Н. А. Некрасов — выдающийся поэт-новатор. В чем заключается новаторство лирики Некрасова? Методология и методы проведения исследования


Некрасова часто называют новатором. Б.М. Эйхенбаум писал о Некрасове: "Некрасов был явлением исторически неизбежным, необходимым". Чтобы понять эту мысль, нужно вспомнить состояние русской литературы в момент становления Некрасова как поэта.
Дело в том, что к концу 30-х - началу 40-х годов ХIХ века в русской литературе в момент назрел так называемый "кризис поэзии"; стихи явно утратили популярность у публики. Первую причину этого кризиса раскрыл сам Некрасов в статье "Русские второстепенные поэты" (1849): "Несколько лет тому назад, при оценке литературного произведения, прежде всего обращали внимание на слог, потому что хороший слог был явлением редким; теперь же почти не говорят о слоге, потому что все пишут более или менее хорошо. Пушкин и Лермонтов до такой степени усвоили языку стихотворную форму, что написать теперь гладенькое стихотворение сумеет всякий, владеющий в некоторой степени механизмом языка..." Вторая причина вытекает из первой. В силу того, что каждый мог теперь писать гладкие по форме стихи, содержания в них фактически не было. Отсюда полное отсутствие каких то ни было общественных или духовных проблем, волнующих умы. Любопытно свидетельство Некрасова о состоянии русской литературы того времени в поэме "В. Г. Белинский" (1855): Тогда всё глухо и мертво В литературе нашей было: Скончался Пушкин; без него Любовь к ней публике остыла... В боренье пошлых мелочей Она, погрязнув, поглупела... До общества, до жизни ей Как будто не было и дела.
Некрасов сам отдал дань стихам "к деве и луне", как называл их Белинский: это первый подражательный сборник стихов Некрасова "Мечты и звуки". Он подражал многим: Пушкину, Лермонтову, Шевырёву, Языкову, даже Бенедиктову. Примером этому является стихотворение Некрасова "Мысль", явное подражание Шевырёву: у Шевырёва: Падёт в наш ум чуть видное зерно И зреет в ней, питаясь жизни соком; Но придёт час, и вырастет оно В создании иль подвиге высоком, - у Некрасова: И, может быть, распустится зерно В тебе давно угасшей жизни силы, И новой жизнию заглохшие могилы Печальный мир, повеют над тобой!
Некрасов быстро понимает бесперспективность такого направления в поэзии, он стремится изменить её, найти новые приёмы и новые методы.

Поэт и критик С. А. Андреевский писал: "Это время требовало, чтобы поэзия, если она желала иметь своих слушателей, понизила тон, опростилась". Некрасов прекрасно понял это, и, опрощая поэзию, он начинает писать пародии: "Наль и Дамаянти" превращаются в "Карпа Пантелеича и Степаниду Кондратьевну". Ю. Тынянов писал, что "роль пародий в творчестве Некрасова - в переводе старых форм на новые функции", и, действительно, старые формы-оды, баллады, элегии, сонеты - приобретают в стихах Некрасова совершенно другую окраску, он как бы примеривает к современности эти формы": к названиям его пародий прибавляется слово" современный": "Современная ода", "Секрет" - "опыт современной баллады" и т.д.
Кроме того Некрасов ставит своих героев в типически русские обстоятельства, обычно сатирические. Пересмеивая романтические стихотворения Лермонтова, он лишает их и их героев всякой экзотики, тем самым приближаясь к реальности: в пародии на "Казачью колыбельную песню" Лермонтова Некрасов снимает в названии слово "казачья", заменяет многие поэтические детали откровенными прозаизмами:
у Лермонтова: Тихо смотрит месяц ясный, у Некрасова: Тускло смотрит месяц медный.

Ориентируя поэзию на прозу, Некрасов вводит в свои пародии русский бытовой материал (Об этом интересно пишет Ю. Н. Тынянов в статье "Извозчик" Некрасова"). Так, превращая героев Жуковского, наследников престола Индии, в русских помещиков, он не только пародирует Жуковского, но и изображает несколько утрированно жизнь русского поместного дворянства. Но уже в пародиях Некрасов затрагивает некоторые существенные для него проблемы. Так, например, в стихотворении "Пьяница", которое является пародией на стихотворение Эраста Благонравова (Б. Алмазова) "Пропойца", молодой Некрасов размышляет о пьяном на Руси, об этом он пишет впоследствии в поэме "Кому на Руси хорошо". Таким образом, пародии для поэта послужили как бы переходным этапом от Некрасова-подражателя к Некрасову-новатору.

