Социальный проект в школе проект на тему. Социальный проект в начальной школе как средство создания единого педагогического пространства для сотрудничества семьи и школы Социальный проект темы в начальной школе примеры


Различные социальные проекты. Не только ученики, но и преподаватели должны учиться любить окружающий мир, делать его лучше. Ниже будут представлены темы социальных проектов, которые могут вдохновить, привлечь внимание. Возможно, у кого-нибудь появится желание воплотить одну из предложенных идей в реальность.

Учимся готовить для себя, близких и нуждающихся

Для школьников станет хорошим уроком мастерства именно кулинария. Как важно научиться готовить. Отварить картошку или макароны сможет каждый, а вот сделать более серьезное блюдо способны не все. Поэтому стоит рассмотреть подобный социальный темы приготовления пищи высока.

Поводом может быть Масленица, когда нужно испечь блины, или 9 мая, когда в гости приходят ветераны Великой Отечественной войны. Можно попросить разрешения осуществить данный проект в столовой, чтобы все необходимые предметы были под рукой, в том числе и вода. Нужно соблюдать санитарные и гигиенические требования: вымыть руки с мылом, надеть фартук, косынку или колпак, чтобы волосы не попали в пищу. Обязательно стол следует застелить клеенкой. С казенной посудой обращаться следует осторожно. С учениками обязательно нужно заранее обговорить, что будете готовить, какие продукты нужны, и что покупать. На каждого ученика рекомендуется возложить индивидуальные обязанности. По окончании работы помещение и мебель нужно привести в идеальный порядок. Приготовленную еду упаковывают в контейнеры или заворачивают в пищевую пленку.

Как помочь семьям?

Рассмотрим социальный проект на тему "Семья". Классные руководители на собраниях, как правило, знакомятся с родителями. Именно в такие моменты можно выяснить, какой семье нужна помощь. Например, у кого-то из учеников многодетная семья, а денег мало. Недавно родился малыш, а у него нет даже новых ползунков и игрушек. Старые все износились, сломались, выброшены. Может быть, у вас есть дома какие-нибудь хорошие вещи. Подарите их бедной семье.

Праздник Великой Победы

Обязательно в школах ежегодно должны вспоминать тот подвиг, который совершили ради нас наши прадедушки и прабабушки. Пригласите в школу ветерана. Естественно, нужно все подготовить к празднику: украсить помещение, актовый зал, приготовить трапезу, купить цветы.

В празднование Великой Победы можно объединить темы социальных проектов, например, кулинарию, уборку школы, покупку цветов, чтение книг и стихов о войне, пошив костюмов. Несомненно, такое дело требует много сил, времени, средств, но общими педагогическими и ученическими усилиями все получится. Праздник должен быть для должна идти от чистого сердца.

Дети-инвалиды

Огромную ответственность несет социальный проект на тему "Дети-инвалиды". Такие ребята, как правило, учатся или в специализированной школе или на дому. Во втором случае им нужно обязательно помочь. Стоит поспрашивать учеников, родителей, есть ли среди окружающих дети-инвалиды. Может, ребенку нужна помощь в обучении. Например, можно научить его пользоваться компьютером, чтобы ему было легче учиться и в будущем освоить какую-нибудь профессию. Понадобится помощь по всем предметам. Пусть помогают те ребята, которые хорошо успевают и умеют объяснять. Обязательно принесите книги, которые вам уже не нужны, но пригодятся больному ребенку. Не забывайте, что для него очень важно общение со сверстниками. Не стоит грузить его только учебой, просто поговорите с ним на те темы, которые ему интересны. Станьте хорошим и верным другом.

Становимся мастерами

Как развить у детей любовь к мастерству? Конечно же, нужно провести с ними уроки труда на различные темы, чтобы выяснить, у кого какие способности. Можно привести примеры социальных проектов, в которых пригодится помощь мастера: помощь немощным старикам, больным детям, многодетным матерям, а также подготовка к выступлениям, пошив одежды. Последние нужны чаще всего для сбора средств нуждающимся.

В будущем может стать настоящим мастером своего дела. Он сможет обеспечить не только себя, но и семью. Важно еще развить в человеке добрые качества, бескорыстие, трудолюбие.

Помощь однокласснику и другим людям

Очень был бы актуальным социальный проект на тему "Помощь". Кому именно? Например, одноклассникам. Пусть успевающие дети помогут двоечникам подтянуться по предметам, но ни в коем случае не решить за них все домашние задания. Может быть, кому-то нужна помощь в покупке учебников. Пойдите вместе в магазин, где есть возможность приобрести книги подешевле.

