, что под алтарем хомской церкви хранится пояс Богородицы. Тотчас начали раскопки, и в алтаре обнаружили каменную плиту с надписью, что храм основан в 58 году, а под ней - мраморный куб с круглой выемкой внутри, в которой покоился серебряный ковчежец с поясом из верблюжьей шерсти и золотых нитей длиной около 60 см. Ученые, исследовавшие находку, выяснили, что ковчег пролежал в земле около 1000 лет. Предполагают, что он был закопан в алтаре храма во время нападения арабов на Хомс в 636 г. или же во время нашествия крестоносцев. После того как святыня была выставлена для поклонения в храме, к ней потянулись паломники. Возле ниши, где в особом звездообразном сосуде из серебра, богато украшенном драгоценностями, хранится пояс Богородицы, находится кувшин, в который верующие опускают записки, адресованные Пресвятой Деве. Кувшин всегда полон.

Праздник Положения честной ризы Пресвятой Богородицы основан на событиях V века. В 458 году Византию была принесена риза Самой Пресвятой Богородицы. Согласно преданию произошло это следующим образом.

Двое братьев византийцев Галвин и Кандид совершали паломничество на Святую Землю. В Назарете, остановившись на ночлег в доме одной еврейки, они с удивлением узнали, что здесь пребывает риза Пресвятой Богородицы. Она лежала в специальном ковчеге в отдельной комнате, окруженная свечами. Чтобы поклониться святыне и получить от не исцеления сюда стекалось множество народа из окрестностей. По словам хозяйки, риза хранилась ее родом в течении несколько веков. Сама Пречистая Дева передала ее одной вдовице из их рода перед Своим преставлением. Желая завладеть святыней, братья пошли на хитрость. Ночью они измерили ковчег с ризой, в Иерусалиме заказали точно такой же и на обратном пути подменили его, забрав с собой святыню. Привезя реликвию в Константинополь, братья хранили ее в своем доме, но от нее стало совершаться множесво чудес, так что уже невозможно было хранить этой в тайне. Тогда братья поведали все византийскому императору и патриарху Генадию I, после чего риза Пресвятой Богородицы была торжественно перенесена в храм Богородицы во Влахерне, а в честь этого события было установлено ежегодное празднование.

Позже к честной ризе Богородицы были добавлены и другие реликвии: омофор и часть пояса Пречистой Владычицы, которые были обнаружены в Ее гробнице. Это событие отразилось и в иконографии праздника. На русских иконах эти два события положение Ризы и положение пояса Богоматери объединены в одно.

Праздник обрел свое особое внимание на Руси всвязи с событиями IX века, вошедшими в истрию как Аскольдово крещение.По легенде в 866 году Аскольд и Дир отправились с военным походом на юг. Будучи опытными мореплавателями и имея в распоряжении около 200 ладей, они успешно спустились по Днепру, пересекли Черное море, и, опустошив берега Босфора, благополучно достигли Константинополя. Столица Византии впервые столкнулась с руссами, чье появление здесь застало всех врасплох. Император Михаил III был тогда в отсутствии, но узнав об осаде вернулся в город. Все ожидали лишь чуда, так как неприятель был силен. Патрирах Фотий, импертаор и весь народ непрестанно молились об избавлении города. Взяв честную ризу Пресвятой Богородицы, святитель Фотий вынес ее на берег и погрузил ее край в воды залива, после чего поднялась сильнейшая буря, раскидавшая флот Аскольда, так что после заключения мирного договора, лишь остатки его смогли вернуться в Киев.

Это событие произвело на русских большое впечатление. Пример веры, молитвы и совершившегося по нему чуда, побудили князя просить Константинополь о крещении. Вскоре князь Аскольд принял святое крещение с частью своей дружины. Таким образом риза Пресвятой Богородицы сыграла важную роль в русской истории. Праздник Ризоположения издревле почитался в Русской Церкви. В честь него святой благоверный князь Андрей Боголюбский воздвиг во Владимире на Золотых воротах храм.

