Кто прав? (споры Базарова). Нужен ли России Базаров? (по роману И. С. Тургенева "Отцы и дети") Прав ли базаров отрицая все


Разделы: Литература

Цели:

  1. Познакомиться с понятием «нигилизм».
  2. Сравнить понятие «нигилизм» и взгляды Базарова.
  3. Развитие навыков сравнения, критического мышления, творческого письма
  4. Ввести учеников в процесс познания.
  5. Создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении, формировать умение отстаивать свою позицию.
  6. Включить эмоциональную сферу ребенка, обратиться к его чувствам, пробудить заинтересованность каждого в изучении данного произведения.

Оборудование:

  1. текст романа
  2. таблица «Взгляды Базарова (таблица заполняется учащимися на предыдущих уроках)
  3. презентация к уроку.
  4. компьютер, проектор.
  5. камень, зерно, ростки пророщенной пшеницы или другого зерна, зеркало.

Структура урока

  1. Вступительное слово Мастера. (Налаживание взаимоотношений с классом)
  2. “Индукция”.
  3. “Разрыв”.
  4. “Самоконструкция”.
  5. “Социоконструкция”.
  6. “Афиширование”.
  7. “Рефлексия”.

Работа во время мастерской ведется в группах.

Ход занятия

1. Налаживание взаимоотношений с классом.

Учитель : Сегодня у нас не совсем обычный урок, а Мастерская. Работать нам будет, может быть, не очень легко, но, надеюсь интересно.

Смоделируем ситуацию: вы просите меня о чем-то, а я отвечаю вам: «нет». Почему я так поступаю? (ответы учащихся: «так хочется учителю; вследствие определенных правил и принципов, которых придерживается учитель»). Я отвечаю так в силу определенных правил и принципов, которыми я руководствуюсь. Вот и сегодня мы рассмотрим правила и принципы Евгения Базарова, главного героя романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». И тема сегодняшней мастерской «Базаров – нигилист!?». Обратите внимание, что в конце фразы стоит не один знак, а два; то есть нам предстоит решить каждому, каким же был нигилизм Базарова?

2. Индукция.

А). Построение древопонятия слова НИГИЛИЗМ.

Учитель : Кем считал себя Базаров?

Ответ учащихся : нигилистом, относил себя к нигилистам, о чем прямо говорит Павлу Петровичу Кирсанову.

Учитель : Рассмотрим древопонятие этого слова. Перед вами четыре определения этого слова из разных источников. Прочитайте и подчеркните в каждом слово или словосочетание, которое вам кажется самым важным в этих определениях. Обсудите свой результат работы в группе.

Нигилизм – это…

  • (от латинского nihil – ничто) отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, форм общественной жизни. (Большой энциклопедический словарь)
  • «безобразное и безнравственное учение, отвергающее все, чего нельзя ощупать» (Толковый словарь В.Даля)
  • «голое отрицание всего, логически неоправданный скептицизм» (Толковый словарь русского языка)
  • «философия скептицизма, которая возникла в России в ХIХ веке в начале правления Александра!... ранее этот термин применялся к некоторым ересям в средние века. В русской литературе термин нигилизм был впервые использован Н.Надеждиным в статье в «Вестнике Европы»… Надеждин прировнял нигилизм к скептицизму» (М.Катков)

Чтение и объяснение подчеркнутых слов и словосочетаний.

Учитель : Попробуем их объединить. Что из этого получим?

Б) Построение ассоциативных рядов к понятию нигилизм . (Слайд 3. Приложение 1 .)

Учитель : центральное понятие нашей мастерской – нигилизм. Давайте попробуем подобрать к нему ассоциации. С каким природным явлением, звуком, цветом ассоциируется у вас это понятие и почему?

Учащиеся записывают свои ассоциации, называют их, учитель записывает их на доске.

(Природные явления: буря, ветер, метель, ураган,- все эти природные явления разрушают и уничтожают, так и Базаров в своей теории говорит о том, что необходимо все разрушить, а строить будут другие.

Звуки: скрежет, скрип, гром.

Цвет: черный, серый, вишневый).

Учитель : А теперь попробуем подобрать ассоциации к образу Базарова.