Помогать можно и вне школы. Поспрашивайте у ребят, кому нужна помощь в каком-то деле. Например, кто-то хорошо разбирается в компьютерах и сможет помочь однокласснику решить проблему. Девочки могут подарить живые цветы в горшках тем, у кого их нет.

Поможем нищим и бездомным

Не в каждой школе существуют темы социальных проектов, связанные с обеспечением обездоленных людей: нищих, бездомных, осиротевших. Желательно развить это направление. Может быть, школьники спасут чью-то жизнь. Пригодятся организаторские навыки учащихся, умение готовить, общаться.

Важно следить, чтобы дети сохраняли дистанцию при встрече с бездомным во избежание заражения различными болезнями. Подавать еду, напитки лучше в медицинских перчатках. Стоит позаботиться и о походной аптечке. В нее желательно положить перекись водорода, марганцовку, зеленку, бинты, мазь для заживления ран. Если кому-то из таких людей понадобится серьезная медицинская помощь, то лучше позвонить в "скорую".

В подобном социальном проекте можно помогать тем, у кого случилась беда: обокрали, сгорел дом, умерли близкие.

Украсим школу

Слово "субботник" у многих школьников ассоциируется с уборкой территории. А ведь так оно и есть. Пусть такой труд принесет только радость. В этом помогут темы социальных проектов, такие как, например: "Украсим школу", "Родные стены лечат", "Сделаем друг другу подарок". Желательно, чтобы подобный "субботник" стал праздником, а не днем генеральной уборки, тогда дети потянутся.

Можно собраться всем классом, обсудить, кто может принести в школу, например, интересные шапки с ушами, разноцветное ведерко, хорошую музыку. Обязательно спланируйте, будет ли в помещении перестановка, оформление стен. Юным дизайнерам и художникам можно поручить делать стенгазету.

Подарки для детей из приюта

Можно еще привести в рамках помощи детям. Педагоги вместе с директором школы договариваются с руководителем детского дома или приюта для сирот о встрече, организации праздника и раздачи подарков. Если все проходит успешно, следует заблаговременно обсудить все детали с учениками. Важно выбрать тех, кто готов все свободное время посвятить изготовлению подарков, создать сценарий выступления.

Хорошим подарком будет самодельная вещь. Девочки могут дома поискать ненужный, но хороший материал, чтобы сшить игрушку или симпатичный мешок для сюрпризов. Если у учащихся есть лишние сувениры, канцелярские принадлежности, игрушки, книги, то обязательно пусть подарят сиротам. Важно при изготовлении презента иметь хорошее настроение, активность и плодотворную идею.

Могут создать добрый сценарий, который поможет сиротам определиться со своими интересами, выявить способности и талант. Для этого можно придумать специальные игры, мастер-классы. К такому мероприятию, как праздник в детском доме, нужно готовиться серьезно, так как дети-сироты имеют специфическое представление о жизни.

Приведем класс в порядок

Разумеется, приятнее учиться в чистом, светлом и уютном классе. Речь пойдет не столько о генеральной уборке, сколько о создании домашнего уюта. Рассмотрим вариант темы социальных проектов для школьников, который связан с украшением класса.

Если это кабинет русского языка и литературы, географии, истории, то его достаточно украсить цветами, отреставрировать портреты классиков, ученых. Кабинеты информатики, химии, физики, математики учащиеся могут не только помыть, убрать, но и привести в порядок технику, инструменты, приборы.

Каждый учитель может разработать план проекта для учеников. Важно в процессе выполнения рассказывать что-то новое, интересное. Например, учитель информатики может найти советский калькулятор или энциклопедию, в которой изображен абак (счетная доска древних греков). Стоит подготовить интересный рассказ об этих вещах.

Школьная библиотека

В этом разделе будет представлена такая идея, как проект: "О чем может рассказать школьная библиотека". При желании учителя и ученики могут составить доклад о том, когда появились первые библиотеки, как древние египтяне хранили рукописную информацию и многое другое. Но важнее, скорее всего, не история, а реальная библиотека, которая находится в вашей школе. Ученики вместе с библиотекарем могут посмотреть, какие книги, кроме учебников, есть в наличии, все ли они разложены по своим тематикам и в алфавитном порядке. Может, кто-нибудь из учеников принесет из дома печатные издания, которые им не нужны, или они лишние, например, классическая литература, физика, химия, различные энциклопедии, обучающие материалы по иностранному языку.

