Игнатий мариупольский мощи. День памяти святителя игнатия мариупольского. Спасение мощей святителя


Трудно представить, что именно на нашей донецкой земле около двух веков назад жил человек, личность которого и его современники, и потомки сопоставляли с личностью Божьего пророка Моисея. "Моисей Мариупольских греков" - так называют святителя Игнатия Мариупольского, митрополита Готфейского и Кафайского. Как пророк библейских времен Моисей избавил израильский народ от рабства египетского, так и святитель Игнатий избавил крымских греков от подчинения татарам.

Родился будущий святитель Игнатий в 1715 году на греческом острове Фермия (нынешний Китнос) в знатной благочестивой семье Гозадино. Родители назвали его Иаковом. Остров Фермия в то время находился под властью турок. Покоренные иноверцами греки, хотя и имели определенные права - как гражданские, так и религиозные, - никогда не забывали о том, что их родина была в прошлом центром всего православного мира. Они мечтали о ее возрождении и в этой надежде воспитывали своих детей.

Иноческое служение

Образование Иаков получил в Венеции, в созданной там Греческой коллегии. В самой Греции состояние образования было тогда не самым лучшим. После школы Иаков ощутил монашеское призвание, взял благословение родителей и отправился на Святую Гору Афон, где монашеский подвиг нес один из его близких родственников. Иаков всем сердцем полюбил иноческое житие с отречением от мирской суеты, поэтому еще юношей он принял монашеский постриг с именем Игнатий в честь великого святого Игнатия Богоносца. Пройдя все иерархические степени священства, вплоть до епископского сана, Игнатий (Гозадино) проявил себя как добрый и трудолюбивый пастырь, за что снискал любовь и уважение своих пасомых.

Сан митрополита

В 1769 году по решению Священноначалия Владыка в сане митрополита возглавляет в Тавриде Готфейско-Кафайскую кафедру . Он поселяется в Свято-Успенском монастыре недалеко от Бахчисарая. В то время Свято-Успенская обитель была светочем для всех христиан полуострова. Из этого монастыря святитель Игнатий управлял епархией, здесь молился за паству, размышлял над ее нелегкой судьбой. Внучатый племянник Святителя - Игнатий Иванович Гозадинов, повествует о жизни греков под властью татар и приводит ужасающие факты: "Какова же была жизнь бедных греков, совершенно порабощенных азиатскими народностями? Дабы всякий мог судить об этом, я приведу один-другой пример, переданный мне старичком-очевидцем, бывшим во время оно мальчиком при митрополите. Приходит один грек к Его преосвященству и со слезами говорит: "Эфенди! (Так величают турки и татары знатных особ) Эфенди! Мой четырехлетний сын, услышав, как муэдзин кричит на минарете: "Магомед ирресул алла", сам закричал то же; татары схватили ребенка и, сказав, что он перешел в ислам, омусульманили его". "Эфенди! - взывает другой. - Татарин выбил на улице из своей трубки остаток еще горевшего табаку, чтобы закурить от него вновь набитую трубку. Мой старый и почти слепой отец, не заметив этого, наступил на огонь. Увидев в этом оскорбление для себя, татарин, не долго думая, и не говоря ни слова, застрелил его, как собаку".

Семь трудных лет управлял своей кафедрой святитель Игнатий, вознося слезные молитвы за притесняемую паству. Господь открыл ему путь избавления от притеснений его единоверцев. Подобно Моисею, на святителя Игнатия возлагалась нелегкая миссия исхода православных греков из татарского Крыма в христианскую землю Русского Приазовья.

Во главе греков-переселенцев

Когда разразилась русско-турецкая война 1768-1774 гг. и Крым в 1771 г. был занят русскими войсками, архиепископ Игнатий через командующего русским оккупационным корпусом в Крыму В. М. Долгорукова обратился с письмами к Святейшему Синоду и к императрице Екатерине II с просьбой принять христиан в подданство России. Начались переговоры, в ходе которых было решено начать агитацию аз переселение православных греков на территорию Российской империи. В этом переселении была заинтересована сама Россия, ведь 30 тысяч человек, которых можно было вывести из Крыма, значительно ослабили бы Крымское ханство. Качества дипломата помогли святителю Игнатию добиться для своей паствы больших экономических и земельных льгот, но главным было то, что у греческого народа появилась возможность навеки избавиться от притеснений в сфере религиозной жизни.

Призыв начать подготовку к исходу прозвучал после Божественной Литургии 23 апреля 1778 года в пещерной церкви Свято-Успенского скита. Гонцы по всему полуострову оповестили единоверцев. Примечательно, что среди греков не оказалось ни одного предателя: турецко-татарские власти Крыма ничего не узнали о готовящемся событии и не сумели ему помешать. Оставив дома и могилы предков, в июне месяце, с великой святыней - Бахчисарайской иконой Божией Матери Одигитрией , название которой переводится как "Путеводительница", - греки отправились в путь. С собой они забрали также икону святого Георгия Победоносца из обители на Фиоленте. Военной стороной исхода руководил Александр Васильевич Суворов, а духовно-административной - владыка Игнатий. Около двадцати тысяч человек покинуло пределы турецко-татарского Крыма.

