Богослужебные круги. Недельный круг церковных богослужений Круги богослужения в православной церкви


Службы Великого поста

Утреня (смотрим по Часослову)

Возглас священника

Чтец: Обычное начало и двупсалмие, тропари (на ряду)

Иерей : Краткая сугубая ектения, возглас

Хор : Аминь. Именем Господним благослови, отче.

Иерей : «Слава Святей…»

Чтец: Аминь. и шестопсалмие.

Иерей : Великая ектения, стихи с «Аллилуиа» на текущий глас недели

Троичны тропари гласа (смотреть в приложении Триоди. Тропари читаются, окончания поются. У первого тропаря окончания на каждый день разные, у тропарей на славу и ныне – те же)

Кафизмы три (смотреть в указаниях какие)

Ектений по кафизмах нет .

По первой кафизме – седальны Октоиха. (смотреть в приложении Триоди по гласу и дню недели. Если у празднуемого святого по 6 песни канона есть кондак, то тут же читается и мученичен со стихом «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев » перед «славой». Если же кондака нет, то этот мученичен читается в каноне по 6 песни вместо кондака.)

По 2 и 3 по счету кафизм – седальны Триоди на ряду

Псалом 50-й.

Молитва иерея, «Господи, помилуй » - 12 раз, возглас, «Аминь ».

Каноны:

Канон Минеи поется с трипесненцами Триоди. Трипесненцы смотреть в Богослужебных указаниях.

Смотреть по книге "службы 1 седмицы В. Поста" Смотреть по дню недели и добавлять из Триоди.

Те песни, в состав которых входят трипеснцы, поются на 14: сначала канон Минеи с ирмосом на 6, затем трипеснцы на 8. Кроме того, последний трипеснец имеет еще обычно один тропарь, не входящий в количество 14 и поемый с припевом «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».

Песни, в которых нет трипеснцев, поются на 4. Ирмосы в этот счет не входят и в 1-й, 4-й, 5-й и 7-й песнях поются до тропарей, а в 3-й и 6-й - по окончании тропарей .

Песни, имеющие в своем составе трипеснцы, заканчиваются катаваси­ей - ирмосом второго трипеснца.

Канон стихословится с библейскими песнями, изложенными в Ирмологии (а также в службах 1-й седмицы.)

По 3 и 6 песни канона – малая ектения, седальны или кондаки.

На 9-й песни – «Честнейшую»

После катавасии 9-й песни поется «Достойно есть»

Малая ектения.

Светилен Троичный текущего гласа. (смотреть в приложении Триоди, там же, где и Троичны). С окончаниями: 1-й – на каждый день свое, 2-й и 3-й – одни и те же.

Чтец: хвалитные псалмы и вседневное славословие.

Просительная ектения

Стихиры на стиховне Триоди с обычными припевами Часослова. Слава и ныне – Богородичен Триоди.

И обычное окончание утрени на ряду:

Чтец - «Благо есть исповедатися Господеви...» (дважды). Трисвятое по Отче наш. По возгласе чтец -тропарь: «В храме стояще славы Твоея...», «Господи, помилуй» (40). «Слава, и ныне». «Честнейшую». «Именем Господ­ним благослови, отче».

Иерей: «Сый благословен...»

Чтец: «Небесный Царю...»

Иерей: «Господи и Владыко живота моего...» и поклоны 3 великих, 12 малых с молитвой «Боже, очисти мя, грешнаго» и в за­ключение еще один великий поклон. По прочтении «Господи и Владыко живо­та моего...» чтец: «Аминь» и читает 1-й час.

Первый час, третий и шестой – всё на ряду. Смотреть по Часослову или службам 1-й седмицы. На 1-м часе по понедельникам и пятницам кафизм нет. На 6-м часе после Богородична «Яко не имамы» - тропарь пророчества, прокимен, паремия, прокимен и далее.

Девятый час – также всё на ряду. По пятницам кафизма не читается.

К девятому часу присоединяются изобразительны, которые начинаются пением «Во Царствии Твоем». Далее всё на ряду.

По «Отче наш» кондаки:

Кондак дня,

Кондак храма,

Кондак рядового святого

Слава – «Со святыми упокой»

И ныне – «Предстательство христиан»

(в храме Богородичном кондаки – дня, рядового святого, Слава – «Со святыми упокой», И ныне – храма)

Вечерня, когда не бывает Литургия Преждеосвященных Даров

Чтец: «Приидите, поклонимся...» и 103-й псалом: «Благосло­ви, душе моя, Господа...»