Но обязательно все нужно согласовать с работником читального зала и завучем. Можно составить различные презентации. В качестве социального проекта можно провести работу по реставрации учебников. Если есть в книге пометки карандашом или ручкой, рваные страницы, рисунки озорных учеников, то нужно привести книгу в порядок при помощи ластика, белого маркера, скотча или клея, а иногда и ниток с иголкой.

Экология и чистота в окружающем мире

Как важно знать в современном мире состояние окружающей среды, а еще важнее -сохранять природу! В этом отчасти поможет социальный проект на тему "Экология" для школьников. Чистоту нужно соблюдать всюду. Дети вместе с учителем по биологии и экологии могут создать план, как обустроить школьные классы, двор.

Весной самая пора делать уборку территории, удалять мусор, разравнивать землю. Можно посадить множество растений: кустарников и цветов. Занятие детям должно быть в удовольствие. Пусть каждый ученик внесет лепту: принесет из дома лопату или совок, семена растений или готовую рассаду (все зависит от месяца, вида растения).

Важно, чтобы в здании тоже были зеленые уголки, которые поднимут настроение учащимся и педагогам. Только не забывайте о том, что за растениями нужно ухаживать. Пусть дети проявят инициативу и вместе с учителем биологии составят график полива, подкормки, обрезки и пересадки.

Что можно еще придумать?

Проектов можно составить бесконечное множество и на разные тематики. Выбирать стоит не только популярные, но и актуальные. Важно, чтобы затея не остановилась спустя три дня после одобрения и начала подготовки, а продолжалась и по завершении. Например, проект: "О чем может рассказать школьная библиотека" стоит проводить ежегодно или один раз в пару лет, "Зеленый уголок" и "Экология" требуют постоянства, помощь детям-сиротам и инвалидам тоже могут быть неотъемлемой частью школьной жизни.

В заключение будет дан ответ сомневающимся в необходимости таких мероприятий. Можно услышать от кого-нибудь фразы: "Кому это надо?", "Зачем тратить время впустую?", "У моих родителей денег нет!" Никто участвовать в мероприятиях насильно заставлять не будет. Так являются ли темы социальных проектов в школе нужными? Конечно! Они учат доброте, милосердию, показывают истинный смысл жизни в помощи тем, кто слабее нас.

Социальный проект в начальной школе как средство создания единого педагогического пространства для сотрудничества семьи и школы

, Владимирская область , МОУ ООШ № 3 г. Камешково, учитель начальных классов , стаж работы-15 лет, 1 кв. категория, лауреат районного конкурса «Учитель года-2010», e - mail : elena. naumova00@ list . ru

«Воспитание не ограничивается школой»

П. Валери.

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовывать свою жизнь как проект : определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Образно говоря, окружающая жизнь – это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания. Вот почему важно уже в младшем школьном возрасте вовлечь детей в активную познавательную деятельность , которая будет нацелена на развитие познавательного и творческого интереса учащихся, будет формировать их активную, самостоятельную и инициативную позицию, с помощью которой будет реализован принцип связи обучения с жизнью.

Считаю, что таковой и является проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой.

Проектная деятельность в начальной школе - это особое направление внеклассной работы , тесно связанное с учебным процессом и ориентированное на развитие творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков. Проектная деятельность способствует развитию социальных навыков, коммуникативной и информационной компетентности учащихся.

По мнению психологов и педагогов, в обществе в настоящее время наиболее остро стоит вопрос о необходимости взаимодействия и сотрудничества семьи и школы c целью создания единого педагогического пространства. Этот союз является важной составляющей частью возрождения семейных традиций и крепких семейных уз, создаёт условия для воспитания полноценно развивающейся и творчески активной личности ребёнка, способствует сближению интересов участников педагогического взаимодействия (классного руководителя , коллектива родителей и учеников). Понимая важность этого вопроса и его ценность в становлении гармонично развивающейся личности каждого ребёнка, я начинаю с 1 класса вводить в процесс обучения и воспитания младших школьников метод проектов .

По моему мнению, одним из успешно используемых проектов в начальной школе является социальный проект . Он, как и любая проектная деятельность, подразумевает творческую деятельность и со стороны педагога, и со стороны младших школьников, и со стороны родителей учащихся. Значит, социальны й проект – это всегда проект творческий . Без помощи и участия родителей трудно представить себе хотя бы одно внеклассное мероприятие в начальной школе. Считаю, что любой проект, в том числе и социальный , ориентирован, прежде всего, на внутренний результат – опыт деятельности, который становится бесценным достоянием всех его участников, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности. Очень важно, что благодаря данному виду деятельности уже в начальной школе начинает формироваться личность ученика, его мировоззрение.

