Грамматические языковые средства. Грамматические средства современного русского языка. Грамматические средства языковой выразительности


Рассмотрим основные понятия, которыми оперирует грамматика.

Грамматическая форма – языковой знак, в котором грамматическое значение находит свое регулярное (стандартное) выражение.

Понятие грамматической формы применимо как к словесной, так и к синтаксической единице.

Структура грамматической формы слова: грамматические средства , присоединенные к основе . Грамматическое средство выступает в качестве формального показателя грамматического значения. Так, в лексеме ноги флексия И маркирует значение множественного числа, именительного падежа существительного женского рода; в англ.dogs аффикс S указывает на реализацию значения множественного числа существительного. Система грамматических проявлений (грамматических средств) каждого языка находится в жесткой зависимости от его морфологического типа. Так, в языках синтетического типа превалируют синтетические средства выражения грамматического значения (флексия, аффикс и под.), в аналитических языках, соответственно, – аналитические (предлог, артикль и под.). Перечень известных языкам мира грамматических средств (выход на Кадр 3) бесконечен.

Грамматических средств

Виды грамматических средств

Рассмотрим ряд наиболее «уловимых» для нас грамматических средств.

1) Аффиксаци я

Существует два типа аффиксации: агглютинация и флексия.

При агглютинации грамматическое значение выражается путем присоединения стандартных, однозначных аффиксов к корню слова: тюркск. бола (ребенок) болалар (дети) . Флексия предполагает наличие синкретичного окончания, проявляющее значение ряда грамматических категорий одновременно: кошка – кошки .

2) Служебные слова (частицы, предлоги, послелоги, союзы, частицы, артикли) – одно из аналитических средств выражения грамматического значения: кино – в кино , англ. school – in school .

3) Ударение – чаще выступает как дополнительное средство грамматического выражения (вода – во ды ), но иногда становится единственным (кроме контекста) грамматическим маркером (руки – ру ки ).

4) Интонация – один из основных грамматических показателей синтаксических категорий в ряде языков (Он пришел. – Он пришел? ).

5) Фонетические чередования различного типа чаще выступают как дополнительные грамматические средства, но иногда приобретают статус основных (нем. Mu tter – Mü tter; Wa ld (лес) – Wö lder ).

6) Супплетивизм – явление, при котором разные грамматические формы образуются от разных корней: (человек – люди, ребенок – дети , англ. I – me, am – is – are ).



7) Редупликация – «удвоение» грамматического показателя, характерно, например, для ряда австралийских языков (kutu (глупый) – kukututu (очень глупый), api (огонь) – api-api (спички), laki (муж) – lalaki (мужчина).

8) Порядок слов – средство, наиболее значимое для языков с несвободным порядком слов (англ. It is a book. – Is it a book? ).

Список грамматических средств можно продолжить. Отметим, что в их число могут включаться средства письменной формы языка, например, в немецком языке маркером принадлежности слова к классу имен существительных является заглавная буква.

––––––

В систему грамматических средств высказывания (синтаксической единицы) включаются интонация, порядок слов, частицы, союзы и т.д. (В высказывании А был ли мальчик? Грамматическое значение вопросительности реализуется с помощью частицы ЛИ и особой вопросительной интонации, на письме выраженной вопросительным знаком).

Грамматическая категория – одно из важнейших понятий грамматики. Грамматическая категория представляет систему противопоставленных друг другу рядов грамматических форм с однородными значениями (парадигма грамматических значений).

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Значениями

Минимальное количество грамматических значений, обобщенных в категорию, – два. Такова грамматическая категория числа в большинстве современных языков (единственное/множественно число). Грамматические значения внутри каждой категории выражаются определенными грамматическими формами, где грамматические средства являются регулярными. Так, для грамматической категории определенности в английском языке регулярными средствами выражения грамматических значений являются артикли a / the , в немецком, соответственно, – ein / das , во французском – une / la , в испанском – una / la .



––––––

Система грамматических категорий каждого языка определяет их типологические различи я .

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Типологические различи

Языки мира различаются:

по количеству и составу грамматических категорий (категория вида – имеется в русской грамматической системе, но отсутствует во многих других языках; категория определенности/неопределенности, наоборот, в русском языке отсутствует; категория вежливости (респективности) присуща японскому и корейскому языкам и др.);

по количеству противопоставленных членов в рамках одной и той же категории (падежей в русском – 6, в немецком – 4, в английском – 2, в некоторых дагестанских – до сорока шести);

по тому, какие части речи и каким образом реализуют ту или иную категорию (в ненецком у существительных – лицо и время и т.д.).

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Грамматическая категория представляет собой один из типов языковой категоризации, в основе которой – общий для группы языковых элементов способ формализации максимально обобщенного, абстрактного значения. Ему может быть противопоставлена категория лексическая (семантическая), в основе которой – общий семантический признак, не связанный с типовым его выражением (категория цветообозначений включает лексемы желтый, синий, зеленый , а также синева, лазурь и т.д.). Промежуточное положение занимает лексико-грамматический (семантико-грамматический разряд) разряд, в рамках которого семантический признак находитрегулярное формальное выражение и проявляется в особенностях грамматического функционирования соответствующих единиц языка.