В конце XIV столетия часть Ризы Богоматери была перенесена из Константинополя на Русь святителем Дионисием, архиепископом Суздальским. Святая Риза Матери Божией, хранившая прежде Константинополь, спасала впоследствии от неприятеля и Москву.

Богородице Приснодево, человеков покрове, / ризу и пояс пречистаго Твоего телесе, / державное граду Твоему обложение даровала еси, / безсеменным рождеством Твоим нетленна пребывающи, / о Тебе бо и естество обновляется и время. / Темже молим Тя мир граду Твоему даровати / и душам нашим велию милость.

15 июля (2 июля по старому стилю) Церковь празднует положение честной Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. Этот день иначе именуется праздником Ризположения. Почитание праздника Ризоположения издревле известно в Русской Церкви. В конце ХIV столетия часть Ризы Богоматери была перенесена из Константинополя на Русь святителем Дионисием Суздальским. Святая Риза Богоматери, хранившая прежде столицу Византии, спасала от неприятеля и первопрестольную Москву. Вот история обретения этой великой святыни.

В царствование благочестивого императора Льва и супруги его Вероны жили в Константинополе два родных брата Гальбий и Кандид, весьма важные сановники. Желая поклониться святым местам Иерусалима, они с разрешения императора отправились в путь. Когда братья проходили по Галилее, они зашли в небольшое селение Назарет, чтобы поклониться дому, в котором жила Пресвятая Дева Мария и где явился Ей ангел Гавриил, возвестивший о рождении от Нее Сына Божьего - Спасителя мира. Гальбий и Кандид остановились в небогатом доме одной благочестивой незамужней еврейки, где увидели комнату, в которой стояло множество свечей и курился фимиам, издававший ароматное благоухание. В этой комнате находилось много больных людей - хромых, слепых, глухих... И братья стали расспрашивать хозяйку, что за святыня хранится в этой комнате. Смутившись, она ответила, что на этом месте некогда явился Господь.

Изумившиеся братья стали расспрашивать подробнее, и тогда хозяйка сказала им так: Мужи благочестивые! Узнайте, какая великая святыня хранится здесь! Ее силой все больные получают исцеление от своих недугов: слепые начинают видеть, глухие слышать, хромые ходить, немые обретают дар речи, прокаженные очищаются, бесы из людей изгоняются... И творят эти чудеса хранящиеся здесь ризы Пресвятой Богородицы, которые достались мне от прародительницы моей - одной из тех вдов, что были при Успении Божией Матери и по Ее завещанию получили по ризе. По завещанию прародительницы ризы переходят от девицы к девице, прославившейся жизнью честной и благочестивой. В нашем роде, кроме меня, не осталось более девиц, и я открываю вам эту тайну с тем, чтобы вы не разглашали об этом до моей смерти.

Пообещав сохранить тайну, братья были допущены в комнату, и увидели они там ковчег, окруженный свечами и кадильницами, в котором лежали пречистые ризы Девы Марии. Испросив разрешения пробыть на всенощном молебне около этой святыни, братья между тем задумались о том, кому после хозяйки достанутся погребальные одежды Пресвятой Богородицы. И решив иметь столь бесценное сокровище в стольном граде Константинополе, они ночью измерили длину, ширину и высоту ковчега и определили, из какого дерева он сделан. Утром поклонились они пречистым ризам Богородицы и пошли в Иерусалим, пообещав хозяйке зайти к ней на обратном пути.

Поклонившись в Иерусалиме Честному Кресту и Гробу Господню, братья призвали одного столяра и заказали ему точно такой же ковчег, как тот, в каком хранились ризы Божией Матери. Когда мастер исполнил заказ, Гальбий и Кандид купили златотканое покрывало, которое потом и показали еврейке. А потом попросили разрешения покрыть этим покрывалом ковчег и еще ночь простоять около него на молитве. Когда все в доме уснули, братья со слезами пали на землю и молили Пресвятую Богородицу, чтобы не возбранилось им взять ковчег с Ее ризою и унести с собой. В полночь со страхом и смирением взяли они ковчег, а на его место поставили другой.

