Церковь иконы божией матери всех скорбящих радость на калитниковском кладбище. Храм «Всех скорбящих Радость» на Калитниках Известные захоронения на Калитниковском


История Калитниковского кладбища

Калитниковское кладбище находится на территории Центрального округа Москвы. Общая площадь погоста составляет около 19 га и разделена на 30 участков. Мемориальный комплекс был образован во второй половине XVIII века и считается ровесником таких известных московских погостов, как , и . По мнению историков, первые захоронения на Калитниковском некрополе появились после эпидемии чумы, случившейся в Москве в 1771 г.

Храм Калитниковского кладбища

Сегодня на территории некрополя располагается величественная каменная , возведенная на месте деревянного храма в конце 19-го столетия. В обители проводятся отпевание и поминальные службы.

Известные захоронения на Калитниковском

На Калитниковском кладбище сохранилось немало старинных захоронений, в том числе могила Блаженной монахини Ольги , почитаемой среди паломников и сегодня. Ее могилу можно узнать по старинному кресту, на котором нанесена следующая надпись: Блаженная старица схимонахиня матушка Ольга (1871 - 1973).

История храма Иконы Божьей Матери Всех Скорбящих Радость

На некрополе захоронены культуры, искусства, спорта, а также представители православного духовенства. Последний покой на Калитниковском кладбище обрели защитники родины, погибшие в годы Великой Отечественной войны. В память о них на братской могиле установлен мемориал (справа от центрального входа).

План-схема участков Калитниковского кладбища

Впервые название местности Калитники встречается в документах конца XIII ст. Оно пошло от прозвища известного князя Ивана Данииловича Калиты, который отдыхал здесь в своём поместье. Хотя другая и, как считают историки, более правдоподобная версия гласит, что здесь проживали «калитники» – люди, которые изготавливали кожаные кошельки и сумки. Именно они дали название местности.

В 1771-1773 гг. в Москве бушевала свирепая чума. 117 церквей в городе были закрыты, потому что служить было некому, священники умирали. Чума распространялась с огромной скоростью и не щадила ни богатых, ни бедных. По приказу Екатерины II людей хоронили за пределами города, а на кладбищах строили церкви.

Так возник Калитниковский погост. А в январе 1772 г. (по некоторым данным – в 1773 г.) на нём построили первую деревянную в честь иконы Божией Матери Всех скорбящих радость . Она простояла несколько лет, пока не погибла в огне. После этого на её месте отстроили новую деревянную , которая в дальнейшем была перестроена и переосвящена во имя «Боголюбской» иконы Богоматери. Обитель дожила до 1875 года, а потом сгорела. Сейчас на её месте стоит каплица.

В 1834 г. чаяниями прихожан и благодетелей началось строительство каменной церкви, которая существует и сейчас, хоть и в несколько изменённом облике. Главными благотворителями были титулярный советник Александр Карелин и московский купец Гавриил Кувшинов. Проект здания подготовил архитектор Н. И. Козловский.

Иконы Божией Матери Всех скорбящих радость на Калитниковском кладбище

Нужно сказать, иконы Божией Матери Всех скорбящих радость на Калитниковском кладбище продолжительное время оставался единственным, освящённым в честь этого образа.

Храм довольно большой, в виде разностороннего креста. Он одноэтажный, но имеет подвал с усыпальницей (раньше там почивали вышеупомянутые Карелин и Кувшинов с семейством). Основная часть здания завершается ротондой с куполом и небольшой главкой. Трапезная примыкает к четверику с запада. В ней устроено два придела – в честь Александра Невского и Николая Чудотворца. Храм не отличается обилием декора, единственное заметное украшение - тосканские портики.

Двухъярусную колокольню достроили спустя 30 лет на пожертования купца Челнокова. До этого использовали колокольню Боголюбской церкви.