Прочтение и объяснение ассоциаций. Учащиеся дополняют свои записи. Параллельно ассоциативные ряды записываются на доске.

(Базаров – камень, пропасть, летящая птица.)

В) Работа с таблицей «Взгляды Базарова» (таблица составлена на предыдущих уроках).

Учитель : Откройте таблицу «Взгляды Базарова, которую мы составили на предыдущем уроке, просмотрите все взгляды Евгения Базарова и ответьте на вопрос, прав ли автор, причисляя Базарова к нигилистам?

Ответы учащихся.

Учитель : В этой же таблице напротив каждого мнения и позиции героя отметьте знаками свою позицию:

  • + согласен с позицией автора
  • - не согласен с мнением автора
  • ! восхищаюсь мыслями автора
  • ? не понимаю автора.

Учащиеся делают пометки в таблице, обсуждают помеченное в группе. Озвучивают свою точку зрения.

(На данном этапе урока может возникнуть небольшой спор между учащимися, т.к. позиция и точка зрения на взгляды Базарова у учащихся разная. Почти все ребята были не согласны с отрицанием героя любви и искусства. В доказательство своей позиции учащиеся приводили свои аргументы. Основной из них « Отрицание любви и искусства противоречит развитию всей человеческой жизни, взаимоотношениям людей, т.к. основа жизни – любовь людей друг к другу.»)

Учитель : Базаров – нигилист, человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип. Но, как и каждая теория, нигилизм обладает своими «плюсами» и «минусами».

Задание учащимся: попробуйте распределить в две колонки сильные и слабые стороны нигилизма как теории и объяснить свою позицию.

(На данном этапе мастерской делаются обобщения и выводы учащихся по всей теории Базарова. Учащиеся отмечают следующие слабые стороны: нигилизм ведет к разрушению мира; отрицать все и вся невозможно и т.д. Ребята выделяют сильные стороны: нигилизм, как и любая другая система взглядов, имеет право на существование; это было новое направление в общественных взглядах России ХIХ века и т.д.)

Учитель : Конечно, однозначно оценивать нигилизм Базарова нельзя. При рассмотрении взглядов Базарова возникает много вопросов. Какой бы вопрос вы бы задали герою?

Учащиеся записывают, обсуждают вопросы, затем озвучивают.

3. Конфликт.

Учитель : У меня в руках несколько предметов: камень и проросшие зерна пшеницы. (Учитель давит камнем ростки зерен) В этих предметах и действии и заключается, на мой взгляд, все мировоззрение Базарова. Если же мы добавим к этим предметам зеркало, то увидим и всю суть нигилизма Базарова, и проблематику романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». Попробуйте объяснить мой выбор и действия относительно мировоззрения Базарова и всего романа в целом.

(Учащимся дается в помощь схема «Творческий замысел романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» Слайд 6. Приложение 1)

Вот как учащиеся объяснили использование предметов и действия, производимые с ними:

  • Камень – сам Базаров, который своей теорией нигилизма разрушает свою жизнь (ростки пшеницы), но зерно раздавлено не все, значит, его теория дает новые ростки в общественной жизни общества. Зеркало – это отражение всей жизни героя, пройдя через испытания, предпосланные ему жизнью и любовью, он в конце романа уже совсем другой, обновленный.
  • Камень – нигилизм Базарова, который разбивается о жизнь и любовь (зерна и ростки), зеркало – отражение в романе эпохи 60-х годов ХIХ века.
  • Камень – это «отцы» в романе, которые пытаются раздавить новое и прогрессивное направление «нигилизм», это старые принципы отцов, которые им казались неколебимыми и твердыми, как каменная скала. Ростки зерна – это нигилизм героя, который потерпел крушение, но не вся его теория, а только отдельные её положения о любви человека. Зеркало – это отражение и преломление, изменения героев в романе. Мы смотрим в зеркало, нам хочется увидеть одно, а в результате – совершенно другое отражение действительности.

4. Написание синквейна НИГИЛИЗМ . (Слайд 7. Приложение 1)

(Использование этого приема позволяет учителю проверить уровень понимания изучаемого материала.)

Прочтение синквейнов.

Примеры написанных синквейнов учащимися.