В качестве примера социально – творческого проекта предлагаю рассмотреть этапы работы над проектом «Для моих самых любимых!...» (3 класс). Он был создан мною в конце ноября 2010 года и объединил в себе два праздника «День Матери» (28 ноября) и «День ребёнка» (20 ноября), которые отмечаются почти в одно и то же время.

I этап работы над проектом был определён мною как «Погружение» в проблему , её выбор и осознание».

Цель проекта : создать условия для взаимодействия и успешного сотрудничества родителей, учащихся класса и классного руководителя, объединив их усилия в процессе подготовки и проведения данного мероприятия.

Задачи:

· развивать творческие и коммуникативные способности младших школьников;

· прививать учащимся и родителям навыки сотрудничества;

· активизировать навыки положительного эмоционального общения детей с членами семьи и с одноклассниками;

· развивать духовно – нравственные качества личности участников проекта.

На этом этапе необходимо мотивировать учащихся к обсуждению и созданию проекта. Замечая то, что многие родители загружены работой, им иногда не хватает времени для общения дома, я постаралась максимально сблизить детей и родителей с самого начала подготовки этого проекта. Данная работа началась за 2 -3 недели до намеченной даты проведения праздника.

На II этапе происходил сбор и обработка информации по теме проекта. Сейчас много различной литературы, Интернет – ресурсов и других источников информации для использования. Иногда в такой массе бывает сложно выбрать и найти то, что действительно для вас важно и интересно. Всегда находится несколько вариантов сценария, которые необходимо проработать, дополнить их нужной информацией. Мне часто помогает на этом этапе детский сайт «Солнышко». Стараюсь, чтобы каждое мероприятие было содержательным, хорошо продуманным, воспитывающим, волнующим, ярким и запоминающимся.

III этап: Реализация плана действий (проекта), осуществление деятельности по его подготовке.

В процессе творческой проектной деятельности, по мнению, формируются такие общеучебные умения и навыки, как умения и навыки работы в сотрудничестве, которые включают в себя:

Умение коллективного планирования;

Умение взаимодействовать с любым партнером;

Навыки делового партнерского общения.

Наглядно это очень хорошо видно при разработке и реализации плана действий проекта. Когда весь материал собран, то приступаю к разработке варианта реализации своей программы проекта. Всем находится занятие по душе. В подготовке проекта обязательно принимают участие и дети, и их родители, и именно здесь осуществляется единение коллектива. Вовлечение участников в проектную деятельность происходит постепенно.

На этом этапе класс был поделён мною на группы по интересам. 1 группа стали ведущими (4 чел. – 14,3 %). Они учили стихи и помогали классному руководителю вести праздничную программу. Во всех остальных группах было по 8 человек (по 28,6%). 2 группа – это артисты. Они участвовали в сценках и небольших миниатюрах. 3 группа – певцы. Они готовили музыкальное выступление, как основные солисты. 4 группа – писатели. Их задача состояла в том, чтобы презентовать свои выступления о родных: мини – сочинения, стихи и частушки о мамах, бабушках, тётях собственного сочинения.

5 группа состояла из родителей (9 чел. – 32,1 %). Они также участвовали в сценарии и готовили для детей поздравления. К тому же 5 человек из общего числа родителей класса участвовали в подготовке чаепития.

Кроме этого, все родители и учащиеся класса были также задействованы в подготовке к празднику. Данный социальный проект, как и многие в начальной школе, требует интеграции знаний учеников в различных предметных областях: это и музыка, и изобразительное искусство, и литературное чтение, и физическая культура, и технология, и русский язык , и психология, и социализация младших школьников. Дети оформляли приглашения для родителей и родных на уроках труда и ИЗО, выполняли аппликации для мам и бабушек на уроках технологии. На уроке музыки разучивали песни. Были оформлены две праздничные газеты с поздравлениями: одна от детей с пожеланиями на листочках в виде сердечек, а другая – от родителей с поздравлениями и тёплыми словами детям на листочках в виде смайликов (оформляли на родительском собрании). Участвовали в создании газет все 100 % учащихся и семьи родителей (28 чел.).

IV этап : Презентация проекта

Любой творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи , театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.