Иерей (в епитрахили и фелони) читает пред Цар­скими вратами светильничные молитвы.

По псалме - великая ектения.

За­тем кафизма 18-я.

После кафизмы - малая ектения.

«Господи, воз­звах» во глас стихир Триоди. Стихир 6 : Триоди - 3 и Минеи - 3 (Уже другой день)

Во время пения стихир совершается обычное каждение.

«Слава, и ныне» - Богородичен Минеи на ряду.

Входа нет.

Хор: «Свете тихий...»

Затем сле­дует прокимен первой паримии и чтение самой паримии, второй прокимен и вторая паримия.

По окончании паримий чтец: «Сподоби, Господи, в вечер сей...»

Ектения просительная.

Хор: стихиры на стиховне Триоди с обычными припевами из Часослова, «Слава, и ныне» - Богородичен.

После стихир чтец: «Ныне отпущаеши». Трисвятое. По «Отче наш»

Иерей - возглас. Хор: «Аминь ». И поют тропари, глас 4-й: «Богородице Дево» и др. – на ряду. Смотреть по Часослову или службам 1-й седмицы.

Чтец: «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую», «Именем Господним...»

Иерей: «Сый благословен...»

Чтец: молитву «Небесный Царю...»

Иерей: «Господи и Владыко живота моего...» и творим обычные поклоны (16).

После поклонов конечное Трисвятое –Чтец .

Возглас иерея, чтец: «Господи, помилуй» (12), «Всесвятая Трои­це...».

Чтец: «Буди Имя Господне...» (3), псалом «Благословлю Господа на всякое время...» (полностью).

Иерей : « Премудрость»

Хор: «Достойно есть...» (до слов: «Матерь Бога нашего» включительно).

Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас».

Хор: «Честнейшую».

Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...»

Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (3), «Благослови».

Иерей : отпуст (на амвоне).

Хор : многолетны.

Закрывается завеса Царских врат.

Таков порядок вечерни в седмичные дни Четыредесятницы, когда не бывает Преждеосвященной литургии.

После вечерни положена ещё заупокойная лития.

Повечерие великое поется отдельно от вечерни - вечером.

С первых веков христианства святыми отцами был установлен суточный круг богослужения . Его составляют службы, совершаемые в течение суток, которые, согласно церковным правилам, начинаются с вечера. Это счисление перешло в христианскую Церковь из Ветхого Завета, где началом суток считается время солнечного заката, а самими сутками - период между солнечным закатом одного и последующего за ним дня.

Суточный круг чинопоследований богослужения условно делиться на семь частей: вечерня, павечерница, полунощница, утреня, первый час, часы (третий, шестой, девятый) и литургия. Собираться семь раз в храм на молитву - это древняя иноческая традиция. Еще в Ветхом завете царь и пророк Давыд свидетельствовал о себе, что он семь раз в сутки становился на молитву Богу - «Седмицею днем хвалихъ Тя » (Пс. 118; 164). - это самая главная часть православного круга богослужения, божественная и священнейшая из служб.

Все части церковных служб в древности совершались последовательно, отдельно одна от другой. Однако вследствие того, что христиане из-за своих житейских занятий не могут приходить в храм семь раз в сутки, к каждой отдельно совершаемой церковной службе, в настоящее время все семь церковных служб соединены в три богослужения : вечернее , состоящее из вечерни и павечерницы; утреннее , состоящее из полунощницы, утрени и первого часа, и дневное , состоящее из третьего, шестого и девятого часов и Литургии.

Суточный, седмичный, годовой круг богослужения и подвижные дни

Молитвословия и песнопения, входящие в состав богослужения и повторяющиеся через определенный период времени, составляют круг богослужения . Одни молитвословия повторяются в богослужении постоянно, каждый день, составляя его основную часть, - сюда относятся все молитвословия Часослова и Служебника . Другие молитвы изменяются с каждым днем недели и повторяются через такой промежуток времени - это все песнопения Октая . Третьи молитвословия и песнопения изменяются с каждым днем года и повторяются через каждый год, они содержат в себе воспоминания и прославления событий и лиц соответственно каждому дню месяца или года - это все песнопения Минеи . Так как эти молитвословия и песнопения подразделяются на три рода , то и существуют три круга богослужени я.