Нигилизм.
Отрицающий, отвергающий, низкий.
Отрицает, губит, калечит души.
Как будет жить человек с нигилизмом?
Это утопия.

Нигилизм.
Противоречащий, ломающий, испытывающий.
Отвергает, испытывает, проверяет.
И это называется нигилизмом?
Камень.

5. Социоконструкция. Учитель записывает на доске, а учащиеся в тетрадях тему мастерской. «Базаров – нигилист?!»

Учитель : попробуйте написать миниэссе, взяв для заголовка тему мастерской, а какой знак поставить в конце фразы, каждый решает сам.

Написание эссе.

6. Афиширование.

Учащиеся читают вслух свои работы.

7. Рефлексия.

Учитель : Ответьте на вопросы: что вы сегодня делали, какие задания вам понравились и почему?

(Ответы учащихся).

Заключительное слово учителя, который подводит итоги урока, говорит о роли самоопределения жизненной позиции.

Пример миниэссе, написанного на уроке.

Базаров – нигилист?

Базаров – нигилист? В конце этой фразы я ставлю знак вопроса. Он с самого начала все отрицал, и даже такое светлое чувство как любовь. Евгений Базаров знакомится с Одинцовой. Он горячо полюбил её. Полюбил и нарушил свои принципы, и тогда можно ли утверждать, что он нигилист? Герой оказывается в сложнейшей ситуации, но ведь сердцу не прикажешь.
Базаров сначала все отрицал,
Не верил, не признавал.
Был один против всех, словно загнанный зверь,
Никогда он не осознавал потерь.

Алимова Мерует.


Роман был задуман в городке Вентнор на английском острове Уайт летом 1860 года. Сначала Тургенев набросал предварительный портрет главного героя Евгения Базарова: "Нигилист. Самоуверен, говорит отрывисто и немного, работящ". В реальной жизни существовали прототипы, которые легли в основу образа Евгения Базарова - это Добролюбов, Павлов и Преображенский. Тургенев писал "Отцов и детей" с тайной надеждой, что современное общество прислушается к нему, что "правые" и "левые" одумаются и воссоединятся.

Тургенев мечтал о "едином и дружном всероссийском культурном слое общества". Но надежды не оправдались: появление романа вызвало эффект, обратный ожидаемому. Назревал мучительный разрыв Тургенева с русским читателем.

Главный герой романа - Евгений Васильевич Базаров. Он нигилист, все отрицает: искусство, поэзию, религию, музыку и даже любовь во всех ее проявлениях. Базаров все привык проверять опытным путем. Прежде чем не проверит услышанное, он этому не поверит. Базаров по натуре - настоящий революционер, привыкший скрывать свои чувства в самой глубине души.

Аркадий, друг Базарова, во всем пытается ему подражать, хочет быть похожим на него. Особенно хорошо это заметно в картине встречи Аркадия с отцом. Он искренне любит отца, это видно по всему, но намеренно называет его "папаша", разговаривает с ним небрежно, не дает себя обнять, говорит: "Дай же отряхнуться, папаша". Таким обращением к отцу Аркадий просто хочет подчеркнуть в глазах Базарова свою состоятельность, но на самом деле ему бы очень хотелось сказать отцу множество ласковых слов после долгой разлуки, броситься в его объятия. Но рядом стоит Евгений, и Аркадий топчет в себе эти чувства. Это легко доказывается тем, что однажды, забывшись, Аркадий назвал Николая Петровича "отцом", а не "папашей". Когда же они ехали на тарантасе в имение Кирсановых, Аркадий разговорился с отцом и невзначай сказал: "Какой зато здесь воздух! Как славно пахнет! Право, мне кажется, нигде в мире так не пахнет, как в здешних краях!" Из этих слов видно, что Аркадий очень любит свое имение, потому что здесь он родился и вырос, но Базаров отрицает и любовь к родине, потому Аркадий "вдруг остановился, бросил косой взгляд на Базарова и умолк". Он просто испугался своих чувств, испугался осуждения Евгения. Аркадий боится ошибиться перед Базаровым, как ученик боится ошибиться перед своим учителем. Аркадий очень дорожит дружбой Евгения, он даже говорит отцу: "Пожалуйста, папаша, приласкай его. Я не могу тебе выразить, до какой степени я дорожу его дружбой". Даже в споре Павла Петровича Кирсанова и Базарова Аркадий был на стороне друга, ради него он выступил против отца и дядюшки.