Итогом данной проектной работы стал большой совместный праздник с использованием ИКТ – технологий, на котором собрались все ученики нашего класса и многие мамы, бабушки. Заканчивался праздник общим чаепитием.

V этап: Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).

После такой большой совместной работы осталась масса приятных воспоминаний и впечатлений и у учащихся, и у взрослых. Это показали следующие результаты работы:

Количество учащихся, принимающих участие в проекте – 28 чел. (100%);

Количество взрослых, принимающих участие в проекте – 14 чел. (50 % семей).

В подготовке данного проекта участвовали 28 семей (100%);

Удовлетворены степенью участия в проекте: 28 учащихся (100%) и 23 чел. взрослых (82, 1%), частично удовлетворены - 5 чел. взрослых (17,9%).

Оценка уровня проведённого мероприятия: высокая – у 28 учащихся (100 %);

У родителей: высокая оценка – 13 чел. из присутствующих (92, 9 %)

Средняя – 1 чел. (7,1%).

Таким образом, считаю, что результат работы над проектной деятельностью в начальной школе совместно с родительским коллективом учащихся следующий:

1. В процессе сотрудничества активно осуществляется положительное взаимодействие между учителем, учениками и их родителями (на первый план выходят ценность общения и ценность сотрудничества).

2. Наиболее интересными и содержательными получаются совместные проекты, организованные во внеучебной деятельности.

3. Родители больше времени проводят с детьми, участвуя в проектах, помогая им в работе.

4. Данные социально – психологической службы нашей школы показывают, что проектная деятельность способствует :

v Раскрытию индивидуального потенциала младших школьников.

учит:

v Работать в команде.

v Быть толерантным в общении с окружающими.

5. Дети, участвующие в проектах, быстрее адаптируются к школьной жизни, к коллективу одноклассников.

За последние 3 года мною были разработаны следующие социальные проекты:

1. Изучаем личность ребёнка: проект «Давайте познакомимся! Узнайте, какой я?» (1 класс);

2. Совместный проект родителей и учащихся «Моя семья самая…!» (2 класс);

3. «Моя родословная» (2 класс);

4. «Кто они - Защитники Отечества?» (2 класс);

5. Совместный проект родителей и учащихся « Моим самым любимым!» (3 класс);

6. «Герои с нашей улицы» (3 класс).

Работа в данном направлении будет мною продолжена.

Хозяшева Ольга Александровна,

учитель начальных классов

МАОУ «Пешнигортская СОШ»

Кудымкарский район, Пермский край

Социальный проект в начальной школе

На сегодняшний день приоритетным в деятельности образовательных учреждений становится создание условий для обеспечения эмоционального благополучия и развитие личности ребенка, раскрытия его творческого потенциала. Для достижения этих целей в педагогической практике используются личностно-ориентированное обучение, проектная деятельность, индивидуальный подход, различные формы интеграции.

Не остаются в стороне от этой работы и педагоги, главным предназначением которых является создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности. Расширение творческой активности каждого ребенка представляется главной сверхзадачей образовательной и внеурочной деятельности в начальной школе. Научить детей мыслить, применять нестандартные подходы к решению проблем, снимать стереотипы сознания, творчески раскрепощать, развивать фантазию в процессе образования и воспитания.

Наряду с современными педагогическими технологиями, совершенствующими образовательный процесс большая роль принадлежит технологии проектного обучения, учитывающей внутриличностные факторы мотивации детей, присущие им природные потребности в саморазвитии, стремлении к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению.

Поэтому педагоги все шире применяют метод, который как нельзя лучше подходит для решения стоящих перед ними образовательных и воспитательных задач.

«Одним из путей становления системы начального и общего образования как самостоятельной, конкурентоспособной сферы в актуальной на сегодняшний день парадигме непрерывного образования является ее развитие на основе внедрения в педагогический процесс современных образовательных технологий проектного обучения».

Однако потенциал проектного подхода недостаточно осознан педагогическим сообществом и используется не в полной мере. Тогда как проектирование «дает в руки школ механизм повышения своего социального статуса, постоянного обновления содержания и организации деятельности, открытия новых путей, способов, приемов решения актуальных проблем в сфере образования».

Особое место в педагогической практике занимает социальное проектирование.

Его понимают как ведущую технологию социального воспитания обучающихся образовательных учреждений, главный педагогический смысл которой «создание условий для социальных проб личности, необходимых механизмов для участия детей и молодежи в принятии решений; создание ситуаций выбора, в которых школьник должен найти способ решения той или иной социальной проблемы на основе сформированных у него ценностей, нравственных установок и социального опыта».

