Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы. Савина Татьяна Анатольевна Савина Татьяна Анатольевна – учитель. Особенности высшей нервной деятельности человека Особенности высшей нервной деятельности человека


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ОСОБЕННОСТИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА.

Главное отличие человека от других существ: Сознание Владение речью Способность к трудовой деятельности Общественная жизнь

Сознание – высшая, свойственная только человеку, форма психического отражения объективной действительности. Сознание человека - способность отделения себя («я») от других людей и окружающей среды («не я»), адекватного отражения действительности. Сознание базируется на коммуникации между людьми, развивается по мере приобретения индивидуального жизненного опыта и связано с речью (языком).

Речь Речь - сложившаяся в процессе исторической эволюции человека форма общения, опосредствованная языком. Функции речи: Речь - это наиболее совершенное емкое, точное и быстродействующее средство общения между людьми. Речь служит орудием осуществления многих психических функций, поднимая их до уровня ясного осознания и открывая возможности произвольно регулировать и контролировать психические процессы. Речь представляет отдельному человеку канал связи для получения информации из общечеловеческого социально-исторического опыта.

Виды речи Внешняя Общение между людьми при помощи разговора или технических устройств Внутренняя Направлена на себя. Носит свернутый, сокращенный характер. Письменная Устная Диалог Монолог

Функции речи В общении В мышлении Коммуникация (общение) Передача друг другу определенных сведений. Сигнализация Через слово обозначается предмет, действие Обобщение Каждое слово уже обобщает и это позволяет реализовываться мышлению Экспрессия Передача эмоционального отношения к человеку.

Труд Труд – это фундаментальная форма деятельности человека, в процессе которого созидается вся совокупность предметов, необходимых ему для удовлетворения потребностей. В процессе эволюции у человека появились приспособления к труду, большой палец руки противопоставлен остальным.

Человек биосоциальное существо. Жизнь, развитие, воспитание в обществе - ключевое условие нормального развития человека, превращения в личность. Известны случаи, когда люди с рождения жили вне человеческого общества, воспитывались среди животных. В таких случаях из двух начал, социального и биологического, в человеке оставалось только одно - биологическое. Такие люди усваивали привычки животных, теряли способность к членораздельной речи, сильно отставали в умственном развитии и даже после возвращения в человеческое общество не приживались в нем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности высшей нервной деятельности человека. 8-й класс (2011 / 2012 учебный год)

Что играет решающую роль в управлении поведением? Что читается по лицам и определяет качество нашей жизни? Что лежит в основе эффективного общения? Что мы испытываем с самого раннего детства? На все э...

"Высшая нервная деятельность человека"

Тесты позволят выявить знания учащихся о врожденных и приобретенных программах поведения, мышлении, памяти, о значении речи и трудовой деятельности. Определить значение работ отечественных ученых в ра...


Изучение высшей нервной деятельности в России связано прежде всего с именами двух великих ученыхдвух великих ученых Изучение высшей нервной деятельности в России связано прежде всего с именами двух великих ученыхдвух великих ученых Иван Петрович Павлов (). Иван Михайлович Сеченов ()


Заслуга И. М. Сеченова состоит в том, что он доказал, что головной мозг может как усиливать рефлексы спинного мозга, так и затормаживать их. Именно открытие центрального торможения принесло И. М. Сеченову славу и мировое признание. Заслуга И. М. Сеченова состоит в том, что он доказал, что головной мозг может как усиливать рефлексы спинного мозга, так и затормаживать их. Именно открытие центрального торможения принесло И. М. Сеченову славу и мировое признание. Он показал, что высшие отделы нервной системы способны регулировать работу нижерасположенных отделов. Этим была доказана многоуровневая организация работы мозга. Чем выше расположен отдел мозга, тем более сложные функции он выполняет.