Во время странствования греков ожидало множество трудностей и страшных болезней, которые успешно преодолевались благодаря молитвам архипастыря Игнатия. Так, когда приключилась неизвестная страшная эпидемия в пути, святитель Игнатий молился священномученику Харлампию, и народ был спасен. Митрополит Игнатий, не жалея сил, трудился для своих пасомых, помогал им переносить тяготы пути - ни один человек не был обойден его заботой. Но как некогда евреи в пустыне, так и греки не всегда были благодарны полагавшему душу за них. Многие роптали, предлагали вернуться назад, сетовали на трудности пути. Однако, ничто не могло уменьшить любовь Владыки к своим духовным детям и он искренне радовался, что совершилось чудо милосердия Божия и народ его спасен.

Во граде Мариуполе

На русском берегу Азовского моря, где остановились переселенцы, по благословению митрополита Игнатия был заложен город Мариуполь , названный в честь Царицы Небесной, Покровительницы христиан в пути и в дальнейшей жизни на новом месте. Владыка перешел под омофор Русской Православной Церкви как викарный архиерей Херсонской и Славянской епархии, с сохранением титула митрополита Готфейско-Кафайского . За проявленный подвиг и мужество императрица Екатерина II наградила Святителя высокой наградой - бриллиантовой панагией.

Первейшей заботой митрополита Игнатия стало устроение духовной жизни пасомых: живя под покровительством православной державы, греки теперь уже беспрепятственно могли исповедовать веру Христову. Владыка основывал новые поселения, строил и освящал в них храмы. В одной из церквей Мариуполя установили принесенную из Крыма икону Божией Матери. Другую икону - святого Георгия Победоносца - Владыка оставил у себя: перед этим образом святитель Игнатий постоянно молился о благополучии своего народа.

Тяготы жизни на новом месте, опасность нападения турецких десантов, которые нередко высаживались на побережье с целью вернуть бежавших, - все это вызывало ропот малодушных людей. Они начали обвинять Святителя во всех своих бедах и нестроениях. Митрополит же все переносил со смирением. Архиепископ херсонский и таврический Гавриил, рукопись которого находится в Записках одесского общества истории и древностей (том 1-й 1861 года), указывает: "Во время построения Мариуполя главный основатель его, преосвященный Игнатий, заботясь об устроении для словесного стада своего пристанища, сам почти не имел его. Он жил, наравне с беднейшими из своих единоплеменников, в убогой, мрачной, сырой землянке. Сверх того, его посетило тут несчастье: возникший пожар превратил в пепел все его имущество; после чего хотя и построен был для него удобный дом, но святитель не находил в нем уже совершенного спокойствия, будучи тревожным частыми огорчениями от своих соотечественников".

В рукописи архиепископа Гавриила рассказывается о месте, где пребывал святитель Игнатий: "Он избрал для духовного отдохновения особое место, в шести верстах от города вверх по речке Кальмиус, где развел хороший фруктовый сад, выстроив в нем каменную келью для молитвословия. Поблизости оттуда сооружен был, также каменный, черепицей покрытый домик о пяти окнах. Здесь предполагал Преосвященный устроить монастырь во имя великомученика и победоносца Георгия, особенно греками почитаемого; но со смертию его пересеклись и все благородные его преднамерения".

Отношение соотечественников

В 1786 году после двухнедельной болезни Владыка отошел ко Господу . Похоронен он был в первом мариупольском храме - в соборе святого Харлампия. Но неблагодарность соотечественников еще долго не иссякала как по отношению к святителю, так и к его родне. "Загородный приют Преосвященного обветшал, сад заглох крапивою, а келья и молитвенный дом разрушаются. Со смертью его прекратилось и существование в Poccии eпархии Готфийской и Кафийской, с ним же и возникшей и продолжавшейся без малого семь лет", - рассказывает архиепископ Гавриил.

А вот что вспоминает И.И. Гозадинов: "Въехавши в город (Мариуполь) и проезжая по главной улице, я вдруг увидел возвышающийся передо мною великолепный новый храм, недалеко от старой Харламовской церкви. Сердце мое болезненно сжалось; я догадался, что могила деда-святителя осиротела. На другой день, отслужив обедню в новом благолепном соборе, я просил священника отслужить панихиду на месте, где покоятся останки деда. Засуетились об отыскании ключа от упраздненной церкви и с большим трудом где-то нашли его. Мы вошли в церковь и что же увидели? Церковь совсем опустошенная, а на могиле святителя, как будто нарочно, навалено всякого мусора выше человеческого роста. Больно мне было смотреть на это, и мы - я с дьяконом и сторожем - принялись было расчищать место могилы, но, видя, что наши труды ни к чему не приведут, принуждены были стать в сторонке и молиться..."

И все же через некоторое время имя Святителя, доселе находившееся под покровом полузабвения, вновь пробудило благодарную память о нем среди православных Русского Приазовья. Панихиды на могиле праведника собирали множество людей, проводились чтения и исторические изыскания о его жизни и трудах. Над склепом Владыки была установлена памятная доска.

16 февраля ― память святителя Игнатия Мариупольского. 239 лет назад он стал главным участником великих исторических событий: благодаря этому святому мужу более 30 тысяч греков покинуло пределы турецко-татарского Крыма. Об угоднике Божием, которого называют «Моисеем мариупольских греков», ― в проповеди Святогорского наместника.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

В сегодняшний день, братья и сестры, Церковь празднует память святителя Игнатия, митрополита Готфейского, Мариупольского чудотворца.