Обновляя русскую поэзию, Некрасов стремился обновить и восприятие читателем самого образа поэта. Созданный Пушкиным и романтиками, образ поэта уже не устраивал и не воспринимался им. Необходимо было создать новый образ поэта, "поэта-журналиста", как назвал его Эйхенбаум, поэта-гражданина: Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан.
Именно поэтому у Некрасова такое огромное количество стихов, посвященных поэту и поэзии. "Темой делается сама профессия поэта - она приобретает характер определенной позы, маски, - пишет Б. М. Эйхенбаум. Некрасов вступает в роли народного страдальца, борца за народное дело, подчеркивает общность поэта с народом: Я лиру посвятил народу своему. (Элегия) Я призван был воспеть твои страданья, Терпеньем изумляющий народ! За каплю крови, общую с народом, Мои вины, о, родина! прости!... (Умру я скоро...)

Его муза уже не волшебница, не "прелестная дева", а молодая крестьянка, избиваемая кнутом, принимающая страдания за народ. Ее образ в поэзии Некрасова рельефен, конкретен. Для Некрасова толпе уже нельзя презрительно бросить "подите прочь", как это делает пушкинский поэт, толпу надо воспитывать: Толпе напоминать, что бедствует народ, В то время, как она ликует и поет... (Элегия) Мало того, Некрасов сам признает свою причастность к толпе: Я от костей твоих и плоти, Остервенелая толпа!
Но тем не менее цель всей жизни и всего творчества поэта - это служение народу, просвещение его. Некрасов признает, что в его стихах мало красоты: Нет в тебе поэзии свободной, Мой суровый, неуклюжий стих!
Но все же они нужны, чтобы волновать "мягкие сердца". Поэт перестал быть "баловнем свободы", "другом лени", поэзия изображается Некрасовым не как счастливое вдохновение, а как тяжелый, изнуряющий труд: Праздник жизни-молодости годы - Я убил под тяжестью труда И поэтом, баловнем свободы, Другом лени не был никогда.

"Лирические стихотворения Некрасова отличаются тою особенностью, что вы в них найдете одного лишь Некрасова, - не широкую индивидуальность поэта, не то "я", которым многие поэты начинают свои стихотворения с общего голоса всего человечества, но именно одного только Некрасова с исключительными чертами его жизни и личности", - писал Андреевский, именно поэтому, в силу этой особенности лирического "я" Некрасова, большую часть его любовной лирики можно рассматривать как историю отношений поэта с Панаевой.

Но есть и другая особенность употребления "я" у Некрасова: это не что иное, как рассказ от первого лица. Чаще всего Некрасов употребляет такое "я" в сатирических стихотворениях: "Признания труженика", "Отрывки из путевых записок графа Гаранского" и т.д. Такой прием нередок в прозаических произведениях, например, часто встречается у Достоевского ("Белые ночи", "Неточка Незванова", "Ползунков" и др.), но в поэзии он был введен чуть ли не впервые. Вводя такое "я" в поэзию, Некрасов снова ориентировался на прозу. Кроме того Некрасов достигал еще двух целей: усиливал сатирический эффект и добивался особой достоверности в характеристике героя, от имени которого ведется рассказ.

Сначала Андреевский, а затем Эйхенбаум писали, что в это время поэзию было необходимо "затруднить". И вот Некрасов "затрудняет" свои стихи "новым пафосом". Во всех его серьезных стихах почти всегда присутствует некоторая торжественность. Достигается эта торжественность не только за счет трагических сюжетов, но и за счет введения в стих архаических языковых форм и оборотов, классических метафор: "воспоминать", "убийственный", "выпить полную чашу труда" и т.д. С другой стороны, Некрасов вводит в поэзию массу диалектизмов: "я-де", "важеватые", "любчики" и т.д. Об этом писал Ю.Н. Тынянов в статье "Стиховые формы Некрасова": "Некрасов стоял перед двумя крайностями: неорганизованного внесения диалектизмов и бесплодного эпигонства классического стиля... Некрасов отверг оба эти пути, художественно введя в классические формы баллады и поэмы роман и новеллу со сказом, прозаизмами и диалектизмами, а в формы "натурального" фельетона и водевиля - патетическую лирическую тему". И вот именно путем синтеза старых классических форм с новыми фельетонами Некрасов и создает свою, особую, совершенную форму стиха. Здесь необходимо отметить еще одну очень важную черту - введение в стих прозаиков. Вот прозаизмы лишь из одного стихотворения "Княгиня": "в силу повеленья", "доктор-спекулятор", "деспотом явился" и др. Нужны были поэту эти прозаизмы именно для "затруднения" поэзии, для сближения ее с прозой.

В стихах Некрасова есть элемент "газетности", например, "Вчерашний день, часу в шестом.." - так могла бы начинаться любая хроникальная заметка в газете. Некрасов пишет стихи, в которых эта "газетность" выносится в название: "Новости" - "газетный фельетон". Цикл стихотворений "На улице" есть, фактически, не что иное, как отрывки из газетной хроники.
Поэзия Некрасова - это не поэзия, обращенная "в никуда", она рассчитана на определенный круг читателей. Некрасов в немногих стихах как бы ведет разговор с читателем. Поэтому у него присутствуют значительные элементы ораторского стиля: обращения, восклицания, вопросы. Поэтому многие его стихи воспринимаются как манифесты, а некоторые смело можно назвать агитационными. Таково, например, стихотворение "Поэту": Казни корысть, убийство, святотатство! Сорви венцы с предательских голов, Увлекших мир с пути любви и братства, Стяжанного усильями веков...