И. П. Павлов продолжил исследование и установил, что все рефлексы могут быть разделены на две большие группы. Образование условных рефлексов И. П. Павлов связывал с работой коры полушарий большого мозга. Они возникают при обязательном условии сочетания какого-либо раздражения, даже незначительного, с жизненно важными раздражениями (например, пищей, болью, опасностью) и становятся их сигналами. Рефлексы врожденные (безусловные)(условные) приобретенные




Виды инстинктов Витальные (неудовлетворение потребности ведет к гибели особи, реализация не требует участия другой особи) Ролевые или зоосоциальные (направлены на выживание вида, эффективное существование группы - «что хорошо виду, то хорошо и тебе» Инстинкты саморазвития (обращены в будущее, направлены на совершенствование психической деятельности)


Условные рефлексы Условные рефлексы - индивидуально приобретенные системные приспосо- бительные реакции животных и человека, возникающие на основе образования в центральной нервной системе временнōй связи между условным (сигнальным) раздражи-телем и безусловно-рефлекторным актом




Основные характеристики условного рефлекса (по И.П.Павлову) 1) Приобретаемость условных рефлексов (врожденность безусловных рефлексов) 2) Индивидуальность условного рефлекса (видовой характер безусловного рефлекса) 3) Изменчивость и возможность отмены (торможения) условного рефлекса 4) Сигнальный характер и принцип опережающего отражения в условном рефлексе




Перед собакой поставили миску, полную едой. Собака начинает есть. Включается безусловный рефлекс. От обонятельных рецепторов собаки в мозг поступает сигнал – из подкорки в кору головного мозга и обратно, а затем в слюнные железы собаки. Начинает выделяться слюна. 1 – Центр слюноотделения в подкорке, 3 – Центр слюноотделения в коре головного мозга, 4 – Слюнная железа. 2.


Собака ест из миски. В поле ее зрения во время ее еды горит лампочка. От зрительных рецепторов в зрительный центр мозга собаки передается информация о включенной лампочке. Если лампочка будет гореть каждый раз во время еды собаки десятки раз подряд, то в ее мозгу образуется новая связь между зрительным центром и центром слюноотделения. Так собака приобретет условный рефлекс, начинающий работу при включении лампочки. 1 – Центр слюноотделения в подкорке, 2 – Зрительный центр в коре головного мозга, 3 – Центр слюноотделения в коре головного мозга, 4 – Слюнная железа. 3.


Теперь, когда включают лампочку, у собаки выделяется слюна, даже если перед ней нет миски с едой. От глаз в мозг передается нервный импульс, который проходит от зрительного центра в центр слюноотделения коры головного мозга, далее в подкорку и оттуда в слюнную железу собаки. 1 – Центр слюноотделения в подкорке, 2 – Зрительный центр в коре головного мозга, 3 – Центр слюноотделения в коре головного мозга, 4 – Слюнная железа. 4.


Классификация условных рефлексов По происхождению - натуральные и искусственные По характеру безусловного подкрепления - пищевые, оборонительные, половые, исследовательские По характеру условного сигнала - световые, звуковые, тактильные, обонятельные, температурные и др. По характеру рецепторов - экстероцептивные, интероцептивные, проприоцептивные По соотношению раздражителей во времени - наличные (совпадающие, отставленные), следовые, запаздывающие По степени сложности - 1, 2, порядка


Условия выработки условных рефлексов Условие времени - предварительность или одновременность действия условного и безусловного раздражителей Условие силы - безусловный раздражитель должен быть сильнее (жизненно значимее) условного Условие индифферентности - условный раздражитель должен быть индифферентным Условие сенсорного ограничения - отсутствие посторонних раздражителей Условие мозговой активности - деятельное состояние центральной нервной системы


Безусловное торможение - это вид торможения условных рефлексов возникает сразу в ответ на действие постороннего раздражителя, т.е. является врожденной, безусловной формой торможения. это вид торможения условных рефлексов возникает сразу в ответ на действие постороннего раздражителя, т.е. является врожденной, безусловной формой торможения. Условное торможение – возникает, если условный раздражитель перестает подкрепляться безусловным. возникает, если условный раздражитель перестает подкрепляться безусловным. Его называют внутренним, потому что оно формируется в структурных компонентах условного рефлекса. Его называют внутренним, потому что оно формируется в структурных компонентах условного рефлекса. Условное торможение требует для выработки определенное время. Иван Петрович Павлов



Презентация на тему "Особенности высшей нервной деятельности человека" по биологии в формате powerpoint. В данной презентации для школьников 8 класса рассказывается об особенности высшей нервной деятельности человека, которые отличают его от других существ, а также какие познавательные процессы присущи человеку. Автор презентации: Кузнецова Наталья Алексеевн, учитель биологии.