Сей угодник Божий был родом грек, жил в Крыму, где было очень много православных греков ещё со времён древней Византийской империи. Начиная с XIV века, Крым захватили татары, которые по сегодняшний день проживают на его территории. И по причине заселения их в Крыму, началось уничижение православного населения. Православные греки отстаивали право быть православными христианами на протяжении столетий, находясь во враждебном по вере государстве (Византия была под Турцией, а Крым ― под татарами, соответственно). И в XVIII веке, видно, терпения уже не стало, и митрополит Игнатий, который возглавлял епархию в Крыму, на Пасху собрал в Бахчисарайском монастыре всё православное греческое население, и перед этим договорившись с правительством России, с Екатериной II, он объявил о выходе греков из Крыма. Для охраны православных греков Екатерина II послала Суворова вместе с войсками, чтобы охранять этот исход. И как в древности Моисей выводил народ израильский из Египта в землю обетованную, так святитель Игнатий стал Моисеем для Крымских греков, выводя их уже в пределы теперешней нашей Донецкой области.

Они взяли с собой чудотворную икону Божией Матери, чудотворный образ святого великомученика Георгия Победоносца, и во главе с этими святынями приехали и основали город Мариуполь, посвятив его Божией Матери и вручив Её покрову (Мариуполь в переводе с греческого ― город Марии). И как говорит пословица: «Не стоит село без праведника, и город без святого», город во многом обязан молитвенному заступничеству святителя Игнатия Мариупольского. Он много перетерпел, как Моисей в своё время, потому что народ переселившийся роптал на неустроенность, на болезни возникшие, часто роптали и обвиняли владыку, что он их из Крыма вывел, как в своё время народ израильский роптал на Моисея, говоря: «Вернёмся назад, к котлам с египетским мясом», забывая, что в Египте они были в рабстве. Так и здесь точно так же, ему много пришлось перетерпеть, и только смирением, любовью и молитвой за народ он превозмогал все эти скорби.

После кончины его мощи были обретены абсолютно нетленными. Но ещё при жизни святитель Игнатий оставил завещание: «Я сгорю вместе с городом», ― говорил он. Его мощи были нетленны, хранились в Харлампиевском храме, затем после его закрытия сберегались православными. И вот во время Великой Отечественной войны, когда немцы, отступая, подожгли город Мариуполь, то сгорел и дом, где хранились мощи святителя Игнатия. И мощи уже собраны были верующими, то, что осталось ― уже обгоревшие их части. Поэтому они хранятся сейчас в небольшом ковчеге. Часть нетленных мощей святителя Игнатия лежит в иконе его, которая на аналое, и которая привезена была в обитель в день его прославления в Мариуполе.

А насколько угодники Божии участвуют в нашем спасении, молятся за нас, можно ярко проследить хотя бы на сегодняшнем примере (примеч. ред.: 16 февраля 2014 года ). Мы, братья и сестры, сегодня рукополагали отца Герасима. Уже давно он живёт здесь, недалеко семья его живёт в селе, купив дом. И родителям, конечно, благодарность и низкий поклон за то, что воспитали сына в страхе Божии, в стремлении к спасению, к благочестию и монашеству, смогли своим родительским благочестием и молитвами насадить в его душе добрые плоды, которые, дай Бог, ещё произрастут, и будут утешением для вашего родительского сердца. Но как-то уже и забылось, откуда переехала семья, и поэтому я хотел назначить хиротонию на Сретенье Господне. Но по некоторым сложившимся причинам пришлось хиротонию перенести на сегодняшний день, когда празднуется память святителя Игнатия Мариупольского. И вот вчера, приводя к присяге перед хиротонией в алтаре и заполняя соответствующие документы, я спросил: «Место рождения?» ― «Город Мариуполь», был ответ. И мало того, не только город Мариуполь, но он ещё с детства ходил в храм Николая Чудотворца, к отцу Николаю Марковскому, где мощи святителя Игнатия Мариупольского хранятся. И кроме этого, он ещё в семилетнем возрасте с воскресной школой храма этого, с отцом Гавриилом, с архидьяконом, приехал сюда к нам, в святую обитель впервые, и здесь уже и остался сердцем своим. И уже, хотя, казалось бы, вот, молодого постригли в монахи, и молодого рукоположили в дьяконы, но он-то молодой, а стаж у него уже взрослый ― с семи лет любовь к этому святому месту, к нашей святой обители.

И я думаю, что ничего зря не бывает, братья и сестры. И то, что святитель Игнатий Мариупольский, под покровом которого он возрастал, перенёс на сегодняшний день его хиротонию, на день своей памяти, это говорит, что он за него молился, покровительствовал и поныне покровительствует о нём, как о уроженце Мариуполя, прихожанине своего храма, где хранятся его святые мощи. Для людей невнимательных всё ― случайность, а для людей благоговейных и внимательных во всём промысел Божий. И я вижу здесь промысел Божий, молитвенное предстательство угодника Божия. И вот как раз ― яркий пример тому, как угодники Божии участвуют в нашей жизни. Мы даже подчас и не знаем, как они за нас молятся, как они за нас предстательствуют, как они за нас переживают и наставляют на всякое доброе дело. И вот такие моменты, такие случаи как раз показывают об их, угодников Божиих, любви к нам.