1) Неизменяемые молитвословия , повторяющиеся ежедневно, составляют суточный круг богослужения или суточное богослужение .

2) Молитвословия и песнопения, изменяемые с каждым днем недели и повторяющиеся через каждую неделю, составляют седмичный (недельный) круг богослужения или седмичное богослужени е.

3) Молитвословия и песнопения, изменяемые с каждым днем года и повторяющиеся через каждый год, составляют годовой круг богослужения . К годовому кругу богослужения относятся молитвословия и песнопения подвижных дней и праздников, содержащиеся в Постной и Цветной Триоди .

Таким образом, в одном и том же богослужении бывают молитвословия и песнопения всех трех кругов: суточного, седмичного и годового .

НЕДЕЛЬНЫЙ КРУГ БОГОСЛУЖЕНИЙ
порядок служб на протяжении семи дней недели. Каждый день недели посвящен какому-либо важному событию или особо почитаемому святому.
В воскресенье Церковь воспоминает и прославляет Воскресение Христово.
В понедельник прославляются бесплотные силы - ангелы, созданные прежде человека, ближайшие слуги Божий.
Во вторник прославляется св. Иоанн Креститель, как больший из всех пророков и праведных.
В среду воспоминается предательство Господа Иудой и, в связи с этим, совершается служба в память Креста Господня (день постный).
В четверг прославляются св. апостолы и св. Николай Чудотворец.
В пятницу воспоминаются крестные страдания и смерть Спасителя и совершается служба в честь Креста Господня (день постный).
В субботу - день покоя - прославляются Божия Матерь, Которая ублажается и ежедневно, праотцы, пророки, апостолы, мученики, преподобные, праведные и все святые, достигшие упокоения в Господе. Также поминаются все усопшие в истинной вере и надежде на воскресение и жизнь вечную.

Источник: Энциклопедия "Русская цивилизация"


Смотреть что такое "НЕДЕЛЬНЫЙ КРУГ БОГОСЛУЖЕНИЙ" в других словарях:

    БОГОСЛУЖЕБНЫЙ КРУГ, совокупность служб общественного богослужения (см. БОГОСЛУЖЕНИЕ в христианстве). В богослужебном Уставе Православной Церкви различаются три цикла церковного богослужения: суточный (или дневной), седмичный (недельный) и… … Энциклопедический словарь

    Круги богослужебные - определенная последовательность богослужебных чтений и вообще богослужений, повторяющаяся в течение определенного времени. 1) Суточный круг состоит из богослужений одного дня. В полный суточный круг входят девятый час, вечерня, повечерие,… … Православная энциклопедия

    Литургический календарь, богослужебный календарь, церковный календарь, от лат. Calendae, название первого дня каждого месяца в Древнем Риме принимаемая той или иной церковью (конфессией) система определения дат переходящих и непереходящих… … Википедия

    В Русской Православной Церкви подразумевает Богопочитание или угождение Богу добрыми мыслями, словами и делами, т. е. исполнение воли Божией. Пришедший на землю Господь Иисус Христос, уча поклоняться небесному Отцу на всяком месте, тем не менее… … Русская история

    АЛЕКСИЙ II (Ридигер Алексей Михайлович) - (Ридигер Алексей Михайлович; 23.02.1929, Таллин, Эстония–5.12.2008, Москва), Патриарх Московский и всея Руси. Род Ридигеров. Детство и юность Съезд РСХД. Первые слева в верхнем ряду Михаил Александрович и Елена Иосифовна Ридигеры, в центре прот.… … Православная энциклопедия

    ВЕЛИКИЙ ПОСТ - [Церковнослав. , ; греч. Τεσσαρακοστὴ; лат. Quadragesima], период литургического года, предшествующий Страстной седмице Свет Христов просвещает всех. Литургия Преждеосвященных Даров Свет … Православная энциклопедия

    ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ II - Предстоятели ГПЦ Епископы Картли (Мцхетские): Иоанн I (20 60 е гг. IV в.); Иаков (60 70 е гг. IV в.); Иов (70 90 е гг. IV в.); Илия I (90 е гг. IV в.); Симеон I (нач. V 20 е гг. V в.); Моисей (20 е гг. V в.); Иона (20 е гг. V в.); Иеремия (20 е… … Православная энциклопедия

По примеру христиан апостольских времен Православная Церковь освящает все дни недели совершением церковных служб. Каждый день недели посвящен какому-либо важному событию в истории Церкви или особо почитаемому святому.