Но вот на пути Аркадия и Базарова встает Анна Сергеевна Одинцова. На балу у губернатора, где они повстречали ее впервые, Аркадий знакомится с ней через Ситникова и сразу влюбляется. Но Анна Сергеевна расспрашивает его все больше об Евгении, и он расхваливает его женщине, которая нравится ему самому, до того велик авторитет Базарова в глазах Аркадия. Позже, когда Одинцова приглашает их в свое имение, она обращает внимание только на Евгения, разговаривает только с ним, ей только с ним интересно. Аркадий же для Анны Сергеевны был чем-то вроде младшего брата, она относилась к нему снисходительно. Аркадий все это видел и понимал, он заметил и перемены в поведении Базарова и понял, что друг влюбился в Одинцову. Аркадий ревновал Анну Сергеевну, томился в обществе Кати, страдал, но ни одним словом не упрекнул ни в чем Базарова. Он искренне считал его невиновным в таком повороте событий. И Аркадий отказывается от личного счастья, от своей любви во имя счастья друга. Усмирив в душе ревностные порывы, Аркадий перестает тяготиться обществом Кати и незаметно для самого себя влюбляется в нее, хотя сам себе в этом не признается.

Итак, Аркадий и Базаров все меньше времени проводят вместе и отношения между ними начинают меняться. Евгений перестал говорить с Аркадием об Одинцовой, перестал бранить ее "аристократические замашки", однако Катю он хвалил по-прежнему, но похвалы его стали торопливы, советы сухи. Вообще, Базаров с Аркадием разговаривал теперь гораздо реже, чем раньше, "он как будто избегал, как будто стыдился его".

И вот настал момент, когда отношения Евгения и Аркадия совсем остыли. Затем они уезжают от Одинцовой по инициативе Базарова, потому что Анна Сергеевна отвергла его. И отношения друзей вроде бы начинают восстанавливаться. Но тут Аркадий чувствует, что у Базарова с Одинцовой что-то произошло, видит, что друг больше не стоит на его пути, и уезжает снова в имение Анны Сергеевны. Но Аркадий просчитался: отношение Одинцовой к нему ничуть не изменилось, - и он вновь оборачивает свои чувства на Катю.

Аркадий и Евгений перестают общаться вовсе. Последней каплей перед их разрывом становится дуэль Павла Петровича с Базаровым. После этого происшествия Базаров просто не может более оставаться в имении Кирсановых. Он едет к Аркадию проститься, потому что он-то давно заметил, что они с Аркадием совершенно разные люди, что они никогда не смогут понять друг друга. Он видел, что Аркадию очень трудно сдерживать свои чувства и притворяться, что у него их и вовсе нет. Но со стороны Аркадия Базаров встречает искреннее сожаление об их разрыве. До самой последней минуты, пока Евгений не сказал прямо, что хочет прервать отношения и с Аркадием, тот не хотел верить в это. Аркадий говорит: "Я надеюсь, что ты не думаешь расстаться со мной". Но Базаров, снова пряча свои чувства в глубину души, грубо прерывает Аркадия и почти с презрением отвечает: "Будто это так огорчит тебя? Мне сдается, что ты уже расстался со мною. Ты такой свеженький да чистенький..." Базаров и сам-то не верит в то, что говорит. Аркадий пытается ему противоречить, но Евгений смело ставит точку в их дружбе: "Романтик сказал бы: я чувствую, что наши дороги начинают расходиться, а я просто говорю, что мы друг другу приелись". Аркадий потрясен этим высказыванием Базарова, и, не находя в себе сил более говорить на эту тему, быстро переводит разговор на то, что Базаров должен проститься и с Анной Сергеевной. После этого разговора, несомненно, в душе Базарова оставались еще сомнения в правильности своего поступка, просто он этого не показывал. В конце, когда Аркадий объявляет, что женится на Кате, сомнения Евгения полностью исчезают. Теперь он совершенно уверен, что так и нужно было сделать, потому что он хорошо понимал, что станет большой помехой браку и счастью Аркадия. Он говорит напоследок как будто напутственные слова другу: "Мы прощаемся навсегда, и ты сам это чувствуешь... ты поступил умно; для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан". В сцене прощания Базарова с Аркадием вырисовывается резкое различие их характеров: Аркадий на этот раз не смог сдержать своих чувств и расплакался на плече Евгения; Базаров же сумел сдержать себя, хотя его тоже задело за живое и это прощание, и слезы Аркадия. Но Евгений стал все-таки мягче, он уже не обзывает Аркадия "свеженьким да чистеньким", не называет "глупцом" и "неженкой", хотя и прощается с ним все равно довольно холодно, на то он и есть нигилист.

