Проблема гендерных отношений в современном обществе. Гендерная психология - гендерные конфликты в современном обществе Особенности гендерных отношений в современном обществе


Гендерные отношения – это различные формы взаимосвязи людей как представителей определенного пола, возникающие в процессе их совместной жизнедеятельности.

Гендерные отношения встроены в широкий социальный контекст и проявляются на разных уровнях социума, то есть это многоуровневые отношения, существующие на макро-, мезо– и микроуровнях социальной реальности, а также на внутриличностном уровне. Другими словами, гендерные отношения – это:

социально организованные отношения на уровне общества, между государством и гендерными группами;

отношения между различными гендерными группами;

отношения между субъектами разного пола;

отношение личности к самой себе как представителю определенной гендерной группы.

Гендерные отношения представляют собой разновидность социально-психологических отношений и имеют сходные со вторыми детерминанты. Гендерные отношения зависят от таких факторов, как гендерные представления, стереотипы, установки, гендерная идентичность личности или групп, которые отражают социальные представления, стереотипы, установки и социальную идентичность.

Основой для формирования гендерных отношений, характерных для всех уровней, является: поляризация, дифференциация позиций мужчин и женщин как двух гендерных групп, феномены неравенства, доминирования, власти, подчинения. Поскольку социально-конструктивистская парадигма особое внимание уделяет этим феноменам, можно рассматривать дифференцированность ролей и статусов мужчин и женщин, а также иерархичность, соподчиненность их позиций как основные параметры анализа гендерных отношений. Таким образом, можно в целом выделить два вектора измерения гендерных отношений: горизонтальный, где основным параметром является дифференциация ролей и статусов мужчин и женщин, и вертикальный, который определяется параметром иерархических позиций мужчин и женщин или гендерных групп.

Все многообразие содержательных характеристик межполовых отношений можно свести к двум альтернативным моделям: партнерской и доминантно-зависимой.

Первая модель – партнерские отношения – это отношения двух равноправных субъектов, каждый из которых обладает собственной ценностью. Несмотря на наличие индивидуализированных целей, каждый принимает во внимание цели и интересы другого. В таких отношениях важнее всего согласование позиций и устремлений между партнерами. Общение и взаимодействие тут отличаются уважением и корректностью, умением поставить себя на место партнера, вникнуть в его проблемы и ситуацию; такие установки свойственны не одному из партнеров, а обоим.


На противоположном полюсе стоит доминантно-зависимая модель отношений, которая не предполагает равноправия позиций: тут одна сторона занимает доминантную позицию, другая – зависимую. В этом случае один субъект отношений побуждает другого подчиниться себе и учитывать цели и интересы, не согласующиеся с устремлениями зависимого партнера. Доминантная позиция включает в себя такие поведенческие проявления, как уверенность в себе, независимость, властность, демонстрация собственной значимости, умение настоять на своем. Представитель доминантной позиции стремится к соперничеству, он презирает слабость и стремится к силе как к самодовлеющей ценности.

Для измерения стратифицированного гендерного пространства обычно используются следующие критерии:

– позиция в иерархии доходов, и как следствие – способы и формы потребления доступных материальных и социальных благ (образ и стиль жизни);

– власть (иерархия отношений политического и экономического влияния индивидов и групп друг на друга).

На макросоциальном уровне гендерные отношения анализируются в системах: «общество (государство) – группа мужчин или женщин»; «общество (государство) – личность мужчины или женщины». Социально-психологическими детерминантами гендерных отношений здесь выступают гендерные представления как разновидность социальных представлений.

Специфика проявлений гендерных отношений с позиций государства задается социальной политикой, направленной на конкретную гендерную группу, а политика определяется доминирующей в обществе гендерной идеологией. Специфика проявлений гендерных отношений с позиций гендерных групп находит выражение в социальных ролях мужчин и женщин как членов общества, эти роли определяются как гендерные.

В соответствии с гендерной идеологией общества, которая утверждается господствующими социальными структурами и направлена на гендерные группы, мужчины и женщины как объект социальной политики и идеологического воздействия в процессе исполнения гендерных ролей создают (реализуют) гендерные отношения.