К 40-летию Скорбященской обители церковный староста, купец Иван Куприянов обновил стенную живопись, иконостас и приобрёл новую утварь. Стены храма расписал талантливый живописец Д. М. Завьялов. А иконостасом и золочением риз занимался известный мастер, купец А. Е. Хомяков.

В 1881 г. к церковному зданию пристроили каменную ризницу. В 1905–1912 гг. на средства Н.С. Поманского был создан ныне существующий иконостас. В то же время на стенах появилась новая роспись по проекту архитектора Ивана Барютина.

С южной стороны храма похоронена блаженная старица Ольга Ложкина. Вся её жизнь была положена на помощь людям. И после своей смерти, она исцеляет тех, кто обращается к ней в молитвах.

Никогда не закрывался, но в 20-х гг. попал в руки обновленцев и пребывал в их власти до 1944 года, после чего был передан Московской епархии.

Название местности Калитники известно с древности и связывается с именем великого князя Ивана Калиты, он эту местность якобы пожаловал Крутицкому подворью.

В 1770-72 гг., в Москве разразилась эпидемия чумы, люди умирали тысячами. Власти запретили хоронить их в пределах города, и были устроены несколько кладбищ за границей Москвы (ею тогда являлся Камер-Коллежский вал, приблизи-
тельно совпадающий с Третьим транспортным кольцом). Калитников-
ское возникло в 1771-м. В 1780 г. на кладбище был сооружен деревянный храм во имя Боголюбской иконы Божией Матери (сейчас на его месте памятный знак). Каменный храм был построен в 1834-1836 гг. (арх. Н. И. Козловский), колокольня - позже. В советское время храм не закрывался, но был захвачен обновленцами.

В 1921-23 гг, надеясь разложить Русскую Церковь изнутри, коммунистическое руководство поддержало группу священников, которые выступили в защиту советской власти как «воплощающей христианские идеалы» и призвали к «обновлению церкви». Они выступали против законно избранного патриарха Тихона, требовали ликвидации патриаршества, введения выборного коллегиального руководства церковью, реформирования богослужебной практики. В 1923 г. обновленцы даже создали свой синод. Внутри этого движения не было единства, оно распалось на несколько групп. Советская власть постепенно изменяла свое отношение к обновленцам, и в 1937-38 гг. большинство их лидеров были расстреляны. Движение прекратило существование в 1946 г. А калитниковский храм был возвращен Московской патриархии в 1944 г.

В 1930-х г. на Калитниковском кладбище были захоронены тела тысяч жертв политического террора, в 1941-45 – погибшие на фронтах Великой Отечественной войны. На месте их захоронения, недалеко от входа, установлен памятный знак.

Могила схимонахини Ольги Ложкиной находится с южной стороны храма, той, где придел Александра Невского, напротив среднего из пяти окон на этой стене. Чтобы к ней пройти, надо обогнуть храм, пройти вдоль него примерно до середины и посмотреть направо. Большой черный каменный крест и меньший, из светлого дерева, жестяной подсвечник – вот приметы. По субботам, между 16 и 17 часами (до начала вечерней службы) здесь совершается панихида об упокоении старицы.

Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость», в честь которой освящен храм, находится в киоте перед центральным иконостасом, с правой стороны. Ей молятся о помощи в болезнях, душевных скорбях. Заявленную в справочнике «Москва златоглавая» икону с 40 частицами мощей разных святых я долго искала и выяснила, что она есть, но постоянно находится в алтаре.

Икона "Всех скорбящих Радость" (не та, которая в этом храме!), прославилась чудотворением в 1688 году. Родная сестра патриарха Иоакима (1674-1690) Евфимия, жившая в Москве, долгое время страдала неизлечимой болезнью. Однажды утром, во время молитвы, она услышала голос: "Евфимия! Иди в храм Преображения Сына Моего; там есть образ, именуемый "Всех скорбящих Радость". Пусть священник отслужит молебен с водосвятием, и получишь исцеление от болезни". Евфимия, узнав, что такая икона действительно есть в Москве, в храме Преображения на Ордынке (сейчас на этом же месте находится сменивший его в конце XVIII – начале XIX в. храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»), исполнила повеление Пресвятой Богородицы и исцелилась. Это произошло 24 октября 1688 года.