Фрагменты из презентации

Главное отличие человека от других существ

  • Сознание
  • Владение речью
  • Способность к трудовой деятельности
  • Общественная жизнь

Сознание

  • Сознание – высшая, свойственная только человеку, форма психического отражения объективной действительности.
  • Сознание человека - способность отделения себя («я») от других людей и окружающей среды («не я»), адекватного отражения действительности. Сознание базируется на коммуникации между людьми, развивается по мере приобретения индивидуального жизненного опыта и связано с речью (языком).

Речь

Речь - сложившаяся в процессе исторической эволюции человека форма общения, опосредствованная языком.

Функции речи:
  • Речь - это наиболее совершенное емкое, точное и быстродействующее средство общения между людьми.
  • Речь служит орудием осуществления многих психических функций, поднимая их до уровня ясного осознания и открывая возможности произвольно регулировать и контролировать психические процессы.
  • Речь представляет отдельному человеку канал связи для получения информации из общечеловеческого социально-исторического опыта.

Труд

  • Труд – это фундаментальная форма деятельности человека, в процессе которого созидается вся совокупность предметов, необходимых ему для удовлетворения потребностей.

  • В процессе эволюции у человека появились приспособления к труду, большой палец руки противопоставлен остальным.

Человек биосоциальное существо

Жизнь, развитие, воспитание в обществе - ключевое условие нормального развития человека, превращения в личность. Известны случаи, когда люди с рождения жили вне человеческого общества, воспитывались среди животных. В таких случаях из двух начал, социального и биологического, в человеке оставалось только одно - биологическое. Такие люди усваивали привычки животных, теряли способность к членораздельной речи, сильно отставали в умственном развитии и даже после возвращения в человеческое общество не приживались в нем.

Познавательные процессы

Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражении объективной реальности в его сознании, а результатом – получении нового знания об окружающем мире.

  • Первым шагом познания ОЩУЩЕНИЕ Непосредственная реакция нервной системы на факт реальности (раздражение). Например: мы слышим пение соловья, т.е. звуковых волны разной длины раздражают нервные клетки уха, и сигналы от нейрона идет в мозг.
  • На второй ступени познания работает механизм ВОСПРИЯТИЯ Первичное целостный анализ нервных сигналов в мозге. Если ощущение звука лишь хаотичное колебание, то ВОСПРИЯТИЕ укладывает хаос в мелодию.
  • Третий шаг можно считать МЫШЛЕНИЕ Чувственный или логический анализ факта. Здесь уже мозг использует существующий опыт, включает операции сравнения, анализа, обобщения.

Мыслительные операции:

  • Анализ
  • Синтез
  • Сравнение
  • Обобщение
  • Абстрагирование

ПАМЯТЬ

Память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком его опыта. Без памяти не может происходить обучение, мышление, ни навык.
Как запомнить много, быстро и надёжно
  • Очень важно сосредоточиться на том, что Вы хотите выучить, и не отвлекаться
  • Пересказать другим людям то, что вы прочитали.
  • Не стоит при чтении шепотом проговаривать слова, либо мысленно произносить то, что читаете в данный момент.
  • Записывайте прочитанное
  • Самый важный для вас текст лучше прочитывать утром, когда мозг работает лучше всего, или днем, если вы тяжело просыпаетесь.
  • Повторять то, что было выучено. В первый раз всё обновить в памяти через 40 минут после заучивания. Повторить в этот же день, 2-3 раза. Затем, если не забудете, на следующий день одно или два повторения. А после, по одному повторению с интервалом в 7-10 дней.

Воображение

Каждому человеку свойственно воображение. Образы воображения закрепляются с помощью речи и могут передаваться другим людям в виде художественных образов или научных предположений, которые потом будут проанализированы логическим мышлением и использованы в построении замыслов при создании новых вещей.

Различают активное и пассивное воображение.
  • Активное воображение позволяет человеку до начала его работы представить себе то, что получится в результате. Эти образы позволяют довести изделие до необходимого уровня, будь то самоделка в руках ребенка или космический корабль в чертежах генерального конструктора.
  • От активного воображения следует отличать пассивное воображение, которое подменяет собой активные действия.