Поэтому молитесь и вы, братья и сестры, святителю Игнатию Мариупольскому. Потому что он сегодня был внимателен и любвеобилен к новорукоположенному дьякону, отцу Герасиму, но может с такой же любовью молиться и за каждого из вас, лишь бы вы с любовью тоже почитали сего угодника Божия, и наше почитание не шло бы вразрез с благочестием нашей жизни. Чтобы она была благочестива, а не только по названию носили мы звание христиан, чтобы и образ жизни был соответствующий.

Святитель Игнатий мог бы спокойно и при том турецком правительстве, будучи митрополитом, как-то устроить свою жизнь, не обращая внимания на народ. Он ушёл вместе с народом и терпел скорби, болезни, холод, лишения, нестроения, но народ свой не оставил и остался с народом по сегодняшний день как молитвенник за народ православный, недаром сегодня Евангелие читалось: «Пастырь добрый душу свою полагает за овцы » (Ин. 10:11). Храни всех Господь и Царица Небесная, за молитвы святителя Игнатия Мариупольского, покровителя нашего края, угодника, имеющего такую любовь к своей пастве, аминь.

Более 200 лет назад Игнатий Мариупольский прославился тем, что вывел из Крыма в Приазовье греков, пребывавших под татарским гнетом, поселил их на берегах Азовского моря, основав тем самым город Мариуполь и еще 23 населенных пункта, благополучно существующие и поныне.

В эти дни в память о подвиге святого Игнатия проходит своеобразная акция — автопробег на ретро-автомобилях из Бахчисарая (места исхода крымских греков) до Мариуполя, а затем и Донецка. В автопробеге участвуют священники, они везут с собой икону святителя Игнатия Мариупольского. В храмах по пути следования они будут служить молебны в честь этого святого, а также читать лекции и рассказывать людям об Игнатии Мариупольском, чтобы ширилось его почитание. А ведь при жизни святителя Игнатия, да и первые сто лет после его смерти имя этого человека мало что говорило простому народу… Более того, выведенные из Крыма греки далеко не все были довольны изменениями в своей судьбе, ведь они покинули цветущий Крым и начали осваивать нетронутые земли. Однако масштаб совершенного Игнатием Мариупольским объективно оценили его дальние потомки и прославили его в лике святых.

От Черного моря к Азовскому

О жизни Игнатия Мариупольского сведений сохранилось не так уж и много. Известно, что родился он в 1715 году на греческом острове Фермия (нынешний Китнос) в знатной благочестивой семье Гозадини. Родители назвали его Иаковом. Остров Фермия в то время находился под властью турок. Покоренные иноверцами греки хотя и имели определенные гражданские и религиозные права, но никогда не забывали отом, что их родина была в прошлом центром всего православного мира. Они мечтали о ее возрождении и в этой надежде воспитывали детей.

Образование Иаков получил в Венеции, в созданной там Греческой коллегии.

После школы он взял благословение у родителей и отправился на Святую Гору Афон, где монашеский подвиг нес один из его близких родственников. Там еще юношей он принял монашеский постриг с именем Игнатий в честь великого святого Игнатия Богоносца. Затем он прошел все иерархические степени священства и получил епископский сан.

Современники характеризовали святителя Игнатия как «мужа честного, богобоязненного, доброго нрава, скромного по внешнему поведению и душевному расположению, монаха с юности целомудренного, бдительного, ведущего себя прилично ангельскому образу, благочестивого, обладавшего достаточною деловитостью и опытностью в ведении церковных дел».

В 1769 году по решению священноначалия святитель Игнатий в сане митрополита возглавил в Тавриде Готфейско-Кафайскую кафедру. Он поселился в Свято-Успенском монастыре недалеко от Бахчисарая. Здесь и пригодились ему его природные организаторские способности, подмеченные его современниками. За семь лет, проведенные здесь, святитель Игнатий неоднократно становился свидетелем притеснения крымских греков татарским населением. Однако опасность была не только физическая: святитель Игнатий с горечью отмечал, что часть греческого населения — исконного носителя православия — отатаривается… И тогда владыка начал писать императрице Екатерине с просьбой принять греков-христиан в подданство России. Письма святителя Игнатия попали на благодатную почву. Екатерина II видела в современных ей греках наследников Древней Греции, носителей мощной культуры и спасти их от татарского ига посчитала делом государственной важности. Кроме того, она понимала, что массовый исход греков ослабит экономику Крымского полуострова и Россия сможет установить над ним полный контроль (что вскоре и произошло). Так или иначе, но императрица определила грекам места для проживания на берегу Азовского моря, а великий полководец Александр Суворов оказывал военную поддержку этому исходу.

«Моисей мариупольских греков»

Агитация за переселение среди греков проходила в течение нескольких месяцев в глубочайшей тайне от татар. Примечательно, что не нашлось ни одного предателя: исход греков стал для татар неожиданностью, они не смогли ему помешать.

Так, в июне 1778 года, оставив свои дома и могилы предков и взяв с собой великую святыню — Бахчисарайскую икону Бо-жией Матери «Одигитрия»(«Путеводительница»), греки отправились в путь. С собой они забрали также икону святого Георгия Победоносца из обители на Фиоленте. Тогда около 20 тысяч человек покинули пределы турецко-татарского Крыма.