Стремясь "затруднить" поэзию, ввести новые формы стиха, Некрасов обращается к фольклору. Прекрасную мотивировку этому дает Эйхенбаум: "Это (фольклор) - неизменный источник обновления художественных форм при крутых переломах в искусстве, при борьбе с канонами". Фактическим началом своего творчества Некрасов считал стихотворение "В дороге", написанное в 1845 году. Уже в этом стихотворении совершенно очевидны фольклорные традиции, которые в данном случае заключаются, в основном, в многочисленных диалектизмах: тоись, не нужна-ста, сам-ат, знай-де, инда и т. д. Но есть в стихотворении и другие, не менее важные фольклорные черты:
- звуковой повтор:
Белоручка, вишь ты, белоличка!
единоначатие:
То натерли ей ногу коты,
То, слышь, ей в сарафане неловко.

Подобные художественные приемы, близкие к фольклорной традиции, встречаются и в других стихотворениях Некрасова ("Умер, Касьяновна, умер, родимая...", "Колокола-то, колокола", "Пламя и гонит, и гонит" и т. д.) Более глубокое усвоение фольклорных традиций начинается в творчестве Некрасова с поэмы "Коробейники", целиком построенной на фольклоре. Кроме внесения в поэму диалектизмов, разнообразных художественных приемов здесь есть еще одна интересная деталь, которую подметил Эйхенбаум: "песня развернута в поэму". Недаром перед каждой главой поэмы стоит эпиграф из народной песни: "Кумача не хочу, Китайки не надо", "Зачали-почали поповы дочери", "Ай, барыня! барыня!" и т. д. Через всю поэму проходит этот песенный мотив и кончается, наконец, "Песней убогого странника". Вообще, песня как жанр народного творчества, пожалуй, наиболее близка Некрасову.

В стихотворении "Зеленый шум" (1862) песни снова проходят как лейтмотив: Под песню-вьюгу зимнюю... Лепечут песню новую... И все мне песня слышится...

В 1856 году Некрасов пишет цикл стихов "Песни", в поэме "Кому на Руси жить хорошо" есть главы "Песни", "Горькое время - горькие песни", "Доброе время - добрые песни". Во всех этих стихах несомненна близость стиховой интонации к фольклору. Эйхенбаум выделяет несколько типов такой стиховой интонации у Некрасова: болтливая скороговорка, повествовательный и говорной сказы, балагурный тон, народное причитание "в голос" и другие. Особенности поэмы в том, что даже сюжет ее типичен для былин, легенд и сказок: путешествие в поисках счастливого. Всю поэму, в целом, можно рассматривать как народную быль. Кроме внесения в поэму диалектизмов и простонародной речи, необходимо отметить одну ее важную особенность: многожанровость. В поэме есть и сказочные элементы: (скатерть-самобранка), песни, легенды ("Легенда о двух великих грешниках", "Крестьянский грех"), загадки, прибаутки и т. д. Необходимо отметить еще одну важнейшую особенность поэмы - здесь Некрасов особенно широко вводит народную речь, то есть самую грубую прозу. Но это важнейшее достижение Некрасова, это то, к чему поэт стремился всю жизнь: язык и стих синтезированы, проза, соединяясь с поэзией, образует новую форму.

Лирические стихи Некрасова ознаменовали собой новый подход к действительности, утверждали в поэзии принцип гражданственности. По правдивости и глубине раскрытия внутреннего мира человека, по полноте и многообразию охвата жизни лирика Некрасова не только подытоживала достижения русской поэзии XIX века, но и во многом определяла ее дальнейшее развитие.

Ключевым произведением, раскрывающим понимание Некрасовым роли поэта и поэзии в жизни, является его стихотворение «Поэт и гражданин». В нем Некрасов говорит о гражданском долге поэта – служить своему народу, порабощенному и измученному, привлекать внимание «ликующей толпы» к его трагической судьбе:

…Пора вставать! Ты знаешь сам,

Какое время наступило;

В ком чувство долга не остыло,

Кто сердцем неподкупно прям,

В ком дарованье, сила, меткость,

Тому теперь не должно спать…

Некрасов в своих стихотворениях описывал безжалостные, но правдивые картины человеческого горя и страданий обездоленных людей. Поэт любил свой народ, сочувствовал ему и считал борьбу за его счастье и свободу великой целью, ради которой стоит жертвовать жизнью:

Иди в огонь за честь Отчизны,

За убежденье, за любовь…

Иди и гибни безупречно,

Умрешь не даром: дело прочно,

Когда под ним струится кровь-Некрасов говорит не только о том, что поэзия всегда связана с жизнью, он требует от поэта гражданского подвига и осуждает пассивность, уклонение от решения общественных проблем, прикрываемое рассуждениями об ином, «высоком» назначении поэзии:

…С твоим талантом стыдно спать;

Еще стыдней в годину горя

Красу долин, небес и моря

И ласку милой воспевать…

Любовь поэта к народу порождала неумолимую ненависть к его угнетателям. Любовь и ненависть были той силой, которая определяла внутренний пафос его творчества. Поэту чуждо пассивное созерцание жизни, он не уходит от нее, а, наоборот, энергично и страстно борется за ее переустройство, разоблачает тех, кто мешает счастью народа.

Сатирическим пафосом проникнуто одно из самых известных стихотворений – «Размышление у парадного подъезда». Владельцу роскошных палат, считавшему «жизнью завидной волокитство, обжорство, игру», поэт противопоставляет бедных, измученных крестьян, нищую Россию-. Крестьяне в стихотворении забиты и покорны:

И пошли они, солнцем палимы,

Повторяя: «Суди его Бог!»,

Разводя безнадежно руками,

И, покуда я видеть их мог,

С непокрытыми шли головами…

Именно эту покорность, неспособность к борьбе и стремится подчеркнуть Некрасов, тем самым желая пробудить в народе сознание необходимости борьбы. Стихотворение завершается авторским раздумьем о судьбе России. В скорбных словах поэта слышится не только горячее сочувствие к ограбленному крестьянину, но и обвинение власть имущих. Поэт призывает народ подняться на борьбу с поработителями:


Ты проснешься ль, исполненный сил?

Гражданская позиция Некрасова, его горячая любовь и сострадание к простому народу и негодование по отношению к представителям власти предопределили образ его Музы. Она запечатлена не в традиционной символике античной мифологии, а в образе страдающей крестьянки:

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя.

И музе я сказал: «Гляди!

Сестра твоя родная!»

Муза Некрасова - это плачущая, скорбящая Муза бедняков, Муза народа, гордая и прекрасная в своих страданиях, призывающая к отмщению.

Лирический герой поэзии Некрасова представляет собой человека, любящего свой народ, переживающего из-за несправедливого отношения к нему, сочувствующего его несчастью, резко критикующего самодержавно-крепостнический режим и призывающего народ к борьбе за свободу.

Несомненно, что поэзия Некрасова внесла значительный вклад в формирование общественного мнения пятидесятых годов XIX века, повлиявшего на отмену крепостного права в России в 1861 году.

Своей Музе, своему призванию защитника народа Некрасов не изменил до конца жизни.

В стихотворении «Элегия», написанном в 1874 году за три года де смерти, Некрасов пишет:

Пускай нам говорит изменчивая мода,

Что тема старая – «страдания народа»

И что поэзия забыть ее должна, -

Не верьте, юноши! не стареет она.

Некрасов видел, что после отмены крепостного права экономическое положение крестьян фактически не изменилось, а значит и его «бой» за счастье народа не мог быть прекращен. Своему предназначению поэт остался верен до конца.

Коллекция сочинений: Поэтическое новаторство Н. А. Некрасова

Как справедливо отмечал замечательный литературовед Б. Эйхенбаум, «в числе разнообразных противоречий, накоплен­ных русской жизнью и культурой прошлого века, имеется одно, наиболее мучительное, сохранившееся вплоть до революции: противоречие между «гражданской» и «чистой» поэзией, между поэтом-гражданином и поэтом-жрецом». Лирика Н. А. Некрасо­ва - явление в русской поэзии необычное. Вся она проникнута глубочайшим гражданским пафосом. Современник В. Г. Белин­ского, Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова, Н. А. Некра­сов стал поэтом революционной демократии, голосом защитни­ков народа. А потому Н. А. , по сравнению даже с таки­ми «гражданами», как А. С. и М. Ю. Лермонтов, пол­ностью переосмысливает роль поэта и назначение поэзии в жизни. Основной его поэтической формулой становятся слова:

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

Главное для Н. А. Некрасова - социальная направлен­ность его стихотворений, что, кстати, объясняет слова И. С. Тургенева, утверждавшего, что в стихах Н. А. Некра­сова «поэзия не ночевала».

Стремление Некрасова уничтожить тираж сборника своих юношеских стихов «Мечты и звуки» - факт символический. Поэт рвет не со своим неудачным поэтическим прошлым, а с традицией, с усвоенными поэтическими штампами. Некра­сов - поэт непоэтической эпохи - хорошо понимает, что поэт уже не может быть жрецом, «другом лени». Переосмыс­ление всей поэтической системы у него начинается с принци­пиально нового понимания роли и места поэта. Истинный поэт для Н. А. Некрасова не может существовать без тесной связи с событиями общественной жизни. Строки

Еще стыдней в годину горя

Красу долин, небес и моря

И ласку милой воспевать… -

Становятся поэтическим кредо Н. А. Некрасова.