Концовка романа показывает нам, что разлука между Базаровым и Аркадием действительно оказалась вечной. На этом свете они больше не встретились - Евгений умер. Если посмотреть теперь на их отношения, то можно убедиться, что Аркадий действительно дорожил дружбой Базарова, он даже отказался от любви, чтобы не потерять эту дружбу. Аркадий доверял Базарову, искренне считал его авторитетом и во всем подражал ему. Но считал ли Базаров Аркадия настоящим другом? Скорее всего, нет. У Евгения нет друзей, потому что он не встречал еще человека, "который бы не спасовал перед ним". Базаров по жизни один, сам по себе, "стоит на холодной высоте трезвой мысли", и его не тяготит это одиночество, он весь поглощен собой и работой. Он не чувствует потребности в каком-нибудь другом человеке отыскать сочувствие и понимание. Когда ему в голову приходит какая-нибудь мысль, он просто высказывает ее, не обращая внимания, согласны ли с его мнением слушатели и приятны ли им его идеи. Но все-таки чаще всего он даже не чувствует потребности высказаться, думает про себя и изредка роняет беглое замечание, которое подхватывают такие ученики, как Аркадий. Базаров замкнулся, закрылся в самом себе, потому что вокруг него вовсе нет родственных ему душ. Я считаю, что Евгений поступил правильно, разорвав отношения с Аркадием. Если бы он этого не сделал, Аркадий так бы и стремился за ним всю свою жизнь, не имел бы собственных идей и взглядов, может, даже не был бы счастлив в браке, так как Базаров-то отрицает любовь. Хотя сам Евгений все же влюбился в Одинцову, но скрыл это от Аркадия, потому что ему было стыдно, что он изменил своим жизненным принципам тотального отрицания. Аркадий зажил спокойной жизнью без Базарова, и Евгений, в свою очередь, это хорошо понимал. Даже перед смертью он не захотел разрушать покой тихой жизни Аркадия и не позвал его к себе проститься. Он захотел видеть только Одинцову, женщину, которая смогла заставить его принять любовь, несмотря на то, что он всю свою сознательную жизнь отрицал это чувство. Может быть, даже в тот момент, когда Евгений умирал, он все равно любил Одинцову, несмотря на ее отказ. Возможно, Базаров даже и забыл в те тяжкие минуты о бывшем друге Аркадии, потому что не могут долго находиться рядом два совершенно разных человека, не могут дружить по-настоящему, если в их душах нет ни капли родственного.

>Сочинения по произведению Отцы и дети

Нужен ли Базаров России?

Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» затрагивает многие аспекты общества. Автор поднимает извечную проблем отцов и детей, сталкивает старое поколение с новым, показывает модные общественные тенденции, типичные для середины XIX века, рассматривает в деталях жизни нескольких персонажей. В частности в произведении затрагивается вопрос о пользе таких людей, как Базаров . Он является ключевой фигурой романа, представителем современной молодежи и проповедником «нигилизма» – течения, отрицающего всё общепринятое. Тургенев с особым мастерством описывает этого персонажа. Он сам создал его, сам дал ему жизнь, но судьбы изменить не смог.