Путь был нелегким. Как и библейского Моисея, святителя Игнатия, случалось, обвиняли в том, что это по его милости люди терпят лишения похода. Он же терпеливо сносил упреки и постоянно молился. Вскоре среди греков вспыхнула эпидемия неизвестной болезни. Владыка начал молиться священномученику Харлампию, и народ был спасен. И хотя многие роптали, предлагали вернуться назад, сетовали на трудности пути, святитель Игнатий радовался чуду исцеления больных и не впадал в отчаяние от того, что его труды не были оценены по достоинству.

На русском берегу Азовского моря, где остановились переселенцы, по благословению митрополита Игнатия был заложен город Мариуполь, названный в честь Царицы Небесной, Покровительницы христиан в пути и в дальнейшей жизни на новом месте. Владыка перешел под омофор Русской Православной Церкви как викарный архиерей Херсонской и Славянской епархии с сохранением титула митрополита Готфейско-Кафайского. За проявленные подвиг и мужество императрица Екатерина II наградила его бриллиантовой панагией.

На новом месте святителя Игнатия ожидали новые заботы. Он основывал поселения, строил и освящал храмы. Жизнь переселенцев не была безоблачной: на берег нередко высаживались турецкие десанты с целью вернуть бежавших, и многие по-прежнему считали владыку виновным в своих бедах. Тот же переносил все со смирением. Примечательно, что, устраивая жизнь своей паствы, сам святитель жил в убогой землянке. Дом ему построили только тогда, когда вспыхнувший в землянке пожар уничтожил все скудное имущество владыки…

В рукописи архиепископа Гавриила рассказывается о месте, где пребывал святитель Игнатий: «Он избрал для духовного отдохновения особое место — в шести верстах от города вверх по речке , где развел хороший фруктовый сад, выстроив в нем каменную келью для молитвословия. Поблизости оттуда сооружен был также каменный, черепицей крытый домик о пяти окнах. Здесь предполагал преосвященный устроить монастырь во имя великомученика и победоносца Георгия, особенно греками почитаемого, но со смертию его пресеклись и все благородные его преднамерения».

В 1786 году после двухнедельной болезни владыка отошел ко Господу. Похоронен он был в первом мариупольском храме — в соборе святого Харлампия. Но неблагодарность соотечественников еще долго не иссякала как по отношению к святителю, так и к его родне. «Загородный приют преосвященного обветшал, сад заглох крапивою, а келья и молитвенный дом разрушаются. Со смертью его прекратилось и существование в России епархии Готфийской и Кафийской, с ним же и возникшей и продолжавшейся без малого семь лет», — рассказывает архиепископ Гавриил.

Спасение мощей святителя

Со временем благодарные потомки стали возрождать память о святителе Игнатии. Однако вскоре наступило новое испытание: революция, война, разруха.

В 1936 году Свято-Харлампиевский собор Мариуполя был разрушен, а гроб святителя Игнатия вскрыт безбожниками. Тогда же обнаружилось, что мощи его нетленны. Как вспоминают очевидцы, было такое ощущение, что владыка просто уснул, сидя в кресле (по греческому обычаю епископов погребают в сидячем положении). Мощи перенесли в подвал Краеведческого музея, а в годы оккупации, когда немцы разрешили открыть собор в одной из пятиэтажек Мариуполя, нетленные мощи святителя были доставлены туда. Их поместили в часовню внутри собора и каждый понедельник служили по святителю панихиду.

Протоиерей Василий Мултых так вспоминал о последующих событиях: «При отступлении немцы подожгли множество зданий, в число которых входила пятиэтажка, где находился кафедральный собор. Я не могу передать состояние моей души при виде горящего храма и находящихся там святых мощей. Ужас охватывал меня при мысли, что там, в кафедральном соборе, в огне погибает последняя святыня нашего многострадального народа — приазовских греков. Я не мог дождаться того дня, когда утихнет пламя. Каждый день я приходил к зданию с одной целью — скорее войти в него, чтобы спасти мощи».

Оказалось, что часть мощей уцелела. Василий Мултых собрал их в деревянный ковчег. После войны мощи пребывали в церкви Преображения Господня, затем в Портовской церкви, откуда в 1997 году были торжественно перенесены в Свято-Никольский кафедральный собор в Новоселовке.

Плоды трудов

Теперь, с расстояния 225 лет, мы можем оценить подвиг святителя Игнатия, потому что видим плоды его трудов. Что же мы имеем на сегодняшний день? По итогам переписи 2001 года современная греческая диаспора Приазовья насчитывает 91,5 тыс. человек. Действуют греческие школы, гуманитарный университет, культурные центры, греки Приазовья издают свою газету и активно сохраняют язык вплоть до диалектов: выпускаются словари, ведется научная работа. А главное — приазовские греки остались православными, так что миссия святителя Игнатия оказалась выполненной в таком объеме, который и не снился тем переселенцам, упрекавшим его в том, что он — причина их бедственного положения…

11 июня 1997 года Священный Синод Украинской Православной Церкви, заслушав рапорт Преосвященного Илариона, архиепископа Донецкого и Мариупольского, принял решение о причислении святителя Игнатия (Гозадини), митрополита Готфейского и Кафайского к лику святых. Торжественный чин прославления митрополита Игнатия был совершен 15 ноября 1998 года в Свято-Николаевском кафедральном соборе города Мариуполя.