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Грамматические средства − это любые материально выраженные лингвистические средства, сопровождающие установление грамматических отношений в системе языка. Грамматические средства восходят либо к единицам грамматики (знакам), либо к фигурам плана выражения или плана содержания. Минимальными (грамматическими) знаковыми единицами являются морфемы.

Морфема – это минимальная грамматическая единица, которая служит элементом парадигматических и синтагматических отношений в системе языка. В принципе, морфемой может стать всякая часть слова, которая способна войти в состав определенной парадигмы или синтагмы. Существует и другое определение морфемы как минимальной значащей части слова. Такое определение выдвигается в соответствии с лексико-грамматическим принципом лингвистических исследований. Оно практически исключает из состава морфем части слова, повторяющиеся в других словах, то есть образующие парадигму, но не имеющие явно выраженного значения. Например, показатели классов глаголов: реш- и -ть – реш- а -ть . Такой подход в значительной мере обедняет описание грамматических возможностей языка.

В принципе, первый и второй подходы к описанию грамматики различаются следующим образом: при первом подходе вначале определяются (чаще всего, интуитивно) основные грамматические значения грамматических форм и моделей, а затем на этой основе формируются представления о грамматических формах; при втором подходе грамматические формы и модели определяются на основе грамматических отношений, и только после построения основных грамматических моделей устанавливается корреляция между ними и значениями лексических парадигм, образующих грамматические категории (то есть классы лексических парадигм, обслуживающих ту или иную грамматическую категорию).

Грамматические средства, которые служат для дифференциации грамматических категорий в языке, восходят либо к фонетическим средствам, либо к морфологическим, словообразовательным и синтаксическим, либо к семантическим средствам.

К грамматическим средствам фонологического (фонетического) происхождения относятся непозиционные чередования фонем (морфонемы ), или внутренняя флексия . В индоевропейских языках морфонологические чередования довольно обычное и частое явление. Например, в русском языке морфонемы появляются при словообразовательных отношениях (муха – мушка, нога – ножка, рука – ручка, любить – влюбленность, носить – ноша, водить – вождение, доска – дощатый, сток – сточный, друг – дружный, блоха – блошиный, тихий – тишь ), либо в словоизменительных формах глаголов (возить – вожу, писать – пишу, ходить – хожу, копить – коплю, пахать – пашу, макать – мочу, сладить – слажу . Примеры из английского языка: child – children, tooth – teeth, mouse – mice, woman – women, foot – feet, speak – spoke – spoken, see – saw – seen, take – took – taken, be – was (were) – been .

Следующим грамматическим средством фонологического происхождения выступает ударение , например: руки – руки, ноги – ноги . В английском языке: export export .

В качестве грамматического средства фонологического происхождения в некоторых случаях выступает интонация . С помощью интонации мы можем разграничить предложения по цели высказывания: Сегодня хорошая погода. Сегодня хорошая погода? Сегодня хорошая погода! Усталая мать нуждалась в отдыхе. Усталая, мать нуждалась в отдыхе. С помощью интонации меняются типы сложных предложений: Лес рубят, щепки летят… (интонация перечисления в сложносочиненном предложении). Лес рубят – щепки летят (интонация противопоставления в бессоюзном предложении временного типа).

Следующая группа грамматических средств имеет морфологическое, словообразовательное или синтаксическое происхождение. Морфологические и словообразовательные формы образуются с помощью морфем.

Сам термин «морфема» был введен в лингвистику И.А. Бодуэном де Куртенэ. Он же создал и первую классификацию морфем, ориентируясь, в основном, на индоевропейские языки. Центральным компонентом слов во всех языках земного шара служит корень. Корень – это центральная морфема слова, составляющая эпидигму (главную, постоянную часть) словообразовательных отношений. Корень является самостоятельной морфемой в составе слова. Он может совпадать с самим словом. Остальные морфемы в составе слова являются служебными и называются аффиксами . Аффиксы, которые стоят в слове перед корнем, называются префиксами , или приставками. Аффиксы, которые стоят в слове после корня, И.А.Бодуэн де Куртенэ назвал постфиксами . В данном пособии сохраняется именно это значение термина «постфикс».

Постфиксы подразделяются на суффиксы, флексии и постфлексии.

Суффикс – это служебная морфема, которая является основным показателем словообразовательной парадигмы. Например, суффикс -тель служит показателем грамматической словообразовательной парадигмы, в которую входят слова, имеющие значение деятеля или инструмента (писатель , нагреватель ).

Флексия , или словоизменительное окончание, – это служебная морфема, которая образует парадигмы, входящие в состав словоизменительной эпидигмы. Например, флексия Ø (нулевая флексия) в слове дом , флексия в слове рука , в слове окно и в слове столы образуют парадигму именительного падежа русского существительного, а флексии Ø (дом ), (дома ), (дому ), -ом (домом ), (в доме ) образуют падежную эпидигму существительных мужского рода единственного числа с твердой основой.