Простившись утром с ничего не заметившей хозяйкой, братья отправились в обратный путь. Прибыв в Константинополь, они никому не стали говорить о приобретенной святыне,а создали в доме своем малую церковь во имя святых апостолов Петра и Марка и поставили в ней, в потаенном месте, ковчег со святой ризой. Однако чудеса, всечасно являвшиеся от такой реликвии, и изливавшаяся от нее на всех благодать заставили их пойти и рассказать обо всех знамениях императору Льву, супруге его и патриарху Геннадию. Исполнившись духовной радости, царь и патриарх прибыли в домовую церковь братьев, богобоязненно открыли ковчег и увидели в нем нетленную ризу Пресвятой Богородицы. Облобызав ее, они торжественно перенесли святыню во Влахернскую церковь, где ее положили в ковчег, украшенный золотом и серебром. В память перенесения риз Пресвятой Богородицы был установлен праздник Ризположения в честь и славу Божией Матери, который торжественно отмечается 2 (15) июля.

Чудотворную силу ризы Царицы Небесной в 626 г. испытали на себе персы и авары, в 673 и 713 гг. - сарацины, а в 866 г. витязи Аскольд и Дир. Русские летописи сообщают, что два варяжских рыцаря - Аскольд и Дир - вышли из Новгорода, овладели Киевом и стали в нем княжить. Сначала они, отправляясь из Новгорода, хотели добраться до Царьграда (Константинополя), чтобы поступить там воинами в особую варяжскую дружину. Став киевскими князьями, они изменили свое намерение и решили идти уже войной на Царьград. Собрав большую дружину, Аскольд и Дир посадили своих воинов на ладьи и поплыли к Царьграду. Устрашенные многочисленной киевской ратью, греки не надеялись отразить врагов, и тогда патриарх Константинопольский с молебными песнопениями вынес из Влахернского храма Пречестную ризу Пресвятой Богородицы и с молитвой погрузил ее в море. Молитва христиан была услышана, внезапно на море поднялась сильная буря, которая разметала ладьи киевлян в разные стороны. Когда буря миновала, князья Аскольд и Дир, свидетели свершившегося чуда, приняли в Царьграде христианство. В святом крещении Аскольд был наречен Николаем, а Дир - Илией.

В XIV в., по свидетельству историка Никифора Каллиста, «риза Богоматери сохранялась в этом храме как защита для города, подавая различные исцеления и чудесами своими побеждая естество и время». Русский митрополит Пимен в 1387 г. упоминал, что в праздник Ризположения он был во Влахернском храме и целовал там святую раку, в которой хранились ризы Пресвятой Богородицы. После пожара 1434 года, уничтожившего Влахернскую церковь, местонахождение Ризы теряется.

Частица Ризы Богородицы появилась в России в XIV веке. Она была приобретена в Константинополе Дионисием Суздальским в числе прочих реликвий, вошедших в состав «ковчега Дионисия», ставшего значимой реликвией московских великих князей. В честь праздника Ризоположения было простроена множество церквей и монастырей, в том числе в Московском Кремле (Церковь Ризоположения в Московском Кремле). Другая часть Ризы в XVII веке попала в Успенский собор Кремля стараниями князя Василия Голицына. После изъятия церковных ценностей советской властью святыня попала в музеи Московского Кремля. В 2008 году президентом России Дмитрием Медведевым часть Ризы Богородицы в числе прочих реликвий была передана Русской Церкви.

Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. Божия Матерь перед блаженным успением подарила одну из Своих одежд (ризу) благочестивой девице-еврейке и завещала ей перед кончиной передать также девице. С того времени честная Риза Пресвятой Богородицы хранилась в роду этой девицы, передаваясь из поколения в поколение.
Во времена византийского императора Льва I Великого (457-474) и святого Геннадия, Патриарха Константинопольского (+471; память 3 августа), приближенные императора братья Галвин и Кандид обнаружили честную Ризу в доме престарелой еврейки. Братья, совершая паломничество в Святую Землю, посетили Назарет и остановились на ночлег в небольшом селении рядом с городом. В доме, где они ночевали, паломники обратили внимание на зажженные свечи и исходивший фимиам. Хозяйка объяснила им, что хранит великую святыню, от которой происходят многие чудеса и исцеления. Вскоре ковчег со святыней был перевезен в Константинополь. Во Влахерне (предместье Константинополя на берегу моря, у корабельной пристани) был воздвигнут новый храм в честь Божией Матери. 2 июля 458 года святитель Геннадий торжественно перенес честную Ризу во Влахернский храм и положил ее в новом ковчеге на престоле.
18 июня 860 года русский флот Киевского князя Аскольда осадил Константинополь с моря. Святой Патриарх Фотий (+891; память 6 февраля) призвал паству слезами покаяния омыть грехи и в усердной молитве прибегнуть к заступничеству Божией Матери. Опасаясь поругания святынь, хранившихся в прибрежном Влахернском храме, все их, в том числе и Ризу Богоматери, перенесли в Константинополь. Честная Риза была с крестным ходом обнесена вокруг города. С упованием на заступничество Божией Матери край Ризы погрузили в воды Босфора, а затем святую Ризу положили в храме Святой Софии. Божия Матерь Своей благодатью усмирила воинственность русских воинов. 25 июня был заключен мирный договор. 2 июля чудотворную Ризу Божией Матери вновь положили во Влахернском храме.
Предстательством Божией Матери не только совершилось спасение Константинополя от грозной осады язычников, но и началось просвещение русских светом Христовой веры. Сам Аскольд и многие из его дружины, вступив в союз с Византией, вскоре приняли Крещение. В Киеве были построены первые христианские храмы, на юге Киевской Руси основана Православная митрополия, подчинявшаяся Константинопольскому Патриарху.
С чудом от Ризы Пресвятой Богородицы связано несколько выдающихся творений византийской церковной гимнографии и гомилетики. Святителю Фотию принадлежат две проповеди, одна из которых сказана в дни осады Константинополя, а другая вскоре после ухода русских войск. Церковный писатель Георгий, хартофилакс Софийского собора в Константинополе, составил «Слово на положение Ризы Богородицы во Влахернах.» В то же время был написан Акафист Пресвятой Богородице, который составляет основную часть Богослужения в день Похвалы Божией Матери. Автором его некоторые историки считают святителя Фотия.
Преподобный Нестор Летописец, говоря о походе Аскольда на Константинополь, отмечает, что с того времени «начала прозываться Русская Земля». Праздник Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне издревле почитается в Русской Церкви. Святой князь Андрей Боголюбский (+1174; память 4 июля) воздвиг на Золотых воротах во Владимире храм в честь этого праздника. В XIV веке часть Ризы Богоматери была принесена на Русь святителем Дионисием Суздальским (+1385; память 26 июня). Матерь Божия, как в древности Константинополь, в 1451 году спасла Москву от полчищ татар под предводительством царевича Мазовши. В ночь на 2 июля в татарском стане произошло смятение, враги бросили свои повозки и в панике поспешно отошли от стен Москвы. В память о чудесном избавлении святой Митрополит Иона (+1461; память 31 марта и 27 мая) построил в Кремле церковь Ризоположения, ставшую его крестовым храмом. В 1484-1486 годах на месте сгоревшей прежней была построена новая церковь, освященная также в честь Положения Ризы Богоматери и сохранившаяся до настоящего времени.
Два канона к службе в честь праздника Положения Ризы Божией Матери написаны преподобным Иосифом Песнописцем и Григорием Никомидийским.

Тропарь, глас 8:

           Богородице Приснодево, человеков покрове, / ризу и пояс пречистаго Твоего телесе, / державное граду Твоему обложение даровала еси, / безсеменным рождеством Твоим нетленна пребывающи, / о Тебе бо и естество обновляется и время. / Темже молим Тя мир граду Твоему даровати / и душам нашим велию милость.

Кондак, глас 4:

           Одеяние всем верным нетления, / Богоблагодатная Чистая, даровала еси, / священную ризу Твою, / еюже священное тело Твое покрывала еси, / покрове всех человеков, / еяже положение празднуем любовию / и вопием со страхом Ти, Чистая: // радуйся, Дево, христиан похвало.