Нужен ли Базаров России? Это сложный и неоднозначный вопрос. Конечно же, он, как и любой другой человек нужен в обществе. Он приносит определенную пользу, занимаясь исследованиями в области медицины и помогая больным. Будучи нигилистом, он вносит в общество новые идеи, которые многим кажутся прогрессивными и справедливыми. Он даже находит последователей и учеников в лице Аркадия Кирсанова и Ситникова . Они хоть и не до конца искренни в своем «нигилизме», но стараются подражать Базарову поведением и суждениями. Они так называемые псевдонигилисты.

Несмотря на очевидную пользу, которую Евгений Васильевич приносит обществу, он не может найти в нем себя. Отрицая все, что дорого остальным, он становится «лишним». В итоге ему не к чему стремится. Общественная деятельность не становится главной целью. В любви он также несчастен. По этой причине в масштабах огромного государства он чувствует себя ненужным. В какой-то момент герой даже сравнивает себя с червем, который ползает по земле и никому не нравится. Перед смертью он признает свою ненужность и готов умереть. Ведь человек живет, пока он кому-то нужен.

Казалось бы, за свою короткую жизнь Базаров не сделал ничего выдающегося, но он всегда помогал окружающим. За угрюмой внешностью героя пряталось доброе сердце. На мой взгляд, такие люди как он нужны, возможно, не целой стране, но отдельным людям. Так, например, своим родителям он был очень дорог, а пациентам приносил только пользу. Поэтому, можно сделать вывод, что Базаров был нужен своим родным, друзьям, знакомым и пациентам. А принося пользу хотя бы малой части общества, человек несет положительные изменения и в масштабах всей страны.

В своем романе “Отцы и дети” Тургенев вывел на сцену перед читателями несколько интересных образов. Самыми запоминающимися из них являются Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов. Именно между ними завязывается и раскрывается вечный спор между отцами и детьми. Но самое главное, что автор романа показывает перед нами не столько противников по возрасту, сколько противников по взглядам на жизнь. И, прежде всего, ее эстетическую сторону.
Именно Базаров заявляет, что творчество Рафаэля ничего не стоит, так как не служит какой-то жизненно

Важной цели. Для героя непонятна ценность искусства. Он уверен, что если картина не закрывает дырку на стене, то от нее нет никакой пользы, никакого проку.
И хотя многие взгляды Базарова я поддерживаю, это его мнение по поводу искусства вообще мне не понятно. Если следовать его словам, то необходимо опровергнуть и музыку, всю музыку… Но ведь если бы не было музыки, то с течением времени тишина была бы просто невыносимой!
Поэтому мне самому было интересно посмотреть на творчество того, кого Базаров ни во что не ставит.
Я узнал, что Рафаэль писал множество икон. И в основном он изображал Марию и младенца – Иисуса Христа. Самой известной картиной из этого, если можно так сказать, цикла является “Сикстинская Мадонна”. Говорят, что название это произведение получило от того, что Мадонна изображена с шестью пальцами на одной из рук. А на латинском языке секста обозначает число “шесть”.
Но мне хотелось бы рассмотреть другую картину – “Мадонну Конестабиле”. Когда Рафаэль писал ее, ему было около семнадцати лет. Поэтому в ней нет еще ни классической красоты, ни того блеска живописного исполнения, которым отличались более поздние произведения мастера. Художнику было почти столько же лет, сколько мне сейчас… Это интересный факт.
Эрмитажная картина (а именно там она висит в настоящее время) не отличается также, как говорят критики, тем особым построением композиции, которая заставила многие поколения художников изучать произведения Рафаэля как недостижимые примеры.
Но вряд ли следует касаться подобных вопросов. Да и не мое это дело, разбирать картину как искусствовед. Я этого не умею. Но одно могу сказать точно, что Базаров тоже не имел соответствующего образования, чтобы профессионально заявлять о том, что Рафаэль никому не нужен, и его картины тоже. Так что, это – дело вкуса.
И все же в этой, как говорят, несовершенной и скромной “Мадонне Конестабиле” есть другие качества, которые делают ее по-своему замечательной. И мне лично эта картина понравилась, потому что она очень простая, без претензий на что-либо. И в тоже время очень красивая.
По моему мнению, основная ее особенность – наполняющая всю картину легкая грусть. Она присутствует в образе Мадонны, совсем молоденькой и наивной девушки, и в простом, неброском пейзаже, мягко расстилающемся за ее спиной.
Природа играет роль фона для центрального образа. Фона, на котором так отчетливо видны персонажи. В картине царит весна, светлой зеленью покрыты невысокие пологие, уходящие вдаль холмы. На стройных тонких деревьях только начинают распускаться листья.
Основная черта облика Мадонны – задумчивость, и в то же время у меня такое ощущение, что ей все ясно. Ее фигура поставлена строго в центре произведения. Ребенок у нее на руках, Мадонна на него смотрит. Этим достигается необычайная гармоничность картины “Мадонна Конестабиле”.
Картина нарисована специально для небольшого формата. Ее даже трудно представить себе более значительного размера. По своему характеру она напоминает книжную иллюстрацию. И это еще одно ее качество, которое мне нравится. Вся картина сразу перед глазами, все видно. Она легко запоминается, и за автора не нужно ничего додумывать.
Также картина не квадратная или прямоугольная, как обычно, а круглая. Она прекрасно вписывается в эту форму и вся выдержана в мягких линиях: склоненная голова в покрывале, фигурка младенца.
Мне очень понравилась картина итальянского художника Рафаэля “Мадонна Конестабиле”. И мне совершенно непонятно, как Базаров мог протестовать против этого художника в частности и против искусства в целом?! Разве можно не понимать и не видеть красоты творчества? Жизнь героя, в таком случае, была просто бедна и неинтересна. Не удивительно, что автор убивает его в конце романа.
Творчество художников, музыкантов, писателей достойно быть понятым и продолженным. Нельзя просто так отмахиваться от того, что человек может сделать своими собственными руками!