Известен список этой иконы «с грошиками». Вот история его происхождения. В 1888 году в Петербурге во время страшной грозы молния ударила в часовню, но находившаяся в ней икона Царицы Небесной осталась невредимой; к ней лишь прилепились мелкие медные монеты (грошики), лежавшие перед иконой. Сейчас икона находится в петербургской церкви Пресвятой Троицы, из-за оригинальных форм получившей прозвание «Кулич и пасха».

В Москве и в Питере немало храмов, где можно поклониться этому чтимому образу. На странице www.chado-chudo.narod.ru/ikon.htm можно найти их адреса, жизнеописание Богоматери, рассказы о многих ее иконах. Там же их изображения и молитвы. Празднование в честь этой иконы 6 ноября и 5 августа по новому стилю.

Калитниковский храм очень большой, высокий – много места для росписи стен. И эти росписи мне казались очень знакомыми, уже где-то виденными. Святой князь Владимир, например…

Два придела освящены в честь святителя Николая и святого благоверного князя Александра Невского. Там на стенах соответ-
ственно написаны огромные картины – святитель Николай, останавлива-
ющий казнь невинно осужденных и «Видение Пелгусию». Первая очень похожа на работу Репина, находящуюся в Русском музее. Сюжет ее понятен и встречается на клеймах житийных икон Николая Мирликий-
ского. Вторая была разгадана мною не сразу.

Пелгусий (Пелгуй, в святом крещении Филипп) был старейшиной небольшого финского племени ижора и соратником Александра Невского. В 1240 г., перед битвой со шведами, которую теперь мы называем Невской, он был утром в дозоре на берегу Финского залива и увидел шведские военные корабли, которые шли Невой к устью Ижоры. Пелгусий спешно прибыл в Новгород и сообщил князю о грозящей опасности. Такова историческая справка. В житии же святого Александра о нем говорится следующее. Стоящий в дозоре воин Пелгусий видел на рассвете ладью, плывущую по морю, и на ней - святых мучеников Бориса и Глеба. «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему Александру», - сказал Борис. Пелгусий рассказал об этом видении Александру, князь велел воину никому об этом не говорить. Сам же, ободренный, мужественно повел с молитвой войско на шведов и одержал победу, после которой получил прозвание Невский.

Помолившись на могилке блаженной старицы и осмотрев храм, можно пойти к памятному знаку на месте престола бывшей церкви во имя Боголюбской иконы Божией Матери. Это сооружение в виде четырехгранного столпа. Оно существует с 30-х годов XIX века, то есть с того времени, когда строилась новая церковь. Посетители кладбища сами, видимо, наклеивают на него иконки, ставят свечи. Дорога туда простая: на восток, вдоль служебных помещений кладбища, по прямой дорожке. Когда она раздвоится возле закрытого на зиму водоразборного крана, над которым в две стороны показывают стрелки с номером «21», взять правее и держаться левой стороны. Дойдете быстрее, чем вникните в описание пути.

Само кладбище удивляет своим рельефом, казалось бы, совершенно не подходящим для захоронений – всюду мелкие холмики. Но ничего – земля матушка всех принимает.

На Калитниковское кладбище можно проехать от ст. м. «Марксистская» на любом автобусе или троллейбусе до остановки «Институт радиосвязи» (от рекомендуемой на chimolga.narod.ru «Воловья улица» дальше идти), выйдя из транспорта, тут же пройти между нежилыми домами по указателю «Калитниковские бани» (если его не уберут ко дню вашего визита). Через десяток метров величественный храм будет виден. Слева от дороги, ведущей к кладбищу, пруд. Это запруженный - московский парадокс! - невидимый Калитниковский ручей, приток тоже невидимой реки Хохловки. От нее, как и от многих других, забранных в трубы, остались названия, Хохловский переулок и Хохловская площадь. По благоустроенным берегам пруда гуляют граждане с детскими колясками и собаками. Вы можете к ним присоединиться, водная гладь успокаивает и способствует раздумьям.