Солдатова Оксана Александровна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 44

Володарский район

Социальный проект в начальной школе

На сегодняшний день приоритетным в деятельности образовательных учреждений становится создание условий для обеспечения эмоционального благополучия и развитие личности ребенка, раскрытия его творческого потенциала. Для достижения этих целей в педагогической практике используются личностно-ориентированное обучение, проектная деятельность, индивидуальный подход, различные формы интеграции.

Не остаются в стороне от этой работы и педагоги, главным предназначением которых является создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности. Расширение творческой активности каждого ребенка представляется главной сверхзадачей образовательной и внеурочной деятельности в начальной школе. Научить детей мыслить, применять нестандартные подходы к решению проблем, снимать стереотипы сознания, творчески раскрепощать, развивать фантазию в процессе образования и воспитания.

Наряду с современными педагогическими технологиями, совершенствующими образовательный процесс большая роль принадлежит технологии проектного обучения, учитывающей внутриличностные факторы мотивации детей, присущие им природные потребности в саморазвитии, стремлении к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению.

Поэтому педагоги все шире применяют метод, который как нельзя лучше подходит для решения стоящих перед ними образовательных и воспитательных задач.

«Одним из путей становления системы начального и общего образования как самостоятельной, конкурентоспособной сферы в актуальной на сегодняшний день парадигме непрерывного образования является ее развитие на основе внедрения в педагогический процесс современных образовательных технологий проектного обучения».

Однако потенциал проектного подхода недостаточно осознан педагогическим сообществом и используется не в полной мере. Тогда как проектирование «дает в руки школ механизм повышения своего социального статуса, постоянного обновления содержания и организации деятельности, открытия новых путей, способов, приемов решения актуальных проблем в сфере образования».

Особое место в педагогической практике занимает социальное проектирование.

Его понимают как ведущую технологию социального воспитания обучающихся образовательных учреждений, главный педагогический смысл которой «создание условий для социальных проб личности, необходимых механизмов для участия детей и молодежи в принятии решений; создание ситуаций выбора, в которых школьник должен найти способ решения той или иной социальной проблемы на основе сформированных у него ценностей, нравственных установок и социального опыта».

Социальный проект - это программа реальных действий, в основе которой лежит актуальная социальная проблема, требующая разрешения. Ее реализация будет способствовать улучшению социальной ситуации в конкретном социуме. Это один из способов участия в общественной жизни путем практического решения насущных социальных проблем.

Социальное проектирование позволяет решать задачи повышения качества образования, организации эффективной работы с детьми. Привлекая ребенка к участию в социальном проекте, педагог способствует его социализации: формированию личностной концепции и мировоззрения, поиску новых способов социального взаимодействия с миром взрослых.

В самом общем виде социальный проект представляет собой действие, локализованное по месту, времени и ресурсам, ориентированное на достижение социально-значимой цели. Такая деятельность всегда направлена на улучшение социальной действительности, имеет целью благо других, устанавливает отношения ответственной зависимости. Ведь социальное проектирование в своей основе предполагает определенные социальные изменения, а «…реализация социального проекта должна вызвать определенные положительные изменения в качестве жизни социума».

Социальный проект – это еще и вид социального творчества.

А. Маслоу, известный американский психолог подчеркивал, что творчество, или вернее, приобщение к творчеству, может быть чрезвычайно полезно не только для подготовки людей к творческим профессиям или производству продуктов искусства, но и для формирования самоактуализирующейся личности.

Как известно, при социальном проектировании деятельность строится на субъект – субъектных отношениях, то есть ребенок выступает в ней как участник, сотрудник. Цель взрослых и детей совпадает: это успех проекта, внедрение инновации в жизнь, конкретное благо для других. Здесь нет места «воспитательному воздействию», но, в то же время, организуется деятельность воспитывающая сама по себе.

Ход работы над проектом :

Этап 1 . Изучение социальной среды и выявление актуальной социальной проблемы.

Этап 2 . Привлечение участников для решения данного социального проекта.

Этап 3. Определение цели, задач социального проекта.

Этап 4. Определение содержания социального проекта. Составление плана работы. Распределение обязанностей.

Этап 5. Определение необходимых ресурсов.

Этап 6. Проведение плановых мероприятий.