Гендерные отношения – это различные формы взаимосвязи людей как представителей определенного пола, возникающие в процессе их совместной жизнедеятельности . К гендерным отношениям относятся отношения между гендерными группами и отношения между субъектами разного пола. В каждом случае гендерные отношения зависят от гендерных представлений, стереотипов, установок и степени усвоения гендерных ролей участниками гендерных отношений.

Существуют две основные модели гендерных отношений , характерных для современности :

  1. Партнерские отношения – это отношения двух равноправных субъектов, каждый из которых обладает собственной ценностью, имеет индивидуализированные цели и принимает во внимание цели и интересы другого. В таких отношениях важнее всего согласование позиций и устремлений партнеров. Общение и взаимодействие при партнерском типе отношений отличаются взаимоуважением и корректностью.
  2. Доминантно-зависимые отношения – отношения, не предполагающие равноправия позиций: одна сторона таких отношений занимает доминантную позицию, другая – зависимую. Один субъект отношений (доминирующий) побуждает другого подчиняться себе и учитывать цели и интересы, не согласующиеся с устремлениями другого (зависимого) субъекта.

Традиционная гендерная идеология предполагает доминантно-зависимый тип гендерных отношений: «мужчине отведена роль субъекта государственной, профессиональной и общественной деятельности, главы и кормильца семьи, связующего звена между семьей и обществом в целом. Его прерогативой является внешний мир, культура, творчество, господство. «Естественное» предназначение женщины в этом обществе – сфера материнства, воспитания детей и домашнего хозяйства. Иерархия мужской и женской ролей фиксируется совершенно четко: он – субъект властных отношений, она – объект его власти» .

В настоящее время реализуется эгалитарная государственная политика (политика, в основу которой положен принцип создания равных условий для развития личности независимо от ее половой принадлежности во всех социальных сферах), и официально проблема дискриминации женщин не существует, т.к. равноправие полов закреплено в конституции страны несколько десятилетий назад .

Однако до настоящего времени сохранилось фактическое неравноправие представителей мужского и женского пола, предполагающее социальное доминирование мужчин, закрепленное в стереотипах маскулинности и фемининности, стереотипах гендерных отношений, берущих начало от традиционной гендерной идеологии, а также в традициях, обычаях и религиозных учениях. В частности, неравноправие проявляется в предпочтении мужчин в процессе профотбора при приеме на работу, в том, что, наиболее престижной и высокооплачиваемой работой занимаются мужчины, а высокая концентрация женщин существует только в отраслях и профессиях с наименее высоким уровнем оплаты труда, в том, что в семьях основная часть домашних обязанностей ложится на плечи женщин, и т.п. .

Таким образом, гендерные отношения в современном обществе характеризуются сочетанием элементов партнерской и доминантно-зависимой моделей отношений, при этом для женщин характерен в целом более низкий статус, чем для мужчин. Такая особенность гендерных отношений характерна не только для российского общества, но и наблюдается во всем мире .

Теоретический анализ представленных в литературе данных позволяет выявить две основные группы проявлений гендерных отношений в сфере общения людей:

  1. Проявления гендерных отношений, связанные с фактически существующим различием статусов гендерных групп . Приведем примеры таких проявлений в сфере общения:
    • «Интересные факты выявили Р.Хаген и А.Кан: в ре­альном межличностном взаимодействии и в чисто личностном плане высококом­петентные женщины не пользуются расположением не только мужчин, но и жен­щин. Авторами экспериментально было установлено, что и те и другие стремятся исключить из своей группы компетентных женщин. Авторы объясняют это тем, что высокая компетентность женщин нарушает существующие полоролевые сте­реотипы. Проигрыш мужчины женщине почти всегда означает снижение его само­оценки, поскольку «настоящий» мужчина должен всегда обыгрывать женщину» .
    • «Мальчики чаще, чем девочки, предпо­читают дружить с теми, кто добивается меньших успехов, и дистанцируются от тех сверстников, кто имеет лучшие учебные или спортивные показатели. Студентки же, наоборот, дружили с теми, кто добивался лучших результатов, чем они сами» .
    • «Обращения, направленные к мужчинам и женщинам, тоже различаются. Р. Рубин выявила при опросе университетских преподавателей, что студенты называют по имени молодых преподавателей-женщин гораздо чаще, чем мужчин. Спортивные обозреватели называют теннисисток по имени гораздо чаще, чем теннисистов (соответственно в 53 и 8% случаев). В лас­кательных прозвищах женщина превращается в еду или детенышей животных: сладкая, овечка, конфетка, котеночек, зайчик, цыпленок и т.п. По мнению психологов, это подтверждает отношение к женщине как человеку, имеющему более низкий статус» .
  2. Проявления гендерных отношений, связанные с социально-психологичес-кими феноменами внутригруппового фаворитизма и межгрупповой дискриминации . Внутригрупповой фаворитизм – это психологическое стремление людей каким-либо образом благоприятствовать членам собственной группы (давать позитивные оценки членам своей группы), межгрупповая дискриминация – это стремление преувеличивать различия между членами своей и другой группами и давать при этом членам другой группы менее позитивные оценки в сравнении с членами своей группы . Данные феномены характерны и для гендерных групп в форме так называемой гендерной консолидации : «Во многих работах показано, что оценки представителей своего пола оказываются более высокими, чем представителей противоположного пола … Группы нередко укрепляют свою внутреннюю солидарность за счет подчеркивания негативных качеств представителей других групп … Это свойственно как мужчинам, так и женщинам: и те и другие охотно отпуска­ют острые шутки и делают уничижительные комментарии по адресу представите­лей противоположного пола» .

Таким образом, гендерные отношения оказывают существенное влияние на общение людей. Однако процесс общения подвержен воздействию не только гендерных отношений, но и других многочисленных факторов: мотивов, целей, содержания общения, личностных особенностей общающихся, вида общения и т.д. В каждом конкретном случае значимость каждого из факторов может быть различна. Так, например, в деловом общении и взаимодействии мужчины и женщины проявляют себя и как представители гендерных социальных групп, и как субъекты профессиональной деятельности.

В наибольшей мере гендерные отношения проявляются в межгрупповом общении, когда общающиеся выступают как представители социальных групп (в данном случае – гендерных групп) и реализуют общественные отношения. На процесс межличностного общения, когда общающиеся выступают как уникальные личности, когда реализуются межличностные отношения, гендерные отношения могут оказывать значительно меньшее влияние. При этом чем больше продолжительность общения, тем дальше общение переходит от межгруппового уровня к межиндивидуальному.

Подходы к дефиниции гендерных отношений

Начиная со второй половины минувшего столетия, проблема внимание к проблеме гендерных ролей и гендерного равенства постоянно возрастает. Открытие «гендера», его внедрение в гуманитарные науки существенно обогатило понимание категорий «мужского» и «женского», транслируя их в социальную и мировоззренческую сферы.

Определение 1

Гендер представляет собой социальное явление, обуславливающее определенный набор социальных индивидуальных ролей, дает возможности расширения спектра поведенческих моделей.

Другими словами, в отличие от пола, который дается человеку природой и представляет собой биологическую категорию, гендер относится к социальной сфере и конструируется социокультурной средой; указанные категории выступают взаимосвязанными, но не тождественными.

Определение 2

Таким образом, под гендерной системой в современной научной литературе понимается совокупность полоролевых взаимоотношений; вид социальных отношений, который возникает в процессе воспроизводства человеческого рода.

В систему гендерных отношений включают социально нормированные, общепринятые взаимодействия возрастных групп и половых классов.

Гендерные отношения как объект научных исследований

Гендерные отношения выступают предметом гендерных исследований – междисциплинарной исследовательской и образовательной практики.

В рамках исследований данного направления осуществляется изучение практически всех аспектов взаимоотношений мужчины и женщины на межличностном, семейном и социальном уровне.

В центре внимания исследований – категория гендера как аналитический инструмент для понимания механизмов и особенностей реализации социальных процессов; различия и сходство полов, общее и различное в восприятии и интерпретации социально-природной реальности, в реализации поведенческих стратегий мужчинами и женщинами. Общее и различное в рамках гендерных исследований связывают не с физиологическими особенностями мужчины и женщины, но с различиями в воспитании, образовании, господствующими в рамках каждой национальной культуры гендерными стереотипами.