Первым признаком отхода от традиции в творчестве Н. А. Некрасова становится появление большого числа пародий. Сущность этих пародий заключается не в простом осмеивании пародируемого, а в самом ощущении сдвига старой поэтической формы путем ввода прозаической темы и снижения лексики:

Спи, пострел, пока безвредный!

Баюшки-баю,

Тускло смотрит месяц медный

В колыбель твою.

И скучно, и грустно, и некого в карты надуть…

Пока в таких пародиях ощутима связь с исходным произ­ведением, будет возникать комический эффект. Когда же эта связь утрачивается, сама собой решается проблема ввода новых стилистических элементов в старые формы. Пример такого использования и изменения старых форм мы нахо­дим, например, в стихотворении «Извозчик», которое выдер­жано в старой балладной форме:

Парень был Ванюха ражий,

Рослый человек, - Не поддайся силе вражей,

Жил бы долгий век!

Н. А. Некрасов широко использует прием переиначива-ния старых жанров, придания им нового содержания. «Эле­гия» у поэта - это стихотворение о любви, но о любви к на­роду: в стихотворении «Размышления у парадного подъезда» возникает причудливое сочетание оды и фельетона. Резуль­татом становится то, что Н. А. Некрасов снижает высокие жанры и поднимает жанры бульварной прессы. По словам Андреевского, «Некрасов возвысил стихотворный фельетон до значения крупного литературного произведения». Изме­нение в поэтической системе надо было произвести так, чтобы он (фельетон) однозначно был понят как ликвидация «священной» поэзии. Поэтому появляется новый пафос, новая риторика, новые темы, новый язык.

Но Н. А. Некрасову было необходимо не только заявить о своем отходе от пушкинской традиции в русской поэзии, но и мотивировать его, определить свое к нему отношение. В стихотворении 1856 года «Поэт и гражданин» Н. А. Некра­сов дает своего рода пушкинский подтекст темы поэта, но ут­верждает необходимость придания творчеству гражданского содержания. Н. А. Некрасов, пожалуй, первый начинает пи­сать стихи «на злобу дня», на социальные темы. Постепенно даже человек в его лирике становится немыслим без соци­альной среды. От психологического анализа поэт переходит к анализу социальному. Состояние души человека связыва­ется с жизненными условиями. Главной темой творчества поэта становится «печаль народная», при этом ему удается вызвать у читателя ощущение причастности к описываемо­му, создать впечатление не уникальности, а всеобщности си­туации. В поэзии Н. А. Некрасова вообще велико стремление к типизации. От частного он переходит к целому: показав судьбу Ивана из стихотворения «Орина, мать солдатская», он говорит о судьбе всех солдат, говоря о Дарье, он говорит о судьбе крестьянки вообще.

В русской литературной традиции существовал утвердив­шийся взгляд на поэзию, как на способ выражения чувств, и прозу - как на способ выражения мыслей. Н. А. Некрасов первый посмотрел на эту проблему иначе, сказав, что именно «из гармоничного сочетания этой мысли-прозы с поэзией и выходит настоящая поэзия». Такая мысль возникла у Некра­сова не случайно. В непоэтическую эпоху поэзия, если она хотела найти широкую аудиторию, особенно в лице разно­чинцев, должна была опроститься. Именно этот процесс мы и наблюдаем в лирике Н. А. Некрасова. Сюжеты для своих стихотворений он находит в прозе, в очерках, журнальных и газетных заметках. К примеру, сюжет стихотворения «Из-возчик» взят из очерка Погодина «Психологическое явле­ние». Но и это не главное в поэтической системе Н. А. Не­красова. Он постоянно стремится опростить и язык своих произведений. Такие строки, как

Слышь, учитель-ста врезамшись был,

Байт кучер, Иваныч Торопка… -

Надолго укрепили представления о поэзии Н. А. Некрасова как о поэзии неэстетической. Действительно, поэт-гражда­нин полностью освобождается от традиций «высокого язы­ка» поэзии.

Слово в поэзии Н. А. Некрасова, как в прозе, приобретает конкретный смысл. Отсюда - завершенность или даже афо­ристичность концовок его стихотворений:

То сердце не научится любить,

Которое устало ненавидеть.

Выработанная четкая позиция по отношению к действи­тельности становится причиной того, что поэзия Н. А. Некра­сова лишена всякой нерешительности или неясности. Даже его лирика, даже мучительные переживания в стихотворении «Рыцарь на час» являются результатом не сомнений, а ясного сознания, где правда, а где отклонение от нее. В стихах своих поэт подчеркивает то, что не соответствует идеалу: фабрика для него - «тихий плач и жалобы детей»; вместо великоле­пия Петербурга он видит его «день больной». Это отсутствие сомнения говорит о том, что в поэзии Н. А. Некрасова нет бо­рения, нет разрыва между автором-поэтом и автором-челове­ком, ибо существует поэт-гражданин.