Постфлексия , которую в лингвистической литературе не вполне корректно называют постфиксом, – это служебная морфема, которая стоит после флексии и является показателем либо новой словообразовательной парадигмы, либо категориальной грамматической формы. Примером может служить постфлексия -ся в русском языке: носить – носиться, пытать – пытаться (словообразование), мыть – мыться, брить – бриться (различные категориальные грамматические формы).

Интерфикс – служебная морфема, которая является средством соединения двух и более корней в одном сложном слове. Например, интерфиксы -о- и -е- : водопровод, огнетушитель, пылеводонепроницаемый, работодатель, вертолёт, самолёт, пароход, нефтеперерабатывающий, конезавод, землеройка.

Конфикс это комплекс из префикса и суффикса, с помощью которого образуется новое слово, например, заречье . Это слово образовалось приставкой за- и суффиксом - j : не существует слова *речье и *заречь . Слово подоконник образовалось конфиксом под- -ник , поскольку в языке нет слов *оконник и *подокно . Слово направление образовалось конфиксом на- -ени j -(е) , отсутствуют слова *направ , *направлень , а слово правление лексически не соотносимо со словом направление .

Инфикс – это служебная морфема (аффикс), которая вставляется внутрь корня для образования новой грамматической формы. Например, в индонезийском языке слово sulat обозначает «письмо», sumulat – «писать»

Трансфикс – это комплексная служебная дистантная морфема, состоящая из ряда звуковых средств, которая расчлененно вставляется между звуковыми компонентами слова. Такое явление наблюдается в арабских языках. Например, звуковой комплекс ktb служит корневой морфемой, обозначающей нечто, связанное с процессами обучения и понимания: kataba – писать, kutiba – написанный, maktab – школа, kitab – книга.

Словообразовательные грамматические формы образуются с помощью приставок, суффиксов и постфлексий (бить – убить, кипятить – кипятильник, дуть – дуться ). Категориальные грамматические формы могут образовываться с помощью приставок, иногда суффиксов и постфлексий (писать – написать, ходить – похаживать, чесать – чесаться ). Словоизменительные формы обычно образуются флексиями (пишу – пишешь, сплю – спишь, несет – несут ).

К грамматическим средствам синтаксического происхождения относятся порядок слов и смена грамматических связей . В русском языке с его флективным строем порядок слов выступает в качестве грамматического средства крайне редко, например: красная роза (красная – определение), роза красная (красная – сказуемое), мать любит дочь (мать – любящий субъект), дочь любит мать (дочь – любящий субъект). В английском языке порядок слов выступает в качестве грамматического средства гораздо чаще.

К грамматическим средствам лексического происхождения относятся повторы (редупликация), сложение слов и супплетивизм . В русском языке повторы слов выступают средством словообразования. Ср.: еле и еле-еле , чуть и чуть-чуть , мало и мало-помалу. Аналогичную роль играют повторы в тюркских языках, например: жылкы-мылкы (кони и прочий скот), из тюркских языков пришли в русский язык выражения типа шара-бара (тряпье), ширли-мырли, шурум-бурум . В языках австронезийской семьи редупликация служит выражением множественного числа: arang (человек), arang - arang (люди), sudara (товарищ), sudara - sudara (товарищи).

К сложению относятся случаи соединения в одно слово разных корней или их аббревиаций: изба-читальня, плащ-палатка, завод-комбинат, стенгазета, паровоз, наркомат, шоу-бизнес.

В индоевропейских языках нередки случаи, когда в качестве формы исходного слова выступает новое слово. Например, человек – люди, ребенок – дети, хорошо – лучше, плохо – хуже . Явление образования форм слова с помощью других лексем называется супплетивизмом.

Как вы уже знаете, для существования любой единицы языка важны два плана - парадигматика и синтагматика. И формальные грамматические средства, которыми распо­лагают русские слова, бывают парадигматическими и син­тагматическими.

Парадигматические формально-грамматиче­ские признаки слова являются традиционным объектом изучения морфологии. Морфологическая парадигма слова - это система всех грамматических разновидностей данного слова. Грамматическая разновидность слова, пере­дающая определенное грамматическое значение, называет­ся словоформой. Например, существительное моряк в речи бывает представлено разными словоформами: моря­ка, моряком, моряков и т. п., глагол беспокоиться - слово­формами: беспокоился, беспокоится, беспокойся, беспокоив­шийся, беспокоясь и т. д.

Способность слова образовывать морфологическую пара­дигму называется словоизменением. У некоторых

слов словоизменение отсутствует: они всегда выступают в одном и том же виде, т. е. представлены одной и той же словоформой (таковы, например, служебные слова: у, но, лишь). У подобных слов нулевая парадигма. Но у большинства слов русского языка парадигма не нулевая. Так, морфологическая словоизменительная парадигма слова туман образуется сло­воформами: туман, тумана, туману, туман, туманом, (о) тумане", туманы, туманов, туманам, туманы, туманами, (о) туманах.