Удобно приехать на трамваях: № 35 – от «Пролетарской», № 8 - от «Площади Ильича» до ост. «Воловья улица». Еще там проходит трамвай № 45, едет издалека, из Сокольников. Особенно я бы посоветовала на 35-м уезжать. Во-первых, на трамвайчике просто приятно ехать и размышлять, во-вторых, у него очень длинный маршрут, до Нагатина, мимо станций метро «Павелецкая», «Тульская», «Нагатинская», «Кололменская». И, катаясь, например, до «Тульской», можно последовательно увидеть из окошка Новоспасский монастырь, Крутицкое подворье, церковь Флора и Лавра на Зацепе, Свято-Данилов монастырь и часовню Даниила Московского. Кто поедет к кладбищу на автобусе или троллейбусе, сможет справа увидеть церковь Святителя Николая (Казанской Божией Матери) на Студенце и Свято-Покровский монастырь, – в общем, у всех будет повод вновь и вновь возвращаться в эти места.

Ольга САВИЧЕВА, Москва
Фотоизображения:
http://sobory.ru
http://www.idrp.ru
http://chimolga.narod.ru
октябрь 2007

ВНИМАНИЕ: в храме "Всех скорбящих радость" в Калитниках 6 ноября - ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК. Самое благодатное место для паломников Москвы и Подмосковье в предстоящий вторник.

Как мы уже упоминали, каменная церковь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», что на Калитниковском кладбище была построена в 1834 году и полное её название, по некоторым сведениям было следующим: «Празднество Чудотворному образу Пресвятыя Богородицы «Всех Скорбящих Радость»». «Церковь построена иждивением разных усердных вкладчиков при главном участии в постройке титулярного советника Александра Петровича Карелина и московского купца Гаврилы Прокопьевича Кувшинова». (ЦИАМ, Арх.№, ф.454о.3.д.61.)

Церковь построена разносторонним крестом, одноэтажная, под церковью подвал со сводами, заключает в себе усыпальницу. В усыпальнице находились захоронения титулярного советника А.П. Карелина и московского купца Г.П. Кувшинова с семейством - главными покровителями и жертвователями на сооружение храма». (ЦИАМ ф.454.о.3.д.61.)

«Митрополитом Филаретом было совершено освящение храма «Всех Скорбящих Радость» на Калитниковском кладбище, родственники которого покоятся и доселе хоронятся перед алтарем Скорбященского храма, на отведённом для сей цели и обнесённой чугунною решеткою месте».

Деревянная церковь при новой каменной церкви была определена «для временного, поставления в ней усопших».

Но первоначально выглядела новая каменная Скорбященская церковь (как принято для краткости называть в народе) не совсем так, как мы её привыкли видеть сегодня. Колокольни сначала не было, её пристроили позже, через 30 лет: «В 1868 году построена каменная колокольня иждивением церковного старосты, московского купца Андрея Архиповича Челнокова при содействии разных усердных вкладчиков с прибавлением 1670 р. серебром, от разных лиц пожертвованных на сей предмет.» (ЦИАМ ф. О.766.д.718.)

По некоторым данным, колокольня сначала несколько отстояла от западной стены храма и только немного позже была соединена с храмом. Одновременно с постройкой колокольни, была открыта главная нынешняя паперть и небольшой притвор под колокольней.