В ходе работы над социальным проектом педагог последовательно:

Привлекает внимание детей к актуальным социальным проблемам общества;

Подводит к пониманию сложности и противоречивости определенных ситуаций в жизни, к осознанию этих противоречий как к важным социальным проблемами;

Включает обучающихся в реальную практическую деятельность по разрешению или содействию разрешения одной из этих проблем силами самих ребят;

Решает исследовательские или творческие задачи;

Обсуждает, совместно с детьми, вырабатывает пути решения социальных проблем.

Работа по подготовке и реализации социального проекта способствует повышению общего уровня культуры обучающихся за счет получения дополнительной информации, формированию различных личностных компетенции и способности осознанного социального поведения.

Участие в проектах данного вида способствует формированию творческой личности, приобретению гражданского самосознания. Развитию социальных и оргдеятельностных качеств личности, влияет на становление нравственной и эстетической культуры ребенка. А проблемно-поисковый подход, который применяется в социальном проекте, как и в любом другом, дает возможность обучающимся получить опыт исследовательской деятельности. Только предметом анализа здесь являются законы и явления жизни, понимание поступков людей и прочее.

К тому же такой проект прекрасный опыт командной работы, где от точности, ответственности, исполнительности каждого зависит общий результат. Отношение ответственной зависимости – единственная возможная форма отношений внутри проектной группы. В такой работе формируются лидерские качества обучающихся, появляются навыки коллективной работы. Формируется ответственность перед собой и командой за качество выполненной работы.

Работа над проектом – современная, творческая, воспитывающая деятельность, потенциал которой должны полнее использовать все педагоги, в том числе и дополнительного образования.

В социальном проекте есть исследовательская, творческая и коммуникативная составляющая, которые благоприятно воздействуют на развитие личности ребенка.

Исследовательская составляющая проявляется в том, что обучающиеся в проектах выступают как исследователи проблем современной жизни. Творческая составляющая заключается в том, что они сами являются создателями и исполнителями новой, придуманной ими деятельности, и могут представить это на суд своих сверстников. Коммуникативная – в том, что в процессе реализации проектов обучающиеся организовывают свою деятельность, работают в сотрудничестве, взаимодействуют с педагогом и друг с другом, выстраивают со всеми нами деловое партнерское общение.

Социальный творческий проект позволяет обучающимся разного возраста не только развивать свои творческие и организаторские способности, но и дает им возможность почувствовать значимость своего труда, испытать себя в многофункциональной деятельности, взаимодействовать с большим количеством людей, по-разному относящихся к идее и форме выражения ее в проекте.

Работа над созданием и реализацией социальных проектов объединяет педагогов и детей, делает образовательный процесс в учреждении образования более открытым и результативным.

Примерная тематика социальных проектов в начальной школе:

    «Елочка»

    «Театр здоровья»

    «Книжкин дом»

    «Ветеран живет рядом»

    «Подари праздник детям»

    «Предновогодние чудеса»

    «Загляните в мамины глаза»

    «Дети в стране чудес»

    «Праздник чая»

    «Встречаем Новый год»

    «Прощай, осень!»

    «Зимняя сказка»

    «Учимся играть в команде»

    «О дружбе и друзьях»

    «Дорожная Азбука» и другие.

Литература:

    Проектная деятельность в начальной школе /авт.-сост. М.К. Господникова / и др./. – 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2011. -131 с.

    Метод проектов в начальной школе: система реализации / авт.-сост. Н.В. Засоркина /и др./. Волгоград: Учитель, 2012. – 135 с.

    Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации: программа, занятия, проекты / авт.-сост. М.Ю. Шатилова /и др/.-Влогоград: Учитель, 2013. 169 с.

    Проектная деятельность школьников: пособие для учителя /К.Н. Поливанова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 192 с.

Кармазина Галина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 46
Населённый пункт: пгт.Черноморский Северский район Краснодарский край
Наименование материала: презентация
Тема: Социальные проекты в начальной школе
Дата публикации: 02.04.2016
Раздел: начальное образование

Социальные проекты в

начальной школе


Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной жизненной позиции. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектно- исследовательская деятельность, а именно - социальное проектирование. Введение детей в социальное проектирование позволяет развивать самостоятельность, инициативность, творчество, компетентность, коммуникативность. Социальный проект – это, как правило, проект, направленный на реализацию значимой идеи, а участие детей в конкурсах, фестивалях, творческих играх, праздниках, проводимых в рамках проектной деятельности, помогают осознанию ими социальной значимости своей деятельности.