Первая и вторая сигнальные системы и их взаимодействие

  • Условнорефлекторную деятельность коры больших полушарий Павлов назвал сигнальной деятельностью мозга.
  • 1 сигнальная система - сигналы поступающие в мозг, которые вызываются предметами и явлениями, действующими на органы чувств (в результате чего возникают ощущения, восприятия, представления). Она имеется у человека и у животных.
  • 2 сигнальная система – Слово. Есть только у человека.
  • Обе сигнальные системы находятся в постоянном взаимодействии. Если сигналы второй сигнальной системы (слова) не имеют опоры в первой сигнальной системе (не отражают того, что было получено через нее), то они становятся непонятными.Так, слово на иностранном языке, которого мы не знаем, ничего нам не говорит, так как за этим словом нет для нас конкретного содержания.

2 слайд

3 слайд

4 слайд

Термин «высшая нервная деятельность» впервые введён в науку И. П. Павловым, считавшим его эквивалентным понятию психическая деятельность. Все формы психической активности, включая мышление и сознание человека, Павлов считал элементами высшей нервной деятельности. Ива н Петро вич Па влов (1849-1936)

5 слайд

Отличие ВНД человека от ВНД животных У человека в процессе его общественно-трудовой деятельности возникает и достигает высокого уровня развития принципиально новая сигнальная система. Сигнальная система - система условно- и безусловно рефлекторных связей высшей нервной системы животных (включая человека) и окружающего мира. Различают первую и вторую сигнальные системы.

6 слайд

Первая сигнальная система условно-рефлекторная деятельность коры больших полушарий, связанная с восприятием через рецепторы непосредственных конкретных раздражителей (сигналов) внешнего мира (свет, цвет, звук, t°…).

7 слайд

И. П. Павлов писал: Это 1-ая сигнальная система действительности, общая у нас с животными».

8 слайд

9 слайд

10 слайд

вторая сигнальная система (сигнал сигналов). условно-рефлекторная деятельность коры больших полушарий, связанная с восприятием сигналов любого свойства (речь, жесты), причём каждый из этих сигналов имеет соответствие в I сигнальной системе и способен замкнуть рефлекс. По И. П. Павлову, чрезвычайной прибавкой к механизмам нервной деятельности является II сигнальная система, которая возникла в результате трудовой деятельности человека и появления речи.

11 слайд

Деятельность II сигнальной системы проявляется в речевых условных рефлексах. Слово слышимое, произносимое (речь), видимое (письмо, азбука глухонемых), осязаемое (азбука слепых) является условным раздражителем, сигналом о конкретных раздражителях среды, т. е. «сигналом сигналов».

12 слайд

«Слово, - пишет И. П. Павлов, - составило 2-ую, специальную нашу сигнальную систему действительности, будучи сигналом 1-ых сигналов».

13 слайд

14 слайд

15 слайд

В образовании рефлексов II сигнальной системы участвуют лобные доли и мозговые центры речи.

16 слайд

Со II сигнальной системой связана специальная человеческая особенность ВНД – способность отвлечения и обобщения сигналов, поступающих через 1-ую сигнальную систему. Сигнальное значение слова связано не с простым звукосочетанием, а с его смысловым содержанием. II сигнальная система обеспечивает абстрактное мышление в виде умозаключений, понятий, суждений.

17 слайд

Особенности II сигнальной системы. 1) Имеется только у человека. 2) Образование условных рефлексов на базе I сигнальной системы на основе речевой деятельности. 3) Обеспечивает восприятие информации в виде символов (слов, знаков, формул, жестов). 4) В образовании речевых рефлексов участвуют лобные доли. 5) Обеспечивает абстрактное мышление человека.

18 слайд

У всех людей вторая сигнальная система преобладает над первой. Степень этого преобладания неодинакова. Это даёт основание разделить высшую нервную деятельность человека на три типа: мыслительный художественный средний (смешанный).

19 слайд

К мыслительному типу относятся лица со значительным преобладанием второй сигнальной системы над первой. У них более развито абстрактное мышление (математики, философы) ; непосредственное отражение действительности происходит у них в недостаточно ярких образах.







2024 © winplast.ru.