Так окончилось время несправедливых гонений и недолжного отношения к памяти святого, так прославил Господь верного Своего служителя. Теперь к святителю Игнатию как к своему небесному покровителю возносит молитвы православная паства всего Донецкого края. В Мариуполе святителю установлен памятник, а в Донецке на территории в 2003 году был освящен храм в честь святителя Игнатия Мариупольского, где каждый день возносятся молитвы о благополучии трудящегося народа святому покровителю Донбасса.

Два столетия назад место, где ныне стоит большой приморский город Мариуполь, было свидетелем великих исторических событий. Когда думаешь о происшедшем здесь в те дни, невольно вспоминаются Библейские события Исхода евреев из Египетского рабства в Землю Обетованную под предводительством Великого Пророка Моисея. Тогда Бог послал Моисея Израилю, чтоб вывести их из страны рабства. Тех, которые на пути к свободе не всегда будут благодарны, и в ропоте на тяготы исхода не раз обвинят Моисея в своих бедах, но укрепляемые Божией помощью они всё же достигнут желанной свободы и жизнь их народа будет спасена для прославления имени Божьего.

В тяжёлые дни страданий Крымских греков под игом жестокого агарянского нечестия, когда впрямую нависла над ними угроза уничтожения за исповедание веры Христовой, Бог послал им великого святителя, Своего преданного слугу. Который всем сердцем и разумением возлюбил Бога и ближнего, и стал для страдальцев тем Моисеем, который вернул им право на жизнь, избавив от нависшей смертельной угрозы от рук мусульманских правителей.

Ещё при жизни своей Митрополит Игнатий говорил: «Через Церковь и от Церкви исходит уже небесное благословение и очевидный успех на всякие человеческие дела, работы и предприятия».

Избранник Божий родился в Греции на острове Фермия в знатном благочестивом роде Гозадино в начале десятых годов восемнадцатого столетия. Воспитываясь с юных лет на Афоне, где монашеский подвиг нёс один из его близких родственников, он всем сердцем полюбил иноческое житие с отречением от мирской суеты. Потому ещё в юных летах он принимает монашеский постриг с именем Игнатий.

Став пастырем и пройдя все иерархические степени священства, вплоть до епископского сана, он проявил себя как добрый и неленостный пастырь, за что снискал любовь и уважение своих пасомых. Константинопольский Патриарх отметил его доброе служение на ниве Божией тем, что поставил в архиепископском сане на должность члена Патриаршего Синклита.

Современники характеризуют его как мужа честного, богобоязненного, доброго нрава, скромного по внешнему виду и поведению, целомудренного, бдительного, ведущего себя прилично ангельскому образу, благочестивого, обладавшего достаточной, опытного в ведении церковных дел и отличавшегося богатыми природными способностями.

В 1769 году Владыка становится приемником в Бозе почившего преосвященного Гедеона, и возглавляет в Тавриде Готфейско-Кефайскую кафедру. Именно здесь надлежит ему совершить великое дело исхода православных греков из Татарского Крыма в христианскую землю Русского Приазовья. Он поселился в скиту возле греческого селения Марианополя. Неподалеку от Бахчисарая, где была резиденция Крымских ханов. Семь трудных лет управлял своей кафедрой на этом месте святитель Игнатий, вознося слёзные молитвы у престола Божия за притесняемую паству.

Осознавая нависшую над православными угрозу духовного и физического уничтожения, он начал переговоры с Российским правительством и добился принятия в русское подданство Крымских христиан. После Божественной Литургии, 23 апреля 1778 года в пещерной церкви Свято-Успенского скита, он призвал верных начать подготовку к исходу из страны рабства и унижения. Гонцы по всему полуострову оповестили единоверцев, и не нашлось ни одного предателя, почему турецко-татарские власти Крыма ничего не узнали о готовящемся событии, и не сумели ему помешать.

Оставив свои дома и могилы предков, в июне месяце, с великой святыней – Бахчисарайской иконой Божией Матери, они вышли в путь. Военной стороной дела руководил Александр Суворов, а духовно-административной – Владыка Игнатий. Более тридцати тысяч человек покинуло пределы турецко-татарского Крыма. За проявленные подвиг и мужество, императрица Екатерина наградила святителя высокой наградой –»бриллиантовой панагией».

По молитвам архипастыря, во время странствования преодолевали беженцы и трудности и страшные болезни. Так, когда приключилась неизвестная страшная эпидемия в пути, он молился священномученику Харлампию, который перед этим ему явился в видении. Уже на русском берегу Азовского моря, где остановились переселенцы, по благословению Митрополита Игнатия был заложен город Мариуполь, где и основал он новую кафедру как правящий архиерей под омофором Русской Православной Церкви. Город в честь Царицы Небесной, их Покровительницы в пути следования и в дальнейшей жизни на новом месте.

Став русскими подданными и свободными людьми, живя под покровительством и защитой православной державы, они теперь уже беспрепятственно могли исповедывать веру Христову. Первейшей заботой Мариупольского Митрополита Игнатия стало устроение духовной жизни пасомых. Но тяготы и лишения на новом месте, опасность нападения от турецкого десанта, нередко высаживавшегося на побережье с целью вернуть бежавших своих рабов, – всё это вызывало ропот и малодушие людей. Они начали обвинять святителя во всех своих бедах и нестроениях.