К сорокалетию каменного храма «Всех скорбящих Радость» церковный староста, 2-ой гильдии купец Иван Александрович Куприянов на свои средства полностью обновил потускневшую стенную живопись, иконостас со старинными иконами, приобрёл новую утварь. По случаю обновления храма 17 августа 1875 года состоялось торжественное малое освящение. Это событие было освещено «Московскими церковными ведомостями». Содержание этой публикации помогает нам понять атмосферу того времени значение, которое придавалось благотворительности и меценатству:

«Торжество освящения храма было тем отраднее и утешительнее для местных церковных служителей и прочих обитателей кладбища, что в памяти их ещё живо грустное и тяжелое впечатление пережитой ими полтора месяца тому назад ужасной катастрофы, а именно пожара, постигшего в глухую ночь деревянную кладбищенскую церковь во имя Боголюбской Божией Матери. И.А. Куприянов ещё до времени вступления в должность старосты был одним из самых усердных вкладчиков и благотворителей кладбища. Так, например, в 1867 году он пожертвовал 1000 рублей на устройство каменной колокольни, устроена весьма ценная серебряная риза (вызолоченная) на храмовую икону Святого Благоверного Князя Александра Невского в тёплом приделе и прочая. Господин Куприянов приобрёл также на свои средства в собственность церкви домов церковнослужителей, просфорницы и отдельного дома для помещения раннего священника и помощника старосты.

С разрешения от епархиального начальства и притча, Куприянов Иван Александрович поручил роспись купола и стен внутри храма живописцу Д.М.Завьялову, имевшему учёную степень от Петербургской Императорской академии художеств. Устроение нового иконостаса и сплошное его золочение, равно и золочение риз, как на местных иконах, так и на стенных изображениях предоставил опытному в этом деле иконописному мастеру, московской второй гильдии купцу А. Е. Хомякову. Надо отдать производителям работ полную справедливость: оба они выполнили порученное им дело честно и добросовестно.

Обновленный храм действительно благолепен, живопись по стенам и преимущественно в куполе безукоризненно хороша, а залитый золотом иконостас, благодаря художественной резьбе, с одной стороны, и чистым золочением в рамках пред местными иконами с другой, положительно поражает своим блеском и великолепием.

Ко дню освящения храма господином Куприяновым приобретено было из церковной утвари несколько новых церковных вещей: между ними выдаётся большой напрестольный серебро-позлащенный крест работы г-на Хлебникова, отличающийся своей простотою, но в высшей степени изящной отделкой. Кроме того, поновлена была вся прежняя церковная утварь, как-то: паникадило, подсвечники, лампады и прочее. На пол в обширном алтаре, а ровно и на солею с амвоном господин Куприянов приобрёл новое красное сукно, которым поименованные места ко времени освящения храма и были обтянуты. Накануне дня освящения всенощное бдение в обновлённом храме совершено было соборно настоятелем кладбища священником И.А.Уваровым в сослужении Покровского и Василия Блаженного соборов, священника Н.А.Копьева и местного раннего священника Д.И.Финикова.

Величественное и стройное пение полного хора певчих в форменных костюмах, под управлением г. Знаменского, блеск тысячи горящих свечей и лампад, умиление множества молящихся, - всё это взятое вместе производило на душу потрясающее впечатление. С раннего утра 17 августа, по заранее разосланным пригласительным билетам, стали собираться многие из вкладчиков, чтобы присутствовать в торжестве освящения обновлённого храма; стеклось также немало и простых прихожан.… По окончанию литургии, … возглашено было многолетие виновнику торжества «обновителю и благоустроителю сего святого храма, рабу Божию Иоанну».

Ещё позднее появилась и пристройка к западной части храма, со стороны колокольни: «В 1881 году пристроена каменная ризница иждивением церковного старосты, московского купца Иоанна Александровича Куприанова.» (ЦИАМ ф.454.о.3.д.61.).

Причём пристроенные к храму колокольня и ризница, как мы уже отмечали, по своим пропорциям и размерам полностью вписались в стиль первоначального архитектурного замысла, предложенного архитектором Н.И.Козловским.

Вот ещё несколько описаний архитектурных и строительных особенностей, которые могут пригодиться потомкам для представления о первоначальном виде Храма (по данным 1887 г.):

«Длина церкви 45 аршин, в вышину 15 аршин, в ширину 21 аршин.