Все службы недели вместе образуют так называемый недельный, или седмичный богослужебный круг.

Первый день недели – день Воскресный. Он посвящен воспоминанию Воскресения Христа. Ночью, по прошествии субботы, на третий день после Своих страданий и Крестной смерти, Господь Иисус Христос воскрес. И из гроба, окруженный небесным сиянием, вышел Спаситель мира – Жизнодавец Христос Господь. Он воскрес силою Своего Божества.

В понедельник – первый день недели после Воскресения – Церковь прославляет ближайших слуг Божиих – Ангелов. Ангельский мир был сотворен прежде человека. Слово «Ангел» в переводе с греческого языка означает «Вестник». Это бесплотные, бестелесные духи. Но иногда Господь дает им являться людям в телесном виде, открывая им волю Божию.

Во вторник прославляется святой пророк, Предтеча и Креститель Спасов Иоанн. По слову Самого Господа, «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя». Аскет, подвижник, по повелению Божию пришел в долину реки Иордан возвестить людям о скором явлении в мире Спасителя. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Божие, - призывал пророк, - Сотворите достойные плоды покаяния». Исправьте свою жизнь. Встречайте Того, Кто будет крестить вас Духом Святым.

В среду Церковь вспоминает предательство Иудой Господа нашего Иисуса Христа первосвященникам иудейским. За цену раба, за тридцать сребреников один из апостолов – Иуда Искариот – предал своего Учителя и Господа Его врагам на Крестную смерть. Поэтому среда – день поста в православной Церкви.

В среду совершается служба Животворящему Кресту Господню. Сын Божий умер на Кресте за наши грехи как человек, чтобы сыны человеческие были избавлены от вечной смерти и вошли в Царство Божие, в Жизнь вечную.

В четверг Церковь прославляет апостолов – первых провозвестников Евангелия о совершившемся искуплении человека. Своей проповедью апостолы обратили сердца множества людей ко Христу.

Все апостолы, кроме Иоанна Богослова, приняли мученическую кончину. Иоанн богослов умер в заточении в глубокой старости. Число же христиан после кончины святых апостолов год от года росло, и вера христианская распространялась по всей земле.

В пятницу Церковь вспоминает Крестные страдания и смерть Спасителя. Поэтому в этот день – день поста, также как и в среду, в православных храмах совершаются службы Животворящему Кресту Господню.

Своими страданиями и смертью Христос искупил нас от вечной смерти. И когда мы слышим слова апостола Павла, обращенные к христианам Коринфа: «Вы куплены дорогою ценою», - то мы понимаем, что это обращение – к нам, к нашему сердцу, к нашей душе. Мы куплены дорогою ценою.

В субботу Господь закончил творение мира и «почил от дел Своих». Его творение было прекрасно. Блаженный покой был завещан и людям в день субботний.

Суббота посвящена воспоминанию и прославлению всех верных рабов Божиих, наслаждающихся блаженством в обителях Отца Небесного. Вспоминаем мы и всех в вере и надежде воскресения скончавшихся православных христиан.

Как всегдашняя Предстательница за христиан пред Престолом Сына Своего, Пресвятая Матерь Божия вспоминается и прославляется Церковью во все дни седмицы, но особо почитается Она в воскресение, среду и пятницу.

Завершается недельный Богослужебный круг и начинается снова. Мы вновь и вновь возвращаемся к одним и тем же событиям. Мы постигаем высоту и глубину благодатной духовной жизни во Христе.

Богослужение началось на Земле со времени сотворения Богом первых людей – Адама и Евы. Их богослужением в Раю было свободное, радостное прославление Бога, Его премудрости и всемогущества. И выражалось оно исполнением благой воли Божией.

После грехопадения людей и изгнания их из Рая, свою молитву к Богу о прощении и спасении от греха они стали соединять с жертвоприношением. Господь принимал эту молитву ради той великой жертвы, которую впоследствии принес за грех всего мира пришедший на землю Сын Божий – Христос Спаситель.