Стиль многих стихотворений Н. А. Некрасов сознательно ориентирует на стиль фольклорный. В его произведения по­падает огромное количество прозаизмов и диалектизмов: «сивка», «молодая бабенка ревет» и т. д. Широко использу­ется фольклорный материал. Переиначиваются пословицы, в них часто содержится символический смысл. К примеру, по­словица «Как у Христа за пазухой» приобретает совершенно иное значение в словах Оболта-Оболдуева о жизни помещи­ков до реформы. Некрасов может даже спорить с народной мудростью. Например, пословице «Чья сила, того и правда» Некрасов противопоставляет свою:

Сила с неправдою

Не уживается…

Н. А. Некрасов умело использует народный стиль: отри­цательные параллелизмы («Не гулял с кистенем я в дрему­чем лесу, // Не лежал я во рву в непроглядную ночь…»), по­вторы основ слова (расплетал-заплетал, целовал-миловал), подхваты предыдущей строки с переносом ее в начало после­дующей («Я свой век погубил за девицу-красу, // За девицу-красу, за дворянскую дочь…»), характерные эпитеты («белая рученька», «буйная голова»), повтор предлогов («по торго­вым селам, по большим городам») и т. д. В стихах появляет­ся большое количество свободных дактилей, весьма харак­терных для народной поэзии. В текст поэмы «Кому на Руси жить хорошо» вводятся загадки («Летит - молчит, лежит - молчит, когда умрет - тогда ревет»), которые даже могут приобретать форму поэтического сравнения:

А бабы свеклу дергают,

Такая свекла добрая!

Точь-в-точь сапожки красные

Лежит на полосе.

Впрочем, несмотря на то что фольклорные элементы встречаются в лирике Н. А. Некрасова достаточно часто, их использование было не целью, а лишь средством, помогаю­щим поэту достичь в лирике необходимого эффекта. Кстати, кроме элементов народного творчества, Н. А. Некрасов, там где считает необходимым, использует и жанры городского фольклора, такие, как уличный романс и шансонетку.

Н. А. Некрасов принадлежит к числу поэтов, нашедших свою, неповторимую Музу. По словам Б. Эйхенбаума, Н. А. Некрасов был явлением исторически неизбежным и необходимым, он сумел услышать и осуществить голос исто­рии, потому что создал тот тип поэзии, который был необхо­дим для нового восприятия поэтического творчества.

Сочинения по литературе: Поэтическое новаторство Н. А. Некрасова Как справедливо отмечал замечательный литературовед Б. Эйхенбаум, "в числе разнообразных противоречий, накопленных русской жизнью и культурой прошлого века, имеется одно, наиболее мучительное, сохранившееся вплоть до революции: противоречие между "гражданской" и "чистой" поэзией, между поэтом-гражданином и поэтом-жрецом". Лирика Н. А. Некрасова - явление в русской поэзии необычное. Вся она проникнута глубочайшим гражданским пафосом. Современник В. Г.

Белинского, Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова, Н. А. Некрасов стал поэтом революционной демократии, голосом защитников народа.

А потому Н. А. Некрасов, по сравнению даже с такими "гражданами", как А. С. Пушкин и М. Ю.

Лермонтов, полностью переосмысливает роль поэта и назначение поэзии в жизни. Основной его поэтической формулой становятся слова: Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан. Главное для Н. А.

Некрасова - социальная направленность его стихотворений, что, кстати, объясняет слова И. С. Тургенева, утверждавшего, что в стихах Н. А. Некрасова "поэзия не ночевала". Стремление Некрасова уничтожить тираж сборника своих юношеских стихов "Мечты и звуки" - факт символический.

Поэт рвет не со своим неудачным поэтическим прошлым, а с традицией, с усвоенными поэтическими штампами. Некрасов - поэт непоэтической эпохи - хорошо понимает, что поэт уже не может быть жрецом, "другом лени". Переосмысление всей поэтической системы у него начинается с принципиально нового понимания роли и места поэта. Истинный поэт для Н. А.

Некрасова не может существовать без тесной связи с событиями общественной жизни. Строки Еще стыдней в годину горя Красу долин, небес и моря И ласку милой воспевать... - Становятся поэтическим кредо Н. А. Некрасова. Первым признаком отхода от традиции в творчестве Н. А. Некрасова становится появление большого числа пародий. Сущность этих пародий заключается не в простом осмеивании пародируемого, а в самом ощущении сдвига старой поэтической формы путем ввода прозаической темы и снижения лексики: Спи, пострел, пока безвредный!