Цоколь облицован большим камнем, а прочее – всё из кирпича.

Наружные стены гладкие, оштукатуренные известью.

Кровля на сводах церкви шатровая, выкрашена зелёной краской…

Кресты на церкви, колокольне и ризнице восьмиконечные, без завитков, вершины крестов гладкие.

Окна в ширину - 2 аршина(142,24 см), в вышину – 4 аршина(284,48 см), с прямыми перемычками, наличники гладкие, имеют отливы наружу, решётки в окнах – железные, прямыми штырями.

Входные двери железные, выкрашены зелёной краской, двое с северной стороны. Церковь внутри устроена крестообразно. Алтарь от храма отделяется иконостасом. … Иконостасы в настоящей церкви и в приделах деревянные, сосновые. В настоящей церкви иконостас старинный, перенесён из бывшего Алексеевского монастыря в Москве вместе с иконами. В 1875 году иждивением церковного старосты, московского купца Иоанна Александровича Куприанова, возобновлён, вызолочен. Резьба помещена на золотом фоне. Царские двери резные, у царских северных и южных дверей поставлены золочёные колонны. В приделах иконостасы крашеные, резьба и оклады икон – золочёные.

Пол каменный … выкрашен масляной краской тёмно-серого цвета.

На колокольне всех колоколов 7. На колоколах надписи: на большом:

«Тщанием ктитора сего Святого храма, Московского первой гильдии купца Андрея Архиповича Челнокова, иждивением вкупе с другими доброхотными дателями 1868 года января 21 дня. Отлит на заводе Александры Павловны Финляндской, урожденной Богдановой, в Москве. Весу 310 пудов 5 фунтов. Мастер Ксенофонт Верёвкин». Второй колокол: «1868 года января 21 дня, Куприанов, весу 101 пудов 4 фунта» Третий колокол: «1868 года февраля 16 дня – 40 пудов 31 фунт. Челноков». Остальные малые.

Стены настоящей церкви расписаны иконописным письмом в 1875 году. Стенное письмо было возобновляемо. Настоящая церковь расписана вся, а трапезная покрыта масляным колером. Снаружи на стене над папертью есть иконное изображение, написанное в 1875 году, изображающая Господа Иисуса.

Иконы в иконостасе настоящей церкви старого письма. Записей на них не видать. Находящиеся в иконостасе иконы в своём первобытном виде сохраняются, а иконостас был возобновлён в 1875 году…» (ЦИАМ ф.454.о.з.д.61)

Эти выписки из Ревизионной ведомости 1887 года, с полным, сохранением орфографии и суховатого чиновничьего стиля, вдруг доносят до нас живое дыхание прошлого, забытого времени, когда делом чести было, будучи «доброхотными дателями», жертвовать на храм, на колокола и благоговейно следить за благоукрашением храма.

По преданию самые первые росписи храма были выполнены известным русским художником Боровиковским. Он был учеником киевской иконописной школы, его картинам посвящен один из залов Третьяковской галереи.

В 1905-1912 г.г. стены украсились новыми росписями, и вот в таком уже виде храм дошёл до наших дней. При этом иконостасы сохранились прежние, т.е. середины ХVIII века.

Начатые в 1834 году строительные работы, завершились полностью к 1888 году, и с тех пор, вот уже на протяжении почти 170 лет храм ежедневно собирает своих прихожан на молитву. Как мы уже упоминали, даже в пору самых суровых лихолетий он ни на день не закрывался. Отчасти это связано с тем, что кладбищенские храмы пострадали в меньшей степени и, с другой стороны, в 20-е годы храм «прибрали к рукам» т.н. «живоцерковники» - обновленцы и находился в их власти вплоть до 1944 года.