Определение 3

Таким образом, гендерные исследования представляют собой особую образовательную, научно-исследовательскую сферу, в центре внимания которой анализируются гендерные взаимоотношения в различных сферах социального бытия, отрицается идея биодетерминизма при объяснении схожего и различного в поведении мужчин и женщин в обществе.

Накопление огромных массивов результатов гендерных исследований приводит к возникновению и интенсивным темпам развития отдельных научных направлений, включая психологию половых различий, психологию семьи и брака и др.

Психология половых различий

Определение 4

Данное направление научных исследований представляет собой раздел дифференциальной психологии, в центре внимания которого – различия между индивидуумами, обусловленные их половой принадлежностью.

Гендерные различия изучаются в разрезе возрастного развития личности.

Психология семьи и брака

Определение 5

Указанная научная сфера представляет собой междисциплинарное направление психологической науки, в рамках которого исследуются:

  • различные факторы, влияющие на качество семейных отношений,
  • циклы развития семьи,
  • механизмы распределения обязанностей и полномочий между членами семьи,
  • особенности межсупружеских взаимоотношений,
  • детерминанты выбора брачного партнера,
  • психологические особенности членов семьи в их соотнесенности со стереотипами феминности, маскулинности, полоролевыми представлениями, типичными моделями и характеристиками поведения, присущими супругам.

Таким образом, изучение гендерных отношений представляет собой одно из молодых перспективных направлений научных исследований, появление которого приводит к возникновению и развитию целого ряда новых психологических наук.

Если взять за основу разъяснение понятия «гендер» в словарях, которое толкуется как «социальный пол», то само выражение «гендерные отношения» можно рассматривать как членов общества, принадлежащих к разным биологическим полам. Главным в социальных взаимодействиях являются психические особенности личности, поведенческие свойства индивидуума.

То есть, говоря простым человеческим языком, можно сказать, что гендерные отношения - это несексуальные отношения между представителями мужского и представительницами женского пола в самом широком смысле этого слова.

В новых анекдотах, в различных юморесках и иронических монологах, звучащих повсеместно со сцен и телеэкранов, муссируется вопрос "женской логики" и "мужской логики". Эти два понятия противопоставляются, как бы сражаются между собой. Хотя понятие "логика" тут совсем не к месту. Таким образом высмеиваются стереотипы гендерного поведения.

Гендерные отношения обуславливаются не биологическим полом, а социальным положением человека, его образованием, его материальным положением, его местом проживания. Например, никого не удивляет тот факт, что у пожилого бизнесмена появляется молоденькая которая не работает, не учится, ничего не делает по дому, зато постоянно получает дорогие украшения и посещает рестораны. Такое распределение ролей в этой категории нашего общества является почти нормой. Однако будет наивным предполагать, что в обычной деревенской семье женщина будет в будний день расхаживать в шикарном дорогом наряде, спать до обеда и нанимать для уборки в доме домработницу. Здесь совсем другие понятия о распределении гендерных ролей в жизни.

В древнем мире распределение гендерных ролей в обществе играло немаловажную роль, ведь это помогало людям выживать. Мужчине надлежала роль повелителя, а женщине следовало подчинять во всем свою волю его желаниям. Он - был защитником, кормильцем и покровителем, Она - беззащитной, зависимой и послушной рабой. В противовес понятию "пола", современное слово "гендер" полностью уравнивает женщину с мужчиной во всех сферах жизни, позволяя учитывать и изучать ее гендерные но не позволяя унижать подозрением в "слабости" женского пола.