Различаются словоформы синтетические (простые) и ана­литические (составные).

Синтетические словоформы состоят из основы слова и флективных аффиксов - окончаний, словоизмени­тельных суффиксов и постфиксов: дом-й (нулевое оконча­ние), школа, быстр ейш ий (словоизменительный суффикс превосходной степени и окончание), чита л и (словоизмени­тельный суффикс -л и окончание -и), бег ущ-ий (словоизме­нительный суффикс причастия и окончание). В одной синте­тической словоформе может быть от одного до трех флек­тивных аффиксов; например, в глагольной словоформе про- веря-л"-и-съ {Сочинения проверялись двумя экзаменаторами) грамматические значения выражены словоизменительным суффиксом прошедшего времени -л*-, окончанием -и- и сло­воизменительным постфиксом страдательного залога -сь.

В образовании аналитических словоформ уча­ствуют вспомогательные слова, играющие ту же роль, что и словоизменительные аффиксы в структуре синтетических словоформ. Например, прибавлением форм будущего вре­мени вспомогательного глагола быть к инфинитиву глаго­лов несовершенного вида {читать, бежать и др.) образует­ся аналитическая форма будущего времени: буду читать, буду бежать’, прибавлением вспомогательного слова бы к форме прошедшего времени глагола образуется форма со­слагательного наклонения: читал бы, бежали бы.

Иногда в морфологической парадигме слова имеются и синтетические, и аналитические словоформы: сильнейший и самый сильный, теплее и более тёплый. При словоиз­менении существительных {брат, брата, брату...), числи­тельных {три, трех, трем...) и местоимений {я, меня, мне...) используются только синтетические словоформы. Для мор­фологических парадигм прилагательных {новый, новее, самый новый), глаголов {строил, строю, буду строить, да­вайте строить), наречий {громко, громче всех) и безлично­предикативных слов {жаль, более всего жаль) характерны как синтетические, так и аналитические словоформы.

Словоизменение всегда было основным объектом мор­фологического анализа, потому что окончания и словоизме­нительные суффиксы в составе синтетических словоформ, вспомогательные слова в составе аналитических словоформ являются эффективными средствами выражения грамма­тических значений. Так, благодаря противопоставлению окончаний в словоформах ученик - ученики, журнал - журналы выражаются значения числа; в противопоставле­нии словоформ решал - решаю - буду решать выража­ются временные значения. Флективные аффиксы всех трех указанных выше типов, как и вспомогательные слова, отно­сятся к парадигматическим средствам выраже­ния грамматического значения слова (так как они участву­ют в образовании словоизменительной парадигмы слова).

Грамматические значения слов выражаются не только перечисленными парадигматическими формально-грамма­тическими средствами, но также и при помощи синтаг­матических средств, т. е. таких формальных показа­телей, которые проявляются в словосочетании. Например, в словосочетаниях новая книга, новые книги значение числа выражено не только окончаниями существительного, но также и окончаниями согласующегося с ним прилагатель­ного. Здесь парадигматические и синтагматические сред­ства выражения грамматических значений дополняют одно другое.

А в тех случаях, когда парадигматические средства вы­ражения грамматического значения отсутствуют, един­ственным формальным средством обнаружения данного значения становится грамматическая синтагматика (соче­таемость) слова. Например, если существительное не имеет внешне различающихся окончаний, т. е. является «нескло­няемым» {пальто, ТЭЦ и др.), грамматическое значение чис­ла может быть выражено лишь «за пределами» самого су­ществительного, в согласующихся формах прилагательного: новое/новые пальто, мощная/мощные ТЭЦ. Эти примеры показывают, что морфология как грамматическое учение о слове, реально функционирующем в речи, должна учитывать все средства выражения грамматических значений слова - как парадигматические, так и синтагматические.

Кроме отмеченных только что основных - парадигма­тических и синтагматических - формальных средств вы­ражения грамматических значений в некоторых словах не­редко имеются и дополнительные формальные показатели, сопутствующие основным средствам выражения грамма­тического значения:

1) чередования (или альтернации) фонем в осно­ве: это могут быть чередования согласных в конце основы (бегу - бежишь, люблю - любишь) или же чередования глас­ных в середине основы (протоптать - протаптывать), включая чередование «беглой гласной» с нулем (сон - сна, лев - льва, дорожки - дорожек)",

2) изменение состава суффиксов в конце основы: их наращение, усечение или чередование: брат - братья (брат-j-a), крестьянин - крестьяне, давать - даю, танцевать - танцую (танц-yj-y);

3) супплетивизм (замена корневых морфем в раз­ных словоформах одного и того же слова): иду - шёл, чело­век - люди, ребенок - дети, плохой - хуже, маленький - меньше, я - меня, мы - нас, ты - тебя и др.;

4) изменение места ударения: дерево - деревья, была - были.