Умения, которые

развиваются у детей:

коммуникативные,

регулятивные,

познавательные,

личностные

Цели и задачи социального

проектирования:
привлечение внимания школьников к актуальным социальным проблемам данного местного сообщества; включение учащихся в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся.
повышение общего уровня культуры школьников за счет получения дополнительной информации; закрепление навыков командной работы; совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.).

Этапы проектной деятельности:
разработка проектного замысла (анализ ситуации, анализ проблемы, целеполагание, планирование); реализация проектного замысла (выполнение запланированных действий); оценка результатов проекта (нового/измененного состояния реальности).

Основные требования к

социальному проекту
 Ограниченность (по времени, целям и задачам, результатам и т.д.)  Целостность  Последовательность и связность  Объективность и обоснованность  Компетентность автора и персонала  Жизнеспособность

Ожидаемые результаты

социального проектирования
Повышенная социальная активность учащихся, их готовность принять личное практическое участие в реализации проекта. Реальный вклад обучающихся в изменение социальной ситуации. Положительные изменения в сознании школьников, повышение уровня общей культуры школьников. Наличие у членов проектных групп сформированных навыков коллективной работы по подготовке и реализации собственными силами реального социально полезного дела. Получение социального позитивного опыта, осознание своей значимости. .

Практическая работа учителя
Метод проектов широко применяю в своей работе как в урочной, так и во внеклассной работе. Социальному проектированию также уделяется большое внимание. Через социальное проектирование удаётся повышать степень самостоятельности, инициативности учащихся, способствовать развитию социальных навыков в процессе групповых взаимодействий. Позитивной чертой технологии социального проекта является возможность для реализации потенциала ребят с разным уровнем подготовки, что является одним из средств образовательно – воспитательной деятельности учителя.

Темы социальных проектов

во 2 классе
В ходе детской проектной деятельности возникли такие социальные проекты: «Мы вместе!», «Моя семья», «Моя малая родина», «Путь к успеху», которые являются долгосрочными и реализуются в течение всего года. А также краткосрочные: «Спорт в моей жизни!», «Прощай, осень!», «О чём расскажет библиотека», «Любимые игры и игрушки», «Мама – главный человек в моей жизни», « Новогодняя игрушка для школьной ёлки», «Помогите птицам», «Посылка солдату», «Помощь ветерану», «Победа деда – моя Победа!», «Учимся играть в команде» и др.

Темы социальных проектов

для начальной школы
1 «Моя семья» 2 «Моя родина» 3 «Книжкин дом» 4 «Дорогою добра» 5 «О дружбе и друзьях» 6 «Ветеран живёт рядом» 7 «Праздник чая»

Темы социальных проектов
8 «Мама – главное слово в жизни» 9 «Предновогодние чудеса» 10 «Дорожная азбука» 11 «Учимся играть в команде» 12 « Зимняя сказка» и др.

Значимость социального

проектирования для

формирования

гражданских

компетентностей

школьников

Получения первого опыты создания проекта помогает сформировать микромодель гражданского общества; социальное проектирование ориентировано на деятельностное изучение различных аспектов функционирования социума и является хорошим средством вовлечения учащихся в общественную практику; социальное проектирование помогает школьникам компетентно и конституционно отстаивать свои интересы и становиться активными и ответственными гражданами.

Выводы:
- вовлечение учащихся в социальное проектирование даёт положительные результаты и расширяет кругозор в социуме, - позволяет развить коммуникативные, организаторские компетентности учащихся, - повышает уровень формирования гражданственности, чувство ответственности и сопричастности к общественным делам школы, поселка, района.

Проект «Моя малая родина»

Проект «Моя малая родина»

Проект «Мамины глаза»

Проект «День матери»

«Спорт в моей жизни!»

Проект «Победа деда –

моя Победа!»

Проект «Мы вместе!»

«Мы вместе» (г.Новороссийск)

На легендарном корабле

«Кутузов» г.Новороссийск

Вахта памяти в

г.Новороссийске

На Малой земле в

Новороссийске

Скала «Петушок»

г.Горячий ключ

Проект «Прощай, осень!»

Проект « О чём может

рассказать библиотека»

Защита проектов

Защита проектов

Защита проектов во 2 классе

Проект «Мы вместе»

(Поездка в город – герой Керчь)

На пароме в Керчь

Впервые на пароме

«Капля мысли о природе рождает

могучую, полноводную реку мысли…

С этого, по существу, и начинается то, к

чему все мы, учителя, стремимся…».

В.А. Сухомлинский

Спасибо за внимание

Учитель МБОУ СОШ № 46

Кармазина Г.А.







2024 © winplast.ru.