Баюшки-баю, Тускло смотрит месяц медный В колыбель твою. Или И скучно, и грустно, и некого в карты надуть... Пока в таких пародиях ощутима связь с исходным произведением, будет возникать комический эффект. Когда же эта связь утрачивается, сама собой решается проблема ввода новых стилистических элементов в старые формы. Пример такого использования и изменения старых форм мы находим, например, в стихотворении "Извозчик", которое выдержано в старой балладной форме: Парень был Ванюха ражий, Рослый человек, - Не поддайся силе вражей, Жил бы долгий век! Н. А. Некрасов широко использует прием переиначивания старых жанров, придания им нового содержания. "Элегия" у поэта - это стихотворение о любви, но о любви к народу: в стихотворении "Размышления у парадного подъезда" возникает причудливое сочетание оды и фельетона.

Результатом становится то, что Н. А. Некрасов снижает высокие жанры и поднимает жанры бульварной прессы. По словам Андреевского, "Некрасов возвысил стихотворный фельетон до значения крупного литературного произведения". Изменение в поэтической системе надо было произвести так, чтобы он (фельетон) однозначно был понят как ликвидация "священной" поэзии. Поэтому появляется новый пафос, новая риторика, новые темы, новый язык. Но Н.

А. Некрасову было необходимо не только заявить о своем отходе от пушкинской традиции в русской поэзии, но и мотивировать его, определить свое к нему отношение. В стихотворении 1856 года "Поэт и гражданин" Н. А.

Некрасов дает своего рода пушкинский подтекст темы поэта, но утверждает необходимость придания творчеству гражданского содержания. Н. А. Некрасов, пожалуй, первый начинает писать стихи "на злобу дня", на социальные темы.

Постепенно даже человек в его лирике становится немыслим без социальной среды. От психологического анализа поэт переходит к анализу социальному. Состояние души человека связывается с жизненными условиями. Главной темой творчества поэта становится "печаль народная", при этом ему удается вызвать у читателя ощущение причастности к описываемому, создать впечатление не уникальности, а всеобщности ситуации. В поэзии Н. А.

Некрасова вообще велико стремление к типизации. От частного он переходит к целому: показав судьбу Ивана из стихотворения "Орина, мать солдатская", он говорит о судьбе всех солдат, говоря о Дарье, он говорит о судьбе крестьянки вообще. В русской литературной традиции существовал утвердившийся взгляд на поэзию, как на способ выражения чувств, и прозу - как на способ выражения мыслей. Н. А. Некрасов первый посмотрел на эту проблему иначе, сказав, что именно "из гармоничного сочетания этой мысли-прозы с поэзией и выходит настоящая поэзия". Такая мысль возникла у Некрасова не случайно.

В непоэтическую эпоху поэзия, если она хотела найти широкую аудиторию, особенно в лице разночинцев, должна была опроститься. Именно этот процесс мы и наблюдаем в лирике Н. А. Некрасова. Сюжеты для своих стихотворений он находит в прозе, в очерках, журнальных и газетных заметках. К примеру, сюжет стихотворения "Извозчик" взят из очерка Погодина "Психологическое явление". Но и это не главное в поэтической системе Н. А. Некрасова.

Он постоянно стремится опростить и язык своих произведений. Такие строки, как Слышь, учитель-ста врезамшись был, Байт кучер, Иваныч Торопка... - Надолго укрепили представления о поэзии Н. А. Некрасова как о поэзии неэстетической. Действительно, поэт-гражданин полностью освобождается от традиций "высокого языка" поэзии. Слово в поэзии Н. А. Некрасова, как в прозе, приобретает конкретный смысл.

Отсюда - завершенность или даже афористичность концовок его стихотворений: То сердце не научится любить, Которое устало ненавидеть. Выработанная четкая позиция по отношению к действительности становится причиной того, что поэзия Н. А. Некрасова лишена всякой нерешительности или неясности. Даже его лирика, даже мучительные переживания в стихотворении "Рыцарь на час" являются результатом не сомнений, а ясного сознания, где правда, а где отклонение от нее.

В стихах своих поэт подчеркивает то, что не соответствует идеалу: фабрика для него - "тихий плач и жалобы детей"; вместо великолепия Петербурга он видит его "день больной". Это отсутствие сомнения говорит о том, что в поэзии Н. А. Некрасова нет борения, нет разрыва между автором-поэтом и автором-человеком, ибо существует поэт-гражданин. Стиль многих стихотворений Н. А. Некрасов сознательно ориентирует на стиль фольклорный. В его произведения попадает огромное количество прозаизмов и диалектизмов: "сивка", "молодая бабенка ревет" и т. д.