Несмотря на то, что женщины давно перебороли основные обусловленные полом внутренние и внешние поведенческие роли и стали вести себя более свободно в обществе, занимаясь не только домашними делами, но и реализуя себя в качестве успешных профессионалов, очевидным остается явное сохранение стереотипа о более сильной (умной и успешной) маскулинной природе и слабой (ущербной) феминной, отраженного в языке. Обратите внимание, ведь слова "профессионал" или, к примеру, "библиотекарь"- мужского рода, а попытка назвать женщину "профессионалом" ("библиотекарем") звучит как способ ее "маскулинизировать", придать ей мужские черты. В то же время если преобразовать слово грамматически и добавить к его корню суффикс и окончание женского рода "профессионалка" или "библиотекарша" - слово прозвучит оскорблением. С этим явлением уже давно борются на Западе, внося необходимые изменения в грамматику. К примеру в немецком языке все слова относящиеся к названиям профессий имеют форму и мужского рода, и женского в обязательном порядке.


Динамика индивидуализации, которая выражается в желании достигать и потреблять, а также в стремлении к самореализации, способствует изменению гендерных границ, установленных традиционной семьей. Гендерные отношения в современной российской семье регулируются достаточно гибкими нормами. Однако в этих отношениях присутствует тенденция борьбы за доминирование между мужчинами и женщинами в нескольких сферах. Во-первых, это сфера распоряжения деньгами. Здесь мужчины чаще, чем женщины, поддерживают идею зависимости семейного главенства от экономического вклада.

Во-вторых, сфера сексуальных отношений, в частности проблема сексуальной свободы в браке. На ее отсутствии настаивают мужчины, которые уверены, что факт измены жены должен однозначно приводить к разводу. Женщины готовы мириться с изменой и предпочитают сохранять брак. В-третьих, область воспитания детей. Сегодня мужчины чаще, чем женщины, оказываются сторонниками самостоятельности детей, женщины же склонны к гиперопеке и чрезмерному контролю.
Нормы гендерных отношений в российской семье, в целом унаследованные от советской эпохи, различаются также у людей старших и младших поколений. Женщины старших возрастов (55 лет и более) считают, что «жена должна работать наравне с мужем, чтобы было, на что содержать семью». Это убеждение связано не с идеей гендерного равноправия, а с опытом «равенства в бедности» и вынужденной женской занятости. Соответствующий этой норме тип поведения, широко распространенный в советское время, теперь встречается чаще всего среди малоимущих и среди пожилых женщин. Подавляющее большинство молодых женщин склоняется к тому, что наилучший способ организации семейной жизни - это семья с мужчиной-кормиль- цем. Молодые женщины и часть женщин среднего возраста (до 24 лет и 25-34 года) чаще, чем все остальные, стремятся к стабильности брака и придают особое значение сексуальным отношениям супругов, видя в них гарантию прочности отношений. Для женщин средних и старших возрастов (35-44, 45-54 года, 55 лет и старше) характерна установка на родительскую опеку и стремление строго контролировать детей.
Мужчины старших возрастов полагают, что семья для женщины, безусловно, важнее, чем профессия, не отрицая возможности «двойной" занятости» женщины. Молодые мужчины составляют большинство среди тех, кто считает нормой семью с главенством мужчины: в ней муж принимает решения о крупных покупках, жена должна выбирать одежду в соответствии с его вкусами, и «только отец может вырастить из мальчика полноценного мужчину». Они уверены, что дом и дети - дело женщины, а «настоящая женщина охотно занимается домашним хо

зяйством». Самые молодые мужчины (моложе 24 лет) убеждены, что «деньгами в семье должен распоряжаться тот, кто их зарабатывает».
Многие отечественные исследования показывают, что женщины сегодня выступают за сохранение основ равноправной семьи советского типа, добавляя к этому требование, что зарабатывать обязан мужчина. Женщина в такой семье может работать и даже делать карьеру, хотя основная ответственность за семью и детей тоже лежит на ней. По сути, женщины стремятся сохранить контроль над мужчиной и детьми внутри семьи, но при этом не готовы принять роль домашней хозяйки и хотели бы снять с себя ответственность за экономическую сторону семейной жизни. Мужчины, прежде всего молодые, мыслят себя в роли главы семьи и стремятся построить супружеские отношения по традиционному образцу, а детско-родительские - по модернизированному, ослабив родительский контроль и опеку. Тем не менее, большинство мужчин признают, что карьера жены достаточно важна и супруги должны делить между собой обязанности по дому.
Исследования современной, модернизированной семьи обнаружили, что гендерная асимметрия закреплена прежде всего в семейных нормах, что является необходимым условием внутрисемейного договора. В российском обществе происходит фактическое усиление гендерной асимметрии в повседневной жизни мужчин и женщин, что демонстрируется массовыми представлениями о семейных нормах и особенностями внутрисемейного договора. Советская модель семьи работающей матери трансформируется в семью с более определенно прописанными гендерными границами, хотя на первый взгляд это кажется возвратом к опыту традиционной семьи. Происходит движение от «равноправной» семьи советского типа с двойной занятостью работающей женщины-матери к семье с мужем-кормильцем. Ее признают наилучшей и мужчины, и женщины, но она не превращается в семью с мужским главенством.