Лексические средства языковой выразительности:

1. АНТОНИМЫ:

· позволяют увидеть, что в жизни есть контрасты, подчёркивают их,

· помогают уточнить мысль, сделать ее ярче, образнее

· делают речь яркой, образной, выразительной

2. СИНОНИМЫ:

ü помогают избежать однообразия изложения,

ü разнообразят нашу речь, делая её живой и выразительной,

ü позволяют всесторонне охарактеризовать образ,

ü помогают с максимальной точностью и полнотой передать содержание,

ü позволяют выразить самые тонкие смысловые оттенки,

ü позволяют тонко и красочно описывать явления,

ü способствуют точности и ясности высказывания,

ü дают возможность выразить различные оттенки мысли, уточнить, подчеркнуть какое-то положение.

Омонимы используются:

ü - для выразительности и экспрессии речи.

ü - для создания выразительности комического характера (на основе их использования обычно создаются каламбуры):

3. УСТАРЕВШИЕ СЛОВА:

ü служат для передачи точного смысла в письменной и устной речи,

ü делают речь яркой и убедительной,

ü служат для передачи торжественности момента,

ü служат для воссоздания исторической обстановки,

ü служат средством речевой характеристики персонажа,

ü используются для создания комического эффекта, иронии;

ü подчёркивают достоверность сказанного,

ü служат названиями реалий прошлых лет.

4. ДИАЛЕКТИЗМЫ:

помогают передать местный колорит, особенности речи героев.

5. СЛОВА С ПЕРЕНОСНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ:

выступают как одно из средств выразительности речи.

6. СТИЛИСТИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНАЯ ЛЕКСИКА:

ü используется писателями как языковая основа произведения,

ü употребляется в любых условиях общения,

ü служит бесстрастному, объективному обозначению понятий, предметов, действий, признаков, явлений и отношений между ними.

7. РАЗГОВОРНАЯ И ПРОСТОРЕЧНАЯ ЛЕКСИКА:

ü создаёт стилистическую окраску слова,

ü одна из отличительных черт разговорной лексики - конкретность (обозначение конкретных предметов, действий, признаков);

ü используется для словесной характеристики героя.

8. ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ:

· помогают понять, о какой профессии идёт речь в предложенном тексте,

· служат для обозначения различных производственных процессов, орудий производства, сырья, выпускаемой продукции и т.п.,

· служат для создания достоверности, точности информации, речевой характеристики персонажа,

· служат для убеждения оппонента, позволяя чётко выразить позицию автора или привести яркий, убедительный аргумент.

· помогают писателю подчеркнуть и обсудить общественно-важную проблему,

· служат для создания полноты картины, образного, эмоционального восприятия изображаемой действительности,

· служат речевой характеристикой персонажей.

10. ЭПИТЕТЫ:

· усиливают выразительность, образность языка произведения;

· придают художественную, поэтическую яркость речи;

· обогащают содержание высказывания;

· выделяют характерную черту или качество предмета, явления, подчёркивают его индивидуальный признак;

· создают живое представление о предмете;

· оценивают предмет или явление;

· вызывают определённое эмоциональное отношение к ним;

11. СРАВНЕНИЯ:

· как и эпитеты, используются в тексте с целью усиления его изобразительности и образности, создания более ярких, выразительных образов и выделения, подчеркивания каких-либо существенных признаков изображаемых предметов или явлений, а также с целью выражения авторских оценок и эмоций.

12. ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ:

· придают речи особую выразительность, образность, эмоциональность, точность,

· характеризуют все стороны жизни человека.

· Усиливают экспрессивную окраску речи. Присущая фразеологизмам образность оживляет повествование, нередко придает ему шутливую, ироническую окраску.

13. ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР:

· помогает подчеркнуть, выделить в речи важную в смысловом отношении группу слов,

· средство придания ясности высказыванию, помогающее избежать туманности изложения,

· средство передачи монотонности и однообразия действий,

· повторение слов способствует большей силе высказывания, большей напряженности повествования,

· средство выражения многократности или длительности действия.

14. ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ:

· служит для создания ярких, выразительных и образных картин чего-либо, усиления передаваемых мыслей и чувств.

15. МЕТАФОРА:

· Метафора является одним их самых ярких и сильных средств создания выразительности и образности текста. Через метафорическое значение слов и словосочетаний автор текста не только усиливает зримость и наглядность изображаемого, но и передает неповторимость, индивидуальность предметов или явлений.

Грамматические средства языковой выразительности:

1. ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ

· помогают перечислить действия героев;

· позволяют увидеть одновременные, последовательные действия предмета;

· конкретизируют признак предмета.

2. ОБРАЩЕНИЕ

· называет собеседника, того, к кому (звательная функция): Лена, дай мне одну краску.

· выражает к нему определённое отношение говорящего, то есть выполняет оценочную функцию: Живёте на износ, бесценная наша, ...

· в лирике выполняет изобразительно-выразительную роль, усиливая лирическое настроение текста: "Куда бежишь, тропинка милая, ...