(Минея июль. Ч.1. – М., Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002; иллюстрации - visualrian.ru; web2.0moscow.com; www.deryabino.ru; obraz.org; www.evening-kazan.ru; www.religio.ru; www.sedmitza.ru; www.temples.ru; www.shults.ru; www.utoli-hram.ru; www.katehizis.ru; www.patriarchia.ru).

Фресковая роспись в Церкви Положения ризы Пресвятой Богород

Многие, кто только начинает свой непростой путь в православный мир, сталкиваются с проблемой церковной терминологии. Многие из этих слов кажутся непонятными, требующими детального изучения. В храме все имеет свое название - начиная от обстановки церкви (амвон, аналой, хоругвь, жертвенник и т. д.) и заканчивая праздниками, службами и таинствами. В этой статье вы познакомитесь с понятием «риза».

Два значения

Термин риза имеет 2 определения. В первом случае она обозначает фелонь, специальную одежду для священнослужителей, надеваемую во время церковной службы. Также риза - это оклад для иконы, изготовленный из золота или вышитый жемчугом. Еще этим словом называют одежды Пресвятой Богородицы, которые были найдены константинопольскими аристократами после Ее успения.

Одеяния священника

В широком смысле слова риза - это одеяния духовенства. Конкретно данное понятие обозначает широкую одежду наподобие плаща, не имеющего рукавов. Впереди оно имеет широкий вырез для того, чтобы священник во время литургии был свободен в движениях. Цвет ризы зависит от праздника, в честь которого проводится богослужение. Например, в дни памяти пророков и великих святых, а также в Вербное Воскресенье и на Святую Троицу священник облачается в зеленые одежды. Если в храме батюшка имеет голубую ризу - значит, в этот день какой-либо праздник в честь Богородицы. Господские дни можно определить по золотым Если идет Великий Пост, батюшки служат в фиолетовых ризах. В красные одежды церковнослужители облачаются во время поста на Рождество и на Воздвижение. Таким образом, риза - это и определенный символ церковного праздника.

Священная тайна - риза Богородицы

С данной реликвией связана целая цепь событий. Два византийских брата, отправившись в Галилею, решили посетить г. Назарет и дом, в котором жили Пресвятая Дева со Своим сыном Иисусом. От нынешней хозяйки юноши смогли узнать, что в одной из комнат хранится священная реликвия, исцеляющая от всех болезней - слепые прозревают, а хромые начинают ходить. Они увидели святыню под названием риза - это одежда Пресвятой Богородицы, которая передавалась из поколение в поколение после Ее земной смерти. Хозяйка дома взяла с братьев обещание, что те не расскажут никому о великой тайне, пока эта женщина не умрет. Юноши дали обет, но, увидев ризу Богородицы, помещенную в ковчег, задумались о том, что же станет с реликвией после смерти хозяйки дома.

Обретение ризы

Тогда братья решили пойти на хитрость: они отправились поклониться Кресту Господню и пообещали на обратном пути зайти еще раз, чтобы попрощаться. Находясь в пути, братья смогли заказать ковчег, точь-в-точь походивший на тот, что хранил в себе ризу Богородицы. Также юноши купили покрывало из золота, которым они накрыли святыню, прося у хозяйки дома в Назарете позволить им всю ночь молиться перед реликвией. Когда все в доме легли спать, братья упали на колени перед святыней, прося Пресвятую Богородицу простить им тот грех, который они собираются совершить. Подменив купленный ковчег на истинную реликвию и покрыв его золотым покрывалом, юноши отправились отдыхать.

На утро братья простились с хозяйкой, взяв с собой ризу Пресвятой Богородицы. В Византии они основали малый храм, в который поместили священные одежды Божьей Матери, никому об этом не сказав. Но реликвия была настолько благодатна, что братья не смогли больше молчать и рассказали о великой находке императору. Тот с благоговением принял святыню и поместил ее во Влахернский храм. В честь данного события было установлено празднование Ризоположения Богородицы, которое отмечается и по сей день 15 июля. В настоящее время нахождение реликвии неизвестно. Она пропала после страшного пожара, в результате которого сгорела Влахернская церковь.

Таким образом, значение слова «риза» может быть истолковано по-разному.







2024 © winplast.ru.