С апостольских и раннехристианских времен в Церкви был установлен порядок православного богослужения. Служба Богу, состоящая из чтения и пения молитв, чтения Священного Писания и священнодействий совершалась священнослужителями по определенному чину, то есть порядку.

Происходят церковные общественные богослужения в храме. Они ставят верующих в присутствие Божие, вводят в общение с Господом и напоминают нам о важнейших событиях Священной истории помогают понять истинное учение Христово.

Через богослужение православные христиане входят в таинственное общение с Живым Богом. Через участие в церковных Таинствах, а особенно в Таинстве Святого Причащения они получают от Бога благодатные силы для праведной жизни.

Каждый календарный день вспоминаются события Священной истории и истории Церкви. И все церковные богослужения делятся на три круга: суточный, недельный и годовой.

Богослужения суточного круга совершаются Православной Церковью на протяжении суток. Их девять: Вечерня, Повечерие, Полунощница, Утреня, Первый час, Третий час, Шестой час, Девятый час и Божественная литургия.

Пророк Моисей, описывая творение Богом мира, начинает день с вечера: «И был вечер, и было утро: день один…» Поэтому церковный день начинается с вечера – Вечерней.

Эта первая служба суточного богослужебного круга повествует нам об истории человечества в Ветхозаветное время. Она ясно показывает, что Ветхий Завет имеет свое спасительное завершение в Новом Завете. И мы благодарим Бога за тот день жизни, который Он нам дал.

Вторая служба суточного богослужебного круга – Повечерие – состоит из чтения ряда молитв, в которых мы просим у Господа Бога прощения наших грехов, и чтобы Он сохранил нас от козней диавола во время предстоящего сна.

Сон напоминает нам о смерти. Поэтому на Повечерии мы слышим о пробуждении от вечного сна, о воскресении из мертвых.

Третья служба суточного круга – это Полунощница. Она совершается в полночь, в воспоминание ночной молитвы Спасителя в Гефсиманском саду. Эта служба призывает верующих быть всегда готовыми ко дню Страшного Суда.

Следующая служба суточного богослужебного круга – Утреня. Она совершается перед восходом солнца. Утренний свет, приносящий бодрость, рождает чувство благодарности Богу – Подателю жизни.

Мы благодарим Господа за прошедшую ночь и просим Его милости и благословения на наступающий день. Утреня прославляет пришествие в мир Спасителя, принесшего Новую жизнь и Новый Завет людям.

Следующей службой суточного круга является Первый час. Первый час напоминает нам о суде над Иисусом Христом у первосвященников иудейских. В то время, когда вся природа просыпается для жизни, безбожные, беззаконные судьи отдают Подателя жизни на смерть.

На Третьем часе, соответствующем нашему девятому часу утра, Церковь вспоминает величайшее событие в своей истории – Сошествие Святого Духа на Апостолов.

В виде языков пламени Дух Святой сошел на Апостолов, чтобы освящать и обновлять души людей, чтобы проповедовать учение Христово всем народам мира.

Служба Шестого часа соответствует по времени нашему двенадцатому часу дня. Церковь вспоминает Распятие Господа нашего Иисуса Христа на Голгофе. Самую страшную казнь принял Господь «нас ради человек и нашего ради спасения».

На девятом часе, соответствующем нашему третьему часу пополудни, мы вспоминаем Крестную Смерть Спасителя. Свет померк. Земля поколебалась. Умер Сын Божий, чтобы Своим Воскресением спасти людей от власти греха и смерти.

Самое же главное богослужение суточного круга – это Божественная литургия. Перед нашим духовным взором проходит вся земная жизнь Спасителя от Его рождения до Вознесения на небо.

За литургией совершается величайшее в мире Таинство – хлеб и вино по молитве Церкви становятся Телом и Кровью Господа Иисуса Христа.

И мы, причащаясь Святых Даров – Божественного Тела и Крови Спасителя, «входим в радость Господа своего» и благодарим Сына Божия за спасение человеческого рода от греха и смерти.

Посещая храм Божий и участвуя в церковных службах и Таинствах, мы с верой, надеждой и любовью стремимся к единству со Христом, с Его жизнью, с Его Царством. Мы приникаем к чистому источнику воды живой, воды, текущей в жизнь вечную.







2024 © winplast.ru.