3. ВВОДНЫЕ СЛОВА

· -выражают оценку говорящим степени достоверности сообщаемого (уверенность, предположение, сомнение, неуверенность и т.п.): конечно, несомненно, безусловно, бесспорно, очевидно, без всякого сомнения, вероятно, по всей вероятности, по сути дела, разумеется, само собой разумеется, может быть, должно быть, наверное, пожалуй, по-видимому, действительно и др. Горный воздух, без всякого сомнения, действует благотворно на здоровье человека.

· -выражают чувства говорящего (радость, удовольствие, сожаление, удивление, негодование и т.п.): к счастью, к радости, к удовольствию, к сожалению, к несчастью, к удивлению, к изумлению, к огорчению, к прискорбию, к досаде, странное дело, неровен час, чего доброго, как нарочно и др. Но, к несчастью, в это время подвернулся губернатор.

· -указывают на связь мыслей, последовательность изложения : во-первых, во-вторых и т.д., с одной стороны, с другой стороны, наконец, наоборот, напротив, однако, в общем, в частности, кстати, кстати сказать, итак, следовательно, значит, кроме того, например, так, таким образом и др. Вся жизнь Никиты не была постоянным праздником, а, напротив, была неперестающей службой.

· -указывают на приемы и способы оформления мыслей: словом, одним словом, короче говоря, вообще говоря, иначе говоря, так сказать, другими словами и др. Признаться сказать, ни в какое время Колотовка не представляет отрадного зрелища.

· -указывают на экспрессивный характер высказывания : лучше сказать, грубо выражаясь, мягко выражаясь, по правде говоря, между нами говоря, смешно сказать, сказать по совести и др. По правде говоря, я не очень рассчитывал на его помощь.

· -указывают на источник сообщаемого : по словам, по сообщению, по мнению, по слухам, по сведениям, по-моему, по-твоему и т.п., дескать, мол, по моим расчетам, с точки зрения, как известно и др. По словам капитана, до ближайшего порта остается два дня пути.

· -используются также для привлечения внимания собеседника к сообщаемому, для внушения определенного отношения к излагаемым фактам : видишь (ли), видите (ли), понимаешь (ли), понимаете (ли), пойми, поймите, вообразите себе, извините, простите, пожалуйста, сделайте милость, помнишь (ли), помните (ли), помилуйте, послушайте, согласитесь, заметьте себе, позвольте и др. Одичаешь, знаете, если будешь все время жить взаперти.

4. ОБОСОБЛЕННЫЕ СОГЛАСОВАННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

· помогают конкретизировать определяемое существительное, уточнить признак предмета: Людей, пренебрегавших здоровьем, мама считала жестокими.

· помогают автору "сжать" информацию, позволяя в определении передать содержание, которое можно выразить и придаточной частью СПП: Выросшие за лето медвежата играли на камнях... (сравните: Медвежата, которые выросли за лето, играли на камнях...)

5. ОБОСОБЛЕННЫЕ НЕСОГЛАСОВАННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

5. ОБОСОБЛЕННЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ

· поясняют или уточняют нарицательное существительное;

6. ОБОСОБЛЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

· помогают автору обозначить условие, вопреки которому совершается основное действие: Постепенно, сама того не желая, мама приучила соседей обращаться к ней не только по медицинским вопросам, но и с другими просьбами.

7. ОБОСОБЛЕННЫЕ ДОПОЛНЕНИЯ

· несут значение исключения, то есть выполняют ограничительную функцию;

8. ОБОСОБЛЕННЫЕ УТОЧНЯЮЩИЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

9. ОБОСОБЛЕННЫЕ ПОЯСНИТЕЛЬНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

10. СЛОЖНОСОЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

1. ССП с противительными союзами А, НО, ДА (=НО), ЗАТО, ОДНАКО помогают автору показать, что одно событие противопоставлено другому: После пятого урока у меня был кружок, но я не остался.

2. ССП с соединительными союзами И, ДА (=И), НИ...НИ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, КАК...ТАК И, НЕ ТОЛЬКО...НО И помогают автору показать последовательно происходящие события: Город кончался, и вскоре показалось море.

3. ССП с разделительными союзами ИЛИ, ЛИБО, ТО...ТО, НЕ ТО...НЕ ТО позволяют автору указать на чередование событий: То скрипнет дверь, то тихо отворится калитка...

11. СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

1. СПП с придаточным изъяснительным помогают автору раскрыть смысл глагола в главной части: Я должен немедленно доказать ей, что "предполагаемый диагноз" предположили напрасно, что всё будет хорошо.

2. СПП с придаточным определительным помогают автору раскрыть признак существительного из главной части: Она не могла пройти мимо человека, который недомогал.

12. БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

В русском языке десять частей речи: существительное, прилагательное, числительное, местоимение, глагол, наречие, предлоги, союзы, частицы, междометия.