«Внутисемейный гендерный договор» - это договор, определяющий сферы компетенции мужчины и женщины, меру ответственности каждого за семью и за сохранение отношений, а также границы, нарушение которых может привести к их разрыву. По сути, это неписанные правила взаимодействия, сложившиеся в семье. Такой договор основывается на гендерной асимметрии, которая сложились в обществе, но фактически он определяется повседневной практикой отношений мужчины и женщины в семье. Считается, что в России почти не тронуты традиционные гендерные границы, которые устанавливают различия между «настоящим мужчиной» и «настоящей женщиной» и определяют представления о норме и отклонении в поведении мужчин и женщин. Считая такие границы естественно заданными и незыблемыми, женщины и мужчины часто оказываются дезориентированными в условиях возможных жизненных изменений. Более адаптированными оказываются те, кто готов пересматривать прежние границы и устанавливать новые, менее жесткие, меняя тем самым условия «договора». Наряду с «явным» гендерным договором, который базируется на том, что сущностью идентичности мужчины остается роль кормильца семьи, существует «скрытый» гендерный договор. Основой «скрытого» гендерного договора является отказ мужчины (ради семейного благополучия) от ранее избранного профессионального пути, т. е. отказ от профессиональной идентичности во имя семейной и мужской идентичности. Подобный внутрисемейный гендерный договор предпочитают молодые образованные люди в возрасте 29-35 лет. Он часто сопровождается полным изменением жизненной (прежде всего профессиональной) стратегии и женщин и мужчин. Мужья, вошедшие в роль единственного добытчика и кормильца, определяют свой брак как «традиционный» и рассматривают работу жены как развлечение, «простительную блажь» или потребность в общении. В таких семьях жены сознательно отказываются конкурировать в сферах, где «делаются деньги». В связи с этим в российской семье роль мужчины-
кормильца остается одной из главных гендерных границ и центральным пунктом идентичности «настоящего мужчины». Одновременно возрастает значение эмоциональной и психологической поддержки жены и ее вклада в поддержание семейного единства. Это заставляет мужчин и женщин, исповедующих ценность традиционной семьи (в которой, вообще-то, эмоциональная близость никогда не находилась в ряду главных семейных ценностей), быть внимательнее друг к другу, осознавать ценность интимности и оберегать эмоциональную близость.
Итак, «скрытый» договор предполагает, что мужья ради того, чтобы обеспечить семью, отказываются от профессиональной самореализации в соответствии с полученным образованием. Жены, напротив, могут работать ради самореализации, но не претендуют зарабатывать деньги и отказываются прилагать сверхусилия, чтобы совмещать семью и профессию, отбирать время у семьи ради профессии. При этом чем более мужья обеспокоены балансом власти в семье, тем настойчивее они повторяют, что работа жены - это ее «хобби», способ уйти от скучного быта, «прихоть». Но и самые авторитарные из мужей не решаются отрицать право жен стремиться к профессиональной самореализации, даже если они рассматривают это стремление как «каприз». Очевидный на первый взгляд сдвиг в направлении традиционной модели («муж - кормилец и опора семьи», «жена - домашний ангел-хранитель») не ведет к возрождению патриархальной модели семейной власти, так как является лишь распространенным способом адаптации мужчин и женщин в обществе, где «каждый за себя». В этом случае семья, дающая иллюзию убежища в жестоком мире, превращается в сверхценность.







2024 © winplast.ru.