Это тяжелейшее испытание молитвой и кротостью превозмог святитель. Он поселился в шести верстах от города в построенной им каменной келии. 3 февраля (ст.ст.) 1786 года после двухнедельной болезни Владыка отшёл ко Господу. Похоронен он был в первом Мариупольском храме – в соборе Святого Харалампия.

Через некоторое время имя святителя, доселе находившееся под покровом полузабвения, вновь пробудило благодарную память о нём среди православных Русского Приазовья. Панихиды на могиле праведника собирали множества людей, проводились чтения и исторические изыскания о его жизни и трудах.

Но пришли годы страшного атеистического тоталитарного лихолетья, попрания святынь и гонений на Святую Веру Христову. В 1936 году безбожники Свято-Харлампиевский собор разрушили, а гроб святителя вскрыли. Тогда же и обнаружилось, что мощи его нетленны. Во время оккупации, когда вновь были открыты храмы, тело его перенесли в церковное здание. При освобождении Мариуполя, подожжённый немцами город горел, вместе с ним горели и святые мощи. Так исполнилось предсказание святителя, что тело его сгорит вместе с городом. И всё же, часть мощей уцелела. Стараниями верующих эта часть хранилась ими до 1992 года, когда гробничка со святыней была передана в Свято-Николо-Преображенский портовый храм Мариуполя.

Митрополит Игнатий был последним святителем с титулом Готфейский и Кефайский. Благодарные жители Мариуполя помнят об основателе прекрасного приморского города в честь Пресвятой Девы Марии. Православные помнят труды и заботы о спасении пасомых, его любовь и незлобие к тем, которые, как некогда и евреи в пустыне, не всегда были благодарны к полагавшему душу за них. Но, движимый любовью, он искал прославления имени Божия, и никакие искушения не могли привести в отчаяние души, радовавшейся о совершившемся чуде милосердия Божия и спасения ближнего. Ибо «любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестаёт…»

И мы, ныне радующиеся о прославлении угодника Божия, да сподобимся молитвами его вместе с ним быть наследниками Царствия Небесного и там воспевать в Троице славимого и покланяемого Бога во веки веков.

https://azbyka.ru/

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Митрополит Игнатий (в миру Иа́ковос Гозади́ноc , греч. Ιάκωβος Γοζαδίνος или Иаков Хазадинов ; (1715 ) , Греция - 16 февраля , Мариуполь) - епископ Русской православной церкви , ранее - Константинопольской православной церкви, митрополит Готфский и Кефайский .

Биография

Святитель Игнатий родился на острове Фермия в Греции в 1715 году и принадлежал знатному роду Гозадинов. С юных лет воспитывался на святой горе Афон , где он и принял монашеский постриг. Позже был рукоположен в священники , затем возведён в епископский сан. Впоследствии был вызван в Константинополь и назначен членом Вселенского патриаршего синклита и возведен в сан архиепископа .

После смерти в 1769 году митрополита Готфского и Кефайского Гедеона поставлен митрополитом на его кафедру.

23 апреля 1771 года Игнатий прибыл в Крым . Игнатий поселился в Успенском скиту возле греческого селения Мариамполь , ставшем в XVIII веке резиденцией Готского митрополита. Приезд святителя на полуостров совпал с разгаром очередной русско-турецкой войны . Опасаясь полного духовного порабощения и физического уничтожения своей паствы, святитель обратился к русскому правительству с прошением принять крымских христиан в русское подданство и дать им землю для поселения.

Митрополит Игнатий умер 16 февраля 1786 года и был похоронен справа перед иконостасом в соборной церкви святого Харлампия (на месте нынешнего ДОСААФа) в Мариуполе по восточному обычаю: в склепе были поставлены кресла, и митрополит в полном архиерейском облачении сидит в этих креслах.

В 1788 году была упразднена Готфская митрополия и присоединена к Славянской епархии .

Канонизация и почитание

11 июня 1997 года решением Священного Синода Украинской православной церкви (Московского Патриархата) был причислен к лику святых. День памяти - 3 (16) февраля .

15 ноября 1998 году, в Свято-Николаевском кафедральном соборе города Мариуполя, был совершён чин прославления святителя Игнатия Мариупольского .

Напишите отзыв о статье "Игнатий Мариупольский"

Примечания

Ссылки

  • Иеродиакон Тихон (Васильев) на сайте Православие.Ru , 4 августа 2008 года
  • //Сайт «Греки Украины».
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • на YouTube (укр.)

Отрывок, характеризующий Игнатий Мариупольский

– Ребята! – крикнул громким, самоуверенным и веселым голосом Милорадович, видимо, до такой степени возбужденный звуками стрельбы, ожиданием сражения и видом молодцов апшеронцев, еще своих суворовских товарищей, бойко проходивших мимо императоров, что забыл о присутствии государя. – Ребята, вам не первую деревню брать! – крикнул он.
– Рады стараться! – прокричали солдаты.
Лошадь государя шарахнулась от неожиданного крика. Лошадь эта, носившая государя еще на смотрах в России, здесь, на Аустерлицком поле, несла своего седока, выдерживая его рассеянные удары левой ногой, настораживала уши от звуков выстрелов, точно так же, как она делала это на Марсовом поле, не понимая значения ни этих слышавшихся выстрелов, ни соседства вороного жеребца императора Франца, ни всего того, что говорил, думал, чувствовал в этот день тот, кто ехал на ней.
Государь с улыбкой обратился к одному из своих приближенных, указывая на молодцов апшеронцев, и что то сказал ему.