Существительное, прилагательное, числительное, глагол, наречие – это знаменательные части речи; слова, принадлежащие к этим грамматическим классам, имеют собственное лексическое значение, обладают особыми грамматическими категориями и в предложении играют роль главных или второстепенных членов. По синтаксическим функциям к знаменательным частям речи относится и местоимение, однако оно не имеет собственного лексического значения, а его грамматические категории повторяют, в зависимости от разряда местоимения, грамматические категории существительного, прилагательного, наречия или числительного.

Предлоги, союзы, частицы – служебные части речи; они указывают на отношения между словами или между предложениями, а также придают высказываниям различные смысловые и модальные оттенки. Междометие не принадлежит ни к знаменательным, ни к служебным частям речи.

Имя существительное

– часть речи, которая включает слова, называющие предмет или живое существо: сосна , учитель , тигр .

Имя прилагательное

– часть речи, которая содержит слова, обозначающие признаки предмета или живого существа: высокая сосна , новый учитель , молодой тигр .

Числительные

обозначают количество предметов (один , пятнадцать , сто двадцать семь ) или их порядковый номер (первый вагон , пятнадцатое сентября , сто двадцать седьмая страница ).

Местоимения

– это слова, не имеющие собственного лексического значения: они не называют предметы, свойства, действия, а указывают на них. Местоимения употребляются вместо имен существительных, прилагательных, числительных, а также вместо наречий: В комнату вошла женщина . Она несла в руках чайник ; Плотники построили новый дом . В этом доме решено разместить детский сад ; Пятеро вышли из леса . На всех были маскировочные халаты ; Я приеду вечером , тогда и поговорим .

Глагол

часть речи, к которой относятся слова, обозначающие действие или состояние предмета или живого существа: идти , спать , находиться .

Причастие и деепричастие.

Помимо многообразных форм, выражающих различные специфически глагольные грамматические значения, глагол имеет такие формы, которые сближают его с другими частями речи. Это причастие, которое, сохраняя присущее глаголу значение действия и состояния и грамматические категории залога, времени и вида, изменяется по родам, числам и падежам и тем самым сближается с прилагательным (читающий мальчик , читающая девочка , читающее устройство ), – и деепричастие, которое, также сохраняя основные свойства глагола, по формальным признакам и синтаксической роли в предложении сближается с другой частью речи – наречием: так же, как наречие, деепричастие не имеет словоизменительных форм, а в предложении выступает в роли обстоятельства (ср. : Дожди льют беспрестанно . – Дожди льют , не переставая ).

Наречия

– это неизменяемые слова, которые обозначают характер действия или состояния, качество или признак предмета. В предложении наречия примыкают к глаголу, прилагательному, существительному или к другому наречию и являются либо обстоятельствами, либо несогласованными определениями: быстро мчаться , повернуть направо , тяжело больной , яйца всмятку , мучительно долго .

По значению различают несколько разрядов наречий: 1) наречия места: справа , внизу , наверх , отовсюду ;

2) наречия времени: всегда , никогда , вчера , сейчас ;

3) наречия образа действия: сильно , весело , вслепую , досуха ;

4) наречия степени действия: очень (устал ), наполовину (седой ), совершенно (здоров ), чуть -чуть (сдвинуть );

5) наречия причины: сгоряча , сдуру ; 6) наречия цели: назло , нарочно , намеренно .

Особую группу составляют т.н. предикативные наречия; они обозначают состояние человека или природы, возможность/невозможность или необходимость действия и исполняют роль сказуемого в безличных предложениях: Было уже светло ; Жаль было расставаться ; Можно войти ? Пора вставать и т. п.

Подобно словам других частей речи, наречия различаются по стилистической окраске и условиям употребления. Многие из них стилистически нейтральны и могут использоваться без каких-либо ограничений; таковы, например, местоименные наречия где , куда , туда , откуда , здесь , там , как , так , когда , тогда , значительная часть наречий места, времени, образа действия и др. : наверху , давно , издали , утром . неожиданно , хорошо , совсем и т.п.

Некоторые наречия имеют книжную окраску и употребляются преимущественно в книжно-письменной речи: весьма , исключительно (ср. стилистически нейтральное очень ), незамедлительно (ср. быстро ), тщетно (ср. напрасно , разговорное зря ), поистине , непременно , чрезмерно и под. Другие, напротив, обладают сниженной стилистической окраской и характерны главным образом для разговорной речи: сперва , зверски , впотьмах , сдуру , сослепу и под.

Предлоги

– это служебные слова, которые, сочетаясь с существительными или местоимениями, обозначают различные отношения между предметами или отношение предметов к действиям, состояниям, признакам: за шкафом , передо мной , из лесу , через минуту , для облегчения , во сне , от усталости .