Широко используется фольклорный материал. Переиначиваются пословицы, в них часто содержится символический смысл. К примеру, пословица "Как у Христа за пазухой" приобретает совершенно иное значение в словах Оболта-Оболдуева о жизни помещиков до реформы. Некрасов может даже спорить с народной мудростью. Например, пословице "Чья сила, того и правда" Некрасов противопоставляет свою: Сила с неправдою Не уживается... Н. А. Некрасов умело использует народный стиль: отрицательные параллелизмы ("Не гулял с кистенем я в дремучем лесу, // Не лежал я во рву в непроглядную ночь..."), повторы основ слова (расплетал-заплетал, целовал-миловал), подхваты предыдущей строки с переносом ее в начало последующей ("Я свой век погубил за девицу-красу, // За девицу-красу, за дворянскую дочь...

"), характерные эпитеты ("белая рученька", "буйная голова"), повтор предлогов ("по торговым селам, по большим городам") и т. д. В стихах появляется большое количество свободных дактилей, весьма характерных для народной поэзии. В текст поэмы "Кому на Руси жить хорошо" вводятся загадки ("Летит - молчит, лежит - молчит, когда умрет - тогда ревет"), которые даже могут приобретать форму поэтического сравнения: А бабы свеклу дергают, Такая свекла добрая! Точь-в-точь сапожки красные Лежит на полосе. Впрочем, несмотря на то что фольклорные элементы встречаются в лирике Н. А. Некрасова достаточно часто, их использование было не целью, а лишь средством, помогающим поэту достичь в лирике необходимого эффекта. Кстати, кроме элементов народного творчества, Н.

А. Некрасов, там где считает необходимым, использует и жанры городского фольклора, такие, как уличный романс и шансонетку. Н. А. Некрасов принадлежит к числу поэтов, нашедших свою, неповторимую Музу.

По словам Б. Эйхенбаума, Н. А. Некрасов был явлением исторически неизбежным и необходимым, он сумел услышать и осуществить голос истории, потому что создал тот тип поэзии, который был необходим для нового восприятия поэтического творчества.

Ярчайшей новаторской чертой лирики Некрасова является то,что оона приобретает эпический характер.Музыка сердца у него становится живописью сердца-таково свойство его поэтического мировосприятия, свойство его памяти, его художественных приемов. Это не значит что поэзия уступает и сдает позиции прозе,прозаируется. Нет, поэзия и здесь у остается высочайшей лирической поэзией, но это поэзия Некрасова. Эпическое начало в его стихотворениях невозможно истолковывать только как средство преодоления романтической риторики.. Это его худ. Стихия, где он мог высказаться с наибольшей силой как поэт. Выразительные картины деревенской жизни, зарисовки природы, «рассказы» в стихах, городские сценки, урбанистические пейзажи, портреты уличных типов-такого традиционная лирика не знала. Он открывал новые жарновые просторы, и пути для нее, это был гениальный прорыв в поэзию 20 века, когда дерзкие новаторские его открытия становятся нормой.

Некрасов добивается в поэзии того что происходит позднее – 60 70 годы в прозе, где совершается перестройка романной формы. Он же значиально раньше добивается того же эффекта в области форм поэтических. Поэзия благодаря ему теперь соперничает не только с муыкой но и с прозой,и даже с живописью. Правда назвать его первооткрывателем таких лиро-эпических приемов нельзя, так как у него был гениальный предшественник – Пушкин с его болдинским стихотворением «Румяный критик мой..» 1830 .Проклятая хандра и тоска, навеваемые русской деревней, жанровые зарисовки,тусколый осенний пейзаж, крестьянская нищета- Некрасов словно весь вырос из этогопушкинского стихотворного наброска. Но у него подобные картины впервые стали доминировать в поэзии, они постоянны в его обширном наследии,это не исключени а правило.

Важнейшей особенностью поэзии будничных,сниенных жанровых картин заключалась в том, что это не раздумья по поводу деревенской жизни,бедных селений,и скудной природа, рождающие волну рефлексии-медитации в душе лирического героя – лермонтовско-тютчевская традиция, а сама жизнь в безжалостной правде ее изображения.

В поэтической манере можно отметить два типологических ряда.1ый заключается в том,что лир герой дистанцирует себя от картины. Он несет в себе живописные и эмоциональнве краски, не привносимые в нее сознанием героя наблюдателем жизни. Это свойство самого изображаемого мира. Острокритичноеавторское отношение к изображаему объективируется, что является характерной чертой эпического рода творчества. Здесь важен выбор сюжетной ситуаци,жизненного тппа, пейзажного фрагмента.Одна из особенностей поэтического мира Некрасова – слияние тенденции с картиной. Нет риторики по поводу изображениястощего перед иглазами читателя, оно в себе несет авторскую оценку и авторское чувство. (псовая охота).
Другой тип изображения жизни,тоже очень частый у Некрасова, сопровождается открытой лирической рефлексией. «Родина».
Нередко слово передается не лирическому а персонажному герою. Такой прием чаще всего используется в стихотворениях из народной жизни(в деревне, в дороге, огородник) в 1867 в стихотворении «Выбор»звучит не один а три голоса- Водяной, воевода-мороз, леший.







2024 © winplast.ru.