Кутузов, сопутствуемый своими адъютантами, поехал шагом за карабинерами.
Проехав с полверсты в хвосте колонны, он остановился у одинокого заброшенного дома (вероятно, бывшего трактира) подле разветвления двух дорог. Обе дороги спускались под гору, и по обеим шли войска.
Туман начинал расходиться, и неопределенно, верстах в двух расстояния, виднелись уже неприятельские войска на противоположных возвышенностях. Налево внизу стрельба становилась слышнее. Кутузов остановился, разговаривая с австрийским генералом. Князь Андрей, стоя несколько позади, вглядывался в них и, желая попросить зрительную трубу у адъютанта, обратился к нему.
– Посмотрите, посмотрите, – говорил этот адъютант, глядя не на дальнее войско, а вниз по горе перед собой. – Это французы!
Два генерала и адъютанты стали хвататься за трубу, вырывая ее один у другого. Все лица вдруг изменились, и на всех выразился ужас. Французов предполагали за две версты от нас, а они явились вдруг, неожиданно перед нами.
– Это неприятель?… Нет!… Да, смотрите, он… наверное… Что ж это? – послышались голоса.
Князь Андрей простым глазом увидал внизу направо поднимавшуюся навстречу апшеронцам густую колонну французов, не дальше пятисот шагов от того места, где стоял Кутузов.
«Вот она, наступила решительная минута! Дошло до меня дело», подумал князь Андрей, и ударив лошадь, подъехал к Кутузову. «Надо остановить апшеронцев, – закричал он, – ваше высокопревосходительство!» Но в тот же миг всё застлалось дымом, раздалась близкая стрельба, и наивно испуганный голос в двух шагах от князя Андрея закричал: «ну, братцы, шабаш!» И как будто голос этот был команда. По этому голосу всё бросилось бежать.
Смешанные, всё увеличивающиеся толпы бежали назад к тому месту, где пять минут тому назад войска проходили мимо императоров. Не только трудно было остановить эту толпу, но невозможно было самим не податься назад вместе с толпой.
Болконский только старался не отставать от нее и оглядывался, недоумевая и не в силах понять того, что делалось перед ним. Несвицкий с озлобленным видом, красный и на себя не похожий, кричал Кутузову, что ежели он не уедет сейчас, он будет взят в плен наверное. Кутузов стоял на том же месте и, не отвечая, доставал платок. Из щеки его текла кровь. Князь Андрей протеснился до него.
– Вы ранены? – спросил он, едва удерживая дрожание нижней челюсти.
– Раны не здесь, а вот где! – сказал Кутузов, прижимая платок к раненой щеке и указывая на бегущих. – Остановите их! – крикнул он и в то же время, вероятно убедясь, что невозможно было их остановить, ударил лошадь и поехал вправо.
Вновь нахлынувшая толпа бегущих захватила его с собой и повлекла назад.
Войска бежали такой густой толпой, что, раз попавши в середину толпы, трудно было из нее выбраться. Кто кричал: «Пошел! что замешкался?» Кто тут же, оборачиваясь, стрелял в воздух; кто бил лошадь, на которой ехал сам Кутузов. С величайшим усилием выбравшись из потока толпы влево, Кутузов со свитой, уменьшенной более чем вдвое, поехал на звуки близких орудийных выстрелов. Выбравшись из толпы бегущих, князь Андрей, стараясь не отставать от Кутузова, увидал на спуске горы, в дыму, еще стрелявшую русскую батарею и подбегающих к ней французов. Повыше стояла русская пехота, не двигаясь ни вперед на помощь батарее, ни назад по одному направлению с бегущими. Генерал верхом отделился от этой пехоты и подъехал к Кутузову. Из свиты Кутузова осталось только четыре человека. Все были бледны и молча переглядывались.
– Остановите этих мерзавцев! – задыхаясь, проговорил Кутузов полковому командиру, указывая на бегущих; но в то же мгновение, как будто в наказание за эти слова, как рой птичек, со свистом пролетели пули по полку и свите Кутузова.
Французы атаковали батарею и, увидав Кутузова, выстрелили по нем. С этим залпом полковой командир схватился за ногу; упало несколько солдат, и подпрапорщик, стоявший с знаменем, выпустил его из рук; знамя зашаталось и упало, задержавшись на ружьях соседних солдат.
Солдаты без команды стали стрелять.
– Ооох! – с выражением отчаяния промычал Кутузов и оглянулся. – Болконский, – прошептал он дрожащим от сознания своего старческого бессилия голосом. – Болконский, – прошептал он, указывая на расстроенный батальон и на неприятеля, – что ж это?
Но прежде чем он договорил эти слова, князь Андрей, чувствуя слезы стыда и злобы, подступавшие ему к горлу, уже соскакивал с лошади и бежал к знамени.
– Ребята, вперед! – крикнул он детски пронзительно.
«Вот оно!» думал князь Андрей, схватив древко знамени и с наслаждением слыша свист пуль, очевидно, направленных именно против него. Несколько солдат упало.







2024 © winplast.ru.