Церковь «Всех Скорбящих Радость» на Калитниках относилась по церковному делению к Ивановскому сороку, а по земскому делению к Нагатинской волости Московского уезда. Она являлась крупным землевладельцем. На обширных церковных землях размещались: кладбище, большой пруд, дома причта с огородами и садами и разные хозяйственные постройки. Гостиница для паломников и купцов, ставшая в дальнейшем самой большой в ивановском сороке богадельней для неимущих женщин духовного сословия.

Согласно архивным документам от 1842 года: «Земли при сей церкви в погосте и по дворам священнослужительским 30 653 квадратных сажен.»

(ЦИАМ ф.203.о.766.д.718)

Церковь во имя иконы Божией Матери "Всех скорбящих радость" на Калитниковском кладбище

Б. Калитниковская ул., 128; адрес кладбища - Б. Калитниковский пер., 11

"Кладбище основано во время эпидемии чумы в 1771 г. Название получило от местности Калитники, которую великий князь Иван Калита пожаловал Крутицкому подворью. Современная площадь - около 19 га. Погребены: архитектор А. Г. Григорьев, актриса Е. Д. Турчанинова".

13 января 1773 г. освящена была деревянная церковь. Она сгорела и новая деревянная освящена 4 июля 1780 г. с приделом Боголюбской Богоматери. Каменная построена в 1834-1838 гг. архитектором Н. И. Козловским. Здание почти тождественно церкви Даниловского кладбища, довольно близко храму Дорогомиловского; возможно, и средства дал тот же С. Л. Лепешкин. Приделы св. Николая и Александра Невского. В 1905-1912 гг. церковь внутри обновлена, но придельные иконостасы сохранялись старые".

Ста метрами восточнее нынешнего храма стоит каменный столбик-капличка с иконой Боголюбской Богоматери, сооруженный, по обычаю, на месте престола деревянной церкви. Спереди на нем висит Боголюбская икона, на правой от нее грани надпись: "На этом месте стоял деревянный храм во имя Боголюбския Пресвятая Богородицы". На левой грани: "Пресвятая Богородице, спаси нас". На обратной стороне: "Боголюбивая Царице, моли за ны Тебе возлюбившего".

"Перестраивалась в 1888 г.", при этом инспекция по охране памятников сообщает неверные сведения об архитекторе, называя вместо Козловского А. Г. Григорьева.

Приделы: св. Николая, северный; Александра Невского, южный.

"При кладбище и храме в церковном здании - Дом бесплатного помещения для бедных женщин. Учрежден в память мученической кончины императора Александра II. Основан И. Я. Куприяновым и А. И. Перловым в 1883 г. на 80 человек призреваемых".

По воспоминаниям старой москвички (1979 г.), во время террора 1918 г. был взят в ЧК и пропал без вести один из членов известной семьи Найденовых, - изданные Н. А. Найденовым альбомы с видами храмов Москвы мы воспроизводим почти при каждом номере (о семье см. подробнее в книге П. А. Бурышкина "Москва купеческая" Нью-Йорк, 1954). Потом семье сообщили, что он, вероятно, в числе прочих казненных расстрелян на Калитниковском кладбище. Благодаря сохранившимся старым связям удалось получить пропуск на кладбище, чтобы забрать погибшего родственника для захоронения. Перевернув несколько сотен трупов в поисках "своего", они, наконец, не выдержали этого страшного занятия и ушли, так и не обретя убиенного. Изученные ими трупы составляли малую часть огромной кучи погубленных.

В 1930-е гг. церковь не закрывалась, но попала в руки обновленцев - в 1937 г. она была одной из семи обновленческих храмов столицы. Возвратилась в Патриархию вместе с другими кладбищенскими храмами Москвы в 1944 г.. Ныне содержится в порядке. Колокола висят на колокольне и звонят по воскресеньям. Ограды нет. Здание стоит на государственной охране под № 522.

С 1967 г. до своей кончины в 1989 г. настоятелем храма был известный протоиерей Игорь Малюшицкий.







2024 © winplast.ru.