Бóльшая часть предлогов закреплена за определенными падежами: без , для , до , из , от , у употребляются с родительным падежом, к – с дательным, про , через , сквозь – с винительным, над , перед – с творительным, при – с предложным. Некоторые предлоги могут употребляться с разными падежами существительных: в , на , о – с винительным и с предложным (пошли в лес – были в лесу , сдвинуть на край – сидеть на краю , удариться о камень – говорить о камне ), за , под – с винительным и с творительным (закатиться за (под) шкаф лежать за (под) шкафом) , по – с дательным, винительным и предложным (провести по горлу – дел по горло – встретиться по окончании сеанса ), с – с родительным, винительным и творительным (слезть с печи – высотой с печь – дом с печью ).

Из особенностей употребления предлогов в речи необходимо отметить характер их сочетания с личными местоимениями 3-го лица. Так наз. первообразные предлоги – к ним относятся все однофонемные и односложные: в , к , о , с , без , до , за , из , от , над , по , под , при и др. , а также предлоги из -за , из -под , между , перед , через , присоединяясь к местоимению, «вызывают» вставку н - в его начале; ср. : ему – к нему , ей – с ней , ими – между ними , их – из -за них . Непервообразные предлоги (исторически они появились в языке значительно позднее первых, из слов других частей речи) такого эффекта не вызывают: благодаря ему (не: *благодаря нему ), навстречу ей (не: *навстречу ней ) и т.п.

Союзы

– это служебные слова, которые связывают предложения и члены предложения: Мальчик читает , а девочка пишет ; Мальчик читает и пишет .

Союзы делятся на два разряда:

1) сочинительные, которые связывают однородные члены предложения и подразделяются на соединительные (и , да – в функции и , – ни… – ни… ), противительные , но , да – в функции но , – зато , однако ), разделительные (или , либо , то… – то… , то ли… – то ли… , не то… – не то… );

2) подчинительные, которые связывают придаточное предложение с главным: чтобы , потому что , как , так как , если , хотя и др.

Частицы

– это служебные слова, с помощью которых говорящий придает высказываниям различные модальные оттенки – например, удивления (Неужели ты не мог это сделать ?), восхищения (Что за уха !), сомнения (Едва ли это верно ) и т. п.

По значению частицы делятся на следующие разряды:

1) усилительные: даже , же , то , и , ни , ведь , уж ;

2) ограничительные: только , лишь ;

3) указательные: вон , вот ;

4) вопросительные: разве , неужели , ли ;

5) восклицательные: что за , как

6) отрицательные: не и содержащие не : вовсе не , далеко не , отнюдь не и некоторые другие.

Некоторые частицы являются словообразующими: -то , -либо , -нибудь , кое - (они служат для образования неопределенных местоимений) и формообразующими: бы , пусть , пускай , -ка (они служат для образования форм сослагательного и повелительного наклонений глагола: сказал бы , пусть (пускай )он скажет , скажи -ка ).

К частицам близки слова, показывающие отношение содержания речи к действительности и оценку, которую говорящий дает сообщаемым фактам: конечно , безусловно , кажется , вероятно , говорят , значит , якобы и т.п. В предложении они являются вводными словами и выделяются интонационно (в устной речи) и запятыми (на письме): Кажется , я опаздываю ; Говорят , он заболел ; Ты , значит , и не собираешься уезжать ?

Междометия

это слова, которые выражают чувства и побуждения говорящего, но не называют их: Ах , как я рад тебя видеть ! Ох , попадет тебе от отца ! Батюшки , да ты ли это ?

Междометия можно подразделить на

1) выражающие чувства – удивление, досаду, одобрение, угрозу и т. п. : а ! ах ! ба ! ура ! э -эх ! ох ! увы ! о !

2) выражающие различные побуждения: ну , ну -ка , вон ! прочь !

3) выражающие реакцию на слова собеседника: ой ли ?ну да ?(недоверие), вот еще ! (несогласие или возмущение) и нек. др. К междометиям примыкают звукоподражательные слова: бац ! хлоп ! мяу ! кукареку !

Сфера употребления междометий и звукоподражательных слов – преимущественно разговорная речь и язык художественной литературы.

Морфемные средства русского языка.

Они состоят из двух классов: словообразовательные средства и средства словоизменительные. Словообразовательные средства – это корневые и служебные морфемы. Корневая морфема – это общая часть родственных слов, выражающая определенное лексическое значение. Служебные, или аффиксальные, морфемы служат для образования слов (суффиксы, префиксы), а словоизменительные служебные морфемы – для изменения слов по грамматическим категориям – падежам, числам, родам, лицам, временам и т.п. (окончания).

Синтаксические средства (словосочетания и предложения).

Это языковые единицы, более протяженные, чем слово: словосочетания и предложения.

Словосочетание , простейшая непредикативная (в отличие от предложения) единица речи, которая образуется по синтаксической модели на основе подчинительной грамматической связи – согласования, управления, примыкания двух или более знаменательных слов (БСЭ).

Предложение , единица грамматики, обычно соответствующая законченному высказыванию и способная выступать в качестве отдельного сообщения (текста минимальной длины). Предложение состоит из слов, выступающих в морфологических формах и в линейном порядке, которые предусмотрены грамматикой языка. Структура предложения – предмет синтаксиса.







2024 © winplast.ru.