(Пока оценок нет)

Другие сочинения:

  1. Пускай погибнут наши имена, лишь бы общее дело было спасено! П. В. Верньо Прощаясь в конце романа с Одинцовой, умирающий Базаров между прочим произносит важные для идейного содержания романа слова: “Я нужен России… Нет, видно, не нужен. Да и кто Read More ......
  2. Говоря о любовной лирике Ахматовой, нельзя не сказать несколько слов о чувствах самой поэтессы, о ее кумирах, о предметах ее восхищения. И одним из неоскудевающим источником творческой радости и вдохновения для Ахматовой был Пушкин. Она пронесла эту любовь через всю Read More ......
  3. Роман “Отцы и дети”, по определению русского писателя Владимира Набокова, – это “не только лучший роман Тургенева, но и одно из самых блистательных произведений XIX века”. Центральное место здесь занимают долгие Споры молодого разночинца нигилиста Евгения Базарова и стареющего аристократа Read More ......
  4. Главный герой этого романа – Евгений Васильевич Базаров. Это человек с очень сложным характером. В произведении он представлен нигилистом, то есть человеком, который отрицает все. Для него не существует никаких принципов, авторитетов. Жутко становится, когда слышишь его высказывания о великих Read More ......
  5. Роман “Отцы и дети”, по определению русского писателя Владимира Набокова, – это “не только лучший роман Тургенева, но и одно из самых блистательных произведений XIX века”. Центральное место здесь занимают долгие споры молодого разночинца нигилиста Евгения Базарова и стареющего аристократа Read More ......
  6. Роман появился на свет в 1862 году. В романе писатель противопоставил, с одной стороны, либералов-дворян – братьев Кирсановых, с другой стороны, – нигилиста, разночинца Базарова. Базаров был чрезвычайно прост: никогда не юлил. Говорил, что думал. Одевался просто даже в какой-то Read More ......
  7. Название поэмы “Медный Всадник”, являющийся памятником Петру I на Сенатской площади Петербурга, говорит о своеобразном подходе автора к освещению истории петровской эпохи. Великий царь Петр I представляется в поэме символическим образом Медного Всадника – огромного монументального памятника. Медный Всадник – Read More ......
  8. В русской литературе есть два романа, главных героев которых зовут Евгениями: “Евгений Онегин” и “Отцы и дети”. Случайно ли это совпадение имен? На мой взгляд, нет. Параллели между произведениями на этом не кончаются: у каждого Евгения свой младший друг; в Read More ......
Прав ли Базаров, говоря, что “Рафаэль гроша медного не стоит”?






2024